раздел iii. гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
УДК 331.5;349.2
DOI: 10.18384/2310-6794-2017-3-52-64
самозанятость населения в россии: от слов к правовому регулированию
Глотов СА.
Международный юридический институт
127427, г. Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 4, Российская Федерация
Аннотация. Автором раскрыты актуальные вопросы, связанные с формированием правового статуса самозанятого населения в Российской Федерации, при этом представлена конкретная статистика по результатам проведенного исследования по теме. Объём самозанятого населения в России весьма значителен (по полученным данным - более 16 млн чел.). В статье изложены предложения по правовому регулированию проблемы, сделан вывод, что в настоящее время происходит формирование нового правового статуса самозанятого населения, которое имеет налоговые льготы и освобождения. На основе полученных данных можно утверждать, что в дальнейшем рост занятости в неформальном секторе будет продолжаться на всей территории России.
Ключевые слова: занятость населения; самозанятые граждане; правовой статус самозанятых граждан.
© Глотов С.А., 2017.
SELF-EMPLOYMENT IN RUSSIA: FROM RHETORIC TO LEGAL REGULATION
S. Glotov
International Law Institute
4, Kashenkin Lug st., Moscow, 127427, Russian Federation
Abstract. The author reveals topical issues related to the formation of the legal status of the self-employed population in the Russian Federation, while specific statistics are presented on the results of the conducted research into the topic. The scale of self-employment of the population in Russia is very significant (more than 16 million people according to the data obtained). The article presents proposals on the legal regulation of the problem, it is concluded that at present a new legal status of the self-employed population having tax privileges and exemptions is being formed. Based on the obtained data it can be argued that at present, the growth of employment in the informal sector will continue throughout Russia.
Key words: population employment; self-employed citizens; the legal status of self-employed people.
''Самозанятый гражданин'' - понятие, которое стало интересовать многих людей в России. Такой термин обычно используется в отношении индивидуальных предпринимателей, которые не имеют сотрудников и ведут частную деятельность. Фактически это те, кто работают "на себя". Нередко таким людям бывает весьма проблематично вести свой бизнес, в частности, из-за налоговых сборов и бумажной волокиты. Поэтому на данный момент в России было принято решение о создании отдельного закона, который помогал бы самозанятым гражданам трудиться на благо общества и получать при этом заработок. Такая задумка получила активное развитие в 2016 г., хотя с правовым статусом самозанятости граждан Правительство планировало разобраться с 2013 г.
Данная тема актуальна, с одной стороны, тем, что в последние годы в России всё больше граждан переходит к такому виду деятельности [3].
Это обусловлено как довольно высокой скрытой безработицей - 16-18%
(в то время как официально не превышает 5-7%), так и низкой оплатой труда (порой она составляет всего 7-12 тыс. руб. в месяц) и нежеланием работать на таких "хозяев" и государство. Нельзя сбрасывать со счёта и фактор, что глобализация и технический прогресс также выбрасывают из жизни работоспособных граждан, чей труд не нужен в современной экономике (в США и других странах, включая РФ, формируются так называемые бесполезные классы) [21].
В нашей стране около 12% молодёжи в возрасте 15-24 лет исключены из сферы занятости, образования и профподготовки (это почти 2 млн чел. из данной возрастной группы) [15; 16].
С другой стороны, государство больше не хочет «смотреть сквозь пальцы» на то, как самозанятые граждане зарабатывают себе на хлеб, не участвуя в поддержании общей инфраструктуры государства, не платя налоги и т. д. Вне рамок российского государства, которое стремится «закрыть»
выпадающие доходы от нефти и газа, остаются миллиарды рублей, которые следует собрать с самозанятых. По различным экспертным оценкам, не платят взносов в социальные фонды 8-12 млн чел. [11].
Простой расчёт показывает, что если они заплатят по 1000 руб. в месяц за патент самозанятого гражданина, то сумма, поступившая в бюджет РФ, составит от 9,6-14,4 млрд руб. годовых.
Есть и другой подход. Его в октябре 2016 г. озвучил глава Минтруда М. То-пилин, заявив, что сбор с безработных, но трудоспособных граждан (так называемый патент на тунеядцев) может быть установлен в размере 20 тыс. руб. в год. Эта идея поддерживается Министерством финансов РФ.
В противном случае они могут считаться тунеядцами, как это понималось в советские годы. Налог на них уже действует в Республике Беларусь. Его платят, правда, не тунеядцы, а «лица, которые недоплачивают до среднего уровня». Есть и примеры, как пишет А. Каледина [7], и развитых стран. В Швейцарии первый уровень (а всего их три) предполагает взносы граждан, которые достигли 20 лет / 18 лет, если они работают.
Уже было сказано, что термином «самозанятые», как правило, характеризуют людей (на данный момент предпринимателей), которые работают на себя. У них нет ни сотрудников, ни штата кадров. В какой-то степени это граждане, которые сами себе начальники и подчиненные. В России подобная деятельность довольно часто встречается. Только на данный момент самозанятый гражданин обязан либо устраиваться на работу официально (как, к примеру, сотрудник
по найму), либо оформлять себя как индивидуального предпринимателя. Довольно часто при этом выбирается система УСН (Упрощенная система налогообложения - это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса). Это не совсем удобно. Поэтому в России начали рассматривать законы, помогающие нормально работать гражданам, относящимся к категории самозанятых.
Самозанятыми называются граждане, которые в состоянии самостоятельно обеспечивать себя трудовой деятельностью и отвечать за своевременную уплату страховых и пенсионных взносов. Самозанятое население -это индивидуальные предприниматели, граждане, зарабатывающие продуктами подсобного хозяйства, нотариусы и адвокаты. Система их налогообложения должна быть весьма простой (покупка патента, который заменяет налоги), может отсутствовать налоговая отчётность, нет контрольно-кассовых аппаратов, нет ведения книг доходов и расходов. При этом они не используют наёмного труда, реализуются требования ст. 1-4 Европейской социальной хартии: каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь свободным избранным трудом [6], - и ст. 37 Конституции РФ: труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [8].
К этому следует добавить и норму ст. 34 Конституции РФ: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не за-
прещённой законом экономической деятельности ... именно такой деятельностью и является самозанятость населения. Деятельность самозанятых реализуется исключительно благодаря их личным усилиям» [8].
21 сентября 2016 г. на заседании Совета по стратегическому развитию Президент России Владимир Путин сделал заявление, что самозанятых граждан на два года нужно освободить от уплаты налогов и обязательных взносов.
«Мы неоднократно говорили о необходимости на определенный период, скажем, года на два, освободить самозанятых вообще от уплаты налогов и обязательных взносов с тем, чтобы они могли спокойно войти в нормальный ритм легальной работы, и чтобы это не было для них обременительно», - сказал Президент.
Путин отметил, что недопустимы любые попытки признания самозанятых граждан незаконными предпринимателями и в законодательство, должны быть внесены необходимые поправки, гарантирующие их статус [17].
Однако вопросы, кто такие самозанятые граждане, нарушают ли они закон или являются легальными бизнесменами, какие виды деятельности для них существуют в нашей стране, пока остаются неясными.
Министерство финансов после выступления Президента зафиксировало в «Основных направлениях налоговой политики» срок освобождения от уплаты налогов самозанятого населения два года, при этом ограничив дату - 31 декабря 2018 г. [10; 14].
Самозанятые граждане - это лица, получающие финансовое вознаграж-
дение за свой труд от заказчика. И данный аспект является главным отличием от тех людей, которые работают по найму. Самозанятые граждане, виды деятельности которых довольно многообразны, ищут себе работу самостоятельно, принимая во внимание свои возможности, умения и навыки. Они лично организуют трудовой процесс. И только они несут ответственность за итоговые результаты. А также за своё здоровье. В общем, такие люди вообще ни от кого не зависят и никому не подчиняются. Они свободны, и это - основное преимущество данной формы работы [24].
27 января 2017 г. председатели комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам и по госстроительству и законодательству Андрей Макаров и Павел Крашенинников внесли на рассмотрение Госдумы проект закона, согласно которому самозанятые граждане освобождаются от обязательной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
В принятом Госдумой законе (федеральный закон от 26.07.2017 № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации») предусмотрено, что все граждане, осуществляющие деятельность, приносящую доход, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, должны будут добровольно уведомить свой территориальный орган Федеральной налоговой службы об этом и встать на учёт. После этого они получат полное освобождение от уплаты налогов со своей деятельности на 2 года [23].
С юридической точки зрения такое понятие, как самозанятость, относится
V5V
только к тем предпринимателям, которые зарегистрированы и платят страховые взносы и налоги, но при этом трудятся в одиночку - без наёмных работников. А деятельность нелегальных торговцев, нянь и парикмахеров можно классифицировать как незаконное предпринимательство.
Самозанятые граждане, не являющиеся ИП, не могут привлекать наёмных сотрудников. Но они имеют право выполнить какую-либо договорную работу в коллективе таких же лиц. По сути, такие люди осуществляют предпринимательскую деятельность. Но ИП при этом они не являются (в привычном понимании). Доход таких людей складывается из прибыли, полученной от используемого капитала и выручки от основной деятельности. Многие считают, что ИП -синоним определению «самозанятые граждане». Это не совсем так. И тех и других нередко отождествляют. Но различия имеются. Самозанятые лица имеют право работать лишь на патенте, который для них предусмотрен. И совмещение с другим режимом налогообложения запрещается. Первое, на что предлагается обратить внимание -это на то, что действующая система налогообложения для указанной категории лиц будет являться патентной. Деятельность самозанятых граждан в определённых случаях может быть оформлена при помощи патента без уплаты страховых взносов и налогов. Люди просто покупают патент и ведут свою деятельность на протяжении установленного документом срока. Нет бумажной волокиты. Никакой лишней отчётности, никаких дополнительных деклараций о прибыли. Оформление патента для самозанятых тоже обеща-
ют сделать упрощенным. Отсутствие камеральных проверок налоговых инспекций - пожалуй, один из наиболее значимых моментов. Планируется, что самозанятый гражданин, который работает по патенту, освобождается от налоговых проверок.
Патент будет иметь ограниченное действие: максимальный срок службы документа - 12 месяцев, а минимальный - 30 дней. Ежегодно придётся покупать новый патент для продолжения деятельности. Не вся работа может быть оформлена в качестве самозанятости. В некоторых случаях всё равно придётся открывать ИП. Будет разная стоимость патента на деятельность в регионах: цену установит каждый город самостоятельно. Но максимумы и минимумы планируется всё равно регулировать [9; 13].
Законы о самозанятости пока что не вызывают большого «восторга» у населения страны. По данным СМИ, к маю 2017 г. заявки на получение статуса самозанятых подали только 40 человек - 27 россиян и 13 иностранцев. Наибольшее число заявок - 9 - было получено в Белгородской области, тогда как в Москве только 4 [20]. Люди интересуются, чего им ждать. Огромным преимуществом для самозанятых граждан станет освобождение их от налогов. Подобные заявления делаются очень часто. Ведь изучаемая категория лиц, как правило, должна сначала "раскрутить" бизнес, чтобы тот приносил доход, а потом уже платить налоги. В противном случае человек закрывает ИП и прекращает вести деятельность официально, уходя зачастую в тень. Это потери для государственной казны. Именно по этой причине правительство РФ предложило полностью
освободить самозанятых граждан от налоговых сборов, устроить им налоговые каникулы. Т. е. человек сможет не платить налоги 36 месяцев [12].
Глава Счётной палаты Татьяна Голикова в июле 2016 г. заявила, что сокращение теневой занятости хотя бы на 50% даст бюджету дополнительные доходы в размере 40 млрд руб.
«Если соотнести вот этот сектор неформальной занятости, в котором в основном торговля, сельское хозяйство, транспорт, строительство, то структура перешедших на патентную систему совпадает. В этом смысле у нас есть перспектива к тому, чтобы все-таки людей выводить (из теневого сектора). По экспертным оценкам, это может дать порядка 40 млрд руб. дополнительных доходов, даже если половина людей выйдет из этой сферы неформальной занятости», - сказала Голикова [2].
Данное предложение также прозвучало и в отношении ИП, которые работают только на себя, без начальников, руководителей и сотрудников. 3 года с момента оформления данная категория лиц не будет платить налоги в государственную казну. Необходимо будет только перечислять обязательные взносы в Фонд социального страхования [14].
Дело все в том, что граждане должны приобретать патенты. Их стоимость полностью покрывает предполагаемые расходы. Фактически самозанятый человек платит вперёд. Стоимость патента - это и есть и налоги, и все обязательные взносы. Таким образом, можно сказать, что никаких дополнительных платежей делать на протяжении всего действия патента не будет нужно. Именно по этой причине
закон о самозанятости вызывает интерес у населения. Основная проблема, по которой люди скрывают свой доход - налоги. И она, как обещают в правительстве, будет исчерпана.
Чиновники полагают, что самозанятым гражданам также выгодно «выйти из тени» [4].
Среди преимуществ этого шага приводятся такие аргументы:
- гражданин получит легальный статус предпринимателя по своему виду деятельности;
- официальный статус открывает дорогу к получению кредитов;
- официальный статус позволяет давать рекламу, заключать договоры, отстаивать свои права как предпринимателя в суде;
- появится возможность фиксировать трудовой стаж, что важно в случае последующего трудоустройства в качестве наёмного работника;
- уплата налогов позволяет производить пенсионные накопления;
- возможность попасть под действие программ поддержки малого бизнеса: «налоговых каникул», системы грантов, которые, как было заявлено, будут разрабатываться.
С другой стороны, общественность высказывала опасения, из-за которых «теневики» не будут торопиться с официальной регистрацией:
- нежелание «светиться» в налоговых органах, т. к., однажды зарегистрировавшись, самозанятые всегда будут «под прицелом» у налоговиков;
- недоверие к государству, убеждённость, что его главной целью является выкачивание денег из предпринимательства, а не его поддержка;
- неясность будущего и перспектив, непроработанность всей программы.
Самозанятые граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не работающие на основе патента, - это категория людей, которые пока никак не взаимодействуют с государством. В законе предложено освободить таких людей от налогов на два года и исключить возможность признания их бизнеса нелегальным и противозаконным. При условии, что они зарегистрируют свою деятельность официально: начнут работать на основе патента или как ИП [22].
В России около 16 млн чел., которые не являются de facto безработными, но при этом не регистрируют бизнеса, - обсуждалось на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте РФ в ноябре 2016 г. Перечень самозанятых граждан РФ на данный момент достаточно широк:
• репетиторы;
• няни;
• парикмахеры и мастера маникюра, принимающие на дому;
• швеи, работающие дома;
• торговцы плодами, ягодами и фруктами, выращенными или собранными лично;
• водители;
• фотографы;
• журналисты;
• копирайтеры;
• мастера по ремонту бытовой и компьютерной техники, выезжающие на дом; мастера по ремонту ювелирных украшений;
• граждане, сдающие в аренду недвижимость [18; 22].
Категории населения, которые не могут претендовать на финансовую поддержку:
• беременные, числящиеся в декретном отпуске;
• лица, которым ещё не исполнилось 18 лет;
• пенсионеры;
• студенты, обучающиеся на дневной форме.
Некоторые выводы и предложения
1. С большой долей вероятности можно утверждать, что в 2017-2018 гг в России будет определён правовой статус самозанятого населения. По меньшей мере, следует внести изменения в ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ в части определения целей и задач трудового законодательства. Следует указать, что таковыми целями являются в т. ч. : защита самозанятого населения и оказание ему помощи со стороны государства. Пока такая норма в ТК РФ отсутствует. Следует также внести изменения в закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» [5]. В ст. 2 данного закона следует указать, что занятыми в нашей стране следует считать в т. ч. самозанятых граждан, ставших на учёт в налоговых органах. К самим же самозанятым гражданам отнести: 1) уборщиков жилых помещений, горничных, экономок и лиц, ведущих чужое домашнее хозяйство;
2) лиц, занимающихся уходом за престарелыми гражданами, больными людьми, детьми и лицами, которым требуется по заключению врачей постоянный уход, няни и гувернантки;
3) репетиторов.
2. В настоящее время (до 2018 г.) самозанятое население имеет налоговые льготы и освобождения. Возможно, такая практика будет продолжена и в дальнейшем. Однако наиболее вероят-
ным сценарием развития событий является перевод самозанятых граждан на патентную систему. В этом случае размер патента (ежемесячного платежа) не должен превышать 1000 руб.
3. Объём самозанятого населения в России весьма значителен - от 16 млн чел. Даже с учётом роста экономики в начале 2000-х гг. существенного увеличения численности занятых в формальном секторе не произошло. Быстрый рост экономики до кризиса сопровождался низкими темпами создания рабочих мест в компаниях и разрастанием масштабов неформальной занятости. Данная тенденция имеет место и сегодня. Она усугубляется весьма низкой заработной платой тех, кто занят в реальном секторе экономики, что также будет побуждать их к самозанятости.
Ситуация осложняется тем, что многие экономисты не верят в возможность оживления российской экономики даже в долгосрочной перспективе. Подъём ВВП будет очень вялым в ближайшие 7 лет при растущих ценах на нефть - считают 25 российских и иностранных экспертов. Это при том, что в послании Федеральному Собранию 2016 г. Президент В.В. Путин поручил Правительству разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 г., реализация которого позволит уже на рубеже 2019-2020 гг. «выйти на темпы экономического роста выше мировых, а значит наращивать позиции России в глобальной экономике» [19].
4. Перетекание рабочих мест из формального в неформальный сектор продолжилось и после кризиса; при этом с 2009 г. количество ликвидируемых рабочих мест в формальном
секторе превышало число ежегодно создаваемых рабочих мест. Рост занятости в неформальном секторе наблюдается на всей территории России, особенно в депрессивных регионах, к которым относится более половины субъектов РФ.
5. Важнейшая задача российских властей и гражданского общества -«вывести из тени» 30-40 млн чел., включая 16 млн самозанятых. Принимаемые в настоящее время российскими властями меры по ужесточению ответственности работодателей не приносят должных результатов. Необходима более гибкая политика Правительства РФ и региональных властей на рынке труда, в т. ч. связанная с налоговыми льготами и освобождениями для лиц, организующих и поддерживающих работу малых и средних предприятий, самозанятого населения.
6. Решение задачи «вывода из тени» самозанятых граждан, возможно, позволит пополнить российский бюджет на 40 млрд руб., а также повысит их защищённость от криминала. С этого «фронта борьбы» есть позитивные новости - почти 2,5 млн россиян были «выведены из тени» Рострудом в 2016 г. Из них 2 млн 293 тыс. были легализованы в сфере труда. Примерно столько же официально трудоустроились после вмешательства Роструда в 2015 г. (это подтверждается данными Пенсионного фонда) [4].
7. По мнению Мирового Банка, главными факторами, способствовавшими росту неформальной занятости в РФ, являлись деловой климат и институциональная среда. Нет убедительных доказательств того, что заработки в неформальном секторе ниже, чем в формальном. Установлено, что работники,
V59y
занятые в неформальном секторе, получают зарплату, сравнимую с зарплатой работников формального сектора, располагающих более значительным человеческим капиталом, либо превышающую её. Однако первые работают без договора; следовательно, они менее защищены и могут быть более уязвимы. Интересно отметить, что в неформальном секторе сильнее выражено неравенство по зарплатам. Для более точного установления различий между зарплатами в формальном и неформальном секторах требуется провести более детальное исследование.
8. Установлено, что минимальный уровень оплаты труда не оказывает сильного воздействия на рост неформальной занятости. Анализ показывает, что основными факторами, способствующими росту неформальной занятости, не являлись жёстко действующие институты рынка труда: минимальная заработная плата установлена на уровне, который вряд ли можно назвать ограничительным для большинства фирм; кроме того, обеспечение исполнения нормативных положений о защите занятости неэффективно. Возможно, свою лепту в рост неформальной занятости внесли низкие пособия по безработице: потерявшие работу в формальном секторе лица не могли себе позволить оставаться без работы в течение длительного времени и в связи с этим соглашались на работу в неформальном секторе, которая не обеспечивала каких-либо гарантий. В какой-то мере решению данной проблемы могут способствовать предложения Президента РФ В.В. Путина (сентябрь 2017 г.) уравнять к 1 января 2019 г. МРОТ и прожиточный минимум. Правда, в
материальном исчислении эти суммы по-прежнему будут выглядеть весьма скромными (10 000-12 000 руб. в месяц). Практика же Москвы показывает, что разговор надо вести не менее чем о 14 000 рублей.
9. Рост неформальной занятости в течение последнего десятилетия улучшил перспективы трудоустройства для работников, относящихся к нижней части распределения доходов, но в то же время повысил уровень уязвимости всей экономики страны и, возможно, негативно сказался на производительности. Весьма бережно следует отнестись к правовому статусу пенсионеров - самозанятых граждан, многие из которых оказались за чертой бедности.
10. Стимулировать переход от самозанятости к обычным формам труда в современной России будут сокращение численности населения в возрасте 25-55 лет и быстрый рост численности группы в возрасте 55-72 лет: если тенденция сохранится, к 2020-2021 гг. при текущей вовлечённости людей в рынок труда экономически активное население РФ сократится на 2,5%, или на 2 млн чел. На практике это означает, что для развитых регионов при низкой трудовой мобильности всё это - проблема уже 2017-го, а не 2021 г. Производительность труда, в сущности, будет некому повышать, - считает Д. Бутрин [1].
11. Присутствие масштабной и растущей практики трудоустройства в неформальном секторе может свидетельствовать о слабом доверии между гражданами и государством, а также о накоплении системных недостатков, среди которых - неполное или избирательное исполнение официальных нормативных требований, освобожде-
ние от взносов в систему социального и устойчивости системы социального
страхования и размывание налого- страхования, что противоречит ст. 7,
облагаемой базы с потенциально не- 37, 39 Конституции Российской Феде-
гативными последствиями для систе- рации. мы предоставления социальных услуг
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутрин Д. О безработице придётся только мечтать // КоммерсантЪ. 2017. 11 февр.
2. Глава СП посчитала выгоду от сокращения теневой занятости в РФ [Электронный ресурс] // Росбалт: [сайт]. http://www.rosbalt.ru/russia/2016/07/15/1532333.html (дата обращения: 27.09.2017).
3. Гурвич Е. Кадры растут в цене // Российская газета. 2017. 24 янв.
4. Гусенко М. Из тени в свет // Российская газета. 2017. 10 февр.
5. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
6. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята 03.05.1996 в г. Страсбурге) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807 (дата обращения: 27.09.2017).
7. Каледина А. Заплати соцвзносы и сиди в тени спокойной // Известия, 18 января, 2017.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // справочная правовая система «Консультант-Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 27.09.2017).
9. Королева А. Самозанятые граждане получат статус // Эксперт online. URL: http:// expert.ru/2017/05/30/minyust (дата обращения: 27.09.2017).
10. Крицкая М. На что могут рассчитывать самозанятые? [Электронный ресурс] // Контур: [сайт]. URL: https://kontur.ru/articles/4818 (дата обращения: 27.09.2017).
11. Минздрав предложил безработных и самозанятых лишить бесплатных полюсов ОМС // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2017/04/12/oms (дата обращения: 27.09.2017).
12. Налоговые каникулы для самозанятых физических лиц с 2017 года // Гуру бухгалтерии. Онлайн журнал для бухгалтера. URL: https://buhguru.com/ndfl/nalog-kanik-samozan.html (дата обращения: 27.09.2017).
13. Никифоров Е. Закон о самозанятых гражданах России на 2017 год: виды деятельности // РукаЗакона.ру. URL: https://rukazakona.ru/jurisprudencija/grazhdanskoe-pravo/156-zakon-o-samozanyatyh-grazhdanah-rossii-na-2017.html (дата обращения: 27.09.2017).
14. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] // Гарант: [сайт]. URL: http://base.garant.ru/70827092 (дата обращения: 27.09.2017).
15. Певцова Е.А. Воздействие современной социальной среды на правовое сознание школьной молодежи (теоретико-правовые аспекты) // Государство и право. 2006. № 12. С. 109-115.
16. Певцова Е.А. Функции правового сознания учащейся молодежи: состояние и проблемы развития // Lex Russica. 2006. Т. LXV. № 5. С. 873-892.
V6y
17. Путин поручил освободить самозанятых от налогов [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/2016/09/21/putin-poruchil-osvobodit-samozaniatyh-grazhdan-ot-nalogov.html (дата обращения: 27.09.2017).
18. Самозанятые граждане - кто это, вступит ли закон в 2017 году по уплате патента // Как зарабатывать.ру. URL: http://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/samozanyatye-grazhdane (дата обращения: 27.09.2017).
19. Сергеев М. России предсказывают потерю позиций в глобальной экономике // Независимая газета. 2017. 16 февр.
20. СМИ: В России заявки на получение статуса самозанятых подали 40 человек [Электронный ресурс] // RT: [сайт]. URL: https://russian.rt.com/russia/news/391289-rossiya-zayavleniya-samozanyatye (дата обращения: 27.09.2017).
21. Соловьева О. Глобальная экономика формирует бесполезный класс // Независимая газета. 2017. 26 мая.
22. Список профессий, попадающих под законопроект об освобождении самозанятых граждан от уплаты налога в 2017 году // Informatio.ru. https://informatio.ru/news/ society/job/spisok_professiy_samozanyatykh_grazhdan/ (дата обращения: 27.09.2017).
23. Федеральный закон от 26.07.2017 № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=220896&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.44465435993781344#0 (дата обращения: 27.09.2017).
24. Шевчук А.В. Самозанятость в информационной экономике: основные понятия и типы [Электронный ресурс] // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 1. URL: http:// rudocs.exdat.com/docs/index-128172.html (дата обращения: 27.09.2017).
REFERENCES
1. Butrin D. [Unemployment Will Be Just a Dream]. In: Kommersant, 2017, February 11.
2. [The Head of the Accounts Chamber Calculated the Benefit from a Reduction in Shadow Employment in Russia]. In: Rosbalt. Available at: www.rosbalt.ru/russia/2016/07/15/1532333. html (accessed: 27.09.2017).
3. Gurvich E. [Manpower is Rising in Price]. In: Rossiiskayagazeta, 2017, January 24.
4. Gusenko M. [Out of Shadows into the Light]. In: Rossiiskaya gazeta, 2017, February 10.
5. [The Law of the Russian Federation dated 19.04.1991 no. 1032-1 (amended on 28.12.2016)
"On Population Employment in the Russian Federation"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [The Collection of the Legislation of the Russian Federation], 1996, no. 17, art. 1915.
6. [The European Social Charter (revised) (adopted in Strasbourg, 03.05.1996)]. In: Konsul'tantPlyus: Spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807 (accessed: 27.09.2017).
7. Kaledina A. [Pay Social Contributions and Sit in the Shade of Tranquil]. In: Izvestiya, 2017,
January 18.
8. [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, Amended Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 no. 6-FKZ, dated 30.12.2008 no. 7-FKZ, dated 05.02.2014 no. 2-FKZ, dated 21.07.2014 no. 11-FCL)]. In: Konsul'tantPlyus: Spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (accessed: 27.09.2017)
9. Koroleva A. [Self-Employed Citizens Receive Status]. In: Ekspert online [Expert Online].
Available at: http://expert.ru/2017/05/30/minyust (accessed: 27.09.2017).
10. Kritskaya M. [What Can the Self-Employed Expect?]. In: Kontur [Contour]. Available at: https://kontur.ru/articles/4818 (accessed: 27.09.2017).
11. [The Ministry of Health Care Offered to Deprive the Unemployed and Self-Employed of Health Insurance Certificates]. In: Lenta.ru. Available at: https://lenta.ru/news/2017/04/12/ oms (accessed: 27.09.2017)
12. [Tax Holidays for Self-Employed Individuals Beginning in 2017]. In: Guru bukhgalterii. Onlain zhurnal dlya bukhgaltera [Guru of Accounting. Online Journal for the Accountant]. Available at: https://buhguru.com/ndfl/nalog-kanik-samozan.html (accessed: 27.09.2017).
13. Nikiforov E. [The Law on Self-Employed Citizens of Russia for 2017: types of activities]. In: RukaZakona.ru [Arm of the Law.ru]. Available at: https://rukazakona.ru/jurisprudencija/ grazhdanskoe-pravo/156-zakon-o-samozanyatyh-grazhdanah-rossii-na-2017.html (accessed: 27.09.2017).
14. [The Main Directions of Tax Policy of the Russian Federation for 2016 and 2017-2018 Periods]. In: Garant. Available at: http://base.garant.ru/70827092 (accessed: 27.09.2017).
15. Pevtsova E.A. [The Impact of Contemporary Social Environment on the Legal Consciousness of Young People in School (Theoretical-Legal Aspects)]. In: Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2006, no. 12, pp. 109-115.
16. Pevtsova E.A. [Functions of Students' Legal Consciousness: State and Problems of Development]. In: Lex Russica, 2006, vol. LXV, no. 5, pp. 873-892.
17. [Putin Instructed to Release the Self-Employed from Taxes]. In: Rossiiskayagazeta. Available at: https://rg.ru/2016/09/21/putin-poruchil-osvobodit-samozaniatyh-grazhdan-ot-nalogov. html (accessed: 27.09.2017).
18. [What Are the Self-Employed? Will the Law on Patent Enter into Force in 2017]. In: Kak zarabatyvat'.ru [How to Make Money.ru]. Available at: http://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/samozanyatye-grazhdane (accessed: 27.09.2017).
19. Sergeev M. [Russia is Predicted a Loss of Position in Global Economy]. In: Nezavisimaya gazeta, 2017, February 16.
20. [Media: 40 People Applied for Obtaining the Status of Self-Employed in Russia]. In: RT. Available at: https://russian.rt.com/russia/news/391289-rossiya-zayavleniya-samozanyatye (accessed: 27.09.2017).
21. Solov'eva O. [The Global Economy Creates a Useless Class]. In: Nezavisimaya gazeta, 2017, May 26.
22. [A List of Occupations that Fall Under the Bill for Exemption of Self-Employed Citizens from Paying Tax in 2017]. In: Informatio.ru. Available at: https://informatio.ru/news/society/job/ spisok_professiy_samozanyatykh_grazhdan (accessed: 27.09.2017).
23. [Federal Law dated 26.07.2017 no. 199-FZ "On Amendments to Articles 2 and 23 of the Civil Code of the Russian Federation'']. In: Konsul'tantPlyus: Spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=220896&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.44465435993781344#0 (accessed: 27.09.2017).
24. Shevchuk A.V. [Self-Employment in Information Economy: Basic Concepts and Types].
In: Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic Sociology], 2008, vol. 9, no. 1. Available at: http://
rudocs.exdat.com/docs/index-128172.html (accessed: 27.09.2017).
V6y
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Глотов Сергей Александрович - доктор юридических наук, профессор, действующий член (академик) Академии социальных наук, Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Международного юридического института;
e-mail.ru: Glotov_rgsu@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Sergey A. Glotov - Doctor of Law, professor, Member (Academician) of the Academy of Social Sciences, Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, International Law Institute; e-mail.ru: Glotov_rgsu@mail.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Глотов С.А. Самозанятость населения в России: от слов к правовому регулированию // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2017. № 3. С. 52-64 DOI: 10.18384/2310-6794-2017-3-52-64
FOR CITATION
Glotov S.A. Self-Employment in Russia: from Rhetoric to Legal Regulation. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2017, no. 3, рр. 52-64 DOI: 10.18384/2310-6794-2017-3-52-64