ЭКОНОМИКА
УДК 331.526:331.102
СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ САМОЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
С. Г. Землянухина, Н. С. Землянухина
Землянухина Светлана Георгиевна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика труда и производственных комплексов», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., [email protected]
Землянухина Надежда Сергеевна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
Введение. Актуальность проблемы самозанятости в России обосновывается необходимостью ее легализации, вывода из теневого сектора экономики и привлечения этой категории населения к уплате различного рода взносов и налогов. Пока попытки властей легализовать самозанятых граждан и определить их правовой статус не увенчались успехом, что свидетельствует о недостаточности теоретической разработки этого феномена. Цель данной статьи - представить систему экономических отношений, выраженных в категории самозанятости, и высказать предложения для успешного функционирования этой категории трудовых ресурсов. Теоретический анализ. При рассмотрении системы экономических отношений в сфере самозанятости населения России авторы выделяют специфику самозанятости по сравнению с более общей категорией занятости, определяют самозанятость как процесс включения населения в экономическую деятельность, выражающийся в самостоятельной организации производства товаров или услуг без использования наемной рабочей силы в целях получения дохода. Это позволяет показать роль этих отношений в системе трудовых отношений и отношений собственности, несостоятельность имеющихся в литературе трактовок самозанятости и высказать предложения по определению правового статуса самозанятых. Выводы. Дано дополнительное обоснование предложения Президента РФ о предоставлении не только налоговых каникул, но и об освобождении от налогообложения категории самозанятых, отвечающей предложенному в статье критерию.
Ключевые слова: занятость, самозанятость, правовой статус, трудовые отношения, достойный труд, теневая экономика, легализация.
йС!: 10.18500/1994-2540-2018-18-2-126-133
Введение
В настоящее время в России самозанятые являются предметом оживленного обсуждения и дискуссий ученых и политиков. В Послании Президента России от 1 декабря 2016 г. В. В. Путин отметил, что он уже дал прямое поручение исключить трактовку работы самозанятых граждан как незаконной предпринимательской деятельности. «Не нужно цепляться к ним по надуманным поводам. А чтобы таких поводов вообще не было, прошу в течение следующего года четко определить правовой статус самозанятых граждан, дать им возможность нормально, спокойно работать» [1].
В своем выступлении 15.03.2017 председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на открытии Первого Санкт-Петербургского международного форума труда также остановилась на проблеме самозанятого населения и отметила: «Чрезвычайно важно содействовать развитию новых форм занятости - дистанционной и самозаня-
тости. В России это сегодня чуть ли не единственный вариант заработка для большой части граждан - порядка пяти миллионов человек». Однако, напомнила В. Матвиенко, эта категория граждан пока не представлена в правовом пространстве страны, они не платят налоги, страховые взносы, и в результате на региональные бюджеты ложится дополнительная финансовая нагрузка. По ее словам, задача государства - ввести правовую «легализацию» самозанятых граждан [2].
18 ноября 2016 г. Госдума приняла налоговый закон для самозанятых, согласно которому самозанятые граждане, включая нянь и сиделок, репетиторов и уборщиц, не привлекающие к своей деятельности наемных работников, должны будут встать на учет в налоговых органах, после чего смогут не платить никаких налогов в 20172018 гг. [3]. Закон был принят для легализации теневого сектора экономики, так как, по оценкам социального блока Правительства РФ, до 20 млн россиян работают в теневом секторе экономики. Бизнес-омбудсмен Борис Титов 19 мая 2017 г. сообщил газете «Коммерсант», что за первые три месяца действия нормы о двухлетних налоговых каникулах заявки для получения статуса самозанятых в России подали всего лишь 40 человек, что позволило сделать вывод о том, что попытка властей легализовать самозанятых граждан « фактически провалилась» [4].
Как видно из приведенных материалов, актуальность проблемы самозанятости в России обосновывается, прежде всего, необходимостью ее легализации, вывода из теневого сектора экономики и привлечения этой категории населения к уплате различного рода взносов и налогов. Кроме того, легализация самозанятости увязывается с необходимостью преодоления коррупции и взяточничества, ограждения самозанятых от необходимости давать взятки «власть имущим».
Нам представляется, что решение проблемы правового статуса самозанятых не менее актуально и в контексте вызовов XXI в. в отношении социальной справедливости, справедливой глобализации и достойного труда. К определению правого статуса самозанятых следует подходить с позиций Целей устойчивого развития на 2016-2030 гг., принятых ООН в 2015 г. и предусматривающих экономический рост, отражающийся не только в увеличении ВВП, но и в сбалансированной динамике социальной, экономической и экологической компонент. В частности, в рамках программы ООН сформулирована Цель № 8 устойчивого развития: «Содействие неуклонному, всеохватывающему и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех» [5, с. 23]. Именно на реализацию этой цели устойчивого развития направлено
напутствие президента в последнем послании: «Каждый, кто честно трудится в своем бизнесе или как наемный работник, должен чувствовать, что государство, общество на его стороне. Справедливость не в уравниловке, а в расширении свободы, в создании условий для труда, который приносит уважение, достаток и успех. И, наоборот, несправедливо все то, что ограничивает возможности, нарушает права людей» [1].
Теоретический анализ
Определение правового статуса самозанятых и принятие решений о правовом регулировании самозанятости предполагает определенность экономических отношений, выраженных в категории самозанятости. Здесь следует исходить из того, что юридические отношения служат формой выражения, проявления и регулирования экономических отношений. В юридических формах и нормах права законодательно фиксируются и регулируются экономические отношения. К исследованию экономических отношений самозанятости следует применять системный подход и рассматривать самозанятость и как целостную систему, и как элемент системы большей общности. В качестве последней самозанятость выступает как подсистема системы трудовых экономических отношений занятости. Поскольку самозанятость рассматривается как разновидность занятости, постольку она обладает всеми признаками, характерными для более общего понятия занятости. И в качестве таких характеристик следует отметить наличие социально-трудовых отношений по определению вида деятельности, по включению индивида в трудовую деятельность, по поиску работы, по обеспечению занятости (в том числе и самозанятости).
В определении самозанятости основным отличительным признаком является самостоятельная организация своей трудовой деятельности с целью получения дохода. Экономическая категория занятости характеризует занятость как с позиций работодателя, так и с позиций работника, здесь работодатель и работник совмещаются в одном лице, и в этом состоит особенность отношений самозанятости. Отличительной особенностью самозанятости выступает также то, что в этой категории выражаются отношения не только включения в процесс труда, но и организации самого процесса труда. Это отношения по организации и регистрации собственного дела, определению того, что, каким образом, для кого, при помощи чего производить, по установлению отношений с налоговыми и кредитно-финансовыми органами, по определению и выбору своих партнеров по сбыту и снабжению, по налаживанию с ними контактов.
Формами, в рамках которых осуществляется функционирование самозанятости, выступают частная собственность на средства производства, основанная на личном труде, и индивидуальная собственность на рабочую силу, включая и интеллектуальные, и предпринимательские способности. Те формы хозяйствования, где применяется наемный труд, не могут быть отнесены к самозанятости. К самозанятым следует относить субъектов хозяйствования, самостоятельно, с использованием личного труда и в условиях индивидуальной собственности на факторы производства организующих производственно-коммерческую деятельность с целью получения доходов [6, с. 54].
Наиболее адекватной формой хозяйствования для самозанятости выступает ремесленное мелкое товарное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющее производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия. Согласно рекомендации 19-й Международной конференции статистиков труда, «при учете занятости самозанятых большое значение имеет основное предполагаемое назначение произведенной ими продукции: для рыночной цели (сбыт) или для собственного использования. То есть должна иметь место какая-то торговая операция или сделка» [7, с. 53]. Это позволяет сделать вывод о том, что обязательным признаком формы производства для отнесения его к самозанятости является основное предполагаемое назначение произведенной им продукции - продукция производится для удовлетворения потребностей других людей, а не для собственного использования.
Для субъектов самозанятости, выступающих представителями ремесленного труда, собственность на условия производства представлена собственностью на орудия труда (как правило, технически несложные) и собственностью на рабочую силу, обладающую определенной ремесленной сноровкой, мастерством. Главное достояние ремесленника - не столько орудия труда, сколько виртуозное владение ими, трудовые навыки, производственный опыт.
Правовая неопределенность самозанятых обусловлена сложностью выражаемых в этой категории экономических отношений, сочетанием в них различных переходных форм занятости и хозяйствования - от форм, присущих мелкому товарному докапиталистическому производству, до современных форм информационного постиндустриального общества. Эти сложность и переходность порождают неразбериху в определениях самозанятости, когда происходит смешивание
принципиально различных типов экономических отношений. Так, Министерство юстиции в марте 2017 г. направило в правительство доклад о правовом статусе самозанятых, где предлагается следующее определение этой категории граждан: «Физическое лицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли» [8]. То есть предполагается, что деятельность самозанятых основана на личном трудовом участии, но, тем не менее, направлена на систематическое получение прибыли. Факт получения прибыли фиксируется и при определении в Гражданском кодексе РФ предпринимательства, где предпринимательство характеризуется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [9]. Отсюда, на самозанятых распространяется ответственность за извлечение прибыли без оформления статуса предпринимателя и без регистрации ИП, эта деятельность может быть рассмотрена как незаконное предпринимательство, за которое предусмотрена уголовная, налоговая и административная ответственность.
Здесь, как видим, допускается отождествление двух принципиально различных видов хозяйствования - самозанятости и предпринимательства (а точнее сказать, бизнеса как деятельности, направленной на получение прибыли). Если рассматривать самозанятого, использующего только свой личный труд, то теоретически некорректно говорить о том, что эта категория самозанятых присваивает доход в виде прибыли, поскольку сущность прибыли в том, что это - форма прибавочной стоимости, созданная трудом наемных работников, а если нет наемных рабочих, то нет и прибыли. Доход самозанятых характеризует категория заработной платы, которая, по сравнению с наемными работниками, может быть выше или ниже в зависимости от специфики и профиля этого труда. В зависимости от конъюнктуры рынка в доход самозанятых может входить и разница между ценой созданной продукции или оказанных услуг и размером затрат на их создание (стоимостью), что создает видимость присвоения прибыли. В структуру дохода самозанятого, осуществляющего производственную деятельность, должна входить и амортизация, т.е. стоимость потребленных в процессе производства средств производства,
предназначенная для их возмещения, поэтому эта часть дохода прибылью также не является.
Самозанятость - крайне неоднородное явление, и субъекты самозанятости по своим профессионально-квалификационным характеристикам представляют собой неоднородную массу. К категории самозанятых относят как предпринимателей, создающих рабочие места для себя и других, так и работников неквалифицированного, ремесленного труда, а также представителей творческих профессий с высоким уровнем образования и квалификации (адвокаты, врачи, архитекторы, программисты, аналитики). В связи с этим в правовой категории самозанятости наблюдается сочетание и переплетение двух форм собственности: частной капиталистической собственности, основанной на использовании наемного труда, и частной трудовой собственности товаропроизводителя, основанной на личном труде производителя и технически несложных средствах производства. Поэтому выделение субъектов самозанятости в системе отношений собственности следует проводить дифференцированно в зависимости от того, какие отношения содержатся в данной форме частной собственности.
В правовой практике наблюдается также отождествление самозанятых с наемными работниками. Так, введение с 2017 г. в России двухлетних налоговых каникул для самозанятых граждан касалось трех категорий - репетиторов, нянь и домработниц [4]. Если обратиться к определению наемных работников, которым пользуется российская государственная статистика при подсчете структуры занятого населения по статусу, то наемные работники трактуются как «лица, которые выполняют работу, определенную как работа по найму, а работа по найму - это работа, при которой лицо заключает явный (письменный или устный) или подразумеваемый трудовой договор, гарантирующий ему базовое вознаграждение (деньгами или натурой), которое прямо не зависит от дохода хозяйствующего субъекта, где лицо работает» [10, с. 69]. Международное бюро труда определяет эту категорию следующим образом: «Наемный работник - это работник в государственном или частном секторе, получающий вознаграждение на основании соглашения о найме в обмен за выполненную работу или предоставленные услуги работодателю или лицу, указанному работодателем» [11]. В этих документах характеристики наемного работника содержат два основных положения: 1) работа по найму предполагает заключение трудового договора, причем он может быть и явным (письменным или устным), и даже подразумеваемым; 2) вознаграждение работник получает в обмен
за выполненную работу. Так разве няни, репетиторы и другие категории занятых в рамках домохозяйств не вступают в трудовые отношения об оказании определенной услуги на основания договора (устного или письменного - не столь важно в данном контексте), например, с родителями ребенка, которые выступают в качестве работодателей?
Если трудовые отношения найма на работу оформляются через агентства по трудоустройству, то данное агентство выступает посредником при трудоустройстве и в сути отношений найма это ничего не меняет. Сложность определения правового статуса занятых работников особенно велика в случае, когда речь идет об оказании услуг, например услуг парикмахера. Бытовые услуги могут оказываться как в индивидуальном порядке, так и через различные организации. Если парикмахер работает в каком-либо косметическом салоне, где в качестве организатора этого вида деятельности выступает хозяйка, которая арендует помещение, устанавливает тарифы на услуги, оказываемые клиентам, выплачивает заработную плату мастерам, выполняет функции по уплате взносов и налогов и т.п., то она выступает в качестве работодателя, а работающие у нее мастера - наемные работники. Если же обслуживание клиента (например, стрижка) осуществляется мастером, минуя этот салон, в индивидуальном порядке на дому или на территории заказчика, то имеет место самозанятость этого мастера. И определяющее значение здесь имеет не собственность на средства производства, а собственность на рабочую силу, профессионально-квалификационные качества рабочей силы, благодаря которым мастер обеспечивает высокое качество услуг и формирует себе клиентскую базу.
Различиями трактовок категории самозанятости и в экономической литературе, и в средствах массовой информации, трудностью разграничения наемных работников и самозанятых (особенно в сфере услуг), вероятно, и объясняется то расхождение, которое имеется при подсчете количества самозанятых в России. По данным Минтруда, в России примерно 12 млн самозанятых граждан, не платящих налоги, а Росстат заявляет о 25 млн таких россиян [12]. Однако, по официальным данным государственной статистики, в настоящее время доля самостоятельно занятых составляет примерно 5% от общей численности занятых в экономике (таблица). По данным на март 2017 г., численность занятых в экономике России составила 71,9 млн человек [13], следовательно, численность самозанятых (5% от общей численности занятых) составляла 3,6 млн человек, но никак не десятки миллионов.
Структура занятого населения РФ по статусу (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, %) [14]
Structure of the employed population of the Russian Federation by status (according to selective surveys of the population on employment issues,%) [14]
Показатели Всего Мужчины Женщины
2012 2013 2014 2012 2013 2014 2012 2013 2014
Занято в экономике - всего, 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
работающие по найму 93,1 92,7 92,8 92,2 91,9 91,9 94,0 93,6 93,7
из них:
у юридических лиц 82,5 81,6 81,4 81,0 80,1 79,8 83,9 83,3 83,0
у физических лиц 10,6 11,1 11,4 11,2 11,8 12,1 10,0 10,3 10,7
работающие не по найму 6,9 7,3 7,2 7,8 8,1 8,1 6,0 6,4 6,3
из них:
работодатели 1,2 1,3 1,3 1,5 1,7 1,8 0,9 0,9 0,9
самостоятельно занятые 5,3 5,6 5,5 5,8 6,0 5,9 4,8 5,1 5,0
члены производственных кооперативов (артелей) 0,0 0,0 0,0 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
помогающие на семейном предприятии 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4
Выдвижение в качестве критерия отнесения к самозанятым трудового характера присвоения доходов позволяет высказать предложение не только о налоговых каникулах для самозанятых, но и о полном освобождении их от налогообложения. Такие предложения уже имели место.
Так, М. В. Ершова считает: «Со стороны государства необходимо либерализовать направления самозанятости без обязательной регистрации и без налогообложения» [15, с. 13]. На основе классических теорий повышения качества продукции ею предлагается теория, включающая 20-С основных ключей (факторов), позволяющих формировать определенный уровень партнерских отношений между государством (органами управления) и обществом и повышать качество жизни населения или отдельных категорий граждан. В качестве первого ключа рассматривается социальная политика государства, определяющая условия и уровень жизни населения, основополагающими из них являются минимальная заработная плата, прожиточный минимум, налоги, размер пенсий, стипендий, пособий и зарплат работников бюджетной сферы. Фактором самозащиты населения выступает самозанятость, позволяющая повышать доходы и качество жизни. Учитывая существование в России категорий населения, чей доход ниже прожиточного минимума (по состоянию на 12.05.2017 г. их
численность составляет 19,8 млн человек, или 13,5% от общей численности населения России [16]), следует приветствовать предложения, направленные на повышение уровня доходов и качества жизни населения.
Выводы
Самозанятые граждане вносят вклад в решение проблемы повышения качества жизни, так как своим трудом обеспечивают свое существование, создают рабочие места и материальный продукт, оказывают услуги. Организуя собственную трудовую деятельность, самозанятые уменьшают затраты государственного бюджета на выплату пособий по безработице, снимают с государства тяготы социально-экономической нагрузки и риски, связанные с государственными инвестициями. Население получает возможность самореализации, развития и совершенствования своих способностей в трудовой деятельности, проявления новаторской энергии и инициативы и смягчения последствий безработицы, сокращения доходов и ухудшения условий социального обеспечения. Деятельность самозанятых выступает как альтернатива паразитическому существованию трудоспособных людей, которое, к сожалению, получило распространение за годы преобразований, и все менее воспринимается обществом как недопустимое, неэтичное и не-
приемлемое явление. И именно отсутствие занятости, а следовательно, и средств к существованию, порождает такие социальные девиации, как грабежи, воровство, коррупция, наркомания, насилие, терроризм. Да, многие самозанятые функционируют в нелегальной сфере и подвергаются преследованиям с целью привлечения к уплате налогов. Так, может, не тратить время и ресурсы государственных чиновников на легализацию самозанятости, а направить усилия на то, чтобы создать самозанятым условия для труда, который приносит уважение, достаток и успех.
А что касается налоговых поступлений, то в экономике существует закономерность, состоящая в том, что качество жизни населения обеспечивается определенной стабильностью в стране: сохранностью сбережений, ростом доходов, что приводит к росту совокупного спроса, росту дополнительных рабочих мест, росту валового внутреннего продукта, а это, в свою очередь, ведет к росту налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, компенсировать потери бюджета от освобождения от налогообложения самозанятых возможно посредством введения прогрессивного налога на доходы физических лиц. Изменение налоговых ставок этого налога и освобождение от его уплаты низкооплачиваемых категорий населения однозначно необходимо не только для самозанятых, но и для наемных работников, чей заработок ниже прожиточного минимума.
Список литературы
1. Послание Президента России от 01 декабря 2016 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. Матвиенко : Задача государства - ввести правовую легализацию самозанятых граждан. URL: http:// allmedia.ru/newsitem.asp?id=963152 (дата обращения: 29.05.2017).
3. Госдума приняла налоговый закон для самозанятых. URL: http://krizis-kopilka.ru/archives/36483 (дата обращения: 29.05.2017).
4. Титов : Попытка властей легализовать самозанятых граждан «фактически провалилась». URL: http://www. mk.ru/economics/2017/05/19/titov-popytka-vlastey-legalizovat-samozanyatykh-grazhdan-fakticheski-provalilas.html (дата обращения: 29.05.2017).
5. Преобразование нашего мира : Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН
25 сентября 2015 года. URL: http://www.un.org/ru/ ga/70/docs/70res1.shtml (дата обращения: 29.05.2017).
6. Землянухина С. Г., Максимович Л. В. Самозанятость населения в российской экономике : формирование и регулирование. Саратов, 2007. 145 с.
7. Рекомендации по применению в статистической практике методологических положений по измерению трудовой деятельности, занятости и недоиспользованной рабочей силы с учетом резолюции 19-й Международной конференции статистиков труда (МКСТ). М., 2015. 103 с.
8. Татьяна Зверинцева : Минюст определил статус самозанятых. URL: http://gosvopros.ru/territory/ business/status-samozanyatykh/ (дата обращения: 29.05.2017).
9. Гражданский кодекс РФ. Последняя редакция. Ст. 2 ГК РФ. Отношения, регулируемые гражданским законодательством. URL: http://www.grazkodeks.ru/ gzk-glava-1/gz-statia-2/ (дата обращения: 29.05.2017).
10. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015 : стат. сб. / Росстат. M., 2015. 311 c.
11. Азбука прав трудящихся женщин и гендерного равенства // Международное бюро труда, 2008. URL: http://migrationcentralasia.itcilo.org/ru/proekt/sozdanie-i-ukreplenie-institutov/cd/1-41043743144343a430-43f440430432.pdf (дата обращения: 29.05.2017).
12. В Совете Федерации предложили лишить самозанятых граждан полноценной пенсии. URL: https:// www.kp.ru/online/news/2734219/ (дата обращения: 29.05.2017).
13. Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/wages/labour_force/ (дата обращения: 29.05.2017).
14. Социальное положение и уровень жизни населения России - 2015 г. // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b15_44/Main.htm (дата обращения: 29.05.2017).
15. Ершова М. В. Теория 20-С формирования партнерских отношений между государством и обществом в повышении качества жизни населения // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10, № 12. С. 13-17.
16. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/population/poverty/# (дата обращения: 29.05.2017).
Образец для цитирования:
Землянухина С. Г., Землянухина Н. С. Система экономических отношений в сфере самозанятости населения России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 126-133. Б01: 10.18500/1994-2540-2018-18-2-126-133.
The System of Economic Relations in the Sphere of Self-employment of the Population of Russia
S. G. Zemlyanukhina, N. S. Zemlyanukhina
Svetlana G. Zemlyanukhina, ORCID 0000-0002-6716-5470, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politechniches-kaya Str., Saratov, 410054, Russia, [email protected]
Nadezhda S. Zemlyanukhina, ORCID 0000-0001-6367-3497, Saratov State University, 83, Astrakhanskay Str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]
Introduction. The relevance of the problem of self-employment in Russia is justified by the need for its legalization, withdrawal from the shadow economy and attracting this category of the population to pay various kinds of contributions and taxes. While attempts of the authorities to legalize self-employed citizens and determine their legal status have not been successful, which indicates a lack of theoretical development of this phenomenon. The purpose of this article is to present the system of economic relations, expressed in the category of self-employment, and to make proposals for the successful functioning of this category of labor resources. Theoretical analysis. When examining the system of economic relations in the sphere of self-employment of the Russian population, the authors emphasize the specifics of self-employment in comparison with the more general category of employment, define self-employment as a process of including the population in economic activity, which is expressed in the independent organization of the production of goods or services without the use of an employed manpower in order to generate income. This allows us to show the role of these relations in the system of labor relations and property relations, the inconsistency of the self-employment interpretations available in the literature, and make suggestions on the determination of the legal status of the self-employed. Conclusions. Additional justification of the President's proposal for granting not only tax holidays, but also exemption from taxation of the category of self-employed, which meets the criterion proposed in the article, is given. Key words: employment, self-employment, legal status, labor relations, decent work, shadow economy, legalization.
References
1. Poslanie Prezidenta Rossii ot 01 dekabria 2016 g. (The message of the President of Russia from 01 December 2016). ATP «Garant» [electronic resource] (in Russian).
2. Matvienko: Zadacha gosudarstva - vvesti pravovuiu legalizatsiiu samozaniatykh grazhdan (Matvienko: The task of the state to enter legal the legalization of self-employed people). Available at: http://allmedia.EN/ newsitem.asp?id=963152 (accessed 29 May 2017) (in Russian).
3. Gosduma priniala nalogovyi zakon dlia samozaniatykh (The state Duma adopted the tax law for self-employed). Available at: http://krizis-kopilka.ru/archives/36483 (accessed 29 May 2017) (in Russian).
4. Titov: Popytka vlastei legalizovat' samozaniatykh grazhdan "fakticheski provalilas'" (Titov: The attempt of the authorities to legalize the self-employed "has failed"). Available at: http://www.mk.ru/economics/2017/05/19/ titov-popytka-vlastey-legalizovat-samozanyatykh-grazhdan-fakticheski-provalilas.html (accessed 29 May 2017) (in Russian).
5. Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnia v oblasti ustoichivogo razvitiia na period do 2030 goda. Rezoliu-tsiia, priniataia General'noi Assambleei OON 25 sentiabria 2015 goda (Transformation of our world: An Agenda for Sustainable Development for the period up to 2030. Resolution adopted by the UN General Assembly on September 25, 2015). Available at: http://www.un.org/ ru/ga/70/docs/70res1.shtml (accessed 29 May 2017) (in Russian).
6. Zemlyanukhina S. G., Maksimovich L. V. Samozania-tost'naseleniia v rossiiskoi ekonomike: formirovanie i regulirovanie [Employment in the Russian economy: formation and regulation]. Saratov, 2007. 145 p. (in Russian).
7. Rekomendatsii po primeneniiu v statisticheskoi praktike metodologicheskikh polozhenii po izmereniiu trudovoi deiatel'nosti, zaniatosti i nedoispol'zovannoi rabochei sily s uchetom rezoliutsii 19-iMezhdunarodnoi konferen-tsii statistikov truda (MKST) [Recommendations for use in statistical practice the methodological regulations on measuring labor activity, employment and underutilized labor force, taking into account the resolution of the 19th International conference of labour statisticians (ICLS)]. Moscow, 2015. 103 p. (in Russian).
8. Tatiana Zverintseva: Miniust opredelil status samoza-niatykh (The Ministry of justice determined the status of self-employed). Available at: http://gosvopros.ru/ territory/business/status-samozanyatykh/ (accessed 29 May 2017) (in Russian).
9. The Civil Code of the Russian Federation. The latest edition. Article 2 of the Civil Code. Relations governed by civil law. Available at: http://www.grazkodeks.ru/ gzk-glava-1/gz-statia-2/ (accessed 29 May 2017) (in Russian).
10. Sotsial'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniia Rossii: 2015 [Social status and living standards of Russia's population: 2015]. Moscow, 2015. 311 p. (in Russian).
11. Azbuka prav trudiaschikhsia zhenschin i gendernogo ravenstva (ABC of women workers' rights and gender equality). Mezhdunarodnoe biuro truda (International labour office), 2008. Available at: http://migrationcentrala-sia.itcilo.org/ru/proekt/sozdanie-i-ukreplenie-institutov/ cdA-41043743144343a430-43f440430432.pdf (accessed 29 May 2017) (in Russian).
12. V Sovete Federatsii predlozhili lishit' samozaniatykh grazhdan polnotsennoi pensii (In the Federation Council proposed to revoke the self-employed full pension). Available at: https://www.kp.ru/online/news/2734219/ (accessed 29 May 2017) (in Russian).
13. Federal'naua sluzhba gosudarstvennoi statistiki (The Federal State Statistics Service. Site). Available at: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/wages/labour_force/ (accessed 29 May 2017) (in Russian).
14. Sotsial'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniia Rossii - 2015 (Social status and living standards of the population of Russia - 2015). Federal'naia sluzhba go-sudarstvennoi statistiki (Federal state statistics service. Site). Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_44/ Main.htm (accessed 29 May 2017) (in Russian).
15. Ershova M. V. Teoriia 20-S formirovaniia partnerskikh otnoshenii mezhdu gosudarstvom i obshchestvom v povyshenii kachestva zhizni naseleniia [In the Theory
of the 20 with the formation of a partnership between the state and society to improve the quality of life of the population]. Sotsial'no-ekonomicheskie iavleniia i protsessy [Socio-economic phenomena and processes], 2015, vol. 10, no. 12, pp. 13-17 (in Russian).
16. Chislennost' naseleniia s denezhnymi dokhodami nizhe velichiny prozhitochnogo minimuma i defitsit denezhnogo dokhoda (Population with money incomes below the subsistence level and lack of cash income). Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki (Federal state statistics service. Site). Available at: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/poverty/# (accessed 29 May 2017) (in Russian).
Cite this article as:
Zemlyanukhina S. G., Zemlyanukhina N. S. The System of Economic Relations in the Sphere of Self-employment of the Population of Russia. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2018, vol. 18, iss. 2, pp. 126-133 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-2-126-133.