Научная статья на тему 'Проблемы правового статуса самозанятых'

Проблемы правового статуса самозанятых Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4768
638
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ЗАНЯТЫЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СЕБЯ РАБОТОЙ ЛИЦА (САМОЗАНЯТЫЕ) / ПРАВОВОЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долинская Владимира Владимировна, Долинская Людмила Михайловна

В связи с изменениями в 2016 г. в Налоговом кодексе и в 2017 г. в Гражданском кодексе в статье рассмотрен статус лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (самозанятых). Проведён анализ гражданского, налогового законодательства, законодательства о социальном страховании и о занятости населения, опыта ряда зарубежных стран. Дана характеристики лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, с позиций вида участников правоотношений, наличия / отсутствия специфики правосубъектности, характера осуществляемой экономической деятельности, отнесения их к числу занятых, в т. ч. в сравнении с индивидуальными предпринимателями. Выявлены противоречия в правовых актах. Предложено направление совершенствования законодательства по рассмотренным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF THE LEGAL STATUS OF SELF-EMPLOYED

In connection with the changes in the Tax Code in 2016 and in the Civil Code in 2017, the article examines the status of the self-employed. The authors conducted the analysis of Civil, Tax, Social Insurance and Employment legislation, as well as the experience of a number of foreign countries. The persons who independently provide themselves with work are characterized from the standpoint of the type of participants in legal relations, presence/absence of the specifics of the legal personality, the nature of economic activity, considered as employed, and compared with individual entrepreneurs. The authors of the article revealed some contradictions in legal acts and proposed improvements to the legislation on the issues under discussion.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового статуса самозанятых»

УДК 347.1

DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-113-129

проблемы правового статуса самозанятых

Долинская ВВ.1, Долинская ЛМ.2

1Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, Российская Федерация

2Общественная Палата Российской Федерации

125993, г. Москва, Миусская пл., д. 7, стр. 1, Российская Федерация

Аннотация. В связи с изменениями в 2016 г. в Налоговом кодексе и в 2017 г. в Гражданском кодексе в статье рассмотрен статус лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (самозанятых). Проведён анализ гражданского, налогового законодательства, законодательства о социальном страховании и о занятости населения, опыта ряда зарубежных стран. Дана характеристики лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, с позиций вида участников правоотношений, наличия / отсутствия специфики правосубъектности, характера осуществляемой экономической деятельности, отнесения их к числу занятых, в т. ч. в сравнении с индивидуальными предпринимателями. Выявлены противоречия в правовых актах. Предложено направление совершенствования законодательства по рассмотренным вопросам.

Ключевые слова: физические лица, занятые, индивидуальный предприниматель, самостоятельно обеспечивающие себя работой лица (самозанятые), правовой статус.

the issues of the legal status of self-employed

V. Dolinskaya1, L. Dolinskaya2

1Kutafin Moscow State Law University (MSAL) 9, Sadovaya-Kudrinskaya st., Moscow, 125993, Russian Federation 2Public Chamber of the Russian Federation 7/1, Miusskaya sq., Moscow, 125993, Russian Federation

Abstract. In connection with the changes in the Tax Code in 2016 and in the Civil Code in 2017, the article examines the status of the self-employed. The authors conducted the analysis of Civil, Tax, Social Insurance and Employment legislation, as well as the experience of a number of foreign countries. The persons who independently provide themselves with work are characterized from the standpoint of the type of participants in legal relations, presence/absence of the specifics of the legal personality, the nature of economic activity, considered as employed, and compared with individual entrepreneurs. The authors of the article revealed some contradictions in legal acts and proposed improvements to the legislation on the issues under discussion.

Key words: individuals, employed, individual entrepreneur, self-employed person, legal status.

© CC BY Долинская В.В., Долинская Л.М., 2018.

С 90-х гг. ХХ в. среди лиц, создающих валовый национальный продукт, занимающихся экономической деятельностью, стали выделять так называемых самозанятых (лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой).

Очередной всплеск интереса к ним вызвали изменения 2016 г. в НК [15; 25] и 2017 г. в ГК [24]. Немногочисленные публикации носят скорее публицистический, чем правовой характер, а серьёзное обращение к теме обнаруживает значительные проблемы правового статуса этой категории лиц.

Самозанятые относятся к лицам, осуществляющим самостоятельную экономическую деятельность, которую наравне с оплачиваемой (речь идёт об оплате не результата в процессе обмена, а самого процесса) различает Конституционный Суд РФ.

В п. 2 постановления Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2012 г. №10-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации'' в связи с жалобой гражданки Е.Н. Эрлих» [17] среди способов реализации гражданами конституционных прав на свободу труда, свободу распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности названы:

- наёмный труд, осуществляемый по свободно избранному роду деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем;

- самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая в свободно избранной сфере индивидуально или совместно с другими лицами путём создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства.

Самозанятые представляют собой индивидуальную форму экономической деятельности.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на «возможность осуществления экономической деятельности в различных формах, что вытекает, в частности, из её (Конституции РФ - В.Д., Л.Д.) статьи 34, провозглашающей право каждого свободно использовать свои способности и имущество как для предпринимательской, так и для иной не запрещённой законом экономической деятельности» [18].

Выбор индивидуальной или коллективной формы экономически и социально детерминирован (характером и уровнем развития орудий труда, общественного богатства и субъектом собственности [3, с. 13-22; 9, с. 50]).

Легальное определение лиц, самостоятельно обеспечивающих себя ра-ботой1, отсутствует.

Нам импонирует подход законодателя в п. 7.3 ст. 83 НК [15], где выделены такие признаки самозанятых (без использования этого термина), как:

- исключительно физические лица;

- не являющиеся индивидуальными предпринимателями (в свете новеллы ГК об индивидуальных предпринимателях без государственной

1 Такой термин используется, например, в федеральном законе от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [28].

регистрации их разделение представляется затруднительным);

- деятельность без привлечения наёмных работников;

- цель использования результатов их деятельности - для личных, домашних и (или) иных подобных нужд физических лиц.

Но как в ст. 83, так и ст. 217 НК [15] смущают сужения:

- видов деятельности до оказания услуг (мы не обнаружили не только логичного, но вообще никакого обоснования исключения из экономической деятельности производства и отчуждения товаров, а также выполнения работ, особенно в свете близости формулировок с гражданско-правовыми характеристиками договора розничной купли-продажи, договора бытового подряда);

- круга контрагентов физических лиц.

В п. 3.18 ГОСТа 12.0.004-2015. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», введённого в действие приказом Росстандарта от 9 июня 2016 г. № 600-ст [2], термин "самозанятое лицо" раскрывается как «человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства». Т. е. мы наблюдаем как минимум одно противоречие с НК - по вопросу о соотношении самозанятости с индивидуальным предпринимательством.

«Основные методологические и организационные положения по проведению выборочного обследования рабочей силы», утвержденные прика-

зом Росстата от 30 июня 2017 г. № 445 [16] понимают под самозанятыми физических лиц, самостоятельно или с одним / несколькими партнёрами осуществляющих деятельность, приносящую доход, и не нанимающих наёмных работников на постоянной основе. Партнёры могут быть или не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.

При раскрытии понятия через термин "занятость" ("занятые") мы сталкиваемся с противоречием.

Вопреки наименованию формально эти субъекты не входят в число занятых по ст. 2 закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [8].

Иной позиции придерживаются Основные методологические и организационные положения по проведению выборочного обследования рабочей силы, утвержденные Приказом Рос-стата от 30 июня 2017 г. № 445 [16].

Согласно п. 2.7.1 этих Основных положений ... приоритетной категорией статуса рабочей силы являются занятые - лица в возрасте 15 лет и старше, которые выполняют любую деятельность, связанную с производством товаров или оказанием услуг за оплату или прибыль. Анализ п. 2.7.2 «Основных положений ... добавляет в это определение целеполагание - производство товаров или оказания услуг для использования другими лицами, позволяя отнести производство товаров или оказание услуг для собственного использования к другой форме трудовой деятельности.

Понятие "за оплату или прибыль" относится к трудовой деятельности, выполняемой в обмен на вознаграж-

дение, выплачиваемое в форме заработной платы за отработанное время или выполненную работу или в форме прибыли, полученной от товаров и услуг, произведённых в рамках рыночных операций. Такое вознаграждение может выплачиваться непосредственно лицу, выполняющему работу, или опосредованно члену домашнего хозяйства или семьи.

Работающие не по найму (самостоятельная экономическая деятельность) - это лица, которые выполняют работу на собственном предприятии, в собственном деле. При этом вознаграждение непосредственно зависит от дохода, получаемого от производства товаров и оказания услуг. Функция управления, принятия производственных решений может осуществляться самостоятельно или делегироваться третьему лицу, но в любом случае при сохранении экономических рисков и самостоятельной ответственности (общая с предпринимательской деятельностью характеристика) за таким лицом.

Мы согласились с тем, что так называемые самозанятые граждане являются физическими лицами - человеческими индивидами, наделёнными законом правосубъектностью [1, ст. 6, 17].

Но физические лица делятся на:

1) граждан Российской Федерации;

2) иностранцев:

а) иностранных граждан;

б) иностранных подданных;

3) лиц без гражданства (апатридов);

4) лиц с двойным (бипатридов) и более гражданством.

Значит ли это, что самозанятым может быть любое физическое лицо или только граждане Российской Федерации?

Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. В то же время Основной закон страны различает права человека (например, ч. 2 ст. 35: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами») и права гражданина (например, ч. 1 ст. 36: «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю») [10].

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ [10] иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Аналогичный подход наблюдается и в различных отраслях права.

Согласно ч. IV п. 1 ст. 2 ГК, правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом. Такой элемент правосубъектности, как правоспособность, признаётся за всеми физическими лицами в равной мере (п. 1 ст. 17 ГК) и не подлежит ограничению (ст. 22 ГК). Иностранцы и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (ст. 1196 ГК).

П. 2 ст. 3 НК [15] запрещает устанавливать дифференцированные став-

ки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц.

Редкие исключения из национального правового режима для иностранцев, апатридов и бипатридов обнаруживаем, например, в п. 3 ст. 15 ЗК, запрещающем иностранным гражданам и лицам без гражданства обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами; в п. 2.2. ст. 3 закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» [7], запрещающем создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также деятельность международных организаций (объединений).

Исходя из формулировок ч. 1 ст. 34, ч. 1 и 3 ст. 37, 57 Конституции РФ, следовало бы предположить, что самозанятым может быть любое физическое лицо. Однако закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» говорит только о гражданах. Примечательно, что ст. 23 ГК говорит о праве именно граждан заниматься пред-

принимательской деятельностью без образования юридического лица, а НК [15] (например, ст. 11) и федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [26] (например, ст. 22.1) - о всех физических лицах в качестве потенциальных индивидуальных предпринимателей.

Физические лица - одна из крупнейших групп субъектов разноотрас-левых правоотношений, участники гражданского оборота. Участниками гражданских правоотношений они признаются при наличии гражданской правосубъектности.

В правовых актах не обнаружено влияния самозанятости на правосубъектность физического лица (во всяком случае - гражданскую, через которую реализуется участие в обороте).

В законе отсутствует прямой запрет на совмещение самозанятости с другими видами экономической деятельности, но представляется, что в целях учёта занятых, налогообложения, тарификации взносов в различные фонды обязательного страхования он должен существовать хотя бы применительно к индивидуальному предпринимательству.

Методом толкования (часто - от обратного) мы приходим к выводу, что, в отличие от предпринимательской, к деятельности самозанятых не применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц -коммерческих организаций (п. 3 ст. 23 ГК). На отличие от индивидуальных предпринимателей указывает и то, что на самозанятых не распространяются никакие меры поддержки малого предпринимательства - финансовой,

имущественной, консультационной, в сфере образования и т. д. - т. к. они не входят в число субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 4 федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [29]).

Трудовой кодекс как основной источник регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, хотя и провозглашает в ст. 11, что «трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом», но тут же оговаривается, что «трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей)». Не уделено никакого внимания самозанятым в разделе XII ТК «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» [23].

Это значит, что на них не распространяются нормирование рабочего времени и времени отдыха, правила об охране труда. Мы не нашли никаких упоминаний о таком нормировании и об ответственности за нарушения норм ТК самозанятыми ни в нормативно-правовых актах, ни в материалах Федеральной службы по труду и занятости, ни в судебных актах.

Нормы федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от не-

счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [27] распространяются только на работодателей и наёмных работников [19]. Казалось бы, самозанятый берёт на себя риск переработки, травм на производстве и профессиональных заболеваний. Но в случае заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, любого основания потери трудоспособности он вправе обращаться за оказанием медицинских услуг, в т. ч. в бюджетные медицинские организации, за социальным обеспечением к государству. А учёт его вины современным законодательством не предусмотрен.

Действие федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование (ст. 1) и только с момента уплаты ими страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами (ст. 9) [11].

При рассмотрении тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых НК (ст. 419, 425, 426, 427, 430 НК [15]) выясняется, что самозанятые оказываются в худшем положении, чем индивидуальные предприниматели, т. к., несмотря на активные заверения политиков в необходимости поощрения выхода самозанятых из

"теневой" экономики, пониженные тарифы страховых взносов (ст. 427 НК) предусмотрены только для некоторых видов последних.

Тарифы страховых взносов устанавливаются НК и в 2017-2020 гг., составляют (ст. 419, 425, 426 НК) [15]:

а) для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

1) на обязательное пенсионное страхование:

- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента;

- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной

В 2018 г. страховые взносы по-прежнему рассчитывают, исходя из начислений "физикам", установленных лимитов облагаемой базы и ставок. Процентная

величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Специалистами опубликованы актуальные для начисления в 2018 г. страховых взносов ставки выплат работников (табл. 1) [21]:

ставка взносов напрямую зависит от суммы, облагаемой страховыми взносами.

Общая ставка взносов составляет в 2018 г. по-прежнему 30% (ст. 425, 426

Таблица 1

Ставки выплат работников для начисления страховых взносов

Вид взносов База для начисления взносов в 2018 г. Ставка взносов в пределах базы Ставка взносов при превышении базы

На обязательное пенсионное страхование 1 021 000 руб. 22% 10%

На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства 815 000 руб. 2,9% (1,8%)

На обязательное медицинское страхование Не устанавливается 5,1%

НК): 22% - на пенсионное страхование; 5,1% - на медицинское страхование; 2,9% - на социальное страхование. При этом сумма взносов к уплате зависит от того, превысил доход установленный лимит или нет. В таблице приведены значения предельной величины базы на 2018 г. Ставка 30% будет действовать по 2020 г. включительно (ст. 425, 426 НК [15]). Продление тарифа предусмотрено федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 361-ФЗ.

Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (т. е. лиц, которые часто объединяют в одну группу с самозанятыми) и не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, прописан фиксированный размер взносов (ст. 430 НК [15]).

Ещё одна спорная норма - страхователи из числа самозанятого населения освобождены от сдачи отчётности в Пенсионный фонд России. В результате в расчёт пенсионного стажа берутся исключительно периоды, за которые внесены обязательные платежи в ПФР. А принцип новой пенсионной системы Российской Федерации - каждый получает пособие, пропорциональное вкладу в формирование солидарного бюджета (кроме льготников) [20].

Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) предложила Правительству РФ рассмотреть возможность полного перехода самозанятого населения и индивидуальных предпринимателей на негосударствен-

ное пенсионное обеспечение, объясняя свою инициативу стремлением прекратить ущербную практику субсидирования пенсий самозанятых и индивидуальных предпринимателей за счёт работников других отраслей и пенсионеров [6].

Всё рассмотренное выше приводит к выводу о недостаточном обеспечении для самозанятых лиц провозглашённых на международном и конституционном уровне социальных прав [5], в частности права на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск, права на социальное обеспечение (соответственно -ст. 24 и 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 217 А (III) 10 декабря 1948 г. [1]); права каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, равное вознаграждение за труд равной ценности, условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни, права каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (соответственно - ст. 7 и 9 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах», принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [14], права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, а также гарантий каждому социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, поте-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ри кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (соответственно - ст. 37 и 39 Конституции РФ).

Сложен вопрос об уплате самозанятыми налогов.

Активно обсуждается в средствах массовой информации п. 70 ст. 217 НК «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» [15], согласно которому в 2017 и 2018 гг. не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) (при условии уведомления налогового органа в соответствии с п. 7.3 ст. 83 НК [15] и непривлечения наёмных работников) доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:

- по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

- по репетиторству;

- по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения в соответствии с настоящим пунктом.

Представляется, что эти льготы по налогообложению фактически не касаются самозанятых, т. к. перечисленные в приведённой норме НК виды деятельности весьма малочисленны

(их всего три) и по своей природе не являются исключительным предметом деятельности самозанятых, а осуществляются, как правило, на основании договоров (гражданско-правовых) с самими услугополучателями, специализированными фирмами или третьими заинтересованными лицами (родственниками услугополучателей, органами опеки и попечительства, органами социальной защиты).

Может быть, ажиотаж в прессе вызвали именно новелла налогового законодательства и проведение аналогии с заявлением В.В. Путина 21 сентября 2016 г. на заседании Совета по стратегическому развитию о том, что самозанятых граждан на два года нужно освободить от уплаты налогов и обязательных взносов [12]. Ведь так активно не обсуждают п. 13, 14, 15 той же статьи об освобождении от налогообложения (при определённых условиях):

- доходов от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде);

- доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемых в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, её переработки и реализации;

- доходов от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лес-

ных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.

Хотя, на наш взгляд, деятельность домохозяйств, как их принято называть в экономике и социологии, ближе к деятельности самозанятых, т. к. реализуется результат, изготовленный, собранный, полученный на свой страх и риск, а не по заранее заключенному договору.

Может быть, низкое количество уведомлений налоговых органов [22], несмотря на широко рекламируемую налоговую амнистию, связано с плохо продуманным взаимодействием налогового и пенсионного законодательства (вряд ли этот период будет зачтён в страховой пенсионный стаж), с сомнительным будущим (предполагается, что эти лица прекратят свою деятельность или получат статус индивидуального предпринимателя), с боязнью ответственности (привлечение к налоговой ответственности за прошедший период) и с неоформленным до конца в законе статусом самозанятых.

Россия обратилась к опыту зарубежных стран по поддержке самозанятых, но пока результаты не видны.

Например, правительство Нидерландов в посткризисный период выступило гарантом для лиц, получающих пособие по безработице, при оформлении кредита на развитие своего дела в банке, максимальная сумма которого, по различным данным, составляет 30-35 тыс. евро. Кроме этого, предусмотрена возможность возмещения дополнительных расходов на обучение, курсы или обзоры рынка, связанные с новым бизнесом.

В отдельных странах предоставляются более льготные условия налогообложения.

Например, в США самозанятые освобождаются от уплаты подоходного налога, если доходы за год не превысят 400 дол. Но есть и стимулы к получению дохода в большем размере: самозанятые обычно платят налог, аналогичный страховым взносам в России. При превышении предельного значения на социальное обеспечение определённый процент направляется на медицинское страхование [31].

Изменение положения было бы выгодно не только самозанятым и потребителям (например, при защите прав последних), но и государству. Число самозанятого населения в России, по данным различных источников, составляет от 16 до 22 млн чел. Ещё в июле 2016 г. глава Счётной палаты Татьяна Голикова заявила, что сокращение теневой занятости хотя бы на 50% даст бюджету дополнительные доходы в размере 40 млрд руб. [13] (регулярно приводящие эту цитату, правда, забывают добавить, что речь в первую очередь шла о патентной системе, а заодно и о проблемах самозанятых).

По мнению специалистов, даже при существующей весьма несовершенной системе предстоит внести изменения в треть нормативно-правовых актов, чтобы унифицировать положение самозанятых.

Во-первых, надо, наконец, определить эту категорию, как, например, предлагал Минюст РФ на сайте проектов нормативно-правовых актов [30], путём внесения изменений в ст. 2 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Минюст РФ разработал следующие критерии отнесения к категории самозанятых граждан:

- физическое лицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск направ-

ленную на систематическое получение прибыли деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, основанную исключительно на личном трудовом участии, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору;

- не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

- достигшее 16-летнего возраста;

- представившее уведомление об осуществлении указанной деятельности в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Во-вторых, следует распространить такой принцип осуществления обязательного социального страхования, как всеобщий обязательный характер

социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий (ст. 4 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования») на все сферы взаимоотношений самозанятых и государства.

После законодательного закрепления критериев самозанятых граждан и принципов правового регулирования отношений с их участием можно переходить к разработке пакетных изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях определения правового статуса и регламентации деятельности самозанятых на уровне не хуже, чем у индивидуальных предпринимателей, а в лучшем случае - на одинаковом уровне для всех занятых в экономике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805 (дата обращения: 27.02.2018).

2. ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (вместе с «Программами обучения безопасности труда») (введён в действие Приказом Рос-стандарта от 09.06.2016 № 600-ст) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_205144 (дата обращения: 27.02.2018).

3. Долинская В.В. Организационно-правовые формы хозяйствования: система и новеллы // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 13-22.

4. Долинская В.В. Правовой статус и правосубъектность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 2. С. 6-19.

5. Долинская В.В., Долинская Л.М. Социальное право Европейского Союза: Глава 21 // Право Европейского Союза: учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. А.Х. Абашидзе, А.О. Иншаковой. М.: Юрайт, 2016. С. 354-375.

6. Евстигнеева А. НПФ нацелились на самозанятых [Электронный ресурс] // Известия: [сайт]. URL: https://iz.ru/602479/alina-evstigneeva/npf-natcelilis-na-samozaniatykh (дата обращения: 28.02.2018).

7. Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 30.10.2017) «О закрытом административно-территориальном образовании» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_734 (дата обращения: 27.02.2018).

8. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60 (дата обращения: 27.02.2018).

9. Колганов М.В. Собственность в социалистическом обществе. М.: АН СССР, 1953.

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 27.02.2018).

11. Куприян С.В. Обязательное социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 32 с.

12. Латухина К. Путин поручил освободить самозанятых от налогов [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. [21.09.2016]. URL: https://rg.ru/2016/09/21/ putin-poruchil-osvobodit-samozaniatyh-grazhdan-ot-nalogov.html (дата обращения: 28.02.2018).

13. Мануйлова А. Патент укажет дорогу к свету: Татьяна Голикова оценила эффективность патентной системы в борьбе с теневой занятостью [Электронный ресурс] // Учёт. Налоги. Право. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3038372 (дата обращения: 28.02.2018).

14. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // Законы и право: [сайт]. URL: http://www.zaki. ru/pagesnew.php?id=1375 (дата обращения: 27.02.2018).

15. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 (дата обращения: 27.02.2018).

16. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 30.06.2017 № 445 «Об утверждении Основных методологических и организационных положений по проведению выборочного обследования рабочей силы» // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71620242/#1000 (дата обращения: 27.02.2018).

17. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2012 № 10-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Е.Н. Эрлих» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128931 (дата обращения: 27.02.2018).

18. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2004 № 7-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2001 № 538 "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов'' в связи с жалобой международной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов России'' и автономной некоммерческой организации "Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга" [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: [сайт]. URL: http:// legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-06042004-n (дата обращения: 27.02.2018).

392 с.

19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_111595 (дата обращения: 27.02.2018).

20. Право социального обеспечения: учеб. для академического бакалавриата / В.Ш. Шай-хатдинов и др.; под ред. В. Ш. Шайхатдинова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 717 с.

21. Ставки страховых взносов в 2018 году: таблица [Электронный ресурс] // Учёт. Налоги. Право. URL: https://www.gazeta-unp.ru/articles/52022-stavki-strahovyh-vznosov-v-2018-godu-tablitsa-qqq-17-m10 (дата обращения: 28.02.2018).

22. Статистика по самозанятым гражданам [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: [сайт]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_ analytics/selfemployed (дата обращения: 28.02.2018).

23. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 (дата обращения: 27.02.2018).

24. Федеральный закон от 26.07.2017 № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/2017/07/31/kodeks-dok.html (дата обращения: 27.02.2018).

25. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/2016/12/05/nalogi-dok.html (дата обращения: 27.02.2018).

26. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (последняя редакция) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881 (дата обращения: 27.02.2018).

27. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [Электронный ресурс] // Кодексы и законы РФ: [сайт]. URL: http://kodeks.systecs.ru/zakon/ fz-125 (дата обращения: 27.02.2018).

28. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (последняя редакция) «Об основах обязательного социального страхования» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_4059 (дата обращения: 27.02.2018).

29. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант: Ьнформационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/12154854 (дата обращения: 27.02.2018).

30. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation. gov.ru/projects (дата обращения: 28.02.2018).

31. European Employment Observatory Review: Self-employment in Europe 2010. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010. 45 p.

REFERENCES

1. [The Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on

10.12.1948)]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_120805 (accessed: 27.02.2018).

2. [GOST 12.0.004-2015. Interstate standard. The System of Occupational Safety Standards. Organization of Training Safety. General Provisions (together with the "Programs of Labor Safety Training") (promulgated by the Resolution of Rosstandart on 09.06.2016 no. 600-St)]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205144 (accessed 27.02.2018).

3. Dolinskaya V.V. [Organizational and Legal Forms of Managing: System and Innovations]. In:

Zhurnal rossiiskogo prava [Russian Law Journal], 2016, no. 1, pp. 13-22.

4. Dolinskaya V.V. [Legal Status and Legal Personality]. In: Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika

[The Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice], 2012, no. 2, pp. 6-19.

5. Dolinskaya V.V., Dolinskaya L.M. [Social Law of the European Union: Chapter 21]. In: Pravo

Evropeiskogo Soyuza [European Union Law]. Moscow, Yurait Publ., 2016, pp. 354-375.

6. Yevstigneyeva A. [Non-State Pension Fund is Targeting at Self-Employed]. In: Izvestiya. Available at: https://iz.ru/602479/alina-evstigneeva/npf-natcelilis-na-samozaniatykh (accessed: 28.02.2018).

7. [The Law of the Russian Federation dated 14.07.1992 no. 3297-1 (ed. on 30.10.2017) "On the

Closed Administrative-Territorial Entity"]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_734 (accessed: 27.02.2018).

8. [The Law of the Russian Federation dated 19.04.1991 no. 1032-1 "On Employment in the Russian Federation"]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_60 (accessed: 27.02.2018).

9. Kolganov M.V. Sobstvennost' v sotsialisticheskom obshchestve [Property in the Socialist Society]. Moscow, AS USSR Publ., 1953. 392 p.

10. [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 no. 6-FKZ, dated 30.12.2008 no. 7-FKZ, dated 05.02.2014 no. 2-FKZ, dated 21.07.2014 no. 11-FCL)]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (accessed: 27.02.2018).

11. Kupriyan S.V. Obyazatel'noe sotsial'noe strakhovanie lits, samostoyatel'no obespechivayushchikh sebya rabotoi: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Mandatory Social Insurance of Self-Employed Workers: Abstract of PhD Thesis in Law]. Moscow, 2005. 32 p.

12. Latukhina K. [Putin Instructed to Release Self-Employed from Taxes]. In: Rossiiskaya gazeta, 21.09.2016. Available at: https://rg.ru/2016/09/21/putin-poruchil-osvobodit-samozaniatyh-grazhdan-ot-nalogov.html (accessed: 28.02.2018).

13. Manuilova A. [A Patent Will Lead to the Light: Tatyana Golikova Has Evaluated the Effectiveness of The Patent System in the Fight against Informal Employment]. In: Uchet. Nalogi. Pravo [Account. Taxes. Law]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3038372 (accessed: 28.02.2018).

14. [The International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (accepted 16.12.1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary meeting of the General Assembly of the

UN)]. In: Zakony ipravo [Laws and Regulations]. Available at: http://www.zaki.ru/pagesnew. php?id=1375 (accessed: 27.02.2018).

15. [Tax Code of the Russian Federation (TC of the Russian Federation from) 31.07.1998 no. 146-FZ]. In: Konsul'tantPlyus: Spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 (accessed: 27.02.2018).

16. [The Resolution of the Federal State Statistics Service dated 30.06.2017 no. 445 "On Approval of the Main Methodological and Organizational Provisions for Carrying out Selective Labour Force Survey"]. In: Garant: Informatsionno-pravovoiportal [Garant: Information and Legal Portal]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71620242/#1000 (accessed: 27.02.2018).

17. [The Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 23.04.2012 no. 10-P "On the Matter of Checking the Constitutionality of Paragraph 10 of Article 2 of the Law of the Russian Federation "On Employment in the Russian Federation" in Connection with the Complaint of Citizen E.N. Ehrlich"]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_128931 (accessed: 27.02.2018).

18. [The Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 06.04.2004 n 7-P "On the Matter of Checking the Constitutionality of the Provisions of Paragraph 2 of Article 87 of the Commercial Navigation Code of the Russian Federation and Decrees of the Government of the Russian Federation dated 17.07.2001 no. 538 "On the Activities of NonGovernmental Organizations Providing Piloting Vessels" in Connection with the Complaint of the International Public Organization "Association of Sea Pilots of Russia" and the Autonomous Non-Commercial Organization "The Society of Sea Pilots of St. Petersburg"]. In: Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossiiskoi Federatsii [Laws, Codes and Legal Acts of the Russian Federation]. Available at: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-06042004-n (accessed: 27.02.2018).

19. [The Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 10.03.2011 no. 2 "On Court Application of the Legislation on Obligatory Social Insurance from Manufacture Accidents and Occupational Diseases"]. In: Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossiiskoi Federatsii [Laws, codes and legal acts of the Russian Federation]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111595 (accessed: 27.02.2018).

20. Shaikhutdinov B.S. Pravo sotsial'nogo obespecheniya [Social Security Law]. Moscow, Yurait Publ., 2014. 717 p.

21. [The Rates of Insurance Contributions in 2018: a Table]. In: Uchet. Nalogi. Pravo [Account. Taxes. Law]. Available at: https://www.gazeta-unp.ru/articles/52022-stavki-strahovyh-vznosov-v-2018-godu-tablitsa-qqq-17-m10 (accessed: 28.02.2018).

22. [Statistics on Self-Employed Citizens]. In: Federal'naya nalogovaya sluzhba [Federal tax service]. Available at: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ selfemployed (accessed: 28.02.2018).

23. [The Labour Code of the Russian Federation dated 30.12.2001 № 197-FZ (as amended on 05.02.2018)]. In: Federal'naya nalogovaya sluzhba [Federal tax service]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 (accessed: 27.02.2018).

24. [Federal Law dated 26.07.2017 no. 199-FZ "On Amendments to Articles 2 and 23 of the Civil Code of the Russian Federation"]. In: Rossiiskaya gazeta. Available at: https:// rg.ru/2017/07/31/kodeks-dok.html (accessed: 27.02.2018).

25. [Federal law dated 30.11.2016 no. 401-FZ "On Amendments to Parts I and II of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation"]. In: Rossiiskaya gazeta. Available at: https://rg.ru/2016/12/05/nalogi-dok.html (accessed: 27.02.2018).

26. [Federal Law dated 08.08.2001 no. 129-FZ "On State Registration of Legal Entities and Individual Entrepreneurs" (latest edition)]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_32881 (accessed: 27.02.2018).

27. [Federal Law dated 24.07.1998 no. 125-FZ "On Obligatory Social Insurance from Manufacture Accidents and Occupational Diseases'']. In: Kodeksy i zakony RF [The Codes and Laws of the Russian Federation]. Available at: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-125 (accessed: 27.02.2018).

28. [Federal Law dated 16.07.1999 no. 165-FZ (latest edition) "On the Bases for Obligatory Social Insurance" ]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_4059 (accessed: 27.02.2018).

29. [Federal Law dated 24.07.2007 no. 209-FZ "On the Development of Small and Medium Business in the Russian Federation"]. In: Garant: Informatsionno-pravovoi portal [Garant: Information and Legal Portal]. Available at: http://base.garant.ru/12154854 (accessed: 27.02.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. [Federal Portal of the Projects of Standard Legal Acts]. Available at: http://regulation.gov.ru/ projects (accessed: 28.02.2018).

31. European Employment Observatory Review: Self-employment in Europe 2010. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2010. 45 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Долинская Владимира Владимировна - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ; e-mail: civil-VVD@yandex.ru

Долинская Людмила Михайловна - помощник члена Общественной палаты Российской Федерации, эксперт научно-практического журнала «Законы России: опыт, анализ, практика»; e-mail: LMDML@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Vladimira V Dolinskaya - Doctor of Law, professor, professor at the Department of Civil Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), a member of the Scientific Advisory Council under the Supreme Court of the Russian Federation; e-mail: civil-VVD@yandex.ru

Lyudmila M. Dolinskaya - assistant member of the Public Chamber of the Russian Federation, an expert of the scientific and practical journal "Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice"; e-mail: LMDML@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Долинская В.В., Долинская Л.М. Проблемы правового статуса самозанятых // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 1. С. 113-129. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-113-129

FOR CITATION

Dolinskaya V.V., Dolinskaya L.M. The Issues of the Legal Status of Self-Employed. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2018, no. 1, рр. 113-129.

DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-113-129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.