Научная статья на тему 'Налогообложение самозанятых в России: на благо обществу или государству?'

Налогообложение самозанятых в России: на благо обществу или государству? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОН О САМОЗАНЯТЫХ / SELF-EMPLOYED / TAX LAW / SELF-EMPLOYED LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Енгисаев М.А., Малёва У.И.

Институт самозанятых граждан в России длительное время волнует государство и до недавнего времени оставался недостаточно урегулированным законом. В январе 2019 года вступил в силу Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Данная работа содержит результаты первичного исследования, направленного на анализ отношения самозанятых граждан РФ к принимаемым законам, касающихся их деятельности, а также на определение перспектив развития налоговой политики относительно самозанятости населения. В качестве респондентов выступили жители г. Москвы и Московской области, относящиеся к категории «самозанятые».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION OF SELF-EMPLOYED IN RUSSIA: FOR THE BENEFIT OF SOCIETY OR THE STATE?

The institution of self-employed citizens in Russia has long worried the state and until recently remained insufficiently regulated by law. In January 2019, The Federal law that deals with the self-employed came into force. This article contains the results of a primary study aimed at analyzing the attitude of self-employed citizens of the Russian Federation to the adopted laws relating to their activities, as well as to determine the prospects for the development of tax policy on self-employment. The respondents were residents of Moscow and the Moscow region, belonging to the category of “self-employed”.

Текст научной работы на тему «Налогообложение самозанятых в России: на благо обществу или государству?»

3. Макальская М.Л. Самоучитель по бухгалтерскому учету: учебник / М.Л. Макальская, А.Ю. Денисов. - М.: Инфра-М, 2016. - 400 с.

4. Молодчихина А.С. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками / А.С. Молодчихина, Ю.И. Новиков // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - № 3. - С. 58-64

5. Пятов М.Л. Работа бухгалтера с нормативными документами в свете нового ФЗ «О бухгалтерском учете»: учебник / М.Л. Пятов. - М.: Инфра-М, 2013. - 200 с.

Енгисаев М.А.

Студент 2 курса магистратуры Факультета управления Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Челябинск, Россия Малева У.И.

Студентка 2 курса магистратуры Факультета социальных наук Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» г. Москва, Россия

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ САМОЗАНЯТЫХ В РОССИИ: НА БЛАГО ОБЩЕСТВУ ИЛИ ГОСУДАРСТВУ?

Аннотация: Институт самозанятых граждан в России длительное время волнует государство и до недавнего времени оставался недостаточно урегулированным законом. В январе 2019 года вступил в силу Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Данная работа содержит результаты первичного исследования, направленного на анализ отношения самозанятых граждан РФ к принимаемым законам, касающихся их деятельности, а также на определение перспектив развития налоговой политики относительно самозанятости населения. В качестве респондентов выступили жители г. Москвы и Московской области, относящиеся к категории «самозанятые».

Ключевые слова: самозанятые, налоговое законодательство, закон о самозанятых.

Engisaev M.A.

master student of faculty of management Chelyabinsk branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration Chelyabinsk, Russia

Maleva U.I.

master student of faculty of social science National Research University Higher School of Economics

Moscow, Russia

TAXATION OF SELF-EMPLOYED IN RUSSIA: FOR THE BENEFIT OF SOCIETY OR THE STATE?

Abstract: The institution of self-employed citizens in Russia has long worried the state and until recently remained insufficiently regulated by law. In January 2019, The Federal law that deals with the self-employed came into force. This article contains the results of a primary study aimed at analyzing the attitude of self-employed citizens of the Russian Federation to the adopted laws relating to their activities, as well as to determine the prospects for the development of tax policy on self-employment. The respondents were residents of Moscow and the Moscow region, belonging to the category of -self-employed".

Key words: self-employed, tax law, self-employed law

Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации остается актуальной проблемой уже на протяжении нескольких десятилетий. За это время принимались и принимаются нормативно-правовые акты относительно деятельности субъектов данной категории бизнеса, искались и ищутся возможности развития данного института. При этом есть одно явление, которое длительное время волнует государство и остается недостаточно урегулированным законом. Речь идет о понятиях «самозанятости» в целом и институте «самозанятых граждан» в частности.

Актуальность нашего исследования обусловлена изменением налогового законодательства и несовершенством государственной политики в отношении самозанятых граждан и необходимостью изучать и анализировать происходящие процессы в обозначенной сфере. В исследовании использованы результаты опроса и глубинного интервью самозанятых граждан (на примере жителей г. Москвы и Московской области). Данное решение обусловлено тем, что выбранные субъекты

РФ были включены в эксперимент по применению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Изучению налогообложения самозанятых посвящено достаточное количество исследований, так как эта тема волновала государство несколько десятилетий. Однако в налоговом законодательстве регулярно происходят изменения, и налоги для самозанятых не исключение. Это позволяет нам говорить о необходимости изучения принимаемых законов в области самозанятости и рефлексии граждан на данные нормативно-правовые акты.

Среди авторов работ, посвященных данной теме, идеи которых были взяты нами для написания статьи, необходимо выделить Вишневскую Н.Т., сотрудника ЦТИ НИУ ВШЭ, которая анализирует явление самозанятости в переходных экономиках; Шевчука А.В., доцента кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ, исследующего самозанятость в различных ее аспектах; Мастерова А.И., сотрудника ЦНП НИФИ, занимающегося изучением проблем налогообложения самозанятых, и нескольких других специалистов.

В 90-е гг. ХХ века в связи с принятием Закона РСФСР от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» популярным стало употребление понятия самозанятого населения, так как данным нормативно-правовым актом физическим лицам было разрешено заниматься предпринимательской деятельностью [8]. Отметим, что легальное определение термина «самозанятое население» отсутствовало.

19 апреля 1991 года был принят Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в статье 2 которого в первоначальной редакции впервые было упомянуто понятие «лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов» [10]. Сегодня в этом же законе (ред. от 03.07.2018) встречаются следующие упоминания: «предпринимательство и самозанятость» (п. 7 ст. 7), «содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, ... единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;» (п. 8 ст. 7.1-1) [10]. Как считает Т.А. Бубнов-ская, два обозначенных выше пункта являются противоречивыми, по-

скольку в одном случае предпринимательство и самозанятость являются двумя разнопорядковыми видами деятельности, в другом - самозанятость предстает как определенный подготовительный этап на пути к предпринимательской деятельности [1, 26].

Нормы приведенных законов лишь указывают на существование таких лиц, не давая им конкретного определения. Остальные нормативные правовые акты, которые тем или иным образом затрагивают правовой статус самозанятых, относят их к самостоятельно обеспечивающим себя работой беззаконодательной формулировки и расшифровки данного понятия [2].

Позиция органов исполнительной власти по исследуемому вопросу была обозначена Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым на расширенной коллегии Министерства финансов 14 апреля 2015 года: «Мы, наконец, должны поставить точку в дискуссии о том, кто такие самозанятые... тот критерий, о котором говорит депутат, восходит к классическому понятию самозанятого населения еще советского периода, а то, чем руководствуется Минфин и другие структуры, - это модифицированные понимания» [3].

В науке также существуют различные точки зрения относительно определения понятия «самозанятых граждан». Одни исследователи утверждают, что это все те же предприниматели. Например, Е.А. Абрамова считает, что самозанятые делятся на самозанятых со служащими и самозанятых без служащих, а также предлагает деление самозанятости на формальное (которое подлежит налогообложению) и неформальное (которое не подлежит налогообложению) [4, 7]. Другие ученые (например, А.П. Киреенко, М.О. Климова и др.) сходятся во мнении, что к категории «самозанятое население» относятся лица, которые не только традиционно заняты в сельском хозяйстве и торговле, но и вовлечены в деятельность сектора социальных и деловых услуг. При этом, именно указанные лица составляют большую часть теневой экономики [5, 10].

Отметим, что в 2014 году Правительством Российской Федерации был одобрен законопроект о введении патента для самозанятых граждан. Патент для российских предпринимателей был введен в 2013 г. и в настоящее время позволяет работать более чем по 60 видам деятельности [9]. Для его получения необходимо быть или опять же стать индивидуальным предпринимателем.

Принятый Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значе-

ния Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» призван сформировать механизм учета самозанятых лиц и уплаты ими налоговых отчислений. В силу новизны механизма и его несовершенства было принято решение ограничить количество субъектов для его введения, оценки возможных рисков и выхода мелкого и среднего бизнеса из теневого сектора.

Однако получивший среди СМИ и населения название «О самозанятых» закон не содержит важнейшего термина «самозанятые граждане» и перечень субъектов, относящихся к данной категории.

Данный факт вызывает беспокойство и среди органов власти, так на парламентских слушаниях в Совете Федерации первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов сказал следующее: «Нам, наверное, нужно четко определить перечень профессий, где такая система может работать. Водители, предположим, репетиторы и так далее, и тому подобное. Перечень профессий должен быть фиксирован. <.> появление такого перечня - необходимое условие для дальнейшего распространения налогового режима для самозанятых» [11].

В связи с этим автором предлагается следующая формулировка: «Самозанятые - граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением реализации подакцизных товаров, полезных ископаемых, имущества и имущественных прав, при отсутствии работодателя и не использующие труд наемных работников».

По словам Климовой М.О., самозанятость населения в нашей стране представлена в основном традиционными видами экономической деятельности [6]. Так, согласно результатам обследования рабочей силы [7], большая часть граждан, работающих не по найму (среди них 70% самозанятых), заняты в области сельского хозяйства, охоты и рыболовства, оказания бытовых услуг и торговли, оказания транспортных услуг и услуг связи, а также обрабатывающего производства и строительства.

Остается неясным механизм поиска самозанятых лиц, что также создает возможности для уклонения в регистрации и уплаты налога.

Несмотря на заявления Федеральной налоговой службы о проведении рейдов в отношении поиска незарегистрированных лиц, данная мера нам кажется неэффективной, поскольку она позволит выявить лишь продажу товаров, но не оказание услуг, которые можно замаскировать под «бесплатные и консультационные», а доход обозначить как «добровольные пожертвования».

В первую очередь необходимо сконцентрироваться на правовой защите и налоговых преференциях данных граждан. Доказательством

желания работать в правовом поле, иметь возможность проводить рекламные кампании служит вывод из тени порядка 200 тысяч человек.

Дополнительным стимулом может стать механизм налогового вычета, сейчас таким правом обладают лишь граждане, работающие официально и перечисляющие НДФЛ, поскольку самозанятость не относится к официальному трудоустройству, часть граждан оказываются лишенными данного права.

Вместе с тем, законодатель ищет другие механизмы по поощрению самозанятых, так имеется возможность снизить сумму налога благодаря регулярным платежам, максимальная сумма - 10 тысяч рублей, если услуги оказываются физическим лицам сумма снижается ежемесячно на 1%, при работе с юридическими лицами - 2%. Это связано с тем, что для тех, кто оказывает услуги физическим лицам количество взимаемых доходов составляет 4%, юридическим лицам - 6%. Рассматривается вопрос о перечислении определенных процентов с данных средств в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования.

В связи с этим значительной проработки требует вопрос введения льгот в отношении тех граждан и юридических лиц, которые пользуются услугами самозанятых. Оптимальной формой будет предоставление чеков и иных документов, которые граждане смогут использовать при налоговом вычете. В случае отказа гражданин сможет обратиться в ФНС с жалобой, что также поможет в учете и снизит нагрузку на ФНС.

Таким образом, введение закона стало естественным развитием фискальной политики в нашей стране, несмотря на его недоработки в отношении ответственности за нарушение законодательства (предлагаемые меры в виде штрафов носят строго карательный характер, отсутствуют предупредительные меры), данный закон необходим и обусловлен временем. Достоинством является форма эксперимента в тех регионах, где высок процент потенциально самозанятых граждан. Подобный подход сразу определит недостатки и пробелы законодательства и позволит разработать совершенный механизм для распространения на территории всей страны. Особое внимание следует уделить учету самозанятых, механизму предупредительных и поощрительных мер для плательщиков, а также ответственность для недобросовестных работодателей.

С целью выявления отношения самозанятых к экспериментальному закону нами было проведено исследование, участниками которого стали 100 респондентов, относящихся к самозанятым гражданам, про-

живающих в Москве и Московской области. Поиск респондентов осуществлялся по следующим каналам: через знакомых и посредством социальных сетей ВК, Instagram и Одноклассники.

Респондентам предлагалась анкета, которая включила в себя следующие вопросы:

• Пол, возраст;

• Род деятельности;

• Слышали ли Вы про новый закон в отношении самозанятых

лиц?

• Состоите ли Вы на учете в ФНС?

• По каким причинам Вы не хотите уплачивать налог?

Проведенный анализ полученной информации показал, что возраст респондентов составляет:

• От 18 до 24 лет-61%;

• От 24 до 45 - 27%;

• Старше 45 - 12%.

Большинство респондентов в возрасте от 18 до 24 лет (80%) занимаются оказанием услуг, лишь небольшая часть занимается производством и продажей товаров на заказ. Наиболее распространенная категория товаров: выпечка, одежда по индивидуальному дизайну, картины и предметы интерьера. С увеличением возраста пропорция относительно товаров и услуг смещена в сторону продажи товаров, так среди возрастной группы от 24 до 45 лет данная цифра составляет 64% услуги и 36% товары; старше 45 лет - 43% услуги и 57% товары. Полученные данные позволяют сделать вывод, что чем старше респонденты, тем чаще они производят товары, нежели оказывают услуги населению. Следовательно, можно предположить, что для удовлетворения финансовых потребностей самозанятого гражданина, представителя старшего поколения, в приоритет ставится продажа произведенных товаров, а не работа в сфере услуг.

По вопросу осведомленности о новом законе в отношении самозанятых лиц имеют представление 75% респондентов. При этом наиболее осведомлены возрастные группы от 24 лет и старше (89%), в то время как среди молодежи данная цифра составляет 46%.

Следующий вопрос: «Состоите ли Вы на учете в ФНС?» был контрольным. Для тех, кто ответил положительно, опрос заканчивался, а для тех, кто ответил отрицательно, предлагался вопрос о причинах отказа.

Так, в Москве и Московской области лишь 24% самозанятых (из нашей выборки) состоят на учете и уплачивают налог, положительный ответ был у 75% опрошенных старше 45 лет.

В вопросе «По каким причинам Вы не хотите уплачивать налог?» были предложены следующие варианты ответов:

• Данный налог будет отнимать значительную часть моего дохода;

• Я считаю, что ничего не должен государству;

• Слишком сложная и неясная система уплаты налога;

• Иные причины.

Наиболее популярным ответом оказался второй вариант (80%).

Среди респондентов нами было выбрано 12 человек в целях проведения интервью, главной целью которого было выявить, почему они [респонденты] выступают «за» или «против» нового закона.

Среди тех, кто полностью поддерживает условия налогообложения самозанятых граждан в России, звучали следующие аргументы своей позиции (имена изменены, города и род деятельности реальны):

1. «Когда только впервые заговорили о самозанятых, я встала на учет в налоговой службе. Причиной тому стало нежелание привлекаться за незаконную предпринимательскую деятельность и наличие налоговых каникул» (Марина, кондитер, Подольск).

2. «Разговоры о законе меня не испугали, поскольку максимально льготный режим в 4% и 6% намного лучше, чем взимаемые с меня 13% на прошлой работе» (Иван, студент-репетитор, Люберцы).

3. «Здесь ... для меня еще и важен вопрос совести, налогоплательщиков обеспечивают наличием медицинской помощи, пенсионных отчислений, и пользоваться всем этим, не давая ничего взамен, не по-людски» (Софья, репетитор, Одинцово).

4. «Удобно, что пройти регистрацию можно в банке, налоговой или приложении. Никакой отчетности, все формируется автоматически. Выплаты небольшие, у меня они составили около 700 рублей, к тому же всегда есть возможность взять отсрочку. Пока что меня все устраивает» (Светлана, сдает квартиру, Химки).

Диаметрально противоположная точка зрения у тех, кто высказывался против принятого закона (имена изменены, города и род деятельности реальны):

1. «Зарабатывать в данной стране можно, работая на кого-то или на себя. Я выбрал второй вариант, потому что мне, как студенту, это намного удобнее. Доходы весьма небольшие, а работы порой и вовсе нет, да, приходится экономить и введение налога меня отнюдь не обрадует. Оборудование, реклама - в это я вкладываю собственные средства и силы, не жду помощи от государства и поэтому не вижу причин ему помогать. У моих знакомых, кто также работает на себя нет мил-

лионных доходов и поэтому я не знаю какие средства надеются получить. В случае если такой закон и будет принят, я всегда найду лазейку, здесь дело принципа» (Сергей, фотограф, Москва).

2. «Моя основная работа - графический дизайнер. Я работаю официально, работодатель отчисляет за меня налоги. Но подрабатываю изготовлением логотипов на заказ. Я не считаю, что дважды должна платить налоги, ведь разработка логотипов, создание индивидуального стиля заказчика - это скорее хобби, чем полноценная деятельность. Поэтому считаю, что, если и принимается такой закон, то он должен быть тщательно проработан, учитывать все возможные случаи в жизни самозанятых» (Максим, дизайнер, Москва).

3. «Не понимаю, зачем мне это. Помню такая же эйфория была с ИП, сказки про вывод всех в белую, а что в итоге? Платить социальные взносы, работаешь, не работаешь - плати! Уверен, что в данном случае будет аналогичная ситуация. Если прижмет, зарегистрируюсь, но чтобы делать это добровольно. Точно нет» (Арсений, электрик, Люберцы).

Подводя итоги проведенному исследованию, можно сказать, что вопросы, связанные с налогообложением самозанятых граждан в России, по сей день являются острыми и актуальными. Нововведением в анализируемой сфере стал закон о самозанятых, эксперимент, предполагающий вывод самозанятых из тени. Опираясь на результаты исследования, мы можем констатировать тот факт, что основными аргументами «против» уплаты налогов самозанятыми являются нежелание платить государству, отдавать значительную часть своего дохода, отсутствие веры в действенность механизма. Среди аргументов «за» - нежелание иметь дело с нарушением российского законодательства, наличие налоговых каникул, низкий процент уплаты налогов по новому закону, доступность и легкость регистрации в качестве самозанятого.

Таким образом, для того чтобы обеспечить более высокие налоговые поступления в бюджет и государственные внебюджетные фонды, государству необходимо вести грамотную налоговую политику. Считаем, что совершенствование терминологического аппарата, четкое определение критериев деятельности самозанятых, механизм их учета, а также санкции и преференции, помогут в первую очередь оказать поддержку самозанятым в вопросах развития их предпринимательских проектов и защиты прав. Тем самым трансформируя мнение, что данный закон во благо государства в то, что он создан для общества.

Список литературы

1. Бубновская Т.А. Самозанятость в российском туризме как способ импортозамещения в данной отрасли / Т.А. Бубновская // Туризм: право и экономика. - 2015. - № 3. - С. 25-28.

2. Бурлак А.В. К вопросу о понятии «Самозанятые граждане» [Электронный ресурс] / А.В. Бурлак // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2016. № 4 (49). - Режим доступа: URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/k-voprosu-o-ponyatii-samozanyatye-grazhdane (дата обращения: 31.08.2019).

3. «Медведев объявил от патенте для самозанятых граждан» [Электронный ресурс] // Вести. Экономика. - Режим доступа: URL: http://www.vestifmance.ru/articles/55988 (дата обращения: 30.08.2019).

4. Абрамова Е.А. Кризисная самозанятость в России: классификация, структура и уровни развития / Е.А. Абрамова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - Иваново: Изд-во Ивановского государственного химико-технологического университета. - 2015. - № 4. - С. 7.

5. Киреенко А.П. Самозанятость населения и теневой рынок труда в России / А.П. Киреенко, М.О. Климова // Проблемы экономики. - 2015. -№ 3. - С. 9-12.

6. Климова М.О. Налоговое регулирование деятельности самозанятых физических лиц в России и зарубежных странах [Электронный ресурс] / М.О. Климова // BaikalResearchJournal. 2013. № 5. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-regulirovanie-deyatelnosti-samozanyatyh-fizicheskih-lits-v-rossii-i-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 1.09.2019).

7. Статистический бюллетень «Обследование рабочей силы» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: URL: https://goo.gl/LoyMBd. (дата обращения: 02.09.2019).

8. О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 (ред. от 30.11.1994) // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 27.12.1990, № 30, ст. 418.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.

10. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 03.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2018) // Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1915.

11. Налоговый режим для самозанятых может быть урезан [Электронный ресурс] // Новые известия - Режим доступа: URL: https://newizv.ru/news/economy/07-10-2019/nalogovyy-rezhim-dlya-samozanyatyh-mozhet-byt-urezan?ind=78 - (Дата обращения: 15.10.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.