Условия и перспективы налоговой поддержки самозанятого населения регионов Южного федерального округа (на примере специальных налоговых режимов)
The conditions and prospects for tax support self-employed population of the Southern federal district (for example, special tax regimes)
Ксенда Виктория Михайловна канд. экон. наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный университет»
Ksenda Viktoriya Mikhailovna Ph.D., associate professor of the department theory of finance, credit and taxation Federal Autonomous Educational Institution of Higher Education « Volgograd State university»
Аннотация. Рассмотрены региональные особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства. Аргументировано, что в регионах Южного федерального округа создана и активно развивается налоговая поддержка самозанятого населения. Раскрыто понятие самозанятого населения в налоговой сфере.
Abstract: Consider the regional peculiarities of taxation of subjects of mA-logo business. It is argued that in regions of the southern Federal district was created and is actively developing tax support self-employed. The concept of the self-employed in the tax area.
Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, самозанятое население, индивидуальный предприниматель, налоговая поддержка, специальные налоговые режимы.
Key words: small businesses, self-employed, individual entrepreneur, tax and special tax regimes.
Неотъемлемой частью современной экономики являются субъекты малого предпринимательства. Способность малого бизнеса влиять на повышение конкурентоспособности, насыщение рынка товарами, создание дополнительных рабочих мест и в целом на социально-экономическое развитие свидетельствует о значительном повышении его роли как институциональной экономической единицы. В этой связи одним из наиболее эффективных государственных рычагов стимулирования и поддержки предпринимательской деятельности является налоговая политика, влияющая на функционирование бизнеса различной размерности [3].
Создание условий, стимулирующих предпринимательскую активность и снижающих барьеры для развития малого бизнеса часто является одним из поручений Президента России - Владимира Путина. Так, Указом Президента Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» от 5 июня 2015 г. № 287 создано Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) с целью оказания финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Корпорация МСП была создана в рамках реализации поручений, данных Президентом России после заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 7 апреля 2015 года, по проблемам малого и среднего предпринимательства в России. Кроме того, Президентом России был дан еще ряд поручений, касающихся и конкретных мероприятий по развитию налогообложения:
- принять меры по недопущению резкого роста налоговой нагрузки на предприятия в связи с исчислением налога на имущество организаций на ос-
нове кадастровой стоимости в отношении отдельных видов недвижимого имущества. Кроме того, поручено увеличить отчисления в местные бюджеты доли налога от упрощенной системы налогообложения, поступающего в федеральный бюджет;
- создать для самозанятых граждан условия ведения предпринимательской деятельности в упрощенной форме (в виде приобретения патента);
- подготовить схему повышения размера получаемого микропредприятиями дохода, по достижении которого налогоплательщик утрачивает право на применение специальных налоговых режимов;
- провести инвентаризацию существующих неналоговых платежей и представить предложения по снижению нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства по таким платежам.
Однако, из 21 пункта перечня поручений исполнено только 5, не исполнено 16. В частности, и поручение относительно поддержки самозанятого населения. В связи с этим, по итогам совещания, состоявшегося с членами Правительства 30 марта 2016 года, Президентом России в очередной раз было дано поручение обеспечить рассмотрение проектов федеральных законов, предусматривающих:
- создание для самозанятых граждан условий ведения предпринимательской деятельности в упрощённой форме (в виде приобретения патента);
- совершенствование системы государственного контроля (надзора), в том числе в части применения к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий допущенных ими нарушений с одновременной выдачей предписания об устранении этих нарушений;
- введение налоговых вычетов в части понесённых расходов в связи с приобретением контрольно-кассовой техники, обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы, индивидуальными предпринимате-
лями, применяющими специальные налоговые режимы, деятельность которых ранее не требовала применения контрольно-кассовой техники.
Таким образом, государственная поддержка субъектов малого предпринимательства не вызывает сомнений и является одним из актуальных направлений российской экономической политики. Однако, из субъектов малого предпринимательства все чаще выделяют самозанятых граждан. Так, в источниках, посвященным занятости физических лиц, наряду с термином «индивидуальное предпринимательство» используется термин «самозанятость». На наш взгляд, следует разграничивать понятие «самозанятое население» с точки зрения финансовой науки и практике его использования в определенной отрасли. «Самозанятое население» в финансовой науке - это экономически активная часть населения страны, имеющее определенные источники, запасы, возможности в какой-либо области, сфере, позволяющее реализовать финансовый потенциал (налоговый, бюджетный, предпринимательский, потребительский, инвестиционно-сберегательный) [2]. С позиции налогообложения «самозанятое население» - это индивидуальный предприниматель (ИП) - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств [8]. Кроме того, данное физическое лицо имеет источник(и) дохода, осуществляет свою деятельность на свой страх и риск, как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. Согласно Методологическим положениям по статистике к самозанятым относятся только те предприниматели, которые осуществляют деятельность без привлечения наемных работников. Предпринимателей (физических лиц), привлекающих наемных работников, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) относит к категории работодателей [5]. Помимо индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без привлечения наемных работников, к самозанятым также относит следующие группы занятого населения: главы крестьянских (фермерских) хо-
зяйств; лица, занятые на индивидуальной основе (няни, фотографы, журналисты, художники, лица, осуществляющие частный извоз и т. д.); лица, занятые на предприятии или в организации со статусом юридического лица; лица, занятые в собственном домашнем хозяйстве [6]. Так, по данным Росстата (табл. 1) в 2014 году численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности по отдельным видам экономической деятельности по Российской Федерации составила 5 645,7 тыс. человек (по сравнению с 2011 годом этот показатель увеличился незначительно, а с 2008 годом - сократился более чем на 30%) и представлена такими видами деятельности как: оптовая и розничная торговля (63%), оказание транспортных услуг и услуг связи (9%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (7%), обрабатывающие производства (7%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (5,5%), строительство (2%), на остальные виды деятельности (образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, рыболовство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) приходится менее 1%.
Таблица 1 - Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности по отдельным видам экономической деятельности
по Российской Федерации в 2012-2014 гг., тыс. человек
2011 2012 2013 2014
Российская Федерация, из них: 5 453,100 5 647,101 5 429,541 5 645,678
Центральный федеральный округ 1 186,9 1 248,652 1 249,958 1 266,214
Северо-Западный федеральный округ 511,2 541,753 518,709 520,464
Южный федеральный округ 655,3 721,528 693,488 671,685
Северо-Кавказский федеральный округ 350,9 365,01 395,663 367,678
Приволжский федеральный округ 1 137,8 1 143,89 997,507 1 053,275
Уральский федеральный округ 506,9 482,833 484,262 578,627
Сибирский 845,3 839,762 794,724 862,732
федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ 310,7 303,673 295,23 309,734
Крымский федеральный округ (с 21.03.2014 до 28.07.2016) 15,269
Источник: Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства всегда является одной из приоритетных направлений при разработке налоговой политики. При этом налоговая поддержка самозанятого населения имеет очень важное значение, поскольку высокая налоговая нагрузка лишает их возможности формировать нужные запасы оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств, а введение специальных правил их участия в налоговых отношениях обеспечивает реализацию косвенного государственного финансирования. В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации предусмотрены специальные налоговые режимы (СНР). Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов [8].
В настоящее время в российском налоговом законодательстве заявлено пять специальных налоговых режимов, четыре из которых основаны на теории единого налога с реализацией функции упрощения системы налогообложения: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей - ЕСХН (гл. 26.1 НК РФ); упрощённая система налогообложения -УСН (гл. 26.2 НК РФ); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - ЕНВД (гл. 26.3 НК РФ); патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ). Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4. НК РФ) в силу специфичности функционального назначения - стимулирования
инвестиций в разработку недр - стоит несколько отдельно в перечне СНР и не рассматривается [1].
Отличительной особенностью российских межбюджетных отношений является значительная концентрация налоговых доходов в федеральном бюджете и высокая степень централизации налоговых полномочий в определении налоговой базы, ставок и льгот [7]. По отношению к субъектам малого предпринимательства региональные органы власти оказывают налоговую поддержку в расширенном налоговом поле, параметры которого определяются федеральным центром, и реализуется посредством определения видов предпринимательской деятельности, коэффициентов, пониженных налоговых ставок (табл. 2).
Таблица 2 - Полномочия органов власти субфедерального уровня в за-
конодательном поле налоговой политики
Специальный налоговый режим Параметры применения на региональном уровне
Упрощённая система налогообложения Установлена федеральным законодательством (НК РФ). Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков при объекте налогообложения «доходы»; дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». С 01.01.2015 года по 31.12.2020 года законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению
Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности Установлена федеральным законодательством (НК РФ). Вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог и значения коэффициента К2. Законодательными органами власти субъектов РФ и представительными органами муниципальных образований могут быть установлены налоговые ставки по
ЕНВД в пределах от 7,5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности
Патентная система налогообложения Установлена федеральным законодательством (НК РФ). Вводится в действие в соответствии НК РФ законами субъектов РФ и применяется на территориях указанных субъектов РФ. Субъекты РФ вправе: 1) устанавливать размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода по видам деятельности; 2) устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности; 3) устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств; 4) увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах. ИП вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации, не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.
Источник: составлено автором
Южный федеральный округ (ЮФО) находится на юге европейской части России, в состав которого входят республика Адыгея, Астраханская область, Волгоградская область, республика Калмыкия, Краснодарский край, Ростовская область, административным центром является г. Ростов-на-Дону. Численность населения составляет 14 003 828 (почти 10% населения России), из которых на долю экономически активного населения приходится 6 951 600 человек, что составляет более 9% экономически активного населения России, при этом большая часть приходится на долю Краснодарского края и Ростовской области.
По данным ФНС России до 2013 года количество индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств снижалось, причем за год (2012-2013 гг.) этот показатель изменился на 13%. Однако, начиная с 2013 года, наметилась тенденция увеличения количества индивидуальных
предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, соответственно самозанятого населения, как в Российской Федерации, так и ЮФО (табл. 3). Так, по сравнению с 2014 годом в 2015 году количество индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств выросло почти на 90 000. По состоянию на 01.08.2016 г. этот показатель уже превысил значения 2015 года. Кроме того, анализ количества крестьянских (фермерских) хозяйств показал, что на долю Южного и Северо-Кавказского федеральных округов приходится свыше 40% их численности. Во многом подобный результат обусловлен природно-климатическим и географическим положением данных федеральных округов.
Таблица 3 - Количество индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о которых содержатся в Едином го-
сударственном реестре индивидуальных предпринимателей, 2011-2015 гг.
2011 2012 2013 2014 2015 2016 по состоянию на 01.08.
Российская 4 104 059 4 023 779 3 511 813 3 550 981 3 640 230 3 717 387
Федерация, из них:
Центральный 948 266 954 835 865 411 886 783 921 697 952 857
федеральный округ
Северо-Западный 353 636 360 917 318 016 390 930 332 049 342 688
федеральный округ
Южный 533 506 523 031 462 266 466 736 474 180 485 718
федеральный округ,
из них
Республика Адыгея 19 722 18 389 15 250 15 094 15 029 15 136
Республика Калмыкия 13 603 12 761 10 694 10 393 10 327 9 483
Краснодарский край 235 125 234 966 213 718 218 897 224 018 233 920
Астраханская область 34 091 32 467 2 7 793 28 193 28 495 28 377
Волгоградская область 74 727 69 884 58 480 58 100 59 008 59 823
Ростовская область 156 238 98 035 136 201 135 969 137303 138 979
Северо-Кавказский 301 300 277 080 238 341 225 290 219 037 219 217
федеральный округ
Приволжский 843 145 798 350 670 077 671 319 675 041 683 291
федеральный округ
Уральский 362 975 363 210 314 935 312 375 314 032 317 812
федеральный округ
Сибирский 557 741 541 726 458 339 455 833 451339 453 205
федеральный округ
Дальневосточный 203 490 204 630 184 428 183 294 181 835 182 282
федеральный округ
Крымский федеральный - - - 28 421 70 820 80 317
округ (с 21.03.2014 до
28.07.2016)
Источник: составлено автором на основании данных ФНС России.
В Южном федеральном округе все регионы реализовали право введения пониженных ставок налога по упрощённой системе налогообложения (республика Адыгея и Краснодарский край реализовали данное право только в 2015 году). При этом наиболее привлекательным является решение Ростовской области, которое охватывает не виды деятельности (например, строительство, обрабатывающие производства и т.д.), а всех субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Кроме того, все субъекты ЮФО с 2013 г. ввели на своей территории патентную систему налогообложения, в том числе и субъекты РФ, входящие в состав ЮФО, за исключением Республики Калмыкия, на территории которой только в 2014 гг. была введена патентная система налогообложения. (табл. 4).
Таблица 4 - Нормативно-правовая реализация полномочий субъектов РФ в регионах ЮФО
Регион ЮФО Нормативно-правовой акт впервые, установивший особенности налогообложения
Республика Адыгея Закон Республики Адыгея от 26 ноября 2012 г. № 139 «О патентной системе налогообложения» С 01.01.2016 г. предусмотрено применение пониженной налоговой ставки 0%
Закон Республики Адыгея от 2 июля 2015 г. № 426 «О налоговых ставках при применении упрощенной и патентной систем налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков» С 01.01.2016 г. предусмотрено применение пониженных налоговых ставок 0%, 5%, 15%
ЕНВД введен соответствующими нормативно-правовыми актами органов муниципальных образований
Республика Калмыкия Закон Республики Калмыкия от 1 марта 2013 г. № 116-У-З «О патентной системе налогообложения». С 01.01.2016 г. предусмотрено применение пониженной налоговой ставки 0%
Закон Республики Калмыкия от 30.11.2009 г. № 154-1У-З «Об установлении дифференцированных налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения».
С 01.01.2016 г. предусмотрено применение пониженных налоговых ставок 5%, 10%
ЕНВД введен соответствующими нормативно-правовыми ак-
__тами органов муниципальных образований_
Краснодарский край Закон Краснодарского края от 16 ноября 2012 г. № 2601-КЗ
«О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Краснодарского края».
С 01.01.2016 г. предусмотрено применение пониженных налоговых ставок 0%, 6%
Закон Краснодарского края от 8 мая 2015 г. № 3169-КЗ «Об условиях применения упрощенной системы налогообложения на территории Краснодарского края»
С 01.01.2016 г. предусмотрено применение пониженных налоговых ставок 0%, 3%, 5%
ЕНВД введен соответствующими нормативно-правовыми ак-
__тами органов муниципальных образований_
Астраханская область Закон Астраханской области от 8 ноября 2012 г. № 76/2012-
ОЗ «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Астраханской области»
С 01.01.2016 г. предусмотрено применение пониженных налоговых ставок 0%, 5%_
Закон Астраханской области от 10 ноября 2009 г. № 73/2009-ОЗ «Об установлении ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения» С 01.01.2016 г. предусмотрено применение пониженных налоговых ставок 0%, 5%_
ЕНВД введен соответствующими нормативно-правовыми ак-
__тами органов муниципальных образований_
Волгоградская область Закон Волгоградской области от 29 ноября 2012 г. № 165-ОД
«О патентной системе налогообложения» С 01.01.2016 г. предусмотрено применение пониженной налоговой ставки 0%_
Закон Волгоградской области от 10.02.2009 № 1845-ОД «О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения»
С 01.01.2016 г. предусмотрено применение пониженной налоговой ставки 5%_
ЕНВД введен соответствующими нормативно-правовыми ак-
__тами органов муниципальных образований_
Ростовская область Закон Ростовской области от 25 октября 2012 г. № 955-ЗС «О
внесении изменении в областной закон «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» предусматривает особенности налогообложения по патентной системе налогообложения __С 01.01.2016 г. предусмотрено применение пониженной нало-
говой ставки 0%
Закон Ростовской области от 10 мая 2012 г. № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» предусматривает особенности налогообложения по упрощенной системе С 01.01.2016 г. предусмотрено применение пониженных налоговых ставок 0%, 5%, 10%
ЕНВД введен соответствующими нормативно-правовыми актами органов муниципальных образований
Источник: составлено автором.
Проводимая в регионах налоговая политика показывает, что в 20122014 гг. в ЮФО, как и в целом по РФ, наблюдается тенденция снижения количества налогоплательщиков ЕНВД и ЕСХН и увеличение количества налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, и имеющих патенты на право применения патентной системы налогообложения. Однако, на долю ЕНВД приходится большая часть самозанятых налогоплательщиков, применяющих СНР (табл. 5).
Таблица 5 - Количество налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей / крестьянских фермерских хозяйств), применяющих специ-
альные налоговые режимы в 2012-2015 гг.
Период 2012 2013 2014 2015
Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ед./чел.)
Российская Федерация, из них: 2 637 887 / 2 244 686 2 346 563 / 1 994 785 2 144 102 / 1 810 289 2 094 253 / 1 780 869
Южный федеральный округ 370 921 / 330 616 334 228 / 299 293 304 611 / 271 773 305 829 / 275 015
Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому сельскохозяйственному налогу (ед./чел.)
Российская Федерация, из них: 121 644 / 95 250 98 762 / 74 476 94 016 / 70 428 98 310 / 74 929
Южный федеральный округ 28 373 / 24 320 25 231 / 21 627 23 962 / 20 545 23 997 / 20 745
Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения (ед./чел.)
Российская Федерация, из них: 2 427 473 / 1 217 099 2 477 878 / 1 194 213 2 511 308 / 1 196 837 2 818 063 / 1 387 732
Южный 248 506 / 152 276 249 744 / 149 424 255 216 / 104 738 277 994 / 167 447
федеральный
округ
Источник: составлено автором на основании данных ФНС России.
Так, в период 2012-2013 гг. наметилась тенденция расширения использования патентов, и в целом по РФ выросло почти в 3 раза, однако регионы ЮФО в десятки раз отстают от Центрального, Приволжского Уральского и Сибирского федеральных округов по применению патентной системы налогообложения, что вызвано отсутствием нормативно-правового обеспечения до 2013 г. (табл. 6).
Таблица 6 - Количество индивидуальных предпринимателей, имеющих патенты на право применения упрощённой системы налогообложения на ос-
нове патента (с 2013 г. патентной системы налогообложения) в 2012-2015 гг.
Период 2012 2013 2014 2015
Российская Федерация, 86 071 88 688 122 098 241 135
из них:
Центральный 19 761 32 375 52 594 85 605
федеральный округ
Северо-Западный 9 832 6 125 6 709 8 368
федеральный округ
Северо-Кавказский 2 073 819 3 545 4 702
федеральный округ
Южный 85 1 939 4 547 5 632
федеральный округ, из них:
Республика Адыгея 85 54 64 94
Республика Калмыкия 0 0 50 53
Краснодарский край 0 616 2 003 3 703
Астраханская область 0 57 114 229
Волгоградская область 0 229 471 858
Ростовская область 0 983 1 845 2 978
Приволжский 27 584 18 531 21 024 31 396
федеральный округ
Уральский 6 762 13 595 17 399 21 888
федеральный округ
Сибирский 12 366 8 480 9 877 12 467
федеральный округ
Дальневосточный 7 608 6 824 6 403 8 063
федеральный округ
Крымский федеральный округ (с 21.03.2014 до 28.07.2016) - - - 60 731
Источник: составлено автором на основании данных ФНС России.
13
В 2015 году в целом по РФ количество выданных патентов увеличилось почти вдвое, что свидетельствует о востребованности данной системы налогообложения самозанятыми гражданами.
Таким образом, проведенное исследование показывает - являясь продолжением государственной налоговой политики, налоговая политика, проводимая в регионах Южного федерального округа, базируется на действующем федеральном законодательстве. В регионах ЮФО созданы налоговые условия и используются допустимые налоговые инструменты. Однако, для расширения объема полномочий регионов в сфере налогообложения, необходимо учитывать специфику социально-экономического развития региона и его рыночную специализацию. В связи с чем, можно сделать вывод о необходимости повышения действенности и эффективности налоговой политики регионов ЮФО. В частности, рекомендуется усилить региональную налоговую политику и расширить направления государственной налоговой политики в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. При этом на федеральном уровне необходимо: пересмотреть и уточнить виды деятельности, облагаемые ЕНВД и по патентной системе налогообложения; расширить состав специальных налоговых режимов, дополнив его режимом на основе разового талона; с учетом складывающихся экономических условий хозяйствования предоставить возможность отсрочки уплаты других налогов для налогоплательщиков, оказавшихся в сложных финансовых условиях. На региональном уровне: обосновать и установить цены патентов исходя, из общественной значимости бизнеса; установить единый коэффициент К2 с его минимальным значением 0,005 на территории всего муниципального округа; установить пониженные ставки налога по упрощённой системе налогообложения по всем видам экономической деятельности в зависимости от региональной специализации.
Библиографический список
1. Артемова, Н.А. Развитие системы налогообложения в рамках специальных налоговых режимов [Текст] / автореф. дис. ... степ. канд. экон. наук: 08.00.10 // Н.А. Артемова; Саратов: 2013. - С.9.
2. Дьякова, Е.Б. Мытарева, Л.А. Финансовый механизм регулирования социально-экономического развития субъектов южного макрорегиона / Е.Б. Дьякова, Л.А. Мытарева // Региональная экономика. Юг России. - 2014. - № 2(4). - С.81-90.
3. Мандрощенко, О.В. О некоторых вопросах налогообложения субъектов малого бизнеса / О.В. Мандрощенко // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 7-8. - С. 101-105.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 30 июля 2016 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
5. Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы): приказ Росстата от 21 декабря 2010 г. № 452 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
6. Климова, М.О. Налоговое регулирование деятельности самозанятых физических лиц в России и зарубежных странах [Электронный ресурс] / М.О. Климова // Baikal Research Journal. - 2013. - № 5. - Режим доступа : http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=18595 (22.08.2016).
7. Ксенда, В.М Распределение налоговых полномочий в системе межбюджетных отношений / В.М. Ксенда // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2013. - № 7-3. - С. 30.
8. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 3 июня 2016 г.) Ст. 11, 18 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
References
1. Artemova, N.A. The development of the system of taxation in the framework of the special promotion of tax regimes [Text] / author. dis. ... candidate. Econ. Sciences: 08.00.10 / N.A. Artemova; Saratov: 2013. - P. 9.
2. Dyakova, E. B. Mytareva, L. A. Financial management of the socioeconomic development of the regions of the southern macroregion / E. B. Dyakova, L. A. Mytareva // Regional economy. The South Of Russia. - 2014. - № 2(4). - P. 81-90.
3. Mandrosenko, O. V. About some questions of the taxation sub-projects small business / Mandrosenko, O. V. // Theoretical and applied aspects of modern science. - 2015. - № 7-8. - P. 101-105.
4. On the development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation: Feder. the law of 24 July 2007 № 209-FZ (as amended on July 30, 2016) [Electronic resource] // Consultant plus.
5. On approval of Methodological guidelines to conduct sample surveys on employment (labour force survey): the order of Rosstat from 21 December 2010 no. 452 [Electronic resource] // Consultant plus.
6. Klimova, M. O. of Tax regulation of activities of self-employed individuals in Russia and foreign countries [Electronic resource] / M. O. Klimova // Baikal Research Journal. - 2013. - No. 5. - Mode of access : http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=18595 (22.08.2016).
7. Ksenda, V. M, the Distribution of tax powers in the system of inter-budgetary relations / V. M. Ksenda // Actual problems of the Humanities-tion and socio-economic Sciences. - 2013. No. 7-3. - S. 30.
8. Tax code of the Russian Federation (part one): Feder. the law of July 31, 1998 № 146-FZ (as amended on June 3, 2016) Article 11, 18 [Electronic resource] // Consultant plus.