Научная статья на тему 'Анализ подходов к регулированию самозанятости населения: Российский и международный опыт'

Анализ подходов к регулированию самозанятости населения: Российский и международный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1017
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОЗАНЯТОСТЬ / САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / РЫНОК ТРУДА / SELF-EMPLOYMENT / SELF-EMPLOYED CITIZENS / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кострова Юлия Борисовна, Шибаршина Ольга Юрьевна

В данной статье анализируется отечественный и зарубежный опыт регулирования деятельности самозанятых граждан. Цель настоящей работы заключается в рассмотрении основных направлений государственной политики в отношении самозанятого населения в России и за рубежом. В работе были использованы всеобщие и общенаучные методы исследования, такие как сравнение, анализ, синтез, диалектика, аналогия, эвристический подход. Проведенное исследование показало, что проблема самозанятости населения может иметь несколько основных аспектов. С одной стороны, самозанятые граждане самостоятельно создают рабочие места, что приводит к повышению темпов экономического роста и снижению регистрируемой безработицы. С другой стороны, многие из них стараются избежать обязанностей и ответственности, а также налоговых сборов, предусмотренных для официально трудоустроенных граждан и предпринимателей. В связи с этим возникает опасность при государственном регулировании сосредоточить усилия не на поддержке самозанятых, а только на борьбе с «лжесамозанятостью». Авторы приходят к выводу, что государственная политика в отношении самозанятых в Российской Федерации должна быть многоплановой, направленной и на развитие самозанятости, и в то же время на контроль этого процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of approaches to self-employment regulation: Russian and international experience

The authors in this article analyze the domestic and foreign experience in regulating the activities of self-employed citizens. The purpose of this work is to consider the main directions of the state policy in relation to the self-employed population in Russia and abroad. General and general scientific methods of research, such as: comparison, analysis, synthesis, dialectics, analogy, heuristic approach were used in the work. The study showed that the problem of self-employment of the population can have several main aspects. On the one hand, self-employed citizens create jobs on their own, which leads to higher economic growth and lower registered unemployment. On the other hand, many of them try to avoid the duties and responsibilities, as well as tax fees provided for officially employed citizens and entrepreneurs. In this regard, there is a danger in state regulation to focus not on the support of self-employed, but only on the fight against "false self-employment". The authors come to the conclusion that the state policy in relation to self-employed in the Russian Federation should be multifaceted, aimed at the development of self-employment, and, at the same time, to control this process.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к регулированию самозанятости населения: Российский и международный опыт»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

Анализ подходов к регулированию

самозанятости населения: россиискии и международный опыт

Кострова Ю.Б. 1, Шибаршина О.Ю. 1

1 Московский университет им. С.Ю. Витте, Рязань, Россия АННОТАЦИЯ:

В данной статье анализируется отечественный и зарубежный опыт регулирования деятельности самозанятых граждан. Цель настоящей работы заключается в рассмотрении основных направлений государственной политики в отношении самозанятого населения в России и за рубежом. В работе были использованы всеобщие и общенаучные методы исследования, такие как сравнение, анализ, синтез, диалектика, аналогия, эвристический подход. Проведенное исследование показало, что проблема самозанятости населения может иметь несколько основных аспектов. С одной стороны, самозанятые граждане самостоятельно создают рабочие места, что приводит к повышению темпов экономического роста и снижению регистрируемой безработицы. С другой стороны, многие из них стараются избежать обязанностей и ответственности, а также налоговых сборов, предусмотренных для официально трудоустроенных граждан и предпринимателей. В связи с этим возникает опасность при государственном регулировании сосредоточить усилия не на поддержке самозанятых, а только на борьбе с «лжесамозанятостью». Авторы приходят к выводу, что государственная политика в отношении самозанятых в Российской Федерации должна быть многоплановой, направленной и на развитие самозанятости, и в то же время на контроль этого процесса

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самозанятость, самозанятые граждане, индивидуальный предприниматель, рынок труда.

Введение

В ноябре 2016 года в России была узаконена деятельность самозанятых граждан - тех, кто не устраивается на официальную работу, но и не открывает свой бизнес как индивидуальный предприниматель. Начиная с конца 2016 года, самозанятость стала постоянной темой дискуссий. 1 декабря 2016 года в послании Федеральному собранию глава государства отметил необходимость улучшения условий для ведения бизнеса и предложил в течение ближайшего года определить статус самозанятых граждан. С тех пор работу по этому вопросу одновре-

Analysis of approaches to self-employment regulation: Russian and international experience

Kostrova Yu.B. 1, Shibarshina O.Yu. 1

1 Moscow Witte University - Ryazan branch, Russia

менно ведут Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [3] (Kostrova, 2016).

В 2017 году Минюст совместно с Минфином, Минэкономразвития и Минтрудом подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Законопроект предусматривает закрепление критериев, которые смогут разграничить категории самозанятых граждан, ИП и лиц, работающих на основании трудового договора [4] (Kostrova, 2017).

Минюст предлагает следующее определение понятия «самозанятый» - это физическое лицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физлиц, направленную на систематическое получение прибыли, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не имеющее наемных работников. В ведомстве считают, что определение правового статуса самозанятых необходимо для защиты прав этой категории граждан, а также установления упрощенного порядка их деятельности и предоставления льгот.

ABSTRACT:_

The authors in this article analyze the domestic and foreign experience in regulating the activities of self-employed citizens. The purpose of this work is to consider the main directions of the state policy in relation to the self-employed population in Russia and abroad. General and general scientific methods of research, such as: comparison, analysis, synthesis, dialectics, analogy, heuristic approach were used in the work. The study showed that the problem of self-employment of the population can have several main aspects. On the one hand, self-employed citizens create jobs on their own, which leads to higher economic growth and lower registered unemployment. On the other hand, many of them try to avoid the duties and responsibilities, as well as tax fees provided for officially employed citizens and entrepreneurs. In this regard, there is a danger in state regulation to focus not on the support of self-employed, but only on the fight against "false self-employment". The authors come to the conclusion that the state policy in relation to self-employed in the Russian Federation should be multifaceted, aimed at the development of self-employment, and, at the same time, to control this process.

KEYWORDS: self-employment, self-employed citizens, individual entrepreneur, labor market JEL Classification: J21, J40, L26 Received: 22.10.2018 / Published: 30.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kostrova Yu.B. (ubcostr0mail.ru)

CITATION:_

Kostrova Yu.B., Shibarshina O.Yu. (2018) Analiz podkhodov k regulirovaniyu samozanyatosti naseleniya: rossiyskiy i mezhdunarodnyy opyt [Analysis of approaches to self-employment regulation: Russian and international experience]. Ekonomika truda. 5. (4). - 1137-1146. doi: 10.18334/et .5.4.39523

Цель введения категории «самозанятые» - легализация значительного числа россиян, которые оказывают услуги в частном порядке, но нигде не регистрируют свою деятельность. Поскольку, по разным оценкам, на теневом рынке труда в России присутствуют более 30 миллионов человек, данная мера выглядит очень актуальной.

Одним из главных аргументов легализации являются налоговые каникулы: доходы самозанятых граждан, полученные в 2017 и 2018 годах, освобождаются от налогообложения. Тем не менее пока данный механизм практически не заработал [9] (Shibarshina, 2016).

На сегодняшний день существует два типа самозанятых.

К первому относятся те, кто фактически организовывает малое предприятие, привлекая ради получения прибыли работников, арендуя оборудование и помещения, оказывая услуги как в частном порядке, так и неофициально работая с организациями. Таким самозанятым необходимо пройти процедуру регистрации экономической единицы и в дальнейшем работать по упрощенной схеме налогообложения.

Второй тип самозанятых, как правило, выполняет работу для физических лиц только для удовлетворения персональных потребностей, поэтому тратит получаемый доход на личные нужды. К этому типу относятся репетиторы, няни, люди, частным образом ремонтирующие квартиры, сантехнику и т.д. И если с первой категорией все более-менее понятно, то для второй Роструд (Федеральная служба по труду и занятости) пытается найти наиболее подходящие механизмы легализации [8] (Tuarmenskij, Ivanov, Baranovskij, 2017).

По подсчетам Росстата, в 2016 году в неформальном секторе было занято 15,4 млн человек, что составляет 21,2% от общего количества занятых. Однако некоторые эксперты считают эти данные преувеличенными. По их мнению, доля неформальной занятости в России колеблется в пределах 10-15% от общей численности занятых.

Самозанятые граждане - это те, кто по каким-то причинам не хочет открывать ИП. И задача заключается в том, чтобы предложить им условия, по которым легализация их деятельности может оказаться выгодной.

В отличие от ИП, самозанятый не имеет права нанимать сотрудников и заключать с кем-либо трудовой договор. Но есть и другие отличия: самозанятые не предоставляют налоговую отчетность в соответствующие органы.

ОБ АВТОРАХ:_

Кострова Юлия Борисовна, заведующий кафедрой бизнеса и управления, кандидат экономических наук, доцент (ubcostr0mai1.ru)

Шибаршина Ольга Юрьевна, заместитель заведующего кафедрой бизнеса и управления, кандидат социологических наук ^ЫЬа^Ыпа 0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Анализ подходов к регулированию самозанятости населения: российский и международный опыт // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 4. - С. 1137-1146. Сог 10.18334М.5.4.39523

Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ внес поправки в Налоговый кодекс, дополнив новыми пунктами статьи, которые определяют понятие, порядок постановки и уплаты налогов с доходов физлиц в отношении самозанятых граждан [10] (Shibarshina, 2005).

По официальным данным ФНС, к 1 апреля 2018 года количество самозанятых граждан, осуществляющих деятельность по оказанию услуг физическому лицу, составляло 1 289 человек. Из них за первые четыре месяца 2018 года о своей деятельности уведомили 350 человек.

В 2019 году, когда истечет срок налоговых каникул, самозанятым, заявившим о себе в налоговые органы, придется либо прекратить свою деятельность, либо зарегистрироваться в качестве ИП и платить налоги. Чтобы вписать самозанятых в законодательство, надо поменять 30% всех кодексов, и власти это признают. Важно при этом создать специальный статус [2] (Zaichenko, 2016).

Однако стоит отметить, что недавно в Госдуму был внесен законопроект N 434180-7 о продлении на 2019 год освобождения от НДФЛ доходов самозанятых. В законопроекте также уточняется порядок постановки на учет (снятия с учета) таких лиц.

Еще один свежий законопроект № 434182-7 предлагает внести изменения в действующее законодательство о госрегистрации юрлиц и ИП. Они предусматривают возможность для физлиц осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП в соответствии с п. 1 ст. 23 ГК при условии постановки таких физлиц на учет в налоговом органе.

В 2017 году сенаторы и представители заинтересованных ведомств сошлись во мнении, что оптимальным способом легализации доходов самозанятых граждан может стать разовый фиксированный платеж. В частности, речь шла о патенте. Был подготовлен законопроект, по которому самозанятым не надо будет регистрироваться в качестве ИП, а налог будет уплачиваться в виде фиксированного авансового платежа до начала налогового периода. Он дополнял гл. 26.5 НК статьями, которые прописывают порядок применения патентной системы к самозанятым и порядок исчисления и уплаты ими страховых взносов.

За регионами оставалось право устанавливать размер патента, порядок его уплаты и определения налоговой базы. Также предполагалось, что самозанятые авансом на год уплачивают страховые взносы по пониженной ставке - 5% МРОТ в месяц, из которых на пенсионное страхование пойдет 3%, на медицинское - 2%. Так, средняя стоимость патента может составить порядка 20 000 руб. в год. Эта сумма является приемлемой для работающего гражданина.

Пока мера не достигла своей основной цели, в частности, вывода из тени значительного числа россиян, однако механизм будет совершенствоваться.

Опыт разных стран показывает, что самозанятость часто решает не только экономические, но и социальные задачи. При этом в некоторых странах самозанятые живут лучше, чем работающие граждане, а в других, наоборот, они в основном небогаты.

В данном случае целесообразно исследовать, что собой представляет самозанятость за рубежом. Оказалось, что положение этой категории населения, роль в экономике, социальная защищенность и отношения с государством сильно различаются от государства к государству [6] (Lyaschuk, 2013). Прежде всего, стоит отметить, что в международных источниках термины «самозанятый» и «частный предприниматель» часто смешаны, и четкая грань между ними не проведена. Однако в большем числе случаев предлагается понимать под предпринимателем того, кто собирается получать доход с бизнеса, даже если на начальном этапе предполагается много самостоятельной работы, а под самозанятым - того, кто других работников нанимать не планирует, работает сам, без подписания контракта с одним постоянным работодателем. Это две разные стратегии организации своей экономической деятельности.

США: доля самозанятых постоянно растет. Популярный в США ресурс по бизнесу и экономике Investopedia отмечает, что разные государственные органы и частные исследовательские компании включают в список самозанятых различные категории профессиональной деятельности. Самые высокие оценки показывают, что около 30% работающих в США относятся к этой категории. Наиболее высокая доля самозанятых в общей рабочей силе наблюдается в сельском хозяйстве, строительстве, услугах (как населению, так и бизнесу). Самозанятыми становятся артисты, музыканты, бухгалтеры, врачи, агенты по недвижимости, юристы, разработчики программного обеспечения и многие другие профессионалы.

В США представители данной экономической категории платят за себя так называемый Self-employment tax (дословно это «налог на самозанятость»), включающий в себя платежи в систему социального страхования и в систему здравоохранения. Его размер составляет 15,3% от прибыли, из которых 12,4% приходится на платежи в социальные фонды, а 2,9% - на платежи в систему медицинского страхования. Половина от суммы, уплаченной по Self-employment tax, позволяет сократить декларируемую прибыль. Это позволяет уменьшить выплаты по второму крупному налогу на самозанятых - федеральному подоходному налогу (хоть он так и называется, на самом деле им облагается прибыль). Ставки подоходных налогов для самозанятого населения в США прогрессивные и зависят от размера прибыли. Самая низкая ставка составляет 10%, по ней платят те, чья прибыль меньше 9 225 долларов в год. Самый высокий уровень (39,6%) установлен для тех, кто зарабатывает больше 414 тысяч долларов в год.

Кроме того, в США на общий объем выплат самозанятых могут сильно влиять налоги штатов и муниципалитетов. Так, в некоторых штатах дополнительные платежи составляют до 5,6% от прибыли самозанятого населения. Таким образом, налоги на самозанятость в США намного больше того, что в России предусмотрено для индивидуальных предпринимателей на упрощенной системе налогообложения. Тем не менее исследования показывают, что доля самозанятого населения в США постоянно растет, и это оказывает положительный эффект как на средний уровень дохода граждан, так

и на безработицу. Около 6% национального валового дохода (около 1,2 триллиона долларов в 2016 году) приходится на самозанятых.

Великобритания: значительная доля самозанятых и среди британцев. Согласно исследованию McKinsey 2016 года, около 14 миллионов подданных короны выбрали такой способ организации своей деятельности. В Соединенном Королевстве самозанятые могут работать как самостоятельно, так и в составе партнерства. В том числе это может быть партнерство в рамках общества с ограниченной ответственностью (Limited liability company). Таким образом, самозанятость юридически идентична организации бизнеса. Естественно, самозанятость можно совмещать с основным местом работы.

Опыт Великобритании интересен еще и тем, что в этой стране очень часто не связывать свою жизнь с одним конкретным работодателем решают люди с ограниченными возможностями. Среди инвалидов доля самозанятых составляет 18 и 8% среди мужчин и женщин соответственно. Для многих людей с ограниченными возможностями самозанятость - единственная возможность обеспечить себе доход.

Схема налогообложения самозанятых в Великобритании схожа с американской. В Британии действуют income tax, который зависит от дохода, и платежи в социальные фонды (Social Insurance tax). На сайте Кабинета министров Соединенного Королевства размещен калькулятор, который позволяет посчитать ставки налогов для самозанятых граждан. Его можно использовать, чтобы сравнить ставки в Великобритании с налогами, которые платят ИП в России (пока система налогообложения самозанятых не установлена, поэтому есть смысл сравнивать только с ИП).

Канада: самостоятельность приветствуется правительством. Опыт Канады интересен в первую очередь не условиями налогообложения самозанятых (здесь система ничем радикально не отличается от предыдущих примеров), а тем, что, с точки зрения правительства страны, самозанятые являются такими же желанными иммигрантами, как и обладатели наиболее востребованных профессий (программисты и врачи) или предприниматели, готовые организовать собственные фирмы на территории государства (и имеющие на это средства). В Канаде действует специальная программа иммиграции для самозанятых. Она позволяет гражданину любой страны, обладающему приемлемым знанием английского языка (достаточным, чтобы понятно изъясняться устно и письменно), опытом деятельности в качестве самозанятого у себя на родине в течение двух лет (как доказательства принимаются банковские выписки, портфолио и рекомендации от клиентов) и суммой на покупку билета, получить вид на постоянное жительство в стране.

Однако список направлений профессиональной деятельности самозанятых, которых хотят видеть в стране, ограничен. Список желаемых профессий включает фермеров, а также тех, кто может «внести значительный вклад в развитие культуры государства» (это официальная формулировка с сайта иммиграционной службы Канады).

В число тех, кто может внести этот вклад, включено несколько сотен профессий, среди них артисты, редакторы, музыканты, журналисты, писатели, дизайнеры, виза-

жисты и парикмахеры, флористы, ювелиры, кузнецы, фотографы, а также многочисленные ремесленники и специалисты по хэнд-мейду. В то же время, если кто-то, приехавший в Канаду по этой программе, не начал в течение определенного времени платить налоги со своей деятельности - основания для его проживания в стране исчезают.

Развивающиеся страны: самозанятость - это необходимость, а не выбор. Что касается стран со средним и низким доходом населения, то самозанятость часто является основной схемой заработка для значительного числа (или даже большинства) граждан [5] (Leonteva, Fetisova, 2013). Так, в Индии более 75% занятых работают сами на себя, в Кении данный показатель составляет около 60%, в Бангладеш - около 70%. При этом в большинстве развивающихся стран программы социальной защиты и медицинские программы охватывают преимущественно работающее население, а самозанятые предоставлены сами себе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в развивающихся странах государственная политика должна быть направлена на то, чтобы как можно большее число людей получило постоянную работу вместо самозанятости. В эту категорию попадают не люди, которые выбирают фриланс ради удовольствия или больших денег, а те, кто, например, покупает сигареты оптом и продает их поштучно на улицах, чтобы заработать несколько долларов себе на еду. Другими словами, ситуация обратна той, что сложилась в США или Великобритании, где средний самозанятый больше любит свою работу, чем среднестатистический сотрудник корпорации. В развивающихся странах люди становятся самозанятыми, потому что у них нет другого выбора.

Проблема бедности многих развивающихся стран не в том, что многие люди не имеют постоянной работы, а в низких доходах, и в большинстве случаев речь идет именно о самозанятом населении [7] (Nefedeva, 2013).

Европейский союз: унификация и защита

В Европейском союзе юридические и налоговые аспекты самозанятости регулируются на национальном уровне, хотя европейские политики хотят привести эти системы к общему знаменателю. Европейская комиссия еще в 2010 году заявляла, что проблемой является совершенно различное понимание того, кого можно считать самозанятым в разных странах, и отсутствие единых определений создает риск появления так называемой ложной самозанятости [1] (Gorina, 2016).

Для некоторых государств Европейского союза свойственно разделение предпринимательства и самозанятости, для других - нет. Более того, в некоторых государствах ЕС существует отдельная категория «зависимых» самозанятых. К ним относят тех, кто фактически зависит от контракта с одной компанией или одним крупным клиентом. По данным Европейского агентства по улучшению условий жизни и труда, в настоящее время многие страны ЕС обсуждают способы повышения социальной защищенности самозанятых, так как эту категорию граждан часто не охватывают государст-

венные программы и для них сохраняются многие риски, от которых уже защищены работники компаний.

Заключение

Таким образом, проанализировав опыт регулирования самозанятости в разных странах, можно сделать вывод о том, что государственная политика в отношении самозанятого населения может быть рассмотрена с разных сторон. С одной стороны, эта категория граждан самостоятельно создает рабочие места, что положительно сказывается на экономическом росте и безработице. С другой, многие «вольнонаемные» стараются избежать обязанностей и ответственности, а также налоговых сборов, которые свойственны сотрудникам компаний и корпораций. В связи с этим некоторые государства стараются направить усилия не на поддержку самозанятых, а на борьбу с «лжесамозанятостью». Пожалуй, это суждение может иллюстрировать то, что государственная политика в отношении самозанятых, в том числе и в России, должна иметь очень много аспектов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Горина К.В. Занятость населения как отражение уровня качества жизни жителей

территории // Записки забайкальского отделения русского географического общества. Чита, 2016. - С. 173-178.

2. Заиченко Н.А. Факторы экономики и рынка труда, формирующие спрос на рабочие

профессии// Развитие экономики в нестабильной международной политической ситуации. - 2016. - С. 95-102.

3. Кострова Ю.Б. Проблемы управления занятостью населения в Рязанской области.

/ Сб.: Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте: сб. науч. ст. -М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2016. - 76-84 с.

4. Кострова Ю.Б. К вопросу о трудоустройстве выпускников образовательных органи-

заций в рязанской области // Актуальные вопросы экономики, права и образования в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции. М., 2017. - С. 325-329.

5. Леонтьева Л.И., Фетисова Н.Э. Проблема функционирования и регулирования рын-

ка труда: эволюция теоретических воззрений // Вестник костромского государственного технологического университета. Серия: Экономические науки. - 2013. - № 1 (3). - С. 6-8.

6. Лящук Ю.О. Информационное пространство как фактор повышения качества жиз-

ни // Информатизация населения как фактор повышения качества жизни: материалы Международной научно-практической конференции. Рязань, 2013. - С. 157-161.

7. Нефедьева Е.И. Стандарты качества жизни в области занятости населения и меха-

низмы их обеспечения // Baikal Research Journal. - 2013. - № 6. - С. 20. - url: http:// cyberleninka.ru/article/n/standarty-kachestva-zhizni-v-oblasti-zanyatosti-naseleniya-i-

mehanizmy-ih-obespecheni.

8. Туарменский В.В., Иванов Е.С., Барановский А.В. Сравнительный анализ мотивов

профессионального выбора студентов государственного ВУЗа // Человеческий капитал. - 2017. - № 6 (102). - С. 49-51.

9. Шибаршина О.Ю. К вопросу о деятельности ГКУ «Центр занятости населения Рязанской области» по поддержке занятости молодежи в регионе. / Сб.: Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте: сб. науч. ст., 2016. - 183-192 с.

10. Шибаршина О.Ю. Региональная политика занятости молодежи (социологический анализ): диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Московский государственный технический университет гражданской авиации. - Москва.: МГТУ ГА, 2005. - 196 с.

references:

Gorina K.V. (2016). Zanyatost naseleniya kak otrazhenie urovnya kachestva zhizni zhiteley territorii[Employment as a reflection of the quality of life of the inhabitants of the territory] Notes of the Trans-Baikal branch of the Russian geographical society. 173-178. (in Russian). Kostrova Yu.B. (2016). Problemy upravleniya zanyatostyu naseleniya v Ryazanskoy oblasti [Problems of employment management in the Ryazan region] M.: Moskovskiy universitet im. S.Yu. Vitte,. (in Russian). Kostrova Yu.B. (2017). K voprosu o trudoustroystve vypusknikov obrazovatelnyh organizatsiy v ryazanskoy oblasti [To the question of employment of graduates of educational institutions in the ryazan region] actual issues of economics, law and education in the XXI century. 325-329. (in Russian). Leonteva L.I., Fetisova N.E. (2013). Problema funktsionirovaniya i regulirovaniya rynka truda: evolyutsiya teoreticheskikh vozzreniy [The problem of functioning and regulation of the labor market: the evolution of theoretical views]. Vestnik kostromskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. seriya: ekonomicheskie nauki. (1 (3)). 6-8. (in Russian). Lyaschuk Yu.O. (2013). Informatsionnoeprostranstvo kak faktorpovysheniya kachestva zhizni [Information space as a factor of improving the quality of life] Informatization of the population as a factor of improving the quality of life. 157-161. (in Russian). Nefedeva E.I. (2013). Standarty kachestva zhizni v oblasti zanyatosti naseleniya i mekhanizmy ikh obespecheniya [Working life quality standards and mechanisms of their provision]. Baikal Research Journal. (6). 20. (in Russian). Shibarshina O.Yu. (2005). Regionalnayapolitika zanyatosti molodezhi (sotsiologicheskiy analiz) [Regional policy of youth employment (a sociological analysis)] Moscow: MGTU GA. (in Russian).

Shibarshina O.Yu. (2016). K voprosu o deyatelnosti GKU «Tsentr zanyatosti naseleniya Ryazanskoy oblasti» po podderzhke zanyatosti molodezhi v regione [On the activities of "The center of population employment of the Ryazan region" on support of youth employment in the region] (in Russian).

Tuarmenskiy V.V., Ivanov E.S., Baranovskiy A.V. (2017). Sravnitelnyy analiz motivov professionalnogo vybora studentov gosudarstvennogo VUZa [Comparative analysis of the motives of professional choice of state university students]. Human capital. (6 (102)). 49-51. (in Russian).

Zaichenko N.A. (2016). Faktory ekonomiki i rynka truda, formiruyuschie spros na rabochie professii [The economy and labor market driverswhichcreate a demand for labor professions]. Razvitie ekonomiki v nestabilnoy mezhdunarodnoy politicheskoy situatsii. 95-102. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.