Научная статья на тему 'РЕГИОНЫ РОССИИ КАК ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

РЕГИОНЫ РОССИИ КАК ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корецкая-гармаш Виктория Александровна

В статье рассматривается проблема выбора специального налогового режима субъектами малого предпринимательства (организацией) с целью уменьшения фискальной нагрузки на бизнес. Целью статьи является определение регионов России с «привлекательными» налоговыми условиями для создания субъектов малого предпринимательства в условиях специальных налоговых режимов с учетом налоговых изменений в практике имущественного налогообложения. Выявлены регионы России, имеющие наибольшую долю занятого трудоспособного населения в малом бизнесе за 2018-2020 гг. Установлены особенности налогообложения имущества организаций в зависимости от его местонахождения и вида недвижимого имущества; транспортных средств в зависимости от региона их регистрации, мощности и срока выпуска. Рассмотрены изменения налогового законодательства имущественного налогообложения организаций в условия специальных налоговых режимов. Сделаны выводы о целесообразности выбора налогоплательщиками г. Москвы, Санкт-Петербурга, Калининградской, Новосибирской, Свердловской, Воронежской и Тюменской областей для открытия бизнеса и выбора специального налогового режима. Полученные результаты представляют интерес для российских организаций, использующих специальные налоговые режимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONS OF RUSSIA AS CENTERS OF GRAVITORY FOR SMALL AND MEDIUM-SITEZ BUSINESSES (ORGANIZATIONS) CENDEZ SPECIAL TAX REGIONS

The paper deals with the problem of choosing a special tax regime by small businesses (enterprises) in order to reduce the fiscal burden on business. The purpose of the article is to identify the regions of Russia with «attractive» tax conditions for the creation of small businesses in the conditions of special tax regimes, taking into account tax changes in the practice of property taxation. The regions of Russia with the largest share of the employed able-bodied population in small business for 2018-2020 have been identified. The features of the taxation of property of organizations depending on its location and type of real estate are established; vehicles depending on the region of their registration, capacity and date of issue. Changes in the tax legislation of property taxation of organizations in the conditions of special tax regimes are considered. Conclusions are drawn about the expediency of taxpayers choosing the cities of Moscow, St. Petersburg, Kaliningrad, Novosibirsk, Sverdlovsk, Voronezh and Tyumen regions for starting a business and choosing a special tax regime. The results obtained are of interest to Russian organizations using special tax regimes.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНЫ РОССИИ КАК ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 336.221

Э01 10.14258/ерЬ202220

РЕГИОНЫ РОССИИ КАК ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В. А. Корецкая-Гармаш

Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина

(Екатеринбург, Россия)

В статье рассматривается проблема выбора специального налогового режима субъектами малого предпринимательства (организацией) с целью уменьшения фискальной нагрузки на бизнес. Целью статьи является определение регионов России с «привлекательными» налоговыми условиями для создания субъектов малого предпринимательства в условиях специальных налоговых режимов с учетом налоговых изменений в практике имущественного налогообложения. Выявлены регионы России, имеющие наибольшую долю занятого трудоспособного населения в малом бизнесе за 2018-2020 гг. Установлены особенности налогообложения имущества организаций в зависимости от его местонахождения и вида недвижимого имущества; транспортных средств в зависимости от региона их регистрации, мощности и срока выпуска. Рассмотрены изменения налогового законодательства имущественного налогообложения организаций в условия специальных налоговых режимов. Сделаны выводы о целесообразности выбора налогоплательщиками г. Москвы, Санкт-Петербурга, Калининградской, Новосибирской, Свердловской, Воронежской и Тюменской областей для открытия бизнеса и выбора специального налогового режима. Полученные результаты представляют интерес для российских организаций, использующих специальные налоговые режимы.

Ключевые слова: регион, специальные налоговые режимы, малое предпринимательство, имущественные налоги, упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог.

REGIONS OF RUSSIA AS CENTERS OF GRAVITORY FOR SMALL AND MEDIUM-SITEZ BUSINESSES (ORGANIZATIONS)

CENDEZ SPECIAL TAX REGIONS

V. A. Koretskaia-Garmash

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia)

The paper deals with the problem of choosing a special tax regime by small businesses (enterprises) in order to reduce the fiscal burden on business. The purpose of the article is to identify the regions of Russia with «attractive» tax conditions for the creation of small businesses in the conditions of special tax regimes, taking into account tax changes in the practice of property taxation. The regions of Russia with the largest share of the employed able-bodied population in small business for 2018-2020 have been identified. The features of the taxation of property of organizations depending on its location and type of real estate are established; vehicles depending on the region of their registration, capacity and date of issue. Changes in the tax legislation of property taxation of organizations in the conditions of special tax regimes are considered. Conclusions are drawn about the expediency of taxpayers choosing the cities of Moscow, St. Petersburg, Kaliningrad, Novosibirsk, Sverdlovsk, Voronezh and Tyumen regions for starting a business and choosing a special tax regime. The results obtained are of interest to Russian organizations using special tax regimes.

Keywords: region, special tax regimes, small business, property taxes, simplified taxation system, unified agricultural tax.

Актуальность исследования. В 2016 г. Правительством РФ была разработана стратегия развития малого и среднего предпринимательства, реализация которой должна позволить увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте (ВВП) в два раза — с 20 до 40%, оборот малых и средних предприятий — в 2,5 раза, производительность труда — в 2 раза, долю обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства — до 20% без учета физических лиц — индивидуальных предпринимателей (ФЛ-ИП), долю количества занятых в этой сфере в общей численности занятого населения — до 35% [1]. Но реалии 2019 г. внесли свои жесткие коррективы в реализацию данной программы из-за пандемии новой короновирусной инфекции, и главной задачей в этой связи стало сохранение показателей на уровне 2018 г., разработка комплекса мероприятий, в том числе и налоговых, для поддержания тех субъектов, которые наиболее сильно пострадали от последствий пандемии и, несмотря на риск, приняли решение о начале своей предпринимательской деятельности с привлечением наемных работников. Изменения законодательства нашли свое отображение в главном законодательном документе России — Налоговом кодексе в части применения специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства.

Вопросы целесообразности использования специальных налоговых режимов интересуют широкую аудиторию, включающую органы власти и общественность. Право выбора, предоставленное налоговым законодательством налогоплательщикам, нашло свое отражение в количестве созданных и работающих организаций с позиции микро- и малых предприятий, подходящих под критерии специальных налоговых режимов по численности работающих и объему полученных доходов.

Среди субъектов малого и среднего предпринимательства в России наибольший удельный вес приходится на микропредприятия с численностью работников до 15 человек, и данный показатель достиг своего максимального значения в 2019 г. — 91,5 % [2]. В 2020-2021 гг. наблюдается незначительное уменьшение их количества, причиной которого стала неблагоприятная экономическая ситуация в России и мире.

В отличие от микропредприятий количество малых предприятий после 2018-2019 гг., показавших резкое снижение на 0,3 и 0,4 п. п., в 2020 и 2021 гг. наблюдается рост на 0,2 п. п., как результат государственной финансовой помощи организациям, наиболее сильно пострадавшим от действия новой короновирусной инфекции.

Малые предприятия (включая микропредприятия) по территории России размещены крайне неравномерно. Наибольшее число работников трудоустроено в Центральном — 31,4%, Приволжском — 20,8 % и Северо-Западном федеральных округах — 12,2%, среднее значение в Сибирском — 10,8 %, Южном — 8,9%, Уральском федеральном округе — 8,4% и меньше всех — в Дальневосточном — 5,2% и Северо-Кавказском округе — 2,3%

[3].

Степень изученности и проработанности проблемы. Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 18 НК)

[4] дает определение понятию «специальные налоговые режимы», которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, в том числе федеральных, региональных и местных.

Е. А. Смородина и М. А. Масленникова [5, с. 449] указывают на незначительное влияние субъектов малого предпринимательства на экономическое и социальное формирование общества в отличие от промышленно развитых стран Юго-Восточной Азии, Америки и Западной Европы, где на его долю приходится до 60% ВВП. Создание, реализация и совершенствование специальных налоговых режимов являются государственными инструментами, направленными на решение проблем развития малого бизнеса, которых у малых предприятий немало, и на первом месте находится проблема высокого размера налогового бремени [6, с. 37].

Н. В. Свиридова и коллектив авторов [7, с. 6] рассматривают специальные налоговые режимы как государственный инструмент для стимулирования развития малого предпринимательства путем снижения размера фискальной нагрузки и упрощения налоговых расчетов.

Н. З. Зотиков [8] указывает на то, что налоги по специальным налоговым режимам не являются основополагающими доходообразующими налогами, основная цель установления специальных налоговых режимов — стимулирование развития малого предпринимательства.

В зарубежной практике также применяются особые, упрощенные режимы налогообложения с целью стимулирования предпринимательской деятельности. В налоговом законодательстве стратегического партнера России Республики Беларусь [9] (ст. 10 НК РБ) на законодательном уровне закреплен особый режим налогообложения, под которым понимается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью настоящего Кодекса или Президентом Республики Беларусь.

С. Elschner [10] доказала в исследовании, что форма специального налогового режима (снижение налоговой ставки, предоставление налогового кредита налогоплательщику или уменьшение налоговой базы) оказывает значительное влияние на выбор организационной формы хозяйствующими субъектами. Также М. Engelschalk [11] придерживается мнения о том, что специальные налоговые режимы могут создавать стимулы для сохранения небольшого размера предприятий.

Во многих странах мира существуют специальные налоговые режимы, направленные на снижение затрат малого бизнеса и расходов налоговых органов по соблюдению и выполнению требований налогового законодательства [12].

R. Bird [13] и S. Terkper [14] указывают, что специальные налоговые режимы могут использоваться с целью уклонения от уплаты корпоративных налогов налогоплательщиками путем выделения из структуры организации малых предприятий, и личных налогов в качестве субъекта малого бизнеса.

Обобщив теоретические аспекты и практический опыт использования специальных (особых) налоговых режимов, можно утверждать, что данное направление необходимо рассматривать как комплексную категорию, которая направлена на решение трех задач: фискальной, контрольной, стимулирующей.

В ходе исследования были применены следующие методы научного познания: сравнительный анализ, графический и табличный методы. Метод сравнительного анализа позволил осуществить выбор регионов России по наибольшему количеству работников, занятых в сфере малого бизнеса (ор-

ганизаций), а также сравнить по регионам ставки налога на имущество организаций в зависимости от объекта налогообложения и транспортного налога в зависимости от мощности транспортного средства организации.

Графический метод использовался для наглядного представления вводимых в действие изменений НК РФ в сфере имущественного налогообложения организаций в условиях специальных налоговых режимов.

Виды налогов, от уплаты которых освобождаются организации при выборе и переходе на использование специальных налоговых режимов, представлены с использованием табличного метода.

Цель исследования — определение регионов России с «привлекательными» налоговыми условиями для создания субъектов малого предпринимательства в условиях специальных налоговых режимов с учетом налоговых изменений в практике имущественного налогообложения.

Специальные налоговые режимы: сущность и преимущества использования организациями. Согласно НК РФ, физические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с критериями, связанными с видом деятельности, размером доходов, стоимостью основных средств, долей участия других юридических лиц и численности занятых работников могут выбрать четыре из пяти специальных налоговых режимов, а юридические лица — три — единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН); упрощенную систему налогообложения (УСН) и соглашение о разделе продукции. Каждый специальный налоговый режим различается по видам налогов, от уплаты которых освобождается юридическое лицо (табл. 1).

Таблица 1

Освобождение от обязанности по уплате отдельных видов налогов организаций, работающих в условиях специальных налоговых режимов

Виды налогов, от уплаты которых освобождаются юридические лица Специальные налоговые режимы

УСН ЕСХН Соглашение о разделе продукции

Налог на прибыль организаций да (кроме иностранных компаний, для доходов, полученных в виде% по ценным бумагам, дивидендам) да (кроме иностранных компаний, для доходов, полученных в виде% по ценным бумагам, дивидендам) да

НДС да (кроме НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ) нет да

Налог на имущество организаций да (кроме объектов недвижимого имущества, налоговая база определяется как кадастровая стоимость) да на имущество, используемое при производстве, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции и оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями да на имущество (ОФ, нематериальные активы, запасы, затраты), используемое для осуществления деятельности по соглашениям

Окончание таблицы 1

Виды налогов, от уплаты которых освобождаются юридические лица Специальные налоговые режимы

УСН ЕСХН Соглашение о разделе продукции

Транспортный налог нет нет да транспортные средства, используемые для осуществления деятельности по соглашениям (кроме легковых авто)

Таможенная пошлина нет нет да товары, ввозимые на территорию РФ для выполнения работ по соглашениям, продукция, произведенная и вывозимая с территории РФ

Региональный аспект развития малого лице 2 [15-17]. В целом по стране она снизилась предпринимательства и результативность ис- на 4% и сокращение было зафиксировано в 69 ре-пользования специальных налоговых режимов. гионах, причем в некоторых довольно существен-В 2021 г. наблюдалась тенденция к снижению чис- ное. На 10% и более численность занятых на пред-ленности занятых в малом бизнесе в целом по Рос- приятиях малого бизнеса снизилась в 16 регионах си и отдельным регионам, представленная в таб- [17].

Таблица 2

Регионы-лидеры России по численности занятых в малом бизнесе за 2018-2020 гг., %

Субъект РФ 2018 2019 2020 Изменение, п. п.

2020/2019 2020/2018

Калининградская область 24,9 23,8 23,5 -0,3 -1,4

Новосибирская область 24,1 22,8 23,9 1,1 -0,2

г. Санкт-Петербург 23,4 23,6 24,0 0,4 0,6

г. Москва 23,1 20,4 21,3 0,9 -1,8

Хабаровский край 21,8 23,8 17,3 -6,5 -4,5

Нижегородская область 21,2 21,8 22,0 0,2 0,8

Свердловская область 19,1 18,7 19,1 0,4 0

Воронежская обл. 19,1 18,2 15,6 -2,6 -3,5

Псковская область 18,6 17,5 17,0 -0,5 -1,6

Тюменская область 18,5 18,1 17,2 -0,9 -1,3

В соответствии с таблицей 2 по итогам 2020 г. лидерами среди регионов России по численности занятых в малом бизнесе являются г. Санкт-Петербург, Новосибирская, Калининградская и Нижегородская области, г. Москва. В каждом из этих регионов на микро- и малых предприятиях работает более 20% от общей численности рабочей силы.

В первой десятке присутствуют регионы различных федеральных округов, за исключением Южного и Северо-Кавказского с различным уровнем экономического развития. В экономически благополучных регионах — Новосибирская область, г. Санкт-Петербург, г. Москва, Свердловская область высокая доля населения, занятого в малом бизнесе, является результатом мультипликативного эффекта от деятельности крупных экономических субъектов, то в регионах, слабых в экономическом отношении — Калининградская и Нижегородские

области, малый бизнес является способом существования значительной доли населения, которое не может найти высокооплачиваемую и достойную работу.

Государственная помощь, оказываемая ФЛ-ИП и юридическим лицам субъектам малого бизнеса в 2019-2020 гг., позволила не только вернуться к показателям 2018 г., но и в ряде регионов его превысить. К таким регионам можно отнести Нижегородскую область — 22,0% в 2020 г. против 21,2% в 2018 г.; Новосибирскую область — 23,9% в 2020 г. против 24,1% в 2018 г., г. Санкт-Петербург — 24,0% в 2020 г. против 23,4% в 2018 г., Свердловская область в 2020 г. осталась на уровне 2018 г. в размере 19,1%.

Имущественные налоги, уплачиваемые организациями в условиях специальных налоговых режимов. Условия специальных налоговых

режимов предусматривают освобождение от уплаты отдельных видов налогов, но не освобождают от уплаты имущественных налогов, устанавливаемых региональными и местными органами власти, и данное обстоятельство имеет решающее значение при выборе региона России для создания организации.

За период с 2018 по 2020 г. наблюдается снижение доли налогов на имущество в общем объеме налоговых поступлений с 5,1% в 2018 г. до 4,54% в 2020 г. [18]. В 2019 г. размер исчисленных налогов на имущество составлял рекордно низкое значение 2,4% от общего объема налоговых доходов бюджетной системы РФ, но налогоплательщиками было уплачено в 3,02 раза больше, чем было начислено.

Наибольший удельный вес в 2018 г. в структуре налога на имущество приходился на налог на имущество организаций в размере 82,96 %, в 2019 г. размер уплаченного налога на имущество организаций в 3,8 раза превысил размер исчисленного налога, а в 2020 г. больше только на 2,76%.

Исчисленная к уплате сумма транспортного налога в структуре налога на имущество в 2018 г. составляла 3,2%, из которых на юридических лиц приходилась сумма в размере 93,8%, а остальная часть на физических лиц собственников транспортных средств. Но уплаченная сумма транспортного налога физическими лицами в 2018 г. в 54,9 раза больше, чем исчисленная, в 2019 г. в 39,2 раза, а в 2020 г. — в рекордные 63 раза.

Земельный налог в структуре налога на имущество составил в 2018 г. 13,9%, в 2019 г. — 33,9%, а в 2020 г. — 12,47 %. В 2018-2019 гг. в отношении уплаты суммы земельного налога юридическими лицами наблюдается наличие задолженности по уплате указанного налога в размере 7,6 млрд руб. в 2018 и 11,3 млрд руб. в 2019 гг. соответственно. В 2020 г. сумма уплаченного налога превысила исчисленную на 9,1 млрд руб.

На основе проведенного анализа региональных особенностей налогообложения имущества организаций можно сделать вывод, что в 2020 г. в г. Санкт-Петербурге применялась минимальная ставка налога на имущество организаций в 1,25% кадастровой стоимости административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений с площадью более 1000 кв. м. Установление минимальной ставки налога привело к отсутствию льгот для всех категорий налогоплательщиков.

В Хабаровском крае ставка налога на имущество организаций составляла 1,1% кадастровой стоимости для организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания. Региональные льготы налогоплательщикам не предоставляются.

Правительством Воронежской области было принято решение о применении пониженной ставки налога на имущество в размере 1,5% для организаций, применяющих специальные налоговые режимы с выделением категорий недвижимого имущества — административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений с площадью до 2000 кв. м. А также указанным юридическим лицам предоставляется льгота в размере 50 кв. м, на которые уменьшается налогооблагаемая площадь указанных объектов недвижимого имущества. В Москве налогообложению подлежит все недвижимое имущество независимо от размера его площади. При исчислении налога используется ставка в размере 1,7%.

В 2022 г. был расширен список подлежащего налогообложению недвижимого имущества юридических лиц и его пополнили объекты незавершенного строительства. Так, в Калининградской области и Хабаровском крае — в размере 2,0%, в Санкт-Петербурге — 1,75 %. В Санкт-Петербурге увеличился размер ставки налога с 1,5 до 1,75%.

В отличие от Калининградской, Нижегородской, Свердловской областей и г. Москвы региональные власти г. Санкт-Петербурга, Хабаровского края, Воронежской, Новосибирской и Псковской областей отменили введенные в 2020-2021 гг. региональные льготы по уплате налога на недвижимое имущество организациями.

С 2022 г. предусматриваются изменения налогового законодательства в части исчисления суммы налога на имущество организаций (рис. 1).

Согласно рисунку 1, новациями налогового законодательства является закрепление на законодательном уровне исключения из объектов налогообложения — недвижимого имущества в результате его гибели или уничтожения при наличии заявления и подтверждающих документов от налогоплательщиков. Единый для всех 85 регионов РФ срок уплаты налога — до 1 марта. Отсутствие обязанности по составлению и предоставлению в конце налогового периода налоговой декларации значительно облегчит работу юридических лиц, использующих специальные налоговые режимы.

Следующими по значимости в структуре имущественных налогов, уплачиваемых юридическими лицами в условиях специальных налоговых режимов, является транспортный налог.

Региональные органы власти Калининградской и Свердловской областей установили минимальный размер транспортного налога 2,5 руб. за 1 л. с. на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с., а также в Свердловской области действует региональная льгота в размере 100 % для автомобилей с мощностью до 100 л. с. В отно-

шении автомобилей представительского класса (свыше 250 л. с.) установлена ставка налога в размере 99,2 руб.за 1 л. с.в Свердловской области и только в Новосибирской области ставка налога

может быть уменьшена со 150,0 до 75,0 руб. для автомобилей, возраст которых превышает 10 лет, что является основанием для ухудшения экологической ситуации в регионе.

Рис. 1. Элементы налога на имущество организаций в условиях специальных налоговых режимов

За анализируемый период 2020-2022 гг. к регионам, власти которых обеспокоены и заботятся о состоянии окружающей среды для комфортного проживания граждан можно отнести Калининградскую, Новосибирскую области, г. Санкт-Петербург (в 2022 г. региональных льгот нет), Москву, Нижегородскую и Свердловскую области. Указанные регионы предусматривают использование региональных льгот в размере от 50 до 100% транспортного налога для электромобилей, грузовых автомобилей с газовым двигателем, грузовых автомобилей 2020 г. выпуска, соответствующие требованиям экологического класса 5.

Хабаровская, Воронежская и Псковская области региональные льготы по уплате транспортного налога для налогоплательщиков не устанавливают.

В 2022 г. региональные органы власти Новосибирской области приняли решение об увеличении ставки транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. на 66,7% с 6 до 10 руб. Подобная ситуация произошла и в Хабаровском крае, где в 2021 году ставка транспорт-

ного налога была увеличена на 7,5% с 67 до 72 руб. за 1 л. с. для категории грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л. с. Во всех остальных рассматриваемых регионах размер ставки транспортного налога не изменился.

В 2022 г. вводятся изменения налогового законодательства в части расчета и уплаты суммы транспортного и земельного налога для организаций, применяющих специальные налоговые режимы: 1) установлены единые сроки уплаты налога и авансовых платежей для всех 85 субъектов РФ; 2) с налогоплательщиков снимается обязанность по исчислению суммы транспортного налога, которая передается в управление налоговым органам; 3) беззаявительный характер предоставления налоговых льгот налогоплательщикам на основе сведений, полученных из государственных органов, ответственных за постановку и снятие с учета транспортных средств налогоплательщиками; 4) отсутствие обязанности по составлению и подаче налоговой декларации на проверку правильности и достоверности ее заполнения.

Выводы и направления дальнейших исследований. Можно выделить следующие результаты проведенного исследования:

1. Специальные налоговые режимы разработаны и применяются для отдельных категорий налогоплательщиков. В НК Российской Федерации для организаций предусмотрено три варианта налогообложения с освобождением от уплаты налога на прибыль и НДС.

2. Введение в действие специальных налоговых режимов на территории России дает возможности для развития малого предпринимательства. На долю микропредприятий с численностью до 15 человек в России приходится около 92% от общего их количества.

3. Условия специальных налоговых режимов для налогоплательщиков различаются на величину имущественных налогов по причине их установления региональными и местными органами власти.

4. Регионами с привлекательными условиями для создания малых и микропредприятий для работы в условиях специальных налоговых режимов с учетом изменений в администрировании налога на имущество организаций для административно-деловых и торговых центров (2022 г.) являются Воронежская область (ставка налога 1,5% без учета площади объекта), г. Санкт-Петербург (ставка 1,75 % для объектов с площадью более 1000 кв.м) и г. Москва (ставка 1,9 % без учета площади и предусмотрена региональная льгота для отдельных организаций в зависимости от вида деятельности); для нежилых помещений (без учета площади с площадью более 1000 кв. м) г. Москва (ставка 1,9% без учета площади), на территории Тюменской области не применяется; для жилых помещений — Воронежская область (ставка налога — 1,5%), Санкт-Петербург (ставка налога — 1,75%), в Москве и Тюменской области не используется.

5. Минимальная ставка в размере 2,5 руб. за 1 л. с. по транспортному налогу для организаций, имеющих легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с., установлена в 2022 г. в Калининградской и Свердловской областях и 8 руб.

за 1 л. с. для автомобилей старше 10 лет — в Хабаровском крае.

6. Организациям, имеющим легковые автомобили представительского класса с мощностью двигателя более 250 л. с., целесообразно поставить свои транспортные средства на учет в Свердловской области (99,2 руб. за 1 л. с.), Хабаровском крае — 100 руб. за 1 л. с. и Тюменской области — 100,0 руб. за 1 л. с.

7. Владельцам грузового автотранспорта с мощностью до 100 л. с. постановку на налоговый учет экономически выгодно осуществить в Свердловской области — 7,3 руб. за 1 л. с. или в г. Москве — 15 руб. за 1 л. с. Для мощного транспорта более 250 л. с. также привлекательными для уплаты транспортного налога являются Свердловская область 56,2 руб. за 1 л. с., г. Москва — 70 руб. и Хабаровский край — 72,0 руб. В регионах с демократичными налоговыми ставками транспортного налога также предусмотрена возможность использования льготы для автовладельцев, имеющих автотранспорт, работающем на газе или электромобилей, или грузовой автотранспорт, отнесенный к 5-му экологическому классу не старше 2020 г. выпуска.

8. Налоговыми новациями, введенными в действие с 01.01.2022 в России в отношении имущественных налогов, являются установление единого срока оплаты для 85 регионов, беззаявительный характер предоставления налоговых льгот по их уплате, отмена предоставления налоговых деклараций для проверки в налоговые органы, сверка суммы налога к уплате налоговыми органами путем направления налогоплательщику налогового уведомления.

9. С целью администрирования имущественных налогов организаций в условиях специальных налоговых режимов актуальным является формирование единой информационной базы, позволяющей получать сведения об имуществе, имущественных правах предприятия и ввести обязательный ежеквартальный обмен информацией между налоговыми органами и органами, регистрирующими права собственности на имущество, транспортные средства и машино-места.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https: docs.cntd.ru/document/420359173

2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 19.01.2022).

3. Российский статистический ежегодник. 2020. URL: https:.//rosstat.gov.ru/folder/14036/ (дата обращения 18.01.2022).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть Первая. от 31.07.1998 года № 146-ФЗ. URL: https: login.consultant.ru/demo-access/utm_campaign=demo-access&utm-source = zakontinfocontent=registration& utm_term=banner-Interscrolle-HTML

5. Смородина Е. А., Масленникова М. А. Проблемы применения специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства // XII Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен». Цифровой мир: финансы и кредит. 2018. С. 449-454. URL: https:.//elar.urfu.ru/bitstre am/10995/6820711/978-5-8295-0582-0_2018-92.pdf (дата обращения: 10.01.2022).

6. Шестакова Е. В. Проблемы региональной дифференциации налогообложения в Российской Федерации в сфере малого бизнеса // Налоги. 2016. № 5. С. 36-41.

7. Налоги и предпринимательство: учеб. пособие / В. Свиридова, Е. М. Ануфриева, Ф. К. Туктаро-ва. Пенза, 2017. 136 с. URL: https:.//<4D6963726F736F667420576F7264202D20D1E2E8F0E8E4EEE2E0 20E820E4F02E5FD3CF5F323031375F20CDE0EBEEE3E820E820EFF0E5E4EFF0E8EDE8E0F2E5EBFCF1F2E-2EE20323820FDEAE7> (pnzgu.ru) (дата обращения: 18.01.2022).

8. Зотиков Н. З. Роль налогообложения в развитии малого бизнеса в Российской Федерации // Вестник Евразийской науки. 2020. № 2. URL: https://esj.today/PDF/75ECVN220.pdf (дата обращения: 23.01.2022).

9. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть от 19.12.2002 № 166-З. URL: https: kodeksyby/ nalogovyy_kodeks

10. Elschner C. Special tax regimes and the choice of organizational form: Evidence from the European Tonnage Taxes Journal of Public Economics Journal 97. 2013. Pp. 206-216.

11. Engelschalk M. Creating a Favorable Tax Environment for Small Business Development in Transition Countries // International Studies Program Working Paper. 2003. 03-18. Pp. 1-30. URL: https:// icepp.gsu.edu/ files/2015/03/ispwp0318.pdf (дата обращения: 22.01.2022).

12. Agostini C. A., Engel E., Repetto A., Vergara D. Using Small Businesses for Individual Tax Planning: Evidence from Special Tax Regimes in Chile // International Tax and Public Finance. 2018. Vol. 25. Pp. 14491489. URL: https://ezproxy.urfu.ru:2699/10.1007/s10797-018-9509-0/ (дата обращения: 20.01.2022).

13. Bird R. Taxing Agricultural Land in Developing Countries. Cambridge, 1974. URL: https://www.hup. harvard.edu/catalog.phd?isbn=9780674868557/ (дата обращения: 19.01.2022).

14. Terkper S. Managing Small and Medium-sized Taxpayers in Developing Countries // Tax Notes International. No. 29 (2) Pp. 211-229. URL: ttps://docplayer.net/13403563-Managing-small-and-medium-taxpayers-smts-tax-administration-view-point-1-by-seth-terkper.html (дата обращения: 22.01.2022).

15. Вовлеченность населения в малый бизнес в регионах РФ — Рейтинг 2019. Инфографика. РИА Рейтинг URL: ttps://riarating.ru/ (дата обращения: 25.01.2022).

16. Рейтинг регионов по вовлеченности населения в малый бизнес — 2020. Инфографика | РИА Рейтинг, URL: ttps://riarating.ru/ (дата обращения: 25.01.2022).

17. Рейтинг регионов по вовлеченности населения в малый бизнес — 2021 | Инфографика. РИА Рейтинг. URL: ttps://riarating.ru/ (дата обращения: 22.01.2022).

18. Данные по формам статистической налоговой отчетности. URL: https://www.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 26.01.2022).

REFERENCES

1. Decree of the Government of the Russian Federation ot 02.06.2016 № 1083-r (as amended on 30.03.2018) «On approval of the Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2030». URL: https: docs.cntd.ru/document/420359173

2. Unified register of small and medium-sized businesses. URL: https://ofd.nalog.ru/ (date of access: 19.01.2022).

3. Russian statistical yearbook. 2020. URL: https:.//rosstat.gov.ru/folder/14036/ (date of access: 18.01.2022).

4. Tax Code of the Russian Federation. (Part 1). dated July 31, 1998 №. 146-FZ. URL: https: login. consultant.ru/demo-access/utm_campaign=demo-access&utm-source = zakontinfocontent=registration&utm_ term=banner-Interscrolle-HTML

5. Smorodina E. A., Maslennikova M. A. Problems of application of Special Tax Regimes for Small Businesses// XII International Conference «Russian regions in the focus of change». Digital world: finance and credit. 2018. Pp. 449-454. URL: https:.//elar.urfu.ru/bitstream/10995/6820711/978-5-8295-0582-0_2018-92.pdf (date of access: 10.01.2022).

6. Shestakova E. V. Problems of Regional Differentiation of Taxation in the Russian Federation in the Sphere of Small Business // Taxes. 2016. №. 5. Pp. 36-41.

7. Taxes and entrepreneurship: textbook / V. Sviridova, E. M. Anufrieva, F. K. Tuktarova. Penza, 2017. 136 p. URL: https:.//<4D6963726F736F667420576F7264202D20D1E2E8F0E8E4EEE2E020E820E4F02E5FD3CF5F32 3031375F20CDE0EBEEE3E820E820EFF0E5E4EFF0E8EDE8E0F2E5EBFCF1F2E2EE20323820FDEAE7> (pnzgu. ru) (date of access: 18.01.2022).

8. Zotikov N. Z. The Role of Taxation in the Development of Small Business in the Russian Federation // Bulletin of Eurasian Science. 2020. № 2. URL: https://esj.today/PDF/75ECVN220.pdf (date of access: 23.01.2022).

9. Tax Code of the Republic of Belarus. General part of December 19, 2002 №. 166-Z. URL: https: kodeksyby/ nalogovyy_kodeks

10. Elschner C. Special tax regimes and the choice of organizational form: Evidence from the European Tonnage Taxes Journal of Public Economics Journal 97. 2013. Pp. 206-216 (date of access: 20.01.2022).

11. Engelschalk M. Creating a Favorable Tax Environment for Small Business Development in Transition Countries // International Studies Program Working Paper. 2003. 03-18. Pp. 1-30. URL: https:// icepp.gsu.edu/ files/2015/03/ispwp0318.pdf (date of access: 22.01.2022).

12. Agostini C. A., Engel E., Repetto A., Vergara D. Using Small Businesses for Individual Tax Planning: Evidence from Special Tax Regimes in Chile // International Tax and Public Finance. 2018. Vol. 25. Pp. 14491489. URL: https://ezproxy.urfu.ru:2699/10.1007/s10797-018-9509-0/ (date of access: 20.01.2022).

13. Bird R. Taxing Agricultural Land in Developing Countries. Cambridge, 1974. URL: https://www.hup. harvard.edu/catalog.phd?isbn=9780674868557/ (date of access: 19.01.2022).

14. Terkper S. Managing Small and Medium-sized Taxpayers in Developing Countries // Tax Notes International. No. 29 (2). Pp. 211-229. URL: ttps://docplayer.net/13403563-Managing-small-and-medium-taxpayers-smts-tax-administration-view-point-1-by-seth-terkper.html (date of access: 22.01.2022).

15. Involvement of the Population in Small Business in the Regions of the Russian Federation — Rating 2019. Infographics. RIA Rating. URL: ttps://riarating.ru/ (date of access: 25.01.2022).

16. Rating of regions by the involvement of the population in small business — 2020. Infographics. RIA Rating. URL: ttps://riarating.ru/ (date of access: 25.01.2022).

17. Rating of regions by the involvement of the population in small business — 2021. Infographics. RIA Rating. URL: ttps://riarating.ru/ (date of access: 22.01.2022).

18. Data on the forms of statistical tax reporting. URL: https://www.nalog.gov.ru/ (date of access: 26.01.2022).

Поступила в редакцию: 11.02.2022.

Принята к печати: 12.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.