ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 336.226
Специальные налоговые режимы - спасательный круг для малого бизнеса?
Л. Г. Баранова, В. С. Федорова
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
Для цитирования: Баранова Л. Г., Федорова В. С. Специальные налоговые режимы - спасательный круг для малого бизнеса? // Бюллетень результатов научных исследований. - 2021. -Вып. 3. - С. 115-125. DOI: 10.20295/2223-9987-2021-3-115-125
Аннотация
Цель: Анализ проблем функционирования малого бизнеса в условиях экономического кризиса, усугубленного пандемией, прежде всего экономических отношений, возникающих между государством и налогоплательщиком в процессе налогообложения субъектов малого предпринимательства. Методы: Используются специальные налоговые режимы, как один из инструментов налоговых преференций для малого бизнеса, законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, а также федеральные законы. Результаты: Сделан вывод о том, что важнейшей задачей, стоящей в настоящее время перед экономикой России, является обеспечение «выживания» субъектов малого предпринимательства, в том числе путем не сужения, а расширения сферы применения специальных налоговых режимов. Практическая значимость: Новизна исследования состоит в критическом подходе к позиции государства по отношению к специальным налоговым режимам, которые направлены на создание благоприятных экономических и налоговых условий для развития бизнеса. Поэтому крайне необходимо в условиях экономического кризиса, отягощенного пандемией, осуществлять реальную поддержку малого предпринимательства.
Ключевые слова: Государственная поддержка, малый бизнес, налоговые преференции, оптимизация налогообложения, специальные налоговые режимы.
Введение
Успешное функционирование субъектов малого бизнеса в условиях пандемии в значительной степени зависит от государственной поддержки, реализуемой в виде различных налоговых преференций. Но не меньшее значение для малых предприятий имеет и возможность применять «щадя-
щие» налоговые режимы, позволяющие оптимизировать налоговую нагрузку за счет сокращения объема уплачиваемых платежей.
Государственная поддержка
Сегодня малый бизнес переживает не лучшие времена. И дело не только в том, что в условиях вызванного пандемией экономического кризиса субъекты малого предпринимательства оказались наименее защищенными перед внешними вызовами, но и в отсутствии должной финансовой поддержки со стороны государства. При этом речь идет не столько о прямых инвестициях в малый бизнес, сколько о налоговых преференциях, позволяющих оптимизировать налоговую нагрузку малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Определенной мерой государственной поддержки стал Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ, освободивший предприятия малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей из наиболее пострадавших отраслей, а также социально ориентированные некоммерческие организации от уплаты налогов (за исключением НДС) и страховых взносов за II квартал 2020 г. [1]. В соответствии с Постановлением правительства к числу таких отраслей были отнесены: транспортная деятельность, в том числе перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в международном и междугородном сообщении; деятельность в области культуры, организации досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность; деятельность организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по предоставлению бытовых услуг населению; стоматологическая практика; розничная торговля непродовольственными товарами; средства массовой информации и производство печатной продукции [2]. Согласно статье 2 Закона № 172-ФЗ, указанные налогоплательщики получили возможность не платить налог на прибыль, акцизы и ряд других налогов за II квартал 2020 г.
При этом было установлено, что на освобождение могут рассчитывать только представители малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей, включенные в Единый реестр малого и среднего бизнеса на основании налоговой отчетности за 2018 г. Закон от 15 октября 2020 г. № Э20-ФЗ расширил круг налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налоговых платежей за II квартал 2020 г. при условии, что они включены в Единый реестр малых и средних предприятий (МСП) в связи с созданием в период с 1 декабря 2018 г. по 29 февраля 2020 г., или на основании налоговой от-
четности за 2018 г. [3]. Таким образом, вновь созданные представители малого и среднего бизнеса также получили право на освобождение от уплаты налоговых платежей за II квартал 2020 г. Кроме того, были перенесены на конец года сроки уплаты авансов по налогам - транспортному, на имущество организаций и земельному.
Не отрицая важности принятых мер, отметим ограниченный срок их действия: прежде всего, это временная мера, не соответствующая реальным потерям малого бизнеса от пандемии и не способная спасти его от экономической катастрофы.
В табл. 1 приведены данные государственной поддержки, оказанной МСП за 2020 и 2021 гг. [4]. Из них за семь с небольшим месяцев в 2021 г. государственную поддержку получило более 51 % МСП и в значительно большем размере.
ТАБЛИЦА 1. Поддержка МСП
Дата Факт поддержки Получатели поддержки Размер оказанной поддержки
финансовой, руб. имущественной, кв. м информационной, ч
20.12.2020 4 908 438 1 742 746 689 668 145 416 966 059 119 15 327 644
15.08.2021 5 433 385 1 837 787 917 429 107 320 1 094 246 193 18 698 256
Специальные налоговые режимы
Для субъектов малого предпринимательства большое значение имеет возможность применения специальных налоговых режимов, позволяющих существенно снижать налоговую нагрузку путем замены основных налогов, имеющих наибольший удельный вес в структуре налоговых расходов плательщиков, едиными налогами [5]. Изначально специальные налоговые режимы были направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства [6].
Однако нельзя не заметить, что в последние годы специальные режимы подверглись существенным изменениям, причем, к сожалению, не в пользу налогоплательщиков. Ретроспективный анализ законодательных изменений в отношении трех наиболее востребованных специальных налоговых режимов (система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности) позволяет проиллюстрировать этот тезис, сделав акцент на наиболее существенных поправках, негативно влияющих на налоговый климат субъектов малого предпринимательства.
Указанные налоговые режимы были введены в налоговый кодекс в 2002-2003 гг. (ЕСХН - в 2002 г., УСН и ЕНВД - в 2003 г.). В этот период для всех трех режимов предусматривалась замена едиными налогами налога на добавленную стоимость (кроме налога, уплачиваемого в связи с перемещением через таможенную границу РФ), налога на прибыль организаций (НДФЛ для индивидуальных предпринимателей), а также налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей).
При этом индивидуальные предприниматели, применявшие специальный налоговый режим, освобождались от уплаты налога на имущество физических лиц только в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, но не личного пользования.
Поскольку система налогообложения в виде ЕНВД касалась не субъектов хозяйственной деятельности в целом, а отдельных видов предпринимательской деятельности, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие данную систему, освобождались от НДС только в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Кроме того, организации могли не платить налог на прибыль с прибыли, полученной от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, а индивидуальные предприниматели освобождались от НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц также не взимались только с имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Но с 2015 г. организациям, применяющим УСН и ЕНВД, вменили в обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Соответствующие изменения внесены в положения п. 2 статьи 346.11 и абзац первый п. 4 статьи 346.26 Налогового Кодекса РФ Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ [7]. Аналогичное изменение коснулось и налога на имущество физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями. В настоящее время индивидуальные предприниматели на спецрежиме должны платить налог на имущество при следующих условиях: объект недвижимости применяется ими в предпринимательской деятельности; он включен в перечень объектов, база по которому исчисляется как кадастровая стоимость. При этом, если имущество образовалось в течение года (например, в результате раздела иного объекта недвижимости) и не попало в перечень, его обложение налогом производится по кадастровой стоимости.
Нетрудно догадаться, что такая поправка в Налоговый Кодекс привела к увеличению налогового бремени на малый бизнес, тем более, что с 2020 г. в перечень имущества, облагаемого на базе кадастровой стоимости, Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ введены новые объекты [8].
Следующим наступлением на малый бизнес стало принятие Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ, на основании которого с 1 января 2019 г. организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, стали признаваться плательщиками НДС [9]. Введение НДС существенно повлияло на налоговую нагрузку сельскохозяйственных товаропроизводителей, резко снизив привлекательность данного налогового режима по сравнению с иными специальными режимами, в частности, упрощенной системой налогообложения. Конечно, как и любой плательщик НДС, налогоплательщик единого сельхозналога имеет право уменьшить исчисленную сумму НДС на суммы налога, предъявленные при приобретении товаров, работ или услуг. Однако, как отмечают специалисты, сельскохозяйственный товаропроизводитель, как правило, имеет незначительный по размеру входной НДС, что не позволит ему существенно снизить налог к уплате [10].
Заметим, что, помимо уплаты НДС, к повышению налоговой нагрузки неизбежно приведет и невозможность включить «входной» НДС в расходы налогоплательщика при исчислении налоговой базы по ЕСХН (как было до 2019 г.). Кроме того, начиная с 2019 г. при переходе на ЕСХН с иного режима налогообложения налогоплательщики будут обязаны восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету по приобретенным товарам, работам, услугам, в том числе по основным средствам и нематериальным активам. Если учесть, что суммы НДС по приобретенным дорогостоящим основным средствам и нематериальным активам могут достигать больших размеров, это приведет к еще большему увеличению налоговой нагрузки на плательщиков ЕСХН.
Однако законодатель решил «подсластить пилюлю», позволив налогоплательщикам при «желании» получать освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС при соблюдении следующих условий: если за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода от реализации не превысила за:
- 2018 г. < 100 млн руб.;
- 2019 г. < 90 млн руб.;
- 2020 г. < 80 млн руб.;
- 2021 г. < 70 млн руб;
- 2022 г. и далее < 60 млн руб.
При этом налогоплательщик, воспользовавшись правом на освобождение, в дальнейшем не сможет от него отказаться, за исключением случаев, когда он превысил предельную сумму дохода либо, не дай бог, реализовал подакцизные товары. А утратив данное право, налогоплательщик в дальнейшем уже воспользоваться им не сможет.
Обратим внимание, что в 2016 г. среди законодателей обсуждался вопрос об отмене системы налогообложения в виде ЕСХН. Однако Министерство финансов РФ, сославшись на Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг., отметил, что отмена ЕСХН в ближайшее время не предусмотрена [11].
И, наконец, последний удар по малому бизнесу - отмена с 2021 г. системы налогообложения в виде ЕНВД. Законодатели давно уже «прицеливались» к данному режиму: он должен был прекратить свое существование еще в 2014 г., но впоследствии под влиянием протестов со стороны налогоплательщиков и союза предпринимателей было решено продлить его действие до 2018 г., а позднее - еще на два года. Тем не менее окончательный срок «жизни» ЕНВД определил Федеральный закон от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ (в ред. Федерального закона от 2 июня 2016 г. № 178-ФЗ) - до 31 декабря 2020 г. [12]. И это решение уже окончательное и обжалованию не подлежит.
Что же ждет предприятия малого бизнеса, ранее активно применявшие систему налогообложения в виде ЕНВД, в 2021 г.? У них остается право выбора - либо перейти на «упрощенку», о чем надо было позаботиться заранее, подав соответствующее уведомление в налоговую инспекцию, либо на основную систему налогообложения (ОСНО) со всеми ее «прелестями» в виде уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество. Причем промедление в данном случае приведет к автоматическому переходу на ОСНО.
Индивидуальным предпринимателям повезло несколько больше -у них еще остается право перейти на патентную систему налогообложения. Однако не следует забывать, что любой специальный налоговый режим, будь то УСН или патентная система, имеет свои ограничения по объему полученного дохода, численности и иным параметрам, поэтому их применение может быть недоступно тем или иным налогоплательщикам. И тогда - только ОСНО.
В табл. 2 приведена динамика изменения числа малых и средних предприятий (МСП) в России и численности занятых на этих предприятий работников за 10.01.2017 г. - 10.01.2020 г. [13].
ТАБЛИЦА 2. Динамика изменения числа МСП и численности занятых работников на этих предприятиях
МСП 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Число МСП, ед. 5 865 780 6 039 216 6 041 195 3 388 195
Численность занятых работников, ед. 15 855 749 16 106 581 15 873 589 15 321 788
Как следует из табл. 2, на 10 января 2020 г. произошло сокращение как МСП (42,24 %), так и численности занятых работников (3,37 %) за счет снижения прибыльности этих предприятий и сокращения доходов населения.
Из представленных данных о числе МСП в расчете на 1000 человек в России и других регионах мира: США - 90, ЕС - 57, Китай - 45, мир (в среднем) - 32,2 и Россия - 27,6 - вытекает, что развитие малого и среднего предпринимательства в России на 1000 человек значительно ниже даже среднего значения по миру [13]!
Заключение
Следует отметить, что в 2021 г. расширен спектр видов государственной финансовой поддержки малому и среднему бизнесу на период пандемии: это и субсидии, и гранты, и целевая поддержка конкретным отраслям: агропромышленному комплексу, туристическим фирмам и т. д. На региональном уровне на субсидии могут рассчитывать лица, официально признанные безработными и желающие начать собственный бизнес. Такая помощь предоставляется по обращениям в центры занятости и рассчитывать на нее могут, естественно, не все желающие, да и размеры ее зависят от возможностей региона от 10 тыс. руб. в Москве до 192 тыс. руб. в Краснодарском крае. Кроме того, в регионах практикуется предоставление субсидий на возмещение процентов по кредиту, но размеры и условия получения таких субсидий опять-таки зависят от возможностей региона.
В регионах субсидии могут предоставляться и из федерального бюджета, но на условиях софинансирования бизнеса из региональных источников. За предоставление таких субсидий отвечает Минэкономразвития.
Регионы могут предоставлять малому бизнесу и гранты на конкретные цели, например, аграриям на развитие базы производства, на строительство производственных объектов, на расширение возможностей по переработке и реализации продукции и т. д., а турфирмам, осуществляющим деятельность в области внутреннего и въездного туризма, - на создание новых маршрутов, оборудование информационных туристических центров, покупку модульных гостиниц, разработку путеводителей, аудиогидов и т. п.
Размеры грантов ограничены: агробизнесу - не более 30 млн руб., а туризму - около 3 млн руб. Много это или мало? Спросите у бизнесменов.
Государственная поддержка может оказываться и в иных формах, например, рассрочка или отсрочка по налогам; предоставление кредитных каникул и отсрочка по кредитам; предоставление арендных каникул арендаторам коммерческой и государственной недвижимости; получение кредита на льготных условиях (со ставкой 2 %) и списание долгов при соблюдении определенных требований, получение беспроцентного (в первые полгода, а далее под низкий процент) кредита на оплату труда работников. На такую помощь могут рассчитывать владельцы общепитов, спортивных клубов, сферы услуг, туризма и некоторые другие.
У начинающих предпринимателей также есть возможность поучаствовать в конкурсных федеральных программах, и кому повезет - получить до 25 млн руб. на развитие бизнеса.
Подведем итоги: несмотря на государственную поддержку, которая носит временный характер, наметилась опасная тенденция постепенного отказа (полного или частичного) от специальных налоговых режимов, во всяком случае, в отношении юридических лиц.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ (ред. от 29 декабря 2020 г.) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». -URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
2. Постановление правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
3. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
4. Единый реестр малого и среднего предпринимательства. - URL: https://ofd. na-log.ru/index.html/ (дата обращения: 15.03.2021).
5. Баранова Л. Г. Налоговая нагрузка на малый бизнес: опыт, проблемы, перспективы / Л. Г. Баранова, В. С. Федорова // Малое и среднее предпринимательство: стратегии и перспективы развития: сб. науч. трудов по материалам I Междунар. науч.-прак-тич. конференции. НОО «Профессиональная наука». - Уфа, 2016. - С. 114-121.
6. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
7. Письмо Министерства финансов РФ от 15 декабря 2020 г. № 03-01-11/109419. -URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
8. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-Ф3 (ред. от 26 марта 2020 г.) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
9. Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.01.2021).
10. Зырянова Т. В. НДС для плательщиков ЕСХН / Т. В. Зырянова, А. О. Загур-ский // Финансы. - 2018. - № 7. - С.33-37.
11. Письмо Министерства финансов РФ от 28 ноября 2016 г. № 03-11-06/1/70258. -URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
12. Федеральный закон от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ (в ред. Федерального закона от 2 июня 2016 г. № 178-ФЗ) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона „О банках и банковской деятельности"». - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
13. Молев Д. А. Состояние малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на современном этапе / Д. А. Молев. - URL: https://cyberieninka.m/article/n/sostoyanie-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 12.03.2021).
Дата поступления: 28.01.2021 Решение о публикации: 10.06.2021
Контактная информация:
БАРАНОВА Лариса Гурьевна - канд. экон. наук, доц.; lg-baranova@yandex,ru ФЕДОРОВА Валентина Сергеевна - канд. техн. наук, доц.; fedorova_vs@mail.ru
Special tax treatments - a lifeline for small businesses? L. G. Baranova, V. S. Fedorova
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation
For citation: Baranova L. G., Fedorova V. S. Special tax treatments - a lifeline for small businesses?. Bulletin of scientific research results, 2021, iss. 3, pp. 115-125. (In Russian) DOI: 10.20295/2223-9987-2021-2-115-125
Summary
Objective: Analysis of the problems of small businesses functioning in the context of the economic crisis aggravated by the pandemic, most particularly economic relations between the state and a taxpayer in the process of taxation of small businesses. Methods: Special tax treatments as one of the tax incentives for small businesses are used, legislative and regulatory acts of state authorities, as
well as federal laws. Results: The authors have concluded that the most important challenge the Russian economy is currently facing is to ensure the survival of small businesses, including by expanding rather than narrowing the scope of application of special tax treatments. Practical importance: The novelty of the research lies in the critical approach to the stance of the state in relation to special tax treatments, which are aimed at creating favorable economic and tax conditions for business development. Therefore, it is extremely necessary to provide real support to small businesses in the context of the economic crisis, aggravated by the pandemic.
Keywords: State support, small businesses, tax incentives, tax optimization, special tax treatments.
References
1. Federal'nyi zakon ot 8 iiunia 2020 N172-FZ (red. ot 29 dekabria 2020). "O vnesenii izmenenii v chast' vtoruiu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law no. 172-FZ dated June 08, 2020 (as amended on December 29, 2020). "On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed: January 12, 2021). (In Russian)
2. Postanovlenie pravitel'stva RF ot 3 aprelia 2020 N 434. "Ob utverzhdenii perechnia otraslei rossiiskoi ekonomiki, v naibol'shei stepeni postradavshikh v usloviiakh ukhudsheniia situatsii v rezul'tate rasprostraneniia novoi koronavirusnoi infektsii" [Decree of the Government of the Russian Federation no. 434 dated April 3, 2020. "On Approval of the List of Sectors of the Russian Economy Most Affected by the Worsening Situation Due to the Spread of a Novel Coronavirus Infection"]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed: January 12, 2021). (In Russian)
3. Federal'nyi zakon ot 15 oktiabria 2020 N 320-FZ. "O vnesenii izmenenii v stat'iu 146 chasti vtoroi Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii i stat'iu 2 Federal'nogo zakona "O vnesenii izmenenii v chast' vtoruiu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law no. 320-FZ dated October 15, 2020. "On Amendments to Article 146 of Part Two of the Tax Code of the Russian Federation and Article 2 of the Federal Law On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed: January 12, 2021). (In Russian)
4. Edinyi reestr malogo i srednego predprinimatel'stva [Unified register of small and medium-sized businesses]. Available at: https://ofd.nalog.ru/index.html/ (accessed: March 15, 2021). (In Russian)
5. Baranova L. G. & Fedorova V. S. Nalogovaya nagruzka na malyy biznes: opyt, problemy, perspektivy [Tax burden on small business: experience, problems, prospects]. Ma-loye i sredneye predprinimatel'stvo: strategii i perspektivy razvitiya. Sbornik nauchnyh tru-dov po materialam I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Small and medium business: strategies and development prospects. Collection of scientific papers based on the materials of the I International Scientific and Practical Conference]. NOO "Professio-nal'naia nauka" [NOO "Professional'naya nauka". International Journal of Professional Science]. Ufa, 2016, pp. 114-121. (In Russian)
6. Federal'nyi zakon ot 2 aprelia 2014 N 52-FZ. "O vnesenii izmenenii v chastipervuiu i vtoruiu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law no. 52-FZ dated April 02, 2014. "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the
Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed: January 12, 2021). (In Russian)
7. Pis'mo Ministerstva finansov RF ot 15 dekabria 2020 N 03-01-11/109419 [Letter from the Ministry of Finance of the Russian Federation no. 03-01-11/109419 dated December 15, 2020]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed: January 12, 2021). (In Russian)
8. Federal'nyi zakon ot 29 sentiabria 2019 N 325-FZ (red. ot 26 marta 2020). "O vne-senii izmenenii v chasti pervuiu i vtoruiu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law no. 325-FZ dated September 29, 2019 (as amended on March 26, 2020). "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed: January 12, 2021). (In Russian)
9. Federal'nyi zakon ot 27 noiabria 2017 N 335-FZ. "O vnesenii izmenenii v chasti pervuiu i vtoruiu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law no. 335-FZ dated November 27, 2017. "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed: January 21, 2021). (In Russian)
10. Zyryanova T. V. & Zagurskiy A. O. NDS dlya platel'shchikov ESKhN [VAT for payers of the unified agricultural tax]. Finansy [Finance], 2018, no. 7, pp. 33-37. (In Russian)
11. Pis'mo Ministerstva finansov RF ot 28 noiabria 2016 N 03-11-06/1/70258 [Letter from the Ministry of Finance of the Russian Federation no. 03-11-06/1/70258 dated November 28, 2016]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed: January 12, 2021). (In Russian)
12. Federal'nyi zakon ot 29 iiunia 2012 N 97-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 02 iiu-nia 2016 N 178-FZ). "O vnesenii izmenenii v chast'pervuiu i chast' vtoruiu Nalogovogo ko-deksa Rossiiskoi Federatsii i stat'iu 26 Federal'nogo zakona "O bankakh i bankovskoi deiatel'nosti" [Federal Law No. 97-FZ of June 29, 2012 (as amended by Federal Law no. 178-FZ dated June 02, 2016). "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Article 26 of the Federal Law On Banks and Banking Activities"]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed: January 12, 2021). (In Russian)
13. Molev D. A. Sostoyaniye malogo i srednego biznesa v Rossiyskoy Federatsii na sov-remennom etape [The state of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation at the present stage]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7sostoyanie-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape (accessed: March 12, 2021). (In Russian)
Received: January 21, 2021 Accepted: June 10, 2021
Author's information:
Larisa G. BARANOVA - PhD in Economics, Associate Professor; lg-baranova@yandex.ru Valentina S. FEDOROVA - PhD in Engineering, Associate Professor; fedorova_vs@mail.ru