Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ '

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
747
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
система налогообложения / имущественные налоги / налог на имущество / земельный налог / транспортный налог / taxation system / property taxes / property tax / land tax / transport tax

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А В. Шукаева

Предметом исследования является современное состояние налогообложение имущества физических лиц как одного из важнейших направлений деятельности налоговых органов. Актуальность данного исследования связана с задачей развития современного устройства налогообложения имущества в Российской Федерации, что обусловлено необходимостью рационализации и оптимизации пользования движимым и недвижимым имуществом не только для фискальной составляющей налоговых процессов, но и возможности их регулирующего воздействия на экономическое развитие регионов Российской Федерации. Целью статьи является изучение тенденций и перспектив развития действующей системы налогообложения имущества. Рассматриваются ключевые проблемы действующей системы налогообложения имущества физических лиц, механизм исчисления и уплаты налога на имущество, земельного налога и транспортного налога, приводятся основные направления совершенствования имущественного налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF PROPERTY TAXATION OF INDIVIDUALS

The subject of the study is the current state of taxation of the property of individuals as one of the most important areas of activity of tax authorities. The relevance of this study is related to the task of developing a modern system of property taxation in the Russian Federation, which is due to the need to rationalize and optimize the use of movable and immovable property not only for the fiscal component of tax processes, but also the possibility of their regulatory impact on the economic development of the regions of the Russian Federation. The purpose of the article is to study the trends and prospects for the development of the current property taxation system. The key problems of the current system of taxation of property of individuals, the mechanism of calculation and payment of property tax, land tax and transport tax are considered, the main directions of improvement of property taxation are given.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ »

При управлении в сфере региональных финансов в качестве субъектов управления выступают различные специальные службы. Регулирование финансовых отношений производится в основном посредством управления налогами и сборами, а также при использовании системы государственной поддержки. К косвенным способам управления региональными финансами можно отнести:

- поддержание оптимального уровня монополии в стране;

- регулирование цен на продукцию и услуги естественных монополистов;

Также при управлении региональными финансами могут использоваться методы административного воздействия: использование санкций; монополизация некоторых товаров и услуг.

В качестве инструмента для оптимизации управления расходами бюджета в регионах с 2014 г. активно используется долгосрочное бюджетного планирование и программно-целевой метод. Данные методы ориентированы на результат и ведут к грамотному расходованию региональных денежных средств. Следует, отметить, что программно-целевой метод хорошо зарекомендовал себя и при его применении за рубежом.

В Краснодарском крае предлагается применение мониторинга качества управления финансовыми ресурсами в сочетании с программно-целевым методом. Данное сочетание приведет к том, что региональные органы власти будут стремиться к организации бюджетного процесса таким образом. чтобы применять современные стандарты качества управления.

Для того, чтобы в регионе доходы бюджета были выше, чем его расходы, в Краснодарском крае необходимо реализовать следующие мероприятия:

- повысить региональную поддержку малого и среднего предпринимательства;

- разработать направления повышения экономической активности субъектов региональной экономики;

- разработать проект по повышению туристической привлекательности региона, создать портал, на котором бы была интерактивная карта достопримечательностей, что привлекло бы дополнительных туристов в регион.

Данные мероприятия приведут к решению проблем в области управления финансами в Краснодарском крае, произойдет повышение эффективности функционирования региона. Регион сможет оперативно реагировать на изменения внешней среды и эффективно использовать свои финансовые ресурсы.

Источники:

1. Мироненко А.Г. Основные тенденции бюджетно-налоговой политики региона // В сборнике: Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов XV Международной конференции. Екатеринбург, 2021. - С. 136-138.

2. Оборин М.С. Влияние цифровых технологий на развитие экономики регионов Российской Федерации // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2021. - Т. 27. - № 2. - С. 123-132.

3. Симонова Н.Ю. Методы стратегического управления финансами региона // В сборнике: Двадцать седьмые апрельские экономические чтения. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Т.В. Ивашкевич, А.И. Ковалева. Омск, 2021. - С. 154-158.

References:

1. Mironenko A.G. The main trends of the budget and tax policy of the region // In the collection: Russian regions in the focus of change. Collection of reports of the XV International Conference. Yekaterinburg, 2021. - pp. 136-138.

2. Oborin M.S. The influence of digital technologies on the development of the economy of the regions of the Russian Federation // Bulletin of the Trans-Baikal State University. - 2021. - Vol. 27. - No. 2. - pp. 123-132.

3. Simonova N.Yu. Methods of strategic financial management of the region // In the collection: The twenty-seventh April economic readings. Materials of the All-Russian scientific and practical conference. Edited by T.V. Ivashkevich, A.I. Kovalev. Omsk, 2021. - pp. 154-158.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-477-481

А.В. Шукаева - к.с.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», [email protected],

A.V. Shukaeva - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, FKOU HE "Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service".

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ THE CURRENT STATE OF PROPERTY TAXATION OF INDIVIDUALS

Аннотация. Предметом исследования является современное состояние налогообложение имущества физических лиц как одного из важнейших направлений деятельности налоговых органов. Актуальность данного исследования связана с задачей развития современного устройства налогообложения имущества в Российской Федерации, что обусловлено необходимостью рационализации и оптимизации пользования движимым и недвижимым имуществом не только для фискальной составляющей налоговых процессов, но и возможности их регулирующего воздействия на экономическое развитие регионов Российской Федерации. Целью статьи является изучение тенденций и перспектив развития действующей системы налогообложения имущества. Рассматриваются ключевые проблемы действующей системы налогообложения имущества физических лиц, механизм

исчисления и уплаты налога на имущество, земельного налога и транспортного налога, приводятся основные направления совершенствования имущественного налогообложения.

Abstract. The subject of the study is the current state of taxation of the property of individuals as one of the most important areas of activity of tax authorities. The relevance of this study is related to the task of developing a modern system of property taxation in the Russian Federation, which is due to the need to rationalize and optimize the use of movable and immovable property not only for the fiscal component of tax processes, but also the possibility of their regulatory impact on the economic development of the regions of the Russian Federation. The purpose of the article is to study the trends and prospects for the development of the current property taxation system. The key problems of the current system of taxation of property of individuals, the mechanism of calculation and payment of property tax, land tax and transport tax are considered, the main directions of improvement of property taxation are given.

Ключевые слова: система налогообложения, имущественные налоги, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог.

Keywords: taxation system, property taxes, property tax, land tax, transport tax.

Налогообложение является частью современной финансовой политики государства. Обязанность граждан своевременно уплачивать законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ. Именно налоги являются главным источником доходов государственной казны. От того, как будет сформирован бюджет, зависит экономическое развитие страны и соответственно условия жизни граждан. Поэтому эффективность работы налоговой системы - одна из наиболее важных задач государства.

Особенностью имущественных налогов с населения является то, что чаще всего источником их уплаты выступает доход физического лица от неимущественных операций. К числу достоинств данной группы налогов и преимуществ по сравнению с другими составляющими налоговой системы относится вещественная форма объектов обложения, их материальное воплощение в различных видах недвижимости, земельных участков, транспортных средств. Эти особенности существенно снижают возможность сокрытия объектов от налогообложения и обеспечивают стабильность планирования и формирования налоговых поступлений, следовательно, дают определенную гарантию поддержания финансовой базы территориальных и региональных бюджетов [1]. Целью налогов на имущество является финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований.

На сегодняшний день Российским налоговым законодательством предусмотрено три имущественных налога: земельный, налог на имущество физических лиц, транспортный налог.

Земельный налог в качестве базы для начисления предполагает имущество налогоплательщика (гл. 31 НК РФ). Его уплачивают как организации, так и физические лица - владельцы земельных участков. Налоговая база равна кадастровой стоимости участков, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается по ставкам не выше 0,3 % в отношении сельскохозяйственных земель, земель, занятых жилыми строениями, а также дачных участков. В отношении остальных земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 %. Налог пополняет бюджет на местном уровне. Налоговым кодексом установлены категории льготников, налогооблагаемая база у которых уменьшается.

Налог на имущество физических лиц установлен ст. 15 НК РФ. Особенности его начисления, а также порядок уплаты прописаны в главе 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ. Плательщики данного налога - физические лица, имеющее в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж или иное строение, помещение и сооружение. Базой является инвентаризационная стоимость объектов. Данный налог обязательный и уплачивается в бюджеты соответствующих муниципальных образований. Ставки дифференцированы и устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Максимальная ставка - 2 %. Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы, но не выше предельных значений.

Транспортный налог является региональным, прямым налогом. Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации [2].

Налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 357 НК РФ) - как физические, так и юридические лица.

При исчислении транспортного налога учитываются следующие показатели:

- налоговая база, например, мощность двигателя автомобиля - показатель, который умножается на ставку налога.

Налоговая база определяется по данным документов на транспортное средство;

- налоговая ставка: сколько стоит одна единица налоговой базы: например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу;

- период владения данным транспортным средством;

- повышающий коэффициент, установленный для определенных моделей автомобилей дороже 3 млн. руб., список которых ежегодно устанавливается Минпромторгом.

Субъекты федерации вправе увеличить или уменьшить установленные Налоговым кодексом РФ ставки, но не более чем в десять раз. Поэтому в разных регионах коэффициенты могут сильно отличаться.

Имущественные налоги выполняют фискальную и регулирующую функции, обеспечивают приток платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации. Динамика поступлений имущественных налогов в консолидированный бюджет субъектов Федерации приведена в таблице 1 [3].

Таблица 1 - Динамика поступлений имущественных налогов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Показатели Объем и прирост, млрд руб., % поступлений к предыдущему году Прирост, млрд руб. к предыдущему году

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г.

Имущественные налоги, всего 1397 (+12%) 1351 (-3%) 1358 (+1%) 7,1

Налог на имущество физических лиц 61 (+17%) 71 (+15%) 79 (+11%) 8,1

Налог на имущество организаций 985( +15%) 919 (-7%) 910 (-1%) -8,7

Транспортный налог 161 (+4%) 175 (+9%) 187 (+7%) 11,9

Налог на игорный бизнес 2,0 (+105%) 2,0 (0%) 1,6 (-23%) -0,5

Земельный налог 187 (+1%) 184 (-1%) 181 (-2%) -3,7

Снижение произошло в основном по налогу на имущество организаций (-1%) и земельному налогу (2 %) в связи с тем, что многими регионами были предоставлены отсрочки и/или освобождения по уплате данных налогов для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сферах, пострадавших или попавших под ограничения и запреты. Кроме того, поступления налога на игорный бизнес снизились (-23 %) в связи с сокращением количества объектов налогообложения (-19,4 % налогоплательщиков; - 23,1 % объектов всех видов, подлежащих налогообложению).

Таблица 2 - Структура поступлений имущественных налогов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в динамике, %

Виды налогов 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Налог на имущество физических лиц 4,37 5,26 5,81

Налог на имущество организаций 70,56 68,02 66,98

Транспортный налог 11,53 12,95 13,76

Налог на игорный бизнес 0,14 0,15 0,12

Земельный налог 13,40 13,62 13,32

Имущественные налоги, всего 100 100 100

Как показывают данные таблицы 2 [3], структура поступлений имущественных налогов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за исследуемый период 2018-2020 г.г. существенных изменений не претерпела. Наибольший удельный вес в объеме поступлений занимает налог на имущество организаций (в 2018 г. - 70,56 %, в 2020 г. - 66,98 %). Второе и третье места, соответственно, занимают земельный и транспортный налоги в 2018 и 2019 г.г. А уже в 2020 г. удельные веса этих двух видов налогов практически равны (13,32 % и 13,76 % соответственно).

По итогам года существенных изменений в поступлении налогов на имущество не произошло, так как формирование налоговой базы по имущественным налогам происходит в предшествующем году. Единственной особенностью было изменение графика платежей относительно предыдущих лет - в качестве меры поддержки предприятий в период пандемии авансовые платежи по налогу на имущество организаций за I и II кв. были перенесены на IV кв. 2020 г. Если за I квартал 2020 г. объем платежей на 1/3 превысил объем аналогичных платежей в 2018-2019 гг., то с апреля по октябрь 2020 г. наблюдалась задержка поступлений. После завершения периода отсрочки объем платежей по имущественным налогам восстановился до уровня 2019 года.

С 1 января 2019 года прекратила действие налоговая льгота по транспортному налогу в отношении транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы для физических и юридических лиц [4].

Выпадающие доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в результате установления дополнительных льгот и преференций обусловлены следующими факторами:

- консолидированные бюджеты субъектов РФ потеряли от применения понижающих коэффициентов (в размере 0,2, 0,4 и 0,6) к кадастровой стоимости при исчислении налога на имущество физических лиц в первых трех налоговых периодах,

- применения с 1 января 2017 года ограничительного коэффициента в размере 1,1 с кадастровой стоимости объекта при исчислении налога на имущество физических лиц начиная с третьего налогового периода;

- уменьшения с 1 января 2018 года налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении отдельных категорий налогоплательщиков, перечень которых постоянно

расширяется, взамен ранее действовавшего уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика;

- введения с 1 января 2019 года льготы по налогообложению налогом на имущество в отношении физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.

Влияние всех вышеприведенных изменений федерального законодательства в исследуемом периоде отразилось на снижении поступлений в доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ: в 2018 году - на 8 246 млн рублей, в 2019 году - на 14 884 млн рублей, в 2020 году - на 13 676 млн рублей [5].

По оценкам Федеральной налоговой службы (ФНС России), сумма выпадающих доходов в виде земельного налога по данному основанию в целом по Российской Федерации составляет 576,7 млн рублей ежегодно.

По данным статистической налоговой отчетности, общая сумма выпадающих доходов в результате установления дополнительных льгот и преференций имеет тенденцию к росту: в 2018 году 68 % к 2017 году, в 2019 году на 6 % к 2018 году. По итогам 2020 года сумма льгот значительно сократилась до 277 млн рублей, или на 60 %. Данные представлены в таблице 3 [6].

Таблица 3 - Динамика выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской

Федерации в результате установления дополнительных льгот и преференций, млн руб., %.

Показатель 2017 г. 2018 г. Темп прироста, % 2019 г. Темп прироста, % 2020 г. Темп прироста, %

Льготы, предоставленные представительными органами местного самоуправления в том числе 385 648 68 685 6 277 -60

по налогу на имущество физических лиц 17 19 11 22 12 29 33

по земельному налогу, всего 368 629 71 663 6 248 -63

в т.ч. физических лиц 22 26 16 36 37

Местные льготы в основном носят социальный характер или являются техническими в зависимости от категории налогоплательщиков. В общих объемах поступлений налоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ занимают незначительную долю: в 2017 году - 0,2 %, в 2018 году - 0,3 %, в 2019 году -0,3 %, 2020 году - 0,1 %.

Основная доля в поступлениях имущественных налогов приходится на налог на имущество организаций; вторым по поступлениям является земельный налог, причем основные платежи поступают от юридических лиц. Транспортный налог занимает третье место, при этом основную его долю составляют налоги физических лиц. Наименьшие суммы поступают от налога на имущество физических лиц.

На развитие налоговой базы и поступление налогов любого региона оказывают влияние следующие факторы:

- изменение законодательства, экономические факторы (как внешние, так и внутренние);

- эффективность администрирования налогов.

Одной из важных проблем имущественного налогообложения являются высокие ставки налога, которые вызваны завышением кадастровой стоимости. При учете, что кадастровая оценка всегда выше инвентаризационной, налогоплательщикам за недвижимость приходится платить в два раза больше.

Следующая проблема - несоответствие данных в разных государственных органах. Так, например, в Управлении Федеральной налоговой службе представлены одни сведения о налогоплательщике, а в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии другие. А для исправления неправильных данных требуется много времени, что затягивает процесс изъятия налога.

Также существует проблема способа расчета налога на имущество физических лиц. При заключении сделки купли-продажи домов, квартир, дач, для того, чтобы уйти от уплаты налога или занизить его сумму, официально оформляется по инвентаризационной стоимости, а фактически сделка проведена по рыночной цене.

Существенной проблемой является отсутствие целевой дифференциации льгот на имущество с конкретизацией уровня и критериев. При установлении ставок налога на имущество представительный орган может дифференцировать ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и от типа использования строения, но при этом законодатель не предусмотрел возможность разделения при предоставлении льгот.

Наконец, серьезной проблемой является нестабильное налоговое законодательство, ускоренное и необоснованное дополнение законов. Происходит постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики, снижает уровень стабильности в обществе.

Существует и ряд других проблем: широкий перечень льгот по налогу; количество специалистов, осуществляющих качественную оценку недвижимости, ограничено; отказ высоко обеспеченных граждан регистрировать новые построенные объекты, которые имеют высокую стоимость; большие объемы работ и т.д.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в РФ налоговая политика направлена на фискальную функцию, которая обеспечивает устойчивую доходную базу бюджетов всех уровней и способствует экономическому развитию государства в целом. Только комплексный подход и совокупность решения выявленных проблем может привести к успешному результату.

К основным перспективам развития налога на имущество физических лиц, можно отнести следующие:

1) снижение налоговой нагрузки для социально незащищенного населения, с помощью дифференцирования налоговых ставок;

2) создание единого порядка формирования налоговой базы, исчисляемой по кадастровой стоимости;

3) установление налоговым администрированием предпочтительную для налогоплательщиков честную уплату налогов;

4) лимитирование перечня льгот, путем установления их только для определенных объектов недвижимости;

5) обязательное установление на учет воздвигаемых объектов и объектов, которые на данный момент не имеют никакой стоимости;

6) формирование и актуализация электронных баз данных, которые содержат необходимые данные для исчисления и уплаты налогов.

Значимость имущественных налогов с физических лиц для налоговой системы России обусловлена следующими факторами.

Во-первых, имущественное налогообложение физических лиц удовлетворяет государство в его потребности в дополнительных доходах для государственной казны, то есть выполняет свою фискальную функцию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, налогообложение физических лиц является одним из главных инструментов реализации политики государства по перераспределению доходов между различными социальными группами населения.

Источники:

1. Андронова А.О. Современная налоговая система России: основные принципы, реформы и роль в обеспечении экономической безопасности страны. Режим доступа [электронный Интернет-ресурс(URL)]: https://1economic.ru/lib/110920

2. Шукаева, А. В. О роли транспортного налога в формировании доходов бюджета Рязанской области / А. В. Шукаева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 7-3(97). - С. 181-184. -DOI 10.23670/IRJ.2020.97.7.104.

1. 3.Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Режим доступа [электронный Интернет-ресурс(URL)]: http://www.roskazna.ru/ispolneniebyu dzhetov/konsolidirovannyj -byudzhet/.

4. Какие налоговые изменения в сфере недвижимости ждут россиян в 2021 году. Режим доступа [электронный Интернет-ресурс(URL)]:https://realty.rbc.ru/news/60013afe9a7947134b5683a9.

5. Федеральная налоговая служба. Налоговая аналитика. Режим доступа [электронный Интернет-ресурс(URL)]: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.

6. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Режим доступа [электронный Интернет-ресурс(URL)]: https://www.minfin.ru/ru/statistics/subbud.

References:

1. Andronova A.O. The modern tax system of Russia: basic principles, reforms and role in ensuring the economic security of the country. Access mode [electronic Internet resource(URL)]: https://1economic.ru/lib/110920.

2. Shukaeva, A.V. On the role of transport tax in the formation of budget revenues of the Ryazan region / A.V. Shukaeva // International Research Journal. - 2020. - № 7-3(97). - Pp. 181-184- - DOI 10.23670/IRJ.2020.97.7.104.

3. Consolidated budget of the Russian Federation and budgets of state extra-budgetary funds. Access mode [electronic Internet resource(URL)]: http://www.roskazna.ru/ispolneniebyudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/

4. What tax changes in real estate are waiting for Russians in 2021. Access mode [electronic Internet re-source(URL)]:https://realty.rbc.ru/news/60013afe9a7947134b5683a9.

5. Federal Tax Service. Tax analytics. Access mode [electronic Internet resource(URL)]: https://analytic.nalog.ru /portal/index.ru-RU.htm.

6. Budgets of the subjects of the Russian Federation. Access mode [electronic Internet resource(URL)]: https://www.minfin.ru/ru/statistics/subbud.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.