УДК 347.73
Кривцов О.Ф.,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)
Курдюков С.И.,
доктор экономических наук, профессор, профессор Московского государственного университета МВД России имени В.Я. Кикотя
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В данной статье исследуются современные аспекты практики исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. Проанализированы изменения, введенные с 1 января 2015 года в связи с введением 32 главы Налогового кодекса Российской Федерации, и выявлены основные закономерности совершенствования налогообложения имущества физических лиц.
Автор рассмотрел ключевые особенности совершенствования налога на имущество физических лиц, связанные с изменением объекта налогообложения, налоговых ставок, изменения системы налогового администрирования. Проанализирована методика перехода к применению новой системы определения налоговой базы по данному налогу. В работе показаны особенности исчисления и уплаты налога в городе Москве, так как данный налог вводится в действие не только Налоговым кодексом РФ, но и законом города Москвы. Конкретизированы ставки налога в городе Москве, исходя из различной кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Автор предлагает не только рассмотреть проблемные ситуации, связанные с администрированием, исчислением и уплатой налога на имущество физических лиц, но предлагает конкретные направления совершенствования налога в будущем. Дальнейшее развитие налога на имущество физических лиц требует исследование, как позитивного, так и негативного опыта. Данный опыт позволит законодательным и исполнительным органам власти вводить своевременные корректировки в законодательные акты в области налогообложения. Ключевые слова: налог на имущество физических лиц, Налоговый кодекс Российской Федерации, кадастровая стоимость, инвентаризационная стоимость, объект налогообложения, налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления и уплаты налога, налогообложение недвижимого имущества в городе Москве, налоговое уведомление, проблемные вопросы налогообложения недвижимости физических лиц
Krivtsov O.,
PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Chair "Administrative Law, Environmental Law, Information Law" of the Law Institute of Russian University of Transport (MIIT)
Kurdyukov S.,
Doctor of Economics, Professor, Professor of Moscow State University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Kikotya
ISSUES AND PROSPECTS OF COMPUTATION AND PAYMENT OF TAX ON PROPERTY OF NATURAL ENTITIES
This article examines of modern aspects of the practice of computation and payment of tax on property of natural entities. The changes were introduced January 1st of 2015 in connection with the introduction of Chapter 32 of the Tax Code of the Russian Federation are analyzed, and the basic regularities of improving the taxation of property of natural entities are revealed. The article author considered the key features of improving the property tax of natural entities, associated with a change in the object of taxation, taxation rate changes in the system of tax administration. The method of transition to the application of a new system of determining the tax base for this tax is analyzed.
The paper shows the features of computation and payment of tax in the city of Moscow, as this tax is put into effect not only by the Tax Code of the Russian Federation, but also by the law of the city of Moscow. The tax rates in the city of Moscow are concretized, proceeding from various cadastral costs of real estate objects.
The article author proposes not only to consider the problematic situations related to the bureaucratic administration, computation and payment of tax on property of natural entities, but it also offers specific directions of improving the tax in the future. Further development of the tax on property of natural entities requires a study of both positive and negative experiences. The experience will allow the legislative and executive public authorities to introduce timely amendments to the legislative acts in the field of taxation. Keywords: tax on property of natural entities, Tax Code of Russian Federation, cadastral cost, inventory value, taxation object, tax rates, tax benefits, procedure of computation and payment of tax, taxation of real estate in city of Moscow, tax notice, problematic issues of taxation of real estate of natural entities
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, то есть вводится в действие не только налоговым кодексом, но и нормативными актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя). Последние нормативные акты конкретизируют ставки налога, порядок и сроки исчисления и уплаты налога, а также дополнительные налоговые льготы для отдельных налогоплательщиков.
С 1 января 2015 года в налоговый кодекс Российской Федерации введена глава 32 «Налог на имущество физических лиц (Федеральный закон РФ от 04.10.2014 №284-ФЗ). До 2015 года исчисление и уплата налога производились согласно Федерального закона РФ от 09.12.91 №2003-1 (ред. от 02.11.2013) «О налогах на имущество физических лиц». (2)
Существенные изменения, которые произошли в рамках 32 главы налогового кодекса следующие:
1. Введены новые объекты налогообложения: машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства. Раннее в состав объектов налогообложения входили жилой дом, квартира, комната, гараж, дача, иные строения и помещения.
2. Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения.
3. Изменен порядок определения налоговой базы по налогу. В настоящее время налоговая база определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения (ранее - суммарная инвентаризационная стоимость). Порядок определения кадастровой стоимости находится в компетенции законодательных органов власти представительных органов муниципальных образований и городов федерального значения. Законодательному органу власти субъекта РФ установлен крайний срок до 1 января 2020 года для введения порядка определения кадастровой стоимости. До этого срока в качестве объектов налогообложения допускается применения инвентаризационной стоимости в отдельных субъектах РФ.
4. Кадастровая стоимость определяется в Едином государственном реестре недвижимости на 1 января того года, за который уплачивается налог.
5. Налоговая база (кадастровая стоимость) уменьшается:
- на 20 квадратных метров в отношении квартиры, части жилого дома;
- на 10 квадратных метров в отношении жилой комнаты;
- на 50 квадратных метров в отношении жилого
дома;
- на 1 миллион рублей в отношении единого недвижимого комплекса.(1)
Законодательные органы муниципалитетов имеют право увеличивать размеры вышеперечисленных вычетов.
При применении налоговых вычетов налоговая база может принять отрицательное значение. В данном случае она приравнивается к нулю.
6. Изменены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц. Они не могут превышать:
- 0,1% по таким объектам, как жилой дом или его часть, квартира, комната, объект незавершенного строительства или единый недвижимый комплекс (если в эти объекты входит жилой дом), гараж, машино-место и строения и сооружения до 50 квадратных метров, расположенные на земельных участках для жилищного и дачного строительства, ведения садоводства и огородничества.
- 2% в отношении таких объектов, как деловые центры, торговые комплексы, офисные и торговые объекты, пункты общественного питания, бытового обслуживания, а также объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей.
- 0,5% в отношении иных объектов. (1)
Данные налоговые ставки законами муниципальных образований (городов федерального значения) могут быть уменьшены вплоть до нуля или увеличены, но не более, чем в три раза.
7. Допускается дифференцирование налоговых ставок, исходя из:
- места нахождения объекта недвижимости;
Как цитировать статью: Кривцов О.Ф., Курдюков С.И. Проблемы и перспективы исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц // Вестник Академии права и управления. 2018. № 4(53). с. 39-45
- вида объекта имущества физического лица;
- территориальных зон, в границах которых находится объект. (1)
8. К ранее существующим налоговым льготам (1) добавлено освобождение от уплаты налога для физических лиц, получивших лучевую болезнь в результате испытаний на ядерных установках, при испытании ядерного оружия и космической техники. Все льготы носят заявительный характер. Для получения льготы необходимо предъявить в налоговый орган оригиналы документов, дающие право на получение льготы. Необходимо отметить, что налоговые льготы не представляются для объектов, используемых в предпринимательских целях и для недвижимости с кадастровой стоимостью более 300 миллионов рублей.
9. Налоговая льгота представляется только в отношении одного объекта каждого вида:
- квартира или комната;
- жилой дом;
- гараж или машино-место;
- помещения для осуществления профессиональной творческой деятельности (творческие мастерские, студии);
- хозяйственные строения до 50 квадратных метров на дачных участках.(1)
10. Физические лица, имеющие право на льготы в отношении одного объекта налогообложения, самостоятельно определяют объект для применения льготы. Если объект не выбран, то налоговые органы самостоятельно определяют объект налогообложения с наибольшей кадастровой стоимостью.
11. Сумма налога исчисляется по каждому объекту налогообложения. Ранее налог исчислялся исходя из суммарной инвентаризационной стоимости.
12. Введено правило 15 числа. Если право собственности возникло до 15 числа месяца включительно, то налог уплачивается с данного месяца. Если после 15 числа, то со следующего. Если право собственности утрачено до 15 числа включительно, то налог уплачивается до данного месяца, если после 15 числа, то включая данный месяц.
13. Предусмотрено поэтапное введение налога, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
14. Налог уплачивается на основании налогового уведомления из налогового органа не позднее
1 декабря года, следующего за налоговым периодом (ранее крайним сроком определялось 1 ноября).
15. Обязанность по исчислению и уплате налога на имущество физических лиц возлагается и на несовершеннолетних граждан, обладающих правом собственности на объект налогообложения. От их имени налог уплачивают опекуны, родители или другие законные представители.
Таким образом, по вышеприведенным изменениям можно сделать следующие выводы:
1. Ставки налога снижены, но изменяется налоговая база. Суммарная инвентаризационная стоимость меняется на кадастровую стоимость по каждому объекту недвижимости.
2. Введены обязательные налоговые вычеты по отдельным объектам налогообложения (жилой дом, квартира, комната, единый имущественный комплекс).
3. Льготы распространяются на один объект налогообложения по каждому виду по выбору налогоплательщика.
Налог на имущество физических лиц в городе Москве регулируется статьей 32 Налогового кодекса РФ, а также Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года №51 «О налоге на имущество физических лиц» (с изменениями на 29 ноября 2017 года). (4)
В соответствии с данными законодательными актами, в городе Москве в 2018 году установлены следующие налоговые ставки:
- в отношении жилых домов, квартир, комнат, единых недвижимых комплексов ставки налога установлены дифференцированно, исходя из кадастровой стоимости недвижимости (см. таблицу 1).
- 0,1% в отношении кадастровой стоимости гаражей и машино-мест. Необходимо отметить, если площадь гаража или машино-места превышает 25 квадратных метров, то ставка налога устанавливается в размере 6,7% от их кадастровой стоимости.
- 0,3% в отношении объектов незавершенного правительства, если в такой объект входит жилой дом.
- 1,5% в отношении торговых комплексов, офисных и торговых объектов, пунктов общественного питания, бытового обслуживания.
- 2% в отношении объектов недвижимости, кадастровой стоимостью более 300 миллионов рублей.
- 0,5% в отношении прочих объектов налогообложения. (4)
Таблица 1.
Кадастровая стоимость объекта налогообложения Ставка налога
До 10 млн. рублей (включительно) 0,1 процента
Свыше 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно) 0,15 процента
Свыше 20 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) 0,2 процента
Свыше 50 млн. рублей до 300 млн. рублей (включительно) 0,3 процента
Ставки налога в городе Москве для жилых домов, квартир, комнат, единых недвижимых комплексов (4)
Сумма налога на имущество физических лиц в городе Москве отношении нежилых помещений определяется по следующей формуле: Л = Н х К1 х К2(4), где
Л - льгота, на которую уменьшается сумма налога;
К1 - отношение 150 к площади нежилого объекта недвижимости;
К2 - 0,67 в 2018 году.
Данная льгота применяется только в отношении одного нежилого помещения.
Приведем пример расчета налога на имущество физических лиц в городе Москве в отношении квартиры.
Пример №1
Физическому лицу принадлежит % квартиры кадастровой стоимостью 8 миллионов рублей и площадью 100 квадратных метров. Необходимо определить сумму налога на имущество физических лиц при условии, что данное физическое лицо не имеет право на налоговые льготы.
Как видно из таблицы 1, налоговая ставка будет составлять 0,1% (кадастровая стоимость до 10 миллионов рублей).
Определяем кадастровую стоимость 1 квадратного метра жилой площади:
8000000 рублей / 100 квадратных метров = 80000 рублей.
С учетом вычета для квартиры 20 квадратных метров, определим кадастровую стоимость квартиры:
80000 рублей * 80 квадратных метров = 6400000 рублей.
Сумма налога за квартиру будет составлять:
6400000 рублей * 0,1 / 100 = 6400 рублей.
Поскольку физическому лицу принадлежит % квартиры, то сумма налога составит:
6400 рублей * 0,5 = 3200 рублей.
Если субъектом РФ не установлен порядок и не определена кадастровая стоимость имущества, то налог рассчитывается по инвентаризационной стоимости. Рассмотрен порядок расчета налога на примере:
Пример 2.
Физическому лицу принадлежит % квартиры инвентаризационной стоимостью 4 миллиона рублей и площадью 100 квадратных метров. Необходимо определить сумму налога на имущество физических лиц при условии, что данное физическое лицо не имеет право на налоговые льготы.
Налоговая ставка будет составлять 0,3% (инвентаризационная стоимость находится в промежутке между 300 и 500 тысячами рублей).
Сумма налога с учетом доли физического лица составит:
4000000 * 0,5 * 0,3 / 100 = 6000 рублей (Без учета коэффициента-дефлятора).
Исчисление налога возложено на инспекции Федеральной налоговой службы. По итогам налогового периода (календарный год) налогоплательщик получает уведомление в котором указываются объекты налогообложения, их кадастровая (инвентаризационная) стоимость, ставки налогов по различным объектам налогообложения, а также суммы налога, как по каждому объекту налогообложения, так и сумма налога в целом [8, с.175]
Если налогоплательщик не получил право на использование налоговой льготы из-за несвоевременной подачи подтверждающих документов, то он имеет право на возврат излишне уплаченной суммы налога за три предшествующих календарные года.
Налоговые уведомления налогоплательщики получают с апреля по ноябрь года, следующим за истекшим налоговым периодом (за 30 дней до наступления даты уплаты налога).
Необходимо отметить, что неполучение уведомления не освобождает налогоплательщика от уплаты налога на имущество физических лиц.
Федеральным законом от 02.04.2014 №52-ФЗ внесены дополнения и изменения в налоговый кодекс. В обязанности налогоплательщика внесен пункт об обязательном сообщении в налоговые органы о зарегистрированных объектах недвижимого имущества. Данная информация должна быть представлена в налоговые органы не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если физические лица зарегистрированы в личном кабинете на сайте Федеральной налоговой службы, то уведомления об уплате налога направляются в личный кабинет. При этом налогоплательщик имеет право и на получение уведомления по почте, известив об этом Федеральную налоговую службу. Лица, не зарегистрированные в личном кабинете, получают уведомления по почте.
За уклонение от уплаты налога на имущество физических лиц следуют штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Кроме того, налогоплательщику будут начислены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка России за каждый календарный день просрочки. Налоговые органы имеют право взыскать сумму налога на имущество физических лиц за счет заработной платы. При этом направляется соответствующее уведомление работодателю. Налогоплательщику может быть ограничен выезд за пределы территории Российской Федерации. Если сумма налога ниже 100 рублей, то уведомление налогоплательщику не присылается, а налог переносится на следующий налоговый период.
Если налогоплательщик имеет имущество, являющееся объектом налогообложения в разных муниципальных образованиях, то ФНС составляет сводное
налоговое уведомление, в котором указываются все объекты, зарегистрированные в РФ на конкретное физическое лицо. По все видам имущества указываются:
- адрес и наименование объекта;
- код ИФНС;
- регистрационный номер;
- ОКТМО. [7, с.152]
Важное значение имеет порядок определения кадастровой стоимости для каждого объекта налогообложения. Кадастровая стоимость зависит от многих параметров, которые мы указывали выше. При этом, в отличие от инвентаризационной стоимости, кадастровая более приближена к рыночной. Поскольку инвентаризационная стоимость определялась исходя из физического износа объекта недвижимости, то могла возникнуть ситуация, когда данная стоимость будет ниже для квартиры в старом доме в центре Москвы, чем новостройки на окраине.
Кадастровую стоимость налогоплательщик может узнать по почтовому адресу в интернете на сайте Росреестра [9 с.190] Данная стоимость определяется методом массовой оценки объекта недвижимости, которая не учитывает индивидуальные особенности конкретного жилого дома, квартиры, которые могут влиять на ее рыночную стоимость. Но при этом определяются характеристики, которые влияют на цену объекта. Кадастровая стоимость пересматривается один раз в два года Правительством Москвы, чтобы учесть все изменения на рынке недвижимости. При возникновении противоречий в величине кадастровой стоимости, налогоплательщик имеет право обратиться в Департамент городского имущества города Москвы. При этом данное обращение должно быть аргументировано.
С 2015 года налог на имущество физических лиц может вырасти вследствие следующих причин:
1. Переход с инвентаризационной стоимости на кадастровую стоимость.
2. Применение более высоких налоговых ставок (для дорогостоящих объектов недвижимости, для недвижимости, используемой в коммерческих целях).
3. Действие льготы только на один объект недвижимости каждого вида.
Важно отметить, что налог на имущество физических лиц не зависит от количества зарегистрированных граждан в жилой недвижимости. Если объект налога зарегистрирован на нескольких собственников, то каждый собственник несет ответственность за уплату налога соразмерно своей доле в имуществе.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальные налоговые режимы, освобождаются от уплаты налога в отношении имущества, используемого в коммерческих целях, за исключением деловых центров, торговых комплексов, офисных и торговых объектов, пунктов общественного питания, бытового
обслуживания. При этом, данная категория налогоплательщиков не освобождается от уплаты налога по отношению к недвижимости, используемой в личных целях (квартира, жилой дом, комната и др.) [9,С.791].
Исходя из вышеизложенного материала, необходимо отметить следующие проблемные вопросы:
1. Появление возможности для законодательных органов муниципального управления увеличивать ставку налога 0,1% в три раза. Применение данного повышающего коэффициента, с одной стороны, может привести к увеличению доходов местных бюджетов, с другой стороны, может привести к увеличению социальной напряженности в отдельных регионах и муниципальных образованиях.
2. В 2018 и в 2019 году продолжается переходный период после введения кадастровой стоимости, как объекта налогообложения. Данные коэффициенты составляют соответственно 0,6% и 0,8%. С 2020 года уплата налога будет осуществляться без применения понижающих коэффициентов, что увеличит налоговую нагрузку на физических лиц.
3. Налоговый кодекс предусматривает применение повышенных налоговых ставок только для имущества с кадастровой стоимостью свыше 300 миллионов рублей. Поэтому, объекты с кадастровой стоимостью 280 миллионов рублей и 10 миллионов рублей будут облагаться по одинаковой ставке налога на имущество физических лиц. В данном случае, более целесообразным было бы введение прогрессивных ставок налога по мере роста кадастровой стоимости имущества.
4. Введение новых объектов налогообложения с 2015 года может привести к возникновению налоговых споров при оценки таких объектов, как единый имущественный комплекс или объект незавершенного строительства.
5. Изменился порядок налогового администрирования при регистрации объектов налогообложения в налоговых органах. Теперь на физических лиц возложена обязанность об извещении зарегистрированных в собственность объектах недвижимости. Данное обстоятельство не учитывает тот факт, что большинство населения недостаточно компетентно в вопросах права, финансов и налогообложения.
6. Недостаточно отрегулирован механизм кадастровой оценки имущества физических лиц. В отдельных регионах кадастровая стоимость стала превышать рыночную стоимость, что вызвало справедливое возмущение со стороны налогоплательщиков.
Таким образом, данные проблемные ситуации могут усилить социальную напряженность в обществе, что недопустимо в настоящее время.
В качестве перспектив развития налогообложения имущества физических лиц, следует рассматривать следующие направления:
1. Введение единой методики определения кадастровой стоимости имущества с учетом специфики регионов и муниципальных образований.
2. Кроме применения налоговых льгот, необходимо приступить к рассмотрению возможности применения дифференцированных налоговых ставок для физических лиц с различным видом доходов. Данная дифференциация возможна только тогда, когда будут ликвидированы незаконные источники дохода в теневой экономике и ликвидированы «серые схемы» выплаты заработной платы.
3. Регистрацию объектов недвижимости в налоговых органах более целесообразно возложить не на физических лиц, а на органы государственной регистрации объектов недвижимости и сделок с ними. Это положение позволит ликвидировать нежелатель-
ные правовые и социальные последствия для неподготовленных граждан в сфере налогообложения.
4. Перспективным направлением развития данного налога является появление возможности дополнительного информирования со стороны налоговых органов недостаточно квалифицированных налогоплательщиков. Необходимо рассмотреть возможность неприменения налоговых санкций при первичных нарушениях исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Таким образом, можно сделать вывод о сложности и некоторой противоречивости при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц, что требует дальнейшей работы в данном направлении со стороны органов законодательной и исполнительной власти.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ: Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О налогах на имущество физических лиц: Федеральный закон от 09.12.1991 г. №2003-1 (в редакции от 02.11.2013 г. с учетом внесенных изменений и дополнений) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового Кодекса РФ и признания утратившим силу «О налогах на имущество физических лиц»: Федеральный закон от 04.10.2014 г. №284 ФЗ [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. «О налоге на имущество физических лиц». Закон города Москвы от 19 ноября 2014 года №51 (с изменениями на 29 ноября 2017 года) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. АбакароваР.Ш. Краткий обзор изменений по налогу на имущество физических лиц // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №10(2). С. 17-19.
6. АлпатоваД.Ю. Имущественное налогообложение физических лиц // Молодой ученый. 2014. №8(2). С. 2-3.
7. Гладких С.Р. Налог на имущество физических лиц: Комментарий к главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный): практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2015. 248 с.
8. Зырянова Т.В., Овчинникова С.В. Налог на имущество физических лиц: особенности исчисления и взимания в управленческом контексте // Вопросы управления. 2015. №4(16). С. 170-181.
9. Лиманская Д.В. Проблемы и перспективы введения налога на недвижимое имущество физических лиц // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. №3-4. С. 786-792.
10. Мигашкина Е.С. Реформирование налога на имущество физических лиц и его влияние на доходы бюджета // Экономика. Налоги. Право. 2016. №1. С. 135-142.
11. Налоги и налогообложение: учебник / под общ. ред. В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семы-кина. М.: КноРус, 2018. 494 с.
12. Пьянова М.В. Новый налог на имущество физических лиц: социальное измерение // Символ науки. 2016. №3(1). С. 134-138.
13. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Л.И. Гончаренко др. М.: КноРус, 2018. 239 с.
Reference list
1. The Tax Code of the Russian Federation: Federal Law of 05.08.2000, №117-FL [Electronic resource]. Access from Legal Reference System "ConsultantPlus".
2. Taxes on property of individuals: Federal Law №2003-1 of 09.12.1991 (as amended on 02.11.2013, subject to amendments and additions) [Electronic resource]. Access from Legal Reference System "ConsultantPlus".
3. About modification of Articles 12 and 85 of Part 1 and Part 2 of the Tax Code of the Russian Federation and recognition become invalidation "On taxes on property of individuals": Federal Law of 04.10.2014 №284 FL [Electronic resource]. Access from Legal Reference System "ConsultantPlus".
4. "Taxes on property of individuals". Law of the city of Moscow dated 19th of November, 2014 №51 (as amended on 29th of November, 2017) [Electronic resource]. Access from Legal Reference System "ConsultantPlus".
5. Abakarova R. A brief overview of changes in the tax on property of individuals // Humanities, socio-economic and social sciences. 2015. №10(2). P. 17-19.
6. Alpatova D. Tax on property of natural entities // Young scientist. 2014. №8(2). P. 2-3.
7. Gladkikh S. Tax on property of individuals: Commentary to Chapter 32 of the Tax Code of the Russian Federation (article): Practical guide. M.: Yustitsinform, 2015. 248 p.
8. Zyryanova T., Ovchinnikova S. Tax on property of natural entities: Features of computation and collection in the management context // Management Issues. 2015. №4(16). P. 170-181.
9. Limanskaya D. Issues and prospects of introduction of tax on real estate of natural entities // Electronic Bulletin of the Rostov Socio-Economic Institute. 2015. №3-4. P. 786-792.
10. Migashkina E. Reforming the tax on property of natural entities and its impact on budget revenues // Economy. Taxes. Law. 2016. №1. P. 135-142.
11. Taxes and taxation: Textbook / Under the general editorship of V. Tarasov, M. Vladyka, T. Saprykina, L. Semykina. M.: KnoRus, 2018. 494 p.
12. P'yanovaM. A new tax on property of individuals: The social dimension // Symbol of science. 2016. №3(1). P. 134-138.
13. Taxes and taxation: Textbook / Under the editorship of L. Goncharenko and etc. M.: KnoRus, 2018. 239 p.