30
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2020. № 3(41)
УДК 336.225
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Ю. Гурова, Л.А. Большова, Я.Г. Шипеев
В статье рассматриваются некоторые вопросы применения специальных налоговых режимов и их роль в налогообложении субъектов малого предпринимательства. Авторами отмечается, что при создании условий для свободы предпринимательства и конкуренции следует постоянно улучшать налоговый климат путем создания комфортных условий для развития бизнеса, особенно в условиях экономических кризисов, которые отрицательно влияют на финансово-хозяйственную деятельность субъектов малого предпринимательства. Для реализации указанной задачи действует эффективный и многообещающий налоговый механизм в виде специальных налоговых режимов, которые позволяют стимулировать развитие бизнеса посредством реализации регулирующей и стимулирующей функций налогов.
Исследование привело к выводу о необходимости выработки законодательством таких налоговых механизмов, при которых, с одной стороны, бизнес будет эффективно функционировать в новых экономических условиях, с другой - произойдет рост налоговых доходов за счет поступлений от специальных налоговых режимов. По нашему мнению, это должно достигаться не увеличением налоговой нагрузки, а созданием благоприятного поля для развития предпринимательства в России.
Ключевые слова: специальные налоговые режимы; свобода предпринимательства; налогоплательщики; налогообложение малого бизнеса; спецрежимщики; налоговая нагрузка.
S.Yu. Gurova, L.A. Bolshova, Y.G. Shipeev. SPECIAL TAX REGIMES IN THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article discusses some issues of applying special tax regimes and their role in the taxation of small businesses. The authors note that when creating conditions for freedom of entrepreneurship and competition, the tax climate should be constantly improved by creating comfortable conditions for business development, especially in conditions of economic crises that negatively affect the financial and economic activities of small businesses. To achieve this goal, there is an effective and promising tax mechanism in the form of special tax regimes that can stimulate the development of small and medium-sized businesses through the implementation of regulatory and incentive functions of taxes.
The study led to the conclusion that it is necessary to develop such tax mechanisms by legislation, in which, on the one hand, business will function effectively in the new economic conditions, and on the other - there will be an increase in tax revenues due to revenues from special tax regimes. In our opinion, this should be achieved not by increasing the tax burden, but by creating a favorable field for the development of entrepreneurship in Russia.
Keywords: special tax regimes; freedom of entrepreneurship; taxpayers; taxation of small businesses; special tax regimes; tax burden.
Важным направлением экономической политики любого государства является создание условий для развития предпринимательской деятельности, поддержка механизмов ее саморегулирования, повышение статуса и значимости предпринимательства в государстве и обществе. Решение данной задачи в Российской Федерации осуществляется через эффективный налоговый механизм в виде специальных режимов налогообложения.
В налоговой системе Российской Федерации действуют шесть специальных налоговых режимов: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей,
упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (с 1 января 2021 г. прекращает свое действие), патентная система налогообложения, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции и налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента введен с 1 января 2019 г.).
Важной задачей для налогоплательщика является выбор подходящего его бизнесу налогового режима, если только он не закреплен законодательно по тем или иным видам деятельности. Исследования показывают, что применяемая
Экономические науки
31
система налогообложения в значительной степени определяет конечный результат предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, а соответственно, его благополучие. В связи с этим дальнейшее изучение теоретических и практических основ специальных налоговых режимов является весьма актуальным.
Специальные режимы налогообложения могут рассматриваться с двух точек зрения:
- как организационно-правовая категория, объективно описывающая процедуру управления налоговыми отношениями;
- как особый механизм налогового регулирования.
Специальные налоговые режимы призваны обеспечить эффективность стимулирующей функции налогообложения малого бизнеса. Режимы отличаются от льгот и вычетов по налогам своей долговременностью (действуют весь период применения), универсальностью, территориальной привязкой. Специальные налоговые режимы являются наиболее привлекательными для хозяйствующих субъектов, так как призваны облегчить функционирование субъектов малого предпринимательства. Они же упрощают порядок и учет налогообложения.
Специальные налоговые режимы характеризуются рядом параметров: цель создания и вид режима, объекты, субъекты, условия применения, продолжительность применения, число и виды уплачиваемых налогов, наличие специфического налога, присущего данному налоговому режиму, и механизм его расчета. Согласно действующему законодательству организации малого бизнеса могут работать как по традиционной системе налогообложения, так и применять специальные налоговые режимы.
Уточним, что доходы от специальных налоговых режимов поступают как в региональный, так и в местный бюджеты [4]. В последние годы законодатели активно занимаются реформированием системы налогообложения в части специальных налоговых режимов. От того, насколько эффективными будут налоги и, в частности, налоговые режимы, зависит экономическая ситуация, сложившаяся в стране на данном этапе.
Вместе с тем, несмотря на усилия государства в области обеспечения эффективного функционирования специальных налоговых режимов, механизм их функционирования продолжает оставаться несовершенным и охватывает небольшую часть бизнеса. По данным Росстата, доля поступлений от специальных налоговых режимов в консолидированный бюджет Российской Федерации составляет лишь 2,6 % [7].
Рассмотрим показатели применения основных специальных налоговых режимов на материалах УФНС России по Чувашской Республике [6].
В табл. 1 приведены показатели по специальному налоговому режиму в виде упрощенной системы налогообложения. Судя по данным таблицы, наблюдается положительная динамика роста доходов в течение всего исследуемого периода. При этом темп роста расходов меньше темпа роста доходов, что повлияло на увеличение налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Оценка применения различных объектов налогообложения позволила установить, что налогоплательщики отдают предпочтение обоим объектам налогообложения - в зависимости от видов осуществляемой деятельности. Сумма исчисленного налога при применении объекта налогообложения «доходы» составила в 2018 г. 2226,9 млн руб., а сумма исчисленного налога при применении объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» в 2018 г. составила 757,83 млн руб. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в 2018 г., увеличилась на 17 % и составила 2085 млн руб. Сумма минимального налога, подлежащая уплате в бюджет за исследуемый период, также увеличилась.
В табл. 2 приведена динамика показателей по ЕНВД по Чувашской Республике. Налоговая база по налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям за исследуемый период увеличилась, а по организациям сократилась. При этом количество деклараций, представленных налогоплательщиками, сокращается на протяжении всего исследуемого периода. Сумма исчисленного налога в 2018 г. составила 1317,58 млн руб., тогда как в 2015 г. она составляла 1331 млн руб. Сокращается также в целом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.
Применение специальных налоговых режимов имеет и отрицательные стороны при формировании налоговых доходов бюджетов:
1) низкая налоговая нагрузка по специальным налоговым режимам является привлекательной для создания схем для уклонения от налогов;
2) налоговые поступления по специальным налоговым режимам являются низкими;
3) усложняется осуществление налогового контроля за деятельностью малого бизнеса.
Достичь положительных результатов невозможно без весомых корректировок в налоговой системе и, в частности, по специальным налоговым режимам. Необходимо выработать такие налоговые механизмы, при которых, с
Динамика показателей по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015-2018 гг. по данным УФНС России по Чувашской Республике, млн руб.
Показатели Годы Темп изменения, %
2015 2016 2017 2018 2016 г. к 2015 г. 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.
Сумма полученных доходов налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов 43159,1 47995,8 57687,2 66320,6 111,21 120,19 114,97
Сумма расходов, понесенных налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов 39729,6 44394,7 53491,8 61687,94 111,74 120,49 115,32
Сумма убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), уменьшающая налоговую базу 336,0 350,9 379,2 329,26 104,43 108,06 86,83
Налоговая база
доходы 24193 26348 31028,4 37129 108,91 117,76 119,66
доходы, уменьшенные на величину расходов 3930 4138 4776,96 5328,4 105,29 115,44 111,54
В том числе налоговая база, указанная налогоплательщиками, представившими декларацию с налоговой ставкой в размере 0 %
доходы - 6,8 34,26 15,26 - 5 Р. 44,54
доходы, уменьшенные на величину расходов - 2,1 0,6 - - 28,57 0,00
Сумма исчисленного за налоговый период налога, всего 1924,3 2142,2 2528,8 2984,7 111,32 118,05 118,03
налога с доходов 1451,6 1580,4 1859,73 2226,9 108,87 117,67 119,74
налога с доходов, уменьшенных на величину расходов 472,7 561,75 669,1 757,83 118,84 119,11 113,26
Сумма страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, предусмотренных п. 3.1 ст. 346.21 Налогового кодекс'а РФ, уменьшающая сумму исчисленного налога 519,8 557,68 634,6 781,2 107,29 113,79 123,10
Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, всего 1319,8 1503,9 1770,6 2085,0 113,95 117,73 117,76
Сумма минимального налога, подлежащая уплате за налоговый период 210,0 204,8 266,9 280,1 97,52 130,32 104,95
Динамика показателей по ЕНВД по данным УФНС России по Чувашской Республике за 2015-2018 гг.
Показатели Годы Темп изменения, %
2015 2016 2017 2018 2016 г. к 2015 г. 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.
Налоговая база по ЕНВД всего, млн руб., в том числе: 8873,4 8760,7 8704,4 8783,3 98,73 99,36 100,91
- по организациям, млн руб. 2961,08 2816,3 2672,7 2580,99 95,11 94,90 96,57
- по индивидуальным предпринимателям, млн руб. 5912,3 5944,4 6031,7 6202,3 100,54 101,47 102,83
Сумма исчисленного налога всего, млн руб., в том числе: 1331,0 1314 1305,6 1317,58 98,72 99,36 100,92
- организациями, млн руб. 444,1 442,3 400,89 387,1 99,59 90,64 96,56
- индивидуальными предпринимателями, млн руб. 886,8 891,3 904,7 930,44 100,51 101,50 102,85
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет всего, млн руб., в том числе: 735,9 707,0 672,5 582,9 96,07 95,12 86,68
- организациями, млн руб. 238,4 482,6 211,6 203,8 2 р. 43,85 96,31
- индивидуальными предпринимателями, млн руб. 497,6 482,6 460,97 379,07 96,99 95,52 82,23
Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по ЕНВД, ед. 22279 21778 21216 21108 97,75 97,42 99,49
- организациями, ед. 3009 2850 2676 2378 94,72 93,89 88,86
- индивидуальными предпринимателями, ед. 19270 18928 18540 18730 98,23 97,95 101,02
о
151 €
Й §
£
151
ил ил
34
Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 3(41)
одной стороны, субъекты малого бизнеса будут эффективно функционировать в новых экономических условиях, с другой стороны, собираемость налоговых платежей в бюджет Российской Федерации только возрастет за счет поступлений от бизнеса. По нашему мнению, это должно достигаться не увеличением налоговых ставок, а созданием благоприятного поля для бизнеса в России [5].
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (в актуальной редакции).
2. Большова Л.А., Гурова С.Ю. Налоговый потенциал регионов как механизм планирования доходов государственного бюджета // Вестник Российского университета кооперации. 2014. № 2 (16). С. 17-20.
3. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Т.Я. Сильвестровой. М.: ИНФРА-М, 2018. 531 с. URL: http://znanium.com.
4. Сильвестрова Т.Я., Большова Л.А. Шипе-ев Я.Г. Налоговое администрирование как механизм налогового регулирования государства: монография. М.: Русайнс, 2018. 104 с.
5. Сильвестрова Т.Я., Калинина Г.В., Гурова С.Ю. В поисках подходов социальной составляющей налоговой политики Российской Федерации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского гос. политехнического ун-та. Экономические науки. 2014. № 4 (199). С.159-165.
6. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://www.nalog. ru (данные приведены за 2018 г.).
7. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 29.05.2020).
References
1. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federatsii (v aktualnoj redaktsii).
2. Bolshova L.A., Gurova S.Yu. Nalogovyj po-tentsial regionov kak mekhanizm planirovaniya dokhodov gosudarstvennogo byudzheta [Tax potential of regions as a mechanism for planning state budget revenues] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2014. № 2 (16). S. 17-20.
3. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]: uchebnik / pod red. T.Ya. Silvestrovoj. M.: INFRA-M, 2018. 531 s. URL: http://znanium.com.
4. Silvestrova T.Ya., BolshovaL.A. Shipeev Ya.G. Nalogovoe administrirovanie kak mekhanizm na-logovogo regulirovaniya gosudarstva [Tax administration as a mechanism of state tax regulation]: monografiya. M.: Rusajns, 2018. 104 s.
5. Silvestrova T.Ya., Kalinina G.V., Gurova S.Yu. V poiskakh podkhodov sotsiaFnoj sostavlyayu-shchej nalogovoj politiki Rossijskoj Federatsii [In search of approaches to the social component of the tax policy of the Russian Federation] // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gos. politekhnicheskogo un-ta. Ekonomicheskie nauki. 2014. № 4 (199). S. 159-165.
6. Federalnaya nalogovaya sluzhba Rossijskoj Federatsii: ofits. sajt. URL: https://www.nalog.ru (dannye privedeny za 2018 g.).
7. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statis-tiki: ofits. sajt. URL: https://rosstat.gov.ru (Accessed 29.05.2020).
ГУРОВА Славяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail. ru.
БОЛЬШОВА Лилия Алексеевна - старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ШИПЕЕВ Яков Георгиевич - старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации; финансовый директор ООО «Иструм». Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
GUROVA, Slavyana Yuryevna - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
BOLSHOVA, Liliya Alexeyevna - Senior Lecturer of the Department of Economics and Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
SHIPEEV, Yakov Georgievich - Senior Lecturer of the Department of Economics and Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation; Financial Director of LLC «Istrum». Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].