Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА'

ИЗМЕНЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
759
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ОБЪЕКТ «ДОХОДЫ» / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / МИНИМАЛЬНЫЙ НАЛОГ / ПАТЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Николай Зотикович

На уровень социально-экономического положения субъектов РФ и страны в целом важное влияние оказывают использование имеющегося в регионах налогового потенциала, величина которого напрямую зависит от наличия и степени использования среди других трудового персонала, в том числе занятого в субъектах малого и среднего предпринимательства. Как показывают многочисленные исследования, в экономике развитых стран велика роль малого бизнеса. Актуальность исследования обусловлена отрицательной динамикой развития малого и среднего предпринимательства в России, уменьшением его доли в экономике, отставанием России от развитых стран по показателям эффективности деятельности малого бизнеса. Значительным событием явилась отмена с 2021 г. популярного среди предпринимательства единого налога на вменённый доход, внесение существенных изменений в упрощённую и патентную системы налогообложения. Цель исследования - анализ влияния внесённых в налоговое законодательство изменений на развитие малого бизнеса в свете Стратегии развития малого и среднего предпринимательства. В ходе исследования использованы официальные данные Росстата, ФНС и Минфина России, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; применены общепринятые методы исследования: анализ, синтез, обобщение, группировки, табличный и др. В статье приведены критерии отнесения предприятий к малым в сопоставлении с зарубежной практикой, роль малого бизнеса в доходах бюджетов, преимущества и недостатки применяемых специальных налоговых режимов. Практическая и научная значимость статьи заключается в том, что автором предложены меры по дальнейшему совершенствованию применяемых специальных налоговых режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN SPECIAL TAX REGIMES, THEIR IMPACT ON SMALL BUSINESS DEVELOPMENT

The level of socio-economic situation of the constituent entities of the Russian Federation and the country as a whole is greatly in uenced by the use of the tax potential available in the regions. the value of which directly depends on the availability and degree of use among other labor personnel, including those employed in small and medium-sized businesses. As numerous studies show, the role of small business in the economy of developed countries is great. The relevance of the study is due to the negative dynamics of the development of small and medium-sized businesses in Russia, a decrease in its share in the economy, Russia’s lagging behind developed countries in terms of the performance of small businesses. A signi cant event was the abolition of the single tax on imputed income, which is popular among entrepreneurs, from 2021, and the introduction of signi cant changes to the simpli ed and patent taxation systems. The purpose of the study is to analyze the impact of changes made to the tax legislation on the development of small businesses in the light of the Strategy for the Development of Small and Medium Enterprises. In the course of the study, o cial data from Rosstat, the Federal Tax Service of Russia, the Ministry of Finance of Russia, the Uni ed Register of Small and Medium-Sized Businesses were used, and generally accepted research methods were applied: analysis, synthesis, generalization, grouping, tabular, etc. The article presents the criteria for classifying enterprises as small in comparison with foreign practice, the role of small businesses in budget revenues, the advantages and disadvantages of the applied special tax regimes. The practical and scienti c signi cance of the article lies in the fact that the author proposes measures to further improve the applied special tax regimes.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА»

Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 4 (462). Экономические науки. Вып. 76. С. 173-186. ISSN 1994-2796 (print).

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(4(462):173-186. ISSN 1994-2796 (print).

Научная статья

УДК 336.275.322:334.7.012.64

doi: 10.47475/1994-2796-2022-10417

ИЗМЕНЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Николай Зотикович Зотиков

Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, Чебоксары, Россия, Zotikovcontrol@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5631-9123

Аннотация. На уровень социально-экономического положения субъектов РФ и страны в целом важное влияние оказывают использование имеющегося в регионах налогового потенциала, величина которого напрямую зависит от наличия и степени использования среди других трудового персонала, в том числе занятого в субъектах малого и среднего предпринимательства. Как показывают многочисленные исследования, в экономике развитых стран велика роль малого бизнеса. Актуальность исследования обусловлена отрицательной динамикой развития малого и среднего предпринимательства в России, уменьшением его доли в экономике, отставанием России от развитых стран по показателям эффективности деятельности малого бизнеса. Значительным событием явилась отмена с 2021 г. популярного среди предпринимательства единого налога на вменённый доход, внесение существенных изменений в упрощённую и патентную системы налогообложения. Цель исследования — анализ влияния внесённых в налоговое законодательство изменений на развитие малого бизнеса в свете Стратегии развития малого и среднего предпринимательства. В ходе исследования использованы официальные данные Росстата, ФНС и Минфина России, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; применены общепринятые методы исследования: анализ, синтез, обобщение, группировки, табличный и др. В статье приведены критерии отнесения предприятий к малым в сопоставлении с зарубежной практикой, роль малого бизнеса в доходах бюджетов, преимущества и недостатки применяемых специальных налоговых режимов. Практическая и научная значимость статьи заключается в том, что автором предложены меры по дальнейшему совершенствованию применяемых специальных налоговых режимов.

Ключевые слова: специальные налоговые режимы, малый бизнес, бюджет, налоговая нагрузка, объект «доходы», страховые взносы, микропредприятия, минимальный налог, патент

Для цитирования: Зотиков Н. З. Изменения в специальные налоговые режимы, их влияние на развитие малого бизнеса // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 4 (462). Экономические науки. Вып. 76. С. 173-186. doi: 10.47475/1994-2796-2022-10417.

Original article

CHANGES IN SPECIAL TAX REGIMES,

THEIR IMPACT ON SMALL BUSINESS DEVELOPMENT

Nikolai Z. Zotikov

Chuvash State University named after I.M. Uljanov, Cheboksary, Russia, Zotikovcontrol@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5631-9123

Annotation. The level of socio-economic situation of the constituent entities of the Russian Federation and the country as a whole is greatly influenced by the use of the tax potential available in the regions. the value of which directly depends on the availability and degree of use among other labor personnel, including those employed in small and medium-sized businesses. As numerous studies show, the role of small business in the economy of developed countries is great. The relevance of the study is due to the negative dynamics of the development of small and medium-sized businesses in Russia, a decrease in its share in the economy, Russia's lagging behind developed countries in terms of the performance of small businesses. A significant event was the abolition of the single tax on imputed income, which is popular among entrepreneurs, from 2021, and the introduction of significant changes to the simplified and patent taxation systems. The purpose of the study is to analyze the impact of changes made to the tax legislation on the development of small businesses in the light of the Strategy for the Development of Small and Medium Enterprises. In the course of the study, official data from Rosstat, the Federal Tax Service of Russia,

© Зотиков Н. З., 2022

the Ministry of Finance of Russia, the Unified Register of Small and Medium-Sized Businesses were used, and generally accepted research methods were applied: analysis, synthesis, generalization, grouping, tabular, etc. The article presents the criteria for classifying enterprises as small in comparison with foreign practice, the role of small businesses in budget revenues, the advantages and disadvantages of the applied special tax regimes. The practical and scientific significance of the article lies in the fact that the author proposes measures to further improve the applied special tax regimes.

Keywords: special tax regimes, small business, budget, tax burden, income object, insurance premiums, micro-enterprises, minimum tax, patent

For citation: Zotikov NZ. Changes in special tax regimes, their impact on small business development. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(4(462):173-186. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2022-10417

Введение

Уровень развития малого и среднего предпринимательства (МСП) влияет на экономические показатели регионов и страны в целом. Развитие МСП является особо актуальным для малых и средних городов страны, территорий. Субъекты МСП в настоящее время сталкиваются с такими проблемами, как уменьшение спроса на их услуги, высокие ставки кредитов, отсутствие финансов и др. Как указывает автор, «падение доходов населения с 2014 года негативно сказывается на работе сектора МСП. Это происходит потому, что основными видами деятельности предприятий малого и среднего бизнеса являются торговля, грузоперевозки и предоставление бытовых услуг» [1, с. 114]. Занимая около 20 % в объёме ВВП страны, доля совокупного налога, уплачиваемого малым бизнесом в связи с применением специальных налоговых режимов (СНР), в величине налоговых доходов бюджетов незначительна. Это отставание от других стран частично объясняется имеющимися различиями в критериях отнесения предприятий к субъектам МСП. Так, в России к субъектам МСП относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ, внесённые в соответствующий реестр организации и индивидуальные предприниматели (ИП);

— с численностью работников: от 101 до 250 чел. — для средних предприятий, до 100 чел. — для малых предприятий, до 15 чел. — для микропредприятий1;

— доход хозяйственных обществ, предприятий не должен превышать: для средних предприятий — до 2 000 млн р.; до 800 млн р. — для малых предприятий; до 120 млн р. — для микропредприятий2.

1 Федеральный закон от 24.07.2007 №> 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2 Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, получен-

ного от осуществления предпринимательской дея-

Статистика ОЭСР выделяет четыре категории предприятий в зависимости от численности работников: 1-9 занятых, 10-19 занятых, 20-40 занятых, 50-249 занятых, в Австрии: число работников до 50 чел., годовой доход — до 5 млн евро и т. д.

Целью Стратегии, утверждённой распоряжением Правительства РФ3, является развитие сферы МСП как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны — социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. Базовыми индикаторами достижения указанной цели в 2030 г. является увеличение:

- в 2,5 раза оборота МСП по отношению к 2014 г.;

- в 2 раза производительности труда в секторе МСП (против 2014 г.);

- доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора МСП до 20 %;

- доли занятого населения в секторе МСП в общей численности занятого населения до 35 %;

- доли МСП в ВВП в 2 раза (с 20 до 40 %).

Материалы и методы исследования

В основу исследования положены изменения в налоговое законодательство, внесённые в части налогообложения субъектов малого предпринимательства, в частности, в упрощённую систему налогообложения, патентную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог В ходе исследования использовались законодательные акты, научно-методическая литература, статьи авторов по соответствующей теме, официальные данные Росстата, ФНС и Минфина

тельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

3 Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «О стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года и плане мероприятий ("дорожной карте") по её реализации».

России, законодательные акты по вопросам налогообложения отдельных субъектов РФ, данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, моделирование, табличный и др.

Результаты исследования

Изменения по ЕНВД

Отмена ЕНВД призвана привести к увеличению налоговых сборов в бюджет.

Мелкие ИП с численностью работников до 15 чел. могут перейти на патент; ИП, не подпадающие под патент, и юридические лица с выручкой до 150 млн р. (200 млн р. с 2021 г) и численностью до 100 чел. (130 чел. с 2021 г.) могут перейти на УСН, остальные крупные и средние компании — на общую систему налогообложения (ОСН).

Изменения по УСН

С 2021 г. введена прогрессивная налоговая ставка по УСН1. Компании, у которых выручка достигнет 200 млн р. в год и средняя численность работников увеличится со 100 до 130 чел., сохранят право на применение УСН. При этом в части дохода, превышающего 150 млн р. в год, ставки повышаются: при объекте «доходы» — с 6 до 8 %, «доходы, уменьшенные на расходы» — с 15 до 20 %;

— до 2024 г. продлены налоговые каникулы, если выполняются условия:

в регионе принят закон о налоговых каникулах для ИП, которые ведут деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, оказания услуг по предоставлению мест для временного проживания;

ИП зарегистрирован после того, как был принят закон.

Изменения по страховым взносам (СВ)

Ещё одно нововведение, которое имеет явное негативное воздействие на малый бизнес, — отмена льгот по социальным взносам для УСН (ИП на патенте, аптек на ЕНВД). До 2019 г. взносы составляли 20 % (ПФР 20 %, ФФОМС 0 %, ФСС 0 %) вместо 30 %. Таким образом, налоговая нагрузка на малый бизнес существенно возрастает [2, с. 726].

На 2022 г. установлена для СВ на обязательное

1 Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предельная величина базы в размере 966 тыс. р.2;

— для СВ на обязательное пенсионное страхование — 1 565 тыс. р., сверх неё — 10 %;

— для ИП, адвокатов, нотариусов и лиц, занимающихся частной практикой, на 2021 г. сохранены фиксированные размеры СВ на уровне 2020 г.: на обязательное пенсионное страхование — 32 448 р., на обязательное медицинское страхование — 8 426 р., а на 2022 г. — соответственно 34 445 и 8 766 р.3

При превышении дохода 300 тыс. р. уплачиваются дополнительные взносы в размере 1 % от суммы превышения (дохода), которым признаются:

— при ОСНО — доходы за минусом профессиональных вычетов (расходов);

— при ПСН — потенциально возможный доход, указанный в патенте;

— при УСН с объектом «доходы» — все доходы за год;

— при УСН с объектом «доходы, уменьшенные на расходы» — все доходы (по мнению МФ и ФНС), доходы за вычетом расходов (по мнению судов).

ИП на УСН «Доходы минус расходы» считают налог по тому же принципу, что и НДФЛ на ОСНО — с разницы между доходами и расходами. Между тем для дополнительного взноса предпринимателям на ОСН разрешено вычитать расходы, а упрощенцев заставляют платить со всех доходов без вычета затрат4. Суды — против: Определение ВС РФ5, Определение КС РФ6.

2 Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021 г.».

3 Федеральный закон от 15.10.2020 № 322-ФЗ «О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

4 Письмо МФ от 24 июля 2020 года № 03-15-05/64949. [О расчёте страховых взносов на ОПС индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, и учёте недоимки по ним при возобновлении предпринимательской деятельности; об НДФЛ при продаже недвижимости, использовавшейся в предпринимательской деятельности].

5 Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2020 № 302-ЭС19-25070 по делу № А10-724/2019.

6 Определение Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 № 10-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Житнего Олега Сергеевича на нарушение его конституционных прав

За тот квартал, в котором уплачены СВ, можно уменьшить налог или авансовый платёж:

1) на ОСНО и УСН с объектом «доходы минус расходы» СВ включаются в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход;

2) на УСН «доходы» взносы уменьшают сам налог (авансовый платёж) (ИП без работников — на 100 %, ИП с работниками — не более 50 %).

Для субъектов МСП в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемого по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, начиная с 2021 г. применяются пониженные тарифы СВ1 (в размере 15 % в отношении части выплат в пользу физ-лица, превышающих МРОТ (ОПС — 10 %, мед-страх — 5 %).

Изменения по ПСН

Самые важные изменения в ПСН с 2021 г.:

- расширение сферы применения ПСН: она может применяться в отношении любых видов предпринимательской деятельности (ПД), перечень которых будет устанавливаться законами субъектов РФ (не ограничиваясь перечнем главы 26.5 НК РФ);

- регионы могут установить любые величины доходов, не ограничиваясь суммой в 1 млн р., как было ранее;

- в 3 раза увеличены площади торговых залов и залов обслуживания для заведений розничной торговли и общепита, применяющих ПСН (с 50 до 150 м2);

- с 2021 г. сумму патента стало возможным уменьшить на СВ и пособия, начисленные за налоговый период (как было ранее при ЕНВД и УСН с объектом «доходы»). «Неоспоримый плюс ПСН заключается, очевидно, в том, что уплата нескольких налогов для индивидуальных предпринимателей заменена одним режимом. Покупка патента означает освобождение не только от уплаты НДФЛ (что уже весьма значимо), но и налога на имущество физических лиц (но только в той части доходов, к которой может применяться патент), а также НДС» [3, с. 99].

Приведём состав субъектов МСП на 10.01.2018 и 10.03.2022.

Как следует из приведённых в табл. 1 данных, по состоянию на 10.03.2022 по сравнению с дан-

статьёй 346.15 и подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации»

1 Федеральный закон от 01.04.2020 №9 102-ФЗ. О вне-

сении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

ными на 10.01.2018: количество субъектов МСП уменьшилось на 1,4 %, в том числе юридических лиц — на 17,2 % (при увеличении количества ИП на 12,4 %). Доля ИП за указанный период увеличилась с 53,4 до 60,8 %, доля юридических лиц уменьшилась с 46,6 до 39,2 %.

В составе юридических лиц преобладают микропредприятия (более 90,0 %). Доля малых предприятий уменьшилась с 8,5 до 7,9 %, доля средних предприятий незначительна (<1,0 %).

Малый бизнес не укрупняется, микропредприятия не становятся малыми, малые — средними. «Одним из ключевых направлений государственной политики по развитию МСП в России является стимулирование инновационной активности субъектов МСП» [4, с. 8]. По мнению М. В. Леде-невой, «несмотря на наличие мер поддержки, инновационная политика России не даёт значимых результатов» [5, с. 22].

Количество работников в субъектах МСП уменьшилось с 16 106 581 до 14 633 297 чел., или на 9,2 % (20,6 % от общей численности занятых в экономике на конец 2022 г.). По данным Международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, численность занятых в экономике на конец 2022 г. составила 70 993,8 млн чел., что ниже по сравнению с данными на начало 2020 г. на 1,655 млн чел., что связано с пандемией коронавируса.

Среднее количество работников на одном предприятии составляет 4-5 человек. «В 2018 г. по сравнению с 2016 г. численность работников на одном малом предприятии уменьшилась с 32 до 28 чел., на одном микропредприятии — увеличилась с 1,9 до 2,3 чел.» [6, с. 6].

Далее рассмотрим долю МСП в доходах бюджета (табл. 2). Данные табл. 2 свидетельствуют о следующем. Сумма налоговых доходов в 2020 г. по сравнению с 2018 г. уменьшилась на 3,0 %, в том числе федеральных налогов — на 2,7 %, региональных — на 16,9 %, местных — на 1,9 %. Несмотря на увеличение поступлений СНР на 21,0 %, их доля в общей сумме налоговых доходов остаётся незначительной (2,2 % в 2018 г. и 2,7 % в 2020 г.). «Сумма налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса по УСН ЕНВД и ПСН, в общей величине налоговых доходов увеличивается, однако их доля остаётся практически неизменной и составляет менее 3 %» [7, с. 348].

В общей сумме налоговых доходов преобладают федеральные налоги (90,9-91,2 %), незначительна доля региональных и местных налогов.

При увеличении СНР на 21,0 % поступления УСН увеличились на 28,7 %, ЕСХН — на 30,2 %,

176

Z. Zotikov

Таблица 1 Table 1

Субъекты малого и среднего предпринимательства Small and medium-sized businesses

Субъект МСП на 10.01.2018 на 10.03.2022 % изме-

всего % всего % нений

Всего субъектов, ед. 6 039 216 100,0 5 955 869 100,0 98,6

из них: ИП 3 221 706 53,4 3 621 491 60,8 112,4

юридические лица 2 817 510 46,6 2 334 378 39,2 82,8

в том числе: микропредприятия 2 558 536 90,8 2 131 639 91,3 83,3

малые предприятия 239 030 8,5 185 104 7,9 77,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средние 19 944 0,7 17 635 0,8 88,4

Количество работников, чел. 16 106 581 14 633 297 90,8

Среднее количество работников на одном предприятии (без ИП) 4,6 4,7 —

Источник: Реестр субъектов МСП.

Таблица 2 Table 2

Поступления налогов в бюджетную систему РФ Tax receipts to the budget system of the Russian Federation

Поступления 2018 2019 2020 2020 г. к 2018 г.,%

млрд р. % млрд р. % млрд р. %

Налоговые доходы 20 979,4 100,0 21 581,5 100,0 20 357,7 100,0 97,0

— федеральные 19065,2 90,9 19 668,0 91,2 18 551,9 91,2 97,3

— региональные 1 179,2 5,6 1 102,0 5,1 979,8 4,8 83,1

— местные 277,3 1,3 269,2 1,2 272,1 1,3 98,1

— СНР 457,7 2,2 542,2 2,5 553,9 2,7 121,0

в т. ч.:

УСН 372,9 81,5 446,7 82,5 480,1 86,7 128,7

— объект «доходы» 257,0 68,9 308,5 69,1 336,8 70,1 131,0

— объект «доходы минус расходы» 115,9 31,1 138,2 30,9 143,3 29,9 123,6

ЕНВД 65,0 14,2 65,2 12,0 46,1 8,3 70,9

ЕСХН 11,9 2,6 15,8 2,9 15,5 2,8 130,2

ПСН 7,9 1,7 13,1 2,4 8,8 1,6 111,4

Источник: Отчёт 1-НМ за 2018 г. URL: https://www.nalog.gov.ru/m77/related_activities/statistics_and_analytics/ forms/7600100; Отчёт (№ 1-НМ) о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2019 г. URL: https://www.nalog.gov.ru/m77/related_activities/ statistics_and_analytics/forms/8824368; Отчёт 1-НМ за 2020 г. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_ activities/statistics_and_analytics/forms/9777509

ПСН — на 11,4 %, поступления ЕНВД уменьшились на 1/3. При этом доля УСН увеличилась с 81,5 до 86,7 %, доля ЕСХН — с 2,6 до 2,8 %, доля ЕНВД уменьшилась с 14,2 до 8,3 %.

В составе УСН доля объекта «доходы» увеличилась с 68,9 до 70,1 %.

Далее проанализируем начисления налогов, уплачиваемых в связи с применением СНР, за 2018-2020 гг. (табл. 3).

Из данных табл. 3 следует, что в 2020 г. по сравнению с 2018 г.:

— сумма единого налога, уплачиваемого в связи с применением ЕНВД, уменьшилась на 7,6 %, в том числе уплачиваемая организациями — на 18,6 %; ИП — на 1,0 %; доля налога, уплачиваемая организациями, в общей сумме налога уменьшилась с 37,5 до 33,0 %; доля налога, уплачиваемая ИП, увеличилась с 62,5 до 67,0 %;

Таблица 3 Table 3

Начисления по СНР за 2018-2020 гг. Accruals under the SNR for 2018-2020

Налог Параметры 2018 2019 2020 2020 г. к 2018 г., %

Налог к уплате, млрд р. всего 64,6 66,3 59,7 92,4

организации 24,2 22,7 19,7 81,4

ЕНВД ИП 40,4 43,6 40,0 99,0

Количество плательщиков, ед. всего 2072711 1 968 497 1 637 495 79,0

организации 261883 223 782 171 471 65,5

ИП 1 810 828 1 744 715 1466024 80,9

Исчислен налог, млрд р. всего 15, 1 15,1 19,3 127,8

организации 11,0 10,5 12,3 111,8

ИП, КФХ 4,1 4,6 7,0 170,7

Количество плательщиков, всего 97 034 94 633 91 111 93,9

ЕСХН представивших декларации по ЕСХН, ед. организации 20 245 19 284 18 310 90,4

ИП, КФХ 76 780 75 349 72 801 94,8

в т. ч. «нулевые» декларации всего 9 145 9 735 81 40 89,0

организации 1 467 1 775 1 648 112,3

ИП, КФХ 7 678 7 960 6 492 84,5

Выдано патентов, ед. всего 439 088 465 484 493606 112,4

в т. ч. со ставкой 0 % 20 847 18 862 13 402 64,3

ПСН Потенциально возможный к получению годовой доход, всего 241,8 261,2 252,7 104,5

млрд р. в т. ч. со ставкой 0 % 4,1 3,9 2,7 65,8

Налог к уплате, млрд р. всего 389,7 456,9 485,9 124,7

организации 196,7 218,8 219,1 111,4

ИП 193,0 238,1 266,8 138,2

в т. ч. объект «доходы» всего 293,9 345,8 363,4 123,6

организации 127,7 140,7 137,1 107,4

ИП 166,2 205,1 226,3 136,2

объект «доходы, уменьшенные всего 95,8 111,1 122,5 127,9

на расходы», млрд р. организации 69,1 78,0 82,0 118,9

ИП 26,7 33,1 40,5 151,7

минимальный налог всего 35,8 38,0 40,5 113,1

организации 30,2 31,9 33,0 109,3

ИП 5,6 6,1 7,5 133,9

УСН Количество плательщиков, ед. всего 3241687 3 386 887 3536392 109,1

организации 1 460 360 1 462615 1 426 743 97,7

ИП 1 781327 1 924 272 2 109 649 118,4

в т. ч. применяющих объект всего 2 214 228 2 356 299 2494289 112,6

«доходы» организации 734 823 740 082 716 806 97,5

ИП 1479405 1 616 217 1 777483 120,1

объект «доходы, уменьшенные всего 1027459 1 030588 1 042103 101,4

на расходы» организации 725 537 722533 709937 97,8

ИП 301 922 308055 332 166 110,0

Из числа отчитавшихся пред- всего 991964 973 740 959 110 96,7

ставлена «нулевая» отчёт- организации 523 581 511700 483334 92,3

ность, ед. ИП 468383 462040 485 776 103,7

Количество ИП, применяю-

щих 0 ставку, ед. ИП 11 151 12 791 15 190 136,2

Источник: Данные по формам статистической налоговой отчётности. Режим доступа: https://www.nalog.gov. ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms

— количество плательщиков ЕНВД уменьшилось на 21,0 %, в том числе количество организаций — на 34,5 %, ИП — на 19,1 %; доля организаций в общем количестве плательщиков уменьшилась с 12,6 до 10,5 %; доля ИП увеличилась с 87,4 до 89,5 %;

— сумма налога в расчёте на одного плательщика увеличилась с 31 167 до 36 458 р., в том числе в расчёте на одну организацию — с 92 407 до 114 888 р., в расчёте на 1 ИП — с 22 310 до 27 284 р.;

— сумма ЕСХН увеличилась на 27,8 %, в том числе сумма налога, уплачиваемая организациями, — на 11,8 %, ИП, КФХ — на 70,7 %; доля налога, уплачиваемая организациями, уменьшилась с 72,8 до 63,7 %;

— количество плательщиков ЕСХН уменьшилось на 6,1 %, в том числе организаций — на 9,6 %, ИП, КФХ — на 5,2 %; сумма налога, уплачиваемая в расчёте на одну организацию, увеличилась с 543,3 тыс. р. до 671,7 тыс. р.; в расчёте на одного ИП, КФХ — с 53,4 тыс. р. до 96,1 тыс. р.;

— количество плательщиков ЕСХН, представивших «нулевые» декларации, уменьшилось с 9 145 до 8 140 ед., или на 11,0 %, при этом 10 % ИП, КФХ в 20128 г. и 8,9 % в 2020 г. представили «нулевые» декларации;

— количество выданных патентов увеличилось с 439 088 ед. в 2018 г. до 493 606 ед. в 2010 г., или на 12,4 %, количество патентов со ставкой 0 % уменьшилось с 20 847 ед. до 13 403 ед., или на 35,7 %; величина потенциально возможного к получению годового дохода увеличилась на 4,5 %, в том числе с «нулевой» ставкой снизилась на 1/3; стоимость одного патента уменьшилась с 33 041 р. (241,8 млрд р. х 6 % : 439 088) до 30 717 р. (252,7 млрд р. х 6 % : 493 606);

— сумма налога, уплачиваемая в связи с применением УСН, увеличилась на 24,7 %, в том числе уплачиваемая организациями — на 11,4 %, ИП — на 38,2 %; при этом доля налога, уплачиваемая организациями, в общей сумме налога, уменьшилась с 50,5 до 45,1 %, доля налога, уплачиваемая ИП, наоборот, увеличилась с 49,5 до 54,9 %;

— в общей сумме налога преобладает объект «доходы» (75,4 % в 2018 г. и 74,8 % в 2020 г.), причём более 85 % налогов, уплачиваемых ИП, приходится на объект «доходы»;

— сумма единого налога, уплачиваемого в связи с применением объекта «доходы, уменьшенные на расходы», увеличилась с 95,8 млрд р. до 122,5 млрд р., или на 27,9 %, при этом сумма минимального налога — с 35,8 млрд р.

до 40,5 млрд р. (в том числе по организациям — с 30,2 до 33,0 млрд р., что составляет более 40,0 % суммы налога, уплачиваемого организациями в связи с применением данного объекта;

— количество плательщиков УСН увеличилось на 9,1 %, в том числе ИП — на 18,4 %, количество организаций снизилось на 2,3 %; доля организаций уменьшилась с 45,0 до 40,3 %, доля ИП увеличилась с 55,0 до 59,7 %. Объект «доходы» применяли в 2018 г. 68,3 % плательщиков УСН, в 2020 г. — 70,5 %; ИП — 83,0 % в 2018 г. и 84,2 % в 2020 г.;

— сумма единого налога, уплачиваемая всеми «упрощенцами» в расчёте на одного плательщика за указанный период (с учётом плательщиков, представивших «нулевую» отчётность), увеличилась со 173,2 тыс. р. до 188,5 тыс. р., в том числе ИП — с 147,0 тыс. р. до 164,3 тыс. р.;

— сумма минимального налога, уплачиваемая организациями в связи с применением объекта «доходы, уменьшенные на расходы», в расчёте на одну организацию увеличилась с 41,6 тыс. р. до 46,5 тыс. р.;

— доля организаций, представивших «нулевую» отчётность, уменьшилась с 35,8 до 33,8 %, доля ИП — с 26,3 до 23,0 %;

— количество ИП, применяющих «нулевую» ставку, увеличилось с 11 161 до 15 190 чел., или на 36,2 %.

Сумма начисленных налогов в связи с применением СНР за указанный период увеличилась на 20,3 %, при этом доля ЕНВД уменьшилась с 13,8 до 10,6 %, доля УСН, наоборот, увеличилась с 83,0 до 86,0 %;

— сумма единого налога, уплачиваемая организациями, увеличилась на 8,3 % (при снижении ЕНВД на 18,6 %). Доля организаций, применяющих ЕНВД, уменьшилась с 10,4 до 7,8 %, доля «упрощенцев», наоборот, увеличилась с 84,8 до 87,3 %;

— сумма единого налога, уплачиваемая ИП, увеличилась на 32,1 % (при снижении плательщиков ЕНВД на 1,0 %). Доля ИП, применяющих ЕНВД, в общей сумме СНР, уменьшилась с 17,0 % до 12,7 %;

— количество налогоплательщиков, применяющих СНР, уменьшилось на 2,3 % (в том числе «вменёнщиков» на 21,0 %) при увеличении «упрощенцев» на 9,1 %; доля плательщиков ЕНВД уменьшилась с 38,3 до 31,1 %.

Из общей численности плательщиков, применяющих СНР, ИП составляли 67,8 % в 2018 г., 69,3 % в 2020 г. При этом доля ИП, применяющих ЕНВД, составляла 49,3 % в 2018 г., 2020 г. —

40,2 %, а их доля в общей сумме налогов составляла лишь 17,0 % в 2018 г. и 12,7 % в 2020 г.

Обсуждение

Исследование показало следующее.

1. Для России характерна отрицательная динамика развития МСП в последние годы и снижение его доли в экономике (% от ВВП): 2017 г. — 22,0; 2018 г. — 20,2; 2019 г. — 20,6; 2020 г. — 20,8. Как указывает автор, «в развитых зарубежных странах МСП обеспечивает более 50 % ВВП, значительную долю поступлений в налоговых доходах бюджета, а доля занятого населения в этом секторе составляет от 35 до 80 %. Средний объём добавленной стоимости, производимой одним субъектом МСП, заметно уступает уровню развитых стран» [5].

Для сравнения приведём данные по другим странам, содержащиеся в специальном докладе уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в 2021 г., подготовленном при участии Института экономики роста П. А. Столыпина (табл. 4). Как следует из приведённых данных, Россия отстаёт от других стран по приведённым показателям, в том числе от Китая в 3 раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. С отменой ЕНВД нагрузка на малый бизнес увеличится. «Механизм вменённого налогообложения в сочетании с обязательностью применения делал ЕНВД полезным инструментом налоговой политики, гармонично встроенным в российскую налоговую систему и основанным

Таблица 4 Table 4

Доля МСП в ВВП и доля занятых в странах мира The share of small and medium-sized businesses in GDP and the share of employed in the countries of the world

Страна Доля МСП, % от ВВП Доля занятых, %

Россия 20,8 27,0

США 56,0 52,0

Германия 43,0 57,0

Китай 60,0 83,0

Япония 55,0 72,0

Малайзия 39,0 48,0

Вьетнам 40,0 50,0

Узбекистан 56,9 78,0

Израиль 62,3 68,7

ЮАР 42,0 47,0

Источник: Росстат, сайты национальных регуляторов.

на балансе эффективности налогового контроля для государства и простоты применения налогоплательщиками» [8, с. 14].

Отмена ЕНВД призвана привести к увеличению налоговых сборов в бюджет. По мнению Асеевой, «в целом последствия отмены ЕНВД можно оценить как негативные, поскольку, несмотря на борьбу с уходом от налогообложения, пострадают и добросовестные налогоплательщики в частности, и вся экономика в целом» [9, с. 228].

С отменой ЕНВД малому и среднему бизнесу «предоставляется возможность перейти на УСН, однако налог в этой ситуации будет рассчитываться не от предполагаемого вменённого дохода, а от фактических поступлений, что в большинстве случаев приведёт к повышению налоговой нагрузки на предпринимателей» [10, с. 74].

Необходимость введения ЕНВД в своё время была вызвана тем, что по некоторым видам деятельности (розничная торговля, грузоперевозки и т. п.) у государства не было возможности определять и осуществлять контроль за объёмом выручки, но при этом была необходимость собирать налоги. ЕНВД был направлен на получение хоть какого-нибудь дохода с предпринимателей в условиях экономического кризиса. Малый бизнес мог прятать выручку в чёрной кассе и проводить операции через чёрную бухгалтерию, но вот скрывать имущество и сотрудников ему было куда сложнее. Поэтому и сложилась такая ситуация — государство предложило работать с низкой налоговой нагрузкой, а бизнес получил возможность, практически без потери прибыли работать «вбелую».

Из данных табл. 5 следует, что ЕНВД преобладал в сфере торговли, оказания бытовых услуг населению, услуг по перевозке грузов. К 2020 г. по сравнению с 2018 г. количество плательщиков ЕНВД уменьшилось на 21,0 %.

Система налогообложения в виде ЕНВД преобладала в ЦФО, ПФО, низкий показатель имели СКФО, ДФО. В СКФО, ЮФО, ПФО доля ИП в количестве плательщиков ЕНВД составляла более 90 %, в остальных округах — более 80 %, в целом по России — 87,4 % (табл. 6).

В общем количестве работников, применяющих СНР, доля «вменёнщиков» составляла 38,3 % в 2018 г. и 31,1 % в 2020 г., а по доле налога в общей сумме налогов по СНР — соответственно 13,8 и 10,6 %, что свидетельствует о низкой налоговой нагрузке по данному спецрежиму. Величина налога на одного плательщи-

Таблица 5 Table 5

Количество плательщиков ЕНВД по видам деятельности Number of UTII taxpayers by type of activity

Параметр 2018 2019 2020 2020 г. к 2018 г., %

всего % всего % всего %

Всего плательщиков, ед. 2 072 711 100,0 1 968 497 100,0 1637495 100,0 79,0

в том числе: бытовые услуги 268705 13,0 256 728 13,0 214 058 13,0 79,7

грузопервозки 334 248 16,1 331 498 16,8 300 108 18,3 89,8

розничная торговля 1 291588 62,3 1 202 607 61,1 993051 60,6 76,9

Источник: Данные по формам статистической налоговой отчётности. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ related_activities/statistics_and_analytics/forms.

Таблица 6 Table 6

Количество налогоплательщиков ЕНВД по федеральным округам за 2018 г. Number of UTII taxpayers by federal districts for 2018

Округ Всего в том числе

ед. доля, % ИП

организации всего доля, %

РФ 2 072 711 100,0 261 883 1 810 828 87,4

ЦФО 417 424 20,2 53 726 363 698 87,1

СЗФО 213 190 10,3 59 327 173 863 81,6

СКФО 106 144 5,1 7 090 99 054 93,3

ЮФО 335 714 16,2 25 730 309 984 92,3

ПФО 415 343 20,0 50 635 384 708 92,6

УФО 185 904 9,0 24 082 161 822 87,0

СФО 259 092 12,5 39 255 219 837 84,8

ДФО 139 900 6,7 22 038 117 862 84,2

Источник: Отчёт о налоговой базе за 2018 г. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?t m=1634022447&tld=ru&lang=ru&name=5envd010120.xlsx&text=OT4ëT по ф № 5-ЕНВД

ка в 2020 г. составила: при ЕНВД — 36 458 р., при УСН — 188,5 тыс. р. (табл. 3). В связи с этим назревал вопрос об отмене ЕНВД (изначально планировалась отмена с 2018 г.), и с того времени государство плавно и планомерно подходило к этому:

— ввело онлайн-кассы (что позволило контролировать выручку);

— ввело ПСН (как альтернатива ЕНВД для мелких ИП);

— ввело маркировку товара (что способствовало контролю оборота товаров по стране).

3. С отменой ЕНВД перед организациями и ИП встал вопрос выбора режима налогообложения: организации могли выбрать УСН, ИП — ПСН.

Упрощённая система налогообложения (УСН). При применении УСН «сдерживающим фактором налогового стимулирования является несоответствие критериев отнесения субъектов

к малому бизнесу и условий применения УСН. Так, согласно законодательству РФ малыми считаются предприятия с выручкой до 800 млн р. При этом применять УСН имеют прово лица с доходом до 150 млн р. Соответственно, данный налоговый режим фактически распространяется преимущественно на микропредприятия» [11, с. 78]. В связи с этим «УСН становится популярнее в сообществе предпринимателей. В то же время происходит сокращение организаций, так как налоговое законодательство не позволяет применять УСН. В общем количестве субъектов, занимающихся бизнесом, преобладают ИП» [12, с. 322]. Большой проблемой на практике стало освобождение «упрощенцев» от уплаты НДС. «Если среди клиентов налогоплательщика по системе УСН есть клиенты, находящиеся на общей системе налогообложения, то последним не будет выгодно сотрудничать с организациями на УСН. так как

клиент — плательщик НДС, по общему правилу, не сможет в дальнейшем предъявить к вычету сумму НДС, а следовательно, с большой вероятностью будут отказываться от сотрудничества с компаниями по УСН, особенно если речь идёт о крупных сделках» [13, с. 121]. «Отсутствие системы расчётов по НДС ставит предприятие-производителя в невыгодное для него положение. Приобретая товар (работы, услуги) у организации, работающей по УСН, предприятие, являющееся плательщиком НДС, не может взять в зачёт так называемый "входной" НДС. По этой причине многие предприятия — плательщики НДС отказываются от сотрудничества с предприятиями, работающими по упрощённой системе» [14, с. 24].

Патентная система налогообложения (ПСН). Важным изменением стала возможность с 2021 г. уменьшить стоимость патента на СВ и пособия, начисленные за налоговый период (как было ранее при ЕНВД и УСН с объектом «доходы»), причём на 100 % при отсутствии наёмных работников и на 50 % — при их наличии. Отсутствие этой возможности до 2021 г. являлось основной причиной сдерживания распространения на практике ПСН вследствие большей налоговой нагрузки по сравнению с иными режимами налогообложения.

Если за 2020 г. получено 493 606 патентов (табл. 3), то в первом полугодии 2021 г. в связи с отменой ЕНВД количество выданных патентов составило 1 738 539 ед. (в 3,5 раза выше по сравнению с 2020 г.), в том числе со ставкой 0 % — 7 105 (53,0 % к уровню 2020 г.), потенциально возможный к получению доход — 1 004 020,5 млн р. (в 4 раза больше, чем в 2020 г.), в том числе со став-

кой 0 % — 2 872 818 (на 6,8 % выше, чем в 2020 г.)1. Между тем введение возможности уменьшения стоимости патента на сумму СВ предполагало увеличение законами субъектов РФ величины потенциально возможного к получению годового дохода, что обеспечивало бы определённую налоговую нагрузку при применении данного спецрежима.

Поскольку указанные изменения в главу 26.5 НК РФ были приняты в конце 2020 г., что не давало возможности регионам принять соответствующие законы и ввести их с 1 января 2021 г., на I квартал 2021 г. устанавливалось правило, по которому в период до дня вступления в силу закона субъекта РФ размер дохода определялся как произведение 12-кратной базовой доходности, установленной главой 26.3 НК РФ при применении ЕНВД, величины физического показателя, коэффициента-дефлятора на 2020 г., коэффициента пересчёта налоговой ставки 15/6 и уменьшающего коэффициента 0,5 в целях снижения налоговой нагрузки на ИП (где 15 % — ставка налога при ЕНВД, 6 % — ставка налога при ПСН). Налоговым периодом на 2021 г. определён не календарный год, а месяц.

Патент на таких условиях выдавался на срок от 1 до 3 месяцев и действовал до 31 марта 2021 г. а после этой даты — по закону субъекта РФ.

Рассмотрим внесённые изменения в ПСН по отдельным регионам (табл. 7).

Из приведённых в табл. 7 данных следует, что величины потенциально возможного к получению годового дохода в приведённых регионах

1 Данные по формам статистической налоговой отчётности. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_ activities/statistics_and_analytics/forms/

Таблица 7 Table 7

Величина потенциально возможного к получению годового дохода, р. The amount of potential annual income, ruble

Вид деятельности Н. Новгород Санкт-Петербург Екатеринбург

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий Парикмахерские и косметические услуги Ремонт, техобслуживание автотранспортных средств Услуги общепита через объекты организации общепита (не более 150 м2) 550 000 550 000 1 000 000 30 000 р. на 1 м2 (4 500 000 р. на 1 объект) 600000 800000 1 200 000 на 1 объект 2 249 000 р. 175 912 175 912 469099 на 1 м2 — 14 568 р. (2 185 200 р. на 1 объект)

Источники: Закон Законодательного собрания Нижегородской области от 21.11.2012 № 148-ФЗ (в ред. от 28.01.2021 № 1-3) «О патентной системе налогообложения»

2. Закон Санкт-Петербурга от 30.10.2013 № 551-58 (с изм от 1.02.2021) «О введении на территории Санкт-Петербурга ПСН»

3. Закон Свердловской области от 21 ноября 2012 г. № 87-03 «О введении в действие и применении патентной системы налогообложения на территории Свердловской области» (с изм. от 20.05.2021 № 37-03)

имеют различные значения, при этом соотношение между максимальным и минимальным значениями составляет:

- по ремонту и пошиву швейных изделий — 3,4 раза (600 000 : 175 912);

- по парикмахерским и косметическим услугам — 4,5 раза (800 000 : 175 912);

- по ремонту, техобслуживанию автотранспортных средств — 2,5 раза (1 200 000: 469 099);

- по услугам общепита — 2 раза (4 500 000 : 2 185200).

Рассчитаем для примера стоимость патента по парикмахерским услугам в расчёте на 1 чел.:

г. Н. Новгород — 550 000 р. х 1,637 х 6 % = 54 021 р., к вычету СВ — 40 874 р., к уплате — 13 147 р.;

г. Санкт-Петербург: 800 000 р. х 1,637 х 6 % = 78 576 р., к вычету СВ 40 874 р., к уплате 37 702 р.;

г. Екатеринбург: 175 912 х 1,637 х 6 % = 17 278 р., к вычету — 40 874 р., к уплате — 0 р.

Расчёты показывают, что с учётом ставки патента 6 % и коэффициента-дефлятора в 2021 г. 1,637 величина дохода должна иметь значение больше, чем 416 147 р., в противном случае сумма патента к уплате будет нулевая (416 147 р. х 1,637 х 6 % = 40 874 р.).

Из приведённого расчёта следует, что стоимость патента на парикмахерские услуги в расчёте на 1 чел. в год составит: в Н. Новгороде — 13 147 р., в Санкт-Петербург — 37 702 р., в Екатеринбурге — 0 р. ПСН в основном применяется по тем видам деятельности, по которым ранее до отмены применялся ЕНВД. При этом главой 26.3 НК РФ устанавливалась величина базовой доходности, которая была единой по всей стране по данному виду деятельности. Муниципалитетам предоставлялось право с учётом конкретных местных условий устанавливать понижающие коэффициенты в размере от 1 до 0,005. Главой 26.5 НК РФ установлено более 80 видов деятельности, при осуществлении которых возможно применение ПСН. По нашему мнению, в субъектах РФ нет организаций, институтов, способных устанавливать обоснованные величины потенциально возможного к получению годового дохода, необходимо их установить на федеральном уровне, в регионах величины патента регулировать с помощью понижающих коэффициентов, как было при ЕНВД. В целях расширения круга плательщиков (самозанятых) введён налог на профессиональный доход. При этом «законодатель ставил перед собой цель «вывести из тени» ту большую группу резидентов, которая вела свою деятель-

ность, но не уплачивала налог на доходы физических лиц. Налоговый режим для самозанятых был разработан специально таким образом, чтобы как можно больше лиц начали применять его к своим доходам» [15, с. 118].

Заключение

Проведённое исследование показало следующее. В целом «изменения налогового законодательства с 2021 г. не решают проблему высокой дотационной зависимости местных бюджетов [16, с. 200]. «Нет значительных преимуществ одной системы налогообложения малого бизнеса перед другой. Между ними существуют только различия, а также не существует универсального подхода к выбору той или иной системы налогообложения, всё зависит от конкретной ситуации (количества наёмных работников, видов деятельности, места хозяйствования и т. д.» [17, с. 66]. Несмотря на совершенствование системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, качественных и количественных изменений в развитии малого бизнеса не происходит.

1. Показатели деятельности МСП ухудшаются:

- количество субъектов МСП, а также количество работников в них уменьшается;

- в составе МСП преобладают микропредприятия;

- в составе плательщиков СНР преобладают ИП;

- доля СНР в налоговых доходах бюджета незначительна, преобладают поступления УСН с объектом «доходы».

Налоговую нагрузку уменьшают:

- предоставляемые малому бизнесу налоговые каникулы;

- установление ставки единого налога с дохода, превышающего 300 тыс. р., лишь в размере 1 % от дохода;

- предоставление права ИП, не имеющему наёмных работников, уменьшить сумму единого налога на сумму СВ в фиксированном размере в полном объёме;

- предоставление возможности уплачивать минимальный налог в размере 1 % от дохода в случае, если налог при объекте «доходы, уменьшенные на расходы», меньше указанной величины (в 2020 г. единый налог при объекте «доходы, уменьшенные на расходы», составил 122,5 млрд р., а минимальный налог — 40,5 млрд р.).

2. По российскому законодательству установлены следующие критерии отнесения субъектов к МСП: средние — доходы до 2 000 млн р., численность работников — до 250 чел., малые —

до 800 млн р. и до 100 чел., микропредприятия — до 120 млн р. и до 15 чел. Таким образом, во всех типах предприятий заложена выработка на одного работника в сумме 8,0 млн р. в год.

В то же время УСН могут применять организации и ИП, средняя численность работников которых за год не превышает 100 чел. (с 2021 г. — 130 чел.), доходы не превышают 150 млн р. в год (с 2021 г. — 200 млн р.), то есть выработка на одного «упрощенца» не должна превышать 1,5 млн р. в год (с 2021 г. — 1 538,5 тыс. р.).

По нашему мнению, то, что государство предусмотрело в целях применения УСН уменьшение выработки на одного работника более чем в 5 раз по сравнению с критерием отнесения субъектов к МСП, некорректно, она не соответствует фактическим значениям, которые имеет малый бизнес: выработка на одного работника на малом предприятии по РФ составляет 4 691,8 тыс. р., в ЦФО — 7 039,6 тыс. р., на микропредприятии — 4 305,7 тыс. р.) [2].

3. Установленная предельная величина базы для исчисления СВ в ПФР (1 565 тыс. р.), сверх которой применяется регрессивная шкала в размере 10 %, нереальна, она не учитывает фактического уровня заработной платы в регионах и практически не применяется. Установление для субъектов МСП в отношении выплат в пользу физических лиц, превышающих величину МРОТ, пониженной ставки СВ снижает налоговую нагрузку на работодателя, в то же время уменьшает пенсионные накопления на лицевом счёте плательщика СВ.

4. В целях повышения эффективности ПСН величины потенциально возможного к получению годового дохода считаем целесообразным определять в НК РФ на федеральном уровне предоставление регионам права применять понижающие коэффициенты в определённых пределах, как было ранее при ЕНВД, поскольку это повысит обоснованность устанавливаемых величин доходов и обеспечит соответствующую налоговую нагрузку на «патентщиков».

5. Как показали исследования, малый бизнес не расширяется, микропредприятия не становятся малыми, малые — средними. Одной из причин этого является отмена НДС при применении УСН. Крупные предприятия, не имея возможности принять суммы «входного» НДС к вычету, не сотрудничают с малым бизнесом: ровно на эту

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сумму НДС они теряют свою прибыль. Да и сами «упрощенцы», получая товар (услугу, продукцию) от плательщиков НДС, не имея возможности принять к вычету сумму НДС, включают их в стоимость своих товаров, услуг, что непременно ведёт к их удорожанию, уменьшению спроса на них со стороны покупателей.

По нашему мнению, необходимо пересмотреть норму НК РФ, освобождающую «упрощенцев» от обязанностей плательщика НДС. Положительный пример в этом вопросе имеется: введение для плательщиков ЕСХН обязанности платить НДС увеличило выпуск сельскохозяйственной продукцию, обеспечило импортозамещение по основным продовольственным товарам, также увеличилась в 2020 г. по сравнению с 2018 г. сумма налога, начисленная в бюджет по ЕСХН, на 27,8 % (табл. 3).

6. Применение УСН и ПСН ИП предусматривает уплату единого налога взамен трёх налогов, в том числе НДФЛ. Вычеты, предусмотренные главой 23 НК РФ по НДФЛ: стандартные (на детей), социальные (на лечение, обучение), имущественные (приобретение жилья) предоставляются только в части доходов, облагаемых по ставке 13 %, в связи с чем ИП, применяющие СНР в виде УН, ПСН, лишены права на вычеты, что делает их «бесправными», снижает привлекательность СНР.

7. Налоговое администрирование субъектов малого бизнеса производится по общим правилам. Независимо от масштаба предприятия и применяемой системы налогообложения в налоговом администрировании используются общие положения: срок проведения камеральной проверки — до трёх месяцев, срок проведения выездной налоговой проверки (ВНП) — два месяца, срок составления акта проверки по ВНП — два месяца со дня составления справки о проведённой проверке, срок представления возражений — один месяц со дня получения акта проверки.

По нашему мнению, с учётом специфики порядка исчисления единого налога при УСН, ПСН указанные сроки налогового администрирования необходимо дифференцировать (сократив их в отношении малого бизнеса), а также упрощенцев с объектом «доходы», работающих с онлайн-ККТ, освободить от обязанностей представления деклараций.

Список источников

1. Кривошапова С. В., Ивашинникова Е. А. О некоторых проблемах малого предпринимательства в Российской Федерации // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8, № 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/o-nekotoryh-problemah-malogo-predprinimatelstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 17.10.2021).

2. Скупченко Т. А. Анализ текущих изменений в налогообложении юридических лиц // Цифровая трансформация экономики в промышленности : сб. тр. науч.-практ. конф. с зарубеж. участием. 2019. С. 720-728.

3. Баширова А. И., Ишмаева В. М. Патентная система налогообложения как поддержка малого бизнеса (на примере Республики Башкортостан) // Инновационная наука в глобализующемся мире. 2017. № 1 (4). С. 97-99.

4. Александрии Ю. Н. Инструментарий стимулирования малого инновационного предпринимательства: международные и российские аспекты // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 10. С. 8-13.

5. Леденёва М. В., Охременко И. В. Современные методы государственного стимулирования инновационной активности организаций // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 20-25. DOI: 10.25683/V0LBI.2021.55.201.

6. Зотиков Н. З. Роль налогообложения в развитии малого бизнеса в Российской Федерации // Вестник евразийской науки. 2020. № 2. URL: https://esj.today/PDF/75ECVN220.pdf (доступ свободный)

7. Смородина Е. А. Влияние методов налогового регулирования на развитие малого и среднего бизнеса в России // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2018. Т. 17, № 2. С. 329-355. DOI: 10.15826/vestnik.2018.17.2.015

8. Громов В. В., Милочалов Н. С. Упрощённая система налогообложения и единый налог на вменённый доход: цели, проблемы, перспективы // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал 2019. № 2 (48). С. 9-21.

9. Асеев В. М., Салькина А. Р. Предпосылки отмены ЕНВД и её потенциальные последствия // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1-1. С. 225-228.

10. Орлов С. Н., Федотова Ю. В. Развитие малого и среднего бизнеса в условиях динамичных изменений в экономике // Форум молодёжной науки. 2020. Т. 1, № 1. С. 68-77.

11. Индирякова В. В., Короткова К. В. Налогообложение как инструмент стимулирования малого бизнеса //Известия Института систем управления СГЭУ. 2019. № 2 (20). С. 76-79.

12. Мошкало И. Г. УСН и её роль в стимулировании развития малого бизнеса // Интеллектуальный потенциал ХХ1 века инновационной России : материалы 1Х Всерос. науч.-практ. конф. 2020. С. 320-324.

13. Усов Д. Н. Некоторые практические правовые проблемы применения УСН и ПСН субъектами малого бизнеса // Инновации. Наука. Образование. 2021 № 27. С. 117-129.

14. Хутова Л. А., Шардан С. К. Анализ особенностей налогообложения предприятий малого бизнеса // Научные известия. 2016. № 1-2. С. 22-27.

15. Кузнецова А. Р. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса в России // Форум молодых учёных. 2022. № 1 (65). С. 117-120.

16. Бычкова Г. М. Влияние изменений в налоговом законодательстве на формирование муниципальных бюджетов // Вестник АнГТУ. № 14. 2020 С. 198-201.

17. Бутина О. П., Котова К. С., Котельникова Е. Е. Преимущества и недостатки применения УСН и ПСН для субъектов малого и среднего бизнеса // Проблемы экономики, финансов и управления производством : сборник научных трудов вузов России. 2017. № 41. С. 61-67.

References

1. Krivoshapova SV, Ivashinnikova EA. On some problems of small business in the Russian Federation. Karel'skij nauchnyj zhurnal = Karelian scientific journal. 2019;8(2). Available from: https://cyberlen-inka.ru/article/n/o-nekotoryh-problemah-malogo-predprinimatelstva-v-rossiyskoy-federatsii (date of access: 10/17/2021). (In Russ.).

2. Skupchenko TA. Analysis of current changes in the taxation of legal entities. In: Digital transformation of the economy in industry. Collection of works of scientific and practical. conf. with foreign participation. 2019. 720-728 p. (In Russ.).

3. Bashirova AI, Ishmaeva VM. Patent taxation system as a support for small businesses (on the example of the Republic of Bashkortostan). Innovacionnaya nauka v globalizuyushchemsya mire = Innovative science in a globalizing world. 2017;(1);97-99. (In Russ.).

4. Aleksandrin YuN. Tools for stimulating small innovative entrepreneurship: international and Russian aspects. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economics and business: theory and practice. 2017;(10):8-13. (In Russ.).

5. Ledeneva MV, Okhremenko IV. Modern methods of state stimulation of innovative activity of organizations. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Right. 2021;(2);20-25. DOI: 10.25683/V0L-BI.2021.55.201. (In Russ.).

6. Zotikov NZ. The role of taxation in the development of small businesses in the Russian Federation. Vestnik Evrazijskoj nauki = Bulletin of Eurasian Science. 2020:(2). Available from: https://esj.today/PDF/75ECVN220. pdf (free access). (In Russ.).

7. Smorodina EA. The impact of tax regulation methods on development of small and medium business in Russia. Vestnik UrFU. Seriya ekonomika i upravlenie = Vestnik UrFU. Series economics and management. 2018;(17):329-355. DOI: 10.15826/vestnik.2018.17.2.015 (In Russ.).

8. Gromov VV, Milochalov NS. Simplified taxation system and a single tax on imputed income: goals, problems, prospects. Nauchno-issledovatel 'skijfinansovyj institut. Finansovyj zhurnal = Scientific Research Financial Institute. Financial magazine. 2019;(2):9-21. (In Russ.).

9. Aseev VM, Salkina AR. prerequisites for the abolition of UTII and its potential consequences. Nauka HKH1 veka: aktual'nye napravleniya razvitiya = Science of the XXI century: current directions of development. 2020;(1):225-228. (In Russ.).

10. Orlov SN, Fedotova YuV. Development of small and medium-sized businesses in the context of dynamic changes in the economy. Forum molodezhnoj nauki = Forum of Youth Science. 2020;1(1):68-77. (In Russ.).

11. Indiryakova VV, Korotkova KV. Taxation as a tool to stimulate small business. Izvestiya Instituta sistem upravleniya = News of the Institute of Control Systems. SSEU. 2019;(2):76-79. (In Russ.).

12. Moshkalo IG. USN and its role in stimulating the development of small businesses. In: The intellectual potential of the XXI century of innovative Russia. Materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conf. 2020. P. 320-324. (In Russ.).

13. Usov DN. Some practical legal problems of the application of the simplified tax system and PSN by small businesses. Innovacii. Nauka. Obrazovanie = Innovations. The science. Education. 2021;(27):117-129. (In Russ.).

14. Khutova LA, Shardan SK. Analysis of the features of taxation of small businesses. Nauchnye Izvestiya = Scientific Izvestia. 2016;(1):22-27. (In Russ.).

15. Kuznetsova AR. Problems of taxation of small businesses in Russia. Forum molodyh uchenyh = Forum of young scientists. 2022;(1):117-120.

16. Bychkova GM. Influence of changes in tax legislation on the formation of municipal budgets. Vestnik AnGTU = Bulletin of the Angular State Technical University. 2020;(14):198-201. (In Russ.).

17. Butina OP, Kotova KS, Kotelnikova EE. Advantages and disadvantages of using the simplified tax system and PSN for small and medium-sized businesses. Problemy ekonomiki, finansov i upravleniyaproizvodst-vom: Sbornik nauchnyh trudov vuzov Rossii = Problems of economics, finance and production management: Collection of scientific papers of Russian universities. 2017;(41):61-67. (In Russ.).

Информация об авторе

Н. З. Зотиков — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности.

Information about the author

N. Z. Zotikov — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Credit and Economic Security.

Статья поступила в редакцию 03.02.2022; одобрена после рецензирования 15.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 03.02.2022; approved after reviewing 15.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.