Научная статья на тему 'Региональный центр Интернет-образования'

Региональный центр Интернет-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный центр Интернет-образования»

И. ЧЕРНОГОРОВА, канд. пед. наук, директор Центра Е. пОтЕХИНА, канд. пед. наук, зам. директора Центра

Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в XXI в. Благодаря стремительному увеличению возможностей средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий формируется информационная среда обитания и жизнедеятельности людей, складывается информационное общество. В этом обществе для человека не только появляются принципиально новые возможности, но и возникают ранее неизвестные проблемы.

Перед высшей школой ставится задача

- подготовить студентов к условиям жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе, научить их действовать в этой среде, использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий. Для решения данной проблемы требуется информационная ориентация системы высшего образования.

Однако многие актуальные проблемы информатизации общества практически не изучаются в системе высшего образования. Не готовятся к этим условиям и преподаватели вузов. Система подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров высшей школы в этом плане не отвечает современным требованиям. Столь тревожный факт должен стать объектом внимания как работников вузов, так и политиков, государственных деятелей нашей страны, поскольку качество образования - не только гуманитарная проблема, но и стратегический фактор социально-экономического развития страны, обеспечения ее национальной безопасности.

Одна из причин заключается в том, что современный человек, несмотря на стремительные темпы развития информационных технологий, продолжаетс упорством наста-

Региональный центр Интернет-образования

ивать, что существуют вещи, которых технический прогресс никогда не коснется. В первую очередь он защищает от технического прогресса творческие сферы деятельности.

Следует отчетливо понимать, что технологии постепенно проникают и в такие области, которые еще недавно казались доступными исключительно человеческому духу, в том числе в деятельность педагогическую (образовательную).

Ставропольский региональный центр Интернет-образования (СтавРЦИО) - учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). В его деятельности заняты около 26 тысяч педагогических работников и руководителей всех типов образовательных учреждений, более 1000 руководителей методических и творческих объединений педагогов, 42 руководителя краевых экспериментальных площадок, 352 работника,

78

Высшее образование в России • № 4, 2006

имеющих квалификацию «педагог (руково-дитель)-исследователь».

СтавРЦИО был открыт 28 февраля 2002 г. в рамках некоммерческого социального проекта «Поколение.ги» на базе Ставропольского государственного университета. Цель проекта - содействие информатизации российского образования посредством обучения учителей, а с их помощью и школьников,использованию современных информационных технологий и ресурсов Интернета в своей профессиональной деятельности. Центр был создан благодаря трехстороннему соглашению между Федерацией Интернет-образования (ФИО), правительством Ставропольского края и Ставропольским государственным университетом. Основная его задача - обучение новым информационным технологиям учителей средних школ. Только когда учителя почувствуют, что они овладели новыми технологиями как педагогическим инструментом, когда технологии станут неотъемлемой частью процесса образования, можно сказать, что ИТ имеют значение для личностного и профессионального роста, для внедрения инноваций в учебный процесс.

Обучение ведется по программе «Интернет-технологии для учителя-предметника».

За один поток Центр может принять 25 иногородних и 15 местных слушателей. Курсы являются бесплатными. Проживание и питание оплачиваются губернатором и правительством СК. По итогам защиты выпускной работы слушатели получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

На 1 декабря 2005 г. в СтавРЦИО прошли обучение 3780 слушателей, из них 2940

- учителя-предметники школ Ставропольского края.

Отвечая на нужды края, Центр реализует и другие задачи, осуществляя тем самым значительный вклад в развитие всей системы образования Ставрополья. За сравнительно недолгое время работы в деятельности СтавРЦИО выделились, помимо ос-

новного, несколько важных направлений. Среди них отметим следующие.

1. Расширение аудитории слушателей СтавРЦИО, которая сегодня не ограничивается учителями. В Центре прошли обучение представители федеральных и муниципальных органов власти, сотрудники средств массовой информации, работники социальной сферы, профсоюза народного образования, Союза молодежи Ставрополья, учащиеся Ставропольской духовной семинарии и другие.

2. Работа с выпускниками, осуществляемая в рамках Клуба СтавРЦИО, членами которого являются все слушатели, прошедшие обучение в Центре. Под эгидой Клуба проводятся различные конференции и семинары, на которых педагоги имеют возможность повысить свой уровень владения компьютерными технологиями, представить свои наработки из области внедрения ИТ в процесс школьного обучения, изучить опыт своих коллег и т.д.

3. Организация и проведение межрегиональных и краевых мероприятий. В феврале 2004 г. Центр выступил организатором межрегионального Интернет-фестиваля «Юг России - в Интернет!». В фестивале приняли участие выпускники, преподаватели и сотрудники региональных центров Интернет-образования Ставропольского края, Ростовской области, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии. В мае 2005 г. СтавРЦИО провел I краевой семинар «Экстремальный Интернет». Это новая форма общения между школьниками из разных районов края, между школьниками и учителями, позволяющая в игровой форме показать участникам возможности инфокоммуникацион-ных технологий при решении различного рода задач.

4. Работа с детьми. Стимулирование интереса молодого поколения к освоению ИТ сотрудники СтавРЦИО считают одной из основных своих задач. Преследуя эти цели, Центр выступает организатором и учредителем различных конкурсов, олимпи-

ад и других проектов среди школьников. Традиционно дважды в год проводятся тематические конкурсы веб-сайтов. Победители приглашаются на Интернет-каникулы, которые являются одной из основных форм работы с учащимися. Особое внимание уделяется реализации социальных проектов.

5. Сотрудничество с госструктурами и организациями в целях развития информационной культуры у различных категорий населения. СтавРЦИО является соучредителем краевого конкурса «Учитель года» в номинации «Информационные технологии в образовании», активно сотрудничает с Союзом молодежи Ставрополья (на базе Центра был проведен один из этапов всероссийской акции «Мы - граждане России!»), оказывает поддержку в проведении городских и краевых конкурсов и олимпиад по информатике, различных конференций и научных семинаров.

6. Создание и распространение учебнометодических материалов, с помощью которых выпускники Центра, а также все желающие могут совершенствовать свои навыки работы с компьютером. Уже вышло в свет учебно-методическое пособие «Интернет-технологии для учителя-предметника». Сейчас к выпуску готовится второй сборник. К изданию также готовятся специализированные учебно-методические пособия: для учителей физики и математики, русского языка и литературы и т.д.

СтавРЦИО осуществляет комплексное обеспечение реализации региональной образовательной политики в области информатизации образования на основе совместных действий с ведущими специалистами СГУ, министерством образования Ставропольского края, другими структурами администрации региона. Предметом совместных действий является разработка и обеспечение реализации региональной программыразви-тия образования. Центр включается в формирование территориального актива участников реализации программы, в создание экспериментальных площадок по проектированию и обеспечению программ. Роль

СтавРЦИО заключается в научном анализе состояния информатизации образования в регионе, планировании работы по оказанию методической помощи педагогическим кадрам и развитию информатизации образования на территориях, в экспертизе хода реализации программ, разработке научных подходов и обосновании в связи с этим изменений в структуре методических служб.

На уровне СтавРЦИО осуществляются следующие функции:

♦ научное проектирование нового содержания и инновационных педагогических технологий;

♦ научно-методическое обеспечение экспериментальной проверки образцов инновационной деятельности в практике образовательных учреждений с использованием инфокоммуникационных технологий;

♦ обобщение инновационных моделей и их трансляция в педагогическую и управленческую практику с использованием информационных технологий;

♦ методологическое обеспечение деятельности руководителей методических служб и творческих объединений с использованием информационных технологий;

80

Высшее образование в России • № 4, 2006

и создание учебно-экспериментальных площадок.

СтавРЦИО реализует образовательные программы курсов повышения квалификации педагогических работников, руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного, начального профессионального образования, учреждений специ-ального(коррекционного)обучения, детских домов и школ-интернатов в соответствии с целями и задачами проектов «Поколение.ги», ИСО (НФПК), ФЦП и национальных проектов (ФАО и МОН) «Молодежь России», «Электронная Россия», способствуя модернизации и развитию российского образования, в том числе в части полноценного и педагогически осознанного внедрения ИКТ в образовательную деятельность.

Все программы разработаны с учетом их преемственности со стандартами высшего профессионального образования, требований тарифно-квалификационных характеристик, методически и дидактически обеспечены, имеют личностно-ориентированный характер.

Программы предусматривают обновление содержания всех ступеней образования, организацию профильного обучения, освоение новых педагогических и информационных технологий, методов личностно-ориентированного обучения, кор-рекционно-педагоги-ческой работы.

Стратегическим направлением деятельности СтавРЦИО является не столько внедрение ин-формационныхтехноло-гий в образование, сколько воспитание информационной культуры у педагога, стремления осваивать инфокоммуника-ционные технологии для

самообразования, творческих поисков, научно-исследовательских работ с целью привлечения детей к этой деятельности.

Информатизация образования - это не только наполнение учреждений соответствующими образовательными ресурсами. Стратегия развития краевой системы образования в этом направлении осуществляется через комплекс проектов и мероприятий, связанных с управлением в системе образования, с организацией учебного процесса и с обеспечением возможностей равного диалога его участников. При планировании и осуществлении информатизации образования, при оценке хода и результатов этого процесса учитываются показатели, характеризующие развитие информационной культуры, пользовательских навыков всех участников образовательного процесса, а также возможности открытия для них новых источников информации и участия в информационном обмене.

Планирование, организация и осуществление масштабных мероприятий проекта информатизации системыобразования края определяют необходимость привлечения педагогов, психологически и теоретически готовых к работе по обновлению условий образовательного процесса и управления образованием. Мыдолжны максимально ис-

пользовать имеющийся опыт работы Центра Интернет-образования. Профессиональные встречи, игровые проекты помогают перенять ценный опыт, выявить свободных и ответственных людей, проявляющих профессиональный интерес к проблемам воспи-

тания и обучения учащихся в современных условиях, к гуманизации школьной жизни.

СтавРЦИО должен выступать как методологический центр в области информатизации и поликультуризации образования в Ставропольском крае и за его пределами.

О. АХВЕРДОВА, профессор, декан факультета психологии

Духовность как основа высшего образования

Радикальные преобразования, происходящие в экономике страны и в социокультурной сфере, имеют единую точку отсчета - значимость человека, уважение к его правам, приоритетыдуховно-нравствен-ных отношений между людьми.

Образование - область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной отстаивать общечеловеческие ценности. Пока общество не признает первостепенную важность культуры и образования, необходимость этических норм поведения, оно не сможет стать цивилизованным и демократическим.

Высшее образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Образовательная среда, сформированная в вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявляются в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Высшее образование выступает как практика социализации человека и преемственности поколений. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции.

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование способствует адаптации человека к новым жизненным условиям [1, 2, 3].

Нынешняя социально-экономическая ситуация в обществе может быть охарактеризована рядом моментов, значимых для понимания стратегии воспитания личности:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.