Научная статья на тему 'Роль центров Федерации Интернет-образования в структуре переподготовки учителей школ'

Роль центров Федерации Интернет-образования в структуре переподготовки учителей школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисицына Любовь Сергеевна

Статья посвящена вопросам переподготовки работников среднего образования в области современных информационных технологий. Подробно рассматривается работа Санкт-Петербургского регионального центра Федерации Интернет-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль центров Федерации Интернет-образования в структуре переподготовки учителей школ»

Лисицына Любовь Сергеевна

РОЛЬ ЦЕНТРОВ ФЕДЕРАЦИИ ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ

В 2000 году нефтяная компания ЮКОС начала осуществление проекта «Поколение.ги» (2000-2006 гг.), который сегодня приобрел общегосударственное значение для переподготовки работников среднего образования в области современных информационных технологий. Региональные центры Федерации Интернет Образования (РЦ ФИО) www.fio.ru. созданные в рамках проекта «Поколе-ние.ги» как центры переподготовки работников среднего образования в области интернет-технологий, обучают слушателей по базовым программам ФИО. К концу 2002 г. в составе ФИО таких центров было 31. Санкт-Петербургский РЦ ФИО www.spb.fio.ru был среди них первым. Центр создавался на базе ведущего в преподавании интернет-технологий вуза - Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета), что характеризует стратегию ФИО - создавать центр там, где имеется кадровый потенциал, необходимый для успешной работы и развития центров. Университет подтвердил серьезность своих намерений созданием кафедры «Компьютерные образовательные технологии», которая и

осуществляет всю организационно-методическую и научную работу по проекту ФИО.

Программы ФИО направлены на то, чтобы сделать всех учителей школ активными участниками быстро формирующегося информационного пространства, содержательную основу которого составляет всемирная сеть Интернет, а технологическую - компьютерные технологии, позволяющие с этой сетью активно взаимодействовать. Таким образом, ФИО сознательно отказалась дублировать уже имеющиеся в системе образования институты повышения компьютерной грамотности учителей, равно как и курсы подготовки учителей предметников по информатике и использованию компьютера для предметного обучения.

Особенностью работы ФИО в Санкт-Петербурге является ее трехуровневая система массового повышения квалификации работников среднего образования в области современных интернет-технологий (рисунок 1).

I этап - формирование начальных компьютерных знаний.

II этап - базовые программы ФИО, которые знакомят с основными интернет-технологиями и дают первые навыки их

Программы ФИО направлены на то, чтобы сделать всех учителей школ активными участниками быстро формирующегося информационного пространства, содержательную основу которого составляет всемирная сеть Интернет, а технологическую - компьютерные технологии, позволяющие с этой сетью активно взаимодействовать.

Лисицына Л.С.

использования в образовательной деятельности.

III этап, формирование которого активно идет в настоящее время, складывается из следующих направлений переподготовки:

• Технологические программы (углубленное изучение отдельных Интернет-технологий (ИТ) и их приложений для участия в конкретных Интернет-проектах и т. п.).

• Организационно-технические программы (для проектирования, развертывания и администрирования сетевой поддержки учебного процесса в школе).

• Методические предметно-ориентированные программы, мастер-классы по школьным предметам (для внедрения в практику школьного учебного процесса образовательных интернет-ресурсов).

• Программистские курсы (для автоматизации процесса

обучения и аттестации в Интернете).

I этап взял на себя Комитет по образованию Администрации Санкт-Петербурга, который в рамках целевой Программы «Информатизация образования» привлек к его реализации различные организации. В обучении «азам компьютерной грамотности» участвовал и СПбГИТМО(ТУ). _

Особенностью работы ФИО в Санкт-Петербурге является ее трехуровневая система массового повышения квалификации работников среднего образования в области современный интернет-

Кафедрой КОТ (Компьютерне образовательные технологии) была разработана программа «Основы современных информационных технологий» (98 час.), которая хорошо стыкуется со II этапом. Опыт, накопленный в университете по обучению слушателей на курсах в 2000-2002 гг. по программам ФИО, позволил выстроить этот важный этап обучения с учетом таких факторов, как возрастной состав слушателей (не секрет, что в школах города работает мало молодежи) и отсутствие практических навыков, а порой и отрицательный опыт взаимодействия слушателей с персональными компьютерами. Характерной чертой программы обучения на I этапе яв-

технологии.

Г|.:: I р IM vi I LIL>UI пиш IUJ I 141UI 1 UXHUI 1: ■ ьн

l-твг.

Программы ¡касжмияИчт^амат-тайНйгвгий р/м:

гфвгврветл* ФЧТпп irr» ■ -. 1.-I-.■-i-p ubuMviikiui '■ЧЫСтаЛ? ■FTTdyrr-n И !LKiaji- ■УН'Ы M*PWJP

flff

йаганяза-^сн-г-TfixhH-fifiKHf!

Г^ссзвымисимча

К\рйы

I йГигчЁ^и;?

rffi fnihJt-J

Мстссучсетус -pe^gn-a-DPfeHTVPD3EH-bE I I.I.J |..:d'-T/h

Рисунок 1.

ляется ее инвариантность к различным категориям слушателей. «Азы» по основам работы в среде «Windows» с офисными программами и простейшими программными приложениями (калькулятор, блокнот и т.п.) -одинаковы для всех.

Базовые программы ФИО (II этап) позволяют освоить основные интернет-технологии и получить первые навыки их использования в образовательной деятельности. Программы ФИО изначально были разработаны с учетом того, что на них приходят слушатели с некоторым начальным запасом компьютерных знаний (основы работы в Windows, практические навыки работы с текстовыми редакторами, например, Word). Замечу, что базовая программа для преподавателей (98 час.) инвариантна к школьным предметам, по которым специализируются слушатели. Основная задача этой программы - познакомить с набором Интернет-технологий, которые необходимо иметь сегодня в «активе» любому современному человеку, тем более, учителю.

Первое направление переподготовки III этапа взял на себя сегодня центр ФИО, постепенно превращаясь для наиболее активной части наших выпускников в высококвалифицированный консультаци-

онный центр по современным ИТ. В рамках второго направления в СП6ГИТМ0 в 2002 г. начато обучение слушателей по программе изучения основ администрирования компьютерных сетей школы (по заказу Комитета по образованию). Третье направление должны подхватить городские методисты, сочетающие знания школьных предметов, ИТ и Интернета.

Остановимся более подробно на II этапе обучения.

Базовые программы http:// www. spb.fio.ru/program, тиражируемые во всех РЦ ФИО, посвящены изучению ИТ для четырех категорий слушателей:

- программа «ИТ для преподавателя-предметника», 98 час.;

- программа «ИТ для администраторов образовательных учреждений», 48 час.;

- программа « Методист Интернет-образования», 48 час.;

- программа «ИТ для администраторов социальной сферы», 48 час.

Пособия по перечисленным программам опубликованы в pdf-формате и находятся в свободном доступе на сайте центра http: //www. spb. fio .ru/links.

При обучении используются методические пособия, написанные преподавателями центра.

Прокомментируем содержание отдельных программ.

Программа ««ИТ для преподавателя-предметника» адресована самому широкому кругу учителей. Необходимым условием приема слушателя на обучение по этой программе является знакомство с основами работы в среде Windows и одним из текстовых редакторов.

Программа построена по модульному принципу, что позволяет перенастраивать ее в зависимости от конкретного состава очередного потока слушателей. Например, для потока, укомплектованного в основном из учителей-информатиков, увеличивается количество часов по теме «Мультимедийные технологии, анимация и программирование на их основе». Все модули программы делятся на две группы:

- модули «пассивного Интернета», то есть изучение тех ИТ, которые позво-

ляют «читать и общаться» в Интернете (броузеры, поисковые системы, электронная почта, чаты и форумы, йр-технологии для удаленной обработки и т.п.),

- модули «активного Интернета», то есть изучение тех ИТ, которые позволяют «писать» в Интернете (редактор web-стра-ничек, web-графика и мультимедийные технологии, технологии подготовки дистанционных уроков и тестов).

К построению каждого модуля применяется стандартный подход: каждая новая тема начинается или завершается обзорной лекцией, основное содержание занятий (70-90%) составляют практические занятия. Практические занятия состоят из двух частей: сначала общий тренинг на примерах, изложенных в методическом пособии по теме и являющихся обязательными для закрепления практических навыков, а затем отводится 1-2 часа для самостоятельных работ по теме под руководством преподавателя. Заключительные занятия по теме играют, на мой взгляд, большую роль для выравнивания знаний при переходе от одной темы к другой. Не секрет, что некоторым учителям, особенно учителям гуманитарного направления, требуется больше времени для освоения материала.

Процесс обучения неразрывно связан с процессом подготовки выпускной работы, которую слушатель предъявляет в конце обучения аттестационной комиссии. В ней он должен продемонстрировать владение ИТ. Процесс подготовки начинается с выбора темы (2-ой день занятий), поиска и анализа соответствующей информации в Интернете, разработки структуры сайта и его наполнения, включения тестов и т.п. С работами наших выпускников можно ознакомиться на сайте центра http://www.spb.fio.ru/aworks. Конечно, большинство слушателей выбирают тему, близкую к своей профессиональной деятельности. Ряд работ выполнен в виде законченых Интернет-ресурсов для проведения занятий по тому или иному школьному предмету. Тем не менее, выпускная работа наших слушателей - это своеобразная «проба пера», попытка применить ИТ

Лисицы1на Л.С.

в своей педагогической деятельности. Создание качественных Интернет-ресурсов -это процесс тесного взаимодействия разработчиков с различными специалистами, в том числе, с опытными методистами-предметниками - экспертами в области применения ИТ в школьном образовании.

Программа «ИТ для администратора ОУ» дает начальное представление руководителям различных уровней об Интернете и ИТ, их значимости и важности для реформирования системы среднего образования. Практические навыки в программе формируются, в основном, по темам «пассивного Интернета» (броузеры, поисковые системы, электронная почта). Содержание заключительных занятий связано с изучением опыта внедрения ИТ в школьную практику, с демонстрацией возможностей современного Интернета для образования. Выпускные работы по этой программе представляют собой мультимедийные презентации с обзором и анализом Интернет-ресурсов. Статистика обучения слушателей по этой программе указывает на возросший интерес руководителей среднего образования к ИТ: так, в Санкт-Петербурге каждый второй администратор образовательного учреждения прошел обучение по более полной 98-часовой программе для преподавателя-предметника.

Программа «Методист Интернет-образования» адресована выпускникам базовой программы «ИТ для преподавателя-предметника», работающим, как правило, в должности заместителя директора школы по информационным технологиям или исполняющим подобные обязанности, и позволяет освоить практические навыки и приемы в организации работ по внедрению ИТ. Программа содержит разделы, связанные с основами администрирования компьютерных сетей, настройкой сетевых служб, использованием сетевых баз дан-

ных и т. п. Выпускная работа по этой программе представляет собой перспективный план информатизации ОУ, в котором слушатели анализируют различные аспекты развития учреждения (материальная база, кадровый состав, сетевая поддержка учебного процесса, проектная деятельность учителей и школьников и т. п.).

Программа «ИТ для администратора социальной сферы» адресована самому широкому кругу руководителей здравоохранения, СМИ, аппаратов власти регионов, то есть тем, кто непосредственно не работает в сфере образования, но так или иначе сталкивается с решением проблем информатизации образования (финансы, освещение событий в прессе и т. п.). Программа знакомит с некоторым набором ИТ (броузеры, поисковые системы, электронная почта), а также дает представление об опыте информатизации и тенденциях развития системы образования. Программа содержит также модуль (до 8 часов), который знакомит с некоторыми приложениями ИТ в сфере профессиональной деятельности слушателей.

В целом, перечисленные базовые программы ФИО постепенно занимают вполне определенную нишу в системе непрерывного повышения квалификации работников среднего образования.

В связи с тем, что основная образовательная деятельность ФИО не выходит за рамки «технологических» программ обучения, а также в связи с тем, что в течение 2002 г. уже 410 слушателей прошли обучение по ряду пилотных программ третьего этапа, хотелось бы более подробно остановиться на некоторых подходах к организации работы центра со своими выпускниками.

В 2003 г. центр расширит свою работу с выпускниками по двум основным направлениям:

Статистика обучения слушателей указывает на возросший интерес руководителей среднего образования к ИТ: так, в Санкт-Петербурге каждый второй администратор образовательного учреждения прошел обучение по более полной 98-часовой программе для преподавателя-предметника.

- предоставление дополнительных образовательных услуг в виде краткосрочных семинаров различного формата,

- организации клубных мероприятий, связанных с обменом опыта по преподаванию с использованием ИТ, проведением мастер-классов учителями-новаторами, организацией и проведением конкурсов, соревнований по тематике ИТ.

При формировании расписания центра и выборе тематики семинаров центр переходит на сбор заявок от своих выпускников через Интернет (www. spb .fio ,ru).

Важным фактором при конкурсном отборе будет являться мотивация заявителя к обучению по этой программе.

Все заявки, которые может подать наш выпускник, делятся на следующие виды:

- заявка на участие в семинаре с объявленной темой, опубликованной программой и конкретной датой проведения;

- заявка на участие в семинаре с объявленной темой, опубликованной программой, но без конкретной даты проведения (для перспективного планирования расписания работы центра);

- заявка на открытие новой темы семинара, которую, по мнению заявителя, необходимо разработать для обучения выпускников;

- заявка на определение темы семинара-консультации с объявленной датой с указанием конкретных проектов и проблем, возникших при их выполнении.

Таким образом, в новом году Санкт-Петербургский центр ФИО, наряду с обучением слушателей по базовым программам, переходит к формированию интернет-содружества из наиболее активных выпускников центра с целью предоставления им дополнительных образовательных услуг в виде:

- краткосрочных семинаров, расширяющих темы базовых программ ФИО;

- краткосрочных семинаров-консультаций, помогающих выполнить рабо-

Лисицына Любовь Сергеевна, канд. техн. наук, доцент, директор Санкт-Петербургского РЦ ФИО, зав. кафедрой «Компьютерные образовательные технологии» СПбГИТМО(ТУ).

ты в ряде образовательных Интернет-проектов различного масштаба;

- дистанционных консультаций специалистов центра по запросам выпускников.

Организационная поддержка семинаров уже ведется через сайт центра в Интернете и станет в течение этого года основным способом подготовки мероприятий, проводимых центром для своих выпускников.

Семинары-консультации - новая форма работы центра в 2003 г. Первый такой семинар-консультация состоялся в начале этого года и собрал 36 слушателей, которые разрабатывают и поддерживают сайты своих школ. Подготовка подобного семинара состоит из следующих этапов:

- сбор тем для семинара-консультации, их анализ и выбор темы (за три недели до объявленного начала занятий);

- разработка и публикация на сайте программы семинара, запись и сбор конкретных практических вопросов для ведущих преподавателей (за две недели до начала);

- публикация списка участников семинара после конкурсного отбора (не позднее, чем за три дня до начала).

В дальнейшем, мы организуем на сайте центра дистанционные консультации для наших выпускников, которые позволят оперативно получать ответы наших специалистов на «простые» вопросы.

В рамках городского общественного проекта «Учительский клуб Санкт-Петербурга» www.club.spb.fio.ru, который стартовал в октябре 2002 г., центр проводит клубную работу с выпускниками. «Трибуна» клуба предлагается преподавателям-новаторам, которые после окончания базовых курсов и, возможно, семинаров могут познакомить коллег со своим опытом внедрения в учебный процесс ИТ и Интернет-ресурсов.

© Наши авторы, 2003. Our authors, 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.