Научная статья на тему 'Организация системы повышения квалификации в сфере информационных образовательных технологий'

Организация системы повышения квалификации в сфере информационных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация системы повышения квалификации в сфере информационных образовательных технологий»

© И.Д. Воронина, 2003

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИД. Воронина

В конце XX века развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий, соединивших персональный компьютер с международной сетью Интернет, привело к появлению новых свойств системы образования — информационных образовательных технологий (ИОТ). В настоящее время в процесс создания и использования ИОТ втягивается система российского образования.

По существу, процесс информатизации образования является процессом развития его информационной системы. Следовательно, управление процессом информатизации образования означает управление ее развитием. Однако в настоящее время информатизация образования проходит в значительной степени стихийно и неэффективно: новые информационные технологии, вытесняя элементы действующей информационной системы, часто не образуют системного целого. Существуют только отдельные элементы управления этим процессом, а методы его проектирования и принципы функционирования вырабатываются эмпирически.

В 2000 г. Правительством была принята федеральная программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 годы)»1, главным объектом которой является школа. Заявленный в программе комплексный подход к проблеме информатизации образования должен, по мнению авторов, обеспечить ее успешность. В самом деле, цель программы — создание единой образовательной среды — является результатом решения скоординированных разноплановых задач: создание методологии образовательной информационной среды; осуществление мониторинга, разработки и издания комплектов электронных учебников и учебно-методических пособий; создание региональных ресурсных центров, опорных школ для апробации методики преподавания с использованием новейших технологий, центров повышения квалификации

педагогического состава образовательных учреждений; разработка дистанционных курсов как по основным школьным предметам, так и по компьютерным и информационным технологиям, наконец, снабжение школ компьютерами и оргтехникой.

Однако, анализируя программу в целом, следует отметить, что ее системность, проявляющая себя на федеральном уровне, теряется на уровне региональном. Анализ распределения финансов по мероприятиям программы показывает, что регионам в программе отведена в целом пассивная роль. Но даже ее исполнение, предусматривающее координацию действий, требует определенной активности, которая должна стимулироваться центром. В действительности региональные органы управления образованием зачастую не могут выступить в роли инициаторов и координаторов программы в регионе из-за отсутствия компетентности, опыта, взаимопонимания с властью, наконец, просто из-за отсутствия финансовых ресурсов. Чрезмерная централизация управления программы снижает ее эффективность и устойчивость результатов, а инерционность и стихийность процессов в регионах приводят к неизбежному запаздыванию информатизации российского образования. Это в конечном счете замедляет темпы его развития по сравнению с объективно возможными и обусловленными состоянием общества.

Признавая и констатируя, что преодоление стихийности и инерционности региональных инновационных процессов в сфере ИОТ является во многом делом самих регионов, их образовательные структуры пытаются внести в него посильный вклад. Волгоградский государственный университет сразу же после создания в нем Соросовского Интернет-центра также включился в процесс информатизации образовательной системы региона. В 2003 г. В ВолГУ открылся Региональный центр Федерации Интернет-образования (РЦ ФИО), в рамках упомянутой

федеральной программы на базе Волгоградского государственного технического университета и Волгоградского государственного университета создается ресурсный центр, одна из функций которого — организация повышения квалификации в области ИОТ. Этими организациями уже накоплен первый опыт несистемной деятельности, осмысление которого диктует необходимость координации и управления процессами информатизации образования в регионе.

Задачи, решаемые программой на федеральном уровне, создают структуру и функции федеральной информационной системы образования. Построение такой структуры на региональном уровне требует практического дублирования этих задач, в решении которых следует опираться на возможности регионов или факторы развития — природные, технические, институциональные, человеческие, информационные, организационные 2, причем последние играют, по нашему мнению, главную роль. Для создания устойчивой, децентрализованной и самоорганизующейся системы информационного обеспечения образования, основанной на ИОТ, необходимо наличие региональных программ информатизации образования, координирующих имеющиеся в регионах финансовые, технические, институциональные, кадровые ресурсы.

Рассмотрим основные проблемы организации одной из составных частей будущей региональной программы — системы повышения квалификации работников образования региона в сфере ИОТ.

Следуя основным методологическим принципам практической педагогической деятельности 3, поставленную задачу будем рассматривать как задачу проектирования педагогической (образовательной) системы, основными элементами которой являются цели, содержание, методы, средства, организационные формы, а также учителя и обучающиеся. Согласно им же 4, решение задачи разбивается на последовательные стадии (этапы проектирования): концептуальную (выявление противоречия, формулировка проблемы, определение проблематики, цели, выбор критериев); моделирование (построение, оптимизация, выбор модели); конструирование (декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы); технологическую подготовку.

Объем настоящей статьи не позволяет в равной степени раскрыть существо каж-

дого элемента проектируемой системы и этапа проектирования. Детальный анализ некоторых из них выходит за рамки компетенций автора и требует углубленного коллективного исследования.

Сравнительный анализ образовательных стандартов общеобразовательной и высшей школы показывает их значительное совпадение. Основные разделы общеобразовательного стандарта по дисциплине «Информатика» — информация и информационные процессы; представление информации; системы счисления и основы логики; компьютер; моделирование и формализация; алгоритмизация и программирование; информационные технологии; технология обработки текстовой информации; технология обработки графической информации; технология обработки числовой информации; технология хранения, поиска и сортировки информации; мультимедийные технологии; компьютерные коммуникации. Основные разделы стандарта высшей школы по дисциплине «Информатика» — понятие информации; принцип работы компьютера; алгоритмы и алгоритмизация; визуализация алгоритмов; программирование; программное обеспечение; обзор языков высокого уровня; технология программирования; базы данных; телекоммуникации; модели решения функциональных и вычислительных заданий; компьютерная графика и системы геометрического моделирования; аппаратура компьютера; технические средства реализации информационных процессов; интегрированные автоматизированные системы; информационные технологии.

В государственных образовательных стандартах высшей школы на изучение информатики отводится от 100 до 300 часов. Приведенный перечень разделов соответствует всем специальностям и направлениям, отличия заключаются лишь в степени детализации каждого из них.

Как известно, образовательный стандарт играет структурообразующую роль в отношении формы и содержания учебного процесса, а его реальное насыщение содержанием происходит в каждом образовательном учреждении исходя из кадровых и технических возможностей. В высшей степени это замечание касается современного преподавания информационных дисциплин.

В современном вузе подавляющее число преподавателей получили образование во времена, когда содержание (а следовательно, и изучение) компьютерных технологий

сводилось к языкам программирования и дисковой операционной среде. Да и сами эти дисциплины преподавались только на естественных и технических специальностях. Произошедший в последние десятилетия «информационно-технологический прорыв» в значительной степени обесценил скудные результаты того обучения. Новые, полученные в результате самообразования знания, как правило, носят несистемный характер. Поэтому преподавателям гораздо легче преподавать привычные разделы — языки программирования, чем современные, не привыч-

ные для них части стандарта. Анализ рабочих программ ряда вузов и специальностей выявляет во многих случаях их явный крен в сторону алгоритмических языков в ущерб другим частям государственного стандарта.

Сделанный вывод легко подтвердить множеством примеров. Так, в приведенной ниже рабочей программе дисциплины «Информатика» одной из специальностей ВолГУ 70 % времени отведено на изучение языка программирования, 30 % — на изучение офисных программ (см. табл. 1). Другие разделы ГОС в программе не представлены.

Таблица 1

Рабочая программа дисциплины «Экономическая информатика»

№ п/п Тематика занятий Кол-во часов

Лекции

1 Содержание курса. Глобальные и локальные вычислительные сети. Серверы и рабочие станции. Основные устройства персонального компьютера. Физические и логические диски. Папки (каталоги). Файлы (имена и расширения). Операционные системы 2

2 Алгоритм, программа, оператор. Блок-схемы. Стандартные блоки. Линейные процессы 2

3 Паскаль. Состав и структура языка. Идентификаторы. Типы данных. Арифметические выражения. Основные функции. Логические операции. 2

4 Оператор ввода и вывода информации. Формат вывода. Описание переменных. Турбо Паскаль. Меню File 2

5 Ветвящиеся процессы. Операторы условного и безусловного переходов. Метки. Описание меток 2

6 Одномерные массивы. Описание одномерных массивов. Циклические процессы. Блок. Модификация. Оператор цикла с параметром (счетчиком) 2

7 Алгоритм вычисления суммы, количества и произведения 2

8 Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения элементов в массиве. Перемещение содержимого двух ячеек из одной в другую. Работа с блоками операторов 2

9 Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции 2

10 Работа с матрицами. Описание матриц. Вложенные циклы. Ввод элементов матрицы. Оператор Gotoxy (x,y) 2

11 Особенности алгоритмов при работе с матрицами 2

12 Алгоритмы сортировки 2

13 Литерный (символьный) тип данных. Массивы литер. Коды литер 2

14 Строковый тип данных. Встроенные операции и функции строкового типа данных 2

15 Комбинированный тип данных Record. Перечисляемый и интервальный тип данных. Оператор выбора Case 2

16 Подпрограммы (процедуры и функции, определяемые программистом). Глобальные и локальные переменные. Формальные и фактические значения 2

17 Арифметические и логические основы ЭВМ. Системы счисления. Формы представления данных в ЭВМ. Перевод чисел из одной системы счисления в другую 2

18 Элементы математической логики. Дизъюнкция, конъюнкция, инверсия. Таблицы истинности 2

Лабораторные работы

1 Знакомство с Windows Работа с локальными вычислительными сетями Системная оболочка Far Manager: а) содержание панелей. Управление панелями. Оглавление каталога. Информационная панель. Использование функциональных клавиш; б) просмотр файлов. Режим быстрого просмотра файлов. Редактирование; копирование, переименование и пересылка файлов. Удаление файла. Поиск файла на диске; в) создание каталога. Удаление каталога. Дерево каталогов 2

Окончание табл. 1

№ п/п Тематика занятий Кол-во часов

Лабораторные работы

2 Паскаль. Линейные алгоритмы. Описание переменных. Операторы ввода, вывода, присвоения. Арифметические выражения. Функции 2

3 Ветвящиеся алгоритмы. Условный и безусловный операторы перехода. Массивы. Циклические алгоритмы. Цикл с параметром 4

4 Алгоритмы суммы и произведения. Выдача индивидуального задания 1 2

5 Алгоритмы нахождения наибольшего и наименьшего значений функции 4

6 Работа с матрицами. Алгоритмы вложенных циклов. Выдача индивидуального задания 2 4

Лекции

1 Текстовый процессор Word. Назначение и возможности приложения. Полиграфическая терминология. Создание, открытие, сохранение, закрытие, присвоение имени файла. Ориентация листа, создание полей в меню Файл/Параметры страницы. Непечатаемые символы. Создание первой строки (Отступ) и междустрочного интервала в меню Формат/Абзац. Проверка орфографии в меню Сервис. Правописание. Расстановка переносов и выбор языка. Перемещение, копирование и удаление текста 2

2 Переход на новую страницу. Нумерация страниц. Вставка и удаление панелей инструментов и кнопок на панелях. Работа с таблицами. Создание и редактирование Указателя (алфавитного, предметного). Создание и изменение стилей текста и заголовков. Создание и редактирование оглавления 2

3 Базы данных. Записи, поля, имена и содержание полей. Режимы формы и таблицы. Создание документов на бланке, конвертов, наклеек в меню Сервис/Слияние. Использование закладок Добавить поле слияния и Добавить поле Word (IF... THEN... ELSE). Создание перетекающего текста в меню Вставка/Надпись 2

4 Электронные таблицы Excel. Назначение, рабочая книга, рабочие листы. Обозначение ячеек, строка формул, имя поля, вставка, удаление, изменение размеров столбцов и строк. Перемещение, копирование присвоение имени и удаление выделенной области данных. Ввод рядов чисел или дат. Формулы и расчеты по формулам. Редактирование в формульной строке. Относительные и абсолютные ссылки на ячейки. Нахождение автосумм по столбцам и строкам 2

5 Мастер функций. Категории и функции мастера функций. Категория Математические функции «СУММ», «ПРОИЗВЕД», и другие. Категория Статистические функции «СРЗНАЧ». Категория Логические функции «ЕСЛИ». Категория «МАССИВА И ССЫЛКИ», функции «ВПР», «ГПР». Вложенные функции 2

6 Мастер диаграмм. Типы и виды диаграмм. Виды «Обычная», «С накоплением» (наложенная), «Нормированная на 100 %». Редактирование диаграмм. Форматирование диаграмм Форматирование таблиц. Сортировка. Закрепление шапки таблицы. Категория Статистические функции. Функция «РАНГ» 2

7 Категория Математические функции «ОСТАТ». Категория Статистические функции «СЧЕТ», «СЧЕТЕСЛИ», «МОДА», «МЕДИАНА», «ДИСП». Категория Логические функции «И», «ИЛИ», «НЕ» Категория «МАССИВА И ССЫЛКИ», функция «ВЫБОР», «ПОИСКПОЗ», «ИНДЕКС». 5

Та же тенденция, пожалуй даже в большей степени, наблюдается в школе. Проводимые автором опросы учителей информатики показывают их убежденность в необходимости всеобщего обучения алгоритмическим языкам и слабую осведомленность об иных требованиях государственного образовательного стандарта: навыках работы с текстовыми редакторами, программами создания презентаций, базами данных, графическими редакторами. Эго показывает стойкость устарев-

ших стереотипов и нежелание ряда педагогов следовать требованиям времени и непривычного им государственного стандарта.

Использование информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин является фрагментарным даже в высшей школе, где уже повсеместно имеются необходимые технические возможности — компьютерные классы с выходом в Интернет. Проведенные автором выборочные исследования показывают, что уровень использова-

ния ИОТ в преподавании гуманитарных дисциплин — около 1 %. Что касается общеобразовательной школы, то там чрезвычайно редко встречается техническая возможность использования ИОТ (компьютерные классы имеют не более 4 % школ в Волгоградской области), а уровень использования ИОТ исчисляется долями процента.

Очевидно, что главной причиной отставания уровня использования ИОТ от уровня технической оснащенности образовательных учреждений является отсутствие необходимой квалификации у преподавателя, зачастую не прошедшего вообще никакого обучения в области информационных технологий. Ради справедливости следует все же отметить, что в самые последние годы на гуманитарных специальностях вузов появилась информатика. С учетом этого можно сказать, что время прихода ИОТ в российскую школу совпало со временем традиционной смены поколений.

Кроме главной причины отсутствия должной квалификации у преподавателей — недостатков профессионального образования, есть и другие. Существующая система повышения квалификации работников образования страдает теми же (указанными выше) недостатками, что и вся система образования в сфере ИОТ. Во-первых, информационные технологии преподаются только учителям информатики, во-вторых, учебные программы также несовременны (например, в них вообще нет Интернет-технологий), в третьих, техническая оснащенность учебных центров институтов повышения квалификации (количество компьютеров, наличие и емкость канала Интернет) зачастую не позволяет организовать современный учебный процесс.

Опыт работы РЦ ФИО в ВолГУ выявляет проблемы, источником которых является отсутствие координации процессов информатизации образования на уровне органов управления. Так, 40 % прошедших обучение учителей не смогут применить полученные знания и навыки из-за отсутствия компьютеров, а 80 % — вследствие отсутствия выхода в Интернет в своих школах, в то время как учителя школ, имеющих эти возможности, зачастую не могут пройти соответствующее обучение. Это происходит, в частности, по причине отсутствия в органах управления образованием необходимой информации. Дру-

гой причиной этого является негативное отношение к данному процессу руководства школ, препятствующего в ряде случаев обучению своих учителей (с отрывом от работы). Нетрудно предвидеть, что в таких условиях конечный результат обучения — ИОТ в школах региона — вряд ли будет заметен.

Не все учителя в полной мере осознают необходимость внедрения ИОТ в учебный процесс. Многие считают, что можно ограничить их уроками математики и информатики. В официальном отчете о ходе выполнения федеральной программы «Создание общеобразовательной информационной среды (2001—2005 гг.)»5 приводятся мнения некоторых учителей и учеников, которые считают, что компьютерные и информационные технологии не развивают детей, что они не нужны на уроках гуманитарных дисциплин.

Отсутствие управления информатизацией образования в Волгоградской области и самом Волгограде уже дало первый негативный результат: руководство города в 2001 г. не нашло средств для паритетного с федеральным бюджетом финансирования закупок компьютеров в школы города, и в результате почти половина их на сегодняшний день вообще не имеет компьютеров.

Низкий уровень технического обеспечения региональной образовательной системы региона затрудняет создание единой региональной образовательной информационной среды и системы повышения квалификации.

Основой создания эффективной системы повышения квалификации в сфере ИОТ должна стать комплексная программа информатизации регионального образования, включающая в себя, в частности, разработку механизмов организации, управления, ресурсообеспечения последней. Формирование высокоразвитой, устойчивой самоорганизующейся региональной системы информационного обеспечения образования может стать реальностью только в результате длительного функционирования такой системы и ее составной части — системы повышения квалификации работников образования в сфере создания и использования ИОТ.

В основу моделирования системы повышения квалификации в сфере ИОТ положим структурно-функциональный подход. В создаваемой системе можно выделить пять составных частей или факторов развития.

Институциональный фактор отражает методику и содержание процесса обучения. Здесь практически ничего не нужно изобретать: содержание процесса обучения в отношении знаний должно отражать существующий образовательный стандарт, а в сфере навыков — необходимость использования и создания ИОТ. Образовательное наполнение Интернет является одной из главных задач федеральной программы. С учетом консервативности системы образования часть, имеющая отношение к общему образованию, должна быть в значительной степени централизована. Наполнение содержанием региональной составляющей стандарта и дополнительных информационных источников должны взять на себя методические региональные структуры.

Важным звеном в цепи мероприятий, направленных на создание системы повышения квалификации педагогических работников, является создание мотивации для повышения значимости человеческого фактора системы — нацеленности личности на использование и развитие ИОТ, повышение квалификации, самообразование. Переубедить тех, кто негативно относится к ИОТ, особенно руководителей школ и педагогов, показать им возможности передовых технологий, ввести знания и навыки в сфере ИОТ в систему квалификационных требований, создать систему поощрения внедрения этих технологий в учебный процесс — это важная составная часть организационных мероприятий.

Большое значение в этой работе имеет повышение информационного фактора системы — интенсивности обмена профессиональной информацией. Этому способствует организация конференций, конкурсов, семинаров, открытых уроков. Необходимо поощрять школы, педагогов, которые сами участвуют и готовят своих учеников, создавать для них наиболее комфортные и благоприятные условия дальнейшего развития. Это будет способствовать включению в этот процесс других школ и педагогов.

Создание необходимой организационной системы центров повышения квалификации, координация их деятельности, выбор опорных школ в области — организационные задачи. Решить их должны совместно органы управления образованием и ведущие вузы города, обеспечив таким

образом организационный фактор процесса. Попробуем оценить требуемые параметры организационной структуры для Волгоградской области исходя из заданной цели проектируемой системы.

В настоящее время в Волгограде и области работают примерно 40 тысяч педагогов, всего же работников системы общего и среднего образования — 75 тысяч. Для того чтобы каждые 5 лет проводить повышение квалификации каждого педагога по программе и в условиях, подобных РЦ ФИО (80-часовая учебная программа при одновременном обучении 40 слушателей), необходимо наличие восьми подобных центров. С учетом необходимости повышения квалификации и других работников сферы образования таких центров должно быть не менее десяти-двенадцати. Это число можно уменьшить за счет сокращения учебных программ до 40 часов, разделив учителей по уровням знаний. Продолжение обучения можно вести на базе опорных школ, о которых речь пойдет ниже. Но даже при всех сокращениях количество учебных центров должно быть не менее восьми.

Однако создание центров в областном центре не решит всех проблем. Помимо обучения, такие центры должны давать консультации педагогам, помогать в выборе техники и ее настройке, а это трудно сделать, если школа находится на расстоянии нескольких десятков, а то и сотен километров от областного центра. Возникает проблема создания центров в непосредственной близости от сельских и поселковых школ. Ими могут стать опорные школы в каждом районе области, составив, таким образом, опорную сеть проектируемой системы. Подготовкой модераторов для этой сети занимались бы центры повышения квалификации в Волгограде.

В настоящее время повышением квалификации учителей занимаются институты повышения квалификации. Каждый из них проводит обучение по собственным программам, без учета чужого опыта. При наличии общего координирующего органа, например Учебно-методического совета объединения, в который бы вошли представители всех заинтересованных организаций и органов управления образованием, можно было бы разрабатывать общую стратегию и тактику.

Можно предложить следующую схему работы центров. Районы города и об-

ласти делятся на секторы, каждый из которых закрепляется за одним из учебных центров. В результате такой организации у центра и школы завязались бы деловые, рабочие и человеческие связи, что немаловажно в структуре образования, где основным субъектом и объектом деятельности является человек. Необходимо наличие графика повышения квалификации, в соответствии с которым каждый педагог заранее бы знал время и место своего обучения.

В районах области по результатам предварительного мониторинга определяются одна или несколько опорных школ, которые бы осуществляли на базе своих компьютерных классов консультации, методические рекомендации по ведению уроков с использованием передовых технологий. Эти школы проводят открытые уроки, семинары, конкурсы, конференции по использованию ИОТ. Кроме того, отметим возможность дистанционного обучения и консультирования.

Систему повышения квалификации в регионе можно представить в виде схемы (см. рис. 1).

Одним из ключевых и болезненных факторов является технический. Оснащение центров, опорных и обычных школ компьютерами, проекторами, средствами связи и другой необходимой техникой требует огромных материальных вложений (подробнее об этом см. ниже). Часть этой задачи

взяло на себя государство: в 2001 г. все сельские школы в той или иной степени были снабжены компьютерами (от 1 до 10 шт.). Началось подключение школ к глобальной сети Интернет по коммутируемым каналам, каналам удаленного доступа с помощью модемов и спутниковой связи.

На смену первому этапу моделирования, протекающему в рамках инициативноцелевой технологии, не учитывающей системных ограничений, должен прийти второй, протекающий в условиях нормативноцелевой технологии, где эти ограничения играют главную роль. Фактически системные ограничения появляются только при проектировании всей информационной образовательной системы или даже всей региональной образовательной системы и связаны с региональным бюджетом в целом. Поэтому здесь детальное обсуждение проблем оптимизации модели не представляется возможным.

В полной мере конструирование любой системы следовало бы начинать только после выбора базовой модели, однако специфика предмета и опыт позволяют заранее прогнозировать ее основные части. Поэтому здесь можно привести действующие или потенциальные фрагменты проектируемой системы.

Как уже упоминалось, в рамках второго этапа федеральной программы в Волгоградском государственном университете создается учебный центр повышения квали-

Учебно-методический совет объединения

Институт

повышения

квалификации

ік У

школы

1

Учебные центры на базе вузов

Региональный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ресурсный

центр

*4 ¡Г

РЦ ФИО

Опорные ' V ж . Опорные^ / \ ' г Опорные

школы школы / \ / \ школы

V /

Рис. 1. Предлагаемая структура региональной системы повышения квалификации Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып. 6. 2003 59

фикации в области ИОТ. Его первыми задачами являются: создание электронного депозитария учебно-методических ресурсов, методического обеспечения системы повышения квалификации в области ИОТ, в частности методического обеспечения дистанционной формы обучения.

Вторым элементом организационной структуры является РЦ ФИО. (В этой связи следует особо отметить беспрецедентную инициативу руководства компании ЮКОС — создание Федерации Интернет-образования и ее региональных центров в 50 регионах России совместно с администрациями этих регионов. В этих негосударственных учебных центрах уже прошли подготовку около 20 тысяч учителей-пред-метников и руководителей системы образования, а всего за пять лет существования проекта планируется обучить более 100 тысяч человек).

В каждом областном центре имеется несколько крупных вузов, в основном обладающих необходимыми ресурсами и способных организовать такие центры на своей базе. Консультирование их преподавателей может производиться в Ресурсном центре и РЦ ФИО.

Опорными в Волгограде уже сейчас могли бы стать школы: МОУ «Лицей № 8 “Олимпия”»; МОУ МУК «Юность»; МОУ СОШ №° 24; МОУ СОШ №° 134 «Дарование», которые в настоящее время активно сотрудничают с РЦ ФИО в ВолГУ.

Расчеты показывают, что общая стоимость оборудования типового учебного центра, рассчитанного на 40 обучаемых (см. далее), составляет примерно 40 000 долларов.

Кроме того, затраты на поддержание сети Интернет, работу сотрудников и преподавателей, расходуемые материалы составят еще не менее 6 000 долларов ежемесячно. Кто может помочь вузам приобрести техническое оборудование центров? Только консолидация федерального, регионального бюджетов, спонсорских средств, средств самих учителей (частичная оплата непосредственного обучения) позволит достичь необходимого уровня финансирования.

Перейдем к техническому оснащению обычной школы. При условии возможности использования ИОТ на уроках, отличных от информатики, соотношение компьютеров и учеников должно быть не менее 1:40, что

вдвое превышает нормы, заложенные в федеральной программе.

Несложно подсчитать, что школа на 700 учеников должна иметь 1—2 компьютерных класса и сервер. В совокупности с проектором и периферийным оборудованием это составляет 13 000 долларов. Трудно представить, что эти средства школам даст муниципальный бюджет. Но также трудно представить, что эти средства найти невозможно. В каждой школе есть выпускники, родители, спонсоры. При правильной организации дела, наличии комплексной программы развития, постоянной работе со всеми категориями потенциальных спонсоров эту проблему можно решить.

Существуют примеры самостоятельной новаторской деятельности в школах и районах города. Так, некоторые директора школ находят внебюджетные средства для приобретения компьютерной техники и средств выхода в Интернет, участвуют вместе с вузами в грантовых программах.

Человеческий фактор является наименее управляемым. Трудно заставить педагога, который уверен, что компьютерные технологии не развивают интеллект ребенка, творчески применять их в учебном процессе. И тем не менее очень часто крайние суждения высказывают те, кому не пришлось наблюдать использование ИОТ, кто не сталкивался с увлечением детей проектной деятельностью — созданием презентаций, сайтов, фотогалерей.

Здесь важную роль, как уже отмечалось, играет организационный фактор: руководители системы образования, директора школ должны вести постоянную работу по изменению мировоззрения учителей. Ресурсные и учебные центры также не должны быть в стороне от этой работы. Они должны заниматься внеучебной деятельностью, развивающей человеческий фактор: проводить конкурсы, семинары, конференции, выступать в СМИ, вести постоянную клубную работу. Учебный центр ВолГУ уже имеет первый опыт этой работы. Так в РЦ ФИО ведется постоянная работа с выпускниками своих курсов: организован клуб выпускников, где учителя обмениваются опытом разработки и внедрения ИОТ, морально поддерживая друг друга. В свободные от занятий дни учителя приводят в Центр своих учеников. Университет совместно с областным комитетом по образова-

нию провел первые конференции и конкурсы учителей и учеников школ в области разработки и применения ИОТ. Отметим, что именно участие в конференциях, смотрах и конкурсах обладает наиболее полным набором видовых признаков или инвариантных сторон практической педагогической деятельности: познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентированной, эстетической, связанной с общением 6. Первый опыт показал, что естественные недостатки в методике и технологии успешно компенсируются энтузиазмом и приверженностью педагогов новым образовательным технологиям.

Однако сейчас более важной является проблема изменения позиции администраторов системы образования. В качестве иллюстрации приведем результаты опросов слушателей РЦ ФИО. Вопросы анкеты были сгруппированы в два раздела. Первый из них был направлен на выявление влияния на внедрение информационных технологий в учебный процесс личностного фактора, или качеств педагога, второй — административного фактора, или позиции администраций школ. Ответы «да» соответствовали позитивной позиции, «нет» — негативной. На приведенных ниже диаграммах указаны результаты опросов (см. рис. 2).

Организация сетевой работы со школами на муниципальном уровне — новый вид деятельности. Однако и здесь уже накоплен некоторый опыт. Администрация Дзержинского района г. Волгограда с 1998 г. создает информационно-образовательную среду района. Сегодня все учебные заведения (и четверть детских садов!) этого района имеют компьютеры с выходом в Интернет. Учителя школ этого рай-

она занимают высокие места в конкурсах и конференциях по разработке и применению ИОТ. Педагоги постоянно повышают свою квалификацию, а руководители района помогают им в этой работе. Лицей № 8 «Олимпия» ранее самостоятельно, а теперь вместе с ВолГУ проводит конкурсы учеников в области информатики и сайтостроения.

Выбор конкретного варианта модели проектируемой системы и ее оптимизация требуют технологической подготовки многих ее элементов. Приведем здесь некоторые из них.

Результаты расчета типового технического обеспечения учебного центра приведен таблице 2.

Основу учебных программ могут составить программы созданного в ВолГУ РЦ ФИО. В качестве примера приведем учебно-тематический план программы «Интернет-технологии для учителя предметника» (см. табл. 3).

В заключение отметим, что бюджет федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 гг.)» составляет 56 миллиардов рублей, в нем предусмотрено долевое участие всех субъектов Федерации, использование внебюджетных средств 7. От того, в какой мере администрации регионов примут участие в ее финансировании, во многом будет зависеть успех ее реализации. И в то же время, как показывает практика, не всегда даже полное финансирование проекта является залогом успеха. Наличие хорошо продуманной программы, координирующего центра, «длинной воли» всех участников процесса информатизации образования могут стать решающим фактором в успехе этого «безнадежного» предприятия.

Город

да отчасти совсем мало нет

х- □ Личностный фактор □ Административный

в

Область

отчасти совсем мало

□ Личностный фактор

□ Административный

Рис. 2. Результаты мониторинга внедрения информационных технологий в учебный процесс в зависимости от личностного и административного факторов (%)

Вариант технического обеспечения учебного центра

Таблица 2

Спецификация Кол-во

Учебные классы (4)

Рабочее место слушателя (Cel 1300/256/CD-ROM/HDD 20 Gb/sound/15") 40

Рабочее место преподавателя (PIV 1800/256/CD-RW/HDD 20 Gb/sound/17") 4

Сканер (уровня HP ScanJet 4400C) 4

Принтер лазерный (уровня HP LJ 1200) 4

Классные доски 4

Экран 4

Стол компьютерный для слушателя 40

Стол компьютерный для преподавателя 4

Стол для проектора 4

Стул 44

Поточная аудитория

Мультимедиа-проектор XGA, более 1300 ANSI люменов 1

Экран 1

Рабочее место (Cel 1300/256/CD-ROM/HDD 20 Gb/sound/15") 1

Стол для проектора 1

Стол президиума 1

Стул 50

Серверная

Рабочее место администратора LAN (PIV 1800/256/CD-ROM/sound/17") 1

LAN-сервер (PIV 1800/1024/CD-ROM/15"/2x36 Gb SCSI) 1

Коммутатор (switch) Ethernet 100 Мбит/сек 16 портов 1

Концентратор (hub) Ethernet 10/100 Мбит/сек 16 нортов 4

Маршрутизатор уровня CISCO 1605 1

Модемы для выделенной линии 2

Монтажный шкаф 1

Источник бесперебойного питания для сервера и сетевого оборудования 1

Стол 2

Стул 2

Шкаф книжный 1

Преподавательская и рабочие места сотрудников

Рабочее место (РГУ 1800/256/CD-RW/HDD 40 Gb/soundЛ5") 6

Принтер лазерный (уровня НР LJ 2200DTN) 2

Копир с автоподачей (уровня Сапоп 6317) 1

Шкаф книжный 2

Шкаф для одежды 2

Стул 10

Стол 6

Web-лаборатория

Раб.место Web^a6op.(PIV 2100/512/video64Mb/CD-RW/19"/40Gb) 1

Web-сервер (PIV 1800/512/CD-ROM/15 "/2x36 Gb SCSI) 1

Цветной струйный принтер (уровня Epson Stylos Photo 895) 1

Сканер (уровня HP SJ 5490C) 1

Цифровой фотоаппарат (уровня Olympus C-4040Z) 1

Мобильная аудиосистема (уровня Fender Passport 250) 1

Стойки для колонок 2

Стол 2

Стул 4

Шкаф книжный 1

Шкаф для одежды 2

Таблица 3

Учебно-тематический план программы «Интернет-технологии для учителя-предметника»

Структура программы Кол-во учебных часов

Лекции, семинарские, практические занятия, формы активного обучения 72

Выпускная работа 8

Всего 80

Т ематика программы всего лекции практики

Введение: цели и задачи проекта "Поколение.™" 1 1

1. Основы работы в Интернет 18 2 16

1.1. Работа с файлами и папками 2 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.2. Введение в Интернет 2 2

1.3. Сервисы сети Интернет: - WWW, FTP-сервис - Электронная почта - Телеконференции, аудио-конференции, видеоконференции 6 6

1.4. Поиск информации в сети Интернет 4 2 2

1.5. Образовательные ресурсы Интернета (обзор и тематический поиск) 4 4

2. Основы офисных технологий для образовательных учреждений 12 12

2.1. Создание мультимедийных презентаций в Microsoft PowerPoint 6 6

2.2. Подготовка дидактических материалов в Microsoft Office 6 6

3. Основы сайтостроения 20 2 18

3.1. Введение в технологию создания Web-сайтов 2 2

3.2. Разработка Web-представлений средствами Microsoft FrontPage 2 2

3.3. Подготовка мультимедиа-ресурсов для WWW (FotoShop) 4 4

3.4. Основы языка разметки гипертекста HTML 8 8

3.5. Назначение и использование периферийных устройств в разработке Web-сайтов и мультимедийных презентаций. 4 4

4. Интернет-технологии и образовательная деятельность 18 8 10

4.1 Интернет-технологии и развитие образования 1 1

4.2 Образовательные возможности Интернет-технологий 1 1

4.3 Пакеты для создания мультимедийных программ 6 2 4

4.4 Основы конструирования урока с применением информационных технологий и ресурсов Интернета (на основе ранее изученных технологий) 2 2

4.5 Проектная деятельность в Интернете 6 2 4

4.6 Основы дистанционного обучения 2 2

5. Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты работы на компьютере 1 1

6. Основы защиты информации 2 2

Всего 72 16 56

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 гг.)». www.informika.ru

2 Иншаков О.В. Экономическая наука в современной России. М., 2003. С. 11—25.

3 Новиков А.М. Методология образования. М., 2002.

4 Там же.

5 Отчетные материалы к итоговой коллегии по программам информатизации образования 2001—2002. Электронное издание Республиканского мультимедиа-центра Минобразования России.

6 Новиков А.М. Указ. соч.

7 Программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 — 2005 годы)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.