Научная статья на тему 'Региональные межшкольные методические центры'

Региональные межшкольные методические центры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
316
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветкова М. С., Столяров Д. Ю., Коваленко С. К.

В статье приводятся основные принципы построения и функционирования системы межшкольных методических центров, создаваемых в рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Министерством образования и науки РФ, НФПК, Всемирным банком и администрациями семи российских регионов (Калужская область, Красноярский край, Республика Карелия, Пермский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Челябинская область) в период 2005—2008 годов. Описываются подходы по формированию центров в регионах с учетом количества образовательных учреждений, учителей и учащихся в них, географических особенностей территории (удаленности районов от регионального центра, плотности размещения школ). Представлены структура типовых служб и состав технического оснащения каждого типа центров, их персонал и функциональные нагрузки. Приведены рекомендации по отбору организаций для выполнения функций центров и подбору их персонала, требования к кадровому составу. Большое внимание уделено описанию основных направлений деятельности центров и механизмов расчета затрат на их реализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные межшкольные методические центры»

М.С. Цветкова, Д.Ю. Столяров, С.К. Коваленко

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖШКОЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

В статье приводятся основные принципы построения и функционирования системы межшкольных методических центров, создаваемых в рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Министерством образования и науки РФ, НФПК, Всемирным банком и администрациями семи российских регионов (Калужская область, Красноярский край, Республика Карелия, Пермский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Челябинская область) в период 2005—2008 годов. Описываются подходы по формированию центров в регионах с учетом количества образовательных учреждений, учителей и учащихся в них, географических особенностей территории (удаленности районов от регионального центра, плотности размещения школ). Представлены структура типовых служб и состав технического оснащения каждого типа центров, их персонал и функциональные нагрузки. Приведены рекомендации по отбору организаций для выполнения функций центров и подбору их персонала, требования к кадровому составу. Большое внимание уделено описанию основных направлений деятельности центров и механизмов расчета затрат на их реализацию.

Правительство Российской Федерации получило от Международного банка реконструкции и развития заем на реализацию проекта «Информатизация системы образования» (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. № 593). Часть средств займа в рамках проекта «Информатизация системы образования» планируется направить на создание региональной системы межшкольных методических центров (ММЦ) в Республике Карелия, Хабаровском крае, Красноярском крае, Ставропольском крае, Пермской, Челябинской и Калужской областях. Реализация проекта возложена на Национальный фонд подготовки кадров.

Основной целью создания системы ММЦ является организация регулярной методической поддержки педагогических кадров в области информационных и коммуникационных технологий, а также поддержка инновационной деятельности педагогов и учебной деятельности учащихся на основе использования ИКТ. Функционирование системы межшкольных методических центров позволит

Аннотация

Принципы

создания

региональной

системы

межшкольных

методических

центров

Цели и задачи

региональной

системы

межшкольных

методических

центров

201

органично дополнить и способствовать развитию и эффективному использованию существующего потенциала в области методической поддержки педагогических кадров и сформировать кадровый потенциал в области использования ИКТ в образовательной деятельности для всех учреждений общего и начального профессионального образования в регионах проекта.

Задачи системы ММЦ:

■ осуществление регулярной методической поддержки педагогических кадров всех учреждений общего и начального профессионального образования региона;

■ осуществление регулярной информационной, технической и аппаратно-программной поддержки образовательной деятельности ММЦ и консультационной поддержки всех учреждений общего и начального профессионального образования региона;

■ осуществление повышения квалификации в области использования ИКТ в учебном процессе педагогических кадров учреждений общего и начального профессионального образования региона;

■ использование телекоммуникационных ресурсов системы ММЦ для предоставления доступа к федеральным и региональным хранилищам учебно-методических материалов нового поколения, а также для дистанционной поддержки педагогов и учащихся учреждений общего и начального профессионального образования, не имеющих доступа к полному спектру образовательных услуг на местах;

■ организация и проведение конкурсов для поддержки педагогических инициатив и телекоммуникационных образовательных проектов;

■ осуществление мониторинга хода реализации проекта в регионе и оценка его результативности;

■ освещение опыта методической образовательной деятельности для педагогической общественности и заинтересованных структур во всех субъектах Российской Федерации.

Типы

межшкольных методических центров и их функциональная нагрузка

Региональный координационный центр

РКЦ является ключевым элементом в системе ММЦ. Этот центр координирует работу всех центров в регионе и оказывает методическую поддержку персонала центров на протяжении всего проекта. Он является оператором проекта в регионе, в задачи которого входит:

Система ММЦ включает один региональный координационный центр (РКЦ) и ряд ММЦ, которые могут быть трех типов, в зависимости от количества прикрепленных к ним учреждений общего образования и учреждений начального профессионального образования, а также количества педагогических кадров в них. С учетом этого выделяются:

■ межшкольный методический центр расширенной комплектации;

■ межшкольный методический центр базовой комплектации;

■ межшкольный методический центр элементарной комплектации.

202

■ организация всей методической и консультационной службы системы ММЦ;

■ организация и осуществление деятельности по повышению квалификации работников образования;

■ организация и обеспечение функционирования телекоммуникационных ресурсов центров;

■ организация технической поддержки всех центров;

■ обеспечение поддержки, регулярного обновления и распространения образовательных ресурсов (медиатека, депозитарий электронных учебных и методических материалов, сайт региональной методической службы);

■ организация и участие в проведении выставок, конференций и семинаров;

■ организация научно-исследовательских работ по поддержке инициативных проектов учителей, педагогических инициатив и инноваций в области информатизации образования.

РКЦ также осуществляет координацию работ по подготовке, оснащению и приемке помещений центров, организует подготовку персонала, заключает договоры с различными организациями, осуществляет мониторинг за ходом реализации проекта.

ММЦ расширенной комплектации

ММЦ расширенной комплектации являются ресурсными центрами методической службы информатизации образования в регионе. Они создаются в административных центрах, имеющих большое количество школ. Один центр расширенной комплектации сопровождает до 80 образовательных учреждений, включая школы, центры дополнительного образования для детей, учреждений начального профессионального образования, межшкольные учебные комбинаты с общим количеством педагогов в них от 1000 до 2000 человек. Такие центры создаются на базе учреждений образования, имеющих возможности для обучения большого числа учителей, обладающих общежитием или базой отдыха для проведения краткосрочных курсов повышения квалификации с отрывом от основной работы, выездных конференций и семинаров, имеющих выход на качественный телекоммуникационный ресурс. В регионе может быть создано несколько центров расширенной комплектации, предназначенных для:

■ проведения курсов повышения квалификации для учителей и преподавателей, управленцев, методистов прикрепленных образовательных учреждений с пропускной способностью не менее 500 человек в год;

■ осуществления методической и консультационной поддержки педагогических кадров прикрепленных образовательных учреждений;

■ поддержки дистанционного обучения в регионе;

■ консультационно-технической поддержки прикрепленных к центру образовательных учреждений;

203

■ поддержки и презентации телекоммуникационных проектов учителей и учащихся, в том числе для проведения олимпиад и конкурсов регионального значения совместно с РКЦ;

■ участие в проведении выставок, региональных конференций и семинаров;

■ организации работ по информированию общественности совместно с РКЦ, при этом центры расширенной комплектации должны отражать в своей деятельности приоритетные направления развития образования, определенные в программе информатизации и муниципального образования.

Дополнительная деятельность центров расширенной комплектации в области информатизации начального профессионального образования. Центры расширенной комплектации предназначены также для поддержки педагогических кадров учреждений начального профессионального образования, что проявляется в следующих направлениях работ:

■ продвижении профориентации школьников во все школы;

■ поддержке методических объединений учителей и мастеров начального профессионального обучения, в том числе дистанционно;

■ учебно-методической поддержке работников;

■ поддержке и обновлению электронного аннотированного каталога электронных учебных материалов;

■ приоритетной методической поддержке педагогов.

ММЦ базовой и элементарной комплектации

ММЦ базовой и элементарной комплектации предназначены в основном для реализации задач проекта на муниципальном уровне. Количество школ, которое охватывает центр базовой комплектации своей поддержкой, может варьироваться в зависимости от ситуации в конкретном районе: от 20 до 49 школ, общее количество педагогических кадров, прикрепленных к центру базовой комплектации, — от 500 до 1000 человек. Они размещаются на базе межшкольных учебных комбинатов и школ, имеющих ресурсы площадей (например, часть здания, этаж, отдельно стоящая постройка), которые возможно выделить для служб центра базовой комплектации.

Такие центры обычно располагаются в районах с преобладанием сельских школ, в том числе малокомплектных. За одним центром может быть закреплено до 19 полнокомплектных школ. Поскольку возможно наличие в районе малокомплектных школ, то необходимо учитывать, что общее количество педагогических кадров, прикрепленных к центру, будет не менее 200 человек. В случае, когда количество педагогов меньше указанной цифры, создается один центр для нескольких муниципальных образований. Центр размещается на базе полнокомплектной сельской школы, имеющей ресурс площадей и кадровый потенциал.

Основная деятельность таких центров предполагает:

■ организацию и осуществление регулярной учебно-методической поддержки учителей всех школ в каждом муниципальном образовании;

204

■ организацию и осуществление повышения квалификации учителей, методистов по использованию новых образовательных технологий с пропускной способностью от 100 человек для центра элементарной комплектации и от 250 человек для центра базовой комплектации в год;

■ организацию представления результатов апробации и внедрение новых цифровых учебных материалов;

■ организацию доступа для педагогов и учащихся к образовательным ресурсам в сети Интернет;

■ поддержку сетевой методической службы;

■ поддержку школьных инновационных проектов и педагогических инициатив в области использования ИКТ;

■ консультационно-техническую поддержку школ муниципалитета в основном в виде консультаций;

■ организацию и проведение семинаров.

Рекомендации по отбору площадок под ММЦ различного типа

Рекомендации по использованию видов образовательных учреждений для размещения ММЦ перечисленных типов представлены в Таблице 1:

Тип ММЦ Вид образовательного учреждения

РКЦ Государственное образовательное учреждение, Институт повышения квалификации работников образования или Институт повышения квалификации, региональный методический центр и центры информатизации образования региона (в случае, если они являются отдельными юридическими лицами).

Расширенной комплектации Учреждение общего образования, Учреждение начального профессионального образования, методический центр муниципального уровня (в случае, если является отдельным юридическим лицом), центр дополнительного образования для детей межшкольный учебный комбинат, имеющие опыт использования ИКТ в образовании.

Базовой комплектации Учреждение общего образования, Учреждение начального профессионального образования, методический центр муниципального уровня (в случае, если является отдельным юридическим лицом), межшкольный учебный комбинат, центр дополнительного образования для детей.

Элементарной комплектации Учреждение общего образования, в том числе поселковая или сельская школа (полнокомплектная), Учреждение начального профессионального образования, межшкольный учебный комбинат, центр дополнительного образования для детей.

Уточнение:

Школа (полнокомплектная) сельского или поселкового типа, учреждение начального профессионального образования на селе могут быть представлены как ММЦ элементарной комплектации в связи с ограниченностью площадей и небольшим количеством учителей в районе, которым предстоит пройти обучение в центре и получать регулярную методическую поддержку в нем.

Методические кабинеты управлений образованием, учреждения начального профессионального образования, центры дополнительного образования для детей, специализирующиеся в области использования ИКТ позволяют создать центры расширенной комплектации,

205

направленные на формирование методической службы региона. Они не связаны с учебным процессом школы (проведением уроков), что позволяет организовать обучение учителей с высокой пропускной способностью в две смены. Однако они требуют обязательного сотрудничества со всеми прикрепленными школами, как площадками для организации образовательных мероприятий для учителей в рамках деятельности центра: учебных семинаров (мастер-классов, по апробации новых учебных материалов, программ обучения, программ информатизации школы), открытых уроков, презентации работы учителей в живом учебном процессе. Таким образом, данные площадки необходимо рассматривать в неразрывной связи со школами, которые они поддерживают. Если данные центры имеют общежитие, базы отдыха, или есть возможность их сотрудничества с такими базами, то они реально смогут выполнять функции расширенных центров для организации региональных мероприятий.

Межшкольный учебный комбинат или пилотная школа, специализирующиеся в области использования ИКТ, позволяют создать ресурсные центры базовой комплектации, поскольку имеют больше площадей, подготовленный персонал, большую пропускную способность.

Центры строятся на основе типовых служб и модулей. Перечень служб приведен ниже:

■ учебно-методическая служба — повышение квалификации педагогов в области использования ИКТ в образовательном процессе;

■ координационно-методическая служба — организация регулярных методических консультаций педагогов, координация функционирования созданной методической службы регулярный мониторинг функционирования центров;

■ коммуникационная служба — обеспечение телекоммуникационного взаимодействия между центрами;

■ административная служба — организация работы центра, подготовка отчетных материалов;

■ техническая служба — обеспечение исправного функционирования технических ресурсов центра, консультационно-техническая поддержка учреждений образования.

Предполагается, что учреждения системы ММЦ могут оказывать дополнительные услуги населению (организация свободного доступа к образовательным и информационным ресурсам нового поколения на договорной основе, использование возможностей Интернет-телефонии, организация работы детских компьютерных клубов, клубов педагогических сообществ, в том числе сетевых, предоставление дистанционных образовательных услуг на договорной основе).

Службы комплектуются из функциональных модулей. Их перечень приведен в Табл. 2.

Организация функционирования межшкольных методических центров

Состав служб

206

Практика

Таблица 2 Модули служб

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Наименование службы Наименование модуля Тип центра

1 Учебно-методическая служба Класс ИКТ, совмещенный с предметным демозалом РКЦ

Класс ИКТ все

Медиа-лекторий все

Кабинет учителя-предметника расширенный, базовый

Аудио-видеомонтажный комплекс все

2 Координационнометодическая служба Методкабинет все

Архив РКЦ

Медиа-кабинет все

3 Коммуникационная служба Серверная все

Лаборатория ДО все

Мобильный класс все

Web-мастерская РКЦ

4 Административная служба Дирекция и бухгалтерия все

5 Техническая служба Технический кабинет все

Издательский комплекс РКЦ, расширенный

Комплектация центров по составу функциональных модулей

Таблица 3 Комплектация центров из унифицированных

функциональных модулей

Тип ММЦ Модули

№ Наименование модуля Кол-во рабочих мест с ПК

Региональный 1. Класс ИКТ — предметный демонстрационный зал 13

2. Класс ИКТ 13

3. Медиа-лекторий 1

4. Аудио-видео монтажный комплекс 2

5. Методический кабинет 4

6. Архив 1

7. Медиа-кабинет 5

8. Серверная 4

9. Лаборатория ДО 2

10. Мобильный класс 3

11. Web-мастерская 1

12. Дирекция и бухгалтерия 8

13. Технический кабинет 1

14. Издательский комплекс 2

ИТОГО: 60

207

№ Наименование модуля Кол-во рабочих мест с ПК

Расширенный 1. Класс ИКТ (2 класса) 26

2. Медиа-лекторий 1

3. Кабинет учителя-предметника 2

4. Аудио-видеомонтажный комплекс 2

5. Методический кабинет 4

6. Медиа-кабинет 5

7. Серверная 2

8. Лаборатория ДО 2

9. Мобильный класс 3

10. Дирекция и бухгалтерия 5

11. Технический кабинет 1

12. Издательский комплекс 1

ИТОГО: 54

№ Наименование модуля Кол-во рабочих мест с ПК

Базовый 1. Класс ИКТ 13

2. Медиа-лекторий 1

3. Кабинет учителя-предметника 1

5. Аудио-видеомонтажный комплекс 2

6. Методический кабинет 2

7. Медиа-кабинет 3

8. Серверная 1

9. Лаборатория ДО 1

10. Мобильный класс 3

11. Дирекция и бухгалтерия 3

12. Технический кабинет 1

ИТОГО: 31

№ Наименование модуля Кол-во рабочих мест с ПК

Элементарный 1. Класс ИКТ 13

2. Медиа-лекторий 1

5. Аудио-видеомонтажный комплекс 1

6. Методический кабинет 2

8. Серверная 1

9. Мобильный класс 1

10. Дирекция и бухгалтерия 3

11. Технический кабинет 1

ИТОГО: 23

208

Практика

Для обеспечения функционирования системы центров в штатное расписание центров вводятся следующие типовые должности, обязательные для всех типов центров:

■ директор;

■ заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

■ бухгалтер;

■ секретарь-делопроизводитель;

■ инженер — системный администратор;

■ инженер;

■ техник;

■ лаборант;

■ педагог;

■ методист.

В рамках отдельных должностей, исходя из функциональных особенностей различных типов центров, предполагается вводить дополнительные должности, которые отражают разновидности инвариантных должностей и различное количество ставок для них. К такими должностям могут быть отнесены:

■ заместители директора: по информатизации образования, по административно-хозяйственной работе;

■ методисты: по дистанционному обучению, по медиатеке и пр.;

■ педагоги: по предмету, мастер производственного обучения и пр.;

■ инженеры: системный администратор, веб-мастер, администратор баз данных.

Количественный состав персонала регулируется в соответствии с уровнем комплектации и функциями центра и количеством прикрепленных педагогов.

Основными параметрами, входящими при этом в расчет нагрузки специалистов, являются следующие:

1. Специалисты служб административной, коммуникационной и технической — ненормированный рабочий день, ставка, индивидуальная доплата за работы, определенные по договору.

2. Специалисты (педагоги и методисты), имеющие годовую нагрузку 720 часов. Каждый час дополнительно оплачивается в размере от 3 долл. США, в соответствии с нагрузкой.

3. Один учебный час предусматривает работу педагога со слушателями:

■ поток = 24 слушателя для лекций, конференций, семинаров;

■ группа = 12 слушателей для практических работ;

■ бригада = 4 слушателя для курсовых и проектных работ (открытый урок, мастер класс, проектная работа).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Один консультационный час предусматривает работу методиста со слушателями:

■ фронтальная консультация (до 50 человек) на семинарах для школьных команд;

■ групповая консультация (до 12 человек) для предметных команд;

Персонал

центров

209

■ индивидуальная консультация (до 4 человек) по узкопрофессиональным вопросам для проектных команд.

5. Продолжительность учебных занятий:

■ 1 учебная смена=6 часов;

■ две смены работы: 1-я (8.30—13.00), обед (1 час), 2-я (14.00— 18-30).

6. Примерная средняя нагрузка на 1 ставку методиста (8-часовой рабочий день): до 18 часов в неделю на проведение консультаций и далее на подготовку к занятиям, оформление отчетности, сопровождение массивов информации.

Нагрузка на 1 ставку преподавателя — 72 часа в месяц (18 часов в неделю).

Пропускная способность преподавателя: 12 человек в месяц, 96 человек в год.

Пропускная способность методиста: 100 человек в месяц, 400 человек в полугодие из расчета 2 семинара на 1 учителя в год.

Пропускная способность методиста ДО — 200 человек в год из расчета 72 часов дистанционных часов на слушателя.

7. У остальных сотрудников нагрузка определяется согласно их функционалу в рамках 8-ми часового рабочего дня (см. таблицу нагрузки).

8. Формы занятий: теоретическое занятие (лекция, семинар, презентация, в том числе конференция и выставка), практикум (лабораторная работа, семинар открытых уроков, мастер-классов, консультация, в том числе сетевая), контрольное занятие (зачет, защита проекта, открытый урок, доклад, курсовая работа).

9. Состав образовательных мероприятий:

■ межрегиональные мероприятия (выставка-конференция);

■ региональные мероприятия (учебные региональные семинары в РКЦ, две региональные конференции, два региональных семинара: летних и зимних школ);

■ муниципальные мероприятия (договорные работы, по 4 муниципальных семинара: мастер классов в каждом центре в год).

10. Необходимость введения дополнительных штатных единиц в штат образовательного учреждения определена спецификой деятельности центров и предполагает, что основной состав сотрудников привлекается из числа штатных единиц, уже имеющихся в образовательном учреждении.

Дополнительными штатными единицами могут стать (помимо директора и заместителей директора, а также бухгалтера и системного администратора): методисты (с функционалом методиста дистанционного обучения, методиста медиатеки), инженер (в том числе с функционалом администратора баз данных, веб-мастера), техник, лаборант (в связи с большим количеством технического оборудования).

Представленная в этом разделе информация позволяет сформировать типовое штатное расписание для каждого типа центров. При этом необходимо учитывать следующее:

210

Практика

■ штатное расписание должно утверждаться управлением образования соответствующего уровня;

■ штатная единица центра должна оплачиваться за счет бюджета управления образованием соответствующего уровня, а надбавка за конкретную работу оформляется различными видами срочных договоров.

В предлагаемые типовые штатные расписания предлагается внести квалификационный разряд специалиста на основе единой тарифной сетки, начисляемую зарплату, возможные надбавки. Данные расходы составят часть бюджета на заработную плату, которую обеспечивает регион.

Персональные надбавки начисляются в примерно указанных размерах из денег займа на основании заключения договоров на работы и услуги.

Сопроводительную документацию по всем договорам ведут бухгалтеры, сводный отчет сопровождает главный бухгалтер РКЦ.

Все образовательные мероприятия планируются и организуются Образовательная РКЦ. К таким мероприятиям относятся: деятельность

■ региональные выставки-конференции; ---------------

■ региональные конференции и семинары;

■ муниципальные конференции и семинары.

Проведение региональных выставок-конференций Региональные выставки-конференции проводятся на базе РКЦ для межрегионального обмена опытом в рамках проекта. Рекомендуется проводить одну региональную выставку-конференцию в год с 2005 года. Длительность мероприятия — от 3 до 5 дней, количество участников одного мероприятия — 100 человек. Оплата проезда производится за счет региональных средств. Оплата проезда и проживания приглашенных специалистов производится за счет средств ММЦ.

Выставка-конференция проводится в основном для специалистов управления образованием различных уровней и директоров учреждений общего образования с целью демонстрации результатов проекта и достижений в области информатизации образовательных учреждений в регионе. Цель — определение приоритетных направлений развития региональной и муниципальных программ информатизации и выработка рекомендаций по их реализации в регионах проекта и в новых регионах как части единого информационного образовательного пространства страны. Выставка-конференция проводится раз в год как «День открытых дверей» для презентации опыта проекта за год.

Проведение региональных конференций и семинаров Региональные конференции и семинары включают в себя организацию в регионе массовых выездных мероприятий 2 раза в год.

Подготовка конференций в рамках Проекта осуществляется РКЦ.

211

РКЦ как отобранный в рамках конкурсного отбора оператор проекта в регионе обеспечивает привлечение организаций для размещения участников: их проживания и питания, предоставления залов и аудиторий, привлечение СМИ и телевидения.

Конференция проводится в рамках отчета по выполнению научно-исследовательских работ по поддержке педагогических инициатив по следующим направлениям (предположительно в ноябре):

■ «Опыт развития процессов информатизации общего образования в регионе, районе, школе и пути его распространения»;

■ «Расширение доступа участников образовательного процесса к образовательным мероприятиям на основе использования ИКТ».

Региональные семинары (летние и зимние школы) организуются РКЦ с привлечением баз отдыха. Эти мероприятия ориентированы на всех учителей-новаторов в регионе, особенно тех, которые активно участвуют в инновационной деятельности в качестве разработчиков. Семинары предусматривают активное обучение методом погружения, предпочтительно в период каникул. Они являются одной из коллективных форм обучения и передачи опыта в использовании новых образовательных технологий для учителей, управленцев, методистов.

Количество участников семинаров определяется в соответствии с количеством учителей в регионе. Так, от каждого района, предполагается участие 1—5 педагогов из прикрепленных образовательных учреждений и по 1 методисту центра. Периодичность проведения семинаров — 2 семинара в год (июль-август и январь) — летняя и зимняя школы. Длительность каждого мероприятия — 7 дней.

Каждое мероприятие представляет собой 36-часовой модуль обучения. Количество участников одного мероприятия — от 50 до 100 человек. Рекомендуется засчитывать эти часы участникам региональных семинаров как модуль курсов повышения квалификации в области применения ИКТ в образовательном процессе с накоплением часов до 72 и дальнейшей аттестацией педагогов по итогам обучения за весь период проекта.

Все мероприятия летних и зимних школ фиксируются техническими специалистами РКЦ с помощью аудио- видеоресурсов и формируются как учебно-методические материалы для использования в работе с ММЦ и для формирования регионального учебно-методического хранилища.

Проведение муниципальных выставок-конференций Муниципальные выставки-конференции проводятся на базе ММЦ для межшкольного обмена опытом в рамках проекта. Цель — определение приоритетных направлений развития школьных программ информатизации и выработка рекомендаций по их реализации.

Эти мероприятия проводятся в виде «Дня открытых дверей» один раз в год (март-май), начиная с 2005 года. Длительность мероприятия — 1 день, количество участников одного мероприятия — до 100 человек (по одному представителю от школ, прикрепленных

212

к центрам). Основной состав участников — специалисты управления образованием, директора и методисты.

Проведение муниципальных семинаров (мастер-классов) Муниципальные семинары предназначены для представления живого опыта команд учителей и методистов, по использованию ИКТ в учебном процессе. Они проводятся на базе центров.

Периодичность проведения семинаров — один семинар в квартал. Количественный состав участников — по три человека от каждого учреждения общего и начального профессионального образования. Учебные группы комплектуются от 12 до 25 человек, количество групп рассчитывается по количеству учреждений образования. В случае необходимости, предусматривается оплата и проживание членов групп за счет направляющей стороны. Количество команд одного семинара рассчитывается на основе количества учителей, прикрепленных к ММЦ.

Продолжительность семинара — 3 дня (рекомендуется использовать выходные дни), что составляет 18 учебных часов. Координирует и планирует тематику и расписание семинаров на весь год в регионе — РКЦ совместно со всеми ММЦ в регионе.

Форма организации семинаров: открытые уроки педагогов-предметников, презентация лучших курсовых работ учителей (слушателей курсов повышения квалификации), лучших образовательных проектов и технологий, лучших телекоммуникационных проектов, разработанных в рамках педагогических инициатив авторскими коллективами в муниципальных образованиях, передача опыта реализации этих инициативных проектов и образовательных технологий (учебные секции семинара).

Все семинары фиксируются техническими специалистами с помощью аудио-видео ресурсов и формируются как учебно-методические материалы для использования в работе центра и для формирования регионального учебно-методического хранилища.

Проведение обучения педагогов базовой ИКТ-компетентности Обучение педагогов учреждений общего и начального профессионального образования, прикрепленных к своему центру, проводится без отрыва их от работы в рамках еженедельного методического дня, предоставляемого педагогическим работникам учреждений общего и начального профессионального образования, и субботних дней. Для формирования расписания занятий и обеспечения пропускной способности центра требуется согласовать с директорами учреждений общего и начального профессионального образования, прикрепленных к центру, на соответствующий учебный год предоставление методических дней педагогам — слушателям повышения квалификации на базе центра.

Обучение педагогов базовой ИКТ-компетентности по 72-часовой программе осуществляется в период с января 2006 года по май 2008 года.

213

Программы обучения и учебно-методические материалы к ним направляются из РКЦ. Обучение проводят преподаватели центра, которые уже прошли повышение квалификации по 72-часовой программе в РКЦ.

Аттестацию слушателей по итогам повышения квалификации осуществляет РКЦ совместно с институтом повышения квалификации.

Проведение и учебных семинаров и консультаций В центре регулярно проводятся следующие виды однодневных учебных семинаров в объеме — 6 часов каждый для различных целевых групп:

■ учебный семинар для специалистов муниципального управления образованием и директоров образовательных учреждений;

■ учебные семинары для педагогов-предметников учреждений общего образования и мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования по вопросам использования ИКТ-ресурсов;

■ учебные семинары по ознакомлению завучей и методистов учреждений общего и начального профессионального образования с новыми поступлениями учебно-методических комплексов, медиатеки и дистанционными курсами.

Учебные семинары для педагогов-предметников по вопросам использования в учебном процессе разработанных в рамках проекта учебно-методических комплексов регулярно проводятся на базе ММЦ один раз в неделю с января 2006 года по июнь 2008 года. Количественный состав слушателей — 25 человек.

Учебные семинары по ознакомлению завучей и методистов учреждений общего и начального профессионального образования с новыми поступлениями медиатеки, учебно-методическими комплексами и дистанционными курсами проводятся с января 2006 года по июнь 2008 года с периодичностью один раз в квартал.

Учебные семинары для специалистов муниципального управления образованием и директоров прикрепленных образовательных учреждений проводится ежегодно в согласованные сроки.

Ежедневная консультационная работа методиста предполагает проведение до 18 часов в неделю консультаций, семинаров и оставшееся время — на подготовку к занятиям, оформление отчетности, сопровождение массивов информации.

Методист дистанционного обучения работает в сетевом режиме, включая проведение форумов, консультаций по электронной почте, сопровождение разделов информационной методической службы, поддержку слушателей по работе с дистанционными курсами, проведение Интернет-туров, конкурсов и олимпиад.

Организация накопительного обучения 18-часовые модули будут засчитываться участникам муниципальных семинаров и 6-часовые учебные семинары в качестве прохождения курсов повышения квалификации в области применения ИКТ

214

в образовательном процессе с накоплением ими часов до 72 и дальнейшей аттестацией педагогов. Для этого целесообразно по итогам семинара формировать раздел курсовой работы педагога.

Для организации такого накопительного обучения рекомендуется ввести зачетную книжку учителя, где фиксировать все часы участия в учебных семинарах в течение учебного года и зачеты по итогам учебного семинара (реферат, доклад, проект), а также предложить педагогу по накоплению 72 часов обучения пройти итоговую аттестацию. Форму итоговой аттестации предлагается согласовать с РКЦ, например, это может быть доклад на конференции, презентация на выставке, учебно-методические материалы, предложенные педагогами и размещенные в региональном хранилище как имеющие практическую ценность.

Подготовка персонала центров на базе РКЦ Первичная подготовка основного персонала для РКЦ осуществляется в первый год проекта. В состав групп обучения входят: директор, заместитель директора по учебно-методической работе, включая специалиста по работе с учреждениями начального профессионального образования в регионе, заместитель директора по информатизации образования, главный бухгалтер. Подготовка основного персонала центров (директор, заместитель директора по учебнометодической работе, включая специалиста расширенного центра по работе с учреждениями начального профессионального образования в районе) осуществляется на базе РКЦ под руководством отобранной для этого организации по графику, подготовленному этой организацией.

Педагоги и методисты всех центров проходят регулярное обучение в РКЦ по 72 часовой программе, используя также накопительную систему обучения.

Работа по подготовке специалистов (методистов и преподавателей по обучению школьных учителей ИКТ-компетентности) осуществляется на первом этапе работ РКЦ до ввода центров в эксплуатацию, таким образом, чтобы к моменту полного оборудования центров они уже имели достаточный кадровый потенциал для немедленного начала работы. В состав групп слушателей педагогов и методистов входят: педагоги, проводящие курсы повышения квалификации по формированию ИКТ компетенций у учителей, методисты-предметники, проводящие курсы по использованию учебных материалов нового поколения. РКЦ осуществляет подготовку по 72-часовой программе с выдачей удостоверений с привлечением ведущих специалистов региона в области использования ИКТ в образовательном процессе. Обучение проводят преподаватели и методисты РКЦ, прошедшие подготовку (по 4 специалиста от региона) в 2005 году на федеральном уровне.

Со второго года проекта обучаются методисты-предметники центров (не менее 6 специалистов от каждого центра) по накопительной системе по вопросам использования в учебном процессе

215

учебно-методических комплексов. Учебно-методические материалы предоставляются в РКЦ по результатам этапов реализации проекта на федеральном уровне по мере разработки.

Наряду с этим, РКЦ на своей базе в рамках образовательных мероприятий организует регулярные ежегодные учебно-консультационные семинары для административно-технических специалистов всех центров по вопросам финансовой, документальной отчетности, организации учебно-методической работы, распространения учебных материалов нового поколения и осуществления поддержки дистанционного обучения, по вопросам информационно-технического сопровождения, для чего формируется расписание их проведения.

Поддержка Одним из важнейших видов деятельности системы ММЦ в регио-педагогических нах проекта будет организация и проведение конкурсов педагоги-инициатив ческих инициатив, направленных на поддержку инициативных пе-

_______________ дагогов, педагогических коллективов и учреждений образования,

стремящихся к активному использованию ИКТ в образовательной деятельности. Обязанности по организации, проведению и оценке результатов конкурсов возложены на РКЦ. В бюджет РКЦ закладываются средства на оплату разработок, представленных победителями проводимых конкурсов. На этапе проведения конкурсов специалисты ММЦ осуществляют информирование возможных участников конкурсов среди прикрепленных к ним учреждений образования, предоставляют свои ИКТ-ресурсы и доступ к сети Интернет для участвующих в конкурсах, оказывают консультационную поддержку. Решение о количестве победителей каждого конкурса и размерах выплат в рамках имеющегося финансирования регион проекта принимает самостоятельно.

Для выполнения работ по конкурсам и размещения результатов на сервере РКЦ региона проекта в рамках информационной методической среды организуется дисковое пространство и настраиваются специализированные программные механизмы.

Конкурсы организуются по следующим направлениям и темам.

Направление 1. «Поддержка процессов информатизации общего и начального профессионального образования в регионе, районе, школе».

Конкурс 1. «Лучшие педагогические инициативы в регионе» Конкурс объявляется в 2005году. Длительность поддержки исполнителей в рамках этого конкурса составляет не менее 2-х лет. Победителями конкурса могут стать коллективы методистов муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений, инициативные педагоги, библиотекари образовательных учреждений, методические объединения школ.

Конкурс проводится по следующим лотам (количество лотов может быть изменено регионом в соответствии с тематикой заявленных в них мероприятий или направлений деятельности):

216

1) разработка содержания и сопровождение Интернет-форума для методической поддержки инновационной деятельности педагогов в регионе (тематика форума определяется регионом);

2) разработка и реализация образовательных проектов по использованию средств ИКТ в районе и/или образовательном учреждении (тематика и количество проектов определяется регионом из представленных ниже).

По лоту могут быть отобраны три и более проектов из указанных тематических направлений:

a. Инициативные проекты межшкольных педагогических коллективов (межшкольные ассоциации инициативных педагогов-пред-метников, школьных районных туристических, спортивных, научных клубов учащихся и творческих союзов учителей, педагогов — организаторов, научной общественности и учащихся, межшкольные педагогические гостиные, смотры педагогического мастерства и обмена опытом, инициативные тематические педагогические мастерские, муниципальные инициативные проекты предметных методических объединений).

b. Инициативная педагогическая деятельность школьного коллектива (школьного методического объединения, предметного педагогического объединения, школьного/районного семейного клуба, клуба по интересам, школьного досугового центра, школьного факультативного, научного объединения, проектной группы, школьного издательства, школьного музея, агит-бригады и школьной прессслужбы др.).

c. Инициативные проекты муниципальных коллективов методистов и педагогов (педагогические клубы, ассоциации педагогов, муниципальные инициативные проекты педагогов и родителей совместно с социальными службами по профилактике правонарушений, безопасной жизнедеятельности, психологической поддержке, инициативные проекты муниципальных попечительских советов по участию в издании школьных районных газет, журналов, листовок, буклетов, радио и теле передач просветительского характера и пр.).

Конкурс 2. «Поддержка проектов профориентации учащихся с помощью Интернет»

Конкурс объявляется в марте 2006 года по одному лоту, соответствующему названию конкурса. Длительность поддержки инициативы в рамках этого конкурса составляет период до двух лет. Для выполнения работ отбирается творческий коллектив преподавателей и социальных педагогов.

Конкурс 3. Коллекция электронных материалов к урокам «Предметы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

регионального и школьного компонентов учебного плана» Конкурс объявляется в августе 2006 года по не более чем по 10 лотам. Длительность работ в рамках этого конкурса составляет от одного года до двух лет. Для выполнения работ отбираются индивидуальные исполнители-педагоги и/или коллективы разработчиков,

217

учителей-предметников и методистов по предметам общего образования, специалистов профессионального педагогического образования, педагогов и методистов начальной школы.

Перечень и количество лотов в рамках данного конкурса определяется, исходя из потребностей региона. По отдельным лотам исполнители должны в максимальной степени использовать коллекции цифровых образовательных ресурсов, разработанные в рамках проекта, а также предоставляемое РКЦ и ММЦ дополнительное оборудование, подключаемое к компьютеру и образовательные ресурсы.

Конкурс проводится по следующим лотам:

Лоты от 1 до 10. Коллекции электронных материалов к урокам (указать предметную область или курс из нее регионального и/или школьного компонентов учебного плана, в том числе начального обучения) с использованием ИКТ ресурсов в соответствии с потребностями региона (количество лотов определяет регион проекта).

Конкурс 4. «Лучшие сайты учреждений системы общего и начального профессионального образования»

Конкурс объявляется в марте 2007 года по пяти лотам. Длительность работ в рамках этого конкурса составляет один год. В конкурсе участвуют все образовательные учреждения и сами ММЦ. Победители — «школьные команды» —коллективы специалистов образовательных учреждений, принявших наиболее активное участие в реализации программ информатизации школ и отразившие наиболее полно свои достижения на своем сайте.

Перечень лотов в рамках данного конкурса отражает возможных победителей от каждого района:

1) лучший сайт учреждения начального профессионального образования;

2) лучший сайт школы;

3) лучший сайт центра дополнительного образования для детей;

4) лучший сайт межшкольного учебного комбината;

5) лучший сайт ММЦ.

Направление 2. «Расширение доступа обучающихся к образовательным мероприятиям, конкурсам и олимпиадам с использованием ИКТ».

Конкурс 1. Лучшие проекты с использованием ИКТ для коллекции электронных материалов «Родной край»

Конкурс объявляется в августе 2005 года по пяти лотам. Длительность работ по итогам этого конкурса составляет не менее двух лет. К участию привлекаются школы — инициаторы краеведческой работы в регионе.

Перечень лотов в рамках данного конкурса (определяется регионом в соответствии с региональным компонентом «Краеведение»).

Инициативные проекты групп образовательных учреждений (межшкольные инициативные краеведческие проекты, проекты по защите природных объектов, памятников истории, памятников боевой

218

Практика

славы, совместные проекты образовательных учреждений по возрождению культурных традиций, пропаганде здорового образа жизни, правовой культуры, языковой культуры, поддержке научно-исследовательской и поисковой деятельности, межшкольных клубов следопытов, ассоциаций школ профильного обучения, в том числе с участием в международных инициативных проектах и др.):

1) экология и хозяйство региона;

2) история профессиональных достижений в регионе;

3) население и природные богатства региона;

4) культура, искусство и традиции;

5) история и охрана памятников.

Конкурс 2. «Проект по использованию ИКТ в рамках образовательных мероприятий для учащихся»

Конкурс объявляется в марте 2006 года по двум лотам. Длительность поддержки инициатив в рамках этого конкурса составляет от одного года до двух лет. К участию в конкурсе привлекаются образовательные учреждения, проводящие в регионе подобные мероприятия для детей. По итогам конкурса выбирается образовательное учреждение — оператор реализации проекта. Эта организация должна иметь опыт и задел в реализации подобных проектов, в том числе с использованием ИКТ, сети Интернет.

Перечень лотов в рамках данного конкурса (конкретное название или перечень лотов определяет регион):

1) образовательный проект для детей с использованием ИКТ (летняя и зимняя школы, фестиваль детских образовательных проектов, конкурс детских научно-исследовательских работ, «ярмарка проектов» по школьным предметам);

2) проект по проведению школьного и муниципального Интернет-туров интеллектуальных конкурсов и предметных олимпиад.

Конкурс 3. «Лучший проект по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике и подготовки школьников к ним с помощью ИКТ

и сети Интернет»

Конкурс объявляется в марте 2006 года по одному лоту. Длительность поддержки инициатив в рамках этого конкурса составляет два года. По итогам конкурса выбирается исполнитель — авторский коллектив, имеющий опыт и задел в реализации подобных проектов, в том числе с использованием сети Интернет.

Информационная методическая среда системы ММЦ (ИМС) обеспечит информационную поддержку в сети Интернет методических образовательных услуг для всех учреждений общего и начального профессионального образования региона. Обеспечение информационного наполнения, проведения сетевых консультаций и технического сопровождения входит в функциональные обязанности соответствующих специалистов всех центров.

Информационная методическая среда системы

219

Цели ИМС:

■ оптимизация процессов организационного и методического взаимодействия между ММЦ и прикрепленными учреждениями образования, методистами, педагогами, муниципальными управлениями образования в регионе;

■ повышение оперативности в решении организационно-методических задач и развитие уже существующей информационнометодической составляющей;

■ расширение свободного доступа педагогов и методистов учреждений образования к необходимой профессиональной информации независимо от территориального расположения и удаленности от регионального методического центра;

■ эффективное представление и распространение педагогического опыта, формирование единой информационной методической среды общего образования в регионе;

■ оптимизация процедур мониторинга уровня внедрения ИКТ в реальный учебный процесс учреждений общего образования;

■ широкое представление опыта проекта и возможностей его использования в других регионах страны.

Задачи ИМС:

■ обеспечение педагогов и методистов системы общего образования постоянной профессиональной консультационной поддержкой в области информатизации образования;

■ обеспечение доступа к цифровым образовательным ресурсам и учебно-методическим материалам федерального значения;

■ поддержка регионального хранилища учебных и методических материалов и организация свободного доступа к нему;

■ предоставление педагогам и методистам программных инструментов для общения, обмена опытом, групповой работы;

■ предоставление педагогам и методистам программных механизмов для разработки дистанционных курсов и цифровых учебных материалов;

■ предоставление педагогам, методистам, учреждениям образования, муниципальным управлениям образования возможности создания сайтов посредством специализированного программного обеспечения;

■ предоставление программных механизмов для сбора и обработки мониторинговой информации функционировании системы ММЦ.

Среда строится как система управления информацией: размещения, хранения, доступа, сбора, передачи и обмена. В этой связи в структуре среды выделяются следующие функциональные модули:

■ информационный модуль: размещение, хранение и доступ к информации в рамках информационной поддержки мероприятий центров;

■ модуль управления информационными потоками: передача информации и обмен информацией;

■ модуль мониторинга: сбор информации о функционировании системы ММЦ.

220

Практика

Все вышеуказанные модули имеют соответствующее выражение в инструментальных средствах и базах данных, выполняющих определенные функции.

В состав информационного модуля входят:

■ база данных «Региональное хранилище цифровых учебных и методических материалов»;

■ база данных «Нормативные документы региональных органов управления образованием»;

■ инструментальное средство «Конструктор дистанционных курсов и цифровых учебных и методических материалов»;

■ инструментальное средство «Конструктор сайтов»;

■ инструментальное средство «Конструктор уроков»;

В состав модуль управления информационными потоками входят:

■ инструментальное средство «Сетевые консультации»;

■ инструментальное средство «Форумы»;

■ инструментальное средство «Сетевые конференции»;

■ инструментальное средство «FAQ (часто задаваемые вопросы)»;

■ инструментальное средство «Конкурсы педагогических инициатив»;

■ инструментальное средство «Гостевая книга»;

■ инструментальное средство «Доска объявлений».

В состав модуля мониторинга входят:

■ база данных «Состояние информатизации учреждений общего и начального профессионального образования в регионе проекта»;

■ база данных «Мониторинг функционирования системы ММЦ».

ИМС размещается на серверах РКЦ. Отдельные инструментальные средства распределено устанавливаются и на серверах ММЦ. Таким образом, возникает «локальная» сеть всех центров в регионе.

Развертывание среды повысит оперативность решения организационно-методических функционирования системы ММЦ, расширит доступ педагогов и методистов к необходимой профессиональной информации, будет способствовать развитию новых форм методической активности и взаимодействия педагогического сообщества в регионах, в том числе после окончания реализации проекта.

Общий объем финансовых средств, вложенных в создание систем ММЦ (232 центра в семи регионах проекта), составит около 35 млн долл. США, из них в 2005 году будет затрачено около 16 млн долл. США на закупку компьютерного оборудования для центров согласно спецификации, подключение всех центров к сети Интернет через скоростной канал, закупку специального и учебного программного обеспечения, включая необходимые лицензии на его использование. Около 19 млн долл. США с июня 2005 года по июнь 2008 года предусмотрено для покрытия затрат центров на их функционирования, включая оплату труда сотрудников центра (всего около 2500 человек), затрат на расходные материалы, на проведение

Ожидаемые результаты функционирования системы ММЦ за период реализации проекта

221

плановых семинаров и конференций, на оплату командировочных расходов сотрудников центра, а также на гранты для поддержки инициативных педагогов по ИКТ-проектам.

В результате в семи регионах проекта планируется достижение следующих результатов:

■ создание потенциал для методической, информационной и технической поддержки профессиональной деятельности педагогов повышения квалификации и поддержки учебной деятельности учащихся на местах на основе использования ИКТ — будет создан 231 межшкольный методический центр, подготовлено около 2500 специалистов центров;

■ все учреждения общего и начального профессионального образования регионов проекта (около 6500) должны получать постоянную методическую, информационную и техническую поддержку, а также доступ к современным образовательным информационным ресурсам на базе межшкольных методических центров;

■ около 150000 педагогических работников в регионах проекта должны получить регулярную консультационную поддержку в области использования ИКТ в учебном процессе;

■ цифровые образовательные ресурсы и учебные материалы нового поколения будут регулярно использоваться в 50% школ и УНПО регионов проекта;

■ не менее 50 000 педагогических работников учреждений общего и начального профессионального образования в регионах проекта пройдут обучение на базе учреждений системы РКЦ-ММЦ с использованием учебно-методических материалов нового поколения;

• около 1500 грантов будет присвоено в регионах проекта пе-дагогам-победителям конкурсов педагогических инициатив в области использования ИКТ в учебной деятельности;

■ 47 региональных конференций и семинаров в каждом регионе проекта (включая летние и зимние школы), по 64 муниципальных семинара в каждом ММЦ будет проведено для работников образования;

■ будут сформированы 7 информационных сред, включающих хранилища цифровых образовательных ресурсов и учебно-методических материалов нового поколения и позволяющих представить и распространить на другие регионы опыт регулярной методической поддержки педагогов на базе ММЦ в области использования ИКТ в учебном процессе. Будут сформированы механизмы деятельности этих сред, обеспечивающих их функционирование после завершения проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.