УДК 371.014 ББК 74.05 В 14
М.Е. Вайндорф-Сысоева
Кандидат педагогических наук, доцент, директор Института информатизации образования Московского государственного гуманитарного университета им М.А. Шолохова; E-mail: mageva@yandex. ru
МОНИТОРИНГ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
МОДЕЛЬ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ, СТРУКТУРА
(Рецензирована)
Аннотация. В данной статье представлена разработанная в процессе исследования модель мониторинга системы повышения квалификации с использованием виртуальной образовательной среды. Анализируются цель, задачи, механизм реализации мониторинга непрерывного образования Московской области.
Ключевые слова: мониторинг, непрерывное образование, модель, информационные технологии, виртуальная образовательная среда.
M.E. Vayndorf-Sysoyeva
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of Institute of Education Informatization, Moscow State Humanities University named after M.A. Sholokhov; E-mail: [email protected]
MONITORING OF CONTINUOUS EDUCATION IN THE PROFESSIONAL TEACHING ACTIVITIES: MODEL, INSTRUMENTS AND STRUCTURE
Abstract: This paper presents the model of monitoring of the system of qualification improvement with the use of virtual educational environment. An analysis is made of the purpose, objectives and implementation mechanism of monitoring of continuous education in the Moscow region.
Keywords: monitoring, continuous education, model, information technology, virtual educational environment.
Для реализации качественной оценки эффективности непрерывного образования Московской области на базе МГОУ с целью организации подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности с использованием виртуальной образовательной среды была разработана «Модель мониторинга системы повышения квалификации с использованием виртуальной образовательной среды», представленная на схеме 1.
Структура мониторинга системы непрерывного повышения квалификации включает следующие элементы: субъекты и объекты мониторинга, мониторинговые показатели, инструментарий, собственно деятельность по мониторингу. В нашем исследовании субъектами мониторинга являлись региональный координационный центр и межшкольные методические центры на разных этапах деятельности.
Объектом мониторинга в данном исследовании была система непрерывного повышения квалификации, реализованная на базе МГОУ.
Показателями мониторинга, согласно разработанной модели, являются: владение технологиями информации и коммуникации, Интернет-технологиями, новыми программными продуктами; умение создавать и представлять инновационные образовательные продукты; сформированная потребность в постоянном обучении (база данных); участие в конкурсах, круглых столах, виртуальных сообществах; публикация статей; привлечение коллег и учеников к обучению (списки школ - обучение школами); разработка уроков с использованием виртуальной образовательной среды; реальное участие в
Интернет-конференциях, семинарах и т.д. [1].
Совокупность показателей обеспечивает целостное представление об эффективности подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности в системе непрерывного повышения квалификации на базе МГОУ
Инструментарием мониторинга является разработанный в процессе экспериментальной деятельности комплекс анкет, тестов, форм отчетности, банк данных «Копилка», используемых в ходе мониторинга.
Собственная деятельность по мониторингу включает три этапа (предварительный, промежуточный, итоговый). Цель проводимого мониторинга — определение эффективности системы повышения квалификации с использованием виртуальной образовательной среды.
В силу того, что мониторинг проводился в три этапа, были определены следующие подцели:
1. Определение базового уровня ИКТ-компетентности учителя, владения Интернет-технологиями, новыми программными продуктами.
2. Определение уровня готовности учителя к инновационной деятельности.
3. Определение уровня профессионального роста учителя.
Поставленные цели позволили решить следующие задачи: определение базового компетентностного уровня учителя в сфере владения технологиями информации и коммуникации; помощь учителю в выборе индивидуальной траектории повышения квалификации с использованием виртуальной образовательной среды; определение компетентностного роста учителя в сфере владения инновационными технологиями; прогнозирование возможных путей совершенствования учителя в профессиональной деятельности.
Мониторинг предполагал работу с тремя блоками информации: количественносоциологическим, качественно-социологическим и экспертным. Соответственно инструментарий мониторинга включает в том числе: защиту разработанных проектов, групповые дискуссии, рефлексию, участие в творческих конкурсах и т.д.
Количественно-социологический блок мониторинга является базовым. Он включает опросы следующих групп обучающихся в системе непрерывного повышения квалификации:
- учителя, имеющие опыт работы («опытные учителя»);
- учителя, не имеющие опыт работы («молодые учителя» со стажем работы до 5 лет).
В исследовании принимали участие с октября 2006 г. по апрель 2009 г. 7346 человек -
слушателей курсов повышения квалификации на базе МГОУ. Из них с опытом работы свыше 5 лет - 84,5 и 15,5 % - молодые учителя, не имеющие опыта работы. Вся собранная информация (результаты анкетирования, тестирования, анализ портфолио и др.) внесена в базу данных «Копилка». Это позволило математически обработать полученные данные и сделать соответствующие выводы.
Модель мониторинга системы повышения квалификации учителей с использованием виртуальной образовательной среды
Цель: определение эффективности системы повышения квалификации с использованием виртуальной образовательной среды
футуральный
начальный
базовый
средний
высокий
продвинутый
эксперт
В каждой группе обучающихся на каждом этапе мониторинга опрос проводится по анкетам, в которых фиксировались фамилия, имя, отчество учителя; название и тип образовательного учреждения; наличие педагогического образования, специальность по диплому; стаж педагогической работы; направление деятельности в образовательном
учреждении; опыт использования технологий информации и коммуникации; прохождение курсов, участие в семинарах, мастер-классах, Интернет-сообществах, творческих конкурсах; привлечение учителем коллег для реализации инновационных проектов; фамилия лица, проводящего анкетирование, и дата анкетирования [2].
Качественно-социологический блок. Качественно-социологический блок включает в себя определение ИКТ-компетентности обучающихся посредством тестирования; анализ и оценку разработанных и представленных в форме презентации проектов, выполненных с использованием современных технологий и средств виртуальной образовательной среды; конкурсных работ; научных публикаций слушателей, в которых обобщен и проанализирован личный инновационный опыт и др.
Экспертный блок. Экспертный блок инструментария состоит из блока отчетов, отзывов, экспертных оценок и включает в себя ведомости учета проводимых занятий, папки с содержанием выполняемых проектов слушателями, протоколы защиты проектов, отзывы слушателей, экспертные оценки ведущих специалистов.
Выбор методов мониторинга позволил подобрать взаимодополняющую информацию в соответствии с тремя блоками: количественно-социологическим, качественно-
социологическим и экспертным. В соответствии с целью и задачами исследования была разработана и система показателей.
Для количественно-социологического блока исследования наиболее подходящим представляется метод анкетирования, то есть сбора информации с использованием промежуточного накопителя информации (анкеты). При раздаточном типе опроса анкетирующий присутствует при заполнении анкеты и может контролировать процесс этого заполнения, а также найти нужного человека в соответствии с требованиями выборки, то есть обеспечить представительность опроса.
Информация, полученная с помощью метода анкетирования, относится к вербальным (словесным) методам сбора. То есть заведомо предполагается субъективный смысл получаемой социологической информации. Основным инструментарием (рабочим документом исследования) выступает анкета.
Для качественно-социологического блока исследования были разработаны критерии и протоколы оценки проектов, итоговых работ.
Критерии оценки конкурсных работ (на примере конкурса «Стильная доска»): глубина, содержательность контента и актуальность задачи; соответствие содержания поставленным задачам; соответствие изобразительных приемов образовательной теме; дизайнерские решения; искусство публичного выступления; оперативность работы с интерактивными устройствами; эффективность применения возможностей интерактивного комплекса Triumph board; возможность масштабировать разработанные методики; широта привлечения возможностей интерактивного комплекса Triumph board.
Экспертный блок включает по установленным формам: отчеты, протоколы экспертных оценок, ведомости учета проводимых занятий, папки с содержанием выполняемых слушателями проектов, протоколы защиты проектов, отзывы слушателей (на форумах, в чате, в книге отзывов, в прессе и др.), экспертные оценки ведущих специалистов.
Обоснование выборки исследования.
Мониторинг учителей из различных муниципальных образований Московской области для участия в исследовании представлен всеми типами территорий Московской области, так как система «РКЦ-ММЦ» включает 24 межшкольных методических центра, расположенных в разных частях Московской области, и 1 - региональный координационный центр на базе МГОУ ММЦ были отобраны и утверждены решением Министерства образования Московской области.
Центры размещены на базе образовательных учреждений различной образовательной статусности: учреждения высшего и среднего профессионального образования;
общеобразовательные учреждения различного статуса (школы, лицеи, гимназии); межшкольные центры компьютерных технологий и центры дополнительного образования
детей; методические центры и кабинеты Управлений образованием муниципальных районов.
Каждый из центров в соответствии со статусом обладает разным потенциалом, разными техническими возможностями и разным педагогическим кадровым составом.
Основания для выбора учреждений, на базе которых размещены ММЦ:
- достаточность первичных ресурсов для организации работы ММЦ (кадровых, материально-технических, информационных и коммуникационных);
- охват ММЦ педагогов и методистов учреждений общего и начального профессионального образования (в том числе - с позиций территориальной доступности ММЦ);
- наличие потенциала для реализации заявленных целей, задач и достижения результатов.
Некоторые территории имеют выраженную профессиональную специфику: наукограды, территории с большим количеством военных городков, территории с выраженной специализацией на определенные отрасли экономики (точное машиностроение, атомное машиностроение, металлургия, химическая промышленность, промышленность стройматериалов, переработка пищевой продукции и др.). Каждая из них имеет особенности, связанные с образованием, трудоустройством населения.
Таким образом, в мониторинге принимали участие учителя, работники образовательных учреждений из всех муниципальных образований Московской области, так как каждый межшкольный методический центр имеет прикрепленные образовательные учреждения по территориальному признаку и заключенные с ними соглашения о сотрудничестве.
Мониторинги, проводившиеся в рамках системы подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности в МГОУ, стали незаменимым инструментом получения важной и актуальной информации о степени педагогической эффективности подготовки учителей к инновационной деятельности с использованием потенциала виртуальной образовательной среды.
Ключевой характеристикой мониторингов, осуществлявшихся для определения эффективности подготовки учителей к инновационной деятельности с использованием потенциала виртуальной образовательной среды, явилось то, что программа мониторингов соотносилась с основными моделями подготовки учителей в рамках нашей системы.
Таким образом, мы получили возможность объективно и на основе достоверной информации оценить не только общую эффективность системы, но и результативность применения потенциала виртуальной образовательной среды по отношению к отдельным адресным группам учителей: молодых учителей и учителей, имеющих опыт работы. Соответственно дополнительно возможно оценить, каков педагогический потенциал использования преимуществ виртуальной образовательной среды при подготовке к инновационной деятельности каждой из этих категорий учителей. На основе результатов мониторинга возможно было скорректировать и сами модели организации виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности в зависимости от опыта работы («молодой учитель» и «учитель с опытом работы»).
Механизм реализации многопрофильного мониторинга включал три основных этапа: предварительный, промежуточный и итоговый. На каждом из этапов определялся уровень готовности учителя к инновационной деятельности по трем показателям:
- владение технологиями информации и коммуникации;
- владение технологиями создания и представления образовательных продуктов;
- компетенции учителя в области обобщения и распространения собственного опыта инновационной деятельности.
В процессе мониторинга проводилось анкетирование, тестирование и сбор данных портфолио на каждого обучающегося. Полученные результаты составили электронную базу данных «Копилка». Собранные данные помогли выявить уровень готовности учителя к инновационной деятельности с использованием виртуальной образовательной среды.
Полученные данные были подтверждены независимым федеральным анкетированием
образовательных учреждений Московской области, которое было организовано и проведено силами РКЦ и ММЦ. В анкетировании принимали участие 734 школы из 31 муниципального района Московской области, прикрепленных к 24 межшкольным методическим центрам.
Оно осуществлялось в рамках совместного проекта Национального фонда подготовки кадров и Министерства образования Правительства Московской области «Внедрение системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации системы образования». Региональным оператором мониторинга выступал Московский
государственный областной университет, который являлся региональным координационным центром системы межшкольных методических центров.
Основой многопрофильного мониторинга системы непрерывного образования Московской области был выбран мониторинг учебных заведений на определение:
а) общего уровня информатизации образовательного учреждения;
б) уровня потребности педагогических кадров Московской области в обучении и подготовке к инновационной деятельности [3].
Задачи мониторинга были сформулированы следующим образом:
- определение общей обстановки в области информатизации в регионе;
- помощь образовательным учреждениям в определении достижений в области информатизации;
- изучение уровня использования инновационных технологий в образовательном учреждении;
- формулировка конкретных рекомендаций по ее развитию;
- помощь органам муниципального управления образованием в представлении общей картины состояния информатизации и прогнозирование возможных путей совершенствования деятельности образовательных структур муниципалитета.
В анкетировании приняли участие 734 школы из 31 муниципального района Московской области, прикрепленных к 24 межшкольным методическим центрам. Результаты мониторинга носят объективный характер, позволяют судить об уровне информатизации региона в целом.
Наибольшее количество школ было отнесено к группе «Школы развитых вариантных форм учебной работы при высоком уровне доступа к Интернету и активном использовании проектных методик». Из 734 образовательных учреждений в эту группу вошло 222 школы, т.е. 30,25%.
В результате проведенного мониторинга установлено, что четыре основные группы вобрали в себя абсолютное большинство проанкетированных образовательных учреждений Московской области:
1. Школы развитых вариантных форм учебной работы при высоком уровне доступа к Интернету и активном использовании проектных методик - 222.
2. Школы развитых вариантных форм учебной работы - 104.
3. Школы, использующие Интернет - 86.
4. Школы начального этапа информатизации или школы с типичным состоянием информатизации перед началом проекта ИСО - 82.
Всего - 494 школы или 67,3% общего числа школ, участвующих в анкетировании.
Установлено, что только 19 школ выборки (2,5%) оказались среди группы «Школы с неиспользованными возможностями», но и среди такой интересной группы, как группа «Школы с администрацией, компетентной в области информационно-коммуникационных технологий, и хорошо развитой цифровой образовательной средой и системой управления школой» - всего 18 образовательных учреждений (2,4%) [4].
Вместе с тем использование технологий информации и коммуникации на уроках -педагогическая проблема. Соответственно, чем выше степень технической информатизации школы, тем выше компетентностная потребность учителей, которые должны использовать технику на своих уроках, в повышении квалификации и подготовке к инновационной педагогической деятельности с использованием возможностей информационно-
коммуникационных технологий. Поэтому проведенный мониторинг позволил нам выявить те районы и школы, учителя которых испытывают такого рода компетентностную потребность
[5].
Таким образом, мониторинг уровня образовательных потребностей учителей в подготовке к инновационной педагогической деятельности с использованием технологий информации и коммуникации является, в широком смысле, инструментом оценки и прогнозирования тенденций развития системы непрерывного образования Московской области; в узком смысле: 1) необходимым этапом разработки концепции организации виртуальной образовательной среды в многоуровневой системе подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности, 2) методом определения целевых групп обучения в этой системе, 3) средством управления системой непрерывного профессионального образования взрослых.
Примечания:
1. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования: учеб. пособие // Теоретические аспекты. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004. Ч. 1.
2. Вовна В.И., Короченцев В.В. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании. 2005. № 5.
3. Ильина Н.Ф. Мониторинг процесса профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. №2.
4. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: учеб. пособие. М.: Пед. общество России, 2005.
5. Макарова Е.Л. Инновационные информационно-коммуникационные технологии как средство организации учебного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2012. № 1.
References:
1. Borovkova T.I., Morev I.A. Monitoring of the education system development: a manual // Theoretical aspects. Vladivostok: the Far East University publishing house, 2004. Part 1.
2. Vovna V.I., Korochentsev V.V. Monitoring of the education quality as the most important instrument of education management // Innovations in education. 2005. No. 5.
3. Ilyina N.F. Monitoring of the process of the professional formation of a teacher, engaged in innovative activity // Standards and monitoring in education. 2009. No. 2.
4. Sevruk A.I., Yunina E.A. Monitoring of the quality of teaching at school: a manual. M.: Pedagogical society of Russia, 2005.
5. Makarova E.L. Innovative information and communication technologies as means of the educational process organization // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2012. No. 1.