Научная статья на тему 'Цифровые образовательные услуги: требуется инфраструктура'

Цифровые образовательные услуги: требуется инфраструктура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФРАСТРУКТУРЫ СФЕРЫ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЕДИНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ / DIGITAL EDUCATIONAL SERVICES / EDUCATION INFORMATIZATION / INFRASTRUCTURES OF DIGITAL EDUCATIONAL SERVICES / UNIFIED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INDICATORS OF PROGRESS EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перкова Вера Гавриловна

Рассмотрены вопросы построения инфраструктуры сферы цифровых образовательных услуг для системы общего образования в Новосибирской области. Обобщены основные результаты формирования единой образовательной среды в регионе, которые получены в ходе работы над проектами различных уровней (от федеральных до региональных) и которые могут быть положены в основу формирования регионального рынка цифровых образовательных услуг. Представлена система индикаторов оценки достижения целей ведомственной программы информатизации образования на 2009-2011 гг. Рассмотрены роль и значение созданного в регионе Центра обработки данных для формирования инфраструктуры рынка цифровых образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL SERVICES: INFRASTRUCTURE NEEDED

The issues of infrastructure of digital educational services for the system of general education in Novosibirsk Region are considered. The main results of forming of the unified educational environment in the region are generalized. These results were obtained in the course of work on different level projects: from federal to regional and that can form the basis of forming of the regional market of digital educational services. The indicators system of progress evaluation of department program of education informatization for 2009-2011 is introduced. Role and significance of the established Data-processing Center in the region for forming of the infrastructure of the market of digital educational services are examined.

Текст научной работы на тему «Цифровые образовательные услуги: требуется инфраструктура»

УДК 004:37

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ТРЕБУЕТСЯ ИНФРАСТРУКТУРА

В.Г. Перкова

Институт развития образования Новосибирской области E-mail: [email protected]

Рассмотрены вопросы построения инфраструктуры сферы цифровых образовательных услуг для системы общего образования в Новосибирской области. Обобщены основные результаты формирования единой образовательной среды в регионе, которые получены в ходе работы над проектами различных уровней (от федеральных до региональных) и которые могут быть положены в основу формирования регионального рынка цифровых образовательных услуг. Представлена система индикаторов оценки достижения целей ведомственной программы информатизации образования на 2009-2011 гг. Рассмотрены роль и значение созданного в регионе Центра обработки данных для формирования инфраструктуры рынка цифровых образовательных услуг.

Ключевые слова: цифровые образовательные услуги, информатизация образования, инфраструктуры сферы цифровых образовательных услуг, единая образовательная среда, индикаторы оценки достижения целей.

DIGITAL EDUCATIONAL SERVICES: INFRASTRUCTURE NEEDED

V.G. Perkova

Institute of education development of Novosibirsk Region E-mail: [email protected]

The issues of infrastructure of digital educational services for the system of general education in Novosibirsk Region are considered. The main results of forming of the unified educational environment in the region are generalized. These results were obtained in the course of work on different level projects: from federal to regional and that can form the basis of forming of the regional market of digital educational services. The indicators system of progress evaluation of department program of education informatization for 2009-2011 is introduced. Role and significance of the established Data-processing Center in the region for forming of the infrastructure of the market of digital educational services are examined.

Key words: digital educational services, education informatization, infrastructures of digital educational services, unified educational environment, indicators of progress evaluation.

Сегодня система общего образования перестраивается. В деятельности образовательных учреждений все более используются элементы рыночного хозяйствования. Формируется рынок образовательных услуг. В этот момент приобретают большую актуальность вопросы формирования инфраструктуры этого рынка, как в целом, так и его цифрового сегмента - образовательных услуг, предоставляемых с помощью сети Интернет.

Ситуация, которая сложилась в настоящее время в области информатизации системы общего образования Новосибирского региона, стала результатом усилий, предпринятых администрацией области и коллективами образовательных учреждений в направлении использования компьютерных и сетевых технологий

© Перкова В.Г., 2011

в учебном процессе и в управлении образовательными учреждениями, в развитии в регионе инфраструктуры сферы цифровых образовательных услуг на основе использования сети Интернет. Важная роль здесь отводилась Областному центру информационных технологий Департамента образования Новосибирской области (ОблЦИТ), который играл направляющую и координирующую роль во всех программах и проектах различного уровня (федеральных, региональных, инициативных), в которых участвовала Новосибирская область.

1. Образование в информационном обществе

В современном обществе и мировой хозяйственной системе идет смена парадигм социально-экономического развития: индустриальная основа развития заменяется интеллектуальной. Все большее число стран вовлекается в этот процесс. Принятая в 2000 г. Окинавская хартия глобального информационного общества определила пути развития развитых стран в направлении информатизации всех сторон жизни. Присоединение России к данному соглашению послужило началом разработки собственной стратегии развития. Утвержденная в 2007 г. Стратегия развития информационного общества в РФ определила приоритетные направления, среди которых: формирование информационно-коммуникационной инфраструктуры страны, развитие инновационной экономики, повышение качества образования, подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ и др. [2, 5].

Информатизация образования является результатом реакции системы образования на весь комплекс процессов трансформации общества, на изменение информационной среды обитания человека. Ориентация на инновационную экономику выдвигает дополнительные требования к системы образования [3].

Сегодня информатизация образования - это не столько обеспечение участников образовательного процесса средствами вычислительной техники или подключение их к сети Интернет, сколько глубокие изменения в подходах к организации учебного процесса, к содержанию и методам обучения, к управлению учебными процессами. Точно так же, как современная «массовая» школа порождена промышленной революцией и ее основной информационной составляющей - книгопечатанием, новая инновационная экономика, в направлении которой идет наша страна, принесет революционные изменения в образование. И эти изменения будут осуществляться в неразрывной связи с все более тесным взаимодействием участников образовательных процессов с ИКТ. Существующие и используемые сегодня в профессиональной и культурной сферах жизни общества такие средства, как облачные вычисления, мобильный доступ, цифровые мультимедийные ресурсы, электронные книги, базы знаний, придут и в систему образования.

В России еще в 2001 г. стартовала Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», в рамках которой решались задачи базового оснащения учебных заведений современными техническими средствами. В рамках Национального проекта «Образование» предусматривалось решение масштабного подключения российских школ к глобальной сети Интернет. Все это не могло не привести к последующим шагам в области развития российской системы образования и рынка образовательных услуг. Тем более, что одновременно с активностью государства по продвижению информационных

технологий в деятельность образовательных учреждений в последние годы в стране активно развивался спрос на товары и услуги в сфере ИКТ, в том числе на услуги через Интернет. Годовая аудитория пользователей сети постоянно продолжает расти и сегодня. А ведь именно уровень доступности услуг в сфере ИКТ для населения и организаций является одним из важнейших показателей степени развития информационного общества. Стратегией развития информационного общества в России определено, что к 2015 г. будет 100%-ный уровень доступности для населения современных базовых информационных услуг. Для достижения данной цели необходимо будет решить целый ряд задач по организации в стране соответствующей инфраструктуры, которая должна служить основой доступности ИКТ-услуг.

Развитие и распространение новых информационных технологий являются внешними по отношению к системе образования факторами и обусловлены процессами, протекающими вне данной отрасли. В целом же развитие образовательной отрасли определяется еще и внутренними факторами, среди которых важнейшую роль играет инфраструктура рынка образовательных услуг. От эффективности ее функционирования зависят и способность системы управления образовательными учреждениями адаптироваться к новым требованиям, выявлять и осваивать наиболее результативные организационные формы и инновационные методы учебной работы, и обеспечение образовательных процессов трудовыми ресурсами с необходимым уровнем квалификации.

Новосибирская область была участником многих инициатив по развитию и информатизации системы образования [4].

2. Информатизация образования в период 1996-2008 гг.

Центральной задачей в этот период было создание в образовательном учреждении информационной компьютерной технологической среды - школьной ИКТ-среды, на которую возлагалась надежда создания условий для достижения школьниками качественно новых образовательных результатов. Такая среда должна была не только поддерживать традиционные модели учебной работы, но и создавать условия для использования новых инновационных подходов.

Основные элементы ИКТ-среды: техническое обеспечение, программно-технологическое обеспечение, наличие у работников образовательного учреждения необходимых компетенций работы в ИКТ-среде.

Задачу создания и использования ИКТ-среды в образовательном учреждении Новосибирская область решала через участие в федеральных целевых программах и в проектах различных уровней, в которых закладывалась организационная и технологическая основа инфраструктуры пространства цифровых образовательных услуг. Организатором и руководителем выполнения проектов выступал ОблЦИТ (1997-2010 гг.).

2000 г. - проект «Поколение ИИ»: организация обучения педагогов с целью формирования базовых навыков использования ИКТ. Подготовлено более 6 тыс. педагогов.

2002 г. - проект «Национальный фонд подготовки кадров»: внедрение информационной системы учебного книгоиздания, формирование областного выставочного зала и медиатеки, апробация и продвижение учебно-методических комплексов (УМК) в школы области.

2003 г. - проект «Интел - обучение для будущего»: организация повышения квалификации педагогов в области ИКГ. Прошли обучение более 19 тыс. педагогов.

2005 г. - проект «Учимся с Интел»: организация обучения работе в ИКГ-среде педагогов и учащихся. Обучено более 5 тыс. детей и 100 педагогов.

2004-2007 гг. - проект «Microsoft Инновации в образовании»: организация работы IT Лсаёешу, организация обучения учителей по программам «ИКГ академия учителей». Подготовлено 2000 учителей.

2006-2007 гг. - Национальный проект «Образование»: проведение работ по техническому оснащению школ и подключению их к широкополосной скоростной сети. Подключено 1177 школ.

2007-2008 гг. - Областной проект «Центр обработки данных НООС»: создание на базе ОблЦИГ Центра обработки данных (ЦОД) как телекоммуникационного и информационного ядра Новосибирской открытой образовательной сети.

2006-2009 гг. - Федеральный проект «Информатизация системы образования» (ИСО). Проект предусматривал работу по трем направлениям:

• внедрение системы межшкольных методических центров;

• повышение квалификации работников образования в сфере ИКГ и формирование у них базовой педагогической ИКГ-компетентности;

• внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательными учреждениями и муниципальными органами управления образования.

Результаты работы по проекту ИСО были достаточно масштабными и значимыми и поэтому будут ниже представлены более подробно.

К концу рассматриваемого периода был накоплен значительный опыт решения отдельных задач, что позволило приступить к системным решениям по использованию новых информационных технологий в образовательной деятельности, к созданию системы предоставления цифровых образовательных услуг образовательным учреждениям и отдельным лицам.

Рассматривая перспективы создания сферы цифровых образовательных услуг, следует учитывать особенности образования в целом как отрасли сферы общественного производства доверительных благ. Эти особенности определяющим образом сказываются на построении инфраструктуры цифровых образовательных услуг. Среди основных особенностей:

• система образования и ее институты по своей природе традиционно являются отраслью экономики общественного сектора, успешное функционирование и развитие которой находится в поле интересов различных экономических субъектов, основной среди них - государство;

• государство выступает основным регулятором развития сферы образовательных услуг и делает это через развитие инфраструктуры этой сферы, в том числе инфраструктуры рынка цифровых образовательных услуг;

• формирующаяся подотрасль системы образования - цифровые услуги, т.е. образовательные услуги, предоставляемые на основе сети Интернет, представляет собой активный элемент инновационного развития отрасли, который обеспечивает ее трансформацию в соответствии с вызовами и потребностями развития информационного общества.

В силу вышесказанного развитие цифровых образовательных услуг во многом будет определяться инфраструктурой, которая должна поддерживать предоставление этих услуг. Деятельность региональной системы образования за прошедшее десятилетие сделала первый шаг в направлении построения инфраструктуры сферы цифровых образовательных услуг.

3. Инфраструктура сферы цифровых образовательных услуг

в проекте ИСО

В рамках проекта ИСО параллельно с развитием школьной ИКГ-среды были определены новые ключевые направления стратегии информатизации образования, связанные с созданием единой для всех участников системы образования образовательной ИКГ-среды. Данными направления стали:

• создание в регионе Новосибирской открытой образовательной сети (НООС), функционирующей на базе сети Интернет;

• разработка информационных образовательных ресурсов и их размещение в НООС;

• организация доступа и работы образовательных учреждений региона в НООС;

• развитие инфраструктуры единого цифрового образовательного пространства региона;

• повышение квалификации педагогических и управленческих кадров по формированию профессиональной ИКГ компетентности;

• внедрение элементов системы автоматизированного управления отраслью.

К основным результатам, которые были получены к 2009 г. и которые определяют современный вид инфраструктуры сферы цифровых образовательных услуг, следует отнести:

1. Создание распределенной инфраструктуры системы предоставления цифровых образовательных услуг, а именно:

• внедрение в практику управления образовательным учреждением использования коммуникационных возможностей сети Интернет. В качестве основного коммуникационного элемента был выбран коммуникационный узел образовательного учреждения в сети Интернет. Гакие узлы были созданы во всех общеобразовательных учреждениях области. На их основе проводится работа со всеми экономическими агентами, так или иначе связанными со школой;

• создание системы межшкольных методических центров и организация их работы под руководством регионального координационного центра;

• подготовка к работе персонала межшкольных методических центров (128 человек);

• обучение педагогов методам работы с межшкольными методическими центрами. Всего прошло обучение 1867 работников образования;

• формирование и поддержка работы выставочных залов и медиатек во всех межшкольных методических центрах;

• создание региональной системы дистанционного обучения;

• разработка и апробирование дистанционных курсов в созданной системе. В 2009 г. прошли обучение 900 учителей.

2. Совершенствование внутрифирменного управления образовательным учреждением, а именно:

• обучение персонала работе в условиях ИКГ-среды в области управления образовательным учреждением. Обучено 3317 работников;

• организация информационного взаимодействия образовательного учреждения с вышестоящими организациями через коммуникационный узел;

• организация информационной поддержки родителей учеников через школьный коммуникационный узел;

• информационная поддержка внутренних аудиторий - организация совместной работы сотрудников и учителей образовательного учреждения над совместными проектами, информирование;

• внедрение и начало эксплуатации автоматизированной системы управления деятельностью образовательного учреждения. Система запущена в 150 образовательных учреждениях. В двух районах г. Новосибирска и в г. Бердске отработана совместная работа системы на двух уровнях -«школа» и «муниципалитет».

3. Организация деятельности образовательных учреждений по продвижению образовательных услуг:

• распространение сведений об образовательных учреждениях и предоставляемых ими услугах среди населения через собственные web-узлы и НООС;

• развитие межшкольных связей на основе взаимодействия в сетевом пространстве, начало формирования сетевых профессиональных сообществ.

4. Техническое оснащение образовательных учреждений:

• расширение компьютерного парка системы образования (в 2008 г. только в общеобразовательных учреждениях области находилось более 13 тыс. компьютеров - в среднем 20 учеников на 1 компьютер);

• установка в образовательных учреждениях и поддержка использования программного обеспечения для разработки школьных web-узлов. К завершению проекта с помощью данного программного обеспечения были созданы web-узлы в 1112 образовательных учреждениях области;

• обеспечение образовательных учреждений области комплектами электронных учебников и лицензионных программных продуктов, входящих в стандартный базовый пакет программного обеспечения (СБППО).

В результате проведенных в рамках данного проекта работ началось развитие всей инфраструктуры цифрового образования региона. Вместе с тем короткий временной период, инновационный характер работ и ограниченность финансовых средств не позволили решить такие важные задачи, как:

• создание учебных ресурсов для подготовки выпускника школы к работе в современной информационной среде;

• организация и проведение автоматизированного сбора отчетной информации от образовательных учреждений и ее аналитической обработки, необходимой для целей управления качеством образования в области;

• обеспечение мониторинга результатов проводимых преобразований в системе образования в области.

Начавшаяся в стране реорганизация системы образования принесла новые задачи.

4. Информатизация образования в настоящее время

В настоящее время в Новосибирской области реализуется Ведомственная целевая программа «Информатизация системы образования Новосибирской области на 2009-2011 годы» [1].

В качестве целей программы выбраны: обеспечение участников образовательного процесса знаниями, умениями и навыками, необходимыми для жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе; повышение эффективности управления системой образования через внедрение информационных управленческих систем и формирование единой информационно-образовательной среды.

В паспорте программы обозначено 5 задач:

1. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями.

2. Создание и развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса.

3. Развитие информационных систем управления отраслью.

4. Развитие сетевой образовательной инфраструктуры.

5. Обеспечение системы образования средствами информатизации.

Формально основными индикаторами, по которым по завершении программы

будет проводиться оценка достижения целей, служат:

• доля учащихся, вовлеченных в образовательную деятельность с применением ИКГ: 50% - в 2009 г., 90% - в 2011 г.;

• доля педагогов, систематически использующих современные ИКГ на учебных занятиях, к общему количеству педагогов, работающих в Новосибирской области: 70%;

• среднее количество обучающихся, приходящихся на 1 компьютер в образовательных учреждениях области: 14 человек;

• количество образовательных ресурсов (ЭОР), внедренных в учебный процесс: 2010 г. - 25 шт.; 2011 г. - 40 шт.;

• доля образовательных учреждений (ОУ), подключенных к ЦОД Новосибирской открытой образовательной сети и имеющих доступ к глобальным информационным ресурсам, от общего количества: 2010 г. - 100%;

• доля образовательных учреждений, внедривших и использующих программный комплекс «1С Управление школой»: 2010 г. - 100%;

• доля образовательных учреждений, осуществляющих отчетность через интерактивную систему сбора данных, от общего числа: 2009 г. - до 70%, 2010 г. - 90%, 2011 г. - 100%.

Как можно заметить, программа предусматривает развитие двух основных направлений: создание ИКГ-среды обучения, с одной стороны, и автоматизация управления в системе образования - с другой. Оставим пока в стороне вопрос автоматизации управления и обратимся к проблеме создания единой для региона образовательной ИКГ-среды.

Считается, что такая эффективная ИКГ-среда позволит кардинальным образом изменить процесс обучения. Действительно, сегодня есть примеры создания такой среды, которая позволяет не только поддерживать традиционные модели учебной работы, но и создает условия для использования новых моделей учебной работы, которые трудно или невозможно реализовать в условиях традиционной школы. Построение такой среды и экспериментирование с инновационными учебно-методическими материалами позволяют учителям переосмысливать методы своей работы, осваивать и опробовать новые педагогические техники. Здесь создаются условия, в которых перед педагогическим коллективом можно ставить задачи достижения школьниками качественно новых образовательных результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В любом случае наличие эффективной ИКГ-среды является одним из важнейших условий в успешном развитии образования. Менее очевидный вопрос, каким образом сделать так, чтобы эта среда была доступна всем, была понятна всем и помогала учиться и учить?

Поскольку в регионе уже накоплен некоторый опыт в этой области, в программе представлены задачи трех типов:

• максимально полное использование тех достижений, которые уже имеются в образовательных учреждениях;

• развитие имеющихся достижений за счет использования новых возможностей ИГ индустрии. Развитие информационных технологий несет с собой изменения в потребительских предпочтениях участников образовательного процесса. Гемпы изменения предпочтений определяются во многом темпами изменения ситуации на рынках цифровых устройств и рынках информационных технологий. Новые цифровые устройства и новые информационные технологии позволяют освобождаться от трудоемких и неэффективных решений, заменяя их на более дешевые и удобные. Это стимулирует поиск новых, более эффективных решений;

• проведение экспериментов по использованию новых подходов в сфере образовательных услуг. Новые цифровые устройства и новые технологии, такие как планшетные компьютеры, технологии обработки голосовых сообщений, открывают принципиально новые возможности в организации учебного процесса и в организации учебной работы. Работы по использованию таких инноваций, хотя и предусмотрены рассматриваемой программой информатизации, естественно, не уместятся в рамках 2011 г. Учитывая глобальность и масштабность перестройки системы образования, следует ожидать, что задачи этого типа станут постоянной составляющей всех последующих этапов развития информатизации образования.

Большую роль в создании и функционировании ИКГ-среды в системе образования Новосибирской области призван играть Центр обработки данных, который был создан на базе ОблЦИГ в 2008 г. Этот центр предназначен для аккумулирования всех цифровых образовательных ресурсов, обеспечения доступа к ним со стороны всех образовательных учреждений региона, предоставления единой точки входа в сетевое образовательное пространство региона, формирования и поддержания единых инструментальных средств ИКГ-среды.

5. ЦОД как элемент инфраструктуры ИКГ-среды

Деятельность ЦОД охватывает несколько инфраструктурных областей, так или иначе определяющих функционирование ИКТ-среды. К таким областям относятся следующие.

ЦОД как сервисный и образовательный центр

ЦОД сегодня служит общей площадкой для сервисов, которые предоставляются образовательным учреждениям, учебным и методическим центрам, различным группам учителей и школьников для сетевого обучения. На технической базе центра размещены почтовые серверы, 'еЬ-узлы образовательных учреждений, цифровой учебный контент, включая государственные и региональные коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и другие сервисы. Ниже приведены примеры ресурсов общего назначения, которые располагаются на технической базе ЦОД:

• каталог сайтов с цифровыми образовательными услугами и сетевыми сервисами региона;

• каталог электронных коллекций ЦОР, использование которых предусмотрено программой общего образования. К ресурсам каталога предоставляется доступ для всех межшкольных методических центров и образовательных учреждений;

• каталоги 'еЬ-узлов образовательных учреждений и межшкольных методических центров (ММЦ), сетевых социальных ресурсов, ресурсов с нормативной отраслевой информацией, ресурсов школьных и образовательных СМИ, сайтов культурно-просветительской направленности;

• сайты общественной экспертизы и педагогического сетевого сообщества;

• ресурсы для регистрации и учета использования образовательных услуг и сетевых сервисов школами региона;

• новостная лента, школьные интернет-газеты для представления цифрового образования в регионе.

ЦОД для поддержки межшкольного взаимодействия

Другим направлением деятельности ЦОД является поддержка функционирования региональной распределенной системы ММЦ. Здесь на центр возложены следующие работы:

• администрирование 'еЬ-узлов межшкольных методических центров;

• поддержка использования видеосвязи и телемостов для ММЦ и образовательных учреждений;

• участие в деятельности ММЦ по развитию информационной среды образовательных учреждений каждого муниципалитета через расширение сферы цифровых образовательных услуг;

• обеспечение функционирования регионального са11-центра по вопросам использования цифровых ресурсов, сетевых сервисов и программного обеспечения.

ЦОД как элемент непрерывной системы повышения квалификации педагогов

В рамках своей деятельности ЦОД призван обеспечивать работу региональной системы повышения квалификации педагогов в области использования ИКТ в учебном процессе.

В целях максимального удовлетворения потребности в индивидуальных предпочтениях педагогов разработана и поддерживается гибкая модульная система, построенная на технологии обучения blended learning.

Основу системы составляет цифровая коллекция вариативных программ обучения учителей в области ИКГ.

Педагогам предоставляется возможность через Интернет-анкетирование определить степень готовности к обучению по выбранному курсу.

Процесс обучение может проходить в течение 5 лет. Выбирая ежегодно по своему усмотрению курс, педагог выстраивает тем самым индивидуальную траекторию своего профессионального роста исходя из своих потребностей.

Граектория может реагировать на изменение места или условий работы педагога, изменение ИКГ-среды, в которой он работает.

С помощью сетевой интерактивной системы регистрации ежегодно формируется заказ на учебные курсы на предстоящий период и строится график повышения квалификации педагогов.

ЦОД как элемент системы управления образованием в Новосибирской области

Еще одной важной сферой деятельности ЦОД является обеспечение автоматизации управления образовательными учреждениями Новосибирской области: наполнение, обновление баз данных по школам, учащимся, учителям, сопровождение автоматизированной системы управления для всех школ, поддержка электронного документооборота, включая обслуживание электронного журнала, дневника, расписания.

К этому же направлению можно отнести деятельность центра в области рекламы и продвижения системы образования Новосибирской области в сетевом пространстве. В этих целях центром обеспечивается:

• организация региональных мероприятий (конференций, семинаров), направленных на продвижение педагогического опыта и поддержку инициатив в области использования ИКГ в образовательном процессе;

• участие в федеральных выставках и конференциях с представлением мультимедийного контента;

• работа новостной ленты на региональном образовательном портале и других ресурсах;

• подготовка и выпуск публикаций, методических сборников, мультимедийных презентаций, аудио-видеоматериалов;

• освещение в телепередачах и средствах массовой информации опыта реализации различных проектов, реализуемых в регионе, формирование соответствующих материалов для СМИ, развитие цифрового образовательного канала радио и ТВ.

ЦОД для обратной связи и мониторинга ИКТ-среды

Работы ЦОД по данному направлению призваны собирать и аккумулировать информацию, необходимую для анализа использования образовательной ИКГ-среды. Основные задачи:

• планирование, организация сбора и анализ информации об активности школьников, педагогов и образовательных учреждений в сетевых сервисах;

• организация анкетирования педагогов в сети Интернет в целях диагностики их ИКГ-компетентности;

• осуществление мониторинга состояния отчетности образовательных учреждений в автоматизированной системе управления школами региона;

• построение рейтингов педагогов и организаций по различным основаниям.

Гаким образом, сегодня перед образованием ставятся новые задачи. Их достижение невозможно без привлечения новых информационных технологий, без перехода на использование цифровых образовательных услуг. Сфера таких услуг в Новосибирской области пока находится в поле зрения только государственных структур системы образования. Опыт других регионов показывает, что в этой сфере эффективно могут работать и рыночные механизмы. А это означает, что инфраструктуру сферы услуг следует строить с учетом участия в этой деятельности различных государственных и частных, зарубежных и отечественных организаций и учреждений. От того, насколько эта инфраструктура будет ориентироваться на рыночные отношения, зависит успех сотрудничества государства и частного сектора в решении стоящих перед образованием задач.

Литература

1. Ведомственная целевая программа «Информатизация системы образования Новосибирской области на 2009-2011 годы». URL: http://www.regionz.ru

2. Лучинкин М.Ю. Дорожная карта развития информационного общества в России // Информационное общество. 2008. № 1-2. С. 25-36.

3. Миклушевский В. ИКГ: навстречу информационному обществу // Образование: цели и перспективы. 2010. № 9. С. 90-91.

4. Перкова В.Г. Областной центр информационных технологий: участие в федеральных проектах информатизации школы // Вестник образования. 2008. № 2. URL: http:// www.vestnik.edu.ru/perkova.html

5. Рейман Л.Д. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации // Информационное общество. 2008. № 1-2. С. 14-19.

Bibliography

1. Vedomstvennaja celevaja programma «Informatizacija sistemy obrazovanija Novosibirskoj oblasti na 2009-2011 gody». URL: http://www.regionz.ru

2. Miklushevskij V. IKT: navstrechu informacionnomu obwestvu // Obrazovanie: celi i per-spektivy. 2010. № 9. PP. 90-91.

3. Luchinkin M.Ju. Dorozhnaja karta razvitija informacionnogo obwestva v Rossii // Infor-macionnoe obwestvo. 2008. № 1-2. PP. 25-36.

4. Perkova V.G. Oblastnoj centr informacionnyh tehnologij: uchastie v federal'nyh proektah informatizacii shkoly // Vestnik obrazovanija. 2008. № 2. URL: http://www.vestnik.edu.ru/ perkova.html

5. Rejman L.D. O strategii razvitija informacionnogo obwestva v Rossijskoj Federacii // Informacionnoe obwestvo. 2008. № 1-2. PP. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.