Научная статья на тему 'Информатизация образования в Ставропольском крае: опыт и перспективы'

Информатизация образования в Ставропольском крае: опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
514
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлищев А. А.

В работе представлен опыт информатизации системы образования Аннотация Ставропольского края. Рассматривается последовательное изменение задач и способов достижения успехов в управлении процессом информатизации на региональном, муниципальном и школьном уровнях. Центральной проблемой статьи — соотношение затрат и усилий по компьютеризации учреждений, развитию компетенций работников образования в использовании информационно-коммуникационных средств, интернет-коммуникаций, цифровых ресурсов и образовательных эффектов. Обосновывается тезис о связи информатизации с другими процессами развития образования в их общей направленности на развитие качества школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация образования в Ставропольском крае: опыт и перспективы»

А.А. Павлищев

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ:

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В работе представлен опыт информатизации системы образования Аннотация

Ставропольского края. Рассматривается последовательное изме- __________

нение задач и способов достижения успехов в управлении процессом информатизации на региональном, муниципальном и школьном уровнях. Центральной проблемой статьи — соотношение затрат и усилий по компьютеризации учреждений, развитию компетенций работников образования в использовании информационно-коммуникационных средств, интернет-коммуникаций, цифровых ресурсов и образовательных эффектов. Обосновывается тезис о связи информатизации с другими процессами развития образования в их общей направленности на развитие качества школьного образования.

Процесс информатизации образования очевидно проявляется в из- О целях менениях условий осуществления образовательного процесса, в ви- информатизации де возникающих и приживающихся в школе процессов использова- образования

ния ИКТ1. В школах растет количество компьютерной техники. Все ______________

больше учителей, администраторов становятся пользователями компьютерной техники и периферийного оборудования. Работники системы образования и учащиеся получают доступ к глобальным информационными ресурсам и возможности использования интернет-коммуникаций. Все чаще в образовании и управлении образованием используются цифровые образовательные ресурсы.

Осуществляется последовательный переход от бумажных на цифровые носители информации. Появляются новые условия для развития дистанционного обучения и консультирования.

Беседы с работниками органов управления образованием, учреждений, анализ литературы, интернет-материалов по теме информатизации образования показывают, что в проявлениях этого процесса многие люди видят желаемые результаты. В этом случае ориентирами успехов становятся увеличение количества информационных

1 Уваров А.Ю. Тезисы к занятию по теме «Процесс информатизации школы: его оценка и управляемое развитие». http://imc.fio.ru

233

ш А.А. Павлищев Информатизация образования в Ставропольском крае: опыт и перспективы

Информатизация как направление и катализатор развития региональной системы образования средств и максимально возможное повышение интенсивности их использования. Если это так, то «информатизаторы» образования не могут взять на себя ответственность за то, что дает ребенку обучение в современной школе. Подвергая анализу опыт информатизации образования в Ставропольском крае, мы пфивксчя исправить это положение. Нужно увидеть в процессах использования ИКТ то, что работает на повышение качества человеческого капитала, закрепить ориентиры информатизации в сфере образовательных успехов учащихся. В программе Информатизации системы образования Ставропольского края, которая разрабатывается в настоящее время на период до 2010 года, будет определена установка на развитие школьного и профессионального образования через обновление его содержания, технологий и форм организации учебного процесса. Не разливы Нила стали воплощением великой цивилизации, а каналы и дамбы, сознательная, хорошо организованная работа людей, имеющих общие представления о лучшем, к которому следует стремиться. В августе 2001 года I-й краевой съезд руководителей образовательных учреждений Ставропольского края определил информатизацию образования как одно из ключевых направлений модернизации отрасли. Краевая программа развития образования, рассчитанная на период до 2005 года, в качестве других направлений, где необходимы изменения, называет: ■ обновление содержания и технологий образования; ■ формирование модели современного образовательного учреждения; ■ сбережение и поддержку здоровья учащихся; формирование толерантной личности в поликультурной образовательной среде. Связь между направлениями развития общества обеспечивалась их общей ориентацией на создание в учреждениях условий благополучия и успешной деятельности учащихся и педагогов. В процессе управления развитием образования в крае получила развитие практика учета и использования возможностей применения информационных средств в качестве «катализатора желаемых изменений»2. Вместе с тем развитие информатизации происходило и через изменения в других областях развития отрасли. В 2002 году в целях организации и координации работ по выполнению ФЦП «РЕОИС»3 в министерстве образования Ставропольского края был создан сектор информатизации образования, в состав которого: входили заведующий, два специалиста и программист-электроник.

2 См.: Фрумин И., Каннинг М., Васильев К. Политика информатизации и новая школа в России. М. Всемирный банк, 2003.

3 См. Постановление от 28 августа 2001 г. № 630 «О федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 годы)"».

234

Краткое перечисление основных функций сектора можно представить следующим списком:

■ организация поставок компьютерной техники в учреждения общего, профессионального, дополнительного образования;

■ обеспечение образовательных учреждений цифровыми образовательными ресурсами;

■ организация краевой сети интернет-коммуникаций, объединяющей все территориальные органы управления образованием, учреждения профессионального и часть учреждений общего образования, управление развитием интернет-коммуникаций;

■ организация использования и сервисное обслуживание компьютерной техники и сетевого оборудования, находящегося в пользовании аппарата министерства образования Ставропольского края и сотрудников Ставропольского краевого института повышения квалификации кадров (СКИПКРО);

■ формирование нормативных, технических, организационнометодических условий для развития применения компьютерной техники и интернет-коммуникаций в районных (городских) органах управления образованием;

■ управление в сфере проведения краевых конкурсов интернетпроектов, школьных районных (городских), зональных, краевых олимпиад по информатике;

■ обеспечение материально-технической и организационно-методической поддержки экспериментальной работы учреждений общего, профессионального, дополнительного образования в области информатизации со стороны органов управления образованием и вузов края;

■ создание, администрирование и развитие сайта министерства образования Ставропольского края;

■ организация работ по подготовке и осуществлению в Ставропольском крае федерального проекта «Информатизация системы образования»;

■ создание условий для сбора данных о краевой системе образования, для обработки и представления полученной информации на основе использования компьютерных технологий, интернет-коммуникаций, средств мультимедиа, а также оказание помощи при проведении работ в этом направлении в районах и городах края;

■ нормативное и организационное обеспечение повышения квалификации кадров системы образования в сфере использования средств компьютерной техники, электронных материалов учебного назначения, а также интернет-ресурсов.

При решении этих задач накапливался опыт управления процессом информатизации региональной системы образования, формировалось общее видение того, что развитие информационной образовательной среды является условием обновления содержания и технологий образования.

Надо признать, что в ходе реализации в крае мер по информатизации образования в 2001—2005 годах расчет на изменение

235

ш А.А. Павлищев Информатизация образования в Ставропольском крае: опыт и перспективы

От компьютеризации образовательных учреждений к материальнотехническому обеспечению функционирования и развития образовательной сети результатов обучения не делался. Краевое министерство образования, муниципальные органы управления образованием работали в целом над тем, чтобы развить ресурсную базу отрасли, изменить условия получения образования. Внимание уделялось компьютерной технике, интернет-коммуникациям, цифровым образовательным ресурсам, обучению педагогических кадров. Вместе с тем в данный период в крае определялись современные тенденции информатизации образования. С 2001 года волны компьютеризации относительно ровно покрывают образовательное пространство страны, края, последовательно изменяя соотношение компьютеров к числу учащихся. В 2001 году на один современный компьютер приходилось в среднем 135 школьников, теперь, в 2005 году — 52. Очередность поставок — сначала в сельские школы, затем в городские, опять в сельские, в учреждения начального профессионального образования, в городские — пределяет федеральный центр. Муниципальные органы управления образованием, руководители образовательных учреждений поддерживают выполнение мероприятий по компьютеризации школ. Наличие техники выглядит как свидетельство благополучия образовательного учреждения, его администрации, педагогического коллектива, учащихся. В качестве показателей успехов компьютеризации обычно используются число компьютеров и суммы затраченных средств. Сейчас в крае один компьютер приходится на 55 учащихся. Говорит ли это о том, что в части компьютеризации учреждений информатизация образования края осуществлена успешно? Достижение и превышение показателя 1 компьютер на 80 учащихся не обеспечивает эффект качественного обновления единой образовательной информационной среды. Мы не видим ситуации выхода к уровню «критической массы» в материально-техническом обеспечении информатизации образования. У нас нет оснований для определения порога достаточности техники, хотя в публикациях можно встретить выражение «полная компьютеризация» или «полностью компьютеризированы»4. С учетом происходящей сегодня дифференциации образовательных учреждений сложно представить унифицированные модели материально-технического обеспечения школ компьютерной техникой, средствами интернет-коммуникаций, цифровыми образовательными ресурсами, кадрами. В крае, как и в других регионах России, на базе крупных школ, расположенных в районных центрах и крупных сельских населенных пунктах, появляются ресурсные центры профильного обучения, старшие профильные школы. Другие учреждения становится филиалами более крупных, теряют статус средних (полных) школ,

4ОлейникА.В. Компьютеризация школ России / Информатизация сельской школы (ИНФОСЕЛЬСШ — 2004) М.: Академия информатизации образования, 2004.

236

преобразуются в основные общеобразовательные. В соответствии с федеральным проектом «Информатизация системы образования» 20 школ края берут на себя функции межшкольных методических центров. Шесть учреждений образования становятся апробацион-ными площадками, где будут исследоваться вопросы реализации в учебном процессе и управлении образованием новых образовательных функций, кадров, регламентов, ресурсов, коммуникаций, и техник обучения. Не вдаваясь в детали, отметим, что усиливается, оправданная отличием функций учреждений, разница их ресурсных потенциалов. В муниципальных образованиях, где раньше мы могли видеть совокупность однотипных учебных заведений, складываются муниципальные образовательные комплексы, включающие в себя учреждения дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования, каждое из которых имеет свою миссию и получает средства для реализации решаемых образовательных задач. С 2003 года в Ставропольском крае компьютерная техника и лабораторное оборудование распределяются на основе экспертизы образовательных проектов, которые публично рассматриваются в образовательном сообществе. Поддержку со стороны регионального министерства образования в приоритетном порядке получают учреждения, берущие на себя функции профильного обучения, те школы, куда осуществляется подвоз учащихся (чаще всего старшеклассников).

Процессы информатизация образования, реструктуризации образовательной сети, профилизации старшей школы, введения в практику нормативного финансирования, развития общественногосударственных форм управления образованием взаимообуславливают друг друга.

Компьютеризация образования в Ставропольском крае становится предметом образовательной политики, средством поддержки инициатив, инструментом государственного отраслевого регулирования проектной деятельности.

Значимым фактором компьютеризации образования является понимание руководителями учреждений, педагогами, родителями учащихся того, что компьютер и Интернет — это средства, которые дают эффект лишь в том случае, если они вписаны в интерьер школы как инструменты. Тогда меняется содержание образования, технология учебного труда, организация образовательного процесса и, наконец, его результаты. Это оказывается не просто сделать и не происходит само собой. Между тем к руководителям образовательных учреждений, которые имеют больше техники, чем другие, предъявляются повышенные требования по организации профильного обучения, участию школьников в предметных олимпиадах, а педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

Управление процессами информатизации образования может быть представлено как согласование и организация реализации интересов прямых, косвенных, потенциальных участников образовательного процесса по поводу использования, перераспределения

237

ш А.А. Павлищев Информатизация образования в Ставропольском крае: опыт и перспективы

От накопления ресурсов к обновлению образовательных практик и развития информационных ресурсов. Если для этого нужны компьютеры и Интернет, а они нужны, то они также используются, перераспределяются, развиваются и дополняются новыми. Это значит, что нужно направлять технику и Интернет, эту живительную воду информатизации образования, прежде всего туда, где она будет именно так воспринята. Другим ходом является всемерное развитие образовательных инициатив в учреждениях, где по каким-то (вполне возможно случайным) причинам возник значительный арсенал технических и информационных средств, используемый по старым шаблонам, неэффективно. Педагогам и учащимся для их развития нужны интенсивные информационные потоки, обеспечивающие возможность развития. Значимым условием реализации нового, проектного подхода к материально-техническому обеспечению функционирования и развития и образовательной сети является то, что с 2003 года федеральные инструменты компьютеризации учреждений стали более гибкими. Край получил возможность оснащать техникой учреждения начального профессионального образования, школы-интернаты и детские дома. Появились возможности определения номенклатуры поставок. В то время как показатель соотношения компьютеров и учащихся теряет свое значение, главным становится оснащение проекционным, библиотечным оборудованием, программными средствами тех учреждений, где уже имеющиеся информационные средства используются с целью получения новых образовательных эффектов. Технику получают учреждения, где реализуются следующие принципы, твердо обозначенные краевым министерством образования: 1. Новый компьютер не для школьного администратора или бухгалтера, а для ученика. 2. Компьютер должен работать с утра и до вечера. 3. Кабинет информатики — образовательное пространство для всех учащихся и педагогов, имеющих потенциальные возможности к использованию этих ресурсов в образовательных целях. Отметим, как значимый, тот факт, что краевой мониторинг компьютеризации образовательных учреждений отражает сегодня основные тенденции формирования и развития муниципальных образовательных комплексов в системе координат, где ключевое значение имеют те возможности постановки, реализации образовательных задач, которые открываются сегодня перед учащимися, их родителями, работниками отрасли. Использование современных информационных средств в качестве инструментов учения и управления образованием показывает нам дефициты традиционных школьных практик. Функции принятия информации, ее копирования, хранения, воспроизведения, как и решение задач по однажды прописанному алгоритму компьютер берет на себя, оставляя за человеком выбор цели, аналитику, проектирование, задачи организации социальных условий получения и

238

использования полученных результатов. Этот второй план работы — управление информацией и управление на основе ее квалифицированного использования становится актуальным для администраторов, педагогов, учащихся. Понимание смыслов деятельности, осознанный поиск сведений, постановка целей и задач, организация контактов, деловой процесс, расчет возможностей и рисков — все это условия развития школы и, вместе с тем, выражение качества современного образования.

В условиях современной цивилизации обычный человек, не ученый, не политик, не руководитель предприятия, а рядовой работник ставится жизнью в условия создателя систем. Использование средств микроэлектроники для автоматического сбора, преобразования, хранения, поиска и передачи на расстояние информации любого вида становится необходимой частью общей и профессиональной культуры людей, условием социализации, качества жизни. Информационно-коммуникационные средства обеспечивают новые возможности накопления и трансляции актуальной методической информации. В органах управления образованием и в школах появляются условия для создания, поддержания и развития интегрированных виртуальных образовательных сред, каждый сегмент которых обеспечивается ресурсами, объединенных интересом к общему предмету педагогов, методистов, ученых, авторов проектных идей и экспертов, работающих в разных коллективах.

Новые практики образования и управления образованием возникают и укрепляются в разных школах не одновременно. В Ставропольском крае, как и в других регионах России, осуществляются меры по созданию на базе школ — лидеров образования площадок передового опыта. В 2001 году в крае была заявлена возможность обеспечения десяти-пятнадцати школ региональной образовательной сети средствами Интернет-коммуникаций и организации на базе этих учреждений методических центров. Предполагалось организовать в каждом из этих центров работы по накоплению, развитию и распространению информации, иллюстрирующей передовые профессиональные практики. Принятие этих функций было предложено администрациям учреждений, коллективы которых лидируют в различных областях развития образования. Речь идет об организации гимназического, лицейского образования, интеграции общего и дополнительного, профессионального образования, здоровьесбережения учащихся, моделировании современной сельской, городской школы, о применении современных информационных средств в организации учебного процесса и пр. В каждом учреждении предполагалось создать тематический сайт, электронную библиотеку открытых материалов, банк статистических данных, отраженных на электронных страницах, форум.

Надо признать, что эти идеи до настоящего времени в крае не воплощены. Причины мы видим в слабом развитии образовательной политики, как области соотнесения и реализации интересов разных сторон, принимающих участие в управлении образованием,

239

ш А.А. Павлищев Информатизация образования в Ставропольском крае: опыт и перспективы

От расчета числа компьютеров к мониторингу информатизации краевой системы образования а также в отсутствии в крае опыта ведения масштабных инновационных образовательных проектов. Имело значение и то, что в период реализации «РЕОИС» отчетливо проявлялась заданная федеральной программой тенденция выравнивания ресурсных потенциалов сельских и городских школ. Основное внимание уделялось количеству техники. Эти дефициты сейчас ликвидируются участием края в федеральном проекте «Информатизация системы образования». Одним из компонентов проекта является создание сети межшкольных методических центров (ММЦ). В Ставропольском крае межшкольные методические центры создаются как структурные подразделения учреждений общего образования, каждое из которых уже имеет свой потенциал проектных идей и процессов, предъявленный образовательному сообществу региона через систему краевых экспериментальных площадок. Особенности образовательной среды каждого из учреждений, на базе которых развертываются центры, специфика их внешних и внутренних связей, сформированные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие, механизмы регулирования процессов, кадры и воспроизводимые функции — все это в значительной степени определяет то, что может дать краевой системе образования каждый из межшкольных методических центров как связанная с другими, но уникальная опорная точка развития. По нашему мнению, попытки внедрения новых образовательных практик, связанных с информатизацией образования в учреждения через систему ИПК, городских и районных методических кабинетов, не могут быть успешными. В апробационных площадках, создаваемых в регионах проекта5, будут исследоваться возможности использования отдельных образовательных ресурсов, а также их комплектов. В межшкольных методических центрах, создаваемых непосредственно в школах, мы хотим смоделировать, отработать общие процессы развития целостной информационной образовательной среды, обеспечить комплексное обновление содержания и условий педагогического процесса с тем, чтобы можно было переносить в школы края ценности передовой педагогической практики, а не только компьютерную технику, цифровые образовательные ресурсы, Интернет и регламенты интенсивного использования современных образовательных средств. В 2001 году для расчета распределения поставляемой в край техники была создана таблица мониторинга информатизации образовательных учреждений края. До 2003 года сбор и фиксация показателей информатизации образования в крае осуществлялся раз в год. С 2004 года — два раза. Это связано с тем, что в настоящее время распределение компьютерной техники между учреждениями со стороны федеральных и региональных органов управления образованием перестало быть решающим. Возросла динамика процессов

5 В Ставропольском крае шесть таких площадок.

240

Практика

информатизации образования на уровне районов и городов края, образовательных учреждений. В таблицах мониторинга отражаются показатели, характеризующие численный и кадровый состав учреждений, наличие современной и устаревшей техники, компьютерных сетей, Интернета, электронной почты, школьного сайта. Указываются также показатели использования техники в начальных, средних, старших классах школы, во внеурочной деятельности. Заявляется работа учащимися и взрослыми на условиях оплаты занятий. Каждый год добавляет новые столбцы показателей в правой части таблицы. Замечено, что в первую очередь учету подвергается количество техники, информационные источники и каналы, фиксируются формы и время использования ИКТ, но краевой мониторинг информатизации образования еще не дает представления о том, как изменяются компетенции педагогов и учащихся, результаты образования.

Отражение показателей мониторинга в виде карт территорий края также начинается с иллюстрации технической оснащенности. Видимо, в этом проявляется общая тенденция информатизации — от ресурсов к результатам.

Одним из значимых и сложных вопросов информатизации образования является использование в обучении домашних компьютеров учащихся. Опросы показали, что в 2002 году доступ к компьютеру в семье имел в среднем один из 200 сельских учащихся края и один из десяти городских школьников. Сегодня на селе это отношение составляет 1/80 в сельской местности и 1/2 в городах и поселках. На основе этих данных можно сделать следующие выводы:

1. Сельская школа была, есть и будет сохранять за собой роль центра современных коммуникаций, информационной культуры. Это имеет прямое отношение к тому, как педагоги определяют свои социальные функции, статус, качество жизни. Это возможность для них дополнительного заработка. Вопросы имеют образовательное значение, и представляется необходимой специально работа для организации данной сферы.

2. В распоряжении учащихся существует значительный потенциал учебных средств, использование которого может стать одной из важнейших характеристик информатизации учебного процесса.

3. Существует возможность и необходимость управления в сфере взаимодействий педагогов и родителей по поводу использования домашней и школьной техники, цифровых образовательных ресурсов, интернет-коммуникаций.

В 2002 году по предложению Национального фонда подготовки кадров министерство образования края заключило соглашение о реализации в крае проекта, ориентированного на информационное обеспечение заказов учебной литературы. Появилась и была использована возможность оснастить компьютерными рабочими местами методические службы при районных и городских органах управления образованием и обеспечить их связью через сеть Интернет.

Интернет в управлении образованием: от административного управления к образовательной политике

241

Всего 36 компьютеров (по числу районов и городов края) было направлено в органы управления образованием. С местными администрациями была достигнута договоренность о том, чтобы каждый компьютер, переданный министерством образования в орган управления образованием, получил связь с Интернетом. На этой основе возникла краевая ведомственная сеть интернет-коммуникаций, обеспечивающая информационный обмен в сфере управления образованием. Появились новые возможности для получения, сопоставления данных, согласования позиций и решений, установления прямых контактов между субъектами образовательной политики. Надо признать, что вопросы учебного книгоиздания были постепенно сдвинуты в разряд частных, не самых актуальных, но требующих специального внимания.

Интенсивность информационного обмена в системе управления образованием значительно возросла. Время получения ответов на запросы от учреждений сократилось в среднем с одного месяца до трех дней. Повысилось качество информации. Ее оперативно можно было уточнять, соотносить с полученными по другим каналам данными, хранить и дополнять новыми сведениями. В то же время оказалось необходимым осуществление работ по структурированию и администрированию сети, установлению регламентов ее использования.

Развитие краевой ведомственной сети интернет-коммуникаций осуществляется за счет подключения к ней образовательных учреждений, которые не имеют с региональным органом управления образованием связей прямого подчинения. В то время как бумажный документооборот обеспечивает ведомственное административное управление, сеть интернет-коммуникации развивается как инструмент оперативного регулирования и сфера партнерских отношений, место для заявлений образовательных инициатив, предъявления проектных идей, соотношения позиций и оценок.

Использование компьютерной техники, Интернет-ресурсов в управлении образованием стало нормой. Следующим значительным шагом в развитии краевой образовательной сети интернет-коммуникаций будет обеспечение каждого директора школы персональным переносным компьютером. Это предполагает проект «Информатизация системы образования». В соответствии с этим в крае ожидается:

■ развитие образовательной сети интернет-коммуникаций;

■ многократное увеличение объемов информации, актуальной для участников образовательной политики;

■ повышение качества и ценности, информации, имеющей образовательное значение появление ее новых источников и точек доступа.

■ повышение актуальности функций и задач органов управления образованием, руководителей учреждений по организации информационных потоков, баз данных;

■ появление необходимости в системной разработке регламентов использования сети Интернет в управлении образованием.

242

Практика

Развитие информационной образовательной среды и достижение через процессы использования имеющихся здесь ценностей результатов в качестве обучения обусловлены квалификацией кадров отрасли.

Краевой опыт в этой сфере заключается в организации курсов ликвидации компьютерной безграмотности в школах и традиционной системе повышения квалификации. Кроме того, 2,8 тысяч учи-телей-предметников, администраторов школ, все руководители районных и городских органов управления образованием прошли курсы обучения в Ставропольском центре интернет-образования, имеют сертификаты пользователей средств компьютерной техники и Интернета. Еще около 2 тысяч работников отрасли прошли курсовую подготовку в рамках проекта Федерации интернет-образования, направленного на развитие возможностей для организации дистанционного обучения. Сегодня около 50% работников краевой системы образования знакомы с компьютерной техникой, имеют опыт применения ее в учебном процессе.

Между тем конкурс ИКТ-компетенций, проведенный в Ставрополе среди учителей информатики, школьных администраторов, учителей-предметников, беседы с работниками образования со всей очевидностью показывают, что многие из них являются пользователями компьютерной техники, но имеют слабые представления о том, как изменяют или могут изменить учебный процесс и результаты обучения информационно-коммуникационные технологии. Они не имеют соответствующих компетенций, опыта развития качества образования учащихся через применение современных информационных средств в обучении, в методической работе, в управлении образованием.

Работа по повышению квалификации кадров, организуемая в крае в рамках проекта «Информатизация системы образования», должна изменить это положение. По нашему мнению, ключевое значение в этом имеют:

■ системное построение форм обучения специалистов в составе малых творческих коллективов, ориентированных на разработку и реализацию образовательного проектов, а также групп работников одной предметной области;

■ сочетание консультаций в межшкольных методических центрах и по месту работы;

■ ориентация обучения работников отрасли на достижение сформулированных ими целей, что должно иметь вид профессиональных успехов, связанных с развитием качества образования, которое получают школьники;

■ сочетание теоретического осмысления процессов информатизации образования, наработки навыков и умений, продвижения в получении результатов, имеющих практическое значение.

От курсов ликвидации компьютерной безграмотности к развитию профессиональных компетенций работников отрасли

243

ш А.А. Павлищев Информатизация образования в Ставропольском крае: опыт и перспективы

Через изменение условий и процессов к изменению в качестве образования Представляется очевидным, что в ходе информатизации образования должны измениться: ■ устоявшиеся формы учебной деятельности, которые ориентированы не на обработку информации, а на ее запоминание; ■ условия поощрения педагогов и учащихся к освоению новых практик деятельности; ■ источники и содержание информации, имеющей значение для прямых и косвенных участников образовательного процесса, а также формы информационного обмена в сфере образовательной политики; ■ практики образовательной деятельности, параметры и формы оценки ее результативности. Задачи по осуществлению этих и других значимых изменений, связанных с информатизацией образования, не могут быть успешно решены в одном, отдельно взятом регионе, силами того материально-технического, научно-методического, организационного и кадрового потенциала, которым он располагает. Вместе с тем в ходе осуществления РЕОИС в Ставропольском крае, как и во всех субъектах России, появился опыт информатизация региональной системы образования. Есть представления компетентных людей о формах этого процесса, о том, что он «вымывает» из образовательной практики и о том, что в результате получают, могут получить учащиеся, педагоги, администраторы. Использование тех средств коммуникации, которые уже сегодня есть в нашем распоряжении, дает нам невиданные ранее возможности для суммирования, соотнесения идей и координации совместных действий. На наш взгляд, самое сложное — это критериальная база оценки образовательных результатов, связанных с применением современных информационной техники, цифровых образовательных ресурсов, коммуникаций и технологий решения учебных и практических задач. Несмотря на существенное продвижение в области оценки качества образования, в России в настоящее время ■ отсутствует единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его изменению; ■ разобщена деятельность различных организаций, занимающихся проблемами качества образования; ■ не обеспечен должный уровень научно-методического обеспечения системы; ■ оценка качества образования на всех уровнях образования сводится чаще всего только к оценке качества обучения (овладения знаниями в рамках образовательного стандарта); ■ оценка качества образования не проводится в строгом соответствии с требованиями теории педагогических измерений, используется нестандартизированный инструментарий (авторские тексты или работы не апробированы или не имеют стабильных характеристик)6.

6 Весманов С.В., Каспржак А.А., Рачевский Е.Л., Терехов А.А. Концептуальная модель организации интернет-поддержки информационно-образовательного пространства в общем образовании // Сборник научных статей «Интернет-порталы: содержание и технологии». Вып. 1. М.: Просвещение, 2003. С. 242.

244

Опыт информатизации в крае показывает необходимость и возможности продвижения идеи интеграции процессов информатизации образования и других последовательных действий, непосредственно направленных на развитие качества образования.

Можно изучать результаты труда учащихся на предмет воплощения в них информационных (и других) компетенций. Нужно разработать индикаторы, технологии, инструменты оценки того, что может быть отторгнуто от ученика как продукт его деятельности и сохранено на электронных носителях. Это интересная работа, которая будет начата в Ставропольском крае с двумя векторами развития:

1. Постепенный переход от традиционных учебных задач и отметок к организации продуктивной работы и экспертной оценке результатов труда школьников.

2. Развитие проектной деятельности в учреждениях образования с максимально возможным привлечением к ней, оценке и использованию ее результатов учащихся, их родителей, работников образования, работодателей, представителей общественности, государственных структур и других субъектов образовательной политики.

Если индустриальной эпохе соответствовала трудовая школа, то информационному обществу должна соответствовать школа интеллектуального труда, где компьютеры выполняют роль моторов, обеспечивающих возможность применения всех современных информационных средств и инструментов, которыми располагают участники образовательного процесса.

Основываясь на этом, можно строить модели критериальной базы оценки эффективности развития человеческого капитала через информатизацию системы образования. Показатели достаточно просты: время, единицы информации, скорость ввода, обработки информационных массивов, наполнение и использование баз данных, количество работ, прошедших экспертизу, опубликованных, представленных на конкурс, получивших распространение и образующих портфель достижений ученика, учителя, класса, методического объединения, образовательного учреждения и т.д.

Особое значение имеют:

■ количество информации, получаемой, обрабатываемой, используемой передаваемой в ходе осуществления педагогического процесса;

■ количество и качество самостоятельных, а также коллективных работ, которые выполняют, совершенствуют, используют учащиеся, работники учреждений образования, а также другие прямые и косвенные участники образовательного процесса;

■ характеристики, свидетельствующие о развитии навыков пользователей ИКТ;

■ интенсивность контактов, имеющих образовательное значение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИКТ-технологии дают нам невиданные ранее возможности для расчета объемов произведенных работ. Результаты деятельности

245

ш А.А. Павлищев Информатизация образования в Ставропольском крае: опыт и перспективы

Выводы легко отторгаются от исполнителя, сохраняются, оцениваются, становятся предметом или инструментом новых преобразований. Сложность состоит в том, что информационная компетентность — это надпредметная область образования. Она проявляет себя в многообразной деятельности учащихся и выпускников школ и учреждений профессионального образования. Информатизация региональной системы образования в практике управления может быть представлена не только как сфера управления, где создаются условия катализации процессов обновления школьного, дополнительного, профессионального образования, но и как относительно самостоятельное направление развития отрасли, целевые ориентиры которого должны находится в области качества образования. Обеспечение образовательных учреждений информационными средствами в Ставропольском крае является условием развития образовательной политики, инструментом побуждения работников отрасли и коллективов к проявлению и продвижению социально значимых инициатив. Информатизация образования обусловливает трансформацию сети образовательных учреждений и дифференциацию задач, решаемых педагогическими коллективами, способствует перераспределению других ресурсов на региональном, муниципальном и школьном уровнях. Новую технику, доступ к Интернету, цифровые образовательные ресурсы в приоритетном порядке получают те лидеры образования, которые обеспечивают успех своих учреждений через проектирование и реализацию инициатив, поддерживаемых учащимися и их родителями, властными структурами, предпринимателями, другими общественными силами. Значимым выражением информатизации образования в регионе должно стать создание муниципальных и межмуниципальных методических центров, действующих на базе учебных заведений в качестве опорных баз информатизации. В этом случае межшкольный методический центр берет на себя функции не только распределения ресурсов, но также их создания, практической отработки, развития, методического обеспечения. Действенным инструментом управления информатизацией образования является мониторинг этого процесса. Его показатели должны отражать изменения ресурсной базы, структур, регламентов, процессов и результатов информатизации образования. Развитие образовательной сети интернет-коммуникаций является относительно новым предметом совместной работы регионального и муниципальных органов управления образованием, руководителей учреждений и лидеров общественных организаций, проявляющих интерес к участию в управлении образованием. Растет значение этого инструмента образовательной политики. Бюджетные затраты на его развитие могут быть незначительными, а результаты — наглядными и значительными ввиду того, что интернет-

246

Практика

коммуникации по своей специфике являются инструментом предъявления интересов многих сторон. Они обеспечивают возможность внеадминистративного объединения людей, организаций, представляют информацию как ресурс, обеспечивающий успех в достижении значимых целей.

Необходим переход от развития компетенции кадров в использовании компьютерной техники к развитию профессиональных компетенций работников образования через освоение и применение ими способов решения профессиональных задач с использованием современных информационных средств.

Информатизация образования должна иметь инновационный эффект изменений в содержании образования, технологиях обучения и в отношениях между участниками образовательного процесса7.

1. Постановление от 28 августа 2001 года № 630 «О федеральной целевой Литература

программе “Развитие единой образовательной информационной среды _________________

(2001—2005 годы)”».

2. Каспржак А.Г., Левит М. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС, 1994.

3. Олейник А.В. Компьютеризация школ России / Информатизация сельской школы (ИНФОСЕЛЬСШ - 2004). М.: Академия информатизации образования, 2004.

4. Фрумин И., Каннинг М., Васильев К. Политика информатизации и новая школа в России. М.: Всемирный банк, 2003.

5. Уваров А.Ю. Тезисы к занятию по теме «Процесс информатизации школы: его оценка и управляемое развитие». http://imc.fio.ru.

7 См.: КаспржакА.Г., ЛевитМ. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС, 1994.

247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.