Научная статья на тему 'Информатизация образования как условие становления дистанционного обучения'

Информатизация образования как условие становления дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1361
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕТЬ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девтерова Зурета Руслановна

Процесс информатизации общества, начавшийся в 70-х гг. прошлого столетия, в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время он охватил не только развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферахжизни и профессиональной деятельности людей. Информатизация общества и, как частное проявление, информатизация образования приводят к появлению новыхформ организации образования. Одной из таких форм, отражающих следствия информатизации, является дистанционное обучение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация образования как условие становления дистанционного обучения»

и реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг населению курортных зон российского Причерноморья.

Литература

1. Нотенко, С.Н. Основные направления реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.// Рынок столицы.- 2010.- №6.- с.61-64.

2. Стражников, А.М. и др. Структура жилищного фонда в РФ и методы его реконструкции.// Проблемы ЖКХ.- 2010.- №2.- с.56-58.

Информатизация образования Девтерова З.Р.

Информатизация образования как условие становления дистанционного образования

В течение последних лет многие страны мира демонстрируют последовательное и устойчивое продвижение к построению информационного общества, которое призвано создать наилучшие условия для максимальной самореализации каждого члена общества. Переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания, является доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации.

Информатизация - одно из наиболее значимых направлений мирового научно-технического прогресса. Вместе с тем она является важнейшим фактором развития современного общества, оказывающим влияние на общественные отношения как внутри каждой страны, так и между странами и народами. Мы являемся свидетелями активного воздействия информатизации на материально-производственную и социокультурную сферы жизни человечества в целом и каждого человека в отдельности. Этому способствуют современные технические достижения (персональные ЭВМ, оптоволоконные каналы связи, системы электронной почты и т. п.), обеспечивающие создание и функционирование высокоавтоматизированной информационно-образовательной среды, открывающей доступ к хранилищам информации. Фактически это означает, что информационная среда дает решение глобальной проблемы доступа к знанию в любой момент, в любом месте. С другой стороны, среда заставляет по-новому подойти к достаточно традиционной проблеме отношения субъекта и орудия его труда, по-иному рассматривать перспективы научно-технической революции и цивилизованного развития общества [5].

Информатизация системы высшего образования, ориентированная на воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу

жизни условиям информационного общества, - это основная перспективная задача перехода к информационному обществу. Предпосылками таких изменений в России являются следующие факторы:

- информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами;

- растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации;

- растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей.

Глобальные изменения, связанные с процессом информатизации высшего образования, предъявляют новые требования к современному специалисту, диктуют новые задачи образования. Система образования как социальная система во все времена откликается на заказ общества, государства. В настоящее время цели образования в большинстве стран цивилизованного мира отражают идеи гуманистического направления в педагогике и философии образования [3]. Это означает, что основные цели образования направлены на формирование и развитие личности. Личностно-ориентированный подход к образованию и развитию личности наиболее полно отражает современные цели образования.

Для характеристики информационного общества и построения концепции информатизации часто используются понятия «электронизация», «компьютеризация», «информатизация», «информационное общество», «информационные технологии».

Электронизация охватывает чисто технические процессы, связанные с развитием полупроводников и их внедрением в самые разные сферы национальной экономики, непроизводственной сферы, научных исследований. Но их внедрение отнюдь не означает, что общество, производящее и использующее такие приборы, вступило на путь интенсивной информатизации.

Компьютеризация общества тесно связана с его электронизацией, но не сводится к ней, хотя терминологическое смешение этих процессов имеет свои основания: переход от ламповых ЭВМ к ЭВМ на полупроводниках подготовил широкое внедрение компьютеров во все сферы жизнедеятельности человека. Радикальные изменения, которые за этим последовали, получили название «компьютерной революции». В строгом смысле слова компьютеризация означает разработку, производство и широкое использование компьютерной техники в производстве, науке, образовании и т. д. Отсюда следует, что компьютеризация общества не сводится к информатизации общества.

Одним из базовых элементов процесса информатизации являются новые информационные технологии (НИТ). Это - еще одно активно развивающееся в настоящее время понятие. И если пока нет единства в научном толковании информационной технологии, то, по крайней мере, оно есть в отношении того, что само это понятие необходимо для семантического описания процессов информатизации, компьютерной революции. Традиционная технология, как

известно, сводится к определению состава и последовательности системы производственных операций, главной целью которых является достижение максимального производственного эффекта. Информационная технология охватывает область проектирования и управления максимально экономичным производственным процессом. Она учитывает все возможные связи производства и окружающей нас среды, последствия реализации производственного процесса для всех имеющихся ресурсов в соответствии с социокультурной динамикой.

Вместе с тем информатизация - это процесс, который не сводится к одной лишь технологии или технике, к каким бы высоким уровням они ни принадлежали. Информатизация представляет собой экспоненциально нарастающее производство и использование информации, прежде всего знаний, в интересах человека и общества в целом. Она надстраивается над технологическим базисом и, охватывая сферу экономики, политики, культуры, быта и индивидуальной жизни, ведет к глубоким структурным, социально-культурным и духовно-культурным инновациям. Ее центральными проблемами становятся производство, распространение и преобразование общедоступной информации.

Всемирная сеть Интернет сегодня стала среди множества вариантов телекоммуникационных технологий безусловным лидером. Развитие телекоммуникационной структуры (прежде всего, сети Интернет) привело к тому, что все больше транзакций в современной экономике и обществе совершается с использованием компьютерных сетей. Интернет становится глобальной средой общения, труда и отдыха.

Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но и которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

В России один из важных шагов в области информатизации образования был сделан в 1985 г., когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие «компьютерная грамотность». Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

Спустя пять лет были разработаны и опубликованы программа «Информатизация России» и Концепция информатизации образования, которые определили основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества.

В Концепции справедливо отмечалось, что информатизация образования представляет собой длительный процесс, который связан не только с развитием необходимой материально-технической базы системы образования, но и с подготовкой учебно-методических комплексов нового поколения и формированием принципиально новой культуры педагогического труда.

Информатизация образования представляет собой процесс создания развитой информационно-образовательной среды (ИОС). Этот процесс связан не только с развитием необходимой материально-технической базы системы образования, но и предполагает также подготовку учебно-методических комплексов нового поколения, формирование принципиально новой культуры педагогического труда в условиях информационно-образовательной среды.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широко внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию идей развивающего образования и индивидуализации образовательного процесса.

Процесс информатизации образования в России развивается по четырем основным направлениям [1]:

1. Оснащение образовательных учреждений современными компьютерами и средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Начавшись с освоения и фрагментарного внедрения компьютеров в традиционное преподавание учебных дисциплин, средства ИКТ стали развивать и предлагать педагогам новые методы и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем получили повсеместное применение и способны поддерживать практически все многообразие образовательных процессов, как в системе высшего образования, так и в средней школе. Проблема здесь заключается лишь в уровне оснащенности образовательных учреждений современными средствами информации.

2. Использование современных средств информатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации, как своей страны, так и других стран мирового сообщества.

3. Развитие и все более широкое распространение дистанционного обучения - нового метода реализации процессов образования и самообразования, позволяющих существенным образом расширить масштабы образовательного пространства и обеспечить возможность доступа все большей части населения к образовательным ресурсам своей страны и других стран мирового сообщества.

4. Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного

общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков.

Сегодняшний уровень развития информационных и коммуникационных технологий закладывает реальный фундамент для создания глобальной системы дистанционного образования - одной из перспективных систем подготовки специалистов. В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования (ЕСДО) в России» под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений [4].

Высшей целью создания и развития системы дистанционного обучения является предоставление студентам, гражданским и военным специалистам, самым широким кругам населения, проживающим в любых регионах, равных образовательных возможностей. Повышение уровня образования за счет более активного использования научного и учебного потенциала ведущих университетов и академий, лидирующих отраслевых центров подготовки кадров и других образовательных учреждений.

В настоящее время дистанционное обучение - одно из наиболее быстро развивающихся направлений системы образования, как за рубежом, так и в России. В условиях трансформации российского общества дистанционное обучение играет важную роль в решении проблемы модернизации профессионального образования. Это качественно новый вид образования, базирующийся на принципе самостоятельного обучения студента, а также современных методиках обучения, технических средствах и способах передачи информации. Этот вид образования предполагает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель и студент не находятся в состоянии постоянного педагогического взаимодействия, и является важной организационной составляющей непрерывного образования.

Дистанционное обучение позволяет использовать сложные информационные технологии, которые делают обучение более ин-тересным и увлекательным. Это оказывает позитивное влияние на студента, повышающее его трудолюбие, творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения работать с компьютерной техникой.

Развитие сети Интернет и быстрое снижение цены предоставляемых информационных услуг создают условия, когда дистанционное обучение становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой образования, поскольку позволяет людям получать необходимый уровень общей и профессиональной подготовки в образовательных учреждениях, не прекращая других видов деятельности.

Сегодня дистанционное обучение можно охарактеризовать как форму получения образования, при которой в образовательном процессе используются как традиционные, так и инновационные методы и средства обучения.

Основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося.

Для России развитие дистанционного обучения имеет ключевое значение, связанное с необходимостью охвата образовательными услугами очень большой территории и неудовлетворенностью спроса населения на образование. По данным опроса, около трети взрослого населения России имеют актуализированные образовательные потребности, половина из их числа хотели бы получить профессиональное образование, а остальные нуждаются в дополнительном обучении. Причем более 70 % из них готовы в той или иной степени оплачивать свою учебу. Следует отметить, что в развитых странах студентами становятся 80 - 90% выпускников школ. В нашей стране в высшие учебные заведения поступают менее 20% окончивших школу [2].

Таким образом, можно констатировать, что информатизация является ведущей тенденцией цивилизационного развития общества, и вся государственная политика начинает подчиняться доминирующему воздействию информационных ценностей, подобно тому, как раньше ее подчиняли себе ценности индустриального общества. Эта доминирующая роль информационных «ценностей» проявляется в прямой зависимости государственной политики от информатизации как основного продукта данного социума, изменениях в социальной политике, социальной структуре и сфере занятости населения, в радикальных трансформациях в средствах массовой информации и коммуникации, в системе образования, науке, в регулировании целого ряда социокультурных процессов.

Литература:

1. Андреев, А.А. Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект.- М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002 - 236 с.

2. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.М. Ибрагимов; под ред. А.Н. Ковшова. - 3- е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.

3. Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2001. - 272 с.

4. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России - М.: Гос. Комитет РФ по высшему образованию, 1995. - 24 с .

5. Преподавание в сети Интернет: Учебное пособие. /Отв. редактор В.И. Солдаткин. - М.: Высшая школа, 2003.- 792 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.