Научная статья на тему 'Современные тенденции информатизации образования и их влияние на процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности'

Современные тенденции информатизации образования и их влияние на процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2284
960
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕНДЕНЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкова Татьяна Викторовна

Информационная революция и формирование информационного общества выдвинули информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Эти процессы предполагают наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей создание достаточных информационных ресурсов, в первую очередь в науке и системе образования, мировые тенденции которого неразрывно связаны с техническим прогрессом в области информатизации Тенденции информатизации образования в начале третьего тысячелетия привели к изменению социального заказа на компетентность будущих специалистов любой сферы деятельности, в первую очередь образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции информатизации образования и их влияние на процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности»

3. Николко, В. Н. Творчество как новационный процесс (философско-онтологический анализ) [Текст] / В. Н. Николко. - Симферополь: Таврия, 1990. - 190 с.

4. Петровский, В, А. Психология неадаптивной активности [Текст] /

В. А. Петровский. - М.: Российский открытый университет, 1992. - 224 с.

5. Сокольников, Ю. Ц. Научная концепция целевой исследовательской программы «Формирование социальной активности личности в младшем школьном возрасте» [Текст] / Ю. П. Сокольников, — М., 1984. — С. 3-18.

6. Теплов, М. Б. Избранные труды [Текст] / М. Б. Теплов, - Т. 1-2. - М., 1985.

УДК 34.08

Т. В. Панкова

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Состояние образования во всем мире сегодня сложно и противоречиво. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвинули информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Информация в нем является главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле во ВВП.

Эти процессы предполагают наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей создание достаточных информационных ресурсов, в первую очередь в науке и системе образования, мировые тенденции которого неразрывно связаны с техническим прогрессом в области информатизации.

Мировой опыт показывает значимость информатизации образования, обязательного условия создания интеллектуальной базы «информационного общества», необходимость системного подхода к решению данной проблемы.

Возможности широкого применения информационных технологий в сфере образования вызывают повышенный интерес в педагогической науке. Различные дидактические проблемы компьютеризации и информатизации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А. П. Ершова [2], А. А. Кузнецова [3]; методические — Б. С. Гершунского [1], Е. И. Машбица [7], Н. Ф. Талызиной [10] и др. В работах названных подчеркивается важность и необходимость применения компьютерной техники в процессе обучения, рассматриваются тенденции информатизации

образования, которые определяются в основном в контексте модернизации общего образования в целом. В их числе Д. Е. Прокудин, Е. К. Хенер, А. П. Шестаков, И. В. Роберт, А, И. Федоров и др.

А, И. Федоров, рассматривая процесс информатизации в контексте современных тенденций развития высшего образования, отмечает такие направления как: интегративность современного профессионального образования, сложность и нелинейность образовательных процессов, повышение роли коммуникационных процессов, диалогичность современной культуры и образования, актуализация уникальности личности человека [8, с. 136].

По мнению Д. Е. Прокудина, к основным тенденциям информатизации образования следует отнести: развитие и широкое распространение дистанционного образования; использование современных средств информатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации; оснащение образовательных учреждений современными средствами информатики и использование их в качестве нового педагогического инструмента; развитие и все более широкое распространение дистанционного образования; пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях. .

По мнению Е. К. Хенер, А. П. Шестакова в последние 10-15 лет ведущими тенденциями информатизации образования являлись следующие: формирование системы непрерывного образования, создание единого информационного образовательного пространства, активное внедрение новых средств и методов обучения, синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования, создание системы опережающего образования.

Эти тенденции информатизации образования, по мнению авторов, являлись ведущими направлениями развития российского образования. Однако процесс информатизации сферы образования не может рассматриваться лишь как инструментально-технологическая или как проблема насыщения образовательного процесса средствами информатики и создания на их основе педагогических инструментов. Сегодня необходимо ставить его рассматривать на фоне изменения целей образования, в свете общих тенденций его развития.

Так, благодаря оснащению образовательных учреждений современными средствами информационных и телекоммуникационных технологий и использованию их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса педагоги приобрели новые средства и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться повсеместно и способны поддерживать практически все стадии образовательного процесса. Применение новых информационных технологий позволяет

получить новое качество образовательного процесса при меньших затратах сил и времени как преподавателей, так и студентов.

Информатизация всех сторон общественной жизни, стремительный рост количества персональных компьютеров и совершенствование их технических характеристик заставляют искать новые ответы на основные вопросы педагогической практики: зачем, чему, как и кого учить, т. е. актуализируются проблемы целей, содержания, методов и объектов обучения.

На каждом этапе обучения целесообразно определить возможность использования компьютера, те недостающие функции, которым следует его «обучить» и сформулировать задачи, которые ставятся перед студентом.

В традиционном обучении единственным этапом, на котором возможны упорядочение знаний и умений, осознание структурных связей внутри изучаемой дисциплины и межпредметных связей, овладение научной методологией, является подготовка к экзамену. Однако практика показывает, что такой подготовки явно недостаточно.

Понятно, что для обучения пригодны лишь «рабочие» компьютеры. Их программное обеспечение должно содержать программы, которые способны удовлетворить потребностям весьма широкого круга пользователей — учащихся, преподавателей, инженеров и исследователей. Валено только, чтобы эти программы не нарушали единство информационной среды, внедряя в нее электронные документы в секретных форматах.

Использование современных средств информационных и телекоммуникационных технологий, баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и студентов к научной и учебно-методической информации, как в своей стране, так и в других странах мирового сообщества позволило решить проблему обеспечения студентов и преподавателей научной и учебно-методической информацией. Спрос на такую информацию в сфере образования устойчиво возрастает, что вынуждает преподавателей и студентов вузов все чаще обращаться для поиска нужных им сведений в публичные библиотеки, прибегать к услугам автоматизированных информационных систем, к информационным ресурсам Интернета.

Удаленный доступ к отечественным и зарубежным информационным ресурсам неизмеримо расширяет возможности образовательных учреждений вне зависимости от того, в каком регионе они находятся, а информационные системы и базы данных необходимы для эффективного проведения учебного процесса. В последние годы особое внимание уделяется развитию таких новейших технологий как системы сетевых видеоконференций, интернет-технологии нового поколения, электронные библиотеки. Использование возможностей сети Интернет, континентальной спутниковой телевизионно-компьютерной сети «ТВ-информ» решает проблему тиражирования и

доставки в учебные организации различного рода пособий, учебников и программных продуктов учебного назначения,

Развитие и все более широкое распространение опережающего обучения, позволяющего существенным образом расширить масштабы и глубину использования информационно-образовательного пространства приводит к выводу, что современный педагог должен быть подготовлен к применению всего спектра информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, и в качестве средств обучения, и как средства организации своей деятельности. При этом, обучение применению этих средств должно носить опережающий характер - специалист был готов к использованию современных информационных технологий, которые получат распространение в ближайшем будущем.

Высшее образование уже сегодня является элементом системы непрерывного образования. Каждое звено этой системы «работает» на вышестоящий блок культурно-образовательной пирамиды и на будущее нашего общества. Поэтому образовательная деятельность на каждом этапе должна носить опережающий характер, что позволяет преодолеть присущую системе образования инерционность, учесть назревающие тенденции в материальной и социальной среде, предвидеть изменения в различных отраслях науки, производства, культуры, техники, подготовить к ним выпускника.

Данная система обучения призвана решать следующие задачи: формирование у студентов нового, глобального типа сознаний, представлений об основных закономерностях развития природы и общества и об особой роли информации и информационных процессов в проявлении этих закономерностей в различных сферах окружающего мира, изучение закономерностей становления нового информационного общества и т, д. [5].

Решение этих глобальных задач возлагается на преподавателя - основного носителя новых образовательных концепций и нового содержания образования. Этим и объясняется актуальность проблемы формирования такого профессионального качества педагога высшей школы как информационно-коммуникационная компетентность. ■

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса, создает предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию инновационных идей образовательного процесса.

Наилучшие результаты удается получить в тех образовательных учреждениях, где применяется комплексный подход к проблеме информатизации, а сам процесс распространяется на все стадии подготовки и реализации педагогического процесса.

Анализ тенденции информатизации образования, показывает, что они определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение «лицом к лицу» и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий,

Учитывая выше сказанное следует отметить, что информатизация образования представляет собой длительный процесс, который связан не только с развитием необходимой материально-технической базы, но и подготовкой педагогических кадров нового поколения и формирования принципиально новой культуры педагогического труда.

Организация процесса информатизации образования в интересах эффективного развития общества представляет сложнейшую проблему, для решения которой необходимы поддержка как со стороны государства, так и местных органов власти, постоянное совершенствование системы подготовки будущих педагогов, а так же взаимодействие специалистов образования и науки.

Поэтому на наш взгляд рассмотренные ранее тенденции информатизации образования следует дополнить следующими: формирование единой государственной информационной системы управления и мониторинга, аккредитации, аттестации и оценки знаний; создание инфраструктуры научнометодического обеспечения и сервисной службы на базе ресурсных центров, создание электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса.

Формирование единой государственной информационной системы управления и мониторинга определяется тем, что уровень организации управления любой социальной системой, системой образования в том числе, в значительной степени определяется эффективностью информационных процессов, протекающих внутри этой системы. Поэтому создание системы мониторинга в сфере образования, основанной на современных подходах к образовательной статистике и показателях качества образования, является главным условием дальнейшего развития. Мониторинг позволяет установить обратную связь между системой управления и образовательными учреждениями как объектами управления. Обратная связь возможна при наличии четко обозначенного перечня необходимой и достаточной информации для разработки управленческих решений, а также механизмов оперативного сбора, обработки, хранения и распространения этой информации.

Одной из проблем мониторинга в сфере образования в настоящее время является недостаточная информационная обеспеченность, что объясняется отсутствием единой информационной системы образования, охватывающей

все стороны жизни образовательных учреждений и органов управления образованием региона, а также несоответствием структуры и формы представления информации целям управления,

Различия в организации образовательных учреждений, их материальной оснащенности, уровне развития и использования собственных информационных систем и уровне подготовки кадров требуют реализации программного обеспечения, которое могло бы гибко конфигурироваться в зависимости от возможностей и потребностей каждого отдельного образовательного учреждения.

Интеграция информационных систем различных уровней в единую систему, обеспечивающую решение задач комплексного мониторинга образования, возможна только на основе централизованного ведения базы нормативно-справочной информации, классификаторов, что обеспечивается использованием централизованного хранилища данных, управляемого специалистами департамента образования.

Формирование инфраструктуры научно-методического обеспечения и сервисной службы и сервисной службы на базе ресурсных центров, организация эффективного функционирования сервисной службы создает уникальные возможности для информационного обеспечения управления образовательным процессом. Это фонд распределенной электронной библиотеки, где находятся все ресурсы, предназначенные для использования в учебном процессе учебных заведений, независимо от типов, форматов, средств реализации каждого отдельного ресурса. К этой категории ресурсов относятся автоматизированные лабораторные комплексы на базе уникального оборудования отдельных учебных заведений, оснащенные средствами автоматизации удаленного доступа через сеть. ■

Это и каталоги учебно-методических ресурсов, предлагаемых учебными заведениями для реализации. Фактически создается электронный магазин, в котором любое учебное заведение может предлагать свою продукцию -книги, программы, СБ-ЛОМ и прочее.

Следовательно, возникает возможность широкого информирования системы образования о различных разработках, независимо от места их выполнения и появляется механизм распространения результатов разработок выполненных в любом учебном заведении,

В отдельную тенденцию следует отнести создание электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса, вызванное необходимостью формирования высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды. Ее создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу.. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова и осуществить прорыв к открытой

образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

В составе электронных библиотек, создающихся в рамках настоящей программы, должны быть сформированы тематические базы обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных данных и документов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа через глобальные сети.

Принципы организации электронной библиотеки должны обеспечивать возможность накопления, хранения и предоставления различных ресурсов - от текстовых, до мультимедийных, а также моделирующих программ, функционирующих в различных программных средах. Инструментальный программно-технический комплекс должен сопровождаться прикладным программно-методическим обеспечением. Это особенно важно в первый год развертывания работ по программе, в первую очередь, для сельских школ, оторванных от культурной и информационной среды больших городов.

Для организации разработки, производства и тиражирования программно-методических и учебно-технических комплексов требуется создание системы сертификации, тестирования и экспертизы электронных учебных материалов и учебно-лабораторного оборудования. Создание электронных учебных материалов с использованием самых современных технологий предполагает объединения усилий высокопрофессиональных, специально подготовленных специалистов - ученых-педагогов, учителей, программистов, дизайнеров, сценаристов, психологов и др. Поэтому задача создания электронных учебных материалов требует поиска новых форм организации такой работы.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что наблюдаемые тенденции информатизации образования в начале третьего тысячелетия привели к изменению социального заказа на компетентность будущих специалистов любой сферы деятельности, в первую очередь образования. Сегодня востребован педагог, обладающий высоким уровнем информационно-коммуникационной компетентности.

Библиографический список

1. Гершунский, Б. С. Прогностический подход к компьютеризации [Текст] / Б. С. Гершунский. // Сов. Педагогика — 1986.~№7-С. 43-48

2. Ершов, А. П. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы)

[Текст] / А. П. Ершов, Г. А. Звенигородский, Ю. А. Первин. // Информатика и образование, - 1995. - № 1. - С, 3—10. ■

3. Кузнецов, А. А. Овладение компьютерной грамотностью в процессе технического творчества [Текст] / А. А. Кузнецов, М. А. Галагузова, Б. М. Игошев. // Сов. педагогика, - 1986. - № 2. - С. 29-32.

____________________ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ...

4. Мащбиц, Е. И Психолого - педагогические аспекты компьютеризации [Текст] / Е. И. Мащбиц // Вестник Высшей школы. - 1986. - № 4. - С. 22-28

5. Оробинский, А. М. Основы информационно-педагогической компетентности преподавателя вуза, http://rspu.edu.ru.

6. Отставнов, М. Почем свобода для государства? [Текст] / М. Отстанов. // Компьютерра. - 2003. - № 3 (478). - 21 с.

7. Талызина, Н. Ф, Внедрению компьютеров в учебный процесс - научную основу [Текст] / Н. Ф. Талызина // Советская педагогика. - 1985. - № 12. -С. 34-38.

8. Федоров, А. И. Информационные технологии в образовании: теоре-тико - методологические и социокультурные аспекты [Текст]: Монография, / А, И, Федоров. - Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. - 224 с.

УДК 378.147

С. В, Рябинова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, определяют изменения в отечественной системе образования. Сегодня обществу нужны высококвалифицированные специалисты, профессионалы, которые обладали бы необходимой компетенцией, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью. В последнее время возрос спрос на специалистов в области декоративно-прикладного искусства. В связи с этим модернизация высшего образования направлена на введение новых специальностей, одна из которых «Художник ДПИ».

Перед художественным образованием стоит задача подготовить такого специалиста, который бы не только имел знания по теории и истории искусств, не только владел умениями и навыками изображения действительности, но и глубоко понимал, чувствовал сущность творчества. В подготовке художника ДПИ к творческой деятельности большое значение имеет формирование представлений о художественном образе, об особенностях декоративного творчества, профессиональной компетентности, осознанного отношения к закономерностям творческой деятельности в искусстве.

В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема профессионального становления будущего художника ДПИ. Профессиональное становление личности рассматривали в своих трудах такие ученые как

Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В, Кудрявцев, Л. М, Митина, Н. Я. Сайгушев,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.