Научная статья на тему 'Особенности построения и использования региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды в рамках дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования'

Особенности построения и использования региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды в рамках дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИКТ-НАСЫЩЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РАБОТНИКА ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL ICT-RICH LEARNING ENVIRONMENT / DISTANCE SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TEACHER EDUCATION / AN EDUCATIONALIST'S VOCATIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ольга Петровна

В статье ставятся вопросы построения и эффективного использования региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды в условиях дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования. ИКТ-насыщенная образовательная среда рассматривается автором как системный объект, который состоит из взаимосвязанных программных и технических компонентов. В применении к системе дополнительного профессионально-педагогического образования ИКИ-насы щенная образовательная среда трактуется как определенный механизм влияний и комплекс содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении условий формирования и профессионально-личностного развития работника образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Features of the Construction and Use of Regional ICT-rich Learning Environment in the Distance Support of Educationalists Professional Development

The article tackles some questions about the construction and efficient use of regional ICT-rich learning environment in the distance support of educationalists professional development. ICT-rich learning environment is a systematic object that consists of interconnected software and hardware components. ICT-rich learning environment is considered as a certain mechanism of influence and a complex of conditions of the formation of an educationalists vocational and personal development within the framework of social and spatial and environment.

Текст научной работы на тему «Особенности построения и использования региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды в рамках дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования»

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

О. П. Осипова

Аннотация. В статье ставятся вопросы построения и эффективного использования региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды в условиях дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования. ИКТ-насыщенная образовательная среда рассматривается автором как системный объект, который состоит из взаимосвязанных программных и технических компонентов. В применении к системе дополнительного профессионально-педагогического образования ИКИ-насыщен-ная образовательная среда трактуется как определенный механизм влияний и комплекс содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении условий формирования и профессионально-личностного развития работника образования.

Ключевые слова: региональная ИКТ-насыщенная образовательная среда, дистанционное сопровождение повышения квалификации, система дополнительного профессионально-педагогического образования, профессионально-личностное развитие работника образования.

Summary. The article tackles some questions about the construction and efficient use of regional ICT-rich learning environment in the distance support of educationalists' professional development. ICT-rich learning nvironment is a systematic object that consists of interconnected software and hardware components. ICT-rich learning nvironment is considered as a certain mechanism of influence and a complex of conditions of the formation of an educationalist's vocational and personal development within the framework ofsocial and spatial and nvironment.

Keywords: regional ICT-rich leaning environment, distance support of professional development, system of additional vocational teacher education, an educationalist's vocational and personal development.

45

В рамках данной статьи рассмотрим подробно понятия «информационная среда» и «ИКТ-насыщенная образовательная среда». Как считает И. М. Осмоловская [1], данные поня-

тия не тождественны друг другу. Информационная среда может быть использована человеком как средство образования, но может быть использована и в более широких целях - для

ориентации в текущих политических и культурных событиях, для коммуникации с людьми, высказывания собственной точки зрения и т.д. В этом аспекте информационная среда шире по своему назначению ИКТ-насыщенной образовательной среды. Однако если учесть, что в ИКТ-насыщенную образовательную среду входят образовательные учреждения, деятельность специально подготовленных людей - педагогов, то в этом аспекте она шире среды информационной.

Создание уникальной образовательной среды в условиях информатизации стало предметом целого ряда исследований (М. И. Башмаков, Л. Н. Горбунова, С. Г Григорьев, К. К. Колин, А. А. Кузнецов, Т. А. Лавина, Д. Ш. Матрос, Ю. О. Овакимян, И. М. Осмоловская, С. В. Панюкова, С. Н. Поздняков, Е. С. Полат, И. В. Роберт, И. Н. Рози-на, И. В. Трайнев, А. П. Тряпицына, А. Ю. Уваров, Е. К. Хеннер и др.). Авторы предлагают различные подходы к пониманию сущности и структуры такой среды. Тем не менее во всех рассмотренных нами исследованиях компо-46 ненты среды обучения разделяются, как правило, на две категории: субъекты и объекты. Субъектами образовательной среды (применительно к системе дополнительного профессионально-педагогического образования (ДППО)) являются обучаемые, преподаватели (тьюторы) и работники вспомогательных служб учреждений ДППО. Объектами - средства обучения и инструменты учебной деятельности, методики, материальная база, область управления педагогическим процессом, способы коммуникации (организационно-управленческий, разъяснительно-мотиваци-онный, ответно-поведенческий, технический, эмоциональный компоненты).

Объекты, по сути, это те носители информации и учебные действия, которые, будучи усвоены и преобразованы сознанием субъектов, превращаются в процессе учебной деятельности в качества личности - мировоззрение, систему ценностей и смыслов, убеждения, компетенции/компетентности и т.д.

Существуют и другие (функциональные) подходы к определению содержания компонентов образовательной среды (А. А. Кузнецов, И. В. Роберт, Т. А. Лавина и др.), когда выделяются: субъекты среды, источники учебной информации, инструменты учебной деятельности и средства коммуникаций, а также наполнение (учебное и методическое содержание) образовательной среды в условиях информатизации образования.

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников учебной информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета, а в качестве средств - сами информационно-коммуникационные технологии и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций - локальные компьютерные сети или Интернет [2, с. 24-25].

Далее под ИКТ-насыщенной образовательной средой мы будем понимать образовательную среду, складывающуюся на основе использования субъектами образовательного процесса средств информационно-коммуникационных технологий для обеспече-

ния возможности реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся (школьников, учащихся, студентов, слушателей), а также предполагающую изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы с целью подготовки обучаемых образовательных учреждений к условиям жизни в информационном обществе («обществе, основанном на знаниях»). Примем данное определение как рабочее определение данного понятия.

Образовательную среду, формируемую на базе средств ИКТ в рамках дистанционного сопровождения повышения квалификации, целесообразно рассматривать, во-первых, в рамках личностно-ориентированного обучения, во-вторых, с опорой на достижение новых образовательных результатов у слушателей - приоритетное формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и способностей (и как следствие - необходимых компетенций/компетентно-стей) и профессионально-личностное развитие слушателя с использованием сетевой методической поддержки в межкурсовой период. Именно в этом случае информационно-коммуникационные технологии смогут принципиально (по целевому основанию) изменить и преобразовать образовательную деятельность, в которую они включаются [3].

Рассмотрим ИКТ-насыщенную образовательную среду системы ДППО как определенный механизм влияний и комплекс условий формирования необходимых компетенций/компетент-ностей и профессионально-личностного развития работника образования, содержащихся в социальном и про-стран ственно-предметном окружении.

Понятие «среда» обязательно включает в свое понятие личность, поскольку подразумевается среда развития и образования личности. ИКТ-насыщенная образовательная среда специально создается человеком и, начиная действовать в данной среде, человек одновременно приспосабливается к ней и старается изменить ее «под себя», но и среда, в свою очередь, оказывает влияние на работника образования.

Понятие ИКТ-насыщенной образовательной среды относительно ново для отечественных педагогов. Впервые его начали широко использовать в проекте «Информатизация системы образования» (проект ИСО, 2005-2008 в Челябинской области) [4]. Появление этого понятия связано с кардинальным изменением представлений о месте компьютеров и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе за последние двадцать лет.

По нашему мнению, ИКТ-насыщен-ная образовательная среда дистанционного сопровождения повышения квалификации должна строиться в соответствии с психолого-педагогическими, технико-технологическими, а также нормативными и организационно-управленческими требованиями [5].

К основным психолого-педагогическим условиям функционирования и развития ИКТ-насыщенной образовательной среды дистанционного сопровождения повышения квалификации мы можем отнести следующие условия.

1. Возможность создания авторских модульных курсов (образовательных программ) с учетом дистанционных образовательных технологий (МКДОТ). Данное требование предполагает предоставление обучаемым комфортной программной среды, не тре-

47

бующей специальных знаний программирования, для создания информационных образовательных ресурсов с учетом специфики предметной области слушателей. Программная среда должна обеспечивать удобства организации диалога в рамках как создания, так и сопровождения МКДОТ, обеспечения удобства восприятия и понимания информации, организации доброжелательного интерфейса для всех участников образовательного процесса.

2. Обеспечение информационного взаимодействия образовательного назначения в ИКТ-насыщенной образовательной среде дистанционного сопровождения повышения квалификации. Данное требование предполагает наличие возможности реализации всех видов информационного взаимодействия между пользователями системы дистанционного сопровождения, в том числе: слушатель - ИКТ-насыщенная образовательная среда - преподаватель (тьютор); слушатель - ИКТ-насы-щенная образовательная среда - слушатель; преподаватель (тьютор) - ИКТ-насыщенная образовательная среда -

48 преподаватель (тьютор); слушатель -ИКТ-насыщенная образовательная среда - МКДОТ; преподаватель (тьютор) - ИКТ-насыщенная образовательная среда; вспомогательный персонал учреждения ДППО - среда. Данные виды информационного взаимодействия были выделены на основе исследований, проведенных И. В. Роберт, и апробированы в рамках нашего исследования дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования [6].

3. Учет уровня коммуникативной деятельности в рамках дистанционного сопровождения повышения квалификации. Данное обстоятельство

предполагает предоставление возможности работникам образования осуществлять образовательный процесс не только как социально-ориентированный, но и как личностно-ориенти-рованный. Таким образом, реализация данных уровней позволит работнику образования выстраивать индивидуальную траекторию обучения, оперативно и эффективно находить решение профессиональных затруднений и таким образом осуществлять профессионально-личностное развитие. Данное условие выявлено на основе исследований Ю. А. Прозоровой и подтверждено в рамках нашего исследования дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования [7, с. 29].

4. Направленность ИКТ-насыщен-ной образовательной среды дистанционного сопровождения повышения квалификации на достижение образовательных целей конкретной предметной области. ИКТ-насыщенная образовательная среда дистанционного сопровождения повышения квалификации является не только предметной, но и межпредметной и надпредметной средой, что является отражением государственной политики в части стандартизации содержания образования. Помимо специфических обучающих и развивающих целей в рамках конкретной предметной области должны учитываться общие (не зависимые от предметной области) педагогические цели: профессионально-личностное развитие пользователей системы дистанционного сопровождения повышения квалификации; повышение мотивации обучения за счет использования сервисов и технологий дистанционного обучения, формирование необходимых компетенций/компетентностей и

про фес сионально-личностное развитие слушателя с использованием сетевой методической поддержки в межкурсовой период и др.

5. Обеспечение интерактивности в рамках сопровождения МКДОТ. Под интерактивностью нами понимается такой принцип организации ИКТ-насыщенной образовательной среды дистанционного сопровождения повышения квалификации, при котором любая образовательная цель достигается информационным обменом объектов этой среды. В данном случае степень интерактивности определяется нами как показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели, используя ресурсы МКДОТ. Элементами интерактивности являются, по нашему мнению, заявленные функции МКДОТ, с помощью которых слушатель может взаимодействовать с ресурсом или другим человеком посредством информационно-коммуникационных технологий. Важным моментом является то обстоятельство, что происходит логичная смена роли обучаемого как единственного источника учебной информации. Его роль смещается в направлении педагогического партнерства, педагогического наставничества и педагогического консультирования.

6. Реализация различных форм контроля в ИКТ-насыщенной образовательной среде дистанционного сопровождения повышения квалификации. Данное требование предполагает возможность реализации различных форм контроля с целью активизации познавательного интереса в процессе самоконтроля, оперативной корректировки индивидуальных образовательных траекторий слушателей, а также автоматизации сбора и обра-

ботки статистических данных о результатах учебной деятельности.

Для создания ИКТ-насыщенной образовательной среды необходима определенная нормативно-правовая база. Педагогическим сообществом г. Санкт-Петербурга было разработано положение об ИКТ-насыщенной образовательной среде как объекте инфраструктуры образовательного учреждения [8]. Согласно этому документу, целями создания ИКТ-насыщенной образовательной среды являются:

- обеспечение технологических условий для осуществления эффективного образовательного процесса;

- разработка, хранение и использование информационных ресурсов для достижения целей образовательного процесса и управления образовательным учреждением;

- реализация прав участников образовательного процесса на эффективное использование средств ИКТ с целью повышения качества учебной и профессиональной деятельности, формирования и развития необходимых компетенций/компетентностей;

- повышение эффективности уп- 49 равления образовательным учреждением за счет использования средств ИКТ.

Сказанное позволяет сделать вывод, что ИКТ-насыщенная образовательная среда - это системный объект, который состоит из взаимосвязанных программных и технических компонентов. Ее назначение - создание условий и предоставление ресурсов, которые обеспечивают: осуществление образовательного процесса, организацию деятельности и управление образовательным учреждением, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Способствуя осуществлению образовательного процесса в условиях дис-

50

танционного сопровождения повышения квалификации, ИКТ-насыщен-ная образовательная среда в рамках нормативных, организационных, управленческих и технических требований, по нашему мнению, решает следующие основные задачи:

- создание условий для использования в образовательном процессе имеющихся средств информационно-коммуникационных технологий;

- компьютерная визуализация учебной информации и моделирование изучаемых (и/или исследуемых) объектов;

- автоматизированный мониторинг и контроль качества результатов образовательного процесса;

- создание условий для подготовки информационных ресурсов (в том числе МКДОТ);

- обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам;

- подготовка и участие слушателей в дистанционных проектах, олимпиадах и конкурсах;

- планирование деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделений;

- автоматизация процесса формирования и использования Баз данных контингента обучаемых;

- автоматизация обработки персональных данных обучаемых и работников образовательного учреж-де ния;

- планирование образовательного процесса, распределение учебной нагрузки;

- автоматизация процессов ин-фор мационно-методического обеспечения образовательного процесса;

- организация электронного доку-мен тооборота;

- анализ основных результатов деятельности образовательного учреждения;

- обеспечение информационного обмена и документооборота с другими образовательными учреждениями и вышестоящими органами управления образованием;

- создание условий для эксплуатации в образовательном учреждении программных компонентов региональных и федеральных автоматизированных систем управления (например, Портал государственных услуг по адресу: http://www.gosuslugi.ru/ru/).

Кроме этого, способствуя взаимодействию участников образовательного процесса, ИКТ-насыщенная образовательная среда решает задачу информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса (с помощью электронной почты, чатов, официального сайта образовательного учреждения и т.д., то есть основных средств ИКТ).

ИКТ-насыщенная образовательная среда включает в себя информационную (цифровую) и техническую (материальную) компоненты. К информационной компоненте ИКТ-насыщенной образовательной среды относятся программные средства и цифровые ресурсы различного назначения, необходимые для функционирования образовательного учреждения и удовлетворения информационных запросов и потребностей участников образовательного процесса. Среди них: операционные системы, прикладные программные средства, автоматизированные информационные системы управления ОУ, программно-методические комплексы, цифровые образовательные ресурсы и учебно-методические материалы, компоненты многоуровневых автоматизи-

рованных информационных систем, веб-ресурсы интрасетей и глобальной сети Интернет, официальный сайт образовательного учреждения и т.д.

К технической компоненте ИКТ-насыщенной образовательной среды относятся отдельные персональные компьютеры и компьютерные классы, малые информационные комплексы, цифровые лаборатории, медиатеки, полиграфические и демонстрационные комплексы, автоматизированные рабочие места пользователей, локальные вычислительные сети, серверы, сетевое и коммутационное оборудование, системы электропитания и др.

Согласно концепции М. Маклюэ-на (технологический детерминизм М. Маклюэна), развитие технических средств выходит на передний план и становится определяющим в социальном, коммуникативном прогрессе общества. Начало изменениям в коммуникации современного общества, по мнению М. Маклюэна, положило изобретение телеграфа, телефона, радио, кинопроектора, фонографа, телевидения, фотокопира, автоответчика, компьютера, видеозаписывающего устройства, компакт-диска, голографии, сотового телефона, факса, DVD, модема, Интернет-технологий и т.д. В то же время, по мнению М. Маклюэна, высокая оценка этих технических устройств и их влияния на культуру общества несравнима с изменениями, которые должны были проявиться с появлением и развитием компьютерного программного обеспечения, что подтвердилось в 1993-1994 гг. с разработкой графического веб-браузера, способствовавшего большей потребительской популярности Интернет [9].

Главное преимущество ИКТ-насы-щенной образовательной среды перед

отдельным компьютерным классом состоит в том, что ИКТ-насыщенная образовательная среда позволяет не только поддерживать традиционные модели учебной работы - она создает условия для практического использования новых моделей учебной работы, которые трудно или невозможно использовать в рамках традиционной модели обучения. Появление в образовательном учреждении системы ДППО ИКТ-насыщенной образовательной среды и экспериментирование с инновационными учебно-методическими материалами позволяет преподавателям и сотрудникам переосмысливать методы своей работы, осваивать и опробовать новые педагогические техники, учиться применять средства ИКТ в образовательной, научной и управленческой деятельности. Формирование и развитие ИКТ-насыщенной образовательной среды ДППО создает условия для полноценного функционирования модели повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий. Подтверждение данного тезиса мы находим в научных трудах Д. Ш. Матроса, И. В. Роберт, Т. А. Лавина и др.

Особенность процесса обучения в информационном обществе в том, что влияние ИКТ-насыщенной образовательной среды становится сравнимым с влиянием личности педагога, то есть процесс обучения можно определить как совместную целенаправленную деятельность преподавателя и обучаемого в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды. Таким образом, ИКТ-насыщенная образовательная среда становится полноправным «участником» учебного процесса повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий.

51

52

Можно сказать, что в каждом конкретном образовательном учреждении формируется собственная ИКТ-насыщенная образовательная среда, но в любом случае она должна интегрироваться в ИКТ-насыщенную образовательную среду города, района, региона, страны, мира. В образовательном учреждении системы ДППО в числе стратегических линий развития и в условиях быстро изменяющихся предложений рынка соответствующих услуг и организации повышения квалификации особое место занимает создание и развитие ИКТ-насыщенной образовательной среды, в частности:

- создание необходимой нормативно-правовой базы для формирования ИКТ-насыщенной образовательной среды;

- модернизация оборудования: оснащение каждого преподавательского рабочего места новейшей компьютерной и офисной техникой; установка автоматизированных рабочих мест преподавателям (тьюторам) дистанционного обучения, функционирование как мобильного, так и стационарных компьютерных классов, оборудование всех аудиторий образовательного учреждения системы ДППО интерактивным оборудованием. Данная модернизация оборудования в рамках создания ИКТ-насыщен-ной образовательной среды обеспечивает как повышение качества учебного процесса через оптимизацию методов обучения и активное использование технологий дистанционного образования, так и информационную мобильность слушателей и работников образовательного учреждения системы ДППО;

- создание локальной вычислительной сети образовательного учреждения системы ДППО; подключение

каждого рабочего места работника образовательного учреждения к глобальной сети Интернет. Современные образовательные среды (Интернет, Ин-транет) обеспечивают уникальные технологические возможности для персонифицированного обучения, для реализации индивидуальных траекторий повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения;

- качество обучения возрастает при организации повышения квалификации в условиях дистанционного обучения с учетом личностных характеристик и потребностей слушателей, таких как их психофизиологические особенности, индивидуальный темп обучения, область предметных интересов и т.п., а также на основе целенаправленного использования информационных образовательных ресурсов и средств ИКТ;

- оснащение библиотечного фонда научной, научно-методической и периодической литературой, что обеспечивает самообразовательную деятельность как слушателей, так и преподавателей учреждения. Создание электронного каталога библиотеки с возможностью удаленного доступа;

- расширение числа источников учебной информации: базы данных, информационно-справочные системы, электронные учебники, энциклопедии, цифровые образовательные ресурсы и т.д. Для формирования информационных образовательных ресурсов могут использоваться библиотеки (традиционные и /или электронные, в том числе медиа-, видео-, аудиотеки), порталы (собственные, корпоративные и/или системы общероссийских образовательных порталов), базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари, поисковые системы и т.п.

Примерами таких сайтов могут служить Портал дистанционной поддержки образовательного процесса МПГУ по адресу: http://e-learning.mpgu.edu/ и официальный сайт ГОУ ДПО ЧИПП-КРО по адресу: http://www.ipk74.ru/. Специально разработанные учебно-методические комплексы (УМК) дистанционного курса являются основным информационным образовательным ресурсом независимо от вида применяемых дистанционных образовательных технологий;

- приобретение и использование лицензионного (свободного) программного обеспечения;

- формирование и развитие ИКТ-компетентности профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения в условиях дополнительного профессионально-педагогического образования, с одной стороны, мы рассматриваем как новую ступень профессионально-личностного развития, а с другой - как особый процесс и результат саморазвития профессиональной субъектности и креативности, обогащения профессиональной культуры личности новыми качествами, возвышающими ее до уровня высокого профессионализма, как мощный способ творческой самореализации личности преподавателя (тьютора).

В ИКТ-насыщенной образовательной среде изменяется учебное информационное взаимодействие, которое предполагает педагогическое содействие, в частности: педагогическое консультирование, педагогическое партнерство и педагогическое наставничество со стороны каждого компонента системы и осуществление возможного влияния, оказываемого как каждым на другие, так и средством информационно-коммуникационных технологий на

компоненты системы дистанционного сопровождения повышения квалификации. Эта особенность является одним из существенных признаков ИКТ-насы-щенной образовательной среды и определяет суть инноваций, реализуемых в рамках дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования.

Следовательно, функционирование ИКТ-насыщенной образовательной среды в условиях дистанционного сопровождения повышения квалификации определяется следующими факторами:

- осуществление интерактивного сетевого взаимодействия пользователей (слушатель - преподаватель (тьютор) между собой в рамках образовательного процесса;

- осуществление интерактивного сетевого взаимодействия между слушателем и объектами предметной среды, отображающими закономерности и особенности соответствующей предметной области;

- возможность осуществления образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, ориентированных на обучение закономерностям данной конкретной предметной области, на решение проблем профессиональных затруднений.

В вышеозначенном понимании у любого работника образования (субъекта образовательного пространства) имеющего рабочее место, оснащенное современным оборудованием с выходом в глобальную сеть Интернет, имеются равные возможности по определенным параметрам, равнозначным по концепту технико-технологического обеспечения (аппаратно-программное обеспечение, доступ к информационному ресурсу, возможность осуществле-

53

ния информационного взаимодействия с другими пользователями, с интерактивным источником информации и т.п.) и информационно-методического обеспечения (научно-педагогические и учебно-методические материалы, модульные курсы с использованием дистанционных образовательных технологий, прикладное программное обеспечение, инструментальные средства разработки приложений и т.п.). При этом профессиональная деятельность работника образования позиционируется и описывается адекватно его служебному статусу и должностным обязанностям (характеристикам). Вместе с тем деятельность (поведение) субъекта ИКТ-насыщенной образовательной среды может изменяться по определенным направлениям адекватно целям и задачам, поставленным перед данным сотрудником, и корректироваться в соответствии с периодически проводимой переподготовкой и повышением квалификации.

По нашему мнению, важной особенностью нашей модели дистанционного сопровождения повышения 54 квалификации является региональная ИКТ-на сы щен ная образовательная среда. Рассмотрим ниже особенности региональной ИКТ-насыщен-ной образовательной среды. Челябинская область входит в состав Уральского федерального округа Российской Федерации. Областной центр -город Челябинск - расположен на расстоянии 1919 км от г. Москвы. Область находится в центре материка Евразии, в южной части Уральского хребта, на границе двух частей света - Европы и Азии. Часть населенных пунктов находятся в Европе, часть - в Азии. Область занимает площадь 88,5 тыс. км2 и простирается с

юга на север на 490 км, с запада на восток - на 400 км. На территории проживает свыше 3,5 млн чел. Это представители самых разных национальностей. Около 80% - русские, на втором месте по численности - татары, на третьем - башкиры. Есть украинцы, казахи, немцы, белорусы, мордва и другие. Область высоко урбанизирована - 81,4% населения проживает в городах. Город Челябинск населяют более 1 млн чел. Среднегодовая численность населения области - 3523,5 тыс. чел., или 2,5% от численности общероссийской.

Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов РФ. Среди регионов России Южный Урал занимает 5 место по объему иностранных инвестиций, 7 место по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, 10 место по строительству жилья, 11 место по объему сельскохозяйственной продукции, 15 место по инвестициям в основной капитал. Промышленное развитие области определяют металлургический, машиностроительный, топливно-энергетический, строительный, аграрно-промышленный комплексы.

Ведущим в экономике Челябинской области является металлургический комплекс, который производит более 60% объема промышленной продукции. Область располагает богатыми и разнообразными природными ресурсами. Разведано около трехсот месторождений минерального сырья, область является монополистом в России по добыче и переработке графита (95%), магнезита (95%), металлургического доломита (71%), талька (70%). Преимуществом является наличие квалифицированных трудовых ресурсов. В различных отрас-

лях экономики заняты 1 674 тыс. чел. или 47,3% от всего населения.

Южный Урал всегда отличался высоким научным и образовательным потенциалом. Регион является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов РФ, обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, развитой инфраструктурой и выгодным транспорт-но-географическим положением. Здесь создана инновационная инфраструктура: открыта постоянно действующая выставка инновационных проектов, успешно работают Южно-Уральский венчурный инновационный фонд, два инновационных технопарка, инновационный бизнес-инкубатор Челябинской области. Выполнение научно-исследовательских работ и проектно-конструк-торских разработок в области осуществляют более 40 организаций. В Челябинской области расположены три города, имеющие статус закрытого административно-территориального образования - Озерск, Снежинск и Трех-горный. Каждый из них развивает свое направление деятельности в рамках атомного цикла. Самым крупным является предприятие «Производственное объединение "Маяк"». Оно находится на севере области, в закрытом городе Озерске. Завод был создан для получения оружейного плутония. Сейчас на его площадях расположены гражданские производства ядерного топливного цикла. Такие производства есть также во Франции (Лтеуа NC) и Великобритании (BNFL).

Необходимым условием формирования инновационной экономики в Челябинской области является модернизация региональной системы образования, становящейся основой динамично-

го экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Анализируя целенаправленное создание и использование ИКТ-насыщен-ной образовательной среды в Челябинской области, мы выявили, что осуществлен поэтапный переход образовательных учреждений области на финансирование услуги доступа к сети Интернет за счет средств регионального и местных бюджетов. По состоянию на 01.12.2009 г. к сети Интернет подключены 1 184 образовательных учреждения и их филиалы, подведомственные органам управления образованием, социальной защиты населения, Министерству обороны, Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний (ГУФ-СИН) и другим ведомствам, что составило около 100%. Приходится констатировать, что 110 образовательных учреждений области (11,5%) пользуются услугой сети Интернет со скоростью передачи данных 512 кбит/сек и выше. В настоящее время переход на высокоскоростной тариф Интернет-связи технически возможен для большинства школ городских округов и базовых школ муници- 55 пальных районов и не влечет дополнительных финансовых затрат для образовательных учреждений. Необходима грамотная юридическая поддержка школ со стороны муниципальных органов управления образованием.

В условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды важную роль играет своевременное обновление материально-технической базы образовательных учреждений. За 2009 г. компьютерный парк школ области увеличился на 2186 единиц (7,4%), и в настоящее время на балансе образовательных учреждений находится 29540 компьютеров. На один компьютер в средних общеобразова-

тельных учреждениях Челябинской области приходится 13 учащихся при плановом значении этого показателя областной целевой Программы реализации национального проекта «Образование» на 2009 г. - 14 учащихся. В целом количество учащихся на 1 компьютер составляет в общеобразовательных учреждениях области (начальных, основных, средних) 17,7 человек, а в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях - 11 человек. Сравним данные показатели с общероссийскими показателями (14,08 учащихся на 1 персональный компьютер) и показателями стран ЕС (8,7 учащихся на 1 персональный компьютер). Кроме этого рассмотрим статистические данные территорий Уральского Федерального округа и города Москвы. Так, Курганская область - 21,27 учащихся на 1 ПК, Свердловская область - 9,8 учащихся на 1 ПК, Тюменская область - 12,65 учащихся на 1 ПК, город Москва - 11,36 учащихся на 1 ПК [10].

Предпринятые меры по обновлению учебно-материальной базы и оснащению образовательных учреждений 56 современным учебным и технологическим оборудованием в значительной степени способствовали формированию и развитию ИКТ-насыщенной образовательной среды Челябинской области. За последние три года в образовательные учреждения Челябинской области за счет средств федерального, областного, местных бюджетов были поставлены более 5 000 комплектов ученической мебели и оборудования, 835 комплектов для учебных кабинетов, 175 цифровых лабораторий, 960 компьютерных классов, более 3 000 автоматизированных рабочих мест учителя и библиотекаря, более 3 500 комплектов цифровых образовательных ресурсов,

975 комплектов лего-конструкторов. В результате предпринятых мер в образовательном процессе каждого среднего общеобразовательного учреждения Челябинской области применяются не менее пяти автоматизированных рабочих мест учителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая участие школьников в различных проектах дистанционного обучения, следует отметить, что в них (на момент опроса) участвовало 5 746 школьников (2,3% - от числа учащихся средних образовательных учреждений). Анализ участия школьников в различных проектах дистанционного обучения позволяет сделать вывод, что система сетевого взаимодействия образовательных учреждений области, апробированная в рамках проекта «Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне», реально работает в других дистанционных проектах. Дальнейшей задачей в данном направлении должен стать детальный анализ результатов использования тех или иных дистанционных ресурсов, влияние различных курсов на результаты итоговой аттестации учащихся, мотивацию к учению и др.

В Центральном банке данных государственной аккредитации по состоянию на 1 января 2009 г. имеются сведения о 25 образовательных учреждениях Челябинской области, реализующих программы высшего профессионального образования, из них: 18 - государственных, 7 - негосударственных. Насчитывается также 50 филиалов вузов, из которых 16 - негосударственных. В Челябинской области действуют 6 университетов, 6 академий и 13 институтов. Интересна динамика открытия образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионально-

го образования (ВПО) в Челябинской области. За последние двадцать лет количество вузов увеличилось на 12, число филиалов - на 42. В вузах и филиалах Челябинской области в настоящее время обучается 203 тыс. 995 студентов. Причем, доля студентов, обучающихся в государственных вузах и филиалах, значительна и составляет 84,7%.

По количеству студентов на 10 тыс. населения Челябинская область находится на 13-м месте среди субъектов РФ. Отличительной особенностью системы высшего образования области является высокая доля платного образования: на бюджетной основе обучается 35,5% студентов, в целом в России - 41%. За последние пять лет доля студентов, обучающихся в Челябинской области на платной основе, выросла на 14,2%. В первую пятерку крупнейших вузов Челябинской области входят ЮжноУральский государственный университет, Магнитогорский государственный университет, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинский государственный университет, Магнитогорский государственный технический университет им. Г И. Носова [11].

Региональная ИКТ-насыщенная образовательная среда позволяет изучить реальных и потенциальных конкурентов ГОУ ДПО ЧИППКРО (Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования) в рамках предоставления образовательных услуг по повышению квалификации и переподготовки работников образования на территории Челябинской области. По итогам данного изучения приходится констатировать, что большинство учрежде-

ний дополнительного профессионального образования на официальных сайтах не размещают информацию о наличии лицензии и аккредитации. Так сайт ГОУ ДПО ЧИРПО (Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский институт развития профессионального образования), несмотря на обновление платформы и модернизацию сайта, не сообщает посетителям информацию об образовательных услугах, реализуемых в учреждении.

Исследуя предлагаемые образовательных услуги, можно сделать вывод, что практически все учреждения дополнительного профессионального образования (УДПО) достаточно широко и развернуто представляют на официальных сайтах бюджетные формы обучения (как правило, в форме календарных годовых или месячных планов). Модульные курсы заявлены только у 75% образовательных учреждений (50% в 2010 г.), модульно-накопительная система описана только у восьми УДПО (50%), в 2010 г. - только у 12%. Очно-заочная форма повышения квалификации представлена только у пяти УДПО 57 (31%), в 2010 г. - 12%, но без описания особенностей ее организации. Стажировка представлена у шести УДПО (38%), в 2010 г. - у 25%. Дистанционная форма повышения квалификации представлена в семи УДПО (44%), в 2010 г. -32%, только в трех есть выход с сайта в оболочку дистанционного обучения. Предоставление консультационных услуг описано в пяти УДПО (32%).

Анализ содержания и структуры сайтов как клиенториентированных информационных порталов позволяет сделать вывод о неготовности подавляющего большинства образовательных учреждений конкурировать за потре-

58

бителя в рамках использования возможностей официального сайта. Это обусловлено, прежде всего, неудобной навигацией, сложной структурой сайта, отсутствием информации об образовательных услугах или необходимостью длительного их поиска на сайте, отсутствием информации о телефонах и электронных адресах организаторов курсов, отсутствием оперативной обновляющейся информации и т.д.

В то же время следует отметить, что по сравнению с исследованием 2010 г. большинство учреждений ДПО расширило спектр и количество предоставляемых услуг. Учреждения активнее стали предлагать слушателям платные образовательные услуги. Основное изменение в количественном отношении наблюдается в образовательных услугах по программам профессиональной переподготовки и курсам повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий.

Общая информация учреждений высшего профессионального образования (УВПО), представленная на официальных сайтах, показала, что в отличие от УДПО все сайты УВПО либо указывают номер и дату получения лицензии и свидетельства об аккредитации, либо представляют документы в сканированном виде.

Изучая ориентацию сайта на клиента, следует отметить, что у УВПО более «продвинутый» уровень сайтов по сравнению с УДПО (дизайн, структура сайта, удобство для пользователя, навигация и др.). Вся информация для абитуриентов представлена на главной странице и ее получение не составляет труда. Все вузы активно предлагают различные дополнительные услуги для будущих абитуриентов, для студентов и слушателей.

Рассматривая представленность вузами образовательных услуг работникам образования в части повышения квалификации и переподготовки, мы исходили из двух позиций: выявление явных конкурентов, предлагающих образовательные услуги для работников образования, и определение возможных угроз со стороны вузов, имеющих развернутую систему различных форм дополнительных услуг.

Изучив возможные «конкурентные угрозы» со стороны региональных вузов, отмечаем, что все учреждения имеют в лицензии пункт, разрешающий им осуществлять образовательную деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке по содержанию основных образовательных программ. Анализ перечня образовательных программ показал наличие у 100% исследованных вузов наличие специальности «Менеджмент». Все вузы предлагают широкий спектр дополнительных образовательных услуг, в том числе повышение квалификации. В то же время только четыре вуза напрямую предлагают свои услуги по повышению квалификации работникам образования - Магнитогорский государственный университет, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинский филиал Университета РАО, Челябинский государственный педагогический университет.

Потенциальным конкурентом в предоставлении программ краткосрочного повышения квалификации выступает Челябинский государственный педагогический университет, представивший в 2011 г. на сайте специализированный раздел с указанием 42 программ курсов повышения квалификации для работников образования.

В рамках развития дистанционной

формы обучения только пять вузов ведут активную работу, имея специализированные подразделения и разработанные образовательные программы.

Кроме этого, в рамках проекта ИСО на базе муниципальных методических служб Челябинской области созданы межшкольные методические центры, которые оказывают услуги работникам образования по формированию и развитию ИКТ-компетентности. В Челябинской области наметилась тенденция выхода отдельных муниципальных методических служб в статус самостоятельных юридических лиц - центров повышения квалификации. В связи с этим развернута работа по подготовке тьюторов на базе ГОУ ДПО ЧИППКРО из числа работников данных учреждений с выдачей соответствующих документов. Такая подготовка происходит с использованием дистанционных образовательных технологий. Переход муниципальных методических служб в статус самостоятельных юридических лиц позволяет учреждениям ДППО сотрудничать более эффективно и разнообразно, привлекать их в качестве субподрядчиков для реализации совместных проектов, в том числе в форме грантовых программ и иных видов деятельности в рамках организации повышения квалификации.

Таким образом, характеристика социально-экономических особенностей региона показывает, что в региональной системе образования сформирована и эффективно развивается ИКТ-насыщенная образовательная среда, которая органично интегрируется в единое информационное образовательное пространство страны, однако использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения носит, как правило, эпизодический и не системный характер.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Осмоловская И. М. Проблемы развития дидактики в информационном обществе // Инновации в образовании. - 2009. -№ 6. - С. 4-20.

2. Зенкина С. В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 22-28.

3. Осипова О. П. Организация повышения квалификации слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях дополнительного профессионально-педагогического образования: монография. - Челябинск: Изд-во ИИММЦ «Образование», 2009. - 196 с.

4. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. ro st.ru/proj ects/ education/ed2/ed2 5/aed2 5. shtml

5. Осипова О. П. Дистанционное сопровождение повышения квалификации работников образования: учебное пособие / О. П. Осипова, Л. И. Могилова и др. Министерство образования и науки Челябинской области, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. - Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2010. - 293 с.

6. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - 3-е 59 изд., доп. - М.: ИИО РАО, 2010. - 356 с.

7. Прозорова Ю. А. Концепция создания информационно-коммуникационной предметной среды, функционирующей на базе авторских сетевых информационных ресурсов // Информатизация образования и науки. - 2011. - № 2(10).

8. [Электронный ресурс]. - URL: Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_ 04_14.html

9. Маклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - Москва; Жуковский, 2003.

10. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор // Вопросы образования. - 2010. - № 3. - С. 152-194.

11. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. lib.susu.ac.ru/ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.