Научная статья на тему 'Этапы формирования сетевой культуры учителя (на примере Астраханской области)'

Этапы формирования сетевой культуры учителя (на примере Астраханской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будникова Галина Андреевна

Сетевая культура учителя-многоаспектное понятие. В статье представлен опыт проектирования и реализации модели её формирования в системе повышения квалификации Астраханской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования сетевой культуры учителя (на примере Астраханской области)»

Г.А. Будникова

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ (на примере Астраханской области)

Преамбула. Сетевая культура учителя —многоаспектное понятие. В статье представлен опыт проектирования и реализации модели её формирования в системе повышения квалификации Астраханской области.

Исходя из принципов личностно-ориентированного подхода и удовлетворения индивидуального запроса учителя-предметника, система повышения квалификации обязана предложить инновационные формы повышения квалификации для индивидуального выбора и организации индивидуальных образовательных маршрутов. Проникновение Интернет в повседневную жизнь, его доступность в образовании благодаря подключению школ к Интернету в рамках ПНПО, с одной стороны, дает огромные возможности для решения этой задачи. С другой стороны, ставит перед учителем определённый круг проблем: начиная от пользовательских навыков и выбора качественных образовательных ресурсов до проблемы размещения своих ресурсов в Интернет. Сегодня компетентность учителя в этом вопросе определяет его статус и уровень педагогической культуры, неотъемлемым компонентом которой является сетевая культура современного учителя.

Формирующаяся Сетью терминология только начинает находить отражение в словарях, опираясь на которые можно уйти от двузначности. К таким терминам относится и понятие сетевой культуры.

«Культурный, то есть находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему. Культурный человек. Культурное общество. Культурно себя вести»1.

Сетевая культура учителя - это совокупность устойчивых навыков и опыта эффективного применения сетевых технологий и мотивации на их применение в профессиональной деятельности, организация сетевого пространства, работа с ин-

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.-Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., дополненное. -Москва, 1999.—С. 313-314.

формацией, культура отношений в Сети.

Проектируя модель формирования сетевой культуры учителя предметника в системе повышения квалификации мы опирались на теоретические положения, изложенные в работах В.П. -Беспалько, Б.С. Гер Шуйского, Е.А. Крюковой, В.М. Монахова, В А. Сластенина, В.В. Серикова, Е.Н. Шиянова и других. Разработанная нами модель потребовала реализации комплекса логикометодологических процедур, которые определены пятью этапами формирования сетевой культуры учителя:

1. Анализ исходно уровня сетевой культуры.

2. Прогнозирование и целеполагание.

3. Выработка и принятие решения.

4. Обобщающее-внедренческий этап.

5. Диагностика уровня сформированное™ сетевой культуры учителей-предметников.

В контексте компете нтноСТНОI хэ подхода основ-' ной характеристикой цели является ее формулировка «от результата». Каждый из этапов представлен в виде технологической цепочки:

Цель - Содержание - Средства реализации -Ожидаемый результат.

Чтобы найти наиболее оптимальный путь от цели к результату, следует четко определить те педагогические условия, при которых избранные средства будут наиболее эффективно приближать к намеченному результату.

Как ключевые для формирования сетевой культуры учителя на каждом этапе мы выделяем следующие педагогические условия:

Первое условие — высокий уровень мотивации учителя на повышение уровня ИКТ-компетентности и развития сетевой культуры. Выявление уровня мотивации, анализ причин, приводящих к ее снижению и создание условий для развития мотивации повышения сетевой культуры реализуется на этапе прогнозирования и целепо-

<3 Г.А. Будникова, 2008

27

лагания, формирования мотивации и ведению работы по изучению сетевой культуры.

Второе условие. Важнейшими на этапе выработки и принятия решений является гносеологи* ческие условия формирования сетевой культуры учителя-предметника в системе повышения квалификации. Это постижение теоретического знания, необходимые для целостного анализа деятельности в сети.

Третье педагогическое условие успешного формирования сетевой культуры - наличие развитой информационно-образовательной среды -реализуется на этапах подготовки к взаимодей-

ствию в информационно-образовательной среде и проявляет себя в большей степени на обоб-щающе-внедренческом этапе.

Для измерения сформированности сетевой культуры используем систему определяющих критериев:

1) мотивационный; 2) понятийный; 3) операционный; 4) креативный; 5) оценочный.

В зависимости от степени проявления отдельных критериев мы выделили три уровня сформированности сетевой культуры учителя-предметника в системе повышения квалификации: высокий, средний и низкий.

Схема №2. Этапы формирования сетевой культуры учителя-предметника

Проектирование информа ционно- Проектирование организационно - Проектирование нового содержания

методиче ской среды педагогической среды системы повышения квалификации

Направления

деятельности

Анализ Прогнозиро Выработка и принятие решения. Обобщающе - Диагностика

ИСХОДНОГО вание и внедренческий уровня

уровня целеполага этап. сформирован-

сетевой ние. ности сетевой

культуры культуры

1 ЭТАП 2 ЭТАП 3 ЭТАП 4 ЭТАП 5 ЭТАП

Придерживаясь данного алгоритма формирования сетевой культуры учителя представим их поэтапно.

1. Анализ исходно уровня сетевой культуры.

Цель этапа. Диагностика исходного уровня сформированности сетевой культуры учителя-предметника.

Содержание. Установление исходного уровня сформированности сетевой культуры учителя-предметника. Диагностика образовательных

запросов слушателей курсов повышения квалификации.

Средства реализации. Анкетирование на установление исходного уровня сформированности сетевой культуры учителя-предметника. Проведение педагогического совета региона «Соци-ально-демографические тенденций развития в системе образования региона». Тестирование слушателей курсов на тему «Приоритетные направления формирования сетевой культуры учи-

28

Вестник КГУ им. Н.А, Некрасова ♦ 2008, том 14

теля-предметника»

Результат. Определение исходного уровня сформированное™ сетевой культуры учители-предметника. Диагностические процедуры показали следующие результаты. Из 100% опрошенных - высокий уровень сформированности сетевой культуры имеют 5% учителей-предметников, средний уровень сформированности сетевой культуры имеют 17%. Низкий уровень сформированности сетевой культуры имеют 78% учите-лей-предметников.

Анализ образовательных запросов слушателей курсов повышения квалификации показал необходимость динамичного встраивания краткосрочных курсов по информационно-коммуникационным, технологиям (ИКТ) в систему повышения квалификации.

Работа по данному этапу проводилась в 2004 году.

2. Прогнозирование и целеполагание.

Цель этапа. Прогнозирование образовательных процессов, определение целей, задач и основных направлений деятельности для активизации формирования сетевой культуры учителя -предметника в условиях комплексной информатизации.

Содержание. Основой для прогнозирования и постановки целей и задач являлась разработка базового уровня требований слушателей курсов и ожидаемых конечных результатов. Проведенные исследования определили основные направления деятельности в системе повышения квалификации:

- отбор содержания новых учебных планов, учебных программ, интегративных курсов, педагогических технологий для ДПО;

-создание региональной информационно -образовательной среды;

- формирование регионального сообщества тьюторов и их научно-методическое сопровождение

Средства реализации. Выпуск методических рекомендаций для учителей внедряющих ИКТ. Формирование банка данных о техническом оснащении и подключении к Интернету школ области. Накопление нормативно правовой базы для лигитимизации внедрения инновационного процесса.

Результат. Определены приоритетные направления формирования сетевой культуры учителя-предметника. Требуется развитие образователь-

ных процессов:

- создание тьюторской модели образования;

- формирование информационно-образовательной среды в регионе;

- разработка инновационных образовательных программ.

Освоение содержания нормативно-правово-го блока проблем.

Работа по этапу прогнозирования и целепо-лагания проводилась в 2005 году.

3. Выработка и принятие решения.

Работа по выработке и принятию решений шла параллельно в трех масштабных направлениях:

- формированием информационно-образовательной среды в регионе;

- созданием тьюторской модели образования;

- разработкой инновационных образовательных программ.

Продемонстрируем цели, содержание и ожидаемые результаты деятельности в полученных направлениях.

А. Проектирование информационно-образовательной среды.

Цель. Внедрение новых образовательных структур подчиненных единым требованиям и являющихся частью единой информационно-образовательной средой региона.

Под единой информационно-образовательной средой региона понимаем совокупность сред учреждений образования региона, интегрированных в единое целое, работающих по единым стандартам.1

Содержание. Разработка и создание единой информационно - образовательной средой региона. Регулярное обновление содержания регионального методического хранилища. Организация и проведение форумов на региональном и федеральных уровнях. Работа педагогов с социальными средами У/ВВ 2.0 Разработка и реализация проекта «Школьная медиатека». Виртуальная консультативная деятельность для конкурса «Учитель года».

Результаты. Созданы образовательные региональные порталы д ля размещения цифровых об-

1 Дылян Г.Д., Ратобыльская Э.С., Цветкова М. С. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования,. - М., 2005. - С. 105.

разовательных ресурсов: Сайт АИПКП http:// www.astripk.ru/, сайт АРЦДО http:// www.astrakhan.rcde.ru/, 182 сайта школ области. Создан региональный раздел WEB 2.0 httpf// letopisi.ru/. На сайте АРЦДО проводится виртуальная консультативная деятельность для конкурса Учитель года http://www.astrakhan.rcde.ru/ teacher/main.htm^

Работа проводилась 2006-2007 годах.

Б. Проектирование организационно - педагогической среды

Цель. Определение состава разработчиков и реализаторов модели.

Содержание. Формирование регионального сообщества тьюторов и их научно-методическое сопровождение. Оптимизация и расширение на базе образовательных подразделений дополнительного профессионального образования. Разработка механизма стажировок и практического обучения на базе АИПКП тьюторов муниципальных методических служб.

Результаты. Обучено 1230 тьюторов для работы на созданных 52 школьных площадках региона. Представители 12 муниципальных методических служб региона прошли стажировку на базе Астраханского института повышения квалификации и переподготовки. Регулярно проводятся групповые и сетевые формы работы с учителями предметниками.

Работа проводилась 2006-2007 годах.

В. Проектирование нового содержания системы повышения квалификации.

Цель. Разработка программы деятельности, предусматривающей научно-теоретическое, организационно-педагогическое, управленческое обоснование модели, разработку состава модулей, структурную схему модели формирования сетевой культуры учителя-предметника.

Содержание. Формирование нового содержания курсов повышения квалификации и новых моделей учебной деятельности использующих технологии сетевого педагогического взаимодействия. Организация работы в широкомасштабном эксперименте по обновлению структуры и содержания курсов повышения квалификации. Создание учебно-научных виртуальных объединений учителей предметников действующих в сети.

Результат. Произведён отбор содержания курсовой подготовки с учетом приоритетной цели формирование сетевой культуры учителя-пред-метника. Разработаны программы:

1. Теория и методика преподавания курса «Информационная культура» в начальной школе и 5-7 классах.

2. Интернет и медиаресурсы в образовании.

3. Модератор сетевого педагогического сообщества.

4. Организация технической поддержки цифровой техники в общеобразовательных учреждениях.

6. ИКТ в профессиональной деятельности за-м. директора ОУ

7. Подготовка тьюторов к использованию ИКТ в среднем образовании.

8. Технология и методика создания дистанционных курсов.

9. Основы информационных технологий для работников сферы образования.

Интерес представляет комплексная программа, направленная на обучения руководителей, имеющая трехуровневую систему.

Уровень А: базовый - программа «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности заместителя директора ОУ».

Уровень Б: продуктивный - программа «Информатизация образовательной среды и организация деятельности бригад технической поддержки учреждения».

Уровень С: компетентностный - программа «Сетевое взаимодействие в практике работы руководителя».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность настоящей программы определяется тем, что информатизация управленческой деятельности предъявляет соответствующие требования к административно-управленческому персоналу, стимулирует его стремление к самосовершенствованию, творческому поиску новых форм и методов организационно-методической работы учителей предметников.

Работа проводилась 2006-2007 годах.

4. Обобщающе-внедренческий этап.

Цель. Анализ и обобщение накопленного опыта по формированию сетевой культуры в системе повышения квалификации.

Содержание. Определение механизмов формирования сетевой культуры учителя-предметника. Оценка деятельности регионального сообщества тьюторов. Апробация и редактирование образовательных программ системы повышения квалификации. Совершенствование содержания информационно - образовательной среды реги-

30

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, том 14

она.

Средства реализации. Создание виртуальных учебно-научных объединений учебных зареде-ний. Апробирование инструментария позволяющего формировать цифровые электронные учебно-методические комплексы. Запуск и реализация сетевых региональных проектов.

Ожидаемый результат. Создание банка передового педагогического опыта в системе повышения квалификации по формированию сетевой культуры. Практическое применение сформированной сетевой культуры учителей предметников в системе повышения квалификации при реализации межрегиональных сетевых проектов «Виртуальный методический кабинет», «Электронная рабочая тетрадь». Перспективное планирование программ АИПКП для формирования сетевой культуры учителя.

5. Диагностика уровня сформированности сетевой культуры учите лей-предметников.

Цель. Анализ итогового уровня сформированности сетевой культуры учителя-предметника.

Содержание. Установление итогового уровня сформированности сетевой культуры учителя-предметника по трем уровням сформированности сетевой культуры: низкий, средний и высокий. Диагностика эффективности проведённых мероприятий для слушателей курсов повышения квалификации.

Средства реализации. Тестирование слушателей на установление итогового уровня сформированности сетевой культуры учителя-предметника. Определение модели формирования сетевой культуры учителя-предметника. Проведение итоговой оценки проекта

Ожидаемый результат. Определение итогового уровня сформированности сетевой культуры учителя-предметника. Представление модели для трансляции в другие регионы.

На каждом из этапов осуществлялся контроль для получения промежуточных результатов, их сверки, определение степени единства подходов

в процессе моделирования.

Выводы

Таким образом, исследование на тему «Формирование сетевой культуры учителя в системе повышения квалификации», проводимое в Астраханской области с 2004 года, позволило определить понятие сетевой культуры учителя-предметника, выявить подходы к определению уровня сетевой культуры учителя и разработать и апробировать механизмы повышения этого уровня. Требуют дальнейших исследований и проработки компоненты модели формирования сетевой культуры учителя-предметника в системе повышения квалификации, такие как методология повышения квалификации учителя с использованием сетевых технологий и измерительные инструменты и технологии уровня сетевой культуры учителя, что и входит в зону ближайшего развития исследования.

Библиографический список

/. Урсова О. В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Великий Новгород, 2006. - С. 12-15.

2. Бражник А. В. Культура видится на расстоянии. И по Сети.. .Сборник статей // Сетевая культура (Вопросы информатизации образования). -М., 2007.-С. 5-12.

3. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика.-М., 2003.

4. Дылян Г.Д., Ратобылъская Э.С., Цветкова М.С. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования. -М., 2005.

5. Реан А.А. Проблемы общей акмеологии // Санкт-Петербургский университет, 2000.

6. Сайков БП. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.