Научная статья на тему 'Развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов Чеченской республики'

Развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов Чеченской республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярычев Н. У.

Данная статья посвящена вопросам осуществления проекта «Информатизация системы образования», основной задачей кото-рого является формирование наиболее важных компетенций педа-гогов. На основе полученных результатов сделан вывод о реализации данного проекта, который сыграл огромную роль в формировании информационно-коммуникационного пространства общеобразова-тельных учреждений Чеченской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов Чеченской республики»

УДК 371.69.004.3 ББК 74.202

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ярычев Н. У.

г. Грозный, Чеченский институт повышения квалификации работников образования

Данная статья посвящена вопросам осуществления проекта «Информатизация системы образования», основной задачей которого является формирование наиболее важных компетенций педагогов. На основе полученных результатов сделан вывод о реализации данного проекта, который сыграл огромную роль в формировании информационно-коммуникационного пространства общеобразовательных учреждений Чеченской Республики.

С 2006 года в Чеченской Республике, как и во многих субъектах Российской Федерации, реализовывался федеральный проект «Информатизация системы образования», направленный на повышение профессиональной квалификации работников общеобразовательных учреждений, в частности, формирования у них базовых информационно-коммуникативных компетентностей. Так, за два года курсы повышения квалификации прошли более 2308 человек, по окончании которых были выданы удостоверения о повышении квалификации государственного образца.

Проект «Информатизация системы образования» направлен на создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе школ (учреждений общего и начального профессионального образования). В результате реализации проекта большинство школ в пилотных регионах и лидирующие школы в других регионах России должны перейти на новую ступень использования ИКТ в учебном про-

цессе, активно использовать цифровые образовательные ресурсы. С этой целью в рамках проекта будут поддержаны работы по созданию в России устойчивого потенциала в области производства высококачественных цифровых учебных материалов, повышению квалификации педагогов в области внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику образования.

Реализация проекта «Информатизация системы образования» Постановлением Правительства Российской Федерации возложена на Национальный фонд подготовки кадров (НФПК).

Как и во многих субъектах РФ, функции регионального оператора были возложены на государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Чеченский институт повышения квалификации работников образования».

Основной задачей данного проекта, отраженной в учебной программе, являлось формирование следующих, наиболее важных компетенций, таких, как:

- общие представления о дидактических возможностях информационно-коммуникативных технологиях;

Научные сообщения

- представление о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе;

- представление об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметнопрофессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, созданных в ходе реализации Федеральных целевых программ;

- приёмы организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмов выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основных приёмов ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов;

- приемы подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.).

Как обязательный элемент учебной программы, при выпуске каждой группы организовывалась защита выпускной работы. В качестве выпускных работ, как правило, использовались презентации для проведения учебных и внеклассных школьных мероприятий.

За все отчетные периоды курсы повышения квалификации прошли более 2308 слушателей (учителя начальных классов, учителя-предметники, руководители образовательных учреждений, педагоги-организаторы и т.д.).

Обучение проводилось по общей учебной программе, утвержденной Ученым советом Чеченского института повышения квалификации работников образования, получившей одобрение федерального оператора (НФПК).

Обучение учителей общеобразовательных учреждений республики на первом и

ЧИППКРО

втором отчетном периодах проводилось по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника».

Методическое сопровождение данной программы потребовало подготовки учебно-

методических комплектов для слушателей курсов. В качестве таких материалов были использованы учебные пособия с грифом Национального фонда подготовки кадров (комплекты данных материалов представлялись слушателям при проведении занятий):

- Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Часть I: Пособие для системы дополнительного профессионального образования. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 172 с.

- Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Часть II: Пособие для системы дополнительного профессионального образования. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 196 с.

- Информационные технологии в управлении образованием. Часть I: Пособие для системы доп. проф. образования. - М.: РФРДПО, 2006. -168 с.

- Информационные технологии в управлении образованием. Часть I: Пособие для системы доп. проф. образования. - М.: РФРДПО, 2006. -182 с.

Все разделы учебной программы обеспечивались дидактическими материалами, представленными на компакт-дисках пособий «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» и «Информационные технологии в управлении образованием».

После окончания обучения каждому слушателю выдавался комплект методических материалов - учебно-справочное пособие «Современные информационные технологии» (1 и 2 часть) и брошюра «MS Office для учителя» как в электронном, так и печатном виде.

В связи с возросшей потребностью педагогов распространять свой опыт была реализована разработка блока «Создание электронного учебного пособия». Также в Чеченском институте повышения квалификации работников образования были разработаны методические рекомендации по соз-

данию электронного учебного пособия. В настоящее время в рамках различных конкурсов, проводившихся Министерством образования и науки России (ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды») и НФПК (9 тур Конкурса «Создание учебной литературы нового поколения на электронных носителях для общеобразовательной школы»), а также за счет собственных средств фирм-разработчиков создано большое количество учебных материалов на электронных носителях. Однако, как показывают исследования, разработанные материалы недостаточно широко и эффективно используются учителями в учебном процессе. Это объясняется целым рядом причин, главная из которых неподготовленность рядового учителя к активному включению цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебный процесс, отсутствие у него необходимых навыков, а также мотивации, основанной на понимании очевидных преимуществ использования ЦОР.

Полноценное решение задач информатизации школы невозможно без дополнительных усилий по совершенствованию методической подготовки будущих учителей, без обучения их методам работы с современными коллекциями ЦОР, методике педагогического проектирования учебных материалов для использования в учебном процессе, при проведении конкретного урока».

В Чеченской Республике использовалась только очная форма обучения, которая, по нашему мнению, давала более эффективный результат.

Проведение оперативной методической поддержки тьюторов и координаторов с помощью сервисов Интернет, а также средствами телефонной связи (коммутируемой и мобильной), позволило добиться качественных результатов обучения.

В Чеченской Республике были предприняты все меры, чтобы обучение проходило, не нанося ущерб образовательному процессу в самих учебных заведениях.

Мониторинг хода реализации программы

проводился в основном в дни выезда тьюторов в сельские районы для проведения семинаров для учителей информатики. Учителя-предметники, прошедшие курсы повышения квалификации по данной программе, активно участвовали в подготовке и проведении семинаров.

Отзывы руководителей общеобразовательных учреждений республики характеризовали программу повышения квалификации, как необходимую и весьма эффективную.

Мониторинг проводился с целью получения статистической информации о слушателях на всех этапах для определения значимости курсов, выявления возможностей применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе (табл. 1).

Отдельным направлением методического сопровождения учебных программ стала система консультирования различных категорий участников проекта.

Востребованными формами консультирования стали: общение через тьюторов учебных площадок посредством электронной почты, телефон и личных встреч с выпускниками.

Основная тематика консультаций была связана с вопросами (для организаторов обучения):

- по порядку оформления учебной документации;

- правила проведения анкетирования слушателей и оформление отчетной документации;

- проведение мониторингового визита и оформление отчетной документации;

- критерии оценивания выпускных работ;

- порядок защиты выпускных работ слушателей групп.

Для слушателей курсов (как правило, после прохождения обучения):

- интеграция информационных технологий в учебный процесс в конкретном общеобразовательном учреждении;

- возможности использования компьютерных классов для проведения уроков с использованием ИКТ;

- обработка мультимедийной информации (графические изображения, звук и видео);

- использование интерактивной доски в учебном процессе;

Научные сообщения

- выбор web-сервера для размещения мощь» в учебном процессе;

сайта общеобразовательного учреждения; - организация второй ступени обучения.

- использование пакета «Первая по-

Таблица 1

Информационные технологии в учебно-воспитательном процессе

Вид мероприятий на данном этапе Частота мероприятий Количество мероприятий

Мониторинг проведения занятий В течение отчетного периода 12

Тестирование слушателей 4 группы 4

Анкетирование слушателей Входное анкетирование 4 группы Выходное анкетирование 4 группы 24

Мониторинговые визиты Посещение районными координаторами занятий преподавателей (9 групп) 4

Конференции

Совещания Методические совещания для координации учебного процесса, включая итоговое обсуждение выпускных работ 38

Конкурсы. Дистанционный творческий турнир по программированию 1

Методические семинары 1. Семинар-совещание для специалистов районных отделов образования, руководителей и педагогов образовательных учреждений, преподавателей информатики «Создание банка методических материалов». 2. Семинар для учителей информатики и учи-телей-предметников «Конструирование презентаций». 2

Итого 89

Мониторинг деятельности выпускников. В курсы повышения квалификации по проблемам, не связанным с информационно-

коммуникативными технологиями, внедрялись вариативные блоки «Microsoft». Анализ работ показал, что у многих слушателей сформирована базовая ИКТ-компетентность.

За время реализации программы были проведены следующие республиканские семинары:

1. Семинар «Создание банка методической информации» (18-21 марта 2008 г., г. Аргун) для специалистов районных (городских) отделов образования, руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений, преподава-

телей информатики.

Целью проведения данного семинара было обучение технологии создания и функционирования банка методической продукции.

В ходе семинара были рассмотрены следующие наиболее актуальные вопросы:

технология разработки и оценки содержания банка методической продукции: целевое назначение сети банков педагогической информации и банков методической продукции;

- разработка локальных актов, регулирующих функционирование банков педагогической информации;

- проектирование модели банков педаго-

гической информации: структура, взаимосвязь каталогов, блоков, разделов банка, формирования массива банка педагогической информации;

- использование технологии модульного отражения педагогической информации для описания педагогического опыта и создания методической продукции;

- системный анализ педагогической деятельности: определение содержания материалов педагогического опыта, методической продукции;

- создание информационного массива банка методической информации: описание педагогического опыта, создание методической продукции;

- технология разработки и использования программной оболочки банка методической продукции;

- технология работы с республиканским банком педагогической информации (модель, структура, режим использования, поиск данных);

- создание и функционирование банка методической продукции;

- разработка лингвистического, программно-технического, методического и организационного обеспечения банка методической продукции;

- сбор и обработка документальных источников, вводимых в систему банка методической продукции, классификация, хранение, поиск, получение, предоставление потребителю данных банка методической продукции и т.д.

2. Республиканский форум «Инновационные методы программирования» (12 апреля 2008 г., г. Грозный).

Основными целями проведения форума являлись:

- повышение интереса в изучении раздела «Программирование» предмета «Информатика и ИКТ»;

- стимулирование активности и самостоятельности учащихся;

- развитие творческих способностей учащихся;

- закрепление знаний, умений и навыков учащихся по теме «Программирование».

Безусловно, реализация данного проекта сыграла огромную роль в формировании информационного и коммуникативного пространства общеобразовательных учреждений Чеченской Республики.

Как нам известно, республика пережила период долгого социально-экономического застоя и череду локальных военных конфликтов, которые практически вывели из строя инфраструктуру региона, что, несомненно, в первую очередь сказалось на системе образования. В этой связи реализация вышеуказанного проекта стала новым этапом становления образовательного пространства республики и формирования современного информационного пространства, требующего все новых и совершенных подходов к своему управлению и развитию.

Не менее важным нам представляется и то, что федеральным оператором проекта «Информатизация системы образования» Национальным фондом подготовки кадров результаты его реализации признаны как удовлетворительные и отвечающими основным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.