Научная статья на тему 'Социально-педагогические факторы обучения школьных педагогов'

Социально-педагогические факторы обучения школьных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические факторы обучения школьных педагогов»

МАТЕМАТИКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ

УДК 371.66:004.3

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

С.Ф. Аверьянова,

замначальника Саратовского регионального ресурсного центра по учебно-методической работе

Г.А. Сумина,

директор ИОЦ «Виртуальный филиал Русского музея», СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2006. № 14(3)

С 2006 г. Саратовский государственный социально-экономический университет (СГСЭУ) участвует в реализации инновационного проекта Национального фонда подготовки кадров (НФПК) «Интернет-поддержка профессионального образования педагогов». В рамках данной программы проводится дистанционное обучение школьных педагогов по 10 курсам, разработанным сотрудниками СГСЭУ.

В ходе проекта (2006 - 2008 гг.) планируется провести анализ ряда социально-педагогических факторов организации обучения школьных педагогов в дистанционных мастер-классах (МК). В настоящее время получены и проанализированы данные по программе «Технологии разработки мультимедийных учебных материалов». Анализ основывался на материалах входных анкет слушателей и других статистических данных, собранных в ходе организации обучения, а также организационной переписки модератора и тьютора программы со слушателями.

Формирование состава слушателей происходило в основном в результате взаимодействия организаторов со специалистами региональных и межшкольных методических центров (РМЦ и ММЦ) и осуществлялось поэтапно. В начале фиксировались предварительные заявки слушателей, затем оформлялись заявления и входные анкеты. На обучение были зачислены 71,4% абитуриентов, подавших предварительную заявку. Основными критериями отказа со стороны организаторов зачислить на обучение абитуриента было отсутствие в анкетных данных информации о профессиональной принадлежности его к системе полного (среднего) образования или отказ абитуриента предоставить анкетную информацию.

В качестве средства организации сетевого обучения использовалось программное обеспечение (ПО) регионального сегмента «Саратовский виртуальный университет» (СВУ) Российского портала открытого образования (РПОО). Данное ПО позволяет организовывать доступ к материалам курса и формировать информационную среду обучения. Контроль со стороны тьютора осуществлялся по результатам выполнения промежуточных творческих заданий, участия в групповых семинарах, итоговой работы.

В обучении приняли участие 140 слушателей из 7 регионов России: Саратовской, Пермской, Калужской, Челябинской областей, Красноярского и Хабаровского края, Республики Карелия, Эстонии. Данные регионы в основном являются пилотными в ходе осуществления проекта НФПК. Наибольший процент участия был обеспечен слушателями из Саратовского региона (48 человек, 34,4% слушателей программы, 5 населенных пунктов) и Красноярского края (31 человек, 22,1% слушателей программы, 11 населенных пунктов).

По признаку профессиональной принадлежности организаторами были две основные категории слушателей: 1) административный состав преподавателей школ и другие категории школьных работников (71,2%); 2) специалисты и руководители муниципальных учреждений межшкольных методических объединений, информационно-образовательных центров, центров информационных технологий, ресурсных центров и др. (26,6%). Интерес к участию в МК был отмечен также в среде вузовских специалистов в области ИКТ, музейных работников, менеджеров учебных центров. (2,2%).

Представительство широкого должностного состава в категориях 1, 2 обеспечивается, на наш взгляд, выходом в обучение членов педагогических коллективов образовательных учреждений различных типов от прогимназий до региональных информационных центров, а также участием крупных коллективов некоторых учреждений образования. В МК принимали участие преподаватели практически всех основных школьных предметов. Процент участия преподавателей предметов естественно-научного цикла к общему числу преподавателей - 43,4%. Кроме того, были широко представлены следующие специальности: учителя начальных классов, воспитатели групп продленного дня, детского сада, педагоги дополнительного образования, психологи, логопеды, социальные педагоги. Около 10% преподавателей занимают или совмещают с педагогическими обязанностями административные должности. Данный профессиональный состав представителей школ свидетельствует о широком распространении интереса к применению информационных технологий во всех сферах педагогической школьной деятельности.

Должностной состав представителей категории 2 слушателей включает в себя руководителей, специалистов по информатизации, методистов по различным направлениям, специалистов по дополнительному образованию, преподавателей. Данная категория слушателей наиболее подготовлена в области ИКТ; в их распоряжении находится большее количество компьютерных и сетевых ресурсов, чем у представителей школ, они чаще имеют опыт разработки электронных учебных материалов и участия в дистанционных программах обучения как в качестве обучаемых, так и в качестве тьюторов и организаторов обучения. Основной целью участия в мастер-классе большинства представителей данной категории является апробация методики дистанционного обучения, предложенной в рамках мастер-класса.

Интересными организаторам показались данные о том, что 92 слушателя признают участие в программе личной инициативой, 47 - поручением руководства. Среди побудительных причин к участию в мастер-классе называются желание углубить собственные знания в области ИКТ и самостоятельно разрабатывать электронные методические материалы, доступность данной программы обучения, поддержка межшкольных методических центров.

В ходе опроса слушателей было определено, что в среднем каждым слушателем планируется тратить 0,93 ч в день на работы, связанные с использованием Интернета (от 20 мин до 3 ч). Большинство слушателей, планирующих ежедневно использовать Интернет только 20 мин, имеют возможность использовать компьютеры только в классах учреждения образования и недоста-

точный уровень компьютерной подготовки. Это свидетельствует о необходимости решения организационных проблем участия слушателей силами руководства учреждения образования. 1,45 ч - время, планируемое в среднем каждым слушателем на не дистанционные виды работы (от 30 мин до 3 ч). 6,5% слушателей не смогли первоначально определить количество времени, которое они будут отводить под различные виды работ в мастер-классе. Это, на наш взгляд, связано с отсутствием опыта работы в дистанционных программах, общим небольшим опытом применения компьютера, а также отсутствием в ряде случаев поддержки руководства в плане предоставления участникам обучения возможности свободно работать на компьютерах образовательного учреждения. 4,3% слушателей имеют возможность неограниченно использовать Интернет для дистанционных видов работ. Эти слушатели входят в 7,9%, которые не ограничены компьютерным временем для выполнения других видов работ, а также готовы посвятить работе в мастер-классе необходимое количество личного времени.

Примерно равное количество слушателей (34,5% и 33,8% соответственно) отмечают, что они пользуются ресурсами Интернета от случая к случаю или свободно владеют ими. Около 15% слушателей не дали ответ на этот вопрос. 14,4% отмечают, что до начала работы в мастер-классе никогда не пользовались ресурсами Интернета. Как правило, эти слушатели испытывают наибольшее затруднение как при освоении функциональных возможностей дистанционной среды обучения, так и при выполнении заданий. Именно эта категория слушателей имеет возможность использовать для обучения в основном только компьютерную базу образовательного учреждения, что возможно только при поддержке администрации учреждений образования. В ходе обучения организаторами мастер-класса было определено, что основной состав данных слушателей входит в описанные выше коллективы слушателей и пользуется во время обучения достаточной поддержкой коллег. Им также оказываются дополнительные консультации со стороны организаторов мастер-класса. У слушателей, не поддерживаемых педагогическими коллективами и администрацией учебного заведения и обладающих низким уровнем подготовки в области ИКТ, на наш взгляд, отсутствует мотивировка изучать данную программу обучения в дистанционном режиме. В этом случае разумно участвовать в очных региональных образовательных программах.

Неравномерность уровня первоначальной подготовки слушателей часто приводит к несоблюдению сроков рабочей программы и (как следствие) регламента групповых работ мастер-класса, что принижает его ценность в плане проведения всестороннего обсуждения материалов курса и дистанционных приемов обучения с целью их дальнейшей модификации.

К числу слушателей, испытывающих затруднения в использовании компьютерных и сетевых ресурсов, относятся в основном те участники, у которых есть возможность работать на компьютере и в Интернете только в классах образовательного учреждения (46% от общего числа слушателей). Только 20% могут выполнять задания мастер-класса как дома, так и в стенах учреждения образования. 8,6% слушателей для выхо-

да в Интернет и подготовки выпускных работ планируют использовать классы открытого доступа на базе ММЦ и других центров. Слушатели с наиболее низким уровнем владения компьютером не связывают планы обучения в дистанционных программах с классами открытого доступа, так как скорее всего ранее не были охвачены участием в образовательных программах ММЦ и других центров и не обладают достаточной информацией о возможности работы на базе этих организаций. Уровень ИКТ выше в тех категориях, где слушатели имеют возможность работать на компьютере и в Интернете в домашних условиях. Отсутствие ограничений по времени использования Интернета и компьютерных ресурсов также возрастает в группах с более высоким уровнем ИКТ-подготовки. На наш взгляд, это связано с тем, что данные слушатели в силу наличия знаний в области ИКТ имеют дополнительные возможности самостоятельно общаться в социальных средах, использующих компьютерные технологии и средства доступа к Интернету в различных сферах педагогической деятельности.

Рассматривая профессиональный состав каждой из выделенных по уровню ИКТ-подготовки групп, отметим, что наименьшей компьютерной подготовкой охвачены школьные педагогические работники, список которых приведен выше, не являющиеся преподавателями-предметниками. К категории слушателей, от случая к случаю использующих компьютерные и интернет-ресурсы, относятся подавляющее большинство преподавателей-предметников, а также небольшое количество преподавателей и руководителей региональных центров информатизации и научно-методических центров. Методисты и руководители РЦИТ, ИКТ, ММЦ, преподаватели информатики и математики, а также ряд преподавателей по другим школьным дисциплинам, директоров и их замов не испытывают затруднений в общении с Интернетом и компьютерными технологиями.

Программа МК предполагает на все обучение использовать 30 ч в течение 15 дней, т.е. около 2 ч в день.

Среднее планируемое слушателями время ежедневной работы - более 3 ч. По качественным оценкам, полученным из писем слушателей, реальное время, используемое слушателями на выполнение всех видов учебных работ, особенно на творческие виды работ, существенно больше, но, как правило, зависит от общего уровня подготовки слушателя в области ИКТ. Организаторы программы в данном случае имеют основание пересмотра учебного плана обучения.

Наиболее низкие показатели времени использования средств ИКТ - в группе с наименьшим уровнем компьютерной подготовки. Это связано, на наш взгляд, с наличием организационных проблем доступа в компьютерные классы УО и отсутствием достаточного компьютерного опыта. В группе слушателей, использующих ресурсы Интернета от случая к случаю, большее время планируется на выполнение недистанционных видов работы, что свидетельствует о том, что данная группа слушателей нацелена в основном на выполнение образовательной программы МК вне зависимости от дистанционной технологии обучения. Категория слушателей, свободно владеющая ресурсами Интернета, не придает принципиального значения видам ИКТ, используемых в МК.

В ходе проведения МК не выявлено существенного различия в сложности доступа к среде обучения слушателей, проживающих в центральных или удаленных населенных пунктах. Проблемы доступа или передачи информации были отмечены в ряде отдельных случаев, связанных с техническими параметрами настройки сетевого подключения или отдельных компьютеров слушателей.

Таким образом, нами представлен ряд социально-педагогических факторов, влияющих на организацию и проведение учебных дистанционных мероприятий в среде преподавателей учреждений полного (среднего) образования в рамках работы по проекту НФПК.

УДК 004.3

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКЦИЙ ДЛЯ НЕЧЕТКИХ АВТОМАТОВ

A.A. Максимов,

кафедра теоретических основ информатики и информационных технологий, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2006. № 14(3)

Теория нечетких множеств сделала возможным расширить область применения математического моделирования в таких областях, как медицинская диагностика, экономика, криминалистика, социометрия, а также информационных системах. В качестве модели поведения такого рода «нечетких» систем, т.е. с неоднозначно определенными состояниями1, используется понятие нечеткого автомата. Большинство информационных систем допускают автоматное представление. Чем сложнее система, тем больше всевозможных «нечетких» моментов в ее функционировании . Однако универсальная алгебра нечетких автоматов не разработана в достаточной мере. В авторской работе «Универсально-алгебраические конструкции для нечетких автоматов» были предложены основные универсально-алгебраические конструкции для нечетких автоматов2. В рамках этих понятий были доказаны аналоги теорем о гомоморфизмах из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.