Научная статья на тему 'Управление профессиональным самообразованием педагогов в системе повышения квалификации'

Управление профессиональным самообразованием педагогов в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ACTIVIZATION / SELF-EDUCATION / INFORMATIZATION / TEACHER / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Статирова О. И.

Рассматривается профессиональное самообразование педагогических работников в системе повышения квалификации и возможности использования информационно коммуникационных технологий для управления самообразовательной деятельностью педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Статирова О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF TEACHERS IN SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

This article about professional self-education of pedagogical workers in system of improvement of professional skill, an opportunity of use of computer technologies in management of self-educational activity of teachers.

Текст научной работы на тему «Управление профессиональным самообразованием педагогов в системе повышения квалификации»

УДК 373.7

О.И. Статирова, аспирант ЧГАКИ, г. Челябинск

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООБРАЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Рассматривается профессиональное самообразование педагогических работников в системе повышения квалификации и возможности использования информационно - коммуникационных технологий для управления самообразовательной деятельностью педагогов.

Ключевые слова: активизация, самообразование, информатизация, педагог, повышение квалификации.

Новая экономика, основанная на знаниях, требует новых профессиональных кадров и четко формулирует задачи, стоящие перед образованием. В условиях реформирования образовательной системы, направленного на повышение качества, доступности и эффективности образования, изменяются требования, предъявляемые к педагогу. Решение стоящих перед ним задач невозможно без осознания своей общественной значимости, высокой личной ответственности и познавательной активности в любом возрасте — только готовность к постоянному профессиональному самообразованию позволит ему адаптироваться в новых условиях. Изменение парадигмы образования, важнейшей составляющей которой является идея непрерывного образования, ставит перед системой повышения квалификации педагогических работников необходимость поиска и внедрения в практику новых технологий обучения взрослых, стимулирующих образовательную активность личности.

Вместе с тем, одним из важнейших механизмов модернизации российского образования является его информатизация. Под информатизацией образования по нимается целый комплекс социально-педагогических-преобразований, связанных с насыщением общей и профессиональной школы информационной продукцией, средствами и технологиями. Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) открывают новые возможности вхождения человека в информационное общество и предъявляют особые требования к процессу обучения и самообразования, заставляют искать новые решения в развитии информационно-инструментальной базы и методического обеспечения системы непрерывного образования и самообразования.

Актуальность вопросов, связанных с эффективным управлением профессиональным самообразованием педагогов в системе повышения квалификации в условиях информатизации образования, становится очевидной.

Для экспериментальной отработки моделей информатизации системы образования на уровне образовательных учреждений, муниципалитетов и регионов в целом в марте 2005 года в семи пилотных регионах России, в том числе в Челябинской области, началась реализация проекта Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования». Проект «ИСО» решает вопросы информатизации учебных заведений в тесной связи с повышением качества образовательного процесса, изменением парадигмы образования, способов педагогической деятельности. Информатизация здесь понимается как трансформация содержания, методов и организационных форм учебной работы с целью подготовки выпускников образовательных учреждений к жизни в условиях информационного общества.

Проект ИСО является целостным и системным, охватывая три ключевые составляющие образовательной практики: содержание образования, методы обучения и педагогические кадры и, соответственно, реализуется по трем направлениям [1]:

Учебные материалы нового поколения (разработка, проверка в экспериментальных образовательных учреждениях, доработка с учетом поступивших замечаний, широкая апробация в условиях реального учебного процесса).

Профессиональное развитие педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для целей образования (формирование базовой ИКТ-компетентности работников образования различных категорий, включая преподавателей всех предметов, работников управления, библиотекарей и т.п.). При этом предусматривается достижение следующих целей:

• формирование у слушателей представлений о современных ИКТ, сферах их использования в информационной деятельности человека и возможности их использования в образовании;

• формирование у слушателей устойчивых навыков использования ИКТ в их профессиональной деятельности;

• формирование у слушателей способности понимать организацию и устройство ИКТ-среды своего образовательного учреждения и эффективно использовать возможности этой среды в своей повседневной работе, в том числе во взаимодействии с учащимися, их родителями и общественностью, с методическими структурами и иными образовательными учреждениями, включая управления образованием, а также с отдельными сотрудниками этих учреждений;

• формирование у слушателей навыков проектной деятельности в условиях ИКТ-среды своего образовательного учреждения, а также проектирование отдельных направлений и мероприятий по ее использованию.

Создание системы межшкольных методических центров для обеспечения постоянной методической и технической поддержки информатизации, информационного обеспечения этого процесса, организации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров всех учреждений общего и начального профессионального образования.

Челябинский институт развития профессионального образования (ЧИРПО) стал участником проекта «ИСО», специально для этого создав структурное подразделение — «межшкольный методический центр» (ММЦ), вся деятельность которого происходила в соответствии с направлениями реализации проекта и касалась непосредственно 46 образовательных учреждений (начального профессионального образования и дополнительного образования детей) города Челябинска. Одновременно с этим, ЧИРПО осуществлял управление содержанием методической работы в системе начального профессионального образования (НПО) всего региона в целом, в том числе научно-методическое сопровождение управленческой и образовательной деятельности учреждений НПО, СПО.

Таким образом, институт имел возможность не только нарабатывать свой собственный опыт по информати-

зации прикрепленных в рамках проекта учреждений, но исследовать и направлять происходящие процессы информатизации в учреждениях НПО всей Челябинской области. Специфика участия ЧИРПО в проекте обуславливается, прежде всего, двумя обстоятельствами:

Из всех семи пилотных регионов только в Челябинской области в проект «ИСО» вошли учреждения начального профессионального образования, их отличие от общеобразовательных школ очевидно, именно ММЦ ЧИРПО, опираясь на основную деятельность института, имел возможность квалифицированно учесть эти особенности и в вопросах информатизации.

ММЦ ЧИРПО стал единственным межшкольным методическим центром, созданным на базе учреждения дополнительного профессионального образования, то есть учреждения, изначально имеющего одним из основных направлений деятельности учебную работу в рамках системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников и строящего эту работу на научной основе, учитывая специфику образования взрослых, идею непрерывности образования и необходимость самообразовательной деятельности педагогов для достижения уровня профессиональной компетенции, отвечающего требованиям модернизации образования.

Имея в виду весь накопленный сотрудниками института опыт работы, ЧИРПО в течение последних трех лет осуществлял активную деятельность по всем направлениям информатизации системы НПО Челябинской области, в том числе и с целью развития ИКТ-компетент-ности педагогов, изначально понимая, что это должно стать пропедевтическим этапом, предшествующим эффективному использованию ИКТ в профессиональной педагогической деятельности. Базовый уровень компьютерной грамотности не есть профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность, а достаточный уровень этой компетентности может быть достигнут основной массой педагогов как результат последующего самообразования с опорой на реальную практику самостоятельного использования ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Регулярные эмпирические исследования состояния информатизации образовательных учреждений и эффективности применения ИКТ в них позволяли вносить необходимые корректировки в осуществляемые в этом направлении мероприятия и судить о достигнутых результатах.

Проводя исследование, мы исходили из положения о том, что педагогическое освоение средств ИКТ вызывает трансформацию всего образовательного процесса, а результаты информатизации проявляются, в том числе и в виде новых образовательных практик, использующих ИКТ [2]. По устойчивости этих практик можно судить об эффективности информатизации на уровне каждого образовательного учреждения и системы в целом. При этом аспекты проявления информатизации крайне многообразны, но не все из них могут быть зафиксированы и оценены в условиях конкретного образовательного учреждения. В своих исследованиях мы использовали три группы показателей, которые доступны для оценки и, на наш взгляд, достаточно полно отражают процесс информатизации:

1) Технологические. Известно, что технологические ресурсы, которые поставляются в образовательные учреждения, сами по себе не приводят к изменениям в образовательном процессе, но в условиях России различия в техническом оснащении образовательных учреждений слишком велики, чтобы не обращать на них внимание. Поэтому мы считаем, что данные о техническом оснащении должны присутствовать в явном виде среди показателей информатизации.

2) Организационные, отражающие целенаправленную организационную работу внутри учреждения по

обеспечению доступности средств ИКТ для различных категорий сотрудников, учащихся и их родителей. Индикаторы создания организационных условий позволяют судить о создании целостного информационного пространства образовательного учреждения, новых регламентах работы, формировании команды заинтересованных педагогов, продвигающих ИКТ в учебный процесс и др.

3) Кадровые — ИКТ-компетентность руководящих и педагогических работников, которую можно определить как готовность и способность работников учреждения работать, используя доступные им средства ИКТ для решения своих профессиональных задач.

При отборе соответствующих индикаторов, кроме собственно показателей по количеству обученных компьютерной грамотности педагогических работников и реально владеющих ИКТ, необходимо учитывать различные варианты использования педагогами ИКТ в учебном процессе, отношение их к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР), использование средств ИКТ в управленческом и воспитательном процессах образовательного учреждения, поэтому мы в своем исследовании учитывали следующее:

1) общее количество инженерно-педагогических работников (ИПР) образовательных учреждений, владеющих ИКТ;

2) количество ИПР, прошедших обучение базовым ИКТ в межшкольных методических центрах в рамках проекта «Информатизация системы образования» Челябинской области;

3) количество педагогов, уверенно и регулярно использующих ИКТ в своей профессиональной деятельности;

4) количество педагогов, использующих ИКТ только для подготовки к занятиям;

5) количество педагогов, использующих ИКТ для подготовки к занятиям и для проведения занятий во фронтальном режиме (с использованием компьютера, проектора и экрана);

6) количество педагогов, использующих ИКТ для подготовки к занятиям и для проведения занятий не только во фронтальном режиме, но и в аудитории, в которой все рабочие места учащихся также оснащены компьютерами;

7) количество педагогов, использующих только готовые цифровые образовательные ресурсы (из коллекций ЦОР, электронных учебников и др.);

8) количество педагогов, использующих не только готовые ЦОР, но и создающие собственные;

9) количество педагогов, использующих цифровые инструменты и технологии для организации учебного процесса;

10) количество педагогов, использующих ИКТ во внеклассной работе;

11) количество руководителей, активно использующих ИКТ в своей деятельности.

Уровень

ОСВОЄННЯ

100%

80%

60%

40%

20%

0%

Т3%" _

(средний уровень после обучения)

Ъб'ЯГ ~

(среднийуровень до обучения)

Изучаемые

темы

Рис. 1. Итоги обучения педагогов базовой компьютерной грамотности

Проведенные измерения показали, что в настоящий момент (на начало 2008 года) 69% всех руководящих и педагогических сотрудников учреждений начального профессионального образования (УНПО) владеют ИКТ-компетенциями, при этом 49% от общего числа прошли базовый курс компьютерной грамотности в межшколь-ных методических центрах в рамках проекта «Информатизация системы образования». Результатом обучения стало овладение слушателями комплексом основополагающих знаний по компьютерным технологиям. Представленная диаграмма (рис. 1) отражает итоги обучения в сравнении с исходным состоянием по отдельным темам курса и средний уровень, выраженный в процентах («до обучения» — 36%; «после обучения» — 93%).

По результатам исследования, в учреждениях НПО Челябинской области 42% педагогов активно используют ИКТ только для подготовки к занятиям, практически такое же количество не только готовятся, но проводят учебные занятия во фронтальном режиме, и лишь 21% педагогов области реализуют свои ИКТ — компетенции в том числе при проведении занятий в аудиториях, в которых рабочие места учащихся оснащены компьютерами, что, несомненно, требует более высокого уровня ИКТ-подготовленности.

По отношению педагогов к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР) также можно судить об эффективности использования ИКТ. Не смотря на то, что в целом примерно половина сотрудников УНПО области используют не только готовые ЦОР, но и создают свои собственные, эта ситуация не однородна в целом по области — в некоторых районах отношение «используют готовые» к «создают собственные» составляет 25% к 75%, в то время, как в Челябинске это отношение — 69% к 31% (рис.2).

Отношен на п#ллгага« ■с ЦОР

Рис. 2. Использование педагогами цифровых образовательных ресурсов

Кроме того, 43% педагогов используют цифровые инструменты и технологии для организации учебного процесса (базы данных, тестовые оболочки, электронные таблицы и т.д.), 42% применяют ИКТ во внеклассной работе, а 74% руководителей образовательных учреждений используют возможности ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Совокупный показатель ИКТ-компетентности педагогических кадров, включающий все приведенные выше данные, имеет нормальное распределение частотности значений по их интервалам и позволяет для дальнейших исследований использовать параметрические статистические методы, которые в свою очередь приводят к следующим результатам:

Проведенный корреляционный анализ свидетельствует о существовании согласованного изменения (при уровне значимости р < 0,05):

1. между уровнем технологического оснащения образовательных учреждений и уровнем ИКТ-ком-петентности его сотрудников (г=0,39 — умеренная интенсивность связи);

2. между уровнем технологического оснащения образовательных учреждений и уровнем доступности средств ИКТ (г=0,11 — слабая интенсивность);

3. между уровнем ИКТ-компетентности сотрудников образовательного учреждения и уровнем обеспечения организационных условий использования средств ИКТ в нем (г=0,50 — заметная интенсивность).

Расчет многочисленных двухвыборочных Ь-тестов с разными дисперсиями ^-критерий Стьюдента) позволил проанализировать выявленные причинно-следственные отношения:

• в тех случаях, когда локальная сеть образовательного учреждения охватывает не только кабинет информатики, но и другие учебные и (или) административные помещения, реальный уровень ИКТ-компетентности руководящих и педагогических работников повышается (различия достоверны, т.к. Ь =1,76 > Ь =1,67);

х 7 стат ’ крит ’ ' ’

• если в образовательном учреждении обеспечен выход в Интернет даже для учащихся, то это положительно сказывается на уровне ИКТ-компетент-ности руководящих и педагогических работников (различия достоверны, т.к. Ьстат=2,93 > Ькрит=2,10);

• общий уровень технологической оснащенности образовательного учреждения существенно зависит от наличия четко определенных правил использования технических средств ИКТ (принтеров, проекторов, компьютеров), находящихся в общем доступе (различия достоверны, т.к. Ь =2,80 > Ь =2,03).

стат крит '

• в тех образовательных учреждениях, где организована методическая (а не техническая!) поддержка использования ИКТ педагогами, кадровый потенциал образовательного учреждения становится существенно выше (различия достоверны, т.к.

Ь =2,85 > Ь =2,18). Причем, наилучший рестат крит '

зультат оказывается там, где такую поддержку осуществляет заместитель директора по научнометодической работе, который не рассматривает информатизацию как самоцель, а ИКТ связывает с педагогическими инновациями вообще, и видит в них возможность модернизации образовательной деятельности учреждения.

Проведенное исследование показало, что не все педагоги, владеющие ИКТ (имеющие навыки использования), уверено и регулярно применяют их в своей профессиональной деятельности. Данные, приведенные на диаграмме (рис.3), свидетельствуют о том, что если среднее по Челябинской области количество педагогических работников «владеющих ИКТ», составляет 69%, то «уверенно использующих» лишь 45% от общего числа сотрудников УНПО, причем разброс значений по области весьма существенен, и имеет наименьшее значение в Челябинске. Кроме того, можно утверждать о существовании заметной интенсивности корреляционной связи (статистическая значимость р < 0,05) между обучением педагогов на базе ММЦ и последующим использованием ими ИКТ в своей деятельности (коэффициент корреляции г=0,599).

Рис. 3. Частотное распределение ИКТ-компонентных педагогов

— і- владеющие i'irv. і педагоги ^среднее значение по ооласти да 7о)

2 * педагоги, уверенно использующие ИЕСТ (среднее значение по области 45%) -о~3 - педагога, квоивпшг ИКТ на базе (среднее значение по области 49%)

Такая связь объясняется изначально профессионально-направленным обучением в ММЦ (не просто компьютерная грамотность, а педагогическая) и возможностью постепенного закрепления полученных знаний на практике параллельно (одновременно) с обучением, ведь проектом «ИСО» сразу был оговорен режим проведения занятий один раз в неделю. Первенство ММЦ Челябинского ИРПО в вопросе эффективности обучения педагогов было обеспечено системным подходом к вопросам повышения квалификации руководящих и педагогических сотрудников с учетом акмеологии, андрогоги-ки, принципа непрерывности профессионального образования и необходимости активизации самообразовательной деятельности слушателей для достижения наилучшего результата.

Решение поставленной задачи институтом рассматривалось комплексно и осуществлялось в несколько этапов.

1. Пропедевтический этап — собственно получение педагогами базовых знаний по компьютерным технологиям, к которым относят основные понятия об аппаратном и программном обеспечений, интерфейсе операционной системы Windows, основах работы с программным пакетом Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), а также принцип работы в глобальной сети Интернет.

2. Адаптация базовых знаний для возможности решения различных образовательных задач, в том числе методические основы подготовки дидактических материалов средствами MS Office, использование Интернета и электронных образовательных ресурсов в педагогической деятельности и др.

3. Организация самостоятельной работы слушателей по применению полученных знаний для создания практико-ориентированных (учетом содержания предмета, профессии) выпускных работ. При этом саму процедуру защиты созданных работ мы считали одной из форм повышения квалификации педагогов, организуя их квалифицированную экспертизу и подробное обсуждение результатов.

Первые три этапа осуществлялись в рамках предусмотренной Проектом «ИСО» курсовой подготовки и были дополнены одновременным решением вопросов, связанных с активизацией самообразования слушателей. Под активизацией самообразования педагога в системе повышения квалификации (СПК) — мы понимаем «побуждение педагога к активному включению в работу над индивидуальной методической темой в период курсовой подготовки, обеспечивающееся высоким уровнем мотивации на постоянное самообразование, сформированной потребностью личности в самостоятельном поиске и усвоении необходимых знаний и совершенствовании профессиональных умений, способствующее развитию инициативности и готовности педагога к удовлетворению познавательных потребностей и достижению качества педагогического труда» [3, с. 28].

Мероприятия по активизации самообразовательной деятельности включали мотивационно-диагностический, планово-прогностический и содержательно-методический этапы, используемыми при этом методами были диагностика, проектная деятельность, самоконтроль и самооценка результатов и рефлексивные методы; а используемыми средствами — фонды и электронные каталоги библиотеки-медиатеки института, глобальная сеть Интернет, интерактивная доска, различный диагностический инструментарий (по изучению профессиональных затруднений и уровня самообразования педагога).

Следом за курсовой подготовкой институтом был развернут целый комплекс мероприятий по управлению профессиональным самообразованием педагогов. Считая, что несмотря на гибкость и большую индивидуализацию самообразования его нельзя рассматривать как стихийный процесс [4], методисты и преподаватели

ЧИРПО осуществляли целенаправленное педагогическое сопровождение (консультации, проблемные семинары, мастер-классы и др.) педагогов в их профессиональном самообразовании.

На всех вышеперечисленных этапах информационные и коммуникационные технологии выступали и в качестве средства самообразования и в качестве инструмента управления этим процессом.

ИКТ обладают уникальными возможностями, использование которых создает предпосылки для интенсификации самообразовательной деятельности, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого и его профессиональных компетенций. К таким возможностям относятся [5]:

5. незамедлительная обратная связь между пользователем и программно-аппаратными средствами;

6. компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;

7. архивное хранение больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к базам данных;

8. автоматизация процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности, в том числе для обработки результатов учебного эксперимента;

9. автоматизация процессов информационно-методического обеспечения и организационного управления учебной деятельностью и контроль результатов обучения.

Сформулированные выше возможности ИКТ позволяют использовать их в системе повышения квалификации сразу в нескольких направлениях:

• как средство получения знаний, совершенствующее процесс самообразования, повышающее его эффективность и качество;

• как инструмент познания окружающей действительности и самопознания;

• как средство развития личности обучающегося;

• как объект изучения (например, в рамках совершенствования навыков работы с информационными технологиями);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• как средство информационно-методического обеспечения и управления процессом самообразования;

• как средство коммуникаций (например, в целях распространения и изучения передового педагогического опыта). ИКТ это не только инструмент получения, обмена и обработки колоссального объема информации, но и особая среда общения людей, не имеющая ни государственных, ни политических, ни экономических границ. Развитие телекоммуникационных сетей дает импульс развитию системы дистанционного обучения, позволяющего обеспечить постоянную научно-методическую поддержку профессиональной деятельности педагогов со стороны учреждений дополнительного профессионального образования и способствующего интеграции образования России в единую мировую систему;

• как средство самоконтроля, самокоррекции результатов самообразовательной деятельности и компьютерного тестирования;

• как средство автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного);

• как средство организации интеллектуального досуга.

Применение современных информационных и коммуникационных технологий в учреждении дополнительно профессионального образования вызывает изменение способов деятельности, перестройку методов и организационных форм обучения; активизирует построение единой информационной среды образовательного учреждения, в рамках которой осуществляется эффективное сотрудничество участников учебного процесса;

интегрирует все виды деятельности учебного заведения в рамках единой методологии, основанной на применении информационных и коммуникационных технологий; обеспечивает постоянное обогащение и обновление содержания учебного материала и поддержку различных форм самообразования (в том числе, дистанционное обучение), а также обеспечивает непрерывную подготовку специалистов в области использования средств ИКТ.

Таким образом, применение ИКТ в самообразовании ускоряет темпы обучения, повышает его эффективность и качество; активизирует индивидуальную (самостоятельную) работу слушателей, интенсифицирует процесс обучения; повышает у обучающихся познавательный интерес. При этом активное включение педагога в личностно-значимую деятельность, управляемую уч-

реждением дополнительного профессионального образования, способствует развитию таких профессиональноличностных качеств специалиста, как активность, инициативность, самостоятельность, самоорганизованность, готовность к самообразованию, и обеспечивает ему достижение высоких результатов в педагогической деятельности и общественной активности.

В свою очередь, управление профессиональным самообразованием педагогов в системе повышения квалификации обеспечивает непрерывность профессионального образования, необходимого для удовлетворения повышенных требований к профессиональной компетенции педагога в условиях современной парадигмы российского образования.

Библиографический список

1. Информатизация системы образования [Текст]: сб. информ.-метод. мат. о проекте. — М: Локус-Пресс, 2005.

2. Водопьян, Г.М. О построении модели процесса информатизации школы [Текст]/ Г.М.Водопьян, А.Ю.Уваров.— М.: РФРДПО, 2006.

3. Айзенберг, А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.Я. Айзенберг. — М.: Высш. шк., 1986.

4. Вертилецкая, И.Г. Активизация самообразования учителя в системе повышения квалификации [Текст]: автореф. дис. к.п.н. / И.В. Вертилецкая.— Новокузнецк, 2007.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.Б. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2001.

Статья поступила в редакцию 12.07.08.

УДК 81'23

Г.Н. Кудрук, преподаватель ЮУрГУ, г. Челябинск

МЕСТО И РОЛЬ КОМПОНЕНТА «ОБРАЗОВАНИЕ» КАК ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗА ЗАПАДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛА

Статья посвящена выявлению места и роли образования в процессе становления западного и отечественного профессионала на материале данных психолингвистических экспериментов по методикам свободных дефиниций и свободного ассоциативного эксперимента с носителями американской и русской культур.

Ключевые слова: профессионал, образование, образ, концепт, языковое сознание,

ассоциация, дефиниция

В контексте современного общества роль образования трактуется неоднозначно. Согласно подавляющему большинству мнений, образование является необходимым условием профессионального становления личности, при этом подразумевается, что качество профессионала напрямую зависит от качества его подготовки, получаемой в рамках образовательной системы. Однако вопреки вышеупомянутому традиционному видению роли образования существует ряд мнений, суть которых сводится к тому, что образование сегодня имеет весьма опосредованное отношение к процессу формирования профессиональной личности, и в большом количестве случаев не оно определяет качество профессионала, будучи по своей природе скорее «описательным» институтом, но является скорее формальным подтверждением статуса профессионала, своего рода государственно и институционально заверенным пропуском в современное профессиональное сообщество, в то время как отличительными характеристиками в определении образа профессионала служат такие компоненты образа профессионала как наличие успешного опыта совершения профессиональной деятельности, согласование деятельности профессионала с нормами профессионально-этического кодекса, учет изменений в контексте деятельности и смежных отраслей и результативность деятельности.

С целью получения актуальных данных, способных сформировать почву для выяснения и оценки состояния сформулированной выше проблемы на современном этапе развития общества, были проанализированы работы ряда зарубежных и отечественных ученых, занимающихся вопросами совершенствования образовательных систем, становления и самоопределения профессионала, роли профессионально-этического кодекса в формировании профессиональной личности и деятельности профессионала. Кроме этого был проведен ряд психолингвистических экспериментов с носителями американской и русской культур по методикам свободных дефиниций и свободного ассоциативного эксперимента.

Лейтмотивом работ американских ученых [1, 2] выступает мысль о том, что системы среднего и высшего образования на сегодняшний день не готовы в рамках государственных образовательных программ обеспечить обучающимся достижение уровня подготовки, соответствующего актуальным мультипрофильным требованиям современного работодателя с одной стороны, и способного сформировать активную всесторонне подготовленную деятельностную профессиональную личность, владеющую достаточным и адекватным инструментарием для успешной реализации собственного потенциала в системе современных деловых и общественных отношений с другой стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.