Научная статья на тему 'Региональный литературно-художественный журнал в российской медиасистеме'

Региональный литературно-художественный журнал в российской медиасистеме Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
795
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ / LITERARY AND ART MAGAZINES / АУДИТОРИЯ / AUDIENCE / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич

В статье определено место и роль российских литературно художественных журналов в современном социокультурном пространстве, основанное на достиженияx прошлых десятилетий развития отечественных СМИ. Автор рассматривает становление и диалектическое развитие российских литературно-художественных журналов в постсоветский период. В статье выявлены специфические особенности региональных литературно-художественных журналов, издаваемых в провинции, выделена социокультурная сущность, коммуникативная качественная определенность региональных литературно художественных журналов, являющихся одним из важнейших факторов сохранения, укрепления и формирования единого культурного пространства в постсоветской России, специфического способа передачи социального опыта. Автор анализирует творческую и социальную составляющую данного типа издания, определяет его аудиторную составляющую, предлагает пути и средства развития этого сегмента средств массовой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional literary and artistic log in Russian mediasistem

The article defined the place and role of Russian literary and artistic magazines in contemporary socio-cultural space, based on the success of the past decades of development of domestic media. The author examines the formation and dialectical development of Russian literary and artistic magazines in the post-Soviet era. The article identified specific regional literary journals in the province allocated socio-cultural entity, communicative quality certainty regional literary-art magazine, which is one of the most important factors in maintaining, strengthening and formation of a common cultural space in post-Soviet Russia, the specific mode of transmission of social experience. The author examines the creative and social component of this type of publication, defines its audience component that offers ways and means for the development of this segment of the mass media.

Текст научной работы на тему «Региональный литературно-художественный журнал в российской медиасистеме»

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 070.2(1-32)(470) ББК 76.024.71(2Рос)

Головин Юрий Алексеевич

доктор культурологии, профессор,

Московский государственный университет культуры и искусств, 141406, Российская Федерация, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7, e-mail: direktor_imm@mguki.ru

Yuriy A. Golovin

Moscow State University of Culture and Arts, 7 Bibliotechnaya St., 141406, Khimki, Russian Federation, e-mail: direktor_imm@mguki.ru

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ В РОССИЙСКОЙ МЕДИАСИСТЕМЕ

В статье определено место и роль российских литературно — художественных журналов в современном социокультурном пространстве, основанное на достиженияx прошлых десятилетий развития отечественных СМИ. Автор рассматривает становление и диалектическое развитие российских литературно-художественных журналов в постсоветский период. В статье выявлены специфические особенности региональных литературно-художественных журналов, издаваемых в провинции, выделена социокультурная сущность, коммуникативная качественная определенность региональных литературно — художественных журналов, являющихся одним из важнейших факторов сохранения, укрепления и формирования единого культурного пространства в постсоветской России, специфического способа передачи социального опыта. Автор анализирует творческую и социальную составляющую данного типа издания, определяет его аудиторную составляющую, предлагает пути и средства развития этого сегмента средств массовой коммуникации.

Ключевые слова: литературно-художественные журналы, аудитория, регион.

REGIONAL LITERARY AND ARTISTIC LOG IN RUSSIAN MEDIASISTEM

The article defined the place and role of Russian literary and artistic magazines in contemporary socio-cultural space, based on the success of the past decades of development of domestic media. The author examines the formation and dialectical development of Russian literary and artistic magazines in the post-Soviet era. The article identified specific regional literary journals in the province allocated socio-cultural entity, communicative quality certainty regional literary-art magazine, which is one of the most important factors in maintaining, strengthening

© Ю.А. Головин, 2014

98

and formation of a common cultural space in post-Soviet Russia, the specific mode of transmission of social experience. The author examines the creative and social component of this type of publication, defines its audience component that offers ways and means for the development of this segment of the mass media.

Keywords: literary and art magazines, audience, region.

Осмысление сущности и специфики российского литературно-художественного журнала как уникального, единственного в своем роде культурного явления представляется важным в связи с тем, что социальная ответственность средств массовой информации и книгоиздания в условиях глобальной трансформации социальной среды является одной из актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры, глобализации и мирового кризиса вопрос о человеке как субъекте культурного творчества является одним из важнейших в проблематике современной культуры. События последнего времени подтвердили, что экономическая и социальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание традиционных культурных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние культуры общества в целом. В результате, в частности, резко снизилось воздействие литературно-художественных журналов на формирование общественного сознания, на позитивное моделирование картины мира гражданина, его становление в мире ценностей культуры, формирование целостного потенциала личности. Изменения в социальной структуре общества, трансформация постсоветских национальных систем и процессы глобализации обострили проблему культурной идентификации человека. Но ведь во все эпохи идентичность личности яв-

лялась необходимым условием консолидации общества.

Между тем, практика выявляет наличие существенного разрыва между потенциальными возможностями литературно-художественных журналов как инструмента осуществления государственной культурной политики, межпоколенной трансляции социального опыта, механизма, способствующего формированию общественного мнения, выстраиванию социальной адекватности и идентичности личности, достигнутого в свое время уровня эффективного функционирования литературно-художественных журналов — и проблемным положением данного сегмента журнальной периодики на современном этапе. Современные тенденции в глобальной экономике и политике напрямую повлияли на функционирование литературно-художественных журналов. Одновременно они привели и к существенным социальным изменениям, свидетельствующим о появлении у современного общества новых качеств. К примеру, изменения характера способов общения, стимулированные цифровой революцией, способствовали усилению индивидуализации социальных практик, изменению соотношения между сферами общественной и частной жизни, прежде всего в пользу последней. Возросшая сложность социальной жизни, сопровождающаяся интенсификацией процессов обмена информацией и повышением потребности людей в ней, привела к появлению у современного человека различных, иногда

конфликтующих, идентичностей и новых статусов. Все это потребовало от него новых коммуникативных навыков, необходимых не только для успеха функционирования, но и просто для выживания в современном обществе. И здесь трудно переоценить традиционную роль литературно-художественных журналов. Особенно в регионах, где толстый русский журнал и сегодня продолжает быть центром межкультурного общения людей, охранителем единого культурного пространства и национальных традиций (ростовский «Дон», краснодарская «Кубань», крымский «Брега Тавриды» и т.д.). Использование литературно-художественных журналов как средства воздействия на массовое сознание и формирование общественного мнения, на индивидуальную позитивную мотивацию, на явления современной жизни в условиях социализации личности может представлять не только теоретический, но и практический интерес. Толстые литературно-художественные журналы в настоящее время продолжают оставаться важной составляющей частью отечественной культуры — понимание их роли в формировании единого культурного пространства постсоветской России особенно важно в условиях открытого общества, возросших возможностей для межкультурных взаимодействий.

Выявление основных закономерностей функционирования системы литературно-художественных журналов в целом, ее типологических характеристик, изучение структуры конкретных изданий, круга авторов и читательской аудитории представляется важным в современных культурных условиях. С одной стороны, толстые литературные журналы ныне являются культурными институтами, объединяющими российскую

интеллигенцию, тем самым определяя ее роль в культурной политике, в создании положительного имиджа государственных культурных и социальных проектов. С другой стороны, это трибуна, с которой гражданское общество высказывает и определяет ценностные приоритеты, результаты своих духовно-нравственных исканий, тем самым определяя перспективы развития демократических преобразований в России, вырабатывает систему взаимоотношений между правящей элитой и народом, т.е. осуществляет процесс социокультурной регуляции. Многообразие и совокупность мнений российской интеллигенции (от крайнего славянофильства до крайних либеральных устремлений), их борьба, компромиссы, в конечном итоге, выражают и все оттенки идеологии российского общества. Это позволяет на уровне литературно-художественных журналов, на уровне литературной и общественно-политической борьбы определять направление устремлений передовых умов России, органам власти соответственно их корректировать путем создания редакций соответствующих идейных направлений, их государственного финансирования, а также поддержки определенных творческих коллективов. Актуальными представляются идеи формирования единого культурного пространства России, идеи необходимости функционального, структурного, организационного, технологического, творческого обновления современных СМИ, пересмотра сложившихся представлений в этой области в соответствии с новыми реалиями современного общества.

Очевидно, существует потребность в системном культурологическом исследовании феномена российских литературно-художественных журналов, анализе их сущности и специфики функционирования в ус-

ловиях реформирования российского общества. Необходимо отметить, что российские литературно-художественные журналы также выполняют культуросохраняющую функцию, сберегая жанровое разнообразие современной литературы.

Одна из фундаментальных черт современной науки и культуры в целом — ярко выраженная тенденция к интеграции. В развитии наук она прослеживается в возникновении новых синтетических дисциплин (один из ярких примеров — появление культурологии). Мы полагаем, что только в рамках синтетического подхода можно приблизиться к адекватному пониманию такого сложного и в то же время целостного культурного феномена, как российский литературно-художественный журнал. Исследование данной проблемы решается на стыке теории и истории культуры, социологии, теории журналистики, литературоведения, литературной критики; бытие литературно-художественных журналов рассматривается в контексте общего бытия культуры и культурной политики государства.

Отношение к толстым российским журналам, как и вообще к серьезной литературе, явно меняется со стороны новой политической элиты и руководства страны. Так, в октябре 2009 г. тогда еще председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин на встрече с писателями поднял вопрос о роли и месте качественной литературы в жизни современного общества. В ответных выступлениях Валентин Распутин, Юрий Поляков, Татьяна Устинова и другие писатели высказали пожелание о возрождении русского классического литературно-художественного журнала.

Литературно-художественные журналы меняются вместе с обществом: лучшие из них стремятся не

просто идти вслед за своим читателем, но и вести его за собой, не просто отражать события, происходящие в данный момент, но и идти впереди читателя, обобщая и предсказывая. Такое понимание процесса жизнедеятельности данного сегмента журнальной периодики вытекает из основного методологического основания данного исследования — традиционное и инновационное в журналистике находится в состоянии взаимоперехода и взаимодействия, в том числе, с литературно-художественным процессом.

В то же время выявление основных закономерностей функционирования системы литературно-художественных журналов в целом, ее типологических характеристик, изучение структуры конкретных изданий, круга авторов и читательской аудитории представляется весьма актуальным в современных социально-экономических условиях. Несмотря на явно наметившуюся тенденцию позитивного изменения ситуации и учитывая экономический кризис, который отразился и на функционировании СМИ, литературно-художественные журналы все еще страдают от недостаточного финансирования, от невозможности выплаты достойных гонораров публикующимся в них авторам.

Поэтому четкое знание механизма работы литературно-художественного журнала, условий его финансирования, тематической структуры, целевого назначения и воздействия на аудиторию может оказать реальную помощь в выработке алгоритма действий по изданию литературно-художественного журнала в сегодняшней ситуации, оптимизации деятельности существующих литературно-художественных журналов.

Исследования в данной области могут стать дополнительным ресурсом привлечения внимания к пробле-

мам литературного цеха, формирования корпоративного мышления, повышения престижа профессии литератора.

События 1990-х гг., конечно, коренным образом повлияли и на бытование литературно-художественных журналов в российской провинции. После некоторого, очень небольшого периода эйфории, вызванного отменой цензуры, когда печатать стало можно «все», а новые номера журналов с текстами про это «все» вмиг сметались с прилавков, наступил период не просто упадка региональной прессы, в том числе и литературно-художественных журналов, а настоящей стагнации.

Редакции региональных литературно-художественных журналов осознали, что данным изданиям ныне не столь актуально быть вечевым колоколом, гораздо важнее их призвание быть сеятелями культуры на местах, отражать жизнь современной провинции. «В России центр на периферии», — заметил в свое время историк В.О. Ключевский, а русская провинция на протяжении столетий была духовным и нравственным источником России, а потому российские провинциальные журналы должны стать собирателями всего лучшего, что есть в местной духовной жизни. Именно это стало формулой выживания литературно-художественных журналов на периферии.

Необходимо рассмотреть аудиторную составляющую как сегмент современного рынка, от которой напрямую зависит бытование и развитие литературно-художественных журналов, а также выявить коммуникативную качественную определенность российских, в том числе, региональных литературно-художественных журналов, которая заключается в том, что их бытование сегодня — одна из важных состав-

ляющих в сохранении и укреплении единого культурного пространства постсоветской России. Это напрямую связано с такими явлениями как глобализация политических, экономических, социальных отношений, с одной стороны, — и обособление, даже изоляция, целых групп русскоязычного населения, оказавшихся в культурном вакууме в приграничных районах России, а то и вовсе за ее пределами, с другой стороны. Для этого необходимо систематизировать и проанализировать полученный нами большой фактический материал в ходе исследования журнальной периодики России (столичных, периферийных журналов, журналов приграничных районов России и русскоязычных литературно-художественных журналов территорий бывшего Советского Союза, примыкающих к нашим границам).

Журналы российской глубинки в последние два-три года начинают постепенно оживать. Это выражается:

— в возвращении некоторых журналов к своим старым форматам, что говорит об увеличении их финансирования («Дальний Восток», «Сибирские огни», «Урал»);

— к некоторому, пусть и незначительному, увеличению тиража: по сравнению, разумеется, с 1990-ми гг. («Дон», «Урал»);

— в открытии новых литературно-художественных журналов: региональных (к примеру, «Чувашия литературная» в Чебоксарах или «Скобари» в Пскове), городских («Карамзинский сад» в Ульяновске, «День и ночь» в Красноярске, «Кириллица» в Нижнем Новгороде, «Город» в Тольятти, «Литературная Пермь» в Перми).

Именно этот факт, то есть появление новых качественных журналов, вызывает некоторый осторожный оптимизм.

Дело в том, что в Советском Союзе и, в частности, в Российской Федерации, количество наименований литературно-художественных журналов было резко ограничено. Огромные культурные пространства бывшего Союза перекрывались республиканскими изданиями как на национальном, так и на русском языках: такими, как флагман белорусской литературы — журнал «Полымя», модный литовский альманах «Даугава», оригинальное грузинское издание «Литературный Тбилиси», в котором с удовольствием печатались почти все либералы Союза от Булата Окуджавы и Василия Аксенова до Ва-силя Быкова и Олжаса Сулейменова. На территории Советской России таких журналов были единицы.

Старейший региональный журнал, учрежденный в 1922 г. постановлением еще ленинского Совнаркома, «Сибирские Огни» в Новосибирске; основанный в 1933 г. при содействии Максима Горького журнал «Дальний Восток», издававшийся в Хабаровске; ведущее издание литературного Нечерноземья — воронежский журнал «Подъем»; крупнейший литературно-художественный журнал Урала и Сибири «Урал», выходивший в бывшем Свердловске; самый популярный и массовый журнал Поволжья «Волга», базировавшийся в Саратове; один из главных поставщиков молодых талантов в Москву — петрозаводский «Север»; а также журналы юга России: «Дон» (г. Ростов на Дону), «Кубань» (г. Краснодар). Отличались они друг от друга мало. Все их типологические признаки можно было уместить в несколько строк. Это были:

— массовые журналы с большими тиражами (до 150—200 тыс. экземпляров), выходившие ежемесячно («Сибирские Огни», «Север», «Дальний Восток») и один раз в два месяца («Подъем», «Волга», «Урал»,

«Дон»), а также журналы, выходившие ежеквартально тиражами до 50 тыс. экземпляров («Кубань»);

— в большинстве своем, литературно-художественные и общественно-политические издания («Сибирские огни», «Урал», «Север», «Подъем») или просто литературно-художественные («Дальний Восток», «Волга», «Дон», «Кубань»).

Учредителями журналов были, как правило, местные Союзы писателей и местные партийные организации. Но главные редакторы утверждались в Москве и считались номенклатурой ЦК КПСС. Объединяли же они вокруг себя местных авторов, членов Союза писателей СССР, которых, впрочем, насчитывалось немного. Так, Краснодарская краевая писательская организация состояла в середине 1970-х гг. из 14 человек. А, к примеру, в Сочи проживал всего один член Союза писателей, поэтесса Валентина Саакова, которая в курортном городе считалась достопримечательностью, подобно знаменитому «Дендрарию». Публикации в толстых журналах считались очень важными и престижными, потому как именно через них проходил путь в Союз писателей, а насколько «хорошо» быть членом Союза, описал еще М.А. Булгаков в своем бессмертном романе.

Действительно, писатели в СССР составляли особую привилегированную касту людей. Начиная с того, что они, единственные в стране, могли официально не работать, не служить, так как их работой признавалось писание художественных произведений. Они могли иметь при себе оплачиваемого государством секретаря, — автор данного исследования лично работал два года секретарем известного российского поэта Василия Федорова, — им официально оплачивался «больничный лист» по представлению

справки из поликлиники, у них были «свои» поликлиники, больницы, дома творчества, детские сады для их детей и внуков, дачные кооперативы. Но это только для тех, кто был официально признан писателем, то есть, являлся членом Союза писателей СССР. Будущий Нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский, к примеру, таковым не был и, несмотря на то, что писал гениальные стихи, был осужден советским судом за тунеядство.

Публиковались в этих журналах также писатели, выходцы из местных краев, волею обстоятельств и, конечно же, благодаря недюжинным своим способностям, оказавшиеся в столицах. Так, в альманахе «Кубань» в 1970-е гг. активно публиковались: выходец из Тихорецка, знаменитый уже в то время советский поэт Юрий Кузнецов; известный прозаик В.И. Ли-хоносов из-под Краснодара; бывший станичник, автор знаменитой книги о Ф.М. Достоевском, вышедшей в серии ЖЗЛ, и один из авторов не менее знаменитой самиздатовской книги «Десионизация» Юрий Селезнев. В каждом журнале присутствовали обязательные рубрики: «проза», «поэзия», «литературная критика» и в некоторых — «публицистика». Впрочем, этот раздел был, в основном, прерогативой столичных журналов.

Опубликоваться в таких изданиях было неимоверно трудно. Круг авторов каждого журнала был строго определен и ограничен1. Исключение, пожалуй, составляли тогда толь-

1 К примеру, в конце 1970-х гг. подборка стихов автора данного исследования, одобренная Всесоюзным совещанием молодых писателей в Москве и рекомендованная известным тогда поэтическим метром Василием Федоровым, так и не появилась на страницах журнала «Кубань», несмотря на то, что автор был «местным», и, несмотря на клятвенные обещания редактора «обязательно опубликовать в ближайшем номере»

ко журналы «Север» и «Подъем», о которых слагали легенды о том, что там возможно опубликоваться молодому литератору. Впрочем, в реальности это касалось исключительно «своих» молодых.

Но они все равно числились провинциальными. Надо сказать, что в нашей стране все, кроме Москвы и Ленинграда, считалось и, к сожалению, по сей день, считается глубокой провинцией. После некоторого, очень небольшого периода эйфории, вызванного отменой цензуры, когда печатать стало можно «все», а новые номера журналов с текстами про это «все» вмиг сметались с прилавков, наступил период не просто упадка региональной прессы, в том числе и литературно-художественных журналов, а реальной стагнации. Что касается литературных журналов, то здесь было несколько причин.

С одной стороны, прекратилось государственное финансирование, стали распадаться редакции. Наиболее активные авторы и редакторы ушли в бизнес или в политику, многие уехали «на заработки» за границу, менее активные стали вести образ жизни маргиналов, потому как членство в Союзе писателей теперь уже ничего не значило и не давало, а сам литературный труд практически не оплачивался. Платил рынок, а он требовал совсем другого товара, по крайней мере, не «качественной» литературы.

С другой стороны, от журналов отвернулся читатель. Отвернулся не только и не столько по финансовым причинам, хотя средств после известных реформ Т. Гайдара 1991 г. у традиционных групп читателей толстых журналов, представляющих в прошлом советскую интеллигенцию, явно не хватало. Отвернулись, прежде всего, потому, что коренным образом изменились информационные

ожидания читателей. Уже к началу 1990-х основные, глобальные темы и проблемы, которые так притягивали советского читателя в период перестройки: кто же такие на самом деле Ленин, Сталин, Колчак, Павлов; сколько человек было репрессировано; были ли победители в гражданской войне, и как начиналась Великая Отечественная война, — были уже поставлены и, в основном, разрешены. Теперь читателя волновало совсем другое: кто правит в Кремле, кто такие Березовский и Абрамович, где взять средства для выживания и за кого идти голосовать на выборы. А это уже «короткая», нежурнальная информация. Она поступала на ме-диарынок посредством сотен и тысяч вновь открывавшихся газет и газетенок, вроде сочинской «Правды-матки», и «расхватывалась с колес». Эта информация не требовала вдумчивого изучения и не могла ждать очередного журнального номера.

В-третьих, — главная опора литературно-художественных журналов — местные отделения Союза писателей страны, приняв эстафету «большого» Союза, стали раскалываться по идеологическим, а потом и по материальным соображениям. Большинству писательского начальства было не до журналов, впрочем, как и вообще не до литературы. Они, где-нибудь в Хабаровске или в Саратове, так же, как и в Москве, делили писательскую собственность. В результате, резко упали тиражи, а значит, и влияние литературно-художественных журналов на общественную и культурную жизнь провинции.

В начале 90-х гг. в России, особенно на периферии, сложилась губительная ситуация для данного сегмента средств массовой информации. Практически перестали существовать такие издания, как «Си-

бирские огни», «Кубань», «Волга». Значительно уменьшились в объеме, изменили свой формат «Дальний Восток», «Урал», «Дон». Самым большим тиражом на периферии России в этот период выходил петрозаводский журнал «Север» — 1 тыс. экз.

Казалось, еще немного и литературно-художественные журналы российской провинции «канут в лету», что, в общем-то, вписывалось в концепцию капитализации СМИ и соответствовало мировым стандартам, где роль, правда, очень приблизительную, подобных журналов давно уже играют университетские издания и издания различных колледжей, выходящие мизерными, по нашим меркам (до 500 экз.), тиражами. Кстати, единичные такие попытки появились и в России. В частности, в Саранске, при Мордовском государственном университете, совместно с НИИ регионологии и Министерством образования РФ, с середины 1990-х гг. стал выходить литературно-художественный, научный и историко-публицистический журнал «Регионология», который сумел продержаться до начала нового тысячелетия и даже превратиться в одно из самых популярных изданий региона. Но это, к сожалению, исключение. Большинство подобных попыток (в Казани, Самаре, Иркутске, Ростове-на-Дону) окончилось неудачей. Были также попытки в Санкт-Петербурге, когда в местном университете вышло несколько номеров литературно-художественного и исторического журнала «Петров-град», а также в Москве, в Московском государственном университете культуры и искусств, где группа литераторов, создавшая в вузе кафедру журналистики, выпустила несколько номеров литературно-художественного и научно-просветительского альманаха

«Зеркало». В лучшем случае, издания продержались два-три номера.

И, тем не менее, вопреки ожиданиям и здравому смыслу, литературно-художественные журналы российской глубинки выжили и, более того, стали играть в последнее время все более значительную роль в культурной жизни страны.

Дело в том, что региональные литературно-художественные журналы по самой своей сути призваны быть «сеятелями» культуры на местах. В то же время, они достаточно глубоко отражают жизнь современной провинции. Многие видные деятели культуры, экономисты, политики связывают надежды на обновление России именно с провинцией. Это особенно актуально сегодня, когда стремительная капитализация российских столиц, их искусственная, зачастую ничем кроме выгоды не оправданная «западизация» полностью уничтожила привычное, традиционно-российское бытование народа, превратив деньги, карьеру в фетиши, явно не совпадающие с менталитетом россиян. Американские лозунги: к успеху любым путем; все продается и покупается; нравственно то, что выгодно, — искусственно внедряются в сознание молодежи. Многие, еще оставшиеся в здравом уме, политики и ученые вновь, как уже бывало не раз в истории России, обратились к периферии. Инерционность функционирования российской глубинки в данном случае оказалась спасительной для традиционной культуры, позволила остановить или хотя бы замедлить стремительный нравственный обвал. Русская провинция на протяжении столетий была духовным и нравственным источником России, а русские провинциальные журналы собирали все лучшее, что было в местной духовной жизни. То же происходит и сегодня.

В настоящее время в России существует большая группа периферийных журналов. Одни имеют давнюю историю, другие возникли и продолжают появляться на волне демократических преобразований как отражение новых общественных потребностей.

Литературно-художественные журналы болезненно перенесли вступление в эпоху рыночных отношений, а финансовое положение многих журналов и сегодня крайне нестабильно. Но выжившие издания, на наш взгляд, сумели сделать главное: понять истинные потребности аудитории в новых социальных условиях, сохранить ориентацию на непреходящие традиционные ценности и в то же время отразить дух нового времени, тем самым, обеспечив себе подписку; найти те или иные дополнительные источники экономического обеспечения (спонсоры, реклама и т.п.). Впрочем, не надо обольщаться. Тиражи даже выживших, даже относительно успешных журналов по сей день, мизерны, — по крайней мере, с точки зрения российских представлений и наших просторов. На периферии они не превышают 2,5 тыс. экз.

Так, старейший журнал российской провинции «Сибирские огни», к примеру, охватывающий огромный, равный половине Европы регион, несмотря на все усилия редакции, распространяется, в основном, по подписке и на сегодняшний день имеет тираж 1,2 тыс. экз.

И все же выжившие и вновь зарождающиеся литературно-художественные журналы, в отличие от советских времен, являют собой довольно большое типологическое разнообразие. Исследователи журналистики выделяют несколько основных типообразующих признаков журнала: учредитель, издатель,

цели и задачи, тематика и проблематика, читательская аудитория, авторский состав.

Применительно к специфике литературного журнала как феномена художественного творчества эта характеристика, в самом общем виде, может выглядеть следующим образом.

Учредителями журналов, чаще всего, именуются региональные и городские Союзы писателей России: «Мурманский берег» (Мурманск), «Откровение» (Иваново), «Десна» (Брянск), иногда — совместно с местными областными и городскими администрациями («Сибирские огни», «Дальний восток», «Север») или администрациями нескольких сопредельных областей («Урал»).

С понятием издатель в условиях свободного рынка дело обстоит сложнее, поскольку, прежде всего, издатель как правило решает проблемы финансирования. Какая-то часть дотируется государственными структурами. Например, «Чувашия литературная» полностью обеспечивается из бюджета республики; субсидиями учредителей (административными и общественными организациями). Так существует большинство периферийных журналов.

Крайне актуальна в наши дни роль спонсоров. И хотя о спонсорах редакции предпочитают умалчивать, какая-то информация все же просачивается. Так, учредителем журнала «Урал» значится коллектив редакции. Но в печати есть сведения, что за издательской активностью уральцев стоят вполне конкретные деловые люди, хозяева концерна «Белая башня», являющегося одной из самых мощных страховых компаний страны.

В 2003-м г. появился на периферии России и первый частный литературно-художественный журнал,

претендующий на роль серьезного издания. Сегодня их сотни. Это журнал «Кириллица», издающийся в Нижнем Новгороде. Главным редактором, издателем и финансистом журнала объявлен местный писатель и бизнесмен Валерий Шамшурин. Главный типологический признак данного журнала заключается в том, что он «частный», то есть принадлежит одному конкретному человеку. Это отражается и на оформлении журнала, и на его содержании, и на составе редколлегии, и на круге авторов.

Региональный литературно-художественный журнал является также главнейшим (если не единственным) видом неформального объединения писателей — по интересам, по ощутимой близости общих взглядов на жизнь и литературу. По традиции, идущей из отечественного прошлого, журнал — это коллектив единомышленников, представляющих определенное направление.

Одним из самых ярких подтверждений этого тезиса является редакторский и авторский коллектив литературно-художественного журнала «Север» (г. Петрозаводск). Кстати сказать, применительно именно к этому изданию, меньше всего подходит определение «провинциальный», традиционно подразумевающее под этим понятие второсортный. Самим фактом своего творчески-дерзкого существования «Север» доказывает, что любое нестоличное издание, если в нем трудятся подвижники от литературы, коллектив единомышленников, может сместить центр цивилизации туда, где бьет чистым источником духовная жизнь. Ни у одного мыслящего читателя сегодня не может возникнуть ощущения, что петрозаводский «Север» — журнал провинциальный, когда на его страницах пересекаются литературно-художественные потоки всей России, а в последнее вре-

мя, и мира. Взять хотя бы публикации в нем литераторов американского русского зарубежья. Конечно, это заслуга коллектива.

Очень интересные коллективы единомышленников сложились в журналах «Дальний Восток», «Урал», «Дон». Во многом, это заслуга главных редакторов, организаторов журналов, а также круга авторов, в том числе, столичных и зарубежных, привлеченных к сотрудничеству с данным изданием. Они-то и определяют тематику и проблематику журналов, их направление.

Литературный журнал, по сути дела, — единственный журнал, где может опубликоваться местный автор, единственная стартовая площадка для творческой молодежи. Хотя с публикацией молодых авторов на периферии по-прежнему серьезные проблемы.

Нельзя сказать, что в регионах совсем не ведется работы с молодыми литераторами. Здесь следует отметить журнал «Урал» со своим приложением для молодых; хабаровский журнал «Дальний Восток» с приложением «Наш семейный очаг», также рассчитанным на молодежь; петрозаводский журнал «Север» с его традиционно популярной еще со времен СССР рубрикой «Творчество молодых»; Саранский университетский журнал «Регионология», выпускаемый молодыми и для молодых; республиканский журнал «Чувашская литература», в котором заявлена постоянная рубрика «Новое имя», и несколько городских журналов. Это, к примеру, «Литературная Пермь» с постоянной рубрикой «Новое поколение», или «Откровение» (г. Иваново), проводящий постоянный конкурс молодых поэтов «Одно стихотворение». Остальные журналы лишь изредка вкрапляют молодых авторов среди местных и столичных метров.

К сожалению, литературно-художественных журналов «молодежных» или «для молодых», в их чистом типологическом виде на периферии не издается. Более того, в большинстве журналов вместо молодых местных авторов часто выступают уже известные писатели из других регионов России, связанные с краем либо происхождением, либо тематикой.

Таким образом, литературно-художественные журналы, выходящие на периферии России, особенно в приграничных регионах, являются сегодня хранителями традиционной российской культуры, имеют огромное значение для формирования единого социокультурного пространства регионов, охраняют границы России от культурной эрозии, столь яростно заявившей о себе в начале 1990-х гг.

События последнего времени подтвердили, что экономическая и социальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание российских культурных традиций оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние литературного процесса и культуры общества в целом, резко снизили воздействие литературно-художественных журналов на позитивное моделирование картины мира читателя, формирование целостного потенциала личности, становление человека в мире ценностей культуры. Изменения в социальной структуре общества и тенденция к глобализации обострили проблему культурной идентификации человека. Во все эпохи идентичность личности являлась необходимым условием консолидации общества.

В условиях коммерциализации искусства, в том числе художественной литературы, усиливаются влияние различных антигуманных

факторов на отечественную культуру, воздействие на СМИ различных коммуникативных систем субъектов экономической, политической и иной социальной деятельности, в том числе, рекламных структур, структур PR и др. Возникает угроза превращения средств массовой информации в придаток корпоративной деятельности, в одну из ее составляющих.

Первыми, чисто внешними, признаками таких изменений следует признать:

— резкое падение тиражей журналов, особенно региональных литературно-художественных. Некоторые упали до нулевой отметки, то есть попросту перестали существовать;

— исчезновение с титульных листов идеологически окрашенных учредителей. Прежде всего, партийных органов и писательских организаций;

— переименование многих изданий (в некоторых случаях с незначительной переориентацией при практически тех же редколлегиях: «Коммунист» стал «Свободной мыслью», «Советский воин» — «Воином» и т.д.);

— изменение формата и внешнего вида многих журналов («Урал», «Дальний Восток», «Дон», «Огонек»). Впрочем, некоторые издания, особенно известные, имеющие узнаваемый бренд, наоборот, сохранили подчеркнуто традиционную форму («Москва», «Новый мир», «Наш современник»);

— раскол внутри редакций, обусловленный идеологическими и творческими исканиями в редакционных коллективах. Так, наряду с «Юностью» есть теперь и «Новая юность» и т.д.;

— значительное увеличение количества наименований литературно-художественных журналов. Сегодня практически каждый российский город с населением более 100 тыс. жителей издает свой журнал («Мур-

манский берег», «Подольский альманах»).

Но, конечно же, более важными являются глубинные процессы, происходящие в журнальной периодике, впрочем, как и во всех СМИ. Осмысление проблем литературно-художественных журналов в рамках теории культуры важно в связи с тем, что социализация и инкультурация личности является одной из актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры и глобализации приобретает особое значение. От роли коллективного агитатора и организатора газеты и журналы перешли к преимущественной ориентации на приоритет личности со всеми ее многообразными интересами, потребностями, ценностными ориентирами. Хотя аудиторный фактор еще не стал доминирующим в воздействии на процесс реструктурирования массовой информационной деятельности, аудиторные потребности сегодня оказывают все более возрастающее влияние на типологические характеристики литературно-художественных журналов, в том числе, региональных.

Тем не менее, несмотря на резкие перемены в системе функционирования СМИ, следует признать, что журнальная периодика переходного периода по основным типологическим характеристикам остается неизменной. И характер аудитории, и предмет, или отражаемая сфера действительности, и функциональное (целевое) назначение журнала, и родовая принадлежность издания, и характер изложения, как и прежде, являются основными типообразую-щими параметрами.

Вместе с тем, на современном этапе, когда практически заканчивается формирование новой системы СМИ, новых художественно-издательских структур, все большую

роль в определении типоформирую-щего процесса играют такие параметры, как уже частично рассмотренный выше аудиторный фактор, в том числе, личностные приватные интересы читателей; экономический фактор, то есть наличие учредителей и спонсоров, их финансовые возможности и идеологические пристрастия; региональный фактор: в силу современных обстоятельств явно разделяются условия функционирования журналов: столичных (Москва, Санкт-Петербург), национальных (Татарстан, Северный Кавказ), региональных (краев и областей).

Между тем, практика выявляет наличие существенного разрыва между потенциальными возможностями литературно-художественных журналов как механизма, способствующего выстраиванию социальной адекватности и идентичности личности читателя, достигнутым в свое время уровнем эффективного функционирования российского толстого журнала — и проблемным положением литературно-художественных журналов на современном этапе.

Важным также следует признать вывод о том, что современное состояние журнальной периодики, с одной стороны, все более приближается к структурам, распространенным в мировой практике (система становится все более стройной), а с другой, в отличие от первых постреволюционных лет, постоянно преодолевается тяга к непременному копированию западных образцов. Лидерами этого процесса являются региональные журналы. В крупных российских городах — Нижний Новгород, Саратов, Волгоград, Ростов — создаются совершенно оригинальные образцы журнальной периодики, основанные на местном историко-краеведческом материале, местном колорите, бытописа-

тельстве российской глубинки. Здесь мы выделяем и главный типологический принцип этих журналов — они региональные, то есть местные, относящиеся к какой-нибудь области. Видимо, применительно к литературно-художественным журналам уже следует говорить о возрождающейся специфике «областничества» литературной журналистики, то есть погружение литературы в «материю быта». Но это не могло бы стать направлением, тем более важной типологической характеристикой, если бы не отвечало глубинным запросам аудитории, уставшей от политики, от экстремальных ситуаций, вновь в условиях системного финансово-экономического кризиса занятой проблемой выживания. В этом смысле интересны такие журналы как «Волга» (Саратов), заявивший о себе как журнал «губернского склада», или «Дальний Восток», выпускающий собственное историко-краеведче-ское приложение «Домашний очаг» или «Дон», угадавший свою аудиторию в бурно возрождающемся казачестве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важный вывод заключается также в том, что на современном этапе одной из определяющих типологических характеристик издания является его тираж. Но касательно литературно-художественных журналов, особенно периферийных, эта характеристика имеет свою специфику. Дело в отличии регионов от столиц, где количество достаточно обеспеченных людей сегодня составляет уже многие сотни тысяч, и где даже интеллигенция, главные читатели литературно-художественных журналов, имеют хоть какую-то возможность подзаработать, а значит, и позволить себе купить журнал. В столицах тиражи достаточно точно отражают свободное читательское волеизъявление. В Костроме же, к

примеру, или в Рыбинске далеко не все определяется потенциальным спросом. Непомерно вздутые цены за бумагу, полиграфию, доставку делают журнал слишком дорогим и практически неподъемным для бюджета очень многих потенциальных читателей из российских регионов. То есть для периферийных изданий и, прежде всего, для региональных литературно-художественных журналов следует сделать вывод, что их тиражи определяются не только непосредственным читательским спросом, но и платежеспособностью аудитории. Учредители же изданий, редакционные коллективы находятся в постоянном поиске золотой середины в ситуации, когда удорожание издания, а значит, и возможность увеличить тираж, находятся в прямой зависимости от покупательной способности потенциальных читателей.

Еще один, может быть самый важный вывод заключается в том, что в отличие от большинства столичных журналов (правда, здесь есть некоторые исключения — журналы «Москва», к примеру, или «Наш современник»), региональные литературно-художественные журналы, в своем подавляющем большинстве, уже в начале 90-х гг. почти повсеместно встали в оппозицию либеральным реформам в России — конечно, прежде всего, реформам в сознании людей.

Причем оппозиция выстраивалась как со стороны бывших советских «почвенников» («Север», «Простор»), ставших еще большими патриотами, особенно после развала СССР, так и «детей оттепели» («Урал»), обвинивших российскую власть в необольшевизме, в предательстве истинной демократии. В любом случае и «левые» и «правые», некоторые даже неожиданно для самих себя, стали вдруг охранителя-

ми чуть ли не советских ценностей, и уж точно прежней государственной системы литературных коммуникаций. Но, что еще более важно, и те, и другие в это нелегкое время всеобщего разрушения стали охранителями русской культуры, также по-разному представляя ее предназначение, но отнюдь не отказывая ей в величии. Литературно-художественные журналы в настоящее время продолжают оставаться важной составляющей частью отечественной культуры — понимание их роли в отражении и формировании ценностных ориентиров читателя, его картины мира особенно важно в условиях открытого общества, возросших возможностей для межкультурных взаимодействий.

Наиболее точно эта позиция определена в статье писателя Владимира Крупина (Москва. 1992 г., № 7—8): «Наша общая позиция неизменна — журнал «Москва» должен оставаться журналом русской культуры, изданием, борющимся за воскрешение России, за ее место в мире, за чистоту и святость Православия, изданием, открывающим дорогу талантливым, совестливым, смелым произведениям».

Итак, главные проблемы сегодняшнего состояния этого сектора журнальной периодики в том, что:

— за последнее время значительно изменилась его аудитория; у одних бывших читателей просто не хватает средств к существованию, и они заняты выживанием, другие, зарабатывая деньги не имеют свободного времени на чтение серьезной литературы, третьи — в основном молодежь, так и не научились читать художественные тексты;

— удорожание бумаги, полиграфических услуг, услуг по подписке и распространению приводит к ситуации, когда себестоимость журнала

выше его продажной цены. Здесь получается замкнутый круг, когда невозможно поднять цену из-за недостаточных финансовых возможностей потенциальных читателей, а низкая цена лишает средств, необходимых для увеличения тиража. Отсюда, даже при достаточно значительном спросе, а в регионах это не такое уж редкое явление, владельцы изданий не в состоянии обеспечить тиражом всех желающих.

Какой же здесь выход?

Во-первых, как бы это ни было трудно, следует все же потратиться на проведение маркетинговых мероприятий и, в частности, используя местную специфику, опираясь на опыт наиболее успешных журналов, необходимо составить стратегическую программу развития местного толстого журнала с целью придания ему наибольшей конкурентоспособности и усиления имиджа журнала.

Во-вторых, при всей привлекательности «местечкового» подхода, важно все же привлечь к работе в качестве постоянных авторов известных литераторов и публицистов из столичных регионов. Многие журналы («Дон», «Север») с успехом применяют эту практику, включая их в редколлегии, в списки постоянных авторов ведущих основные рубрики. Очень удачен здесь опыт привлечения бывших земляков, успевших сделать себя имя в столице, или за рубежом. Кстати, «зарубежные страницы», тематические номера, посвященные российской диаспоре, в том числе литературной, за рубежом пользуются у читателей устойчивым спросом. Достаточно вспомнить «французские» страницы петербургской «Невы», скандинавские страницы «Севера» или китайские «Дальнего Востока».

В-третьих, — обязательное привлечение к изданию местных властей

и местных же бизнесменов. Здесь иногда приходится идти и на некоторые уступки. Впрочем, это один из самых тонких и деликатных вопросов. Так, журнал «Москва», например, живет хоть и очень бедно, но абсолютно независимо. Нет у него ни спонсоров, ни властных покровителей, ни рекламы. Зато есть абсолютно четкая и принципиальная позиция, о которой мы уже говорили, есть достаточно качественная литература, и главное, есть цель и не большой, но устоявшийся и преданный круг читателей. А журналы «Чебоксары», к примеру, или «Литературная Пермь» живут, особенно по региональным меркам, безбедно, но большинство их номеров, так или иначе, ангажированы, представляя то предвыборную кампанию, то какой-нибудь рекламный проект. Что, конечно, не увеличивает уважение читателей к ним.

В-четвертых, следует все же признать, что русский классический литературно-художественный журнал, тот, что был и колоколом, и мастерской, и источником знаний, в сегодняшней России уже практически невозможен. Он сыграл свою роль и, видимо, должно признать его сегодняшнее существование маргинальным.

Но это не значит, что он умер совсем, что он не востребован российской публикой. Скорее, следует говорить о значительном изменении его концепции.

Современный тип литературно-художественного журнала, видимо, должен будет развиваться в двух направлениях. Одно направление, и такие прецеденты уже есть («Арион», к примеру), он должен становиться все более корпоративным, закрытым, а, в конце концов, должен стать изданием для профессионалов. И другое — он должен, наряду с качествен-

ными литературно-художественными текстами, представлять и более широкую информацию. К примеру, политическую, развлекательную, эротическую и т.д. То есть, в определенном смысле потворствовать приватным интересам аудитории. Такие примеры тоже есть — «Огонек».

Литературно-художественные журналы, особенно выходящие на периферии России, в приграничных регионах являются сегодня хранителями традиционной российской культуры, имеют огромное значение

для формирования единого социокультурного пространства регионов, охраняют границы России от культурной эрозии, способны активно участвовать в государственной культурной политике.

Таким образом, региональные журналы, совмещая функции нескольких изданий, превращаются в некий синтетический тип — такова на сегодняшний день эволюция типологической модели толстый литературно-художественный журнал в регионах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головин Ю.А. Региональные литературно-художественные журналы в постсоветский период: структурно-функциональные особенности / Ю.А. Головин. — М.: МГУКИ, 2009.

2. Головин Ю.А. Российские литературно-художественные журналы как форма реализации культурной политики / Ю.А. Головин. — М.: МГУКИ, 2010.

3. Головин Ю.А. Современные концепции региональных литературно-художественных журналов / Ю.А. Головин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2007. — № 3 (19). — С. 94-100.

4. Бочаров А.Г. Типология журнальной периодики / А.Г. Бочаров. — М., 1996.

5. Журнальная периодика России. — М., 1996.

6. Журналы России / под ред. М.И. Шостак. — М., 2003.

7. Засурский Я.Н. Десять лет свободы печати в России // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2001. — № 1.

8. Скарлыгина Е.Ю. Русский «толстый» журнал в эмиграции: «Континент» В. Максимова / Е.Ю. Скарлыгина // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2004. — № 4. — С. 89-98.

9. Шкондин М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества / М.В. Шкондин // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2003. — № 2.

10. Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 7-9 февраля 2014 г. / отв. ред. Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский. — М.: МедиаМир, Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014.

11. Местная печать Москвы и Подмосковья / под ред. Э.А. Лазаревич. — М., 2005.

REFERENCES

1. Golovin Yu.A. Regional'nyye literaturno-khudozhestvennyye zhurnaly v postsovetskiy period: strukturno-funktsional'nyye osobennosti [Regional literary magazines in the post-Soviet period: the structural and functional features]. Moscow, MGUKI Publ, 2009.

2. Golovin Yu.A. Rossiyskiye literaturno-khudozhestvennyye zhurnaly kak forma reali-zatsii kul'turnoy politiki [Russian literary journals as a form of cultural policy]. Moscow, MGUKI Publ., 2010.

3. Golovin Yu.A. Modern concepts of regional literary and art magazines. Vestnik Mosk-ovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Newsletter of Moscow State University of Culture and Art, 2007, no 3 (19), pp. 94-100.

4. Bocharov A.G. Tipologiya zhurnal'noy periodiki [Typology of magazine subscriptions]. Moscow, 1996.

5. Zhurnal'naya periodika Rossii [Periodicals Magazine Russia]. Moscow, 1996.

6. Shostak M.I. (ed.) Zhurnaly Rossii [Russian Journals]. Moscow, 2003.

7. Zasurskiy Ya.N. Ten years of press freedom in Russia. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika = Newsletter of Moscow University, Seriya 10, Journalism, 2001, no. 1. (In Russian).

8. Skarlygina Ye.Yu. Russian «thick» journal in exile: «Continent» Maksimov. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika = Newsletter of Moscow University, Seriya 10. Journalism, 2004, no. 4, pp. 89-98. (In Russian).

9. Shkondin M.V. Newspaper and magazine typology in terms of getting-communicative system of the information society. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika = Newsletter of Moscow University, Seriya 10. Journalism, 2003, no. 2. (In Russian)

10. Vartanova Ye.L., Zasurskiy Ya.N. (eds) Zhurnalistika v 2013 godu: regiony v rossiys-kom mediaprostranstve. Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii, 7—9 fevralya 2014 g. [Journalism in 2013: regions in the Russian media space. Collected materials of the International scientific-practical conference. 7-9 February, 2014]. Moscow, Me-diaMir Publ., Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University Publ., 2014.

11. Lazarevich E.A. (ed.) Mestnaya pechat' Moskvy i Podmoskov'ya [The local press in and around Moscow]. Moscow, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.