Научная статья на тему 'Журнальная периодика: типологические характеристики'

Журнальная периодика: типологические характеристики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12895
2325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ / ТИП ИЗДАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ЖУРНАЛА / ПУБЛИЦИСТИКА / ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ / TYPOLOGY / TYPE OF PUBLICATION / THE CONCEPT OF THE MAGAZINE / JOURNALISM / LITERARY GENRES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич

В статье характеризуется типологическая структура литературно-художественных журналов. Исследуются особенности трансформации системы региональных изданий этого типа в постсоветский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Magazine periodicals: typological characteristics

The paper characterizes the typological structure of literary journals. The features of the transformation of the regional editions of this type in the post-Soviet period.

Текст научной работы на тему «Журнальная периодика: типологические характеристики»

УДК 070.1 ББК 76.024.712

Головин Юрий Алексеевич

доктор культурологии, директор института масс медиа, Московский государственный университет культуры и искусств, 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7, e-mail: [email protected]

Golovin Yuriy Alekseevich

Dr. in Culture, Director of the Institute of the mass media,

Moscow State University of Culture and Arts,

141406, Khimki, Bibliotechnaya street, 7, e-mail: [email protected]

ЖУРНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В статье характеризуется типологическая структура литературно-художественных журналов. Исследуются особенности трансформации системы региональных изданий этого типа в постсоветский период.

Ключевые слова: типология, тип издания, концепция журнала, публицистика, литературно-художественные жанры.

magazine periodicals: typological characteristics

The paper characterizes the typological structure of literary journals. The features of the transformation of the regional editions of this type in the postSoviet period.

Keywords: typology, type of publication, the concept of the magazine, journalism, literary genres.

В современных научных исследованиях средств массовой информации наступает новый качественный этап, когда наряду с классификацией различных групп периодики, программ телевидения и радиовещания, информационных агентств, сетевой журналистики начинает активно развиваться комплексное изучение типологии всей совокупности средств массовой информации. На наших глазах рождается новое направление отечественной науки — типология средств массовой информации. Предпринимаются исследования всей информационной системы общества, характера ее включенности в глобальные коммуникации.

В условиях становления рынка усиливается воздействие на СМИ различных коммуникативных систем субъектов экономической, политической и иной социальной деятельности, в том числе, рекламных структур, структур PR и др. Возникает угроза превращения средств массовой информации в придаток корпоративной деятельности, в одну из ее составляющих.

В этой связи возрастает потребность в комплексном изучении СМИ как типа коммуникаций, который имеет общую для всех СМИ специфику, общую качественную определенность, отличную от других типов социальных коммуникаций.

Специфика СМИ как типа коммуникативной деятельности формирует и систему типологических признаков, которые участвуют в создании типологической структуры средств массовой информации. Это, прежде всего, обусловленные особенностями компонентов системы СМИ: ее технологической, экономической, редакционной, информационной и аудиторной подсистем. Это также признаки, определяемые характером многочисленных функций журналистики как коммуникативной и литературно-художественной системы. Как коммуникативная система СМИ способствуют реализации функций различных видов духовной (научной, художественной), духовно-практической (управленческой, образовательной, воспитательной) и практической деятельности, опираясь на функции общественного сознания. Как составляющая духовной деятельности они способствуют реализации функций журналистики: событийно-информационных, аналитических, организационных и др. И, наконец, нельзя забывать о соответствующих функциях различных субъектов социальной деятельности, ее организующих, которые также влияют на типологическую структуру СМИ. Например, издания государственных, партийных, профсоюзных, различных литературных, корпоративных и иных организаций.

Процессы общественной трансформации, становления информационного общества, глобализации и др. активно влияют на периодическую печать и отражаются на ее типологической структуре. Значительного внимания заслуживает характер взаимодействия с системой печати современных информационных и коммуникационных технологий, преобразующейся экономической сферы общества. Актуальной является

также проблема взаимодействия изданий с участниками различных видов социальной деятельности.

На фоне существующих значительных изменений эпохи переходного периода попытаемся типоло-гизировать такой пласт журнальной периодики как литературно-художественные журналы и откорректированную модель их типологизации с учетом реалий современности.

Итак, типология (от греч. те-лос — отпечаток, форма, образец и логос — слово, учение) — это, во-первых, метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; во-вторых, результат типологического описания и сопоставления. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов [21, с. 685].

Метод типологического исследования нередко применяется при изучении средств массовой информации. Существует немало исследований по теории журналистике, в том числе, специально посвященных этому вопросу. К числу последних можно отнести труды Я.Н. Засурского [17; 19], А.Г. Бочарова [5; 6], Э.А. Лазаревич [13], Р.П. Овсепяна [15, 16], А.В. Западова, Е.П. Соколовой [10], А.Н. Алексеева [3]; А.Г. Корнилова [19]; А.И. Акопова, М.И. Шостак и Л.И. Калашниковой [9] и др. Однако, продолжаются терминологические дебаты по вопросам: что есть типология и что следует считать типологическими признаками СМИ.

Так, в сборнике научных статей «Типология периодической печати» приводится следующее определение: «тип издания — это основной образ схожих между собой (т.е. однотипных) газет, журналов, передач, образующих специфическую группу». А.И. Акопов дает более развернутую трактовку: «тип — абстрактно-логическое понятие, объединяющее все объекты классификации; модель, которой соответствует любой класс объектов, а также элемент этого класса, входящий в классификационную систему» [2, с. 40]. А.В. Западов и Е.П. Соколова называют тип издания «классификационным делением второго разряда... Он обозначает оптимальную устойчивость издательского решения для группы книг в пределах одного или нескольких видов литературы» [10, с. 56].

А.Г. Давыдов пишет: «Типология отрасль знания, предметом которой является изучение внутренних законов и общих закономерностей развития периодических изданий, а также форм и специфики конкретно-исторического проявления этих законов и закономерностей. В рамках газетной типологии объектом изучения становится само издание (или система изданий), а под эффективностью понимается степень реализации определенной общественной потребности в деятельности определенной структуры СМИ» [7, с. 54]. Как отмечают Е.А. Корнилов и А.И. Акопов [12], внутри отдельных наук типологию часто рассматривают как профессиональное понятие, имеющее значение для данной конкретной науки или ограниченного ряда наук. Чаще всего, типологию определяют как классификацию, но употребление термина «типология» выходит далеко за рамки понятия классификация. Понятие «типология»

становится более синтетичным и универсальным [12, с. 65—67].

В итоге авторы формулируют собственное определение: «Типо-

логия — историко-теоретическое системное описание изданий по типоформирующим факторам, их классификация, анализ взаимоотношений, связей между подвергнутыми классификации изданиями в пределах данной системы» [12, с. 67].

Несмотря на это, С.Г. Корконо-сенко определяет типологию именно как классификацию: «типология — это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков» [11].

Открытым остается вопрос и о типологических признаках, по которым издания следует причислять к тому или иному типу СМИ. Так, Е.П. Прохоров приводит такой перечень типологических признаков: аудиторная направленность, социальная позиция СМИ, линия поведения издания относительно других СМИ.

М.В. Шкондин выделяет следующие ведущие типоформирующие факторы: характер аудитории, целевое назначение издания, характер передаваемой информации [22]. К дополнительным типологическим признакам относятся периодичность, время выхода, объем информации и формат издания.

А.И. Акопов приводит оригинальную разработку методики, включающей три метода исследования: теоретико-типологический, историко-типологический и социологический [1, с. 5]. В данный момент уместнее остановиться на первом методе.

Теоретико-типологический анализ включает в себя классификации по тематическому направлению и целевому назначению; выявление типологических признаков и их компонент; составление типологических характеристик журналов, их типов и видов;

создание универсальной логической классификационной модели; типологическое моделирование [1, с. 6].

К типоформирующим признакам автор относит издающий орган, цели и задачи издания, читательскую аудиторию. Эти факторы оказывают влияние на вторичные типологические признаки: авторский состав, внутренняя структура, оформление, жанры материалов. Существует и третья группа факторов — формальные (подчиненные) типологические признаки: тематическое направление, целевое назначение, периодичность, объем и тираж издания [1, с. 37].

Большинство исследователей сходятся на том, что тип издания не является застывшим понятием и может изменяться под воздействием внешних (социокультурных) и внутренних (журналистских) обстоятельств. Кроме того, одно издание может вбирать в себя несколько сфер действительности, предоставляя читателю широкий спектр информации, и способно объединять несколько родовых признаков.

Изменение историко-социальных обстоятельств влечет за собой и изменение типологических характеристик, поскольку типизация периодической печати ведется с учетом изменений конкретно-исторических условий, а воздействие социальных факторов является исходным этапом в процессе формирования типа периодического издания. Так, С.Г. Кор-коносенко, в список типообразующих признаков включает несколько новых факторов, вызванных изменениями политической жизни страны, а также встречается ряд изменений в уже знакомых типологических признаках: регион распространения, учредитель, аудитория, легитимность, разделение прессы на качественную и массовую, издательские характеристики [11, с. 87—100].

Во-первых, отметим новые факторы: легитимность, разделение

прессы на качественную и массовую. Квалифицировать прессу с точки зрения ее отношений с законодательством и наличия разрешения на издательскую деятельность впервые предложил петербургский социолог А.Н. Алексеев [11, с. 94].

Таким образом, СМИ подразделяются на легитимные (законные); квазилегитимные (не разрешенные и не запрещенные законом, а также нарушившие законодательство до вынесения решения суда); нелегитимные (не имеющие права на существование и не признающие властные структуры).

Под качественной и массовой прессой автор подразумевает элитарные и популярные издания, соответственно, относя к первым прессу мнений, для которой характерны аналитичность в подходе к событиям, спокойный тон публикаций, надежность фактов и мнений, а ко вторым — прессу новостей, характеризующуюся развлекательной манерой подачи информации и предназначенную для массовой аудитории, как правило, менее образованной части населения.

Однако С.Г. Корконосенко отмечает, что в последнее время наметилась тенденция к объединению качественных и массовых изданий в смешанный тип. Этот типологический фактор автор относит к ре-зультатирующим характеристикам, поскольку они вбирают в себя особенности проблематики, аудитории, тиражирования, стиля и оформления [11, с. 96]. В такой типологической характеристике, как регион распространения, С.Г. Корконо-сенко выделяет новые параметры: транснациональные издания (распространяющиеся по всему миру); общенациональные; маргинальные

(распространяющиеся в странах СНГ и Балтии, но среди русскоязычных читателей, бывших подписчиками в бытность СССР); региональные (выходящие в отдельном субъекте федерации); местные (существующие в отдельных районах или городах); муниципальные (выходящие в городских районах, волостях и малых населенных пунктах).

По аудиторной направленности СМИ подразделяются на издания общего характера и специализированные. В специализации издания главную роль играют социальнодемографические характеристики аудитории: пол, возраст, образование, уровень доходов, профессия, вероисповедание. В издательские характеристики входит весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже, распространенности, формате и объеме издания, т.е., те факторы, которые А.Г. Бочаров относил к второстепенным типологическим признакам, а А.И. Акопов — к формальным. Однако С.Г. Корконо-сенко настаивает, что эта группа признаков не может быть отнесена к формальной [11, с. 99].

Уже в 1987 г. отмечается, что одним из типоформирующих факторов для истории журналистики является издатель, и его роль в определении направления, целей, периодичности издания и авторского состава оказывается ведущей, а выявление взаимосвязей в системе «издатель — издание — аудитория» приводит к определению имманентных черт типа издания [18, с. 36]. Также М.В. Шкондин в 1995 г. отмечает, что такой типоформирующий признак, как целевое назначение, определяется учредителями, издателями и редакцией [23, с. 12].

О важности факторов учредителя и издателя СМИ говорят и многие другие исследователи.

К проблеме издателя и учредителя примыкает и вопрос аудитории. Как написала В.Г. Березина, аудитория и цели издателя в одинаковой степени считаются ведущими при типологической характеристике периодики, потому что они взаимосвязаны [4, с. 51].

Фактор читательской аудитории отмечается как один из основных при типологическом анализе подавляющим большинством исследователей. Ведь читательская обусловленность периодической печати — особая обусловленность. Ни наука, ни художественная литература не имеют такой прямой зависимости от нее [14, с. 7].

Интересно также проследить трансформацию взглядов на типологию журнальной периодики известного в этой области исследователя А.Г. Бочарова. Еще в 1973 г. он писал, что журнал или ориентируется на определенную социальную аудиторию, или — в ряде случаев — создает ее. Возможность издания журнала зависит от того, есть ли контингент читателей, готовых принять это издание, нуждающихся в нем. «Связь между категорией читателей и типом издания — главная, она признает основным фактором типологии состав и характер аудитории» [5].

А уже в 1996 г. А.Г. Бочаров признал главным фактором запросы читателя. Здесь даже можно говорить о некотором изменении геометрии ти-пологизации журнальной периодики.

Об определяющем влиянии читательской аудитории во всех составляющих типа говорят А.В. Западов и Е.П. Соколова [10, с. 59]. Роль аудитории как главного экономического фактора значительно возросла после перестройки, когда СМИ оказались в ситуации необходимости самостоятельно обеспечивать свое существование. По мнению М.В. Шкондина, первая задача типологического ана-

лиза — ясное представление структуры общества, рассматриваемого как потребителя информационного продукта СМИ [20, с. 15].

Одним из важнейший типоформирующих факторов называет читательскую аудиторию и А.И. Акопов [1, с. 42], причем считает его главным признаком классификации [2].

Итак, в число основных типоформирующих признаков периодических изданий следует отнести аудиторную направленность, издающий орган, цели и задачи издания. Затем следуют такие факторы, как авторский состав, внутренняя структура издания, основные жанры материалов, оформление, периодичность, объем, тираж.

Очевидно, что необходимо говорить не только об общих типологических признаках всех СМИ, но и о конкретных характеристиках, присущих журнальной периодике. А.Г. Бочаров [5, с. 26] сужает проблему, выделяя журналы в отдельный тип прессы, который имеет свою типологию [5, с. 28].

Сюда входит целевое назначение издания; предмет или отражаемая сфера действительности; родовая принадлежность издания, определяемая взаимодействием двух первых элементов: характер аудитории; характер изложения.

Конечно, в последние десятилетия произошли еще более резкие изменения в системе средств массовой информации, в том числе, и в системе журнального дела. Попытаемся их определить, во многом опираясь на одну из последних работ М.И. Шостак «Система журнальной периодики» [8].

Современная ситуация на рынке СМИ вносит коррективы в формирование типологических групп. Одно из интересных явлений — возникновение образований, которое очень

точно охарактеризовано М.И. Шостак «системой в системе». «Это чрезвычайно разветвленные и, вместе с тем, завершенные структуры. Однопрофильные издания начинают члениться, варьироваться, учитывая множественность запросов аудитории, почти точно копировать все многообразие общей системы печати на своем особом участке деятельности. Так, по-своему самодостаточными сегодня в России является, к примеру, пресса для женщин, отчасти — компьютерная пресса, издания Российской Православной церкви» [8].

Отличительные признаки «системы в системе»: здесь представлены практически все типологические разновидности с соответствующим характерным набором информации (новостной, аналитической, образной, оперативно-справочной, рекламно-коммерческой и пр.). В целом, работа «системы в системе» ведется на всех уровнях — региональном, национальном, межнациональном. Налицо и «набор» изданий, ориентированных на разный тип творчества (научно-популярный, публицистический, литературно-художественный). Используются и иные возможности дифференциации: по целевому назначению (издания «для пользы», «просветительские», «рекомендательные», «для отдыха» и пр.); по уровню включенности в тему: для профессионалов, для начинающих, интересующихся (например, в конфессиональной прессе: для священнослужителей, для паствы или для неофитов); или по особенностям восприятия информации в зависимости от времени и обстановки: для чтения быстрого, поверхностного и обстоятельного; индивидуального, семейного, чтения с обсуждением прочитанного.

В данных условиях особое значение приобретает проблема специа-

лизации, профилирования журналов. Основания для выделения типологически обособленных журнальных групп могут быть разные. Например, профессиональные интересы, возраст, единство интересов большинства (семья, армия, спорт); специфические запросы, связанные с особым социальным положением (ветераны, пенсионеры), политической ориентацией, вероисповеданием, характерными запросами женской и мужской части аудитории. На определенном историческом отрезке некоторые специализации подчас оказываются интересными всем, поскольку нужны в плане социальной адаптации (например, в нашей стране во время перестройки такими темами стали предпринимательство, фермерство, компьютеризация, экология).

Журналы особых интересов варьируют модели: 1) популяр-

ный массовый профилированный журнал (типа «Здоровье»); 2) популярный профилированный журнал для конкретной аудиторной группы (например, «Рыболов» или «Спартак» — издание футбольного клуба); 3) журналы общих тем, рассматривающихся в ракурсе специфических интересов «своей» аудитории — женской, молодежной, «малых» социальных групп (например, журнал для интеллигенции, журналы землячеств, ветеранов).

Условно говоря, как и два столетия назад, вновь появились журналы «для всех» и «не для всех». Первые дают информацию, важную для самой широкой аудитории, помогая ей ориентироваться в общественной среде (например, иллюстрированный еженедельник новостей), или специфическую информацию, в определенный исторический период «полезную всем» (практически-рекомендатель-ный популярный журнал); а также информацию, связанную с темами,

отражающими общность интересов: единство досуга (зрелища, спорт), единство постоянных забот (здоровье, семья, дети, дом, автомобиль и пр.). Вторые — журналы с более прицельной аудиторной ориентацией, выделяют особые интересы «малых общностей», аудиторных групп. Основаниями для формирования таких групп могут быть: политическая ориентация, национальная, религиозная общность, общность профессии, хобби-ориентация (например, любители кикбоксинга, пива, аквариумных рыбок). Учитываются особенности интересов, связанных с возрастом, полом, социальным статусом (например, журнал для инвалидов «Преодоление»).

Для массовых профилированных журналов характерно «разукрупнение» тем. Появляются все новые издания по отдельным видам спорта, особенно таким, от которых ждут практических рекомендаций (бодибилдинг, восточные единоборства). То же происходит и с прессой, обсуждающей проблемы здоровья, личной гигиены, физического самосовершенствования (как в традиционных, так и нетрадиционных формах), и с «прессой зрелищ» (возникают новые издания, посвященные ТВ, видео и пр.). Популярный журнал, включающий специальную тематику в круг вопросов, интересных всем, — один из лидирующих типов периодики. Сегодня заметнее не научно-популярный журнал общего профиля (типа «Наука и жизнь»), но практиче-ски-рекомендательный профилированный журнал (например, издания «компьютерной прессы») [24].

Известно, что аудитория любого печатного органа побуждает учитывать два момента: направление информации, объективно необходимой той или иной группе населения, и особенности информационных ин-

тересов аудитории, ее сложившихся ценностных ориентаций. Наибольший эффект достигается при совпадении информационной необходимости (которая не всегда ясно осознается читателем, но должна учитываться редакцией) и информационных интересов (недостаточный учет которых редакцией грозит отторжением аудитории). Прежде теоретики интересовались преимущественно передачей и усвоением необходимой информации, существовала даже угрожающая дилемма: либо ориентировать читателя на высокие идеалы, либо «идти на поводу» потребительской аудитории. Теперь же предстоит глубоко разобраться в информационных интересах, а они зависят от объективного знания людей о предметах и явлениях действительности, от ценностных ориентаций, а также от взглядов, вкусов, пристрастий, т.е. от конкретной личности, составляющей эту самую аудиторию.

Более трех десятков лет назад А.Г. Бочаровым была сделана блестящая попытка системного подхода к интересам аудитории. Он предложил и свою геометрию интересов аудитории, выделяя вертикальные и горизонтальные оси читательских пристрастий. Вертикальную, по его мнению, составляли уровни запросов аудитории, а горизонтальную — все многообразие сфер читательского интереса. Соответственно, точка пересечения в этой воображаемой системе координат и определяла тот самый болевой узел определенной аудитории, опираясь на который и следует создавать журнал.

Эта геометрия очень точно и образно определяла аудиторное пространство в СССР 70-х—80-х гг. ХХ в. К примеру, в 80-е гг. был настойчивый запрос читательской аудитории на понимание политических процес-

сов, происходивших в России в 2030-е гг. Журналы откликнулись на него целым рядом художественных и публицистических материалов о том периоде. Причем, те, кто интересовался вопросами военного строительства, обратились к «Военизда-ту», городская интеллигенция — к «Новому миру» и «Москве» и т.д. Но с начала 90-х гг. устоявшаяся система координат, сложившаяся в советских средствах массовой информации, в том числе, в сфере литературнохудожественной журнальной периодики, стала быстро разрушаться. Налицо были две тенденции, два вектора, казавшиеся, на первый взгляд, противоположно направленными, на самом же деле, постоянно пересекавшиеся и взаимодействующие.

С одной стороны, вектор явного сужения уровня запросов аудитории, — так, уже к концу 80-х-на-чалу 90-х годов, почти исчезла тяга читателей к большим классическим литературным формам: роман,

эпопея, стихотворная поэма, литературоведческое эссе. Что, кстати, наряду с естественным обнищанием известного слоя аудитории, во многом, способствовало резкому снижению интересов читающей публики к традиционным толстым журналам: «Новый мир», «Москва», «Знамя», «Наш современник», а также к их «двойникам» на периферии: «Урал», «Волга», «Сибирские огни» и др. Никто уже больше не хотел читать «кирпичи», подобные «Вечному зову» или «Сибириаде», бесконечные ямбы с хореями в «Суде и дали памяти». В данном случае литературно-художественная ценность произведений практически не имела значения, (думается, в данных условиях был бы не прочитан даже «Борис Годунов» или «Анна Каренина»). Но дело было не только в качестве текстов: общий развал экономики в

стране не мог не затронуть и журнальную периодику. У качественных изданий элементарно не было денег. Не секрет, что многие из них существовали за счет «подачек», как правило, не бескорыстных, в частности, имеется в виду определенная идеологическая направленность «вливаний» Фонда Сороса.

С другой стороны, вектор увеличения сферы читательских интересов: это и вопросы, связанные с проблемами секса и пола (секс меньшинства, садомазохизм) и нетрадиционных для России религиозных сект (сайентология, иеговизм, кришнаизм); проблемы наркомании и СПИДа, нетрадиционной медицины, адаптации в мирной жизни участников боевых действий и вынужденных эмигрантов. Это привело к резкому снижению тиражей журналов, но, в то же время, к еще более быстрому увеличению наименований литературно-художественных изданий. Появилась относительная насыщенность журнального, в том числе, периферийного, рынка, и началась явная конкурентная борьба за читательский спрос. В борьбе за аудиторию журналы становились более мобильными, более информационно насыщенными. В издательском обиходе появилось, может быть, не совсем научное, но вполне жизненное понятие «ниша», т.е. некая пока не занятая или плохо осваиваемая ячейка информационного пространства, которая позволяет приобрести хотя бы небольшое количество заинтересованных читателей.

Когда средства массовой информации, в том числе, и литературнохудожественные журналы активно включились в обслуживание самых скрытых, зачастую интимных, неведомых ранее сфер человеческой жизни, то «ниша» эта разместилась уже в трехмерном пространстве, и

ее стало не так просто определить с помощью плоскостной геометрии А.Г. Бочарова.

Видные исследователи типологии СМИ М.В. Шкондин и М.И. Шостак для более точного определения новых типологических тенденций ввели в обиход понятия «внешнего» и «внутреннего» круга читательских пристрастий, «системы в системе» журнальной периодики.

«Внешний» круг — это интересы аудитории, связанные с жизнью человека в социуме, с его трудовой и социальной деятельностью, «внутренний» круг интересов удовлетворяет интимные, порой непредсказуемые, постижимые больше интуитивно, чем логически, формирующиеся на уровне подсознания, запросы читателей.

Но и эта конфигурация, на наш взгляд, не всегда достаточно определяет современные тенденции в издательской политике. Думается, логичнее было бы здесь к двум осям читательских пристрастий А.Г. Бочарова, а именно, к уровню запросов аудитории и многообразию сфер читательского интереса, добавить третью ось — определяющую сугубо приватные, индивидуальные запросы личности, в том числе, в сфере религиозной, философской, политической и интимной жизни. В таком виде аудиторное пространство приобретает уже законченную трехмерную, т.е. реальную, форму. Кстати, именно в этой новой для нас плоскости читательских интересов и обитает практически вся «желтая» пресса. Точки пересечения этой третьей оси с уже известными двумя и дают определение понятию «ниша».

Показательны в этом плане структурные и жанровые изменения одного из самых популярных советских журналов «Огонек». При Софроно-ве это был «общественно-политиче-

ский и литературно-художественный иллюстрированный еженедельник». Опубликоваться в нем поэту или прозаику, а тем более, попасть в «Библиотечку «Огонька», считалось своеобразным знаком идеологического качества. Никаким приватным интересам личности, за исключением коллекционирования марок и игры в шахматы, разрешенным идеологическим отделом ЦК КПСС, в этом абсолютно двухмерном издании места не было. Устойчивый и довольно значительный читательский интерес к этому изданию держался исключительно на том, что оно было одним из немногих, а долгое время и единственным иллюстрированным, цветным еженедельником, где можно было прочитать и неплохой рассказ «за жизнь», и кое-что о своем крае или городе, и даже вырезать красивую картинку для украшения кухни или стенки в общежитии, да еще и кроссворд отгадать.

В период перестройки, отражая новые читательские запросы, особенно в области экономики, политики и новейшей истории, «Огонек», не меняя своего статуса и формата, значительно расширил свою занимательную составляющую, т.е., пользуясь геометрическими представлениями, создал внутренний круг читательских интересов. Конечно, эта составляющая была по-российски специфической. Нашу публику тогда больше всего занимали вопросы сталинских репрессий и провалов социалистической экономики, а вовсе не интимные подробности жизни звезд или секс меньшинств. Никогда больше никакую эротику, никакие разоблачения не читали у нас с таким упоением и сладострастием, как статьи экономистов о том, почему в наших магазинах нет колбасы и джинсов, или разоблачительные публикации модных историков. Думаю, «Ого-

нек» времен Горбачева побил все мыслимые рекорды в области распространения популярной массовой информации и читательского интереса к ней. Затем наступил резкий спад интереса публики к общим вопросам политики и экономики. Российская читательская аудитория, в массе своей, увлеклась выборами, а вслед за ними, и различными PR-кампаниями с неизменными разоблачениями (по-булгаковски). Вслед за ней потянулся и журнал, поменявший и свой формат, и жанр издания, перестав выполнять не свойственные ему идеологические функции, оставив митинговую тональность, вновь вспомнив о литературе.

Теперь, повинуясь новой моде, «Огонек» вновь вернулся к старому формату, к старому жанру «для всех и обо всем», назвав себя уже неким «общенациональным иллюстрированным» еженедельником. Наряду с литературно-художественными, экономическими и политическими интересами новейшей аудитории, создатели нового «Огонька» активно эксплуатируют и интимно-чувственные пристрастия публики, — т.е. расширяют уже третью плоскость запросов аудитории, — создав, наряду с отделами новостей, российской политики, экономики, региональных программ, такие отделы-направления, как частная жизнь, расследования, массовая культура, здоровье, досуг, спецпроекты, спорт, фотоиллюстрации и т.д.

На примере отдельного журнала, мы прослеживаем ту самую «систему в системе» М.И. Шостак: журнал как структуру, где каждый читатель может найти информацию, находящуюся в сфере его интересов.

В числе трех основных типоформирующих признаков периодических изданий, кроме аудиторной направленности, мы отметили цели и за-

дачи издания и издающий орган. Но и в этом случае нужно оттал-

Думается, что важными факторами киваться от исторического опыта на-

успешного функционирования жур- шей страны, так как периодическая

налов в постсоветском пространстве печать, в том числе, журнальное

являются не только творческие и дело, незамедлительно и открыто

коммерческие способности редак- реагирует на любые изменения в

ции, но и наличие финансового обе- исторической ситуации и обществен-

спечения, или спонсора. ном сознании.

список использованной литературы

1. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985.

2. Акопов А.И. Периодические издания. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1995.

3. Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии // Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика. 1998. № 3.

4. Березина В.Г. Проблема читателя как важнейший аспект историко-типологического исследования русского энциклопедического журнала // Типология журналистики. Вопросы методологии и истории. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1987.

5. Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов // Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика. М., 1973. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Бочаров А.Г. Типология журналов переходного периода. М., 1996.

7. Давыдов А.Г. Типологический анализ газеты // Методы исследования журналистики. Ростов на/Д: Изд-во Ростовского университета, 1984.

8. Журналы России. М., 2003.

9. Журнальная периодика России. М., 1996.

10. Западов А.В., Соколова Е.П. Тип издания как научная проблема и практическое понятие // Вестник Московского университета. 1976. № 2.

11. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001.

12. Корнилов Е.А., Акопов А.И. Типология в современной науке о печати (к постановке проблемы) // Методы исследования журналистики. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1984.

13. Лазаревич Э.А. Научно-популярный журнал как тип издания // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1979. № 1.

14. Методика изучения периодической печати / под ред. Б.Н. Есина. М.: Изд-во МГУ, 1977.

15. Овсепян Р.П. Журналистика национальных регионов Российской Федерации // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1998. № 2.

16. Овсепян Р.П. Периодическая печать России. Система, типология. М., 1995.

17. Система средств массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003.

18. Типология журналистики. Вопросы методологии и истории / под ред. Е.А. Корнилова. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1987.

19. Типология периодических изданий / под ред. А.Г. Корнилова. Ростов н/Д, 1983.

20. Типология периодической печати / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Изд-во МГУ, 1995.

21. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1983.

22. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.

23. Шкондин М.В. Типология периодической печати. М., 1995.

24. Шостак М.И. Журнальная периодика как система // Журнальная периодика России. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.