Научная статья на тему 'Типология журнальной периодики республики Адыгея в условиях информационного пространства'

Типология журнальной периодики республики Адыгея в условиях информационного пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
364
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / ЖУРНАЛЫ / ТИПОЛОГИЯ СМИ / КУЛЬТУРА / ЛИТЕРАТУРА / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куфанова Дана Ибрагимовна

Целью статьи является исследование журнального пространства Республики Адыгея. Основной задачей является выявление типологических признаков журнала «Литературная Адыгея», представляющего собой тип нового журнала, для характеристики которого мы вводим определение «познавательный журнал». В результате анализа современного состояния региональной журнальной прессы сделаны выводы и заключения об основных тенденциях и перспективах её дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология журнальной периодики республики Адыгея в условиях информационного пространства»

УДК 050(479.621)

ББК 76.125.2(2Рос.Ады)

К 95

Куфанова Д.И.

Типология журнальной периодики Республики Адыгея в условиях информационного пространства

Аннотация:

Целью статьи является исследование журнального пространства Республики Адыгея. Основной задачей является выявление типологических признаков журнала «Литературная Адыгея», представляющего собой тип нового журнала, для характеристики которого мы вводим определение «познавательный журнал». В результате анализа современного состояния региональной журнальной прессы сделаны выводы и заключения об основных тенденциях и перспективах её дальнейшего развития.

Ключевые слова:

Региональная пресса, журналы, типология СМИ, культура, литература, массовая коммуникация, информация.

Kufanova D.I.

Typology of the journal periodical press of Adygheya Republic in the conditions of information field

Abstract:

The purpose of the paper is to study the journal space of Adygheya Republic. The primary goal is to reveal typological features of the new type of journal “Literary Adygheya”. To characterize it we introduce a definition “an informative journal”. As a result of the analysis of a current state of the regional journal press the basic tendencies and prospects of its further development are given.

Keywords:

Regional press, journals, typology of mass-media, culture, the literature, mass communication, the information.

Журналы исторически являются одним из важнейших средств информации и пропаганды. Современное общество носит информационный характер, и его жизнь невозможна без полноценного обеспечения информационных потребностей. Гуманитарные журналы играют важнейшую роль в развитии культуры общества и в то же время остаются одним из инструментов воздействия на массовое сознание. В условиях перехода Российского государства на новую ступень общественного развития и устройства, в начале XXI века система средств массовой информации подвергается значительным трансформациям. Серьёзные экономические, социальные, политические, духовно-нравственные изменения в жизни общества осмысливаются и оцениваются, прежде всего, через средства массовой информации.

В сфере художественного творчества литература одна из первых отражает реалии и конфликты окружающего мира. Журналистика, целью которой является информационная деятельность, сегодня всё более включает в свой арсенал средства и приёмы, свойственные художественному творчеству. Этот процесс позволяет говорить о том, что журналистский текст обладает свойствами и художественного, и публицистического стиля. Художественный текст идёт к читателю через информационного посредника, которым традиционно в России является литературно-художественный журнал.

В современной теории коммуникативистики намечается новый подход,

предполагающий включение литературы в общее медийное пространство современной культуры. При этом функции и литературы, и информационных посредников подвергаются качественным трансформациям в русле парадигматики эпохи постмодерна.

«Преобразование вертикальной и партийной парадигмы было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры советской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большинство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. Во-вторых, распалась административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевидения. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газеты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций)» [1: 68].

Одной из актуальных проблем современной теории журналистики является формирование новой типологии журнальной периодики. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что в современной журналистике используется классификация журналов, разработанная в советский период, то есть в настоящей ситуации кардинального изменения специфики журнальной деятельности и самих журналов эта классификация требует дополнений и изменений.

«Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства, будь то пределы России, региона или города. Типология определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в данных условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией» [1: 34].

В учебном пособии «Система средств массовой информации России» под редакцией Я.Н. Засурского сформулированы основные типообразующие признаки СМИ: характер аудитории, предметно-тематическая направленность, целевое назначение, время выхода, периодичность.

Сравнительный анализ различных типологий современных журналов позволяет сделать вывод, что все они базируются на принципах отраслевой и функциональной дифференциации.

«Журнал - печатное периодическое издание. Как и газета, журнал, являясь одним из основных средств массовой информации и рекламы, оказывает влияние на общественное мнение, формирует его в соответствии с интересами определённых общественных классов, политических партий, организаций» [2: 62].

Сегодня, когда старая структура центральной прессы разрушена, ситуация сложилась в пользу местной и региональной периодики. Необходимо отметить, что в целом в России доминируют общественно-политические издания, а количество литературно-художественных и научно-популярных журналов уменьшилось. В регионах ситуация несколько отличается. Так как количество региональных журналов в советские времена было значительно меньше, чем центральных, то кризис отразился на региональной печати в меньшей степени, даже, наоборот, дал толчок к преобразованию старых и появлению новых журналов. Другой существенной причиной активизации региональной прессы является то, что на периферии нет столь жесткой конкуренции между периодическими изданиями; большинство из них являются органами власти и, соответственно, дотируются государством.

История современного журнала «Литературная Адыгея» наглядно иллюстрирует процесс формирования качественной журнальной прессы в условиях национальной республики. В период с 1938 по 1941 и с 1946 по 1963 годы Адыгейским отделением союза писателей РСФСР в Майкопе издавался литературно-художественный сборник - «Наш рост»

(преобразованный затем в альманах «Дружба») на русском языке. Выпуск альманаха был прекращен в 1964 году в связи с преобразованием Адыгнациздата в областное отделение Краснодарского книжного издательства и упразднения в нём русской редакции. С 1947 по 1963 год выходил литературно-художественный альманах «Зъэкъошныгъ» - «Дружба» на адыгейском языке. Несмотря на то, что названия журналов дублировали друг друга, редколлегии, состав авторов и, соответственно, содержание журналов были разными.

В постперестроечный период, в 1994 году, учитывая необходимость существования периодического литературно-художественного издания для пишущих на русском языке, Кабинет министров РА по обращению Союза писателей Адыгеи постановил возобновить выпуск журнала на русском языке объёмом в 12 печатных листов, периодичностью 4 номера в год. В 1994 году вышел первый номер журнала под названием «Адыгея». При этом был учтён интерес читателей к проблемам общественно-политической жизни, и журнал получил статус литературно-художественного и общественно-политического. Тираж составлял 1000 экземпляров. Под названием «Адыгея» вышло два номера журнала, затем, исходя из контента, журнал был переименован и с 1995 года выходит под названием «Литературная Адыгея». В 2010 году тираж увеличился до 1300 экземпляров.

За долгие годы существования журнала менялось не только название, но и его содержание, оно становится более колоритным, насыщенным. Расширяются его тематика и проблематика. Кроме постоянных рубрик - «Проза», «Поэзия», «Публицистика», «Страницы истории», «Круг семейного чтения», «Литературная критика» - появляются новые, как того требует время: «Точка зрения», «Далёкое - близкое», «Проблемы толерантности и свободы совести». Под рубрикой «Актуальные проблемы дня» публикуются статьи и очерки на тему «Приоритетные национальные проекты».

Кроме этого издания в настоящее время в Адыгее издается восемь журналов, что подчеркивает динамику вхождения республики в общекоммуникативное пространство. Следует отметить, что журнальное пространство Адыгеи представлено журналами разного типа и формата. За исходную типологию мы берем типологию журналов современного информационного рынка, представленную в отчетном отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития» (Москва, 2010). Следует подчеркнуть, что типология журналов СССР в современных условиях оказывается непродуктивной, так как исчезли многие виды журналов и появились новые, типологические признаки которых ещё не систематизированы.

В отраслевом докладе предлагается классификация печатных СМИ по признаку тематической целевой ниши: женские журналы, деловые ежедневные газеты, ТВ-гиды, массовые ежедневные газеты, массовые еженедельные газеты, автомобильные (рекламные), деловые и общественно-политические, мужские журналы, познавательные и др.

Научная идентификация журнала «Литературная Адыгея» вызывает определённые трудности. А.И.Акопов в системе региональных журналов выделяет две группы: массовые и специальные. Журнал «Литературная Адыгея» позиционирует себя как издание литературнохудожественное и общественно-политическое: по первому признаку журнал относится к типу массовых журналов, по второму - к специальным. Таким образом, наглядно видно, что журналы нового поколения, характеризующиеся эклектичной структурой, требуют нового классификационного подхода.

Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является идентификация журнала «Литературная Адыгея» как издания познавательного по тематическому и целевому признаку. Типологическими признаками такого издания являются ориентация на широкую читательскую аудиторию, интересующуюся вопросами национальной культуры; устойчивый авторский коллектив; эклектичная структура журнала; неоднородный по тематике (литературная, культурная, социальная, политическая, семейно-бытовая, национальная и др.) подбор материала.

Примечания:

1. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001. 259 с.

2. Журналистика: краткий словарь. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. 116 с.

3. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001. 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.