Научная статья на тему 'Литературно-художественные журналы: сохранение русскоязычного культурного пространства в постсоветский период'

Литературно-художественные журналы: сохранение русскоязычного культурного пространства в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ ЖУРНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / АУДИТОРИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич, Коханая Ольга Евгеньевна

В статье характеризуется типологическая структура литературно-художественных журналов, исследуются особенности трансформации системы региональных изданий этого типа в постсоветский период. Выявляются разновекторные процессы: взаимосвязь с такими явлениями, как глобализация политических, социальных и культурных отношений, и обособление, изоляция целых групп русскоязычного населения, оказавшихся в культурном вакууме в приграничных районах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературно-художественные журналы: сохранение русскоязычного культурного пространства в постсоветский период»

УДК 070

Ю. А. Головин, О. Е. Коханая

Московский гуманитарный университет, Москва

ЛИТЕРА ТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ: СОХРАНЕНИЕ РУССКОЯЗЫЧНОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В статье характеризуется типологическая структура литературно-художественных журналов, исследуются особенности трансформации системы региональных изданий этого типа в постсоветский период. Выявляются разновекторные процессы: взаимосвязь с такими явлениями, как глобализация политических, социальных и культурных отношений, - и обособление, изоляция целых групп русскоязычного населения, оказавшихся в культурном вакууме в приграничных районах России.

Ключевые слова: типология журнальной периодики, периодическая печать, аудитория, ценностные ориентиры, отечественная культура, регион.

Введение

Около сорока лет назад известным исследователем типологии журнальной периодики А. Г. Бочаровым была сделана блестящая попытка системного подхода к интересам аудитории [1; 2]. Он предложил своеобразную геометрию интересов, выделяя вертикальную и горизонтальную оси читательских пристрастий. Вертикальная ось, по его мнению, составляет уровень запросов аудитории, а горизонтальная - все многообразие сфер читательских интересов. Соответственно, точка пересечения в этой воображаемой системе координат и определяет тот самый болевой узел данной аудитории, опираясь на который и следует создавать журнал.

«Эта геометрия очень точно и образно определяла аудиторное пространство в СССР 1970-х - 1980-х годов. К примеру, в 1980-е годы был настойчивый запрос читательской аудитории на понимание политических процессов, происходивших в России в 1920-1930-е годы. Журналы откликнулись на него целым рядом художественных и публицистических материалов о том периоде. Причём, те, кто интересовался вопросами военного строительства, обратились к «Воениз-дату», городская интеллигенция - к «Новому миру» и «Москве» и т.д. Но с начала 1990-х годов устоявшаяся система координат, сложившаяся в советских средствах массовой информации, в том числе, в сфере литературно-художественной журнальной периодики, стала быстро разрушаться» [5. С. 34].

Широко известные исследователи типологии периодической печати Л. Л. Реснянская [9], М. В. Шкондин [19; 17] и М. И. Шостак [21; 22] уже в новых условиях для более точного определения новых типологических тенденций ввели в обиход понятия «внешнего» и «внутреннего» круга читательских пристрастий, «системы в системе» журнальной периодики.

По их мнению, «внешний» круг - это интересы аудитории, связанные с жизнью человека в социуме, с его трудовой и социальной деятельностью, а «внутренний» - это удовлетворение интимных, порой непредсказуемых, постижимых больше интуитивно, чем логически, формирующихся на уровне подсознания, запросов читателей (эти запросы часто и формируют как раз сферу досуга, своеобразных развлечений, хобби).

Но и эта конфигурация со временем перестала, на наш взгляд, достаточно полно определять современные тенденции в издательской политике. Думается, вполне логично было бы «к двум осям читательских пристрастий А. Г. Бочарова, а именно, к уровню запросов аудитории и многообразию сфер читательского интереса, добавить третью ось - определяющую сугубо приватные, индивидуальные запросы личности, в том числе, в сфере религиозной, философской, политической и интимной жизни. В таком виде аудиторное пространство приобретает уже законченную трехмерную, то есть реальную, форму. Кстати, именно в этой новой для нас плоскости читательских интересов и обитает практически вся «желтая» пресса. Точки пересечения этой третьей оси с уже известными двумя и дают определение понятию "ниша"» [5. С. 36].

В связи с формированием данной третьей плоскости читательских интересов любопытно и поучительно посмотреть на примере трансформации некоторых региональных литературно-художественных журналов, выходящих прежде всего в тех регионах России, по которым в 1990-е годы произошел разлом всего жизненного уклада некогда единых народов, когда целые области и республики, исконно считавшиеся своими, вдруг оказались «за границей». Особенно болезненным это сказалось на людях, носителях русского языка, оказавшихся не по своей воле по разные стороны границ.

Здесь «во внутреннем круге интересов» читательской аудитории появились абсолютно оригинальные, неизвестные до недавнего времени в России «ниши».

Бытование региональных литературно-художественныех журналов приграничных районов россии

Не будем здесь перечислять все негативные последствия событий 1990-х годов после развала Советского Союза. Нам важно отметить лишь тот факт, что на огромных социокультурных пространствах, как правило, в приграничных районах, массы людей остались без духовного «поводыря», каковым в СССР для многих были литературно-художественные журналы, без ценностных ориентиров, без людей, чаще всего, писателей, философов, публицистов, печатавшихся в этих журналах.

Целые регионы и целые пласты бывшей аудитории этих журналов оказались в социокультурном вакууме. Прежде всего, это русскоговорящее население в бывших советских республиках, особенно в агрессивно настроенных против России «новых» прибалтийских государствах, в приграничных регионах, таких, как республика Осетия, республика Абхазия, Приднестровье, украинский Крым, а также жители приграничных территорий России, ее окраин. Тиражи общероссийских изданий были ничтожно малы и не доходили до этих регионов, а масса местных, вдруг появившихся газет и журналов, как правило, были полностью ангажированы местными же властями и олигархами, цели которых значительно отличались от целей и задач проживающих там людей. Тут уж было не до литературы и не до философии. Тем более что где-то уже шла война, где-то всячески подчеркивалось нежелание новых властей сотрудничать с «русскими захватчиками», где-то из-за политической конъюнктуры всячески раздувался национализм и шовинизм.

В любом случае, страдали и русские, и коренные народности, которые считали русский язык «языком межнационального общения», кто привык видеть в русской советской литературе, поэзии, публицистике, конечно, в лучших ее, классических образцах вершины духовных и нравственных исканий человека [6. С. 191]. Безусловно, многих из этой аудитории, прежде всего, молодежь, еще неокрепшую духовно и нравственно, захлестнуло вспенившейся грязной волной западной и «самостийной» пошлости и безвкусицы. Одним навязали «пепси», другим «суконный» или «квасной» патриотизм. В любом случае, большинство из них надолго выпали из ниши национальной и мировой культуры, превратившись в элементарное идеологическое оружие новой политической элиты [14. С. 229]. Многим было не до литературы вообще: надо было в условиях дикого рынка выживать, а то и с оружием в руках защищать свою жизнь и жизнь своих близких. Целые аудиторные пласты оказались в духовном вакууме, то есть без привычных их уму и сердцу печатных изданий. Эту-то нишу и стали активно заполнять новоявленные идеологи и пророки из заграницы, да и местного разлива: от вакхабитов и адвентистов седьмого дня до элементарных фашистов. Вот тут-то и произошел некий феномен.

Практически по всей линии приграничных с Россией регионов и окраинных территорий в самой России стали появляться оригинальные, ни на что не похожие ранее издания, и, прежде всего, литературно-художественные журналы на русском языке. Со стороны в России - «Балтика» в Калининграде и «Балтика» же в Риге, «Дон», «Родная Кубань» в Ростове и Краснодаре и т. д., с другой стороны - «Апсны» в Абхазии, «Литературное Приднестровье» в Приднестровье, «Брега Тавриды» в Крыму и мн. др. Конечно, и по своему содержанию, и по качеству текстов, и по манере изложения они значительно отличались друг от друга.

Более того, среди них были откровенно агрессивные, даже можно сказать, провокационные журналы, которые только наносили вред интересам русскоязычного населения и самому престижу России. Как правило, это издания-однодневки, такие как «Балтика», «Русский вестник» в Риге, «Правда-матка» в Сочи. Они, появившись раз-два на читательском горизонте, тут же и

исчезли, ничего, кроме разочарования, не оставив в умах и сердцах читателей. В лучшем случае, через них удовлетворялись какие-то личные амбиции людей, вдруг заработавших определенные деньги и по странной нелепости считающих себя литераторами, в худшем, «отмывались» украденные деньги. Эти издания мы не рассматриваем детально, считая, что они заслуживают лишь упоминания, как реальный факт реального времени и не более того. Хотя и среди этих изданий были любопытные: такие, к примеру, как «Афганец» в Симферополе. Правда, они закрывались из-за элементарного отсутствия денег.

Но из всех журналов, появившихся на постсоветском пространстве в это смутное время, нас интересуют только те, которые сумели все-таки продержаться и выжить в столь непростых условиях, а также сохранить высокие традиции русских и советских изданий, те журналы, которые, с точки зрения типологической идентификации, являются охранителями российской и межнациональной советской культуры. Для более глубокого анализа этого явления возьмем, к примеру, два журнала, являющиеся в данном случае, как бы зеркальным отражение друг друга, а в чем-то и страницами одной книги, книги «утерянного времени».

С одной стороны, литературно-исторический журнал «Родная Кубань», образовавшийся на обломках известного еще с советских времен альманаха «Кубань», с другой, литературно-художественный и публицистический журнал тогда еще украинских крымских писателей «Брега Тавриды». И дело здесь не только в высоком качестве литературно-художественного материала, анализ текстов еще впереди, но, прежде всего, в том, что с нашей точки зрения, эти журналы являлись носителями основных типологических черт и признаков изданий, никогда ранее не существовавших на территории России и СССР.

Во-первых, эти журналы были созданы примерно в одно и то же время, в начале 1990-х годов, то есть сразу после развала СССР. «Брега Тавриды» был создан в 1991-м году, «Литературное Приднестровье» и «Родная Кубань» - в 1992-м, «Апсны» - в 1993-м и т. д. О Приднестровском и Абхазском изданиях как о литературно-художественных журналах особо говорить не приходится. Во-первых, их издатели и авторы - люди, малоизвестные и неавторитетные в литературных кругах России, а во-вторых, сами эти журналы выходили нерегулярно, хотя оба были объявлены как ежеквартальные, да и их литературно-художественные достоинства были сомнительны. Здесь скорее попытка людей не забыть русский язык, продемонстрировать хотя бы таким путем, что они остаются частью России. В любом случае, при всей нашей вполне объяснимой симпатии к этим журналам, их издание следует рассматривать как акцию политическую, а отнюдь не литературно-художественную. Однако нельзя не признать преобразующую роль вышеназванных журналов в социальных и политико-экономических процессах в этих регионах. А в определенной степени и создании тех революционных ситуаций, что привели к отделению Приднестровья и Абхазии и созданию на их территориях независимых государств, близких по духу России. К примеру, план политического урегулирования в Приднестровской республике, изложенный тогдашним президентом И. Н. Смирновым, кстати, членом Союза писателей России и лауреатом Международной премии по литературе имени М. А. Шолохова, впервые был опубликован именно на страницах «Литературного Приднестровья». Идея же «стать русскими» через получение российского гражданства как можно большего числа абхазов, проживающих в Абхазии, была высказана профессором Сухумского университета А. Кутарбой в историко-публицистической статье «Кто хозяин Черного моря...», опубликованной в журнале «Апсны».

Журналы «Родная Кубань» и «Брега Тавриды» как охранители русскоязычного социокультурного пространства: сравнительная характеристика

Другое дело, крымский и кубанский журналы. Основателем журнала «Брега Тавриды» стал известный советский писатель, выходец тех мест Анатолий Иванович Домбровский, до конца своих дней (2002 год) был его главным редактором [3].

Создателем и идейным лидером литературно-исторического журнала «Родная Кубань» стал также известный еще с советских времен писатель, выходец с Кубани Виктор Иванович Лихоно-сов [10]. Оба журнала, несмотря на то что они выходили по разную сторону российской границы, решали сходные задачи и преследовали практически одинаковые цели.

Более того, даже условия, в которых они начинали функционировать, в которых оттачивались и выделялись их типологические признаки, были в начале 1990-х идентичными. Так, «Брега Тавриды» появились в период жесткой антироссийской пропаганды в Крыму со стороны как мест-

ных властей, так и татарской диаспоры, журнал же «Родная Кубань» - в период сильного давления со стороны антисоветски, а вследствие того, и антирусски настроенных средств массовой информации, представляющих тогда официальную идеологию ельцинской машины пропаганды. Антироссийское и антирусское были тесно переплетены. Теперь уже известно, что это был заказ так называемых российских либералов, рвущихся к власти, а также американских политтехноло-гов. Шельмовались известные имена, переиначивались исторические события, подтасовывались факты. Любые проявления патриотизма расценивались как антидемократические действия и назывались, чуть ли не мракобесием. Средства массовой информации и, в частности, телевидение были напрочь закрыты для любого разумного диалога на тему дальнейшей судьбы России и бывших советских республик. Мнения и интересы людей, проживающих в приграничных районах, игнорировались полностью. Появились и крайние радикалы с другой стороны. Так, в Краснодаре - самозваный и новоявленный казачий атаман и местный бизнесмен Леонов, кстати сказать, выпустивший в 1990-е годы несколько номеров самостийного журнала «Екатеринодар», призывал, в том числе, и со страниц этого издания казаков отделиться от Советского Союза, а потом и от России, и создать на берегах Черного и Азовского морей независимую казачью республику. Подобные тенденции наблюдались в начале 1990-х в Крыму, на Дону, в Приднестровье. В Приднестровье, как известно, они обрели даже некоторые юридические очертания.

Именно эти обстоятельства и определили направленность и тональность рассматриваемых журналов, их типологические особенности. С точки зрения аудиторной направленности журналы были обращены, прежде всего, к русским и русскоговорящим людям, которые в одночасье лишились нравственной опоры, для которых потеря страны, в которой они жили, стала настоящей трагедией, и главное, трагедией духовной, для которых вдруг выросшие границы между Украиной, Россией, Белоруссией, Казахстаном, Грузией стали незаживающей раной, кровоточащей в собственном сердце. Да, следует признать, что аудитория этих журналов оказалось не очень большой. Достаточно сказать, что тираж журнала «Брега Тавриды» составлял тогда всего полторы тысячи экземпляров, а журнала «Родная Кубань» - две тысячи. Хотя достать эти журналы, купить их ни в Крыму, ни тем более в России было практически невозможно. А то, что на них был спрос, подтвердили наши социологические исследования, проведенные в Крыму, в Тамани, а также в Москве, в Московском государственном университете культуры и искусств [5. С. 239].

В чем же феномен этих журналов? В том, что каждый материал, опубликованный на их страницах, независимо от жанра, - поэзия это, проза или философское эссе - представлял собой обнаженный нерв, попытку разобраться в самом главном для них вопросе: как же случилось, что великая Россия погибла, что разошлись по разные стороны границ родные братья - славянские народы? Конечно, здесь было много эмоций и мало рефлексии, конечно, желаемое здесь зачастую выдавалось за действительное, но авторам нельзя было отказать ни в искренности, ни в литературном даре.

Иногда, материалы были столь оригинальны, что даже претендовали на открытия. Так, в статье Александра Потапенкова «Век «Цветущей сложности» русской философии», опубликованной в 2002 году в журнале «Брега Тавриды», № 2-3, чуть ли не впервые определялись рамки классической русской философии. Уже сам термин «классическая русская философия» удивителен. В свое время с легкой руки В. Розанова в нашей критической литературе утвердилось представление, что никакой серьезной философии, тем более, классической, вплоть до конца девятнадцатого века в России не было, а вся философия была «вложена» в классическую русскую литературу [12. С. 239]. Принято говорить о философии Салтыкова-Щедрина, Толстого, Достоевского. Да и сам Владимир Соловьев [16], вершина русской философской мысли, - тоже, прежде всего, писатель. Но вот скромный крымский ученый посчитал, что классическая русская философия существует, что существуют ее типологические признаки, что есть авторы определяющие ее содержание: А. П. Герцен, И. В. Кириевский, Г. В. Плеханов, С. Н. Трубецкой, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, Н. Г. Чернышевский. Не знаем, насколько это интересно с точки зрения философской науки, но с точки зрения культурологического феномена русскоязычной культуры в ближнем зарубежье, чуть ли не единственным гарантом сохранения и развития которой являлись тогда именно эти небольшие малотиражные журналы, работа А. Потапенкова представляется определяющей. Так же как определяющей она является и в анализе типологических признаков подобных изданий: а именно, в максимальной заостренности публицистики, научно-

теоретических исследований, критики, направленности материалов на самые острые вопросы российской истории и исторической мысли, чуткое, почти болезненное восприятие любых компромиссов в этих вопросах, любых попыток фальсификации, искажения истории, иногда, впрочем, вплоть до потери реальности и научной объективности.

Характерна в этом смысле и статья самого Анатолия Домбровского «Подстрекатели», опубликованная в этом же номере [7]. В ней идет разговор об истории заселения Крыма. «Народы приходили сюда в такой последовательности: киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, аланы, греки, готы, гунны, хазары, половцы, византийцы, армяне, римляне, генуэзцы, татары, турки, русские, украинцы. Приходили, уходили, исчезали, возвращались. Одни оставляли после себя памятники культуры, другие - следы разрушений», - пишет Домбровский в начале статьи. А потом делает и соответствующий вывод, что украинский период - это период разрушения Крыма, его культуры, его истории. А «подстрекатели» - это, конечно же, татарские и украинские националисты, финансируемые международной антирусской коалицией.

Конечно же, эти мысли можно оспорить, но неоспорима искренняя боль публициста и гражданина. Также как и неоспоримы художественные достоинства большинства материалов, опубликованных в «Брегах Тавриды». Заостренность взгляда, нервозность мысли, абсолютная свобода от материальных выгод (большинство этих журналов безгонорарные), иногда приводит авторов к совершенно необычным выводам, к неповторимой точке зрения на то или иное событие, в том числе и литературно-историческое.

Казалось бы, сколько уже было написано о важнейшем литературно-историческом событии, происшедшем в мае 1880 года в Москве, в дни открытия знаменитого памятника А. С. Пушкину, когда со всех городов и весей России, из Европы на магию Пушкинского имени потянулись в Москву практически все выдающиеся российские умы того времени. Не было только Льва Толстого, считавшего в то время, что «все литературные сборища - ложь, а памятники - заблуждения» [18. С. 327]. Впрочем, все, более или менее известные литераторы, кроме, разумеется, Ф. М. Достоевского, хоть на часок да заглянули в Ясную Поляну поприветствовать знаменитого затворника и либерала. Но неожиданная смерть императрицы Марии Александровны заставила правительство отложить праздник.

Крымский автор Владислав Бахревский представил этот факт, то есть случайную заминку перед праздником, как величайшее событие в истории литературы и вообще культуры России XIX века. Действительно, велением судьбы в Москве собрались вместе самые выдающиеся мыслители и художники России, и у них выдалось несколько праздных дней для общения. Никто ведь не знал, сколько продлится траур. Они ходили по светским и литературным салонам, кто мог, «принимал у себя», обменивались мыслями, планами, намечали, как сейчас бы выразились, совместные проекты. Здесь создавались «великие коалиции» и намечались «великие расколы», литературные партии и литературные движения. Определялось отношение к Пушкину, а через него, и ко всей русской и славянской истории и культуре. Не случайно в одном из писем к своей жене (это письмо цитирует В. Бахревский) Ф.М. Достоевский пишет: «Я бы и рад сейчас уехать из Москвы, но во мне нуждаются не одни любители Российской словесности, а вся наша партия, вся наша идея, за которую мы боремся уже 30 лет, ибо враждебная партия (Тургенев, Ковалевский и почти весь университет) решительно хочет умалить значение Пушкина, как выразителя русской народности» [8. С. 59].

«Именно эти дни, - пишет В. Бахревский, - озаренные памятью великого поэта, и радость общения, возможно, и стали прологом великих свершений конца Х1Х века в области литературы, музыки, живописи, философии. Именно после этого прозвучал последний блестящий аккорд золотого века русской литературы, и был зачат ее век серебряный» [4].

По теме, по содержанию, а главное, по настрою, по стилистической напряженности с подобными материалами в крымском журнале перекликались работы авторов журнала «Родная Кубань». Достаточно перечислить статьи Ольги Садковской «Екатеринодарский войсковой сад» и А. Н. Жигайлова «Забытая христианская цивилизация» [11], историческое исследование В. И. Шкуро «Белый генерал» [20], Виктора Рыбалко «Тени Руси» [13] и др.

Характерны и сами рубрики, представленные в данных журналах: «Наш Пушкин», «Вокруг полуострова», «Родное зарубежье» - в журнале «Брега Тавриды»; «Хранители России», «Русская трагедия», «Кубани верные сыны» - в журнале «Родная Кубань». Это, разумеется, кроме обяза-

тельных «Поэзии» и «Прозы». Если проанализировать стихи, рассказы и повести, опубликованные в этих журналах, нетрудно выявить, что их содержание, стилистический настрой и художественное звучание сродни публицистике в данных журналах. Но перечислить авторов, думается, необходимо. Это и упомянутые уже В. Домбровский и В. Лихоносов, а также В. Ганичев, Ю. Кузнецов, Г. Немченко, И. Варрава, А. Грановский. Некоторые из них, как бы подчеркивая единство этого культурного пространства, территориальную близость публиковались в обоих изданиях.

Заключение

Феномен русскоязычных и российских журналов, выходящих в приграничных районах России, конечно, требует отдельного и более глубокого исследования [15. С. 114]. Тем более что явление это находится в развитии: так, и после присоединения Крыма журнал «Брега Тавриды» продолжает издаваться в том же формате и с тем же содержанием. Впрочем, как и «Родная Кубань», и другие русскоязычные издания в Абхазии и Приднестровье. Многие журналы появляются и исчезают, подчас меняется политическая и социокультурная атмосфера. Но уже сегодня бесспорен тот факт, что литературно-художественные журналы, выходившие и выходящие в «горячих регионах» являются хранителями советской и отчасти дореволюционной российской культуры, имеют огромное значение для формирования единого социокультурного пространства регионов, охраняют целостность России как единого государственного и культурного образования.

Список литературы

1. Бочаров, А. Г. Основные принципы типологии современных советских журналов [Текст] / А. Г. Бочаров // Вестник Московского университета. Сер. 11. Журналистика. - М., 1973. - № 3.

2. Бочаров, А. Г. Типология журнальной периодики [Текст] / А. Г. Бочаров. - М., 1996.

3. «Брега Тавриды» - единственное звено, способное раз и навсегда объединить Россию, Украину и Беларусь [Электронный ресурс] // Региональная общественная организация «Союз писателей республики Крым». Журнал «Брега Тавриды». - URL: http://brega-crimea.ru/zhurnal-brega-tavridy-1 (дата обращения: 16.06.2018).

4. Брега Тавриды, 2002, № 2-3. [Электронный ресурс] // ЖУРНАЛЬНЫЙ МИР. Единый ресурс русскоязычных литературных журналов и альманахов. - URL: http://xn--80alhdjhdcxhy5hl. xn--p1ai/brega-tavridy-izbrannoe-1991-2016 (дата обращения: 16.06.2018).

5. Головин, Ю. А. Российские литературно-художественные журналы как форма реализации культурной политики [Текст] / Ю. А. Головин. - М., 2010. - 269 с.

6. Загидуллина, М. В. Русский язык в эпоху постграмотности: вперед в прошлое [Текст] / М. В. Загидуллина // Русский язык в Интернете: личность, общество, коммуникационная культура: сборник статей I Международной научно-практической конференции. - М.: Российский университет дружбы народов, 2017. - С. 189-195.

7. Домбровский, А. Подстрекатели [Электронный ресурс] / А. Домбровский // Брега Тавриды, 2002, № 2-3. - URL: http://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/brega-tavridy-izbrannoe-1991-2016 (дата обращения: 16.06.2018).

8. Достоевский, Ф. М. Записки о русской литературе [Текст] / Ф. М. Достоевский. - М.: Экс-мо, 2006. - 84 с.

9. Реснянская, Л. Л. Общероссийские периодические издания [Текст] / Л. Л. Реснянская. -М., 1999.

10. Родная Кубань: литературно-исторический журнал [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.rodnayakuban.com/ (дата обращения: 16.06.2018).

11. Родная Кубань [Текст]. - 2002. - № 4.

12. Розанов, В. В. Несовместимые контрасты жития (Литературно-эстетические работы разных лет) [Текст] / В. В. Розанов. - М.: Искусство, 1990. - 608 с.

13. Рыбалко, В. Тени Руси [Текст] / В. Рыбалко // Родная Кубань, 2003, - № 1. - С. 24-32.

14. Симакова, С. И. Роль средств массовой информации в воспитании медиакомпетентной аудитории [Текст] / В. И. Симакова, И. В. Топчий // Знак: проблемное поле медиаобразования. -2017. - № 4 (26). - С. 226-233.

15. Смеюха, В. В. Нужна ли региональная журналистика? [Текст] / В. В. Смеюха // Инноваци-

онные процессы в современном мире (Иннофорум-2016): Материалы международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: РГУПС, 2016. - С. 112-116.

16. Соловьёв, В. С. Философия искусства и литературная критика [Текст] / В. С. Соловьёв. -М.: Искусство, 1991. - 702 с.

17. Типология периодической печати / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - М., 2007. - 403 с.

18. Толстой, Л. Н. Об истине, жизни и поведении [Текст] / Л. Н. Толстой. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 1999. - 656 с.

19. Шкондин, М. В. Средства массовой информации: системные характеристики [Текст] / М. В. Шкондин. - М, 1995. - 237 с.

20. Шкуро, В. И. Белый генерал [Текст] / В. И. Шкуро // Родная Кубань. - 2002. - № 4.

21. Шостак, М. И. Журнальная периодика как система [Текст] / М. И. Шостак // Журнальная периодика России. - М.: МГУ, 1996.

22. Шостак, М. И. Система журнальной периодики [Текст] / М. И. Шостак // Журналы России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - М.: МГУ, 2003. - 200 с.

LITERARY AND ART MAGAZINES: PRESERVATION OF RUSSIAN-SPEAKING CULTURAL HERITAGE IN THE POST-SOVIET PERIOD

Golovin Yu. A., Moscow University for the Humanities, Moscow, [email protected] Kokhanaya O. E., Moscow University for the Humanities, Moscow, [email protected]

The typological structure of literary and art magazines is characterized in the article, the peculiarities of the transformation of the system of regional publications of this type in the post-Soviet period are studied. The most characteristic parameters of the existence of modern Russian regional journals are analyzed and the structure intended for satisfying the fullness of the interests of the individual, society and the state is determined. It is emphasized that the interconnection and mutual conditioning of the processes of the establishment of this socio-cultural institution on the periphery is associated with such social phenomena as the globalization of political, economic, social and cultural relations, on the one hand, isolation and even isolation of entire groups of the Russian-speaking population caught in a cultural vacuum in border regions of Russia or beyond, on the other. Magazines of Russia's border areas and magazines appearing on the borders of Russia and the former Soviet republics are considered, as both their authors and the materials published in them remain an integral part of Russian culture. The authors conclude that the literary and art magazines that have emerged and are published in the "hot regions" are the custodians of the Soviet and, in part, pre-revolutionary Russian culture, are of great importance for the formation of a unified socio-cultural space of the regions and protect the integrity of Russia as a single state and cultural entity.

Keywords: typology of periodicals, periodicals, audience, values, national culture, region.

References

1. Bocharov, A. G. (1973) Osnovnyye printsipy tipologii sovremennykh sovetskikh zhurnalov [=The basic principles of the typology of modern Soviet journals], in: VestnikMoskovskogo universiteta [=Bulletin of Moscow University], Moscow, No. 3. (In Russ.).

2. Bocharov, A. G. (1996) Tipologiya zhurnal'noyperiodiki [=Typology of the journal periodicals], Moscow. (In Russ.).

3. «Brega Tavridy» - yedinstvennoye zveno, sposobnoye raz i navsegda ob"yedinit' Rossiyu, Ukrainu i Belarus' [="Brega Tavrida" - the only link that can unite Russia, Ukraine and Belarus once and for all], in: Regional'naya obshchestvennaya organizatsiya «Soyuzpisateley respubliki Krym». Zhurnal «Brega Tavridy» [=Regional public organization "Union of Writers of the Republic of Crimea". The magazine "Brega Tavrida"], available at: http://brega-crimea.ru/zhurnal-brega-tavridy-1, accessed 16.06.2018. (In Russ.).

4. "Brega Tavridy" (2002) [=Brega Taurida], in: ZHURNAL'NYY MIR. Yedinyy resurs russkoyazychnykh literaturnykh zhurnalov i al'manakhov [=JOURNAL WORLD. A single resource of

Russian-language literary journals and almanacs], No. 2-3, available at: http://xn--80alhdjhdcxhy5hl. xn--p1ai/brega-tavridy-izbrannoe-1991-2016, accessed 16.06.2018. (In Russ.).

5. Golovin, Yu. A. (2010) Rossiyskiye literaturno-khudozhestvennyye zhurnaly как forma realizatsii kul'turnoy politiki [=Russian literary and art magazines as a form of realization of cultural policy], Moscow, 269 p. (In Russ.).

6. Zagidullina, M. V. (2017) Russkiy yazyk v epokhu postgramotnosti: vpered v proshloye [=Russian language in the era of post-literacy: forward into the past], in: Russkiy yazyk v Internete: lichnost', obshchestvo, kommunikatsionnaya kul'tura [=Russian language on the Internet: personality, society, communication culture], Moscow, Peoples' Friendship University of Russia, pp. 189-195. (In Russ.).

7. Dombrovsky, A. (2002) The instigators [=The instigators], in: Brega Tavridy [=Brega Taurida], No. 2-3, available at: http://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/brega-tavridy-izbrannoe-1991-2016, accessed 16.06.2018. (In Russ.).

8. Dostoevsky, F. M. (2006) Zapiski o russkoy literature [=Notes on Russian Literature], Moscow, Eksmo, 84 p. (In Russ.).

9. Resnianskaya, L. L. (1999) Obshcherossiyskiye periodicheskiye izdaniya [=All-Russian periodicals], Moscow. (In Russ.).

10. Rodnaya Kuban': literaturno-istoricheskiy zhurnal [=Native Kuban: a literary and historical journal], available at: https://www.rodnayakuban.com/, accessed 16.06.2018. (In Russ.).

11. Rodnaya Kuban' (2002) [=Native Kuban], No. 4. (In Russ.).

12. Rozanov, V. V. (1990) Nesovmestimyye kontrasty zhitiya (Literaturno-esteticheskiye raboty raznykh let) [=Incompatible contrasts of life (Literary and aesthetic works of different years)], Moscow, Art, 608 p. (In Russ.).

13. Rybalko, V. (2003) Teni Rusi [=Shadows of Russia], in: Rodnaya Kuban' [=Rodnaya Kuban], No. 1, pp. 24-32. (In Russ.).

14. Simakova, S. I. and Topchii, I. V. (2017) Rol' sredstv massovoy informatsii v vospitanii mediakompetentnoy auditoria [=The role of the media in the education of a media-competent audience], in: Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [=Sign: problem field of media education], No. 4 (26), pp. 226-233. (In Russ.).

15. Smeyukha, V. V. (2016) Nuzhna li regional'naya zhurnalistika? [=Do Regional Journalism Need?], in: Innovatsionnyye protsessy v sovremennom mire (Innoforum-2016) [=Innovative processes in the modern world (Innoforum-2016): Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don], RGUPS, pp. 112-116. (In Russ.).

16. Solovyov, V. S. (1991) Filosofiya iskusstva i literaturnaya kritika [=Philosophy ofArt and Literary Criticism], Moscow, Art, 702 p. (In Russ.).

17. Tipologiya periodicheskoy pechati (2007) [=Typology of the periodical press], Moscow, 403 p. (In Russ.).

18. Tolstoy, L. N. (1999) Ob istine, zhizni ipovedenii [=On Truth, Life and Behavior], Moscow, ZAO Eksmo-Press Publishing House, Kharkov, Folio Publishing House, 656 p. (In Russ.).

19. Shkondin, M. V. (1995) Sredstva massovoy informatsii: sistemnyye kharakteristiki [=Mass media: system characteristics], Moscow, 237 p. (In Russ.).

20. Shkuro, V. I. (2002) Belyy general [=The White General], in: Rodnaya Kuban' [=Native Kuban], No. 4. (In Russ.).

21. Shostak, M. I. (1996) Zhurnal'naya periodika kak sistema [=Magazine periodicals as a system], in: Zhurnatl'nayaperiodika Rossii [=Journal periodicals of Russia], Moscow, Moscow State University. (In Russ.).

22. Shostak, M. I. (2003) System of Journalistic Periodicals [=System of Journalistic Periodicals], in: Zhurnaly Rossii [=Journals of Russia. Materials of the all-Russian scientific-practical conference], Moscow, Moscow State University, 200 p. (In Russ.).

Головин Юрий Алексеевич - доктор культурологии, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики факультета рекламы, журналистики и дизайна, Московский гуманитарный университет, Москва.

[email protected]

Коханая Ольга Евгеньевна - доктор культурологии, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры журналистики факультета рекламы, журналистики и дизайна, Московский гуманитарный университет, Москва. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.