Научная статья на тему 'Особенности функционирования региональных литературно-художественных журналов в постсоветский период'

Особенности функционирования региональных литературно-художественных журналов в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
235
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / ЖУРНАЛ / MAGAZINE / РЕДАКЦИЯ / EDITORIAL / АУДИТОРИЯ / AUDIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич

В статье автор выделяет этапы развития литературно-художественных журналов в постсоветский период современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author picks out point of development literary-article magazines in past soviet period of modern Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования региональных литературно-художественных журналов в постсоветский период»

ственности» («киногении»). В сфере, ориентированной на хронику и учебно-познавательную продукцию, ее эстетизм атрибутивен, но носит завуалированный, эксплицитный характер. В публицистической и информационно-рекламной сфере вместе с эстетическим заметно актуализируется художественный элемент, концептуально репрезентирующий факт в образно-мета-фористической форме. В художественной сфере (постановочной и документальной) доминирование художественного начала проявляется в одном случае через прямое воссоздание факта постановочными средствами, а в другом - через его существенное переструктурирование в процессе съемки и монтажа;

в-третьих, эстетические возможности видеотворчества непосредственно

связаны со спецификой видеотехнологии. Наиболее существенными признаками видеотехнологии являются: компактность, бесшумность съемочной аппаратуры, многократно используемый носитель изображения, автоматизация основных съемочных операций, атрибутивно осуществляемая звукозапись, неограниченность непрерывной видеосъемки, мгновенность получения съемочного материала, оперативность внесения корректировок и трансформаций посредством съемки и монтажа. Данные качества видеотехнологии возникли в результате осуществления определенных художественно-эстетических потребностей экранной сферы и оказывают прямое влияние на формирование эстетических принципов видеотворчества.

Примечания

1. Бенямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Электронный ресурс] / В. Бенямин. - Режим доступа: http://www.out-line.ru/ben.html

2. Каган М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. - Л., 1972.

3. Философия техники, история и современность. М., 1997. - 144 с.

4. Фотография: Проблемы поэтики. - М.: ЛКИ, 2008. - 296 с.

Ю. А. Головин

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В статье автор выделяет этапы развития литературно-художественных журналов в постсоветский период современной России. Ключевые слова: теория и история культуры, журнал, редакция, аудитория.

The author picks out point of development literary-article magazines in past soviet period of modern Russia. Keywords: theory and history of culture, magazine, editorial, audience.

Большинство проблем, которые вынуждены решать столичные литературно-художественные журналы Москвы и Санкт-Петербурга, в полной мере касаются и периферийных журналов, как региональных, так и губернских. Так же пережив период упоения вдруг свалив-

шейся на голову свободой, потом почти десятилетие полного забвения и развала, который в типологии СМИ обозначен теперь как «переходный период», журналы российской глубинки в последние два-три года начинают постепенно оживать. Это выражается:

— в возвращении некоторых журналов к своим старым форматам, что говорит об увеличении их финансирования («Дальний Восток», «Сибирские огни», «Урал»);

— в некотором, пусть и незначительном, увеличении тиража: по сравнению, разумеется, с 90-ми годами («Дон», «Урал»);

— в открытии новых литературно-художественных журналов: региональных (например, «Чувашия литературная» в Чебоксарах или «Скобари» в Пскове), городских («Карамзинский сад» в Ульяновске, «День и ночь» в Красноярске, «Кириллица» в Нижнем Новгороде, «Город» в Тольятти, «Литературная Пермь» в Перми).

Именно этот факт, то есть появление новых серьезных журналов, вызывает некоторый осторожный оптимизм.

Дело в том, что в Советском Союзе и, в частности, в Российской Федерации, количество наименований литературно-художественных журналов было резко ограничено. Огромные культурные пространства бывшего Союза перекрывались республиканскими изданиями как на национальном, так и на русском языках: такими, как флагман белорусской литературы - журнал «Полымя», модный литовский альманах «Даугава», оригинальное грузинское издание «Литературный Тбилиси», в котором с удовольствием печатались почти все либералы Союза от Булата Окуджавы и Василия Аксенова до Василя Быкова и Ол-жаса Сулейменова.

На территории Советской России таких журналов были единицы: старейший региональный журнал, учрежденный в 1922 году Постановлением еще ленинского Совнаркома «Сибирские Огни» в Новосибирске; основанный в 1933 году при содействии Максима Горького журнал «Дальний Восток», издававшийся в Хабаровске; ведущее издание литературного Нечерноземья -воронежский журнал «Подъем»; крупнейший литературно-художественный

журнал Урала и Сибири «Урал», выходивший в бывшем Свердловске; самый популярный и массовый журнал Поволжья «Волга», базировавшийся в Саратове; один из главных поставщиков молодых талантов в Москву - петрозаводский «Север»; а также журналы юга России: «Дон» (г. Ростов-на-Дону), «Кубань» (г. Краснодар). Отличались они друг от друга мало. Все их типологические признаки можно было уместить в несколько строк. Это были:

- массовые журналы с большими тиражами (до 150-200 тыс. экземпляров), выходившие ежемесячно («Сибирские Огни», «Север», «Дальний Восток») и один раз в два месяца («Подъем», «Волга», «Урал», «Дон»), а также журналы, выходившие ежеквартально тиражами до 50 тыс. экземпляров («Кубань»);

— в большинстве своем литературно-художественные и общественно-политические издания («Сибирские огни», «Урал», «Север», «Подъем») или просто литературно-художественные («Дальний Восток», «Волга», «Дон», «Кубань»).

Учредителями журналов были местные Союзы писателей и местные партийные организации. Но главные редакторы утверждались в Москве и считались номенклатурой ЦК КПСС. Объединяли же они вокруг себя местных авторов, членов Союза писателей СССР, которых, впрочем, насчитывалось немного. Так, Краснодарская краевая писательская организация состояла в середине 1970-х годов из 14 человек, а, например, в Сочи проживал всего один член Союза писателей, поэтесса Валентина Саакова, которая в курортном городе считалась достопримечательностью, подобно знаменитому «Дендрарию». Публикации в «толстых» журналах считались очень важными и престижными, потому как именно через них лежал путь в Союз писателей, а насколько «хорошо» быть членом Союза, описал еще М. А. Булгаков в своем бессмертном романе.

Действительно, писатели в СССР составляли особую привилегированную касту людей. Начиная с того, что они, единственные в стране, могли официально не работать, не служить, так как их работой признавалось писание художественных произведений. Они могли иметь при себе оплачиваемого государством секретаря, им официально оплачивался «больничный» по представлению справки из поликлиники, у них были «свои» поликлиники, больницы, дома творчества, детские сады для их детей и внуков, дачные кооперативы. Но это только для тех, кто был официально признан писателем, то есть являлся членом Союза писателей СССР. Будущий Нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский, например, таковым не был и, несмотря на то, что писал гениальные стихи, был осужден советским судом за тунеядство.

Публиковались в этих литературно-художественных журналах также писатели - выходцы из местных краев, волею обстоятельств и, конечно же, благодаря недюжинным своим способностям, оказавшиеся в столицах. Так, в альманахе «Кубань» в 1970-е годы активно публиковались: выходец из Тихо-рецка, знаменитый уже в то время советский поэт Юрий Кузнецов; известный прозаик В. И. Лихоносов из-под Краснодара; бывший Терновский станичник, автор знаменитой книги о Ф. М. Достоевском, вышедшей в серии ЖЗЛ, и один из авторов не менее знаменитой самиздатовской книги «Десио-низация» Юрий Селезнев. В каждом журнале присутствовали обязательные рубрики: «проза», «поэзия», «литературная критика» и в некоторых — «публицистика». Впрочем, этот раздел был, в основном, прерогативой столичных журналов.

Опубликоваться в таких изданиях было неимоверно трудно. Круг авторов каждого журнала был строго определен и ограничен. Исключение, пожалуй, составляли тогда только журналы «Север»

и «Подъем», о которых слагали легенды, как там привечают молодых. Впрочем, исключительно «своих» молодых.

Перестройка, а затем и революционные события 1990-х годов, конечно, коренным образом повлияли и на бытование литературно-художественных журналов в российской провинции. Надо сказать, что в нашей стране всё, кроме Москвы и Ленинграда, считалось, да и по сей день считается глубокой провинцией. После некоторого, очень небольшого периода эйфории, вызванного отменой цензуры, когда печатать стало можно «все», а новые номера журналов с текстами про это «все» вмиг раскупались, наступил период не просто упадка региональной прессы, в том числе и литературно-художественных журналов, но период настоящей стагнации. Что касается литературных журналов, то здесь беда пришла с нескольких сторон.

С одной стороны, прекратилось государственное финансирование, стали распадаться редакции. Наиболее активные авторы и редакторы ушли в бизнес или в политику, многие уехали «на заработки» за границу, менее активные стали вести образ жизни маргиналов, потому как членство в Союзе писателей теперь уже ничего не значило и не давало, а сам литературный труд практически не оплачивался. Платил рынок, а он требовал совсем другого товара, по крайней мере, не «качественной» литературы. С другой стороны, от журналов отвернулся читатель. Впрочем, об этом мы уже подробно говорили в предыдущих статьях. И с третьей стороны, главная опора литературно-художественных журналов — местные отделения Союза писателей страны, приняв эстафету «большого» Союза, стали раскалываться по идеологическим, а потом и по материальным соображениям. Большинству писательского начальства было не до журналов, впрочем, как и вообще не до литературы. Они, где-нибудь в Хабаровске или в Саратове, точно так же, как и в Москве, делили собственность. В ре-

зультате, резко упали тиражи, а значит, и влияние литературно-художественных журналов на общественную и культурную жизнь провинции.

В начале 1990-х годов в России сложилась губительная ситуация для данного сегмента средств массовой информации. Практически перестали существовать такие издания, как «Сибирские огни», «Кубань», «Волга». Значительно уменьшились в объеме, изменили свой формат «Дальний Восток», «Урал», «Дон». Самым большим тиражом на периферии России в этот период выходил петрозаводский журнал «Север» -1 тыс. экземпляров.

Казалось, еще немного и литературно-художественные журналы российской провинции «канут в Лету», что, в общем-то, вписывалось в концепцию капитализации СМИ и соответствовало мировым стандартам, где роль, правда, очень приблизительную, подобных журналов давно уже играют университетские издания и издания различных колледжей, выходящие мизерными, по нашим меркам (до 500 экз.), тиражами. Кстати, единичные такие попытки появились и в России. В частности, в Саранске при Мордовском государственном университете совместно с НИИ регионологии и Министерством образования РФ с 1992 года стал выходить литературно-художественный, научный и историко-публицистический журнал «Регионология», который сумел продержаться до сего дня и даже превратился в одно из самых популярных изданий региона. Но это, к сожалению, исключение. Большинство подобных попыток (в Казани, Самаре, Иркутске, Ростове-на-Дону) окончилось неудачей. В лучшем случае, издания продержались два-три номера. Видимо, сработал старый принцип: что хорошо немцу, то русскому...

Но, вопреки ожиданиям и здравому смыслу, литературно-художественные журналы российской глубинки выжили и, более того, стали играть в последнее

время все более значительную роль в культурной жизни страны.

Региональные литературно-художественные журналы призваны быть «сеятелями» культуры на местах. В то же время они достаточно глубоко отражают жизнь современной провинции. Многие видные деятели культуры, экономисты, политики связывают надежды на обновление России именно с провинцией. «В России центр на периферии», -заметил в свое время историк В. О. Ключевский. Русская провинция на протяжении столетий была духовным и нравственным источником России, а русские провинциальные журналы собирали все лучшее, что было в местной духовной жизни.

В настоящее время в России существует большая группа периферийных журналов. Одни имеют давнюю историю, другие возникли и продолжают появляться на волне демократических преобразований как отражение новых общественных потребностей.

Литературно-художественные журналы болезненно перенесли вступление в эпоху рыночных отношений, а финансовое положение многих журналов и сегодня крайне нестабильно. Но выжившие издания, на наш взгляд, сумели сделать главное: понять истинные потребности аудитории в новых социальных условиях, сохранить ориентацию на непреходящие традиционные ценности и при этом отразить дух нового времени, тем самым, обеспечив себе подписку; найти те или иные дополнительные источники экономического обеспечения (спонсоры, реклама и т.п.). Впрочем, не надо обольщаться. Тиражи даже выживших, даже относительно успешных журналов по сей день мизерны, по крайней мере - с точки зрения российских представлений и наших просторов. На периферии они не превышают 2,5 тыс. экземпляров.

Так, старейший журнал российской провинции «Сибирские огни», например, охватывающий огромный, равный

половине Европы регион, несмотря на все усилия редакции, распространяется в основном по подписке и на сегодняшний день имеет тираж 1,2 тыс. экземпляров.

Журнал «Дальний Восток» — 1,4 тыс. экземпляров. Хотя даже эту цифру следует признать успехом редакции и, прежде всего, главного редактора журнала Вячеслава Сукачева. Выпускник Высших литературных курсов Литературного института им. А. М. Горького, ученик Виктора Астафьева, известный прозаик, автор классических, уже вошедших в региональные учебные программы по литературе романов «Приговоренная замуж», «Подлетыш», Вячеслав Сукачев пришел на развалины некогда популярного в России журнала, вот уже 70 лет издающегося в Хабаровске. Еще жив был Виктор Петрович Астафьев, с чьей помощью и при поддержке Правительства Хабаровского края были привлечены некоторые деньги, было создано Государственное учреждение «Редакция журнала «Дальний Восток»», привлечены к сотрудничеству известнейшие ученые, литераторы, политики Владивостока, Иркутска, Хабаровска: И. Н. Дубинина, Ю. Н. Кабан-ков, В. И. Ремизовский, В. М. Тыцких и др. В целях поддержки и развития культурной и творческой жизни в столице Дальневосточного федерального округа — Хабаровске была создана региональная общественная организация «Клуб друзей журнала «Дальний Восток»». А с января 2002 года стало выходить красочное иллюстрированное приложение к журналу «Наш семейный очаг», выросшее за 3 года из небольшой журнальной рубрики «Семейный очаг». Впрочем, рубрика тоже сохранилась.

И все же выжившие и вновь зарождающиеся литературно-художественные журналы, в отличие от советских времен, являют собой довольно большое типологическое разнообразие. Исследователи журналистики выделяют несколько основных типообразующих

признаков журнала: учредитель, издатель, цели и задачи, тематика и проблематика, читательская аудитория, авторский состав.

Применительно к специфике творческого, литературного журнала эта характеристика в самом общем виде может выглядеть следующим образом.

Учредителями журналов чаще всего именуются региональные и городские Союзы писателей России: «Мурманский берег» (Мурманск), «Откровение» (Иваново), «Десна» (Брянск), иногда — совместно с местными областными и городскими администрациями («Сибирские огни», «Дальний восток», «Север») или администрациями нескольких сопредельных областей («Урал»).

С понятием издатель в условиях свободного рынка дело обстоит сложнее, поскольку, прежде всего, упирается в проблемы финансирования. Какая-то часть дотируется государственными структурами, например «Чувашия литературная» полностью обеспечивается из бюджета республики; субсидиями учредителей (административными и общественными организациями). Так существует большинство периферийных журналов.

Крайне актуальна в наши дни роль спонсоров. И хотя о спонсорах редакции предпочитают умалчивать, какая-то информация все же имеется. Так, учредителем журнала «Урал» значится коллектив редакции. Но в печати есть сведения, что за издательской активностью уральцев стоят вполне конкретные деловые люди — хозяева концерна «Белая башня», являющегося одной из самых мощных страховых компаний страны.

Региональный литературно-художественный журнал сегодня является также главнейшим (если не единственным) видом неформального объединения писателей — по интересам, по ощутимой близости общих взглядов на жизнь и литературу. По традиции, идущей из отечественного прошлого, журнал — это коллектив единомышленни-

ков, представляющих определенное направление. Очень интересные коллективы единомышленников сложились в журналах «Дальний Восток», «Урал», «Дон». Во многом это заслуга главных редакторов, организаторов журналов, а также круга авторов, в том числе столичных и зарубежных, привлеченных к сотрудничеству с данным изданием. Они-то и определяют тематику и проблематику журналов, их направление.

Многие журналы в современных условиях стремятся уйти от идеологизации, впрямую заявляя о своей плюрали-стичности. Видимо, по мнению редколлегий, пришло время отказаться от несвойственной литературно-художественным журналам функции и обратиться непосредственно к литературе и эстетическим пристрастиям читателей. Таков, например, журнал «Волга», городские журналы: «Литературная Пермь» или волгоградский литературно-художественный иллюстрированный журнал «Отчий край». Кстати, авторы и создатели «Отчего края» вообще решили отказаться от всякой политики и идеологии, решив, что в основе всего, в центре проекта должен находиться читатель. Они даже завели такую, единственную в своем роде, рубрику «Когда бы не было тебя». В каждом номере публикуются до десятка фотографий наиболее активных читателей и приводится краткий рассказ о них. Рубрика стала одной из самых популярных в журнале.

Но это, так сказать, крайности. Основная масса журналов старается сочетать в себе, как литературно-художественную, так и общественно-политическую, историко-культурологическую, просветительскую составляющие, ко-

нечно, с учетом местного колорита.

Литературный журнал, по сути дела, единственный журнал, где может опубликоваться местный автор, единственная стартовая площадка для творческой молодежи. Хотя с публикацией молодых авторов на периферии по-прежнему серьезные проблемы.

И всё же погоня за читателем заставляет редакции привлекать известных столичных литераторов, перепечатывать зарубежные бестселлеры. При этом стоит задача - обрести неповторимое творческое лицо, сохранить лучшие традиции и отразить новые черты времени. Здесь, наряду с традиционными, используются и новейшие способы, ставшие возможными только в демократической России. Так, писательские организации Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Тюмени, Кургана, Ханты-Мансийска создали недавно Ассоциацию писателей Урала. К ним присоединились литераторы Ульяновска. Новая ассоциация объявила о ближайшем выпуске «своей» литературной газеты и «своего» литературного журнала. Подобная же организация АСТЭС (Ассоциация творческих союзов Севера) создана и в Мурманске. Под ее эгидой уже начал выходить культурологический альманах «Мурманский берег», родной брат одноименного альманаха Союза российских писателей, а в Екатеринбурге творческие Союзы писателей, композиторов, художников и кинематографистов недавно начали совместный выпуск «альманаха для интеллигенции» «Чаша круговая».

В общем, литературная жизнь на периферии продолжается, и она заслуживает внимательного научного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.