Научная статья на тему 'Литературно-художественные журналы - «Властители дум» в контексте эпох хiх-ххi вв'

Литературно-художественные журналы - «Властители дум» в контексте эпох хiх-ххi вв Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
316
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ / СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / LITERARY MAGAZINE / SIBERIA / FAR EAST / SOVIET PERIOD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лизунова Ирина Владимировна, Метельков Антон Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы типологии, актуальный исторический опыт и основные тенденции развития современности литературно-художественных журналов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY MAGAZINES - «POLITICAL THINKERS» IN THE CONTEXT OF THE ERA OF THE XIX-XXI CENTURIES

The article deals with the typology of the actual historical experience and the basic tendencies of development of modern Russian literary magazines.

Текст научной работы на тему «Литературно-художественные журналы - «Властители дум» в контексте эпох хiх-ххi вв»

УДК 655.59; 070

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ - «ВЛАСТИТЕЛИ ДУМ» В КОНТЕКСТЕ ЭПОХ Х1Х-ХХ1 ВВ.

Ирина Владимировна Лизунова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор исторических наук, профессор кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail:[email protected]

Антон Сергеевич Метельков

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, 630200, Россия, г. Новосибирск, ул. Восход, 15, главный библиотекарь, тел. (952)914-82-33, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы типологии, актуальный исторический опыт и основные тенденции развития современности литературно-художественных журналов России.

Ключевые слова: литературно-художественный журнал, Сибирь, Дальний Восток, советский период.

LITERARY MAGAZINES - «POLITICAL THINKERS» IN THE CONTEXT OF THE ERA OF THE XIX-XXI CENTURIES

Irina V. Lizunova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., doctor of historical sciences, professor of the Department of Management and Entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

Anton S. Metelkov

State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 630200, Russia, Novosibirsk, st. Dawn, 15, chief librarian, tel. (952)914-82-33, e-mail: [email protected]

The article deals with the typology of the actual historical experience and the basic tendencies of development of modern Russian literary magazines.

Key words: literary magazine, Siberia, the Far East, the Soviet period.

Литературно-художественные журналы в России с момента их зарождения в середине XVIII столетия всегда были неким особым художественным, культурным и даже духовно-нравственным явлением, в зависимости от литературного содержания и политического курса, своеобразным общественным рупором. Первые журналы, появившиеся в России в середине XVIII столетия, чаще всего были универсальными, с акцентом на просветительство. Затем среди них стали выделяться журналы определенной направленности: сатирические, юмористические, для детей, рассчитанные на привитие изящной словесности и др. Тот факт, что первый журнал, изданный в Сибири «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (1789-1881, Тобольск), не просто ознаменовал начало сибирского

книгоиздания, но и подтвердил особую роль журналов в формировании читательских интересов. В них публиковались художественные произведения местных авторов, публицистика, переводные статьи из столичных и иностранных изданий.

Позже в XIX в. литературные журналы формировались вокруг литературных обществ, что также придавало каждому журналу то или иное тематическое направление. Тогда же возникает деление журналов на литературно-художественные, историко-литературные и литературно-политические, причем наибольшую популярность имеют, как правило, последние.

В середине XIX в. большинство наиболее популярных журналов имело свое тематическое направление. Например, «Современник» (1836-1837) и «Отечественные записки» (1939-1884) - революционно-демократическое [1], «Вестник Европы» (1802-1830) - умеренно-либеральный, «Москвитянин» (1841-1856) и «Русская беседа» (1856-1860) - славянофильский и т. д. Зачастую эти журналы меняли курс, в зависимости от того, кто находился у руководства. Такова, например, история «Отечественных записок», «поправевших» с уходом В.Г. Белинского и вновь «полевевших» с приходом Н.А. Некрасова и М Е. Салтыкова-Щедрина.

Формирование тематико-идеологического направления литературно-художественных журналов продолжалась до конца XIX в. Появлялись все новые уклоны: пронароднические («Русская мысль», 1880-1918) и легально-марксистские («Мир божий», 1892-1906), либерально-демократические («Журнал для всех», 1895-1906) и реакционные («Русское обозрение», 18901898), для семейного чтения («Живописное обозрение», 1872-1905), символистской литературы («Мир искусства», 1898-1904) и даже моножурналы («Дневник писателя» Ф.М. Достоевского, 1873-1881).

Первая мировая война 1914-1918 и Русская революция 1917 г. подвели своеобразную черту в этой бурной и многообразной истории журнального и литературного творчества. В последующий советский период развития, издание журналов полностью контролировалось государством.

Самым первым толстым журналом, возникшим в советское время, стал журнал «Красная новь» (1921-1942). Вслед за ним в 1922 г. возник и старейший на сегодняшний день сибирский журнал «Сибирские огни». К наиболее старым толстым журналам можно отнести журналы «Молодая гвардия» (с 1922 г., с перерывом в 1941-1948 гг.), «Октябрь» (с 1924 г.), «Звезда» (с 1924 г.), «Новый мир» (с 1925 г.). Вскоре (в 1931 г.) начал выходить еще один сибирский журнал - «Сибирь». Спустя два года в 1933 г. подобный журнал организован для дальневосточного читателя в Хабаровске с соответствующим названием «На рубеже» (с 1946 г. - «Дальний Восток»). Как правило, в журналах той поры присутствовало большое количество весьма ангажированной публицистики.

В сложные 1930-1940-е гг. десятки журнальных проектов были закрыты. Многие региональные литературно-художественные журналы, особенно на национальных языках, были инициированы к жизни в послевоенные годы: в 1946 г. «Улуг-Хем» («Большая река», на тувинском языке, Кызыл), в 1947 г.

«Байкал» (на бурятском и русском языках, Улан-Удэ), «Алтай» (Барнаул), в 1948 г. «Огни Хакасии» (на хакасском и русском языках, Абакан), в 1949 г. «Огни Кузбасса» (Кемерово).

Следующий всплеск литературно-художественной журналистики пришелся на период оттепели, когда возникли такие журналы как «Иностранная литература» (1955), «Юность» (1963), «Нева» (1958), «Наш современник» (1956) и др. Появляются и журналы в провинции: «Север» (Петрозаводск, с 1940 «На рубеже», возобновлен в 1965), «Волга» (Саратов, 1966) и др.

В эти и в последующие годы литературно-художественные журналы превратились в центры притяжения интеллектуальной мысли - своеобразных «властителей дум», некую литературную «кузницу кадров». Но особенно возросла роль литературно-художественных журналов в результате отмены цензурных ограничений во время «перестройки» в конце 1980-х гг. Выйдя за рамки узколитературных изданий, журналы обратились к злободневной тематике историко-культурных и общественно-политических событий современности. В одночасье они стали невероятно востребованы и популярны среди широчайших слоев читательской аудитории. Это связано и с открытым обсуждением насущных актуальных и исторических тем, и с появлением запрещенной ранее литературы, в том числе эмигрантской литературы. Тиражи журналов в это время достигли заоблачных цифр. Так, тираж молодежного журнала «Юность» к концу 1980-х гг. приблизился к 3 млн экз., до миллионных экземпляров взлетели публикации некоторых всероссийских толстых журналов: «Новый мир» -2 млн 710 тыс. экз., «Знамя» - 1 млн экз., «Наш современник» - 480 тыс. экз. Тираж «Сибирских огней» подскочил до 130 тыс. экз. По мнению сибирского поэта В.А. Берязева «этот феномен уже никогда не повторится. Литература и публицистика в тот период служили каналом преобразования и энтропийного рассеяния социальной энергии» [2].

В постсоветские десятилетия произошла трансформация роли и места литературно-художественных журналов в социокультурном пространстве России. В 1990-е гг. журнальный сегмент литературно-художественной тематики претерпел серьезные изменения. Прежде всего, в силу финансово-экономических причин произошел резкий отток читателей толстых журналов, что соответствующим образом повлияло на количественные показатели изданий, способствовало катастрофическому обвалу тиражей - в десятки и сотни раз. Резкое сокращение читательской аудитории литературных журналов, некогда достаточно компактной и хорошо структурированной привело к снижению объемов, периодичности выхода последних. Переход к рыночным условиям существования, сокращение финансирования со стороны государства, а подчас и его полное отсутствие, дальнейшие экономические и социально-культурные трансформации, политическое размежевание, писательский раскол, уход многих прежних авторов, отразилось на деятельности отечественных литературно-художественных журналов. В кризисной ситуации оказались известные старейшие литературно-художественные журналы Сибири - «Сибирские огни» (год основания - 1922 г., Новосибирск); «Сибирь» (1931 г., Иркутск), «Дальний

Восток» (1933 г., Хабаровск), «Алтай» (1947 г., Барнаул), «Огни Кузбасса» (1949 г., Кемерово) и др.

В общественной среде появились многочисленные пессимистические настроения, что толстые литературные журналы обречены на уход. Однако, существовали и прямо противоположные мнения. В частности, о некоем скором возрождении литературно-художественной деятельности журналов заговорили их редакторы, издатели, писатели. Однако именно в эти кризисные годы произошли тектонические подвижки в региональной литературе: возродилась потребность в ее литературно-критической составляющей; видоизменилась читательская аудитория толстых журналов, ее запросы и вкусы, потребности, ценностные приоритеты; начался процесс освоения существующего культурного пространства новейшими литературно-художественными силами - появились новые региональные писательские издания. Правда деятельность некоторых из них была недолгой, одни прекратили существование буквально в первые месяцы, годы. Другие напротив, набравшись опыта, стали заметным фактором литературного процесса и культурной жизни определенных территорий сибирско-дальневосточного региона: «День и ночь» (1993, Красноярск), «Сибирские Афины» (1993, Томск, ныне прекращено), «Барнаул» (1993, Барнаул), «Сибирская Горница» (1995, Новосибирск, издание прекратилось в 2005 г.), «Врата Сибири» (1999, Тюмень) «Пилигрим» (2000, Омск), «Зеленая лампа» (2002, Иркутск), «Амур» (2000, Благовещенск), «Бийский вестник» (2005, Бийск), «Слово Забайкалья» (2007, Чита) и др.

Но главное, в эти годы в силу многих глубинных процессов, происходящих в журнальной периодике, а также в силу дифференциации читательских интересов, потребностей, ценностных ориентиров модифицировалась типологическая структура региональных литературных журналов и альманахов. Постепенно аудиторный фактор стал определяющим в воздействии на процесс реструктурирования профессиональной литературной деятельности. Потребности определенной читательской аудитории начинают оказывать все более возрастающее влияние на типологические характеристики отечественных и региональных литературно-художественных журналов [3].

Динамика процессов, происходящих в российском книжном деле, в литературно-писательской среде, в журналистике, существующее разнообразие современных журналов позволяет сформулировать примерное типологическое деление. Его можно представить следующим образом. По территориальному признаку литературно-художественные журналы можно разделить: на общероссийские («Сибирские огни), областные и межобластные («Алтай», «Дальний Восток»), городские («Барнаул», «Литературный Кузбасс», «Зеленая лампа», «Сибирские Афины», «Врата Сибири»); по содержанию - на литературные, литературно-художественные и общественно-политические, литературно-исторические, а по политическому направлению - на патриотические, близко стоящие к ним традиционалистские и центристские [4].

Новые потребности читательской аудитории привели к тому, что редакции многих изданий модифицировали традиционное определение литературно-

художественного и общественно-политического журнала. Появились новые, более пространные наименования - журнал для семейного чтения, журнал русской культуры, журнал литературы и общественной мысли, альманах историко-литературной летописи и т. п. Видоизменение термина означало перемену жанровой структуры издания. Одни журналы пошли по пути беллетризации издания, увеличив публикацию художественных произведений, сведя раздел публицистики, а подчас и критики, к минимуму. Другие обратились к актуальным темам публицистики, востребованным читательской аудиторией, таким как история, религия философия.

В региональных центрах и крупных городах Сибири, таких как Новосибирск, Томск, Кемерово, Барнаул, Красноярск, Иркутск, Бийск и др. - возникли оригинальные образцы журнальной литературно-художественной периодики. Основой их своеобразия стали местные особенности и традиции, историко-краеведческий материал, бытописательство российской провинции.

Экономические и социокультурные трансформации рубежа XX-XXI вв. отразились не только на уровне эффективного функционирования литературно-художественных журналов, но и на литературном процессе в целом. Претерпев количественные и качественные преобразования большинство из традиционных стали превращаться в некий синтетический тип, совмещавший функции нескольких изданий [4]. Существующее разнообразие литературно-художественных журналов, их виртуализация подтверждает продолжающийся процесс формирования новой литературно-художественной коммуникационной среды, стирающей привычные материальные, физические, географические и типологические границы; способствует более полному удовлетворению многообразных ориентиров, интересов, потребностей самой разной читательской аудитории.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ревякин А.И. История русской литературы XIX века первая половина. - М.: Просвещение. - 1985. - 543 с.

2. Берязев В. Даже мысль об отделении Сибири не просто вредна, а преступна: Интервью с главным редактором «Сибирских огней» взял А. Хадаев // Файл-РФ: ежедневная электронная газета. - 2011. - 16 окт. - Ш: http://file-rf.ru/context/33 (дата обращения 17.04.2011).

3. Головин Ю.А. Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние. Автореф. ... учен. степ. докт. культурологи. - М., 2010. - С. 3.

4. Лизунова И. В. Региональные литературно-художественные журналы в условиях социокультурной трансформации российского общества рубежа ХХ - XXI вв. // Румянцевские чтения - 2012. Ч. 1 : материалы Всерос. науч. конф. (17-18 апр. 2012) : [в 2 ч.] / Российская гос. б-ка ; [сост. Е.А. Иванова]. - М. : Пашков дом, 2012. - С. 364-370.

© И. В. Лизунова, А. С. Метельков, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.