ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 070
DOI 10.17150/2308-6203.2015.4(3).251-261 Дедкова Тамара Федоровна
младший научный сотрудник, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: [email protected]
Tamara F. Dedkova
Jr. Researcher, Journalism Department, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОСТИ И ИЗОЛИРОВАННОСТИ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ
2010 ГОДОВ
Аннотация. Статья посвящена российским региональным литературно-художественным изданиям 2010 годов. Рассматриваются современные модификации журналов, имеющих богатые традиции и сыгравших большую роль в развитии культуры страны. Дается краткая характеристика новых изданий, в том числе электронных и частных. Автор обращает внимание на структуру управления редакциями и проблемы, тормозящие функционирование изданий. Он подчеркивает, что государственная помощь до журналов не доходит. Журналисты изданий предлагают государственным структурам иные пути помощи — например, поспособствовать библиотекам, вузам, школам в подписке на журналы. Чтобы по крайней мере учителя словесности понимали, какова современная литературная и общественная мысль. Автор использует публицистику прессы и интернета, диссертации по этой теме и собственные предыдущие публикации.
Ключевые слова. Модернизационный проект, структура управления, новые технологии, электронные и частные издания.
Информация о статье. Дата поступления 6 июня 2015 г.; дата принятия к печати 22 июня 2015 г.; дата онлайн-размещения 17 июля 2015 г.
BEYOND THE PROVINCIALITY AND ISOLATION. REGIONAL LITERARY MAGAZINES 2010-IES
Abstract. The article is devoted to Russian regional literary publications 2010-ies. Examines current modifications of the journals that have a rich tradition and has played a pain-a critical role in the development of the country's culture. A brief description of new publications, including electronic and private. The author draws attention to the governance structure revisions and
© Т. Ф. Дедкова, 2015
251
problems that impede the functioning of the media. He stressed that the government in power until the logs are not an issue. Mass media offer the public structures otherwise assisting of help for example, to contribute to the libraries, universities, schools in magazine subscriptions. To at least language arts teacher was aware of contemporary literary and social thought. The author uses journalism the press and the Internet, dissertations on this topic and our own previous publications.
Keywords. Modernization project, management structure, new technologies, and electronic private edition.
Article info. Received June 6, 2015; accepted June 22, 2015; available online July 17, 2015.
Первой попыткой издавать провинциальные российские журналы о культуре был скромный «Уединенный пошехонец», появившийся в 1786 г. в Ярославской губернии. Он публиковал не только поэзию, но и философско-религиозные и другие статьи, став органической составной частью русской журналистики.
Двадцатый век унаследовал законченные очертания того типа общероссийских периодических изданий, который уже на протяжении полутора столетий был гордостью отечественных литературных изданий. Они совмещали публикацию художественных произведений, литературную критику, общественно-политическую публицистику, эссеи-стику и культурную хронику. Главной же отличительной чертой их в истории страны было то, что в отдельные периоды они оказывали значительное, если не решающее влияние на умонастроения российского общества. Цель данной статьи состоит в том, чтобы подчеркнуть это решающее влияние и обратить внимание научной общественности на те проблемы, с которыми столкнулись региональные отечественные литературно-художественные журналы сегодня.
Регулярные издания региональных литературно-художественных журналов (ЛХЖ) возникли в России в 20—30-е гг. ХХ в. и с самого начала заявили о себе как модерни-
зационный проект. Целью только что учрежденных тогда ЛХЖ (как столичных, таких, как «Новый мир», «Знамя», «Звезда» и «Октябрь», так и региональных, которых в старой России не издавалось) декларировалось объединение литературных сил как наиболее развитых, так и наиболее удаленных от центра регионов.
К старейшим региональным журналам страны советских времен относятся «Сибирские огни» (Новосибирск) — выходят с 1922 г., «Дон» (Ростов-на-Дону) выходит с 1925 г., «Подъем» (Воронеж), «Сибирь» (Иркутск) — с 1931 г., «Дальний Восток» (Хабаровск) — с 1933 г., «Кубань» — с 1945 г. Значительная часть корпуса региональных литературных журналов ведет отсчет от 1960—1970-х гг. Начинали свою жизнь в 60—70-е гг. XX в. «Нева», «Север» (Петрозаводск), «Урал» (Екатеринбург), «Волга» (Саратов), «Аврора» (Ленинград — Петербург). Несколько журналов появились в 90-е годы: «Абакан литературный», «Барнаул», «Бельские просторы» (Уфа), «Двина» (Архангельск), «Десна» (Брянск), «Дети Ра» (Саратов), «Луч» (Ижевск), «Ковчег» (Ростов-на-Дону) и другие. К региональным можно отнести и некоторые московские журналы», например, «Кольцо А».
К этой группе журналов по большому счету должны быть отнесены
и русскоязычные этнокультурные СМИ в бывших национальных республиках. Такие ЛХЖ, как «Литературная Грузия», «Литературная Армения», «Неман» (Белоруссия), «Радуга» (Украина), «Простор» (Казахстан) и др., тоже невозможно выбросить из российского культурного пространства и литературного процесса того времени.
Несмотря на мощное и неоспа-риваемое идеологическое давление, новые издания воспринимались общественностью и читателями как реальное средство развития региона и творческих возможностей людей, да и были таким средством.
Глубокие социально-исторические, социально-культурные корни и экономические факторы обусловили жизнестойкость изданий этого типа не только в XX столетии, но и в бурном потоке СМИ XXI в.
ЖУРНАЛЫ С ТРАДИЦИЯМИ
«Не стесняя себя узкими догмами, журнал будет принимать все что художественно воспроизводит эпоху социальной революции и ее своеобразное отражение в Сибири, что «созвучно» эпохе»,— так в программной статье заявили первые из редакторов «Сибирских огней» известные писатели В. Зазубрин и В. Правдухин [2; 3]. (Очень быстро, однако, журнал был обвинен в областничестве).
Журнал писал о жизни таежников, горняков, геологов, нефтяников, о всей социальной и культурной сфере жизни Сибири. Его историческая заслуга в том, что «Сибирские огни» первыми из российских изданий опубликовали произведения Вячеслава Шишкова, Всеволода Иванова, Лидии Сейфуллиной, Сергея Залыгина, Леонида Мартынова. В 1960-1980-е гг. «Сибирские Огни» расширили палитру своих пу-
бликаций. Печатались здесь и зарубежные авторы: А. Хейли (первая в России публикация), Ж.-Б. Кайе, К. Уилсон и другие. Не обходил и не обходит стороной журнал и религиозно-философскую проблематику. Всегда на высоком уровне в «СО» была и литературная критика.
Тираж этого журнала в 1963 г. — 30 тыс. экз., в 1988-м — 125 тыс. экз. Сегодня «Сибирские огни» выходят тиражом в 1,5 тыс. экз. Такова тенденция XXI в.
Можно предположить, что полторы тысячи экземпляров журнала не покрывают потребности читательской аудитории одного из самых крупных культурных центров России, в котором Сибирское отделение РАН, 35 высших учебных заведений, 82 общедоступные библиотеки, где активно действуют многочисленные творческие союзы и объединения, развита сеть учреждений культуры, среди них — 15 профессиональных театров, академический симфонический оркестр, государственная консерватория имени Глинки. А это все — потенциальные читатели и авторы литературно-художественного журнала.
Литературные региональные издания разделяют в этом смысле судьбу всех региональных СМИ страны. О серьезных проблемах, с которыми они столкнулись, написано много. Рыночные перемены издательского дела, падение уровня жизни, постоянно повышающиеся цены на почтовую доставку подписных изданий, хищнический взгляд бизнеса на журнальное дело и распад писательских творческих союзов поставили все литературно-художественные, публицистические журналы, а особенно региональные, в сложную финансово-экономическую ситуацию. Из-за раскола в писательской организации оказались в
трудной ситуации в 1990-е гг. и «Сибирские огни». Потребовалась государственная поддержка. Ее оказал Валентин Распутин, в то время депутат Верховного Совета РСФСР. Небывалая для прежних времен практика о многом скажет: редакция «Сибирских огней» редакционную подготовку художественных, научных и информационных текстов стала осуществлять за платные услуги; рецензирование произведений научных авторов тоже стало платным. Отступление от канонов редакционной отечественной практики призвано было хоть как-то добыть редакции средства на издание журнала и поддержание электронного сайта. Но без спонсоров, а в этом качестве чаще всего выступают местные областные администрации, все равно не обойтись.
Воронежский журнал «Подъем», объединяющий писателей Центрального Нечерноземья, отметил свое 80-летие. Здесь печатались рассказы Андрея Платонова, Евгения Носова, повести Гавриила Тро-епольского. Нынче в редколлегию журнала входят писатели Белгорода, Липецка, а также Москвы, Петербурга, Владивостока. Публицисты журнала обсуждают не только местные проблемы, но и проблемы общероссийского, а также глобального масштаба. Например, проблему доброкачественной и достоверной информации, которая сегодня актуальна как никогда. В 2014 г. «Подъем» предоставил слово для серьезного разговора известным деятелям культуры и политологам. Тема пятого номера, например, — «От общества потребления к обществу интеллектуальному». Интервью автору журнала дает доктор экономических наук Сергей Глазьев [5]. Тема шестого номера — судьба книги в современном меняющемся мире:
«Книга будет жить вечно, пока жив человек мыслящий» [5]. Это выступление президента Российской национальной библиотеки Виктора Федорова. Он, в частности, говорит о том, что оцифровывание книг во всех библиотеках страны, в том числе и Национальной, финансируется крайне скудно. Подписка на региональные журналы по всей территории страны существовала во всех крупнейших библиотеках, по крайней мере, в областных, или их можно было заказать по межбиблиотечному абонементу (МБА). Сейчас же эта практика прекращена.
Трудные времена переживает и «Дон» (Ростов-на-Дону). Выходят сдвоенные номера, были попытки изменить формат, но они закончились быстро из-за недостатка средств. Связи с Северным Кавказом утеряны. Журнал гордится тем, что он связан с именем Шолохова, — здесь увидел свет рассказ «Судьба человека», «Поднятая целина». Здесь публиковались К. Паустовский, Р. Гамзатов, Д. Кугультинов и другие видные поэты, писатели и публицисты. На журнал продолжают подписываться Принстонский университет, библиотека Конгресса США, а также частные лица по всему миру. Краеведческое наследство региона, представленное на страницах «Дона», поистине уникально.
Литературно-художественный и историко-публицистический журнал «Север» всегда был известен не только читателям Архангельской, Вологодской, Мурманской, Новгородской областей, Карелии и Коми, но читателям всей страны. Здесь публиковались многие известные писатели, литературные критики и публицисты, он принадлежал к мейн-стриму литературы того времени. Он объединяет до сих пор интеллигенцию Архангельской, Вологод-
ской, Мурманской и Новгородской областей, Карелии и Коми.
Уже с 2001 г. «Север» поменял свое оформление, появились многокрасочные иллюстрации. Он продолжает модернизироваться. В 2007 г. главным редактором стала Елена Пи-етилайнен. С ее приходом расширилась палитра журнала, введены новые рубрики «Антология литературы Карелии», «Милая моя родина», «Неизвестное об известном», «Личный архив». Пять авторов «Севера» вошли в списки финалистов престижных литературных премий: Владислав Крапивин, Анатолий Гордиенко (Петрозаводск), Ефим Гаммер (Иерусалим), Елена Наумова (Вятка), Николай Переяслов (Москва). Причем Крапивин стал дипломантом премии Л. Толстого, а Гаммер был награжден серебряной медалью премии И. Бунина.
В 2012 г. «Север» получил первую премию и медаль Александра Невского, став победителем ежегодного российского конкурса в номинации «журнал». На Деловом форуме российских СМИ объявлен победителем во всероссийском конкурсе «Золотой колос» за сохранение духовности культуры России, незыблемые нравственные принципы, а также награжден за успешное проведение подписной кампании.
«Урал» — старейший толстый журнал, выходящий в большом регионе Урала. Он рассчитан на самую разнообразную аудиторию, от тонкого ценителя до массового читателя. Публикует ведущих современных писателей, поэтов и драматургов, среди них Владимир Маканин, Ольга Славникова, Александр Илли-чевский, Николай Коляда и другие. Журнал не ставит перед авторами жестких идеологических и эстетических рамок. В «Урале» принимают произведения реалистов, модерни-
стов, постмодернистов. При отборе рукописей редакция руководствуется только критериями таланта и мастерства авторов. При редакции действуют литературные клубы, здесь организуются фотовыставки, выставки работ художников-иллюстраторов книги. Редакция постоянно встречается с потенциальными читателями разных городов, участвует во всероссийских фестивалях прессы. Публицистика «Урала» актуальна, в 2014 г. он откликнулся на события в Киеве и начало войны на Украине, предоставив слово журналистам из Днепропетровска.
В 2000-е гг. несколько лет с «Уралом» соперничала «Уральская новь». Это новый толстый литературно-художественный, региональный по месту выхода, но отнюдь не по уровню и содержанию, журнал — орган так называемой «Уральской волны» или «Третьей литературной столицы», которой стал Урал (Свердловск-Екатеринбург, Пермь, Челябинск).
Ежемесячный литературный журнал «Волга» (Саратов) под руководством Сергея Боровикова завоевал достойное место среди самых авторитетных толстых журналов. Среди авторов последнего десятилетия прошлого века были А. Солженицын, Б. Екимов, В. Пьецух, Е. Рейн, В. Ерофеев, Е. Попов, А. Слапов-ский, С. Стратановский, Е. Шварц, О. Седакова и многие другие. Журнал получил премию Букера как лучший нестоличный журнал России.
В конце 90-х годов журнал начал испытывать серьезные финансовые трудности, не имея ни государственной, ни спонсорской поддержки. Министерство печати и информации объявило конкурс на издание журнала «Волга — XXI век», учрежденного после закрытия старой «Волги» Саратовским отделением СП России и Министерством печати области;
его выиграл саратовский журналист, предприниматель и издатель Сергей Гришин. С 2007 г. новый журнал готовился к печати силами прежней редакции «Волги» в составе Анны Сафроновой, Сергея Боровикова, Романа Арбитмана, Алексея Голицына, Алексея Слаповского и Алексея Александрова. Новое издание просуществовало недолго. В результате конфликта с администрацией Саратова редакция была отстранена от издания «Волги — XXI век». В настоящее время сложившийся творческий коллектив вернул журналу прежнее имя — «Волга» — и привычный для читателей облик.
На журнальном рынке в регионах присутствуют также критико-публи-цистические корпоративные журналы по искусству со специфической тематикой. К примеру, иллюстрированный журнал «Мир Паустовского». Уникальный случай, когда музей (Московский литературный музей — Центр К. Г. Паустовского) издает собственный просветительский журнал. Музей участвовал во Всероссийском фестивале музеев и стал победителем. Он проводит конференции, вечера, встречи, выставки, театральные премьеры в Рязани, Тарусе, Харькове, Севастополе, Одессе, Кабардино-Балкарии, Москве. Журнал организует литературные конкурсы молодых, ведет клуб «Золотая роза». Широкое признание получила просветительская и объединительная для русской культуры роль журнала.
К этой же группе изданий можно отнести и «Санкт-Петербургский театральный журнал». Наряду с главной, театральной, тематикой он регулярно публикует литературные эссе, драматические произведения, а также публицистические произведения. Этот журнал объединил в единое художественное простран-
ство жизнь театральных коллективов не только европейских городов России, но и сибирских, и уральских городов. В долгое отсутствие журнала «Театр» объединительную миссию петербуржцев невозможно было не заметить. «Петербургский театральный» помог сохранить и поднять планку искусствоведческих и журналистских публикаций о театре и культуре в условиях кризиса и распада региональных СМИ и местных театров. Отличная полиграфия, культура издания принесли ему всероссийскую славу. Учредители — Союз театральных деятелей РФ, Петербургские музей театрального искусства и академия театрального искусства, творческое объединение «Бродячая собака».
К корпоративным изданиям относится «Восход» (Новосибирск). Его издает Сибирское Рериховское общество.
Новые технологии сделали региональные литературно-художественные журналы доступными не только читателям отдельных регионов, но почти всей читающей публике страны. Давно нет единого в масштабах страны литературного процесса, подписка непосильно дорога, но региональные литературно-художественные и публицистические журналы, сформировавшие модель и концепцию издания еще в 1950-1960-е гг. и даже в более ранние годы, продолжают находить своего читателя. Тиражи «Невы», «Дона» или «Подъема» упали в десятки раз. Вероятность того, что иркутянина или уральца, опубликовавшихся в местных журналах, могут прочесть в Пскове, Смоленске или Петербурге, Москве, была бы практически равна нулю, если б не новые коммуникационные технологии. Благодаря им содержание региональных журналов стало доступным читателям во многих городах.
Молодые литераторы предпочитают найти спонсоров и пусть небольшим тиражом, но книгой издать рассказы, очерки или стихи. «Продвинутые» авторы делают ставку на публикацию произведений в Интернете и именно там ищут виртуального читателя. А региональные ЛХЖ продолжают выходить и сохраняют читательскую аудиторию.
НОВИЧКИ ЖУРНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В середине 1990-х гг. возникли десятки новых региональных литературно-художественных, историко-краеведческих и просветительских журналов. Выжить им в суровое для наших СМИ десятилетие было труднее, чем сложившимся коллективам с наработанной десятилетиями репутацией.
«Русская провинция» представляет особый интерес. Этот литературно-художественный и историко-публицистический журнал издавался 11 лет при содействии Русского общественного фонда А.И. Солженицына. Учредители: администрации Новгородской, Псковской и Тверской областей, а также ООО «Русская провинция». Журнал имел постоянные рубрики: «Провинциальный рассказ», «Поэтический круг», «Живописная Россия», «Издано в провинции» и т. д. Известный литературный критик В. Курбатов (Псков) и другие критики писали в обзорах о творчестве барнаульского поэта В. Башунова, В. Тимофеева из Мурманска, о красноярских прозаиках — обо всех тех, чей талант «числится по России».
Журнал пользовался вниманием центральной прессы. О нем писали «Литературная газета», «Москва», «Книжное обозрение», «Литературная Россия», «Независимая газета» и другие издания. Обозреватель «Ли-
тературной газеты» назвал журнал «одним из лучших провинциальных литературных журналов» современной России, рецензент «Независимой газеты» выразил надежду, что авторы журнала «могут изменить литературную ситуацию в России» [6].
В журнале и одноименном издательстве опубликован значительный объем редких и малодоступных исследований, в том числе из зарубежных архивов. Это материалы о жизни так называемых имен «второго» ряда — композиторов Лядова и Старорусского, маслодела и сыровара Верещагина, реформатора сельского хозяйства XIX в. Д. Шелехова, основателя г. Сент-Питерсбурга в США П. Дементьева, очерки Т. Перфильевой-Кристи, Л. Каплина, Н. Архангельского и многих других.
Эту традицию быть всероссийским изданием по составу авторов и рецензированию произведений не только местных авторов сохраняют многие нынешние журналы. К рецензированию книг привлекаются известные литературные критики всей страны, в том числе и столичные. Так рецензии Н.Б. Ивановой публиковались в свое время в РЛХЖ «Урал».
Интересно проследить деятельность еще нескольких журналов, появившихся в последние годы: «Абакан литературный», «Литературный Барнаул», «Бельские просторы» (Уфа), «Двина» (Архангельск), «Десна» (Брянск), «Дети Ра» и другие, «Литературная Вологда», «Казань».
Обращает на себя внимание сегодня иллюстрированный общественно-политический, исторический, публицистический, литературно-художественный журнал «Казань». Выходит регулярно. Тираж 3 360 экз. Высокий уровень разговора, отличная полиграфия. Щедрые дотации республиканских учреждений очевидны. Журнал рассказывает не только о
культурных событиях татарской столицы, но и всей территории Татарии.
Один из номеров был посвящен событиям театрального сезона Казанского академического Большого русского драматического театра им. В. И. Качалова. Театры Альметьевска, Бугульмы и др. городов Татарии достойно представлены на страницах журнала в рубрике «Лица мастеров».
Похожее положение у «Бельских просторов» (Уфа). Журнал пишет о художниках, писателях, культурных деятелях республики Башкирии. И как печатное издание выглядит современно с хорошими иллюстрациями. Здесь же выходит «Литературный Башкортостан».
Пенза. Срединная Россия. Вышел 52-й номер журнала «Сура», который маркирует себя как «журнал современной литературы, культуры и общественной мысли». Главный учредитель — писательская организация, издатель — министерство культуры Пензенской области.
Существует культура, которую невозможно изъять из места, где она родилась. Собиранию сил отечественной культуры и служат журналы, о которых мы упомянули. Они продолжают существовать в пространствах нашей традиционной культуры. Смогут ли остаться во времени, покажет само время.
Среди появившихся и сохранившихся в последние годы РЛХЖ представляют особый интерес «Двина» и «Архангельская область», «Гиперборей» (Северодвинск, Архангельская область), «Нижегородская провинция» (г. Саров) — они самостоятельно находят спонсоров. «Двина» пытается сохранить уникальную культуру русского Севера, края Двиноважья, о котором не каждый слышал.
Северодвинский «Гиперборей» ориентировался на журналы Сере-
бряного века, но не смог без надежных местных спонсоров издаваться долго.
«Нижегородская провинция» интересна уже тем, что выходит в ранее закрытом для страны городе и продолжает жить в Сарове все 2010-е гг. Издание считает себя «общественным литературно-художественным журналом». Закрытый ранее научный городок живет интенсивной культурной жизнью. Здесь действует свое Историческое общество, краеведческий музей, создавший мемориал «Саровская пустынь». Здесь давно существует собственный городской театр с неповторимой историей, с актерами, ставшими любимцами публики. Здесь гастролируют музыканты мировой величины. Журнал имеет подписчиков и собирает вокруг себя спонсоров. Журнал иллюстрирован, рассказывает о художниках. Он не принадлежит к «толстякам» по формату и объему, но вызывает не меньший интерес, поскольку являет собой новый тип журнала — «общественный».
Возглавляет «Нижегородскую провинцию» писатель, она же учредитель и главный редактор Л. П. Ковшова. В свое время она работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте экспериментальной физики (ВНИИЭФ). Научные темы, главным образом, по истории отечественной науки закономерно присутствуют на страницах журнала. Журнал печатает не только литераторов-дебютантов, но и признанных мастеров поэзии и прозы, публицистики, публиковавших свои произведения в разных изданиях страны. Они живут в разных городах России, но поддерживают связь со старинным городом Саровом. Все публикации, даже дебютантские, отличает высокое качество текста.
«Русский журнал» Интернета держит в поле своего зрения все
российские литературно-художественные журналы, в том числе и региональные, а также литературу, появляющуюся в Интернете. Появляются очень интересные обозрения. «Журнальный зал» «Русского журнала» ориентирован на девиз: «Толстый журнал как эстетический феномен».
Глобализация, говорят, по-разному распределила между людьми даже Время и Пространство. Особенно между теми людьми, что стоят на разных ступенях глобальной властной пирамиды. Как пишет З. Бауман, «те, кто может себе это позволить, живут исключительно во времени. Те, кто не может, обитают в пространстве. Для первых пространство не имеет значения. При этом вторые изо всех сил борются за то, чтобы сделать его значимым» [1, с. 51]. Мысль может показаться спорной, но в ней заключена своя правда...
Кострома. «Губернский домъ» выходит, не прекращаясь, с 1992 г. С самого начала редакция отдает предпочтение историческим и краеведческим публикациям. Не избегая просветительской публицистики и литературы малых форм, редакция предпочла существование, независимое от трех писательских организаций города, конкурирующих между собою. Учредитель — администрация области. Но средства на издание журнала редакция вынуждена искать сама. Выпускает тематические номера «по заказам» администраций районов области. Иногда спонсорами выступают ведущие предприятия сравнительно благополучных экономически отраслей.
В Костроме в последние годы на спонсорские деньги издавался также еще один интересный региональный литературно-художественный журнал с ориентацией на собирание литературных сил провинциальной России. Это «Письма из России»
под редакцией московского писателя С. А. Яковлева и при участии поэта Владимира Леоновича, которого еще молодым заметил и поддержал Александр Трифонович Твардовский. Оба они — костромичи по происхождению и многим обязаны Костроме. Последний номер «Писем из России» посвящен памяти Владимира Николаевича Леоновича, недавно ушедшего из жизни.
«Край Смоленский» — лауреат Всероссийского журналистского конкурса «Сделано в России», «гуманитарный, научно-популярный, литературно-художественный журнал», сегодня менее успешен. Но журнал продолжает выходить в свет, хотя и с паузами. Учредитель — администрация и дума области, коллектив редакции.
Сибирь. «Земля Иркутская». Иллюстрированный журнал. «История. Архитектура. Археология. Краеведение». Издает администрация области. Среди исторических — рубрики, обращенные к современности: «Имена земли Иркутской», «День сегодняшний».
Тюмень. Журнал «ЛукичЪ» мог бы по праву считаться первым частным РЛХЖ в стране. Учредителем, издателем и главным редактором журнала в одном лице был Ю. Ман-дрика. Журнал выходил с 1998 г., 4 раза в год, тиражом 300 экз. В нем была сильная литературно-критическая составляющая. Опыт его оказался уникальным, особенно для богатой Тюмени, где есть городские, областные и другие журналы, но где никто не рискнул повторить опыт «Лукича». Журнал остался раритетом в истории нашей журналистики.
Государство заявляет, что оно «ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ» [4].
Разумеется, доступ к ценностям и благам будет неодинаков у разных людей и разных групп в силу исторических обстоятельств и активности самого человека. Но что знаменательно для новой России, ее законы о культуре говорят: «Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений» [4]. Такая декларация сделана впервые в истории России.
При катастрофическом падении тиражей, литературно-художественные журналы проявили удивительную жизнестойкость и даже приобретают, как ни странно для многих радикальных либералов от литературы, своеобразную привлекательность для творческой молодежи. В «интернетовской» литературе, на которую возлагалось столько надежд как на поле абсолютной свободы самовыражения, оказалось мало профессионализма, избыток трэш-культуры (безвкусицы, дешевки, графомании) и информационного шума.
Публикация в электронном виде художественного произведения большого признания новым литературным талантам не сулит и потому не оправдывает надежд молодых прозаиков и поэтов. Издать первую книгу начинающему автору остается и поныне делом трудным. По-прежнему самый верный способ всерьез заявить о себе — напечататься в литературном журнале с хорошим брендом, в таком, как «Дружба народов», «Знамя», «Новый мир», «Нева», Звезда», «Новая Юность», «Арион», или региональном журнале «Урал», «Дон», «Волга».
Очень важно, что опубликованные в журналах повести, рассказы, стихи имеют больше шансов оказаться в поле зрения обозревателей, пишущих для массовых газет.
В обширном списке ЛХЖ, издающихся по стране малыми тиражами, новые названия возникают довольно регулярно. Это журналы поэтические, литературно-критические, литературно-исторические, литературные дайджесты. Жизнь новых проектов нередко быстро обрывается. Но появление их чрезвычайно показательно, особенно для провинции.
Литературно-художественные журналы по-прежнему остаются своеобразной лабораторией слова. Литература, книга ими рассматривается не как товар, а как продукт эстетической деятельности [7; 8; 9]. Журналы культивируют художественно-публицистические жанры, критический диалог, полемические реплики, библиографические заметки. Появилась новая специализация — критик и обозреватель журналов как целостного издания.
В руках редколлегий журналов оказались сосредоточены почти все литературные премии (а их более 200), при помощи которых сейчас управляется творческая культура. Редакции взяли на себя новые функции, они становятся организаторами проектов, менеджером премий.
Государственная помощь до журналов не доходит, растворяется. Сами журналисты говорят об этом. Они предлагают государственным структурам иные пути помощи — например, поспособствовать библиотекам, вузам, школам в подписке на журналы. Чтобы по крайней мере учителя словесности понимали, в каком литературном мире мы находимся, какова современная литературная и общественная мысль.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бауман З. Индивидуализированное общество / З. Бауман ; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Логос, 2002. — 390 с.
2. Головин Ю. А. Региональные литературно-художественные журналы в постсоветский период: структурно-функциональные особенности : дис. ... канд. филол. наук / Ю. А. Головин. — М., 2005. — 180 с.
3. Дедкова Т. Ф. Литературно-художественные журналы в регионе / Т. Ф. Дедкова. — М. : Ф-т журналистики МГУ, 2002.
4. Дедкова Т. Ф. В пространстве традиционной культуры / Т. Ф. Дедкова // 300 лет российской газете. От печатного станка к электронным медиа. — М. : Ф-т журналистики МГУ, 2002. — 408 с.
5. Дедкова Т. Ф. Журналистика и кризис национальной культуры / Т. Ф. Дедкова. — М. : Ф-т журналистики МГУ, 1997.
6. Дедкова Т. Ф. Старые и новые журналы о культуре / Т. Ф. Дедкова. — М. : Ф-т журналистики, 2007.
7. Иванова Н. Б. Невеста букера : критический уровень 2003/2004 / Н. Б. Иванова. — М. : Время, 2005. — 350 с.
8. Чупринин С. И. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям / С. И. Чупринин. — М.: Время, 2007. — 768 с.
9. Чупринин С. И. Русская литература сегодня. Новый путеводитель / С. И. Чупри-нин. — М. : Время, 2009. — 816 с.
REFERENCES
1. Bauman Z. Individualizirovannoe obshchestvo [Individualized Society]. Moscow, Logos Publ., 2002. 390 p.
2. Golovin Yu. A. Regional'nye literaturno-khudozhestvennye zhurnaly v postsovetskii period: strukturno-funktsional'nye osobennosti. Kand. Diss. [The regional literary magazines in the post-Soviet period: structurally functional features. Cand. Diss.]. Moscow, 2005. 180 p.
3. Dedkova T. F. Literaturno-khudozhestvennye zhurnaly v regione [Literary and art magazines in the region]. Moscow State University Publ., 2002.
4. Dedkova T. F. In the space of traditional culture. 300 let rossiiskoi gazete. Otpechatnogo stanka k elektronnym media [300 years of Russian newspaper. From the printing press to the electronic media]. Moscow State University Publ., 2002. 408 p.
5. Dedkova T. F. Zhurnalistika i krizis natsional'noi kul'tury [Journalism and the crisis of national culture]. Moscow State University Publ., 1997.
6. Dedkova T. F. Starye i novye zhurnaly o kul'ture [Old and new magazines about culture]. Moscow State University Publ., 2007.
7. Ivanova N. B. Nevesta bukera: kriticheskii uroven' 2003/2004 [Booker Bride: critical level 2003/2004]. Moscow, Vremya Publ., 2005. 350 p.
8. Chuprinin S. I. Russkaya literatura segodnya. Zhizn' po ponyatiyam [Russian literature today. Life on the concepts]. Moscow, Vremya Publ., 2007. 768 p.
9. Chuprinin S. I. Russkaya literatura segodnya. Novyiputevoditel' [Russian literature today. New guide]. Moscow, Vremya Publ., 816 p.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Дедкова Т. Ф. За пределы провинциальности и изолированности. региональные литературно-художественные журналы 2010 годов / Т. Ф. Дедкова// Вопросы теории и практики журналистики. — 2015. — Т. 4, № 3. — С. 251-261. — DOI : 10.17150/2308-6203.2015.4(3).251-261.
REFERENCE TO ARTICLE
Dedkova T. F. Beyond the provinciality and isolation. Regional literary magazines 2010-ies. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2015, vol. 4, no. 3, pp. 251-261. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(3).251-261. (In Russian).