НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27 101
УДК 159-922
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В ГАЗЕТНОЙ ПРЕССЕ ВОЛГОГРАДОМ
THE LITERARY-CRITICAL DISCOURSE OF VOLGOGRAD NEWSPAPERS
С. С. Васильева
S. S. Vasilyeva
Волгоградский государственный университет, 400062, г. Волгоград, пр. Университетский, 100 Volgograd State University, 100, Universitetsky ave., Volgograg, 400062, Russia
e-mail: sseliger@mail.ru
Ключевые слова: региональная пресса, литературная журналистика, литературная критика, газетные
жанры.
Keywords: regional press, literary journalism, literary criticism, newspaper genres.
Аннотация. В статье рассматривается литературно-критический дискурс газетной прессы Волгограда как фактор влияния на развитие культурного пространства региона на материале литературно-критических публикаций В.Б. Смирнова; проанализированы проблематика и жанры газетных публикаций критика, их значимость в газетном информационно-культурном сегменте.
Summary. The article discusses the literary critical discourse of Volgograd newspapers as a factor of influence on the development of the cultural space of the region on the V.B. Smirnov’s material of literary and critical publications; analyzed issues and genres of newspaper criticism, its significance in newspaper information and cultural segment.
Современная литературная критика активно осваивает новые топосы медиапространства. Она активно проникает в теле- и радиоэфир, сохраняя свои традиционные свойства, и приобретает дополнительные, осваивая новое коммуникативное поле38 39. Этот процесс начинается в общероссийском масштабе в 1990-е годы, когда литературной критике уже недостаточно быть критикой журнальной, хотя литературно-художественные журналы остаются традиционным «жизненным пространством» критики; не покидая «толстяки», она перемещается в газетные издания общего типа. В газетном формате художественная литература и/или литературный факт становятся, прежде всего, новостным событием, «в газетной критике постсоветского времени обнаруживаются те же типологические характеристики, что и в фельетонной критике 1880-90-х годов XIX века: тяготение к собственно журналистским жанровым формам, жанровый синкретизм, усиление новостного информационного компонента за счет снижения аналитичности и теоретической оснащенности, усиление диалогического начала»40. В федеральной прессе публикуются не только узко специализирующиеся газетные и журнальные литературные критики, но и известные российские литературоведы, в оценках которых сочетаются дискуссионность и академичность, писатели с активной авторской позицией.
В этой связи актуально изучение региональной журналистики, поскольку это позволяет воссоздать более полную и объективную панораму не только художественного процесса, но и общероссийского информационно-культурного пространства в целом. Кроме того, специальных исследований о газетной литературной критике Волгограда нет.
38 Выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области, проект № 15-14-34002
39Шильникова, О.Г. Литературная критика в современном медиапространстве: основные тенденции и перспективы / О.Г. Шильникова / / Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология). - 2009. - № 118. - С. 152-158.
40Шильникова, О.Г. Литературная критика в современном медиапространстве: основные тенденции и перспективы / О.Г. Шильникова / / Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология). - 2009. - № 118. - С. 152-158.
102
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27
В современной науке уже накоплен эмпирический материал, посвященный периодическим изданиям отдельных областей России, в исследованиях Л.Л. Смирновой, а также в трудах казанской и саратовской литературоведческих школ: В.Н. Коновалова, В.Н. Азбукина, Л.Я. Вороновой, Б.И. Колмакова, Л.М. Пивоваровой, Л.Ф. Хайрутдиновой; В.В. Прозорова, Е.Г. Елиной, Л.Е.Герасимовой41. Но, тем не менее, принципы исследования региональной литературной журналистики, методология и технология ее концептуального осмысления в достаточной степени не разработаны. «Основной методологический принцип осмысления литературной журналистики в региональном аспекте состоит в том, что она рассматривается как органическая часть национальной культуры, вместе с тем такой подход должен сочетаться с повышенным вниманием к уникальности, самоценности творчества отдельных провинциальных авторов и выявлением областной специфики, которая определяется исходя из геополитических, экономических, этноисторических, социокультурных, историко-литературных, историко-журналистских предпосылок, обусловивших особенности эволюции литературной журналистики данной местности»42.
Мы рассмотрим литературно-критический дискурс литературной журналистики на материале региональных газетных СМИ.
В городе регулярно выходят около 20 газет общего типа. Часть из них составляют федеральные издания («Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Жизнь», «Московский Комсомолец», «Известия», «Коммерсантъ», «Аргументы недели» и др.), имеющие региональные полосы; местные издания: «Волгоградская правда», «Городские вести. Царицыно. Сталинград. Волгоград», «Вечерний Волгоград»; еженедельники «Новая газета» (Волгоград), «Интер», «Областные вести», «Новые деловые вести», «Деловое Поволжье» и др.
Среди многообразия газетных изданий особый интерес для исследования представляют газеты «Вечерний Волгоград» (ВВ, выходит с 1980 г., с июля 2012 года выходит в формате еженедельника для семейного чтения - семейная газета о жизни города, учредитель - Комитет по печати Волгоградской области), «Волгоградская правда» (ВП, выходит с 1917 г., 5 раз в неделю, учредитель - Комитет по печати и информации администрации Волгоградской области, ОАО «Волга-Медиа»), «Новая газета» (НГ, выходила 1990-1992 гг. 4 раза в неделю, учредитель - Комитет по госимуществу Волгоградской области). Это областные общественнополитические газеты, тематика которых связана с освещением актуальных событий жизни Волгоградского региона, информированием по вопросах бюджетной политики, образования, здравоохранения, управления муниципальным имуществом, градостроительства, городского и жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, предпринимательства.
У них достаточно широкая аудиторная база. Так, читательская аудитория «Вечернего Волгограда»: «руководители, сотрудники администрации, предприятий, коммерческих
организаций, физические лица разных возрастных и социальных категорий. Согласно социологическому опросу, аудитория газеты - люди 30-40 лет, с высшим или незаконченным высшим образованием, выписывающие газету для чтения всей семьей43», тираж - 21 860 тыс. экземпляров; «Волгоградская Правда» ориентирована на «экономически активное население в возрасте от 35 лет», «совокупная ежемесячная аудитория 100—120 тысяч человек, из них (по
41См.: Колмаков, Б.И. Литературная критика на страницах «Волжского вестника»: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Казань, 1996; Кошелев, В.А. О «литературной» провинции и литературной «провинциальности» нового времени /ВА Кошелев //Русская провинция: миф - текст - реальность. Сост. А.В. Белоусов, Т.В. Цивьян. М.; СПб.: Тема, 2000; Культура русской провинции (XVIII - начало XX вв.): Справочник: (Дискета), Гос.арх.служба РФ. ВНИИ документоведения и арх. Дела. М.: ВНИИ ДАД, 1995; Ласунский, О.Г. Литературно-общественное движение в русской провинции (Воронежский край в «эпоху Чернышевского). Воронеж: Воронежский ун-т, 1985; Провинция как реальность и объект осмысления. Материалы научной конференции. Сост. А.Ф. Белоксов, М.В. Строганов. Тверь, ТвГУ, 2001; Смирнов, В.Б. Царицын как культурное гнездо Нижнего Поволжья //Стрежень. Научный ежегодник. 2004. Вып. 4.; Смирнова, Л.Л. Провинциальная периодика как источник материалов для изучения литературных жанров Верхневолжья XIV в.: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Череповец, 1996; Станько, А.И. У истоков изучения русской провинциальной журналистики/ А.И. Станько // Местная и национальная печать: Вопросы истории, методологии. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1983. С. 15-31; Хайрутдинова, Л.Ф. Литературная критика газеты «Казанский телеграф»: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Казань, 2000; Канарина, В. П. Литературная критика Горного Алтая: генезис, эволюция, жанровая система: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Казань, 2009; Масальцева, Т. Н. Литературная критика газеты «Пермские губернские ведомости»: 1890 — 1917 годы: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Пермь, 2006 и др.
42Шильникова, О.Г. Литературная журналистика региона как социокультурный феномен / О.Г. Шильникова // Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014. С. 197-198.
43 URL: http://www.region-pressa.ru/paper1299.php2
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27 103
результатам анкетирования): 51% читательской аудитории - мужчины, 49% женщины. 26% аудитории — руководители, 39% -служащие, 43% аудитории — читатели с высшим образованием. Среди постоянных читателей - руководители властных структур, предприятий, организаций, учреждений, политических партий и общественных движений»44, тираж - 26 тыс. экземпляров. Значит, эти газетные издания имеют возможность влиять на ситуацию в регионе, в частности, на формирование социокультурного пространства региона.
Культурологические, литературно-критические материалы представлены в подобных периодических изданиях в плотном общественно-политическом контексте, то есть читатели их воспринимают как органическую часть жизни региона45. Несмотря на то, что это издания общественно-политические, они освещают и факты культурной жизни города. Литературнокритические, научно-популярные статьи или художественные произведения, развлекательная информация помещаются, как правило, на последних полосах номеров.
В выбранных для анализа изданиях литературно-критические материалы появляются регулярно, хотя и не в каждом номере. Авторами литературно-критических публикаций являются не только журналисты, в качестве критиков выступают известные волгоградские литераторы, вузовские преподаватели-филологи. Публикации выполнены в различных жанрах, что не так уж часто встречается в современных региональных неспециализированных газетах, ограничивающихся, как правило, юбилейными статьями, маленькими новостными заметками, интервью.
Таким образом, выбранные газетные издания обладают сходными структурно -содержательными особенностями, большой целевой аудиторией, выраженным критическим дискурсом, а значит, могут влиять на социокультурную ситуацию региона.
Рассмотрим литературно-критические публикации Виталия Смирнова, деятельность которого является важным факторов в развитии волгоградской литературно-художественной критики. Его литературно-критические выступления дают представление о своеобразии формирования художественной парадигмы в волгоградских СМИ.
В. Смирнов получил университетское филологическое образование в Саратовском университете, после окончания которого продолжил обучение в аспирантуре и начал работать в местных газетах как журналист. С тех пор научная и журналистская деятельность счастливо сочетались в жизни В. Смирнова. Показательны названия его научных трудов, отражающие научный интерес к русскому толстому журналу XIX века и к классической русской литературе в контексте журналистики: «Глеб Успенский в «Отечественных записках» (кандидатская диссертация), «Глеб Успенский и Салтыков-Щедрин (Глеб Успенский в «Отечественных записках»), «Н.А. Некрасов и журнальная поэзия «Отечественных записок», «Литературная история «Отечественных записок». 1868-1884» - научные монографии; «Литературная история «Отечественных записок» (1868-1884): «Отечественные записки» в общественно-литературном процессе 1870-80-х годов» (докторская диссертация).
В Волгоградском государственном университете он руководит кафедрой русской и зарубежной литературы, литературы и журналистики, потом кафедрой журналистики, публикует научные монографии («Скабичевский - литературный критик», «Больше века назад. Избранные статьи о русской литературе XIX века», «Время рассудит»), документальнохудожественные произведения («Под небом славы и бесславия. Документальная повесть о Константине Симонове», роман-воспоминание о Глебе Успенском «Житие святого Глеба»), литературно-критические работы в федеральных и региональных СМИ («Новый мир», «Литературное обозрение», «Вопросы литературы», «Филологические науки», «Дружба народов», «Наш современник», «Октябрь», «Литературная Россия», «Литература в школе»; «Волга», «Урал», «Учитель Башкирии», «Агидель», «Отчий край»; «Вечерняя Уфа», «Волгоградская правда», «Новая газета» (Волгоград), «Вечерний Волгоград»).
В 1992 он, уже опытный руководитель кафедры, профессор, идёт в практическую журналистику, возглавляет волгоградскую «Новую газету». Но основной мечтой была мечта создания местного (областного, регионального) толстого журнала. И вот в 1994 года в Волгограде, наконец, появился литературно-художественный журнал «Отчий край», который до сих пор остаётся единственным толстым журналом Волго-Донского региона. Это «любимое детище» Виталия Смирнова - его главного редактора. Разрабатывая концепцию журнала, В. Смирнов, безусловно, учел свой историко-литературный опыт исследователя «Отечественных
44 URL: http://vpravda.rU/Static/port_vp.pdfhttp://vpravda.ru/Static/port_vp.pdf
45 Шильникова, О.Г. Литературная критика в журнальном контексте рубежа XX-XIX вв.: принципы функционирования и качественного взаимодействия текстов /О.Г.Шильникова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011.-С.71-72.
104
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27
записок», теорию регионального изучения литературы (Н. Пиксанов, П. Куприяновский). Целью журнала стало формирование «областного культурного гнезда», «собирание культурного наследия Волго-Донского края и его изучение, показ достижений региональной культуры всех видов и жанров»; основное направление журнала было сформулировано Смирновым как «духовное возрождение человека через приобщение к подлинной культуре малой родины»46. Журнал получил всероссийское признание, став 2002 году лауреатом Всероссийского фестиваля средств массовой информации «Вся Россия».
В 1996 году опубликован первый энциклопедический труд по истории литературы Волгоградского «областного гнезда» (1921-1995) - «По следам времени. Из истории писательской организации Царицына-Волгограда». Методологическое значение имеет научная работа «Журналистика и литература: Методологические и историко-литературные проблемы» (2005), в которой формулируется новое направление - «историко-литературное изучение журналистики», основателем которого фактически является В. Смирнов. Доктор филологических наук, профессор, главный редактор литературно-художественного журнала «Отчий край», член Союза писателей и Союза журналистов, В. Смирнов продолжает работать.
Итак, В.Б. Смирнов - профессиональный авторитетный критик. Для нас показателен сам факт вхождения литературоведа в журналистику, в сферу практической литературнокритической деятельности региона, так как это отражает общероссийские тенденции развития отечественной критики в 1990-е годов47 и специфику региональной журналистики: при нехватке журналистов, специализирующихся исключительно на литературно-художественной проблематике, их функции берет на себя профессиональная критика. Так, В.Б. Смирнов в статье, посвященной «деревенской прозе Поволжья», размышляя о её феномене, сетует на то, что при изучении ее в орбиту исследования не вовлекаются местные (региональные) литературнокритические материалы о писателях, и объясняет причину этого: «Начинает казаться, что литературная критика уже не в состоянии «управлять» литературным процессом в целом, ориентируясь главным образом на верхушечные (я не говорю - вершинные, здесь есть нюансы смысла) явления и практически не обобщая опыт региональных литератур, которые в силу отсутствия на местах крупных критических дарований зачастую варятся в собственном соку. А между тем это тоже наше национальное достояние, которое может существенно прояснить и закономерности современного литературного развития (тем более, что в «массовом» художественном сознании они просматриваются отчетливее) и дать материал для научного прогнозирования »48 49.
Вплоть до основания журнала «Отчий край» В. Смирнов активно публиковался в местных газетах. Проблематика его литературно-критических публикаций в целом обширна. В первую очередь его интересует современная литература реалистического направления, достижения отечественного реализма. Научные публикации, посвященные реализму XIX века (статьи о Г.И. Успенском, М.Е.Салтыкове-Щедрине, Н.А.Некрасове, Л.Н.Толстом, Ф.М.Достоевском, Н.Г.Чернышевском, И.С.Тургеневе, Н.Н.Златовратском, В.Г.Короленко,
A. И.Эртеле, А.А.Плещееве, А.Н.Энгельгардте и др.), были позднее собраны в единый труд.49 Работы о реалистической традиции в ХХ веке (о судьбе писателей-«деревенщиков» и поэтике их прозы, о проблематике и поэтике военной прозы, о личности и произведениях К.Симонова,
B. Овечкина, О. Бергольц, Ч. Айтматова, М. Каримова и др.) публиковались в журнальных СМИ (академических, центральных, региональных).
Русским и советским классикам в волгоградских газетах посвящены, например, литературно-критические публикации о Г.Р. Державине (Поэт и бунтовщик// НГ (Волгоград), 1993. №118), А.С. Пушкине (В Пушкиногорье// ВВ, 1987 №33), Г.И. Успенском (Глеб-Успенский в роли...Лже-Константина// НГ, 1993. №192), К.И. Чуковском (Потребность души: К 100-летию со дня рождения К.И. Чуковского// ВВ, 1982. №4), связанные с юбилейными датами. Эти публикации соответствуют информационной функции газеты, но при этом решают и образовательно-воспитательную задачу, так как подобного рода статьи «напоминают» о
46 «Отчий край» Виталия Смирнова. Основателю первого волгоградского толстого журнала исполнилось 75 лет// URL: http://volgograd.bezformata.ru/listnews/otchij-kraj-vitaliya-smirnova/3998479/
47 История русской литературной критики: Учеб.для вузов / В.В. Прозоров. - М.: Высшая шк., 2002. С.
355-356.
48 Смирнов, В.Б. Бег на месте? Заметки о «деревенской» прозе Поволжья /В.Б. Смирнов / / Смирнов, В.Б. Избранные труды: в 2 т., Т.2. Литературная критика и публицистика. Волгоград: Издатель, 2012. - С. 175. Впервые опубликовано: Волга. 1986. № 11.
49 Смирнов, В.Б. Больше века назад: Избр. ст. о рус. лит. XIX в. / В. Б. Смирнов, Волгоград. Волгогр. ком. по печати и информ. 1997. 285 с.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27 105
важных культурных фактах, событиях, знакомят с выдающимися деятелями культуры. По жанровой принадлежности они тяготеют к литературному портрету, юбилейной статье, некрологу, критико-биографическому очерку. Но при этом они содержат и публицистическое начало (включение в публикацию эпистолярного наследия, дневниковых записей, мемуаров), тем самым, исключая возможность однозначного определения жанровой принадлежности литературно-критического текста.
Так, публикация «В Пушкиногорье» (ВВ, 9 февраля 1987, № 33) имеет признаки и «собственно литературного портрета», и «юбилейной статьи», и «некролога». При этом субъективность и эмоциональность, присущие жанру литературного портрета, способствует композиционной раскованности, эссеистической стилевой подаче материала, что является характерной особенностью современной литературной критики.
В юбилейной статье «Потребность души. К 100-летию со дня рождения К.И. Чуковского» (ВВ, 30 марта 1982, № 74) задачу показать читателю Чуковского как личности и как ученого, критик решает, во-первых, приводя пример (цитаты) из опубликованных воспоминаний писательницы Лидии Лебединской, о том, как она забыла дату рождения Некрасова и как на это, отреагировал К.И. Чуковский. Тем самым, показывая читателю Чуковского как редкого знатока русской классической литературы. Кроме того, напоминает, что автор «Мухи-Цокотухи» и «Мойдодыра» - это и создатель блестящих критических работ о Некрасове, Чехове, Слепцове, Уитмене и других писателях, вдумчивый текстолог, наставник молодых авторов. И, в-третьих, В.Б. Смирнов использует не типичный для газеты мемуарный прием - приводит в пример эпизоды из личной переписки с писателем по поводу своей ранней литературоведческой (студенческой) работы о писателе Г.И. Успенском. Студент В.Б. Смирнов был покорен скоростью ответа на его письмо, глубиной знаний, эмоциональностью Корнея Ивановича. Покорены и мы ответом писателя, который полностью цитируется. И автор публикации осмелился обратиться к Чуковскому вторично, уже в связи с проблематикой дипломной работы. И снова получил ответ, который также цитируется полностью.
И читателя, и автора юбилейной статьи восхищают доброжелательность, внимательность, литературоведческое чутьё, готовность пересмотреть свои взгляды ради истины. Таким образом, задача показать «удивительную цельность личности писателя-ученого» решена. Кроме того публикация сопровождается фотографией писателя К.И. Чуковский на встрече с читателями, что способствует социокультурной ориентации читателя.
Во всех публикациях В. Смирнова так или иначе просматривается основная тенденция эстетической мысли 1980-1990-х годов, связанная с осмыслением возможностей и «пределов» реалистической традиции, поэтому вызывает интерес анализ теоретических проблем. В качестве примера можно назвать проблемную статью «Роман нашей жизни» (НГ, 1992 г., 26 декабря, №186) о проблематике и поэтике современного реалистического рассказа.
Публикация имеет привлекающую внимание читателя врезку следующего содержания: «Герой русского рассказа принципиально ориентирован на самую будничную, саму заурядную действительность...». Это цитата одного из авторских тезисов, характеризующих специфику современного рассказа. Если речь пойдет о рассказе, то почему в названии статьи фигурирует другой жанр - роман? Ответ сможет найти только внимательный читатель, следящий за логикой авторского повествования.
Материалом послужили произведения (рассказы), которые по инициативе издательства «Современник» регулярно публикуются в сборниках типа «Рассказ-84», «Рассказ-90» и т.п., фактически формирующих антологию современного русского рассказа. Таким образом, предметом изучения В. Смирнов является современная словесность, а именно жанр рассказа, а целью - анализ жанровых особенностей реалистического рассказа 1980-начала 1990х, но при этом автор ставит перед собой задачу рассмотреть «важнейшие тенденции современного литературного развития». Рассказ более мобилен по сравнению с романом, он, по мнению автора, даже оттеснил «разведывательный» очерк. Особенность современного рассказа в том, что он «обратился к таким явлениям действительности, которым невозможно дать одномерную, плоскостную оценку», что и подтверждается анализом проблематики, конфликта, характеров персонажей рассказов «Такая война» В. Белова, «Свет вечерний» Г. Бакланова, «Макаронина» В Астафьева, «Забор», Б. Екимова, «Земные пути» Г. Семенова, «Бабьи души» С. Панасяна, «Лесное озеро» В. Муссалитина, «Жизнь прожить» В. Распутина, «Не самый тяжкий день» В. Кондратьева, «Вкус терна на рассвете» А. Кима, «Забава» Е. Марысева, «Веселое утро» В. Герагина. Духовно-нравственная проблематика (интерес к понятиям «совестливость», «милосердие», «нравственный выбор», русский характер, мотив взаимоответственности людей, категория мужественности и связанная с ней
106
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27
ситуация выбора), «мужской» конфликт, столкновение разных точек зрения, писательский отказ от «всеохватности», «будничность» обстановки - вот что характерно для рассказа этого периода считает В. Смирнов. Итоговое авторское суждение раскрывает смысл названия публикации. Современный русский реалистический рассказ, делает вывод автор публикации, соответствует читательским запросам и духу времени, его успехи очевидны, «во всей своей совокупности он по праву может рассматриваться как роман нашей жизни, взятой во всем её многообразии и противоречивой сложности».
Особый интерес В. Смирнова вызывает личность и произведения волгоградского писателя Бориса Екимова, достигшего общероссийского признания. Как редактор («Новой газеты», а потом и журнала «Отчий край») он печатает, анализирует, пропагандирует екимовские рассказы в местной (В гостях у Бориса Екимова// ВВ, 1988, № 267-268; Пастушья звезда // ВВ, 1991, №41-42; Не страшась выводов. О прозе Б. Екимова // Отчий край. 1994, №2) и центральной прессе (Постижение характера. Проза Бориса Екимова // Наш современник. 1982, №6).
Рассмотрим публикацию В. Смирнова «Можно ли на ялике перевозить рояль? (О новеллистике Бориса Екимова)» (ВВ, 22 мая 1982, №118). Рубрика «По просьбе читателей». Публикации предшествует «пролог» об истории публикации рассказов волгоградского писателя в текущем году в газете и сообщается о большом читательском интересе к ним. Таким образом, формулируется цель публикации в газете - дать профессиональный комментарий произведениям писателя, для этого и был приглашен он - автор публикации - профессор Волгоградского университета В.Б. Смирнов. Неожиданное, казалось бы, название статьи в форме вопроса, связано с важной теоретико-литературной проблемой о границах, о проблемно-тематической поле малых эпических жанров, которую в начале статьи, жанр которой имеет признаки «проблемной статьи», поднимает автор. При этом постановка проблемы адаптирована под широкий круг читателей: автор приводит пример остроумного ответа известного читателям мастера короткого рассказа М. Зощенко на упреки критики в мелкотемьи, отсутствии масштабного характера: «Я не подряжался на ялике перевозить рояль», и высказывание друга М. Зощенко о том, что на «зощенковском ялике помещались и перевозились и вещи покрупнее ... помещалась и перевозилась эпоха». От «зощенковского ялика» автор статьи переходит к «екимовскому ялику», анализируя рассказ «Холюшино подворье», вызвавший споры и в центральной прессе. Литературовед выдвигает свою концепцию социально-нравственной сущности характера персонажа, говорит о «власти земли», о том, что Холюша, подобно крестьянину Г. Успенского, «одухотворен поэзией земледельческого труда». Далее автор говорит о взращенной трудом высокой нравственности, «самости», типологической близости не только Холюши, но и других персонажей Б. Екимова: бабе Поле («Последняя хата»), мать Степана («Переезд»), «казенном человеке» Трубине, об авторской симпатии к ним. Еще одну особенность новеллистики Екимова автор статьи видит в сосредоточенности на нравственной проблематике (выделяет нравственно-психологические коллизии, проблему нравственного выбора) и подтверждает это анализом рассказов «Девушка в красном пальто», «Всё для доченьки». Жесткую писательскую оценку получают персонажи без стыда, без совести. Далее критик обращается к екимовским рассказам «Офицерша», «Весёлый блондин Володя», «Шурочкино племя», «Солист какого-то оркестра», приводя примеры, доказывающие психологическое мастерство волгоградского писателя, и в итоге приходит к выводу, что екимовский ялик «помещает», «перевозит» важные социальнонравственные проблемы, о которых избегает говорить романистика.
В литературной критике В. Смирнова региональная проблематика представлена по сравнению с общероссийской более широко. Это публикации подборок художественных произведений писателей, интервью с местными авторами, издателями, репортажи, связанные с участием писателей в региональных и общероссийских мероприятиях, информационные заметки о новых книгах, выпущенных волгоградскими издательствами, критических суждений писателей, журналистов-критиков по современным культурным и общественно-значимым событиям, проблематике и поэтике произведений российских и волгоградских авторов.
Большая часть литературно-критических публикаций о поэзии и прозе региона в анализируемых изданиях подготовлена В. Смирновым. Материалы размещаются, как правило, в рубриках «Издано в Волгограде», «Прочитана книга», «На Вашу книжную полку» («Волгоградская правда») или «Издано в Волгограде: мнение литературоведа», «Из архива литературоведа», «Издано в Нижне-Волжском книжном», «Дебюты», «Политическая и духовная культура», «По просьбе читателей» («Вечерний Волгоград»), «На заметку книгочею», «Арабески», «Страница краеведа» («Новая Газета»). Литературно-критических
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27 107
рубрик в анализируемых изданиях достаточно много и они имеют интересные названия, обусловленные особенностями региональной аудитории изданий общего типа. Ведь это в своей массе рядовой читатель, не имеющий специальных интересов в области художественного творчества, без филологической подготовки, широкого культурного кругозора, читатель разновозрастный, интересующийся преимущественно проблемами, близкими ему на бытовом уровне50.
Творчество Б. Екимова, М. Агашиной, П. Селезнева, И. Данилова, Е. Кулькина, Т. Брыксиной, М. Луконина, А. Данильченко, В. Скачкова, А. Иванова, А Цуканова, А. Иванкина и других волгоградских авторов находится под пристальным вниманием критика. В итоговом труде «По следам времени. Из истории писательской организации Царицына-Волгограда» (Волгоград, 1996) мы обнаруживаем 65 персоналий-критических очерков.
Основные темы публикаций связаны с историко-литературной компонентом (выявлением художественных достижений и просчетов волгоградской литературы, художественной общности «литературного гнезда»), но при этом в текстах критика -журналиста присутствует публицистическое начало, проявляющееся в обращении к социально-нравственной, общественной проблематике, что усиливает контекстуальное сопряжение с другими общественно значимыми материалами, обязательно присутствующими в подобных общественно-политических газетных изданиях.
Анализ произведений осуществляется в контексте историко-литературных проблем (достижения и особенности реалистической поэтики, проблематика и поэтика реалистического рассказа или романа и т.п.), а рекомендации к прочтению обусловлены не только художественными достоинствами произведения, но и актуальными общественными вопросами времени.
Наглядно демонстрируют указанную особенность литературно-критические публикации «Зов плоти и смысл истории (О романе Е. Кулькина «Смертный грех»)» (ВВ, 6 марта 1982, №55) и «Наш современник Иван Посошков» (НГ, 1992 г., 19 сентября, №145). Первая статья размещена в рубрике «Издано в Волгограде: мнение литературоведа», имеет «рекомендательный» и «дискуссионный» характер», вторая - в рубрике «На заметку книгочею» т также имеет «рекомендательный» характер.
В «прологе» публикации о романе Кулькина сообщается об опубликованной ранее статье писателя Л.Колесникова, в которой положительно оценивается данный новый роман волгоградского писателя «Смертный грех». Редакция решила познакомить читателей с иной точкой зрения на произведение, предоставив слово профессору Волгоградского университета В.Б. Смирнову, и, тем самым, приглашая читателей и критиков к дискуссии. Автор публикации начинает знакомство читателей с романом с определения жанровой принадлежности произведения - это «семейно-бытовая хроника из жизни нижневолжского казачества в один из переломных моментов истории» (первая мировая война - начало гражданской войны). Для В. Смирнова очевидно, что важнейшая писательская задача в такого рода произведениях - это выявление нравственного итога исторического развития, так как именно это является «критерием жизненной состоятельности, человеческой, гражданской зрелости» и персонажа, и автора произведения. Размышляя, чем же могла привлечь писателя история хутора Раздоры, литературовед выделяет сюжетное ядро произведение - судьба семьи Колотовкиных, точнее, Стеши Колотовкиной. «Удачной» названа завязка романа - сцена ярмарки в поселке Рудня, знакомящая со всеми главными героями произведения. Показателями мастерства писателя для автора публикации являются глубокое знание обычаев, быта, психологии казачества, правдивость деталей, речевой колорит. Но, задаёт проблемный вопрос себе и читателям, литературовед: «Чему это служит? (...) Каков воспитательный потенциал рассказанной истории? Что поучительного для потомок нашел писатель в жизни казачьего хутора». Перечисляя основные сюжетные моменты и характеризуя персонажей, литературовед приходит к неутешительному наблюдению, которое в вопросной форме обращено и к читателю, и к писателю, если бездуховность, «зов плоти» - единственный стимул жизни хуторян, то стоило ли его возводить в «перл создания»? Литературоведу понятно стремление автора написать свою правдивую историю казачества без глянца, но, именно, изображение социальной психологии является слабым местом произведения, что подчеркивается сатирическим сопоставлением раздоровцев с героями Салтыкова-Щедрина: «Но поверить в то, что раздоровцы могли войти в революцию с самосознанием глуповца, невозможно». Этот
50 Смирнова, М.Г. Пресса и общество - опыт социологического исследования провинциального читателя / М.Г. Смирнова // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. - 1994- - №1,2.
108
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27
ключевой недостаток влечет и другие просчеты: упрощенность конфликта, сюжетные неувязки, и, самое главное, историческую неубедительность. Рецензия завершается оценочно жестким выводом: «... Е. Кулькин оказался на полпути к правде, или - точнее! - на пути к полуправде!».
Второй публикации критика также предшествует краткое историко-литературное введение, информирующее читателей об истории публикации «Книги о скудости и богатстве» (1742), о личности её автора - Иване Посошкове, о её неожиданной созвучности нашей эпохе общественных и экономических дебатов. Статья начинает с более подробного рассказа и жизни и личности Посошкова. Далее читатель узнает, что книга была адресована Петру I и цель её -«исправление всех неисправ в России». Философ-самоучка предлагал реформировать политическую и экономическую системы так, чтобы России произрастала богатством вещественным (прибытком) и невещественным (духовным). В центре его размышлений крестьянин и крестьянский труд, аграрная реформа. В конце статьи И. Борисов (псевдоним редактора газеты В. Смирнова), ссылаясь на оценку труда Посошкова историком М. Погодиным, говорит об актуальности книги, о её наполненности «светлыми выводами здравого ума, не помраченного теории», о нехватке таких умов в нашей современности; и рекомендует для прочтения эту общественно значимую, на его взгляд, книгу.
Глубоко личной для В.Смирнова является военная тема в литературе. Военная проза писателей-фронтовиков К. Симонова, В. Некрасова, Ю.Бондарева, К. Воробьева, В. Быкова является предметом его читательского и научного интереса. Теме военного Сталинграда посвящены следующие литературно-критические работы: «Поэтическая хроника
Сталинградской битвы» (НГ, 1993, 1 февраля), «Правда, одна только правда. Послесловие к роману А. Иванкина «Ристалище» (НГ, 1993, 1 февраля); «Залог бессмертия. Подвиг Сталинграда в художественной литературе» (НГ, 1993, 1 февраля).
Например, в заключение литературно-критической рецензии «Венок к пьедесталу» (ВВ, 21 апреля 1983, № 92) о поэтической книге С. Викулова «Прости, берёза» (М., «Молодая гвардия»,1981) В. Смирнов сообщает читателю о своей мечте - создании в университетской библиотеке «широкой экспозиции, рассказывающей о ратном подвиге советских писателей в годы ВОВ».
На страницах «Новой газеты» (1992, №172,174, 175, 177, 178, 180, 184, 187, 188; 1993, №1, 2, 4, 6, 7, 8) публикуется художественно-документальное произведение В. Смирнова «Под небом славы и бесславия. Документальная повесть о К. Симонове». Публикация сопровождается фотографиями мест и участников событий. Эпиграфом взяты слова главного героя повествования: «Во время сталинградской эпопеи мы все стали немножко
сталинградцами». Все события происходят в военном Сталинграде, главные герои -исторические личности, в художественное повествование включены военно-исторические документы эпохи, воспоминания, дневниковые записи, письма очевидцев событий. Позднее опубликована книга «Будни волжской победы» (Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1989).
Сталинградская проблематика в произведениях местных писателей рассматривается в статьях «Венок к пьедесталу» (ВВ, 21 апреля 1983, № 92), (ВВ, 21, «Город мой над рекой великой. По страницам нового сборника волгоградского поэта Льва Кривошеенко» (ВВ, 20 мая 1983, № 116), «Великое противостояние» (ВП, 1983 г., 19 февраля, № 43) о романе волгоградского писателя Петра Селезнева «Южный Крест» (роман в 2-х книгах, М., «Современник», 1982), «Венок славы» (ВП, 1985 №65); «Истоки легендарных событий» (ВП, 1985, №87); «Достаёт ли прошлое» (ВП, 1989 №67).
Показательно литературно-критическое осмысление критиком темы военного Сталинграда в книге стихов и поэм Л. Кривошеенко «Высота 102» («Город мой над рекой великой. По страницам нового сборника волгоградского поэта Льва Кривошеенко» // ВВ, 20 мая 1983, № 116).
Статья начинается с остроумного предположения о возможности издания антологии одного стихотворения, ибо стихов, посвященных Мамаеву кургану, множество. И в этот сборник могла бы войти поэма из рецензируемой книги стихов, строчки из которой вошли в название публикации. Далее читатель узнает и о других произведениях, посвященных Сталинграду (поэма «Разъезд “Людмила”», стихотворения «Площадь Павших борцов», «Звёздочка героя», «Улица мира», «Заволжские землянки» и др.) и героизму земляков. Анализируя произведения поэта, В.Смирнов выделяет основную тему лирики поэта - тему исторической преемственности (поэма «Телефон 35»). Говоря о такой особенности поэтики Кривошеенко, как «эмоциональная скупость» стиха, автор публикации как бы защищает поэта от критиков-поклонников камерной поэзии, отстаивая позиции «гражданской поэзии», права
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27 109
поэта на публицистичность: «Но кто сказал, что публицистичность изжила себя? Нет, в наше время острой идеологической поляризации «дефицит» её весьма ощутим»; такая поэзия «самая трудная», она «гибнет от идейной банальности, пустомыслия и пустословия». К сожалению критика, эти недостатки обнаруживаются в некоторых текстах поэта, ему «следует серьезнее отнестись к поэтической форме стиха». И критик, приводя примеры, осуществляет редакторскую правку произведений, от которой они выигрывают. В заключение В. Смирнов признается в возможной субъективности некоторых замечаний, но оправдывает их тем, что «поэзия высоких чувств и мыслей требует максимальной самоотдачи».
Жанровое своеобразие литературно-критических публикаций В. Смирнова обусловлено, с одной стороны, их газетной «пропиской», а с другой, высоким профессионализмом. Высокая филологическая (академическая) культура способствует авторитетности литературно-критического мнения. Но в то же время филологическая критика
- узко ориентированная критика, как правило, «забывающая» о базовом историколитературном и теоретико-литературном опыте читателя - не филолога. В этом смысле В.Б. Смирнов - редкое исключение. Имея опыт преподавателя вуза и журналиста в региональных изданиях, редактора газеты «Новая газета» (Волгоград) и литературно-художественного журнала «Отчий край» (Волгоград), он ориентируется на широкий круг читателей; знакомит с новинками в области литературы, популяризирует их, ставя перед собой не только традиционные задачи воспитания и просвещения читателя, но и формирования «литературного поля» региона.
Признаки профессиональной критики проявляются в тяготении к рецензии, теоретической статье, дискуссии. Но предпочтение В. Смирнов отдает жанру рецензии.
Рассмотрим, например, рецензию на книгу рассказов и повестей А. Данильченко «Один на один» (Волгоград, Нижне-Волжское книжное издательство,1984) «Наедине с самим собой. По страницам книги волгоградского писателя Анатолия Данильченко» (ВВ 14 ноября 1984, № 261). Рубрика «Издано в Нижне-Волжском книжном...»). Критик резко вводит читателя в мир повестей и рассказов новой книги А. Данильченко, начиная с пересказа трагической сюжетной ситуации повести, давшей название сборнику. Анализируя повести «Один на один», «Зелёный берег», «Шум сосен», обращает внимание на сюжетно-композиционное мастерство писателя, психологическую точность в воспроизведении внутреннего мира героев, называет, например, образ Егора Петровича («Шум сосен») «бесспорной удачей писателя», интерес писателя к иррациональным, непредсказуемым моментам человеческой психики. Стремясь к объективной оценке произведений, критик «подбадривает» писателя, но обращает его внимание на проблемные моменты, требующие доработки: «Рассказы эти, свидетельствуя о незаурядных творческих возможностях Данильченко (!), оставляют, тем не менее, двойственное впечатление». Каковы же недостатки? «Фрагментарность» некоторых рассказов («Конвейер», «За окном», «Ночью»), «опрокидоны» в прошлое («Творческий поиск не терпит повторений»,
- сурово напоминает критик), фельетонная прямолинейность характера Пятышкина («Каблуки»). Перечисляя недостатки, В. Смирнов подсказывает и художественные решения для их устранения. Так, рассказ «Перепутье» «мог бы оказаться удачным не в качестве самостоятельного произведения, а в качестве фрагмента в более широкой эпической картине».
Многочисленные рецензии в условиях газеты колеблются между собственно рецензией и «библиографической заметкой». Но критик максимально стремиться сохранить объективность в оценке, воздействие на всех участников литературного процесса, выступая популяризатором, гидом в области волгоградской литературы и художественным редактор произведений.
Таким образом, своеобразие литературно-критического дискурса публикаций В. Смирнова, его умение работать в изданиях разноформатных, писать для массовой аудитории обусловлено совмещением научной, критико-журнальной и редакторской деятельности. Главные критерии Смирнова-критика - литературная одаренность автора, глубина постижения им жизни, художественность его произведений, их социокультурный и воспитательный потенциал. Особо значим «региональный компонент» в произведениях волгоградских авторов, так как своей задачей критик ставит моделирование волгоградского «литературного поля», «областного гнезда», его научно-критического описания и введения его в читательское сознание как культурной ценности. Основные темы публикаций связаны с историко-литературной компонентом, что особенно важно и для волгоградской литературы, так как это стимулирует местных авторов к повышению художественного уровня, мастерства, и для регионального читателя, так как влияет на читательский выбор, формирует качественное досуговое поле.
110
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27
Жанры Смирнова-критика достаточно подвижны, что обусловлено многозадачностью установок критика. Большое количество публикаций, тяготеющих к рецензии, свидетельствует о том, что автор неравнодушен к проблемам развития региональной литературы, ее настоящему и будущему. Выбирая жанр «аксиологического типа», критик формирует и расширяет возможности освещения социокультурного пространства региона в газетном общественно-политическом издании.
В целом анализ литературно-критического содержания местных газет показал, что литературная журналистика представлена не только художественными, но и литературнокритическими, художественно-публицистическими, синкретическими текстами, формирующими культурное пространство региона. Участие в региональной газетной литературной критике критика-профессионала выгодно отличает «Вечерний Волгоград», «Волгоградскую Правду», «Новую Газету» (Волгоград) от других волгоградских газетных изданий. Потенциал литературного компонента в региональном общественно-политическом газетном издании очевиден: в случае привлечения сильных, филологически одаренных журналистов и/или литературных критиков он может выполнять не только информативную, развлекательную функции, но и качественно усиливать культуроформирующую функцию подобно литературной критике в литературно-художественном журнале, альманахе или литературной газете.