ТРАНСЛЯЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СТАВРОПОЛЬСКОЙ ПРЕССЕ НАЧАЛА 1990-Х ГОДОВ
В. И. Белик, О. И. Лепилкина
THE TRANSMISSION OF LITERATURE VALUES IN THE STAVROPOL PRESS OF THE BEGINNING OF THE 1990S
Belik V. I., Lepilkina O. I.
The article is devoted to the investigation of literature as the object of reflection in the regional press in the beginning of the 1990s on the materials of social and political newspapers, literary miscellany and literary monthly magazine.
Key words: regional press, Russian journalism, literature, information policy.
Статья посвящена исследованию литературы как объекта отражения в региональной прессе начала 1990-х годов на материале ставропольских общественно-политических газетных изданий, литературно-художественного альманаха и литературного ежемесячника.
Ключевые слова: региональная пресса, отечественная журналистика, литература, информационная политика.
*Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка механизмов формирования многоуровневой гражданской и цивилиза-ционной идентичности» (программа «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез», подпрограмма «Проблемы социально-экономического и этнополитического развития южного макрорегиона»).
УДК 070.11
Строительство новой системы средств массовой информации, развернувшееся в России в начале 90-х годов прошлого века, явилось предметом исследования таких ученых, как И. И. Засурский, А. А. Золотухин, М. Д. Корнеева, И. В. Кузнецов, Р. П. Овсе-пян (4, 5, 7, 8, 9) и др. Данный период, по определению Брайана Макнейра, - «золотой век» российской печати (14), характеризовался и значительными изменениями в местной прессе. Констатация исследователями того факта, что «для региональной печати 1991-1995 гг. были периодом расширенного воспроизводства новых типов изданий, заполнения всех возможных информационных ниш и поиска новых» (11, с. 72) в полной мере относится и к ставропольской прессе.
Интерес к журналистике переломного времени актуализируется и тем, что на современном этапе существует уникальная возможность дать наиболее полную оценку особенностям развития региональной печати, изучить изменение информационной политики. Журналистика из средства идеологического давления преобразилась в тот период в мощное культурологическое средство, с широким внедрением в сознание масс многовековых духовных ценностей Российского государства и народов, населявших его (9, с. 266). Учитывая, что в региональной прессе советского периода большое место отводилось трансляции культурных ценностей (2), представляется целесообразным в данном исследовании предпринять попытку изучить специфику отбора редакциями ли-
тературных произведений и подачи художественного материала в условиях становления новой России и преобразования информационных потребностей аудитории.
В 1990 году система печати Ставрополья была представлена 46 изданиями. Ведущее место занимали общественно политические газеты разного уровня: 3 краевые, 5 областных, 28 городских и районных. В первой половине 1990-х годов, как отмечают исследователи, произошла трансформация ее типологической структуры (7, с. 69). Ис-точниковой базой для нашего исследования избраны периодические издания разных уровней и типологических характеристик: общественно-политические газеты: «Ставропольская правда» (нацеленная на широкую аудиторию) и молодежное «Утро», литературно-художественный альманах «Ставрополье» и литературный ежемесячник «45 параллель ».
Литература, являясь объектом информационного внимания ставропольской прессы, была представлена посредством тематических полос и рубрик: «Литературная страница», «Культура. Искусство», «Страницы будущих книг», «Поэтическая тетрадь» «Творчество наших земляков» («Ставропольская правда»), «Читальный зал» («Утро»), «Проза», «Поэзия» (альманах «Ставрополье»).
Преимущественно публиковались литературные произведения местных авторов, в частности В. Ащеулова, В. Бутенко, С. Ва-нетика, В. Гнеушева, В. Дятлова, А. Еким-цева, А. Мосинцева, А. Поповского, И. Романова, Ф. Сидоренко, В. Слядневой, Г. Фатеева, Г. Шумарова.
Наряду с произведениями известных авторов, ставропольская пресса популяризировала творчество молодых, зачастую непрофессиональных прозаиков и поэтов. «Такие подборки складывались месяцами», - сообщала редколлегия «Ставропольской правды», расположив на страницах одного из выпусков газеты стихи поэтов М. Большакова, А. Ветрова, И. Наумова («Ставропольская правда». 1992. 1 мая). Этой же цели служила рубрика «Глагол» («Утро») и «Новое имя» («Ставропольская правда»), в которых произведения начи-
нающих поэтов и писателей сопровождались краткими биографическими сведениями. Ежегодно один из выпусков альманаха «Ставрополье» формировался из произведений молодых литераторов, примером может служить № 6 за 1990 г.
Литературные произведения на страницах местной прессы представлены в широком жанровом разнообразии: повести, рассказы, басни, новеллы, сказки, литературные пародии. Самым распространенным жанром был рассказ. Произведения крупных жанровых форм печатались с продолжением. На протяжении полутора месяцев 1991 года редакция размещала на страницах «Ставропольской правды» повесть Б. Васильева «Потрошитель матрасов», а затем рубрику «Из номера в номер» заняла остросюжетная повесть того же автора «Самый последний день».
Информационным поводом для публикаций на литературную тематику являлся юбилей писателя или поэта. Преимущественно отмечались памятные даты местных авторов, например, 50-летие В. Кожевникова, 70-летие В. Ащеулова, С. Ванетика, В. Дятлова, вместе с тем не остались без внимания и российские писатели, встречаются статьи в связи с 85-летием со дня рождения М. А. Шолохова, 120-летием Л. Андреева. Различными материалами отмечались день рождения и день смерти М. Ю. Лермонтова, имя которого тесно связано со Ставропольским краем. Дню памяти поэта посвящен рассказ А. Коротина «Роковой тридцать седьмой» («Ставропольская правда». 1994. 26 июля), к 180-летию со дня рождения приурочена публикация рассказа А. Шевченко «Доктор Майер» («Ставропольская правда». 1994. 4 окт.).
Отмена цензуры привела к тому, что на страницах ставропольской прессы появились запретные ранее имена. Была опубликованы глава из романа русского генерала, атамана Донского войска П. Краснова и рассказ Надежды Александровны Лохвицкой (псевдоним Тэффи), эмигрировавшей в 1920 году; в рубрике «Откровения» дана перепечатка интервью русского поэта, лауреата Нобелевской премии по литературе 1987
года Иосифа Бродского, вынужденного уехать в США в связи с гонениями на родине, из английского издания «Икономист»; статьей отмечен 100-летний юбилей со дня рождения одного из выдающихся русских поэтов, писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1958 года, который в своей стране перенес травлю за роман «Доктор Живаго», Б. Л. Пастернака («Ставропольская правда»).
В конце 1980-х - начале 1990-х годов претерпела кардинальные перемены молодежная журналистика России (1, 10), они затронули и ставропольскую прессу, изменилась информационная политика газеты «Утро». На ее страницах появились мемуары Е. Б. Польской «Мы уходили не от своей страны...», написанные еще в 1970-е годы и посвященные принудительному возвращению в СССР в 1945 году части советских людей, ушедших за границу с отступавшими немцами. Художественным открытием афганской войны явилась книга «Контингент», публиковавшаяся на протяжении трех лет, с 1991 по 1993 год. Ее автор - участник событий, ставрополец С. Скрипаль. Появились публикации о ранее запретных именах. Так, газета осветила прошедшие на Ставрополье дни А. И. Солженицына - русского писателя, публициста, общественного и политического деятеля, уроженца Ставропольского края.
Одновременно с этим читателям предлагались материалы просветительского характера: отрывки из неопубликованной книги ставропольчанки Г. Н. Пухальской «Встречи с А. И. Цветаевой», избранные места из книги В. Броневского «История Донского войска, описание земли Донской и поездки на Кавказ», изданной в Санкт-Петербурге в 1834 году и описывающей жизнь и быт Пятигорья в первой половине XIX века.
Ответом газеты на возрождение интереса к религии, которое происходило в обществе, явились публикации стихотворений религиозной тематики молодых поэтов в рубрике «Глагол».
Вместе с тем, заметен постепенный отход от отечественной литературы, внимание традиционной рубрики «Читальный зал»
переключилось на зарубежные произведения: опубликован детектив «Криминальная комедия» Д. Саймонса, приключения «Артур Маккэн» Л. Томаса, отрывки из мистического романа «Туман» С. Кинга.
Традиционным литературным печатным изданием в информационном пространстве края оставался литературный альманах «Ставрополье». В период перестройки в альманахе произошли существенные изменения, которые затронули круг авторов, язык, стиль и содержание литературных текстов, расширилась жанровая палитра произведений (13, с. 143).
В течение 1990-1992 гг. в альманахе преимущественно публиковались произведения местных авторов разных жанровых форм: отрывки из романов В. Бутенко, В. Малярова, повести И. Зубенко, А. Малышева, рассказы И. Пидоренко, И. Свеженца. Рубрику «Поэзия» наполняли поэмы и стихотворения ставропольских поэтов В. Гнеушева, В. Ащеулова, Г. Колесникова Р. Ко-товской, С. Подольского, И. Романова, В. Ступаковой.
Вместе с тем альманах рекомендовал читателям современных отечественных и зарубежных авторов. В их числе Ф. Искандер, фантасты Ю. Буркин, А. Павлов, П. Молитвин. Зарубежный детектив был представлен произведением Д. Хэммета.
В область информационного внимания альманаха по-прежнему входила многонациональная литература региона. Читатели альманаха имели возможность познакомиться с переводами стихотворных и прозаических произведений Д. Азаулы, А. Акбаева, З. Бешарова, И. Капаева, А. Найманова с карачаевского, ногайского, черкесского языков, а также с анализом Р. Ортобаевой пословиц и поговорок народов Карачаево-Черкесии.
Освобождение общественного сознания и духовной жизни от идеологической регламентации оказало заметное влияние на информационную политику альманаха, который познакомил читателей с рассказами забытого ставропольского классика И. Д. Сур-гучева, главой из романа А. Солженицына «Август Четырнадцатого» «Петр Аркадьевич
Столыпин», а также с воспоминаниями казачьего полковника, участника Первой мировой и гражданской войны А. Г. Береслева.
В задачи альманаха «Ставрополье» также входило освещение новостей краевой писательской организации. Страницы «Литературной летописи Ставрополья», публикация которых началась в альманахе в 1986 году, знакомили читателей с последовательным ходом развития художественной литературы края с 1917 г. Из статьи в альманахе читатели узнали о результатах исследования русской поэзии, проведенного В. Виноградовым и Л. Хакуловой. Вывод, к которому пришли ученые: первый опыт описания горцев Северного Кавказа принадлежит Аркадию Столыпину.
Информационным поводом для публикаций в ставропольской прессе был выход книг или сборников стихотворений. Материалы рубрик «Книжная полка», «Новая книга», «Издано в Ставрополе», «Книжные новинки», «Критика, библиография» ориентировали читателей в потоке новой литературы. Размышлениями о книге «Хуторянка» местного прозаика Г. Андриановой, которая вышла в Ставропольском книжном издательстве, поделилась В. Сляднева. В. Цысо-ва на страницах альманаха «Ставрополье» проанализировала сборник прозы Н. Сахвад-зе «Его последний вечер» и сборник фантастических произведений И. Пидоренко «Мухобой». Поводом для встречи В. Бело-усова с директором Ставропольского книжного издательства И. Зубенко стало присуждение Госкомиздатом РСФСР и республиканским комитетом профсоюза работников культуры коллективу издательства переходящего Красного знамени и первой денежной премии.
В начале 1990-х годов на страницах ставропольской прессы возникли новые рубрики: «Смеется тот, кто смеется», в которой публиковались анекдоты, в том числе на бывших политических и партийных деятелей; юмористический клуб «Бедные тоже смеются...», материалы для которого присылали читатели газеты, предлагал басни, пародии, эпиграммы, миниатюры («Утро»); рубрика «Фантастика» альманаха «Ставро-
полье» знакомила читателей с творчеством российских прозаиков; на детскую аудиторию были рассчитаны материалы рубрик «Светлячок» («Ставропольская правда») и «Детский уголок» («Ставрополье»).
Демократические преобразования второй половины 1980-х - начала 1990-х годов открыли реальные возможности для обновления региональной журналистики. В апреле 1990 года в Ставропольском крае появилось новое издание - литературный ежемесячник «45-я параллель». В подзаголовке значилось: всесоюзный литературно-художественный ежемесячник. Издание было ориентировано на широкую аудиторию, распространялось более чем в ста городах России. Практиковалась и бесплатная рассылка номеров в библиотеки СССР. Ежемесячно редакция дарила экземпляры еженедельника в Библиотеку конгресса США через ее Московское представительство (6). С середины 1991 года «45-я параллель» стала Всероссийским и международным иллюстрированным ежемесячником.
Учредителем выступило Ставропольское краевое отделение Советского фонда культуры. Редактор газеты С. Сутулов прокомментировал появление нового издания так: «Условная географическая линия, на которой расположен краевой центр, дает возможность совсем неусловно дружить, знать друг друга землякам по 45-й параллели. Линия границ разделяет людей. Наша линия соединяет» (3).
24-страничный ежемесячник отличался от большинства местных газет. Принципиальным был отказ от политической тематики. В тот период пресса, как отмечает Р. П. Овсепян, «уходит в сторону культурологии, истории, этнографии региона, литературы и искусства» (9, с. 283).
Уже в первом номере читателям предлагались заметки о министре культуры СССР Н. Губенко, подготовленные по заказу редакции московским кинодраматургом В. Лобачевым; рассказ зарубежного фантаста Р. Брэдбери «Ночной звонок» и стихи молодого поэта из г. Ессентуки М. Фрум-кина. Также была опубликована глава из новой книги об опальном в советское время
поэте, певце, актере В. Высоцком, автором которой являлся ставропольчанин В. Перевозчиков. Серия книг «Живая жизнь: Штрихи к биографии Владимира Высоцкого», которая вышла в московских издательствах в 1988-1992 гг., - попытка автора собрать свидетельства современников о жизни Высоцкого - актера, поэта, исполнителя собственных песен.
Внутреннее наполнение «45-й параллели» было необычным для ставропольской прессы того периода. В каждом номере размещались интервью с известными деятелями литературы. «Первоисточник», «Свободный поиск», «Великие в шлепанцах» - так, сменяя друг друга, назывались полосы, гостями которой предстали выдающийся российский филолог Дмитрий Лихачев, известный писатель-фантаст Борис Стругацкий, поэт, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни Булат Окуджава, писатель-сатирик Михаил Жванецкий.
Взрыв интереса в обществе к «белым пятнам» истории и культуры проявился и в литературно-художественном ежемесячнике, в котором нашли отражение запретные ранее темы и имена. Опубликовано интервью с известным правозащитником и писателем Владимиром Войновичем, который в 1980 г. эмигрировал, в 1981 г. был лишен советского гражданства, и лишь десять лет спустя, в 1990 г. реабилитирован. Перепечатано интервью редактора крупнейшего эмигрантского журнала «Континент», ведущего органа «третьей волны» русской эмиграции В. Максимова, которое он дал газете «Московские новости». Напечатано произведение специального корреспондента «45-й параллели» Бориса Смоля «Корни и крона: штрихи к биографии Александра Исаевича Солженицына», посвященное писателю-диссиденту, в течение нескольких десятилетий активно выступающему против коммунистических идей, политического строя страны и политики его властей.
Источники поступления литературных произведений в ежемесячник разнообразны. Писатель В. Кондратьев предложил повесть «Этот сорок восьмой...», а исключительное право первой публикации новых глав из
книги-интервью о Владимире Высоцком «Живая жизнь» было предоставлено редакции В. Перевозчиковым, новой повести «Сегодня утром пел удод» - ставропольским писателем Г. Шумаровым.
Встречались и перепечатки из других изданий, например, отрывок из повести «Жизнь» А. Лосева попал со страниц журнала «Юность» (№ 5 за 1990 год), а пьеса Н. Космина «Журавлик золотой», посвященная А. И. Солженицыну, опубликована в № 4 журнала «Театр» за 1991 г.
Одновременно с газетой с апреля 1990 года редакция «45-й параллели» осуществляла выпуск ежемесячного литературно-художественного приложения «Круг чтения». В нем можно было найти и переводы зарубежной литературы, и произведения наших соотечественников - от новелл до романов.
Многочисленные рубрики «Впервые на русском», «Версия», «Детектив», «Фантастика», «Мистика», «Курьез» привлекали любителей литературы. Цель приложения -познакомить читателей с малоизвестными авторами и неизвестными книгами, поэтому наряду с произведениями Р. Брэдбери, С. Кинга, А. Кристи, Г. Леру, Дж. Х. Чейза публиковались новеллы, рассказы, повести Фергуса Хьюта, Джона Генри Рида, Джозефа С. Флетчера, детектив Огаста Дерлета, истории о привидениях Рода Монтегю Джеймса, полицейский роман Фредерика Дара.
Рубрика «Впервые на русском» представила неизвестные рассказы Тима ОБрайена, Ирвина Шоу, новеллы Чарльза Джонсона. С неожиданной стороны редакция раскрыла Шарля Бодлера, опубликовав его главу из книги-эссе «Искусственный рай», написанную в 1860 году, в которой автор исследовал увлечение опиумом и гашишем.
Просветительская функция ежемесячника «45-я параллель» проявилась и в содержании рубрики «Парнас и Кавказ», посредством которой редакция знакомила любителей поэзии со стихотворениями М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского, К. Д. Бальмонта, А. А. Фета.
В рубрике «Шанс» печатались молодые авторы, в том числе бывший пятигорчанин Геор-
гий Власенко, живущий в Лос-Анджелесе, и жительница Крыма Марина Козлова.
Таким образом, исследование места и роли художественной литературы в структуре и идейной концепции ставропольской прессы анализируемого периода позволяет сделать вывод о преимущественном интересе к местной тематике. Вместе с тем ставропольские журналисты и редакторы в начале 1990-х годов расширяли сложившиеся традиции провинциальной печати: знакомя читателей с произведениями отечественных и зарубежных писателей, они представляли литературные явления прошлого и совре-
менности и тех авторов, которые имели определенную общественную позицию.
Анализ литературы как объекта отражения в региональной прессе подкрепляет высказанное учеными мнение, что СМИ стараются обеспечить постоянное коммуникативное взаимодействие между теми, кто создает духовные ценности общества, и теми, кто приобщается к ним (12). Ставропольские печатные издания начала 1990-х годов активно транслировали литературные ценности, формируя восприятие читателями отечественной литературы как части мировой культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы молодежной печати / под ред. доц. И. П. Магая. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
2. Белик В. И., Лепилкина О. И. Информационная политика ставропольской прессы первой половины 1980-х годов в области культуры //Вестник Ставропольского государственного университета. — 2010. — № 67 (2). — С. 121— 127.
3. Еще одно издание // Ставроп. правда. — 1990. — 11 апр. (№ 83).
4. Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. - М.: Изд-во МГУ, 2001.
5. Золотухин А. А. «Эпохи» новейшей истории СМИ //Вестник Воронежского государственного университета. — Сер.: Филология. Журналистика. — 2005. — № 2. — С. 182—185.
6. Компанецкий А. Широты «45-й параллели» // Ставроп. правда. — 1991. — 26 нояб. (№ 235). — С. 2.
7. Корнеева М. Д. Ставропольская пресса конца ХХ века: структурно-типологическая трансформация: моногр. / под ред. О. И. Лепилки-ной. — Ставрополь: ОАО «Издательско-полиграфическая фирма «Ставрополье», 2007.
8. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917—2000): учеб. комплект. — М.: Флинта; Наука, 2002.
9. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 — начало XXI в.: учеб. пособие / под ред. Я. Н. За-сурского. — 3-е изд., доп. — М., 2005.
10. Олешко В. Ф. Заложники гласности?.. Молодежная печать второй половины 80-х го-
дов: характер изменений, тенденции развития, противоречия. - Екатеринбург: МИПП «РАФИС», 1992.
11. Система средств массовой информации России / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др.; под ред. Я. Н. Засур-ского. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 72.
12. Типология периодической печати /М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др.; под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Рес-нянской. - М.: Аспект Пресс, 2007. - С. 12.
13. 16. Туз Г. Г. Альманах «Ставрополье» в перестроечный период // Ставропольская журналистика: история и современность: материалы конференции / под ред. А. А. Серебрякова, О. И. Лепилкиной, Е. Н. Ежовой. -Ставрополь: ГУП СК, 2004. - С. 141-149.
14. 17. McNair В. Media in post-Soviet Russia: an overview // European journal of Communications. - 1994. - Vol. 9.
Об авторах
Белик Вера Ивановна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», соискатель кафедры истории и теории журналистики. Сфера научных интересов - история ставропольской журналистики XX века. [email protected]
Лепилкина Ольга Ивановна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой истории и теории журналистики, старший научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН. Сфера научных интересов - история провинциальной журналистики, информационная политика региональных СМИ. [email protected]