Научная статья на тему 'Формирование структуры специализированной прессы на Ставрополье в конце XX века'

Формирование структуры специализированной прессы на Ставрополье в конце XX века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПРЕССА / НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Корнеева Мария Дмитриевна, Лепилкина Ольга Ивановна

Статья посвящена исследованию процесса формирования новой для региона специализированной прессы, выявлению специфики отдельных ее типов в последнем десятилетии ХХ века. Статья подготовлена в рамках проекта: «Формирование современной российской идентичности и патриотизма как консолидирующей основы поликонфессионального и полиэтничного социума» программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование структуры специализированной прессы на Ставрополье в конце XX века»

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПРЕССЫ НА СТАВРОПОЛЬЕ В КОНЦЕ XX ВЕКА

М.Д. Корнеева, О.И. Лепилкина

DEVELOPMENT OF DESIGNATED PRESS STRUCTURE IN STAVROPOL TERRITORY IN THE END OF THE 20th CENTURY

Korneeva M.D., Lepilkina O.I.

The article is devoted to the study of the development process of designated press being new for the region; to the revelation of its separate types' specifics in the last decade of the 20th century.

The article has been prepared in the frames of the project "The Development of the Contemporary Russian Identity and Patriotism as the Consolidating Basis of Polyprofessional and Polyethnic Society" of the Russian Academy of Science Presidium fundamental research program "Peoples and Cuttures' Adaptation to Environment Changes, Social and Technogenetic Transformations".

Статья посвящена исследованию процесса формирования новой для региона специализированной прессы, выявлению специфики отдель-ных ее типов в последнем десятилетииХХвека.

Статья подготовлена в рамках проекта: «Формирование современной российской идентичности и патриотизма как консолидирующей основы поликонфессионального и полиэтничного социума» программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям».

УДК 82.08«19»(470.63)

Кардинальная смена политических ориентиров в России, внедрение новой государственной идеологии в начале 90-х годов двадцатого века, изменение социальной структуры общества не могли не оказать влияния на модельный конгломерат всей российской прессы. Открытость общества, стремительное подтягивание страны к стандартам западной цивилизации обусловили проблему освоения различных моделей печатной периодики. Печать оставалась ведущим коммуникатором в системе СМИ, а «специфика СМИ как типа коммуникативной деятельности формирует и систему типологических признаков, которые участвуют в создании структуры средств массовой информации» (7, с. 36). Появление новых социальных групп, объединений людей организованных интересов, с дифференцированными потребностями стимулировали возникновение специализированных изданий. Особенно выпукло данный процесс проявился в регионах, где специализированная пресса в советское время была представлена крайне скудно.

Ставропольская краевая периодика к началу 1990-х годов представляла собой комплекс краевых, областных (в состав края в ту пору входила Карачаево-Черкесская автономная область), городских и районных общеполитических газет, партийного жур-нала «Агитатор Ставрополья», а также двух еженедельников - «Ставропольская неделя» и «Кавказская неделя» с объявлениями и программой передач центрального и краевого телевидения. Специализированным изда-

нием в системе периодики являлся, по существу, только литературно-публицистический альманах «Ставрополье» - орган краевой и областной писательских организаций.

Диверсификация прессы Ставрополья началась в конце 1980-х и продолжилась в 1990-х годах. Периоды наиболее активного формирования новой структуры печатных СМИ на Ставрополье приходятся на 19911993 и 1996-1998 гг., чему в немалой степени способствовало развитие медиа-бизнеса. В крае начали действовать информационно-издательское предприятие «Сенгилей» (1991 - 1993 гг.), акционерное общество «АСОК Пресс» (1991-1997 гг.), издательство «Кавказский край» (1991-1993 гг.), агентства «Кавказинтерпресс» (с 1993 г.) и «Югин-форм» (с 1997 г.).

Первым новым изданием в структуре краевой прессы стала еженедельная газета «Курьер» (1988 - 1994 гг.), которую издавало одноименное агентство, организованное при городском комитете ВЛКСМ в г. Черкесске, столице Карачаево-Черкесии. Газета реализовывала контактную (рубрика «Бюро знакомств»), рекламную («Меняю», «Куплю», «Продаю», «Услуги», «Работа», «Разное»), развлекательную (страница юмора «Веселиада», гороскопы, анекдоты и т.д.) функции. Позиционируя себя поначалу как информационно-рекламный еженедельник, «Курьер» вскоре стал расширять область информационного внимания, последовательно и критично оценивая практику реального советского социализма. При этом анализу подвергались те события в прошлом, которые замалчивались при советской власти. Много внимания массовый еженедельник уделял неформальным, сенсационным явлениям.

Характеристики издания, удовлетворявшего, по выражению редактора В. Кус-това, «информационный голод», который ощущало в тот период общество, в совокупности не соответствовали в полной мере какой-то определенной типологической модели. «Курьер» был создан по принципу «концептуального перемешивания черт», присущих качественному, массовому и таблоидному типу, примером которого известный

исследователь журналистики Л.Л. Рес-нянская считает «Московский комсомолец» (4, с. 3-14). Востребованность «Курьера» подтверждал его тираж, который к 1990 году достиг рекордного для периодики Ставрополья уровня в 150 тысяч экземпляров.

Появление еженедельника «Курьер» в традиционном информационном поле свидетельствовало о растущей роли коммуникативного аспекта в социальной реальности. Потребности в новых коммуникативных моделях росли, и дальнейшее развитие системы печатных средств массовой информации на Ставрополье подтвердило тезис учёных о формировании в ту пору новой коммуникативной основы общества (7, с. 36).

Именно «Курьер» с его невыраженной типологической характеристикой, вобравшей в себя функции рекламного, делового, литературно-публицистического, общественно-политического, развлекательного издания, на наш взгляд, проложил путь поя-вившиейся позднее в крае специализированной периодике.

После «Курьера» возникли следующие группы специализированных изданий: литературно-публицистический ежемесячник «45-я параллель», культурологические («Кавказский край», «Вестник Кавказа» и «Тифлисские ворота»); религиозные («Православный вестник Ставрополья», «Светоч», «Голос православия» и «Православный Кисловодск»); казачьи («Казачье слово», «Казачьи вести»); иноэтничные («Гамайник», «Эребуни», «Парасто»); корпоративные («Северо-Кавказский банк», «Работа» (департамента Федеральной службы занятости); «Дни и ночи» (управления внутренних дел по Ставропольскому краю); деловые («5 дней», «Ставропольский бизнес»), женская газета («Между нами, женщинами»), пресса групп по интересам («Дачная газета», «Ав-тоинформ», «Домашняя») и др.

«45-я параллель», «Кавказский край» (на первоначальном этапе) и другие культурологические издания раздвигали рамки представлений читателей о мире, истории и культуре, литературно-художественной сфере и были адресованы широкому кругу интеллигентной публики. Возникнув по запро-

су последней, газеты демонстрировали признаки качественных изданий, «открытых для публичных обсуждений смысловых вопросов», реализующих «аналитический подход к политическому, социально-

экономическому процессам, событиям культурной жизни» (7, с. 54).

В декабре 1990 года вышел пробный номер первой в новейшей истории края деловой газеты «5 дней», созданной бывшими сотрудниками «Ставропольской правды», организовавшими информационно-издательское предприятие «Сенгилей». Появление издания данного типа, которое мы также относим к качественной периодике, можно рассматривать как знаковое событие в развитии системы ставропольских СМИ, как реакцию на всё возраставшее влияние экономики на все сферы общественной жизни, возникновение аудитории с дифференцированными информационными потребностями, в том числе с деловыми интересами.

Говоря о ведущих типологических признаках газеты «5 дней», отметим, прежде всего, целевое назначение издания (предоставление читателям универсальной и прикладной деловой информации) и направленность на освещение экономических тем, в первую очередь, а также обращение к общественно-политической, культурной, рекреативной тематике. Целевой аудиторией газеты был, главным образом, нарождавшийся класс бизнесменов, среди них топ-менеджеры, мелкие предприниматели, а также управленцы госсектора экономики, политики. Способ отражения действительности в газете сложился преимущественно аналитический.

Употребляя по отношению к еженедельнику «5 дней» определение «качественная газета», вслед за исследователями прессы считаем, что оно характерно для тех изданий, «которые имеют доступ к основной экономической, социальной и политической информации, обладают способностью <...> объективно представить её обществу, могут отразить широкий спектр мнений и суждений <...>, отвечают за достоверность публикуемых сообщений и в состоянии проанализировать информацию с точки зрения её ак-

туальности и правдивости» (5, с. 5). Добавим к перечисленным критериям тезис о том, что «качественная пресса в своей деятельности опирается на доктрину социальной ответственности журналистики» (9, с. 112). Именно такой подход отличал журналистов газеты «5 дней», выполнявшей также непосредственно-организаторскую роль, воспитывавшей и просвещавшей деловое сообщество края. Таким образом, первое деловое издание постсоветского периода на Ставрополье стремилось соответствовать критериям качественной прессы.

Позже, в 1994 году, местное агентство «Кавказинтерпресс» представило на региональный рынок прессы ещё одно издание этого типа - еженедельную газету «Ставропольский бизнес», реализовывающую функции информирования (о новостях российского и, главным образом, регионального бизнеса), консультирования (по вопросам ведения своего дела, анализа деловых предложений и состояния рынка товаров и услуг), комментирования (толкования решений органов власти в области бизнеса, законодательных актов, регулирующих деловую сферу и т.п.). Функциональным качествам издания соответствуют рубрики «Деловое предложение», «Актуальная экономика», «Деловое обозрение», «Финансы», «Рынок товаров и услуг», «Недвижимость». В отличие от газеты «5 дней», тексты которой были публицистичны, писались ярким, образным языком, материалы «Ставропольского бизнеса» более утилитарны. Общение с читателем в этой газете ведётся в спокойном, рассудительном тоне, речевые особенности журналистских текстов подчинены главной концептуальной цели издания - достижению предельной ясности и доступности представляемой читателю информации.

Пользуясь определением исследователя А.Н. Алексеева, можно утверждать, что и газета «5 дней», и «Ставропольский бизнес» представляли собой «принципиально новый газетный тип, адресующий свою информацию нарождающемуся «среднему классу», деловым людям, а иногда и более широкому читателю и отвечающий современным условиям и запросам экономиче-

ской трансформации общества» (1, с. 25).

В 1991 году впервые в постсоветской истории читатели получили региональную религиозную газету. Это был ежемесячный «Православный вестник Ставрополья», выходивший немалым для того времени тиражом от 16 до 30 тысяч экземпляров в течение двух с половиной лет. Учредителем издания выступила Ставропольская епархия, издателем - вышеназванное производственно-информационное предприятие «Сенги-лей».

«Учитывая, что служение Церкви протекает сейчас в условиях существенного расцерковления общества, далеко отошедшего от своих духовных основ, миссионерский уклон в православных СМИ <...> должен быть преобладающим», - так осмыслялась задача, стоящая перед редакциями в период формирования новой религиозной периодики в конце прошлого века, на первом Конгрессе православной прессы (2, с. 133). Этим и объясняется, вероятно, что в ставропольском православном издании ведущими были именно миссионерская, катехизаторская и духовно-просветительская линия, реализовывалась функция религиозной коммуникации.

Группу конфессиональных изданий в крае в начале 1990-х годов пополнили также малотиражные, до тысячи экземпляров, газеты «Православный Кисловодск», «Голос Православия» (г. Пятигорск), «Светоч» (ст. Константиновская). Все эти издания объединяло стремление к восстановлению отеческой православной веры, возвращению к духовным корням и многовековым традициям христианства (3, с. 58-59).

В 1997 году опыт православного издания на Ставрополье получил продолжение в виде газеты «Благовест». Издателем выступила Церковь Святого апостола Иоанна Богослова (село Тугулук Грачёвского района Ставропольского края). Внутренняя структура «Благовеста» содержала рубрики «Слово пастыря», «Сельский храм», «Поэзия», «Судьбы», «Из духовного наследия», «Письмо из прошлого», «Православная этика», «Училище благочестия».

Православное печатное издание отли-

чалось строгим оформлением. Подбор материалов - от обращений высоких клириков до публикаций исторических статей богословов, популярных нравоучений в рубрике «Воскресная школа», образцов духовной поэзии великих русских поэтов отличала высокая редакторская культура. Как показывает анализ номеров газеты, издатели видели её целевое назначение в удовлетворении духовных запросов населения, а также в выполнении функции религиозной коммуникации и просветительской функции. Газета начинала с публикации молитв, советов верующему о том, что делать и как вести себя в храме, как готовиться к исповеди, знакомила с житием святых апостолов. Как и первое религиозное издание «Православный вестник», она рассказывала о радетелях за русскую церковь, о подвижническом труде лучших священнослужителей епархии.

К концу 1997 года свет увидели девять выпусков «Благовеста», к тому времени был сформирован редакционный совет издания, а отец Игорь Подоситников, настоятель церкви в Тугулуке, стал его главным редактором.

В 1998 году газета, став епархиальной, уточнила своё название. С тех пор это «Ставропольский благовест». География ее распространения включает территории Ставропольского края, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии - Алании, Дагестана, Ингушетии и Чечни.

В течение всего последнего десятилетия прошлого века на Ставрополье шёл активный процесс самоорганизации казачьего населения. В это время предпринимались неоднократные попытки создания прессы соответствующего направления. В 1994 году Невинномысский казачий отдел, куда входят также казаки граничащего с городом Невин-номысском сельского Андроповского района, приступил к выпуску региональной газеты «Станичник» с периодичностью выхода один раз в месяц и тиражом в 900 экземпляров. Девиз газеты звучал так: «Благо России - превыше всего!». В то время активизировалось обсуждение вопроса о земле, что побуждало казачье сообщество апеллировать к власти, предостерегая её от необду-

манных действий по разделу земли. Об этом свидетельствует опубликованное на первой полосе четвёртого номера газеты (точная дата не указана) открытое письмо казачьего круга Андроповского района Ставропольского края ко всем казакам России, ко всем россиянам, в котором изложены требования: «1. Всем парламентариям России, членам правительства и самому Президенту раз и навсегда отрешиться от попыток превратить российскую землю в предмет купли-продажи <...> 3. Запретить любые дальнейшие дурно задуманные экономические эксперименты над народом России. Ведь мы же живые люди и это надо помнить свято всем, как и то, что наше терпение не беспредельно».

Следующая попытка развития казачьих изданий связана с ежемесячником «Ставропольский казачий вестник» - газетой Ставропольского казачьего войска, зарегистрированной в Ростове-на-Дону 21 марта 1995 года. Над фирменным заголовком первого номера - девиз: «Душу - Богу, сердце -людям, жизнь - Отечеству, а честь - никому!». Со второго номера девиз издания изменился: «Отечество. Православие. Справедливость». Тираж не превышал 5 тысяч экземпляров, выходила она нерегулярно и продержалась до 1997 года включительно.

В 1998 году поиски казачьей общественностью своего достойного места в информационном пространстве края, наконец, увенчались успехом. При содействии правительства Ставропольского края с середины года начала выходить ежемесячная газета «Казачий Терек», учредителем которой выступило Терское казачье войско. На первой полосе, как правило, публиковались официальные материалы войска (решения, заявления, обращения), сообщения о значимых для казачества событиях, комментарии правительственных решений о казачестве, по другим жизненно важным сферам. Содержание внутренних полос было подчинено постоянным рубрикам «История и современность», «Порубежье», «Духовность», «Круг», «На русском направлении».

Одной из важных тем для издания в ту пору стало проведение второго этапа анти-

террористической кампании в Чечне. Освещение событий кампании занимало значительное место в ежемесячнике. Примечательно, что позиция казачества порой расходилась с официальной точкой зрения, и это находило отражение в издании. Резко критично, к примеру, комментировала газета высказанную помощником президента России Сергеем Ястржембским идею особого статуса Чечни, названную в газете сепаратизмом. Большое внимание газета уделяла истории казачества, воспитанию духовности, теме патриотизма. Редакция поощряла литературное творчество читателей, публиковала стихи и прозу, подчёркивая казачье происхождение авторов.

Разумеется, главное место в газете занимала тема становления и развития казачьего движения, придания казачьим структурам государственного статуса. Эти вопросы обсуждались в рубрике «Круг». Много внимания редакция уделяла воспитанию казачьей молодёжи в славных боевых и трудовых традициях отцов. Различными публикациями отмечались основные православные даты.

В 1990-х годах на Юге России, где исторически сложился полиэтничный состав населения, активизировался процесс самоидентификации не только казачьего сообщества, но и национальных диаспор. Попытки издания своих газет предпринимали украинцы, греки и немцы, проживающие на территории Ставропольского края. У греческого сообщества появилась газета «Парасто». Но последовательно реализовать идею национальной периодики смогла только диаспора армянского населения, занимающего в крае, по данным последней переписи, третье место по численности после русских и украинцев. Первым периодическим изданием стал ежемесячник «Гамайник», которое в 1991 году учредило армянское культурное общество «Айк» в г. Пятигорске, однако этот опыт оказался кратковременным. И только в 1994 году стабильно стала выходить истори-ко-культурологическая газета «Эребуни», которую учредило одноимённое общество армянской культуры в Ставрополе. В 1997 году пресса армянской общины Ставрополь-

ского края пополнилась ещё одним изданием - «региональной социально-культурной газетой» «Пятигорский армянский вестник», распространяющейся во всех городах Кавказских Минеральных Вод. Учредил издание Совет армянской национально-культурной автономии города Пятигорска.

Свой вклад в формирование ставропольской специализированной прессы внесло акционерное общество «АСОК Пресс». Его история началась в 1991 году с выпуска газеты «Киновидеоэкран», соответствовавшей основным признакам «квалоида», т.е. «качественного таблоида» (термин введён в научный оборот российским исследователем современной зарубежной прессы Е.Л. Вартановой вслед за известной шведской журналисткой К. Юттерстрем) (6, с. 30-31). Газета предоставляла читателям, помимо перепечаток и дайджестов популярных западных изданий о жизни и работах кинозвёзд, немало качественной информации о мировом киноискусстве, знакомила со сценариями художественных фильмов и новой литературой.

На рынок местной прессы акционерное общество представило также издания других типологических характеристик - газету «Антиспид», приоритетной областью информационного внимания которой была интимная сфера, актуальная в ту пору проблема сексуального просвещения и воспитания культуры взаимоотношения полов; до-суговый журнал-дайджест «АСОК Пресс магазин», источником информации для которого служили более двадцати зарубежных и российских изданий; детский журнал «Вовочка» с тематическими выпусками, решавший просветительские задачи; рекламно-информационную газету «АСОК Пресс базар», ставшую самым прибыльным изданием акционерного общества.

Агентство «Кавказинтерпресс», позиционировавшее себя как крупнейшую информационно-рекламную структуру на Юге России, начало выпуск газет разных типов в 1993 году: рекламных («Всё для вас», «Электричка»), развлекательных («Флирт», «Нескучная газета», «Караван-сарай», «Тет-а-тет»), газет для групп по интересам «Ай-

болит. Медицина. Здоровье. Жизнь» и «Круглый год: дом, сад, огород». За исключением «Караван-сарая», «газеты для мужчин», все эти издания и сегодня остаются на рынке ставропольской и российской прессы.

В 1996-1998 гг. получила развитие группа рекламных изданий («Экстра-КП», «Недвижимость и финансы», «Шанс-КМВ»). Новым явлением в структуре ставропольской специализированной прессы стали молодёжные («Кстати» и «Площадка»), экологическая («Зелёный портфель») газеты, деловой («Ставрос-Юг») и медицинский («Авиценна») журналы. К концу века к ним прибавились узкоспециализированные издания («Ставропольский компьютерный вестник», «Юрист Ставрополья», «Беженец»).

Структура специализированной периодики отличалась в конце XX века неустойчивостью, связанной, главным образом, с объективными экономическими причинами. В то же время среди факторов, обусловивших «короткие биографии» некоторых изданий, были неопределённость аудиторной составляющей, т.е. отсутствие точного социального адреса, несвоевременная корректировка (или неосуществление таковой) области информационного внимания, недооценка конъюнктуры и отсутствие грамотного менеджмента, а также иные субъективные обстоятельства.

Тем не менее, на Ставрополье к середине 1990-х годов сложилась новая, отмеченная типологическим разнообразием специализированных изданий структура печатных СМИ, продолжающая свое развитие и в настоящее время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 1998. - №3. - С. 14-30.

2. Кашеваров А.Н. Печать Русской православной церкви в XX веке: Очерки истории. -СПб., 2004.

3. Макарова О.А. Функции и структура современных средств массовой информации Русской православной церкви на Ставрополье // Ставропольская журналистика: история и современность: Материалы конференции /

Под ред. А.А. Серебрякова, О.И. Лепилкиной, Е.Н. Ежовой. - Ставрополь, 2004. - С. 5762.

4. Реснянская Л.Л. Общероссийские газетные издания // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2000. - №4. - С. 3-14.

5. Румин Ислам. Взгляд в зеркало: что и почему сообщают СМИ (обзор) // Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии / Пер. с англ. - М., 2005.

6. Средства массовой информации постсоветской России / Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, И.И. Засурский и др.; под ред. Я.Н. Засур-ского. - М., 2002.

7. Типология периодической печати / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. - М., 2007.

Об авторе

Корнеева Мария Дмитриевна, профессор кафедры истории и теории журналистики Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - новейшая история региональной отечественной журналистики; государственная информационная политика. к] [email protected]

Лепилкина Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой истории и теории журналистики Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - типологическое развитие и информационная политика провинциальной прессы в ХУШ-ХХ вв. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.