ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 070.23(470) ББК 76.004.72(2Рос)
Оксана Витальевна Коханая
аспирант, кафедра культурологии и антропологии, Московский государственный университет культуры и искусств,
г. Москва, Российская Федерация, e-mail: kokhanaya@mail.ru Oksana V. Kokhanaya
post-graduate student, The Department of Culture and Anthropology,
Moscow State University of Culture and Arts, Moscow, Russian Federation, e-mail: kokhanaya@mail.ru
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ
В статье анализируется роль региональных СМИ в сохранении и популяризации традиционной культуры России, ее православных основ, подчеркивает вклад православных СМИ в дело духовного просвещения и воспитания, в формировании массового сознания российского общества, осознания его сопричастности к единой культурной общности, к национальной культуре, подробно описывается функционирование православной периодики в регионах. В статье утверждается, что образ Русской Православной Церкви в СМИ отражает сущность специфического государственного института, который освящает действия властей и является охранителем русской культуры. Также рассматривается вклад средств массовой информации в освещение и привлечение внимания к культуросохраняющей деятельности реставратора, искусствоведа, публициста и популяризатора культурного наследия городов российской провинции Саввы Ямщикова.
Ключевые слова: культуросохраняющая функция, православные СМИ, Савва Ямщиков.
THE ROLE OF REGIONAL MEDIA IN PRESERVING OF CULTIRAL HERITAGE OF RUSSIA
The author analyzes the role of regional media in the preservation and promotion of traditional culture of Russia, its orthodox frameworks emphasizes the contribution of the orthodox mass media in the matter of spiritual enlightenment and education in the formation of the mass consciousness of the Russian society, the awareness of his belonging to a single cultural community, to national culture, a detailed analysis of the functioning of the Orthodox periodical press in the regions in the article. The author notes that the image of the Russian Orthodox Church in the media reflects the essence of specific state institution, which sanctifies the actions of the authorities and is the guardian of Russian culture. It also considered the contribution of the mass media in the coverage and attract attention to kulturosohranyayuschey activities of restorer and art historian, writer and popularizer of the cultural heritage of the cities of Russian province Savvy Yamschikova.
Keywords: kulturosohranyayuschaya function, orthodox mass media, Savva Yamschikov.
© О.В. Коханая, 2014
74
Сегодня, в эпоху духовной и культурной дезориентации и системной подмены истинных ценностей потребительскими предпочтениями как никогда актуальной становится задача сохранения и пропаганды культурного наследия. Не менее важным является вопрос о средствах межпоколенной трансляции опыта, ведь именно от этого зависит возможность воспроизведения следующих поколений как культурно развитых и образованных людей.
В последние годы средства массовой информации зачастую выступают в качестве механизма упрощения, примитивизации мыслей, желаний и потребностей человека. Они ведут планомерную подмену истинных культурных и духовных ценностей на псевдоценности и симуля-кры, ставя современное «концептуальное» псевдоискусство на одну ступень с подлинными шедеврами профессиональной, мастерской, глубокой или же просто прекрасной живописи; выдавая бестолково эклектичные строения за архитектурную постройку, называя откровенные беспардонные варварские поновления памятников искусства реставрацией и т.д. Бесспорно, не все зрители, слушатели, читатели хотят быть потребителями жвачки и пер-фомансов, поэтому и необходимо поддерживать и развивать культуро-сохраняющую функцию СМИ.
Одним из основных средств трансляции и популяризации традиционной и современной подлинной культуры ныне являются те средства массовой информации, которые, качественно освещая культурно-образовательные и развивающие программы, художественные выставки, реставрационные биенале и т.д., привлекают различные социальные группы к восприятию и осмыслению культурного опыта нашей страны, на-
рода, а значит, и к самоидентификации личности и определения ею своего места и роли в обществе и мире.
Интересно отметить тенденцию динамичного развития православных СМИ, пытающихся активно выполнять культуросохраняющую функцию журнальной периодики,— это «Фома» (г. Москва), «Нескучный сад» (г. Москва), «Радонеж» (г. Москва), «Всерусский собор» (г. Санкт-Петербург), «Вода живая» (г. Санкт-Петербург), «Духовный собеседник» (г. Самара), «Кириллица» (г. Нижний Новгород), «Образ жизни» (г. Воронеж). Эти издания адресованы, в том числе, и широкой аудитории. Публикуя материалы из истории религии и церкви, осмысливая общечеловеческие проблемы бытия, связывая их с возрождением религиозного самосознания современного общества, они успешно выполняют одну из основных задач СМИ: не только развивать читателя как культурного и образованного человека, способного устоять на полях информационных войн, ставших реальностью в ХХ! в., но и одерживать победы в этих баталиях за умы и души собеседников, особенно юных, которым «здесь» и «сейчас» необходимо понять многие вопросы бытия, в том числе, вопросы, связанные с духовностью, верой, с традиционным вероисповеданием.
В начале 90-х гг. практически повсеместно возобновила свою деятельность православная епархиальная печать. Во многих епархиях выходит по нескольку изданий, учредителями которых выступают региональные епархиальные управления. Одно из них, как правило, является официальным органом управления и соответственно публикует центральные и местные новости в деятельности церкви, материалы из истории христианства, проповеди, святоотеческие и богословские про-
изведения, материалы, посвященные истории и традициям православия. Развиваются издания, полагающие своей основой духовно-просветительскую деятельность.
С января 2007 г. в Петербурге выходит православный ежемесячник «Вода Живая». Это новая, изменившая формат и звучание, версия журнала «Санкт-Петербургский церковный вестник», официального издания Петербургской епархии Русской Православной Церкви, основанного в 1875 г. и возобновленного в 1993 г. (создана и электронная версия издания: http://www.aquaviva. ш). Главный редактор — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Фактически же редакционно-издательским процессом руководит протоиерей Александр Сорокин, председатель издательского отдела епархии. Его усилиями собран коллектив авторов и редакторов, превративших некогда официозное СМИ во вполне конкурентоспособное издание.
«Вода Живая» — прежде всего журнал для интеллектуалов, людей задумывающихся о мироустройстве и нуждающихся в серьезном периодическом издании. На страницах журнала, разумеется, можно найти и хронику епархиальной жизни, и богословские научные статьи. Вместе с тем общая направленность журнала — это жизнь современного общества, которая делает издание полемичным, интересным, философским, одним словом — живым. Журнал отзывается на все перемены в жизни общества. В сферу его интересов попадают наука и городское устройство, история и архитектура, культура и благотворительность, образование и семейные ценности, духовная и светская жизнь города. «Вода» публикует на своих страницах рецензии на книги и фильмы,
очерки о путешествиях, интервью, анализирует светские события. Одной из особенностей журнала можно назвать рубрику, где из номера в номер дается всестороннее объяснение христианских символов. Например, в первом номере рассмотрена вода как сакральный символ. Разумеется, «Вода Живая» — это православный журнал, редколлегия которого заинтересована в том, чтобы его прочло как можно больше людей.
Все вышеперечисленные издания имеют одно любопытное сходство — внешний облик. Это глянцевый формат, богатый иллюстративный материал, шрифтовое оформление и верстка, традиционные для светских изданий. Это говорит и об их общем стремлении выйти на массового читателя. Следовательно, православная периодика, в попытке выйти на российский рынок СМИ, испытывает те же «болезни роста», что и издания светские. Сегодня по формальным потребительским характеристикам (периодичность, формат, цвет, качество бумаги), например, журнал «Фома» относится к числу «глянцевых». С точки зрения содержания журнал, безусловно, таковым не является.
Главный редактор «Фомы» Владимир Легойда не раз подчеркивал в своих интервью, что само слово «православный» зачастую отпугивает потенциальных читателей. Журнал, на обложке которого написано «православный», в современной России по определению не может стать массовым. По мнению В. Легойды, будущее за изданиями, которые не будут открыто позиционировать себя как православные. Перспективно, если православные журналисты и издатели, объединяясь в творческий редакционный коллектив, будут создавать издания самых разных направ-
лений (общественно-политические, молодежные, женские). Но оценка событий, фактов, явлений будет даваться с православной точки зрения. За изданиями такого рода будущее, — считает главный редактор «Фомы» [2].
Среди епархиальной периодики доминируют газетные издания. Однако в митрополиях и крупных епархиальных управлениях издаются журналы, что дает возможность более эффективно вести широкую информационную, просветительскую и катехизаторскую работу. Такое сочетание целевых задач характерно практически для всех епархиальных журналов и определяет их типологическую группу официальных многопрофильных изданий. Этой модели придерживаются «Воронежский епархиальный вестник», «Тверские епархиальные ведомости», «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» и другие журналы [1]. Ориентируясь в первую очередь на священнослужителей и воцерковлен-ных читателей, постоянных прихожан храмов, эти издания адресуются и широкой аудитории, публикуя материалы из истории религии и церкви, рассуждая по общечеловеческим проблемам, связывая их с возрождением религиозного самосознания современного общества [5].
Культуросохраняющую функцию осуществляют практически все епархиальные издания, не только журналы, но и газеты: хотя газеты ограничены объемом, все-таки большинство из них, помимо информационных, выполняют задачи духовного просвещения и воспитания. Это костромская епархиальная газета «Благовест», ставропольская епархиальная газета «Ставропольский благовест», газета Краснодарского Епархиального управления «Православный голос Кубани», «Майкоп-
ский церковный вестник», «Курские епархиальные ведомости», «Благодатные лучи» — вестник Псковской епархии, «Астраханский православный собеседник», «Церковный вестник Ростовской Епархии» и «Церковные ведомости» Ростовской-на-Дону епархии РПЦ, «Юг Православный» Свято-Никольского прихода г. Таганрога и множество других. Они развивают общие для всех газет подобного типа проблемно-тематические направления: публикуют официальную хронику из жизни Московского Патриархата и местной епархии, отрывки из святоотеческих трудов, материалы о чудотворных иконах и святынях края, духовные поучения, проповеди, молитвы и т.п.
Таким образом, официальные епархиальные газеты и журналы составляют единую типологическую группу, которую можно обозначить как информационные, духовно-просветительские издания. При этом каждое из них разрабатывает свои рубрики, ищет новые подходы к традиционным темам и проблемам, выбирает собственные приоритетные направления[3].
Православные периодические издания не оставляют без внимания и детскую аудиторию. Московский Патриархат выпускает ежемесячный журнал «Пчелка». Уфимское епархиальное управление уже несколько лет издает красочный литературно-художественный журнал для детей «Купель», православная община Храма св. бессребреников Косьмы и Дамиана в Шубине — цветной иллюстрированный журнал для дошкольников «С нами Бог». В Южном федеральном округе на территории Ростовской области один раз в месяц выходит в свет газета для детей «Свечечка» православной религиозной организации Прихода Свято-Георгиевского в с. Ряженое Матвее-
во-Курганского района. Занимаются изданием религиозных журналов для детей и общественные организации. Так, Российский детский фонд выпускает детский православный журнал «Божий мир»1.
Важнейшую роль в формировании массового сознания, возвращении ценностей традиционной культуры России играют электронные СМИ. Сегодня уже можно смело говорить о православном Интернете, десятках православных серверов. Православный Интернет в России зародился в 1996 г., когда была открыта страничка Нижегородской епархии. Чуть позже появилась в сети и Московская Патриархия (http://www.patharchia. ru). В перечень известных православных сайтов следует включить сайт диакона Андрея Кураева (http://www. kuraev.ru), порталы «Религия и СМИ» (http://www.religare.ru), «Православие и мир» (http://www.pravmir. ru), «Слово» (http:// www.portal-slovo.ru) и др.
Пользуется популярностью сайт «Россия православная» (http://www. orthodoxy.ru) и его многочисленные домены третьего уровня, такой, например, как http://www.radonezh. orthodoxy.ru (радиостанция «Радонеж»). Слушателям европейской части России широко известна эта православная радиостанция, имеющая передатчик 612 кГц (СВ) и вещающей три часа в сутки. Также ведет свое вещание на средних волнах (437 м (АМ 684 кГц)) и тоже три часа в сутки «Православное радио Санкт-Петербурга». Есть основание говорить об общей концепции вещания этих радиостанций. В эфир выходят пасторские проповеди и беседы, уроки Закона Божия и церковнославянского языка, беседы по исто-
1 URL: http://evartist.narod.ru/text/ 63.htm.
рии Русской православной Церкви, душеполезные чтения из святоотеческого наследия, а также беседы в прямом эфире с педагогами, деятелями культуры и искусства, учеными и др.
Сложность современной политической жизни и неразрешенность многих общественных проблем вызвали появление еще одного, достаточно распространенного типа — религиозно-политических изданий, имеющих конкретную политическую направленность, как правило, монархическую. Например, в газете Тверской епархии «Православная Тверь» наряду с традиционными для церковного издания рубриками «Церковный календарь», «Проповедь», «Святоотеческое наследие», «Основы веры» в газете регулярно появляются и такие, как «Эсхатология» (освещение пророческой и апокалиптической литературы), «Православная мысль», под которой публикуются материалы с резкой критикой экуменический идеи, «Монархическая государственность» и т.п. Редакция газеты «Православная Тверь» целенаправленно проводит мысль о монархии как единственном пути спасения российской государственности[6].
Вопросам пропаганды и возрождения церковного искусства и церковных ремесел посвящены: во многом, специализированный искусствоведческий журнал «Хоругвь», выпускаемый Спасо-Андрониковым монастырем, и красочный иллюстрированный журнал «Храм», учрежденный Независимым фондом возрождения церковного искусства. Создаются новые по видам и формам издания, в частности различные приложения (тематические вкладыши — «газета в газете», дайджесты, отдельные приложения.) Газета «Православный Санкт-Петербург»
выпускает сразу две «газеты в газете». Одна из них «Со-Весть», с подзаголовком «Сборник православных изданий», является своего рода дайджестом, где публикуются наиболее интересные материалы других православных изданий: епархиальных, монастырских и т.п., которые не имеют выхода на широкую аудиторию. Другая «газета в газете» под названием «Горница» представляет собой «Собрание православных писателей» и публикует художественные произведения современных православных авторов и архивные материалы. С 1997 г. «Горница» стала выходить как самостоятельное издание. По мысли издателей, «Горница» может стать аналогом «Литературной газеты» для тех авторов и читателей, которые видят в православии основу и суть русской культуры [4].
Православная журналистика как нравственный регулятор в общей системе средств массовой информации играет важную и незаменимую роль. Средства массовой информации оказывают глубокое, поистине проникающее влияние на жизнь всего нашего общества. Но, к сожалению, духовные и нравственные ориентиры деятельности определенной части СМИ пропагандируют идеалы и ценности, глубоко чуждые россиянам. Наше, во многом дезориентированное общество, нуждается в таких средствах массовой информации, которые не только рекламируют и развлекают, но просвещают и воспитывают.
В настоящее время по инициативе Издательского совета Московского Патриархата и главных редакторов ведущих православных СМИ, для редакторов и сотрудников православной прессы периодически проходят семинары, известные под названием Клуба православных журналистов. Также с 2004 г. в России проходит
Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово», ежегодные Рождественские образовательные чтения [2].
Обобщенный образ Русской Православной Церкви в СМИ создает образ государственного института, который освящает действия властей и является хранителем русской культуры. С одной стороны, этот образ имеет массу положительных сторон, т.к. направлен на формирование в обществе идей и идеалов, способных противостоять разрушительному влиянию низкопробных продуктов массовой культуры. Но с другой стороны, появляется опасность неполного и однобокого восприятия самой сути церковной жизни. Конечно же, православие — это не просто государственный институт, это, прежде всего, живая вера русского народа (средствам массовой информации необходимо научиться говорить об этом понятным, современным языком). Развитие именно этой мысли хотелось бы видеть на страницах современных СМИ. Одной из важнейших задач СМИ должно стать как формирование, так и совершенствование культуры читателей, зрителей, слушателей, активное противодействие стремлению определенных кругов сформировать общество потребления в противовес обществу духовно-развитому. Духовность и нравственность — это то, без чего нация не может быть здоровой.
Одним из выдающихся популяризаторов культурного наследия городов российской провинции был Савелий Васильевич Ямщиков, советский и российский реставратор, историк искусства, публицист. Савва Ямщиков открыл жанр русского провинциального портрета XVШXIX вв., возродил к жизни имена неизвестных русских художников и иконописцев, вел борьбу за сохранение историче-
ского облика г. Пскова, заповедника Пушкинские горы, г. Суздаля и т.д. При жизни статьи о С.В. Ямщикове, несмотря на его подчас неудобную, неугодную «сильным мира сего» точку зрения, регулярно публиковали как столичные СМИ: газеты «Известия», «Литературная газета», «Труд», «Завтра», так и региональные: псковские периодические издания: газеты «Псковская губерния», «Псковская правда», «Псковские новости», «Студенческая правда», журнал «Новая прагматика»; санкт-петербургские газеты «Невское время», «Новый Петербург»; газета «Порховский вестник» (г. Изборск), газета «Вечерний звон» (г. Суздаль) и др. Однако и после смерти фигура хранителя русского культурного наследия продолжает напоминать о себе и своем деле жизни через региональные СМИ. В мае 2010 г. вышел в свет сборник «Псковская губерния. Савва Ямщиков», в который включены не только все публикации самого С. Ямщикова в газете «Псковская губерния», но и любые ссылки на него других авторов газеты. Даже сегодня, спустя четыре года, в Интернете мы можем найти более 30 публикаций о презентации сборника «Псковская губерния. Савва Ямщиков», «посвященного памяти С.В. Ямщикова и необходимому продолжению его работы»1, и 21 тыс. результатов поиска по тегам «сборник «Псковская губерния. Савва Ямщиков».
Савва Ямщиков был вдохновителем ежегодной Всероссийской премии «Хранители наследия», которой награждаются те, кто своим кропотливым трудом сохраняют национальное достояние страны и ее историко-культурное наследие. Спустя более четырех лет после ухода из жизни
1 URL: http://www.vluki.ru/news/ 2010/05/18/121366.Мт1.
«реставратора всея Руси» вручение премии проводилось в таких городах, как Изборск, Псков, Печоры и получило широкую огласку в средствах массовой информации, таких как газеты «Псковская губерния», «Псковская провинция», «Печорская правда», на телевидении, в электронных СМИ, тем самым напоминая о необходимости бережного, трепетного отношения к отечественной культуре и истории.
В эпоху информационных войн и манипулирования массовым сознанием особенно необходимы такие люди или хотя бы один человек как С.В. Ямщиков. Личность С.В. Ямщикова имела колоссальный вес и авторитет среди не только профессионалов, но и просто среди многих образованных культурных людей. Во многом благодаря региональным СМИ, а именно, периодической печати имя известного реставратора стало известным широкой общественности при крайне ревностном отношении профессионального сообщества искусствоведов к подвижнической деятельности Саввы Ямщикова. Если читатель видит, ценой каких усилий сохраняется культурное наследие православия, свидетельствующее о многовековой культурной и духовной традиции России, он не может не задуматься об аксиологической составляющей традиционной русской культуры.
Когда автор заканчивала эту статью, пришло потрясающее известие: 3 апреля (2014 г.) в Москве, в Доме русского зарубежья, где состоялся вечер, посвященный памяти Саввы Ямщикова, друг Савелия Васильевича — член общественной палаты Павел Пожигайло сообщил, что решен вопрос с организацией музея имени Саввы Ямщикова, борца за сохранение культурных ценностей России, человека, который называл
Москву — мачехой, провинцию — матерью. С особым вниманием Савва Ямщиков исследовал и опекал музеи и храмы Новгорода, Пскова, Костромы, Ярославля. Возвращал к жизни сотни иконописных шедевров, почти утраченные и забытые произведения древнерусского искусства. В историю Савва Ямщиков вошел как реставратор, историк искусства, публицист — подвижник и просветитель. Об этом зрители узнали в «Новостях культуры» теле-
канала «Культура»1, журналисты которого не пропустили ни одного события, связанного с С. Ямщиковым за последние годы, с большой любовью и почитанием освещая их. И не только они. То есть эта победа — решение о создании музея им. С. Ямщикова, — во многом заслуга средств массовой информации, и прежде всего, региональных.
1 URL: http://tvkultura.ru/article/ show/artide_id/110326.
CHm^ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева А. А. Периодические издания Воронежско-Липецкой Епархии / А. А. Андреева, Э. А. Худякова // Пресса и общество. — Воронеж, 1999.
2. Антипов М. Православные СМИ — новый игрок на информационном рынке / М. Ан-типов, Л. С. Рачкова. — URL: http://www.bogoslov.ru/text/286814.html
3. Система средств массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. — М. : Аспект Пресс, 2001. — 259 с.
4. Тенденции развития религиозной газетно-журнальной периодики России // Религия в информационном поле российских СМИ. Интернет-портал «РЕЛИГИЯ и СМИ». — М., 2006. — URL: http://www.religare.ru.
5. Типология периодической печати / под ред. М. В. Шкондина. — М. : Аспект Пресс, 2009. — 236 с.
REFERENCES
1. Andreyeva A.A., Khudyakova E. A. Periodical press of Voronezhsko-Lipetskoy Yeparkh-ii. Pressa i obshhestvo [Press and society]. Voronezh, 1999. (In Russian).
2. Antipov M., Rachkova L.S. Pravoslavnyye SMI — novyy igrok na informatsionnom rynke [Orthodox media - a new player in the information market]. Available at: http://www.bogo-slov.ru/text/286814.html.
3. Zasursky Y.N. (ed.) Sistema sredstv massovoy informatsii [System of Russian mass media]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2001. 259 p.
4. Tendentsii razvitiya religioznoy gazetno-zhurnal'noy periodiki Rossii [Tendency of development of spiritual press in Russia]. Moscow, 2006. Available at: http://www.religare.ru.
5. Shkondin M.V. (ed.) Tipologiya periodicheskoy pechati [Typology of periodical press]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2009. 236 p.