Научная статья на тему 'Региональная печать: структурные характеристики (на примере изданий Красноярска)'

Региональная печать: структурные характеристики (на примере изданий Красноярска) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1372
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСИСТЕМА / МЕДИАСТРУКТУРА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗДАНИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИЗДАНИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗДАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ МЕДИА / ФОРМАТ ИЗДАНИЯ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ПУБЛИЧНОСТЬ / MEDIA SYSTEM / MEDIA STRUCTURE / TYPOLOGICAL ANALYSIS OF PERIODICALS / TYPOLOGICAL FEATURES OF PERIODICALS / TYPOLOGICAL MODELS OF PRINT MEDIA / MEDIA CONCEPT / PUBLICATION FORMAT / MEDIA AREA / PUBLICITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шкондин М.В., Замотина Н.Н.

В статье представлен результат исследования периодики города Красноярска, который характеризует типологическую структуру городских изданий. Проведен анализ структуры печатных СМИ Красноярска по следующим основаниям: локальность, тип издания (газета, журнал), периодичность, формат, цветность, платность распространения, характер издания, тематическая направленность, характер выполняемых функций, объем издания, год издания, тираж. Исследование проведено в рамках исследовательской программы, посвященной печати городов-миллионников России. Оно свидетельствует о существенных преобразованиях, которые происходит в структуре печатных СМИ города. Анализировались 37 печатных периодических изданий Красноярска: 17 газет и 20 журналов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шкондин М.В., Замотина Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PRINT MEDIA: STRUCTURAL DESCRIPTIONS Representing Krasnoyarsk city periodicals

The article presents the results of Krasnoyarsk print media research, featuring typological structure of the Krasnoyarsk city periodicals, The analysis was conducted considering the following basements: locality, type of a periodical (newspaper, journal), publishing frequency, paper format, color, distribution terms (pay/non-pay), specifics and functions, thematic orientation, publication volume, year of publication, number of copies. The research was carried out within the investigation program devoted to print media of million plus cities in Russia. It demonstrates considerable transformations which take place in the structure of the city print media. The research covers data on 37 printing periodicals 17 newspapers and 20 journals of Krasnoyarsk.

Текст научной работы на тему «Региональная печать: структурные характеристики (на примере изданий Красноярска)»

УДК: 070 ББК: 76.0

Шкондин М.В., Замотина Н.Н.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ: СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (на примере изданий Красноярска)

Shkondin M. V., Zamotina N.N.

REGIONAL PRINT MEDIA: STRUCTURAL DESCRIPTIONS Representing Krasnoyarsk city periodicals

Ключевые слова: медиасистема, медиаструктура, типологический анализ издания, типологические признаки издания, типологическая модель издания, концепция медиа, формат издания, медиа-пространство, публичность.

Keywords: media system, media structure, typological analysis of periodicals, typological features of periodicals, typological models ofprint media, media concept, publication format, media area, publicity.

Аннотация: в статье представлен результат исследования периодики города Красноярска, который характеризует типологическую структуру городских изданий. Проведен анализ структуры печатных СМИ Красноярска по следующим основаниям: локальность, тип издания (газета, журнал), периодичность, формат, цветность, платность распространения, характер издания, тематическая направленность, характер выполняемых функций, объем издания, год издания, тираж. Исследование проведено в рамках исследовательской программы, посвященной печати городов -миллионников России. Оно свидетельствует о существенных преобразованиях, которые происходит в структуре печатных СМИ города. Анализировались 37 печатных периодических изданий Красноярска: 17 газет и 20 журналов.

Annotation: the article presents the results of Krasnoyarsk print media research, featuring typological structure of the Krasnoyarsk city periodicals, The analysis was conducted considering the following basements: locality, type of a periodical (newspaper, journal), publishing frequency, paper format, color, distribution terms (pay/non-pay), specifics and functions, thematic orientation, publication volume, year of publication, number of copies. The research was carried out within the investigation program devoted to print media of million plus cities in Russia. It demonstrates considerable transformations which take place in the structure of the city print media. The research covers data on 37 printing periodicals - 17 newspapers and 20 journals of Krasnoyarsk.

В исследовании, проводимом на факультете журналистики МГУ1, анализируется состояние современной системы газетно-журнальной периодики, так называемых, горо-дов-миллионников России (т.е. городов с населением более 1 млн. человек). По данным статистики Росстата, на 2015 г. таких городов на-

1 Исследование проводится с участием сотрудников кафедры периодической печати, кафедры теории и экономики СМИ, кафедры социологии журналистики и проблемной научно -исследователь:-кой лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики факультета журналистики МГУ.

Руководители исследования: М.В. Шкондин, О.В. Смирнова. Исследовательская группа - составление программы, полевых документов, отчета по исследованию: Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, АА. Ширяева, М.В. Шкондин. Сбор и кодирование информации: М.Н. Абдуллае-ва, В.В. Бойко, Н.Н. Замотина, АА. Новак, Т.Ю. Порец-кая, И.А. Руденко, З.П. Симонова, Т.Е. Узунова, Ю.С. Узунова.

Сводные таблицы: В.В. Бойко, Ю.С. Узунова.

считывается уже 15, а их население превышает 30 млн. человек и продолжает расти высокими темпами. Для исследования выбраны 13 городов (за исключением Москвы и Санкт -Петербурга).

Статус города-миллионника дает возможность участия в большем числе федеральных программ и проектов, а также увеличивает инвестиционную привлекательность города, что в совокупности создает наиболее благоприятный климат для развития, в том числе медийного пространства.

Выявление структурной целостности ме-диасистемы представляет значительный научный интерес с точки зрения системно-синергетического подхода к медийным исследованиям2. Структура медиасистемы тесно свя-

2 Gross P. Between Reality and Dream: Eastern European Media Transition, Transformation, Consolidation and Integratio // East European Politics and Societies. 2004. № 18 (1). Pp. 110-131.

Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere. An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge: Polity, 1962.

зана с социальной структурой общества как ее медиасредой и в значительной мере ею определяется. Социальная структура — это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется в суждениях, представлениях об обществе как о социальной системе, в которой она обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, а также при описании общества через категорию социального пространства1.

Структура медиасистемы, соединяя входящие в нее элементы (компоненты, подсистемы), является способом их связи и обеспечивает ее внутреннее строение. В результате такого соединения рождаются различные средства массовой информации: газеты, журналы, каналы, телевизионные программы, радиостанции, информационные агентства и т.д. Типологические характеристики каждого из них вбирают в себя и активизируют потенциал элементов (подсистем) медиасистемы. Речь идет прежде всего о технологической, информационной, экономической, редакционной и организационной подсистемах. Структура позволяет медиасистеме выступать в качестве совокупности отношений между ее подсистемами, каждая из которых, актуализируя свой потенциал, превращается в активную функциональную единицу медиасистемы и ее структурных образований2.

Типологическая структура региональной медиасистемы определяется характером требований, которые предъявляются к любому системному образованию. Структура как строение системы является основой целостности этой системы. Благодаря структуре эта целостность создается, сохраняется и трансформируется в соответствии с изменениями в функциональной целостности медиасистемы3.

Публичность как критерий целостно-

Hallin D., Mancini P. Comparing Media Systems. Three Models of Media and Politics.Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

Jakubowicz R. Rude Awakening. Social and Media Change in Central and Eastern Europe. Hampton Press, 2007.

1 Демина И.Н., Шкондин М.В. Медиасистема России: методологические аспекты оптимизации // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. -Т. 5. - № 2. - С. 189.

2 Вартанова Е.Л. Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России / Под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2015. - С. 27.

3 Шкондин М.В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности //Известия Иркутской государственной экономической акаде-

мии. - 2016. - Т. 26. - № 2. - С. 179.

сти медиасистемы. Целостность региональной медиасистемы определяется характером социального пространства, в котором эта система функционирует. Результатом этого функционирования являются отношения публичности, которые создаются посредством печати и других медиа в данном социальном пространстве. На основе отношений публичности обеспечивается доступность личности, различных общностей, входящих в это пространство, к информационному пространству данного регионального социального образования. Доступность не только в освоении информационного потенциала данного социума, но и в обогащении, обновлении его совместно с редакционным коллективом. В сознании массовой региональной аудитории формируется медиакартина жизни региона, а также других, внерегиональных субъектов, информационное взаимодействие с которыми не-обходимо4.

Функциональный аспект целостности медиасистемы. В массовом информационном процессе существует разделение труда в осуществлении функций региональной (городской) медиасистемы Ее региональная целостность является интегративной по отношению к функциональным блокам различных медиа, входящих в региональную (городскую) медиасисте-му. Основой формирования этой функциональной целостности являются информационные потребности, реализация которых обеспечивают открытость, публичность для всех субъектов регионального социального пространства.

Целевое назначение каждой отдельной структурной единицы медиасистемы - газеты, журнала, других медиа определяется потребностями субъектов данного регионального медиа-пространства, в котором каждый его социальный субъект обогащает и осваивает потенциальные информационные ресурсы знаниевого, аксиологического и проективно-поведенческого ха рактера. На характер целевого назначения также влияют учредители и издатели.

Структурная целостность медиасисте-мы. Структура региональной (городской) ме-диасистемы призвана активизировать в полной мере потенциал, который содержат компоненты региональной медиасистемы и создать необходимые способы, формы связи ее компонентов между собой. Речь идет о таких компонентах, как подсистемы редакционная, информационная, технологическая, экономическая, аудитор-

4 Касютин В.Л. Российская местная пресса: воздействие финансово -экономического кризиса // Медиаскоп. - 2011. - Вып. 1. - URL: http://www. me-diascope.ru/?q=taxonomy/term/304&page=1;

ная, редакционная. Каждая из этих подсистем оказывает активное влияние на типологическую структура медиасистемы1.

Медиасистема большого города представляет собой совокупность взаимодействующих между собой подсистем (компонентов), которая обеспечивает публичность городской жизни в целом, а также отдельных ее социальных субъектов: личности, различных социальных общностей, организаций и других образований. Существующая в рамках крупного городского социального пространства общность испытывает острую потребность в массовом информационном взаимодействии, опосредованном как традиционными, так и новыми медиа. Отношения открытости, публичности необходимы ей как в рамках городского социума, так и в национальном и глобальном масштабе.

Городская медиасистема призвана создать оптимальное медиапространство, располагающее массовыми информационными отношениями между всеми социальными субъектами: личностями, различными общностями, представляющими сферы культуры, экономической, политической, научной и других видов деятельности. По сути это общественный диалог в городском масштабе.

Результатом этих информационных взаимодействий является создание и непрерывное обновление информационного потенциала городского социума, вбирающего в себя интеллектуальные, инновационные ресурсы города, а также ресурсы национального и глобального характера. Необходимо обеспечить также освоение этих ресурсов массовой городской аудиторией, всеми социальными субъектами городской жизни.

Городская медиасистема вбирает в себя совокупность медиа, каждое из которых принадлежит к той или иной типологической группе. Вместе с тем в процессе оптимизации своего участия в массовой информационной деятельности городских СМИ у каждого из них возникает необходимость в типизации, форматизации

1 Тулупов В.В. О будущем местной прессы: четыре варианта развития. Российские СМИ и журналистика в новой реальности // Материалы Между-нар. науч.- практ. конф. Екатеринбург, 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.znate.ru/pdfview/ index-61638.html. (дата обращения: 28.04.2016); Смирнова О.В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 27; Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России. Социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов». - М.: Ф-т журн. МГУ, 2015 - С. 6-11.

своих типологических характеристик с учетом реальных условий функционирования. Типизация, форматизация распространяется на все модели, в том числе функциональную, проблемно-тематическую, жанрово-стилевую, структурную, экономическую и, конечно, аудиторную.

Медиасистема большого города призвана охватить большое социальное пространство, занимающее, как правило, значительное место в системе общественного разделения труда страны, а часто и в глобальном масштабе. Обеспечение публичности этого медиапространства является сложным делом, так как информационные потребности городской аудитории охватывают не только социальное пространство города, но и российское и мировое пространство. Поэтому медийная сфера большого города вбирает в свой информационный потенциал не только внутригородские информационные ресурсы, но и федеральные и глобальные.

Медиакартина жизни города, создаваемая в сознании горожан, охватывает все сферы их жизнедеятельности и обеспечивает информационное взаимодействие между всеми социальными субъектами: личностью, отдельными социальными структурами, - экономическими, политическими, управленческими и др. Публичность городской жизни характеризуется таким уровнем информационных отношений между социальными субъектами, когда у массовой аудитории создается возможность постоянно осваивать все основные информационные ресурсы, отражающие условия жизнедеятельности города и его среды, важнейшие инновации и проблемы социальной жизни города2.

Типологический анализ медиасистемы городов миллионников необходимо строить на методологической базе, учитывающей необходимость формирования публичности в рамках каждого социального городского пространства. Хотя городские СМИ образуют единое типологическое множество, но они отличаются друг от друга по своему типу и формату. Тем самым создается возможность оптимизировать функционирование каждого СМИ в структуре действующих в городе средств массовой информации и обеспечить его жизнедеятельность.

Совокупность медиа, действующих в рам-

2 Тертычный А.А. О соотношении технологии и творчества в современной журналистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - №6. -С.78-89; Фролова Т.И. Гуманитарная повестка дня российских СМИ. Журналистика, человек, общество. - М, МедиаМир, 2014; Юдина Е.Н. Медиапростран-ство как культурная и социальная система. М.: Прометей, 2005.

ках отдельного крупного города, представляет собой структурное множество, в рамках которого существует определенное разделение труда в общегородском массовом информационном процессе. Вместе с тем этим медиа присуща определенная однотипность:

- существует единая социальная общность, участвующая в освоении информационного потенциала, актуального для жителей данного города;

- существует единая социальная общность, участвующая в создании информационного потенциала;

- имеется единая функциональная целостность (модель), связанная с обеспечением таких информационных отношений между субъектами городской жизни, которые создают в сознании массовой аудитории информационные ресурсы, характеризующие объективные условия жизни города, существующие проблемы, новые возможности решения проблем и развития городского социума.

Вместе с тем существует и разделение труда, которое проявляется в процессах типизации и форматизации различных медиа с учетом реальных условий массового информационного процесса данного городского образования. Типизация и форматизация отдельного медиа - это оптимизация его типологических характеристик по отношению к тому медиапространству, которое сложилось в данной социальной общности. В нашем случае - это пресса городов-миллионников.

Региональная пресса России динамично развивается. Вследствие отмеченной исследователями изменения структуры общероссийской медиасистемы (с вертикальной на горизонтальную) данное поле представляет немалый интерес. В регионах сформировались как общие, характерные для всей России процессы, так и самостоятельные, отражающие своеобразие территории (географическое, административно-хозяйственное, социальное, национально-культурное). Достаточно ярко эти процессы проявились в городах-миллионниках.

Один из них город Красноярск - крупнейший деловой, промышленный и культурный центр Восточной Сибири, столица Красноярского края, второго по площади субъекта России.

Близость Красноярска (по сравнению с городами европейской части страны и Западной Сибири) к Японии, Китаю, Южной Корее и дру-

гим странам динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона создаёт возможность для активного роста экономики и других сфер жизни города на основе расширения внешнеэкономической деятельности и сотрудничества.

Красноярск постепенно наращивает демографический, экономический, инвестиционный и научный потенциал. В городе исторически сложилась полиотраслевая структура экономики. Наряду с традиционными для края производственными секторами - металлургией, энергетикой, машиностроением - всё более активно развивается строительная индустрия, индустрия сервиса, образование и здравоохранение, производство идей и технологий, в том числе в социальной сфере, которые позволяют городу сохранить лидирующие позиции и развить свою инвестиционную привлекательность.

Программой исследования было предусмотрено проанализировать структуру печати городов-миллионников по нескольким основаниям: локальность, периодичность, формат, тип изданий, их целевые функции, цветность, платность, тираж и другие характеристики.

Исследование структуры красноярской печати показало, что из 37 проанализированных изданий - 32 (86%) периодических изданий - по локальности краевые. Это общественно-политические газеты «Красноярский рабочий», «Красноярский регион», «Красноярская газета », корпоративная газета «Речник Енисея», деловой журнал «Renome», литературный журнал «День и ночь», научные издания «Вестник КрасГАУ» (аграрный университет), «Журнал Сибирского Федерального университета», «Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева», рекламная газета «Аревера недвижимость» и рекламные журналы «Шанс», «Недвижимость Красноярья», «Дом снаружи и внутри» и др.

В Красноярске выходят также 4 городских издания: газеты «Городские новости», «Говорит Красноярск» и журналы - деловой «PREMIUM», глянцевый журнал «Стольник».

Есть епархиальная газета «Православное слово Сибири (3 %).

Соответствует типу изданий и их периодичность (таблица 1).

Таблица 1 - Периодичность изданий

Периодичность Количество изданий В % к общему количеству изданий

Ежедневная газета 1 3

3-4 раза в неделю 2 5

2 раза в неделю 2 5

один раз в неделю 7 19

2 раза в месяц 4 11

Один раз в месяц 12 33

Один раз в два месяца 4 11

Один раз в квартал 4 11

Не ясно 1 3

Наибольший процент составляют журнальные издания, в том числе 33% - ежемесячники, 22% выходят раз в два или три месяц. 19% - еженедельники, 10% газет выходят 2-4 раза в неделю. И есть только одна ежедневная общественно- политическая газета - «Красноярский рабочий».

Практически вся периодика Красноярска перешли на многоцветную печать. Только общественно-политическая «Красноярская газета » выходит в черно-белом исполнении.

В соответствии с типом издания поровну (по 18) разделились издания, которые выходят в формате А3 и А 4. В формате А-2 издается только газета «За победу!» Красноярского краевого отделения КПРФ.

Из формальных признаков изданий изучалась также их цветность (таблица 2).

Но одним из главных признаков, которые анализировались в исследовании, являлось целевое назначение издания или его функциональная модель1 (таблица 3).

1 Этническая журналистика: история и современность. Ежегодник № 8 / Под ред. О.Д. Минаевой, О.В. Смирновой, М.В. Шкондина. -М.: Факультет журналистики МГУ, 2016; Свитич Л.Г., Смирнова О. В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика.- 2014, № 5, 6.

Таблица 3 - Целевое назначение изданий (функциональная модель)

Целевое назначение изданий Количество изданий в % к общему количеству изданий

Информационно-рекламное 15 41

Информационно-аналитическое 13 35

Просветительско-образовательное 3 8

Научное 3 8

Р азвлекательно-рекламное 1 3

Р азвлекательное 1 3

Религиозное 1 3

Таблица 2 - Цветность изданий

Цветность Количество изданий В % к общему количеству изданий

Полноцветная печать 32 86

Первая и последняя полоса в цвете 4 11

Черно-белая печать 1 3

Как и в других городах миллионниках, превалируют информационно-рекламные издания (41%). На втором месте информационно-аналитические (35%). Все остальные типы

- просветительские, научные, особенно религиозные и развлекательные представлены меньшим количеством изданий. Но в принципе система печати Красноярска достаточно разнообразна. Информационно-аналитическая функция является ведущей прежде всего в общественно-политических газетах: старейшем издании «Красноярский рабочий» ^выходит с 1905 года) и «Наш Красноярский край, учредителем которой является губернатор края и Законодательное собрание. На страницах этого издания публикуются нормативно-правовые акты правительства и законодательного собрания края, качественная аналитика, комментарии специалистов, экспертные мнения, интервью с первыми лицами края, информация из первых рук через проведение прямых линий, круглых столов и новости обо всех событиях Красноярского региона - от Минусинска до Норильска.

В газетах «Городские новости» и «Говорит Красноярск» также успешно сочетается информация и аналитика. На тематических полосах газеты «Городские новости» - «Юридическая помощь», «Психология», «Добрый совет», «Дачный сезон», «Культура», «Потребитель», «Неотложка», «Старшее поколение» размещается информация обо всех сферах жизни общества. Учредителем является администрация города.

Городская газета «Говорит Красноярск»

- площадка для диалога власти и общества. Публикуются интервью с руководителями предприятий, компаний, учреждений и других отраслевых бизнес-структур. Эта газета -приложение к деловому журналу «РЕНОМЕ», что значительно расширяет рекламные возможности этих изданий.

Превалирует информационно-аналитическая функция и в старейшей корпоративной газете «Речник Енисея» (выходит с 1931 года). Ведущие рубрики: «Новости «Енисейречтран-са», «Профессионалы пароходства», «Образование», «Страницы истории».

Представляет интерес функциональная модель общественно-политической газеты «Красноярский регион» (тираж 55 тыс.экз). Основные рубрики издания - «Новости», «Власть», «Предприятия», «Культура», «Образование», «Муниципалитет», «Пульс региона (здравоохранение), «Социум», «Инфраструктура», «Промышленность». Учредитель

- частное лицо - В. Августинович, владелец

Издательского дома «Красноярский регион». Аудитория массовая, включая владельцев различных компаний, муниципальную власть и рядовых граждан. Большой тираж способствует повышенной рекламноемкости газеты и значимости скрытой рекламы. Происхождение первичного капитала неизвестно, надо полагать, что вложены были средства красноярских бизнесменов.

В системе СМИ г. Красноярска выделяется газета «СНиП Красноярск (строительные новости и проблемы Красноярска)». Она выпускается градостроительными структурами, строительными организациями и Союзом архитекторов края. Элементами газеты являются публицистические и аналитические материалы по проблемам градостроительства, истории архитектуры края и ее сохранению, а также материалы, которые можно определить, как корпоративную рекламу (поздравления и обращения руководителей профильных структур, фактически пиар-реклама фирм и их руководителей), и непосредственные рекламные материалы. Здесь уместно говорить о гибридных формах функций СМИ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Газетно-журнальный Красноярск развивается вслед за наиболее рекламоемкими рынками, поэтому чаще других запускаются издания, посвященные строительству, недвижимости, ремонту, интерьеру, в которых доминирует рекламно-информационная функция: например, бесплатная газета «Строительство +ремонт»; журналы: «Дом снаружи и внутри», «Особняк», « Недвижимость Красноярья», деловой журнал «Новостройки в Красноярске».

Ведущее деловое издание Красноярска -рекламно-информационный журнал «PREMIUM» выходит с 2006 года, тираж 7500 экз. Контент журнала состоит из обзоров на актуальные темы обо всем, что составляет сферу интересов людей, добившихся успехов в жизни. Тематика журнала: путешествия, коллекции, дизайн, психология, имидж и мода, люди, события, вещи и многое другое.1

Вторым по значимости является деловой журнал «Renome». На сайте говорится, что это издание для руководителей государственных и муниципальных органов власти, представителей бизнеса, науки, образования, здравоохранения, а также всех тех, кому ин-

1 PREMIUM. №11(91) (3) от 03.11.2014. - С.2 [Электронный ресурс]. URL: http://gopressa.ru/ pres-sa/pbl/ detail/1188#gopressa (дата обращения: 28.04.2016)

тересна жизнь Красноярского края.1 Выходит с 2005 года, тираж 5 тыс. экз. Тематическая направленность: бизнес, финансы. Рубрики: «Резонанс», «Политика», «Регион», «Факт», «Экономика». Журнал популярен у среднего класса, оптимально сочетает рекламу и аналитику.

Несмотря на динамику журнального рынка, сильных "глянцевых" игроков с долгой историей, хорошей базой рекламодателей, устойчивой читательской аудиторией и отлаженной дистрибуцией в Красноярске не так уж и много. Заслуживает внимания глянцевый журнал «Стольник». Это информационно-развлекательное издание. Тираж 6 тыс. экз. Рубрики: «Мода», «Life», «Пространство», «Красота», «Ресторация», «В свете», «Слово редактора», «Mister». Редакция так позиционирует свое издание: «для успешной, требовательной и образованной аудитории». На сегодняшний день журнал «Стольник» присутствует в 18 регионах России и в каждом городе занимает лидирующие позиции на рынке печатных СМИ».2

Также свою нишу занимает рекламно-информационный журнал «Свадьбавед». Это полноцветное, бесплатное издание. В этом журнале молодожёны найдут большое количество необходимой для свадьбы информации о скидках и акциях от лучших специалистов и фирм города и полезной рекламы.

Есть в Красноярске и оригинальные, «несистемные» издания, отражающие стремление издателей выйти на отдельные сегменты аудитории: например, специализированная бесплатная газета по юридической тематике «Правовое обозрение», котору издает регио-

Журнал Реноме [Электронный ре-сурс].URL: http://renome-mag.ru (дата обращения: 28.04.2016)

2 Медиа-кит Стольник. 2013. - С.3. [Электронный ресурс]. URL: http://gidm.ru/data/up/11/

11514/Mediakit%20zhurnala%20Sto lnik.pdf (дата обращения: 28.04.2016)

нальный информационный центр «Искра» с 2001 года. Рубрики «Практическая деятельность» и «Компетентное мнение» готовятся совместно со специалистами органов государственной власти, представителями судебной системы, налоговых органов, ведущими юристами и аудиторами края. В рубрике «Актуальное интервью» обсуждаются волнующие многих темы: медицина, жилье, проблемы семьи и брака и др.

Анализ характера изданий, то есть степени универсальности или специализирован-ности тематики, показал, что универсальных изданий меньше3. Одной из отличительных черт Красноярского информпространства -растущее внимание издателей и рекламодателей к проектам категории специального интереса. 62% изданий - это издания, специализированные по тематике. Наблюдается сравнительно заполненный сектор отраслевых изданий для специалистов. Например, с 2005 года выходит отраслевой рекламный журнал «Автосила. Специальная техника Сибири». Десять лет, с 2006 года издается сельскохозяйственный журнал для аграриев «Агро - Сибирь», единственное полноцветное издание этой тематики в Красноярском крае. С 2009 года издаются отраслевые информационно-рекламные журналы: «Сибирское металло-снабжение», «Промышленные страницы Сибири», «Вестнаб». Сравнительно недавно, с 2012 года, выходит специализированный, информационно-аналитический журнал «Транспортный комплекс Красноярья».

Тип издания, его характер определяют и его платность (таблица 4).

3 Касютин В.Л. Особенности регуляции деятельности местной прессы 2008-2010 // Журналистика и медиарынок. - 2010. - № 9; Колесник С.Г. Газеты в регионах России. 2012 год. Источник: http ://www.old.frip.ru/

Таблица 4 - Платность изданий

Платность Количество изданий В % к общему количеству изданий

Платное издание 23 62

Бесплатное 13 35

И то и другое 1 3

Большинство периодики Красноярска -это платные издания. Но также издаётся несколько различных печатных продуктов, дифференцированных по своей информационной политике, экономическому статусу и функциональному назначению, но единых по способу распространения - бесплатной реализации (35%). Эти газеты и журналы заняли свободную нишу, стараясь информационно «охватить» разными типами изданий всех жителей города. Для этого бесплатная пресса условно разделилась на несколько групп. Это прежде всего рекламно-информационные издания, например журнал «

Таблица 5 - Тираж периодических изданий

Хотя в городе живет более миллиона человек, тиражи у отдельных изданий скромные: до 3 тыс. экз. 19%, от 4 до 8 тыс. экз. - 30%, от 9 до 20 тыс. экз. - тоже 30%, от 21 до 50 тыс. экз. - 13%, от 51 до 80 тыс. экз. 5%.

И только одно издание имеет большой т и-раж 260 тыс. экз. Это рекламно-информационный еженедельник «Шанс», который выполняет и роль полезного телегида для широкой аудитории. На рынке печатных СМИ с 2002 года, периодичность - раз в неделю, формат А-4, объем 108 страниц. Превалирующие функции - информационная, развлекательная, рекламная. Публикуются эксклюзивные факты из жизни знаменитостей, разнообразные полезные материалы и советы для всех категорий читателей. Распространение бесплатное.

На втором месте по тиражам медицинская газета «Вестник Мединфо», выходит с 1997 года, 1 раз в месяц, форматом А-3, тираж 80 тыс. экз. Полноцветное. Распространяется бесплатно по почтовым ящикам жилых домов, включая элитные дома левобережья Красноярска, в детских садах, по офисам и медицинским учрежде-

Шанс», выходящий тиражом 260 тыс. экз., медицинская газета «Вестник медтТо», тираж - 80 тыс. экз. и общественно-политическая, универсальная по тематике, частная газета «Красноярский регион», тираж - 55 тыс. экз.

Лидеры с точки зрения привлечения рекламных ресурсов, бесплатные СМИ наиболее привлекательны для рекламодателей за счет своих высоких тиражей.

В целом по тиражам изданий Красноярска картина сложилась следующим образом (таблица

5).

ниям. Во многих красноярских аптеках имеются фирменные стойки- планшеты «Вестник Мединфо», в некоторых - покупатели получают газету вместе с лекарствами. Целевая аудитория газеты - люди, интересующиеся здоровьем, преимущественно женщины 30-60 лет.

Тираж 50 тыс. экз. имеет и общественно-политическая газета Красноярской краевой организации КПРФ «За победу!» - учреждена 17 июля 2000 года, выходит 1 раз в неделю, формата А-2, на 4 полосах. Это платное, полноцветное издание. Газета ориентируется не только на членов КПРФ и сторонников партии, но и массового читателя. Публикуются материалы о внутрипартийной жизни, а также статьи на экономические, экологические, социальные темы.

Другая группа прессы связана с различными производственными отраслями народного хозяйства. Многие развитые отрасли перешли от практики публикации в неспециализированных печатных СМИ к системе, в которой цели оправдывают средства - системе «отраслевых» средств массовой информации Отраслевые издания отличаются локальной рекламной пода-

Тираж Количество изданий %

До 3 тыс. 7 19

4-5 тыс. 5 14

6-8 тыс. 6 16

9-12 тыс. 5 14

13-20 тыс. 6 16

21-30 тыс. 2 5

31-40 тыс. 1 3

41-50 тыс. 2 5

51-80 тыс. 2 5

260 тыс. 1 3

чей, профессиональным оформлением и целевым распространением в тех точках города, которые потенциальные потребители посещают наиболее часто. Специфика отраслевой печати содержит различные направления: жилищное строительство, недвижимость, автомобильная индустрия. Отраслевой рекламный журнал «Автосила. Специальная техника Сибири» выходит тиражом 25 тыс. экз. Отраслевой промышленный информационно-рекламный журнал: «Сибирское металлоснабжение» имеет тираж 10 тыс. экз., рекламно-информационный журнал «Промышленные страницы Сибири», - 12 тыс. экз. Отраслевой промышленный рекламный журнал «Вестнаб» - 15 тыс. экз. Рекламно-информационный еженедельник «Стройка. Красноярский выпуск» выходит тиражом также 15 тыс. экз.

Три научных журнала Красноярска выходят малыми тиражами: «Вестник КрасГАУ» (аграрный университет) и «.Журнал Сибирского

Федерального университета» - по 250 экз. и «Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева» - 1 тыс. экз. Литературный журнал для семейного чтения «День и ночь», который издается с 1993 года, также имеет небольшой тираж -1 тыс.200 экз.

Печатные СМИ Красноярска достаточно разнообразны, имеют тенденцию к горизонтальному расширению, отмечены особенностями общенациональной медиасистемы и находятся в состоянии поиска собственного лица. Они вместе с другими местными изданиями России продолжают выполнять очень важные коммуникативные функции по консолидации локальной общности, развитию инфраструктуры, экономического и социокультурного потенциала городов и районов, содействуют решению конкретных проблем горожан, выполняют важнейшую миссию сохранения журналистики, близкой народу, его потребностям и нуждам1.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вартанова, Е.Л. Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России / под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2015.

2. Демина, И.Н., Шкондин, М.В. Медиасистема России: методологические аспекты оптимизации // Вопросы теории и практики журналистики (Байкальский государственный университет). -2016. - Т. 5. - № 2. - С. 187-199. — 001: 10.17150/2308-6203.2016.5(2).187-199.

3. Касютин, В.Л. Российская местная пресса: воздействие финансово-экономического кризиса // Медиаскоп [электронный научный журнал] - 2011. - Вып. 1. - ИЯЬ: http://www.mediascope.ru/?q=taxonomy/term/304&page=1

4. Касютин, В.Л. Особенности регуляции деятельности местной прессы 2008-2010 // Журналистика и медиарынок. - 2010. - № 9.

5. Колесник, С.Г. Газеты в регионах России. 2012 год. Источник: http://www.old.frip.ru/

6. Коханов, Е.Ф., Кравцов, В.В., Шкондин, М.В. Жанровая структура новых медиа в условиях трансформации медиасистемы // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. -№ 2 (18). - С. 317-327.

7. Медиасистема России / под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2015. -384 с.

8. Свитич, Л.Г, Смирнова, О.В., Ширяева, А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России. Социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов. - М.: Факультет журн. МГУ, 2015. -237 с.

9. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Ширяева, А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика.- 2014. - № 5, 6.

10. Свитич, Л.Г.,Смирнова. О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Жанры публикаций в городской газете (по итогам контент-аналитического исследования газет средних и малых городов) // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 4(19). - С. 44-50.

11. Смирнова, О.В. Стратегия печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 26-38.

12. Тертычный, А.А. О соотношении технологии и творчества в современной журналистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - №6. - С. 78-89.

13. Тулупов, В.В. О будущем местной прессы: четыре варианта развития. Российские СМИ и журналистика в новой реальности // Материалы Междунар. науч. -практ. конф. Екатеринбург, 2011. [Электронный ресурс]. - ИЯЬ: http://lib.znate.ru/pdfview/index-61638.html. (дата обращения: 28.04.2016)

14. Фролова, Т.И. Гуманитарная повестка дня российских СМИ. Журналистика, человек, общество. - М.: МедиаМир, 2014. - 352 с. -

1 Медиасиситема России / Под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2015.- С. 153.

15. Шкондин, М.В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2016. - Т. 26. -№ 2. - С. 175-182.

16. Юдина, Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система. - М.: Прометей, 2005. -160 с.

17. Этническая журналистика: история и современность. Ежегодник / под ред. О.Д Минаевой, О.В. Смирновой, М.В. Шкондина. -М.: Факультет журналистики МГУ, 2016. № 8. -158 с.

18. Gross, P. Between Reality and Dream: Eastern European Media Transition, Transforma-tion,Consolidation and Integratio // East European Politics and Societies. 2004. № 18 (1). Pp. 110-131.

19. Habermas, J. The Structural Transformation of the Public Sphere. An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge: Polity, 1962.

20. Hallin, D., Mancini, P. Comparing Media Systems. Three Models of Media and Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

21. Jakubowicz, R. Rude Awakening. Social and Media Change in Central and Eastern Europe. Hampton Press, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.