Научная статья на тему 'Инструменты формирования литературной культуры в газетных публикациях второй половины 1990-х годов'

Инструменты формирования литературной культуры в газетных публикациях второй половины 1990-х годов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
130
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ГАЗЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / ЛИТЕРАТУРНАЯ КУЛЬТУРА / РЕЦЕНЗИЯ / ОБЗОР / ПСЕВДОНИМ / TEXT / NEWSPAPER LITERARY CRITICISM / LITERARY CULTURE / REVIEW / PEN-NAME

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Елина Елена Генриховна, Павленко Роман Игоревич

В статье рассматриваются основные подходы к представлению литературы на страницах газетной полосы второй половины 1990-х годов. Профессиональные литературные критики, газетные литературные критики и журналисты, пишущие о литературе, ставят перед собой разные задачи: от просвещения и формирования хорошего вкуса к классической и современной литературе до ее использования в качестве источника прецедентных текстов для ярких и броских заголовков. Разные типажи журналистов по-разному обращаются с литературными явлениями, которые становятся объектом их исследования. Рассмотрение основных инструментов формирования литературной культуры в газетных публикациях второй половины 1990-х годов позволяет по-новому взглянуть на роль отечественной словесности в формировании мировоззрения гражданина новой России. Газетные литературные критики исследуемого периода изобретают новые формы организации печатного текста и используют их на страницах общественно-политических изданий вместе с традиционными жанрами рецензии и обзора для того, чтобы по-новому взаимодействовать с читателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Елина Елена Генриховна, Павленко Роман Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explores the main ways to present literature on the newspaper pages in the second half of the 1990-s. Literary scholars, newspaper literary critics and journalists who write about literature pursue different goals which may vary from enlightening and raising appreciation of classic and modern literature to its use as a source of precedent texts to create catchy headlines. Various types of journalists treat literary phenomena, which become a subject of their research, differently. Studying the means of culture forming in newspapers in the second half of the 1990-s provides a new vision of the influence of national literature on the emerging ideology of the citizens of new Russia. Literary critics of the time invent new forms of text structure and use them alongside with traditional genres such as review or critique on the pages of socio-political periodical publications in order to interact with the reader in a new way.

Текст научной работы на тему «Инструменты формирования литературной культуры в газетных публикациях второй половины 1990-х годов»

ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ КУЛЬТУРЫ В ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1990-Х ГОДОВ.

Е.Г. Елина, Р.И. Павленко

Ключевые слова: текст, газетная литературная критика, литературная культура, рецензия, обзор, псевдоним. Keywords: text, newspaper literary criticism, literary culture, review, pen-name.

А.А. Чувакин относится к тому типу исследователей, которых можно считать представителями сразу нескольких научных сфер. Для Алексея Андреевича, ведущего в нашей стране коммуникативиста, открыты все стороны гуманитарного, культурологического и филологического знания, где главным действующим лицом выступает текст и востребованы разнообразные способы обращения к нему. В предлагаемой статье речь пойдет об одном из актуальных понятий современной филологии, нуждающихся в подробном представлении и аналитическом усмотрении - понятии литературной культуры. Хочется думать, что ключевые слова статьи самым прямым образом взаимодействуют с научными и образовательными интересами юбиляра. Проблемы литературной и речевой культуры, рассматриваемые в публикации, так или иначе решаются авторами, находящимися под влиянием идей А.А. Чувакина.

Новый текст, рожденный на стыке нескольких других текстов, - явная примета постмодернизма, являющегося магистральным направлением середины 1990-х годов, - определяет глубину и самобытность газетной литературной критики исследуемого периода. При том, что очень многие издания так или иначе обращаются к литературе как основному механизму формирования новых культурно-эстетических ценностей, чаще всего своей миссией они видят все же просвещение и избавление читателей от дурновкусия. Большинство газетных литературных критиков работают чаще всего в назидательном ключе, в их текстах часто прослеживается менторский тон.

Есть и совершенно иной подход к литературе - она становится простым объектом информационного сообщения в коммерческом издании. И эта ситуация совсем не нова в отечественном медиапрострастве. Столетие

назад М.Е. Салтыков-Щедрин вывел типы журналистов, которые и в исследуемый период продолжают спекулировать в том числе и на литературной теме: «Салтыков устанавливает прямую связь капитала и газетного заказа, когда профессия журналиста воспринимается как удачный бизнес» [Елина, 2012, с. 215]. Здесь и Пушкин - герой рекламы компании «Кока Кола», без него же невозможно представить часы марки «Брегет», а Евгений Онегин - модник для глянцевого издания. То есть литература как часть культурного пространства в таком случае не существует, она становится бытовым элементом общественной жизни: книга - это просто книга (издание, его тиражность, распространение), автор - просто автор (сколько премий и наград он уже получил, какое направление представляет), литературная премия - просто «тусовка» самых популярных писателей и артистов. Таким образом нивелируется понятие литературной культуры, а литература оценивается в этом случае через призму исключительно ее вещественной формы и становится объектом информационных заметок и рекламных объявлений, способом привлечения внимания (через заголовки, включающие в себя элементы прецедентных литературных текстов1) газет «Коммерсант», «Известия», «Российская газета», «Общая газета» и др.

На этом фоне в вопросе воспитания адекватной литературной культуры особенное место занимают газета «Сегодня» и «Независимая газета». Среди рассматриваемых нами материалов литературные критики этих изданий наиболее изящно и эффективно работают с литературными темами: они изобретают новые способы и технологии работы с текстом, общения с читателем, им присуща особая тщательность в проработке тем, посвященных литературной жизни. Со своей серьезной и четко сформулированной общественной позицией журналисты этих периодических общественно-политических изданий не только утверждают великую мощь литературы, не только напоминают читателю об основополагающих именах русской национальной культуры и говорят, что стоит читать, а что - нет, они предлагают ему нечто принципиально новое для журналистики нового времени, а именно - качественный анализ литературного текста, тщательно проведенный газетным литературным критиком, означающий главенство художественно-образного, эстетического над бытовым и вещным в литературе.

Наиболее простым и привычным способом включения читателя в литературный процесс остается публикация рецензий на новые литературные произведения и дайджестов литературно-художественных обще-

1 Например, «Кричали школьницы "ура"...», «Праздник, который все-таки увезли с собой», «Сказка - ложь, да в ней намек» (газета «Коммерсант», 1996), «Все, Солнце русской поэзии накатило!» («Независимая газета», 1999), «Большой брат и теперь живее всех живых» (газета «Комсомольская правда», 1999).

ственно-политических журналов. Здесь главное место, несомненно, занимает критик Андрей Немзер, один из авторов отдела «Искусство» ежедневной деловой газеты «Сегодня». Он скрупулезно исследует, тщательно отбирает из огромного потока литературных и паралитературных новинок самые яркие (не всегда в положительном значении этого слова) и самые интересные примеры художественных произведений современной отечественной словесности и презентует их широкому читателю. Публикуя рецензии на новые книги, А. Немзер использует два основных способа их презентации: первый - короткая рецензия с емким и, чаще всего, едким комментарием в авторской рубрике «Крок» в отделе «Искусство». Здесь он, выступая под псевдонимом Крок Адилов, представляет обычно три-четыре книги, не объединенные ни общей темой, ни направлением, ни художественным методом, а только примерно одинаковым временем выхода в свет. Например, в указанной рецензии под общим названием «Филологические сочинения» Немзер представляет книги А.К. Жолковского и М.Б. Ямпольского «Бабель» и собрание переведенных «Дневников и писем сестры Пушкина». Представляя их как «очень своевременную книгу» [Адилов, 1995а, с. 11] (о «Бабеле») и «любопытные штрихи семейных отношений и колоритные детали петербургского и варшавского житья» [Адилов, 1995б, с. 11], Андрей Немзер с явным намерением заинтересовать читателя в вышедших книгах пишет о небольших изъянах, которые в них нашел, раскрыл и теперь показывает читателю, чтобы тот в свою очередь еще более внимательно всмотрелся в них и постарался с азартом найти еще что-нибудь интересное и неожиданное для себя.

Второй же способ - это полная рецензия на наиболее значимую и любопытную, совсем недавно вышедшую книгу. Так, обращаясь к семи-томнику произведений Марины Цветаевой или к публикации в «Знамени» нового романа Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры», Немзер не добавляет ничего нового к жанру рецензии и также убедительно и точно, скрупулезно и эмоционально разбирает книгу за книгой, роман за романом, предоставляя читателю не столько право выбора, сколько безупречный список той литературы, которую читать надо, то есть происходит своеобразное управление читательскими литературными вкусами. Кроме Андрея Немзера, в газете «Сегодня» подобными способами пользуются Борис Кузьминский и Вячеслав Курицын. В более упрощенном, сжатом виде в газете «Коммерсант» - Татьяна Щербина, Екатерина Деготь, Михаил Новиков, в «Общей газете» - Мария Ремизова и многие другие газетные литературные критики.

Несколько иначе работают с читателем и формой литературной публикации журналисты «Независимой газеты». От системы управления читательским вкусом «НГ» переходит к его формированию путем погруже-

ния читателя в собственно литературный процесс. В ежедневных публикациях на седьмой полосе, на которой расположена рубрика «Культура», в подрубриках «Другие берега» и «Кафедра», критики и литературоведы подробно разбирают явления современной и ставшей уже классикой литературной жизни. В первом январском номере за 1996 год филолог Александр Пятигорский публикует развернутую статью - эссе «О постмодернизме. Как написать историю настоящего» [Пятигорский, 1996, с. 7]. Эссе представляет собой авторское размышление над литературным явлением постмодернизма, о влиянии его на национальную и мировую культуру, о его потенциале и возможностях. «Когда этот момент, во многом исторически определивший модернизм прошел, то оставалось придумать название для того, что осталось, для самих себя, оставшихся без марксизма, без коммунизма, без Сталина, без Мао, без Сартра и Альтюссера. Оно было придумано: постмодернизм» [Пятигорский, 1996, с. 7]. Автор таким образом выражает свою позицию по отношению к литературному явлению. Упоминание фамилий, к которым обращается Александр Пятигорский, в данном случае несет не только и не столько образовательную функцию, но и работает в качестве так называемого звоночка, определяющего круг читателей, близких автору по культурным и идейным параметрам: читатель «Независимой газеты», скорее всего, знает каждого исторического и литературного персонажа из перечисленных автором. В статье упоминаются, кроме указанных, имена Лиотара, Бодрияра, Гирша, Кери, Дюма и т.д. Автору важны эти фамилии как символ разрушенного представления о стройности и стойкости тоталитарной идеи всеобщего равенства и братства, через них он показывает основную проблему российского и мирового сообщества - крушение идеалов, разрушение всего бытового уклада каждого члена любого общества, подвергшегося социалистической или коммунистической реструктуризации. Социальная проблема, явившаяся катализатором радикальных изменений в литературной среде, выдвинутая Пятигорским на первый план в данной статье, является лучшим доказательством тесного контакта литературы и общества, контакта, в который сегодня отказываются верить и закрывают глаза на серьезные социально-литературные проблемы. Александр Пятигорский - философ, филолог, один из основателей Тартуско-московской семиотической школы - выходит к общественности посредством печатного СМИ. Смысл его материала заключается не в научном разыскании по поводу литературного вопроса, а в переложении результатов исследования на общесоциальную почву, рассмотрение общества через призму литературы. Этот способ интерпретации действительности и рассказ широкой аудитории о результатах научного поиска становится для ученого-филолога и философа одной из основных объективно значимых задач.

Собственно вся серьезная научная работа имеет одной из основополагающих целей выход к читателю. Периодическое общественно-политическое издание, в данном случае «Независимая газета», дает автору такую возможность.

Восьмая полоса издания также имеет непосредственное отношение к литературной жизни. Здесь в рубрике «Стиль жизни» широкий спектр авторов публикуют свои публицистические произведения. В том же номере от 5 января читатель находит очерк Мелора Стуруа «Вошь как символ эгалите». Автор публикации использует имя известного советского писателя Льва Кассиля, приводя цитату из его «Кондуита и Швамбрании»: «Точка и ша. Уничтожим вша» - в качестве объяснения восприятия юным Стуруа в школьные годы вшей как символа низкого классового происхождения: «Я верил, как в дедушку Ленина, в то, что вши - субстанция классовая. Вши заводятся у бедняков, которых эксплуатируют богатые» [Стуруа, 1996, с. 8]. В рассуждении журналиста мы не находим более ни одной ссылки на упомянутое литературное произведение, но цитата в самом начале статьи имеет очень важный смысл для восприятия всего материала. Умозаключение о детском впечатлении по поводу классового неравенства и взаимосвязи его с насекомыми так и осталось бы умозаключением, не приведи автор статьи в подкрепление к нему цитату из классического детского литературного произведения. Цитата тем более важна, что она подчеркивает суть воспитания Стуруа-ребенка. Позже это восприятие, построенное во многом на социалистическом представлении о классовом равенстве, будет разрушено профессором истории Эпштейном, утвердившем в Стуруа-студенте представление о том, что вошь - не символ неравенства, а наоборот - равенства.

Здесь же, на восьмой полосе, с разной регулярностью публикуются обзоры недавно вышедших книг. Они очень похожи на обзоры Андрея Немзера в рубрике «Крок» газеты «Сегодня». Автор рубрики «Книготорговля» в «НГ» Александр Панов в критической манере разбирает несколько новых изданий. В первом номере от 5 января, к примеру, колумнист рассказывает читателю о новинках: «Выражение и смысл» Валерия Подо-роги, «Избранная проза» Джека Керуака, «Кэрель» Жана Жене и «Разговоры с Вячеславом Ивановым» Моисея Альтегона. Форма подачи материала близка к литературно-критическому жанру рецензии, однако недостаток места на полосе не позволяет Панову развернуть в полной мере свой литературно-критический талант. «Умиротворенному после сладостных празднеств читателю предлагаем сразу окунуться в соляную кислоту сегодняшних книжных новинок, специально и, надеемся, со вкусом подобранных вашим рецензентом. Чтобы интеллектуальная жизнь медом не казалась» [Панов, 1996, с. 8]. Автор в своем критическом монологе подби-

рает яркие иронические метафоры, саркастически высказываясь о литературном процессе, издательствах и авторах. Глаголы и обращения, используемые Пановым, не могут оставить статью без внимания читателя. «Фонит, господа! - повторяет рецензент, - так вот, герои нашего обзора этим самым измерением обладают тоже. Выбиваются, подрывают и фонят» [Панов, 1996, с. 8].

Автор рецензии талантливо и изящно подбирает разговорные, просторечные и устаревшие слова для определения вектора развития литературного процесса, среди них - «тиснул», «окромя» и прочие.

Особое место в системе межтекстовых взаимоотношений на газетной полосе занимают литературные материалы, появляющиеся в колонке «Мизантропия», ведущий колонки - вымышленный персонаж Титус Советологов. От номера к номеру он хаотично меняет свое порядковое число - в номере от 6 января он 12-й, а в газете от 10 января - 3-й. Всего Титусов Советологовых в «Независимой газете» с 1996 по 1998 годы было 53. Под псевдонимом скрывались фельетонисты «Независимой газеты», публикующие едкие, сатирические, близкие к жанру фельетона материалы, обладающие неоспоримой ценностью как для газеты в частности, так и для всей структуры общественно-политической журналистики того времени в целом. Связано это не только с положением в газете - колонка выходит ежедневно на первой полосе сразу под заголовочным блоком, а не в подвале, как это обычно бывает в газетах «Известия» или «Коммерсантъ», но и с тем, что в популярных неотраслевых общественно-политических изданиях указанного периода жанр фельетона встречается крайне редко. Яркий стиль и тонкая игра слов, точно выраженная литературная позиция автора фельетона «Страна Лимония. Рождественские подарки о. Юрия (Черниченко) российскому народу» (книга является очередным сводом популярных объяснений сути Евангелия и Православной веры, раздаваемых бесплатно с киоска, продающего копченых кур) возвращают читателю забытый жанр, а вместе с ним и яркость образов, живость и остроту стиля. Материал, подписанный Титусом Советологовым 12-м, вышел из-под пера заместителя главного редактора «Независимой газеты» и главного редактора книжного приложения «Ех иьпб» Игоря Зотова. «Закончить чтение рассчитываю в сочельник. И предвижу: раскроются перед нами эдемские кущи, войдем мы туда все (то есть домашние мои) без остатка. А там кур копченых видимо-невидимо и Педигри Пала немерено! Я, кстати, всегда понимал, что в четырех Евангелиях есть некоторая незавершенность, ввиду четности их числа. Не хватало точки опоры. Пятого угла. О. Юрий (Черниченко) дал нам его. Бесплатно. Под Рождество. Божественный подарок» [Советологов, 1996, с. 1]. Характерный для фельетона рубленый стиль написания и небольшой объем материала привле-

кают внимание читателя, приступающего к прочтению «Независимой газеты» от 6 января 1996 года.

Использование псевдонимов в истории новой российской журналистики является фактом общепринятым. Большинство журналистов публикуют свои материалы под вымышленными именами. Например, в газете «Сегодня» Андрей Немзер использует для своей рубрики коротких рецензий «Крок» псевдоним Крок Адилов. Фельетоны в «Независимой газете» намеренно подписываются парадоксальными именами, структурой своей напоминающими наименование римских патрициев. При этом, чаще всего подобные статьи носят автобиографический характер, имеют непосредственное отношение к дню сегодняшнему, актуальны и не имеют отношения к историческим событиям античности. Такого рода изначальное противоречие имени автора и содержания фельетона усиливает его эмоциональную нагрузку, интенсивнее влияет на читателя, концентрирует его внимание и заставляет сосредоточеннее относиться к материалу. Эффект усиливается еще и благодаря порядковому числу, приписываемому к имени. Создается ощущение некоторой мистификации самого материала.

Анализ текстов, связанных с литературой и литературными материалами на газетной полосе, показывает, что при всем их жанрово-стилевом разнообразии, при том, что авторами становятся очень разные творческие индивидуальности, именно эти материалы и формируют надежный пласт литературной культуры в российской журналистике 1990-х годов. Напрашивается и еще один вывод: радикальное снижение количества литературных материалов в газетных изданиях последних лет не лучшим образом влияет на состояние литературной культуры в современной газете.

Литература

Адилов Крок. Очень своевременная книга // Сегодня. 1996а. № 19.

Адилов Крок. Родные люди вот какие 2 // Сегодня. 1996б. № 19.

Войцеховский Б. Большой брат живее всех живых // Комсомольская правда. 1999.

№ 16.

Елина Е.Г. Щедринские типы в современной журналистике // От девятьсот двадцатых к двухтысячным. Литература, журналистика, литературная критика. Саратов, 2012.

Кабанова О. Обретенное поколение // Коммерсантъ. 1996. № 135.

Кричали школьницы «ура». // Коммерсантъ. 1996. № 176.

Кузьминский Б. Магия на блюдечке с голубой каемочкой // Коммерсант. 1998.

№ 40.

Немзер А. В соответствии с заказом // Сегодня. 1995. № 21.

Павленко Р.И. Литературные материалы «Независимой газеты» и общественная жизнь середины 90-х годов XX // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2013. Вып. 3.

Панов А. Индивидуальное коммуникативное измерение // Независимая газета. 1996. № 1.

Праздник, который все-таки увезли с собой // Коммерсантъ. 1996. № 180. Пятигорский А. О постмодернизме. Как написать историю происходящего // Независимая газета. 1996. № 1.

Сказка - ложь, да в ней намек // Коммерсантъ. 1996. № 131.

Советологов Титус Все! Солнце русской поэзии накатило // Независимая газета. 1999. № 125.

Стуруа М. Вошь как символ эгалите // Независимая газета. 1996. № 1. Щербина Т. Как продлить молодость // Коммерсантъ. 1997. № 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.