Научная статья на тему 'Региональные учреждения культуры и рыночные механизмы'

Региональные учреждения культуры и рыночные механизмы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
549
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА / ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Окунев Юрий Павлович

The article reveals new ideas on transformation of the Russian North culture under the conditions of social changes. Introduction of market relations into the activity of traditional cultural institutions contributes to forming market mechanisms. Transformation of northerners everyday life gives rise to new forms and types of cultural initiatives. It is very important for authorities of cultural institutions to introduce innovation projects forming a new regional cultural policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные учреждения культуры и рыночные механизмы»

УДК 94(470.1)(19):008

ОКУНЕВ Юрий Павлович, кандидат философских наук, доцент кафедры общего и специального менеджмента, руководитель лаборатории народного творчества Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 48 научных публикаций, в т.ч. двух монографий

РЕГИОНАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Социокультурная ситуация, частная инициатива, инфраструктура культуры

Истекшее десятилетие, 1995—2005 гг., — сложный, противоречивый, но и интересный период для сферы культуры Русского Севера. Это время крушения иллюзий и появления новых надежд на фоне глубокой перестройки всей системы организации культурной жизни. Именно в эти годы в российском обществе утверждается представление

о культуре как особой сфере общественной жизни — активной, саморазвивающейся системе, результате взаимодействия множества процессов и сил, их равновесии, возникающем в таком взаимодействии. Вместе с тем не только обыденное сознание, но и менталитет подавляющего большинства представителей властных структур, в т.ч. имеющих непосредственное отношение к управлению культурой, далеки от понимания подлинного ее значения как человеческого измерения всей общественной и частной жизни, проникающего во все ее сферы и уровни.

Организационно-структурные изменения порождают и новые социо-культурные проблемы. Внедрение рыночных отношений

в деятельность традиционных институтов культуры приводит к растерянности многих ее работников и утрате ими ориентиров, менталитет которых соответствует пока системе «бюджетных ожиданий», спаду их активности, а то и полной депрофессионализации. Отдельные категории населения, в свою очередь, оказываются не в состоянии самостоятельно обеспечить себе удовлетворение культурных потребностей и реализовать свой культурный потенциал. И дело не только (и не столько) в чисто экономических возможностях, но и в несоответствии привычных стереотипов культурного поведения и потребления тем новым реалиям культурной жизни, которые утвердились в последние годы.

Однако люди, работающие в «непрестижной» сфере культуры, делают все возможное для ее сохранения и приумножения. При средних учебных заведениях культуры в Архангельской области открыты специальные школы для одаренных детей, увеличилась сеть муниципальных музеев. Соедине-

ние отраслей культуры и кинофикации привело к созданию на базе клубов и киноустановок домов кинопоказа. Таким же образом в малочисленных населенных пунктах созданы клубы-библиотеки. По данным на 1 января 2006 г., областная сеть государственных и муниципальных организаций культуры состояла из 1210 учреждений, в т.ч. 22 музеев, коллекции которых поставлены на государственную охрану, 521 библиотеки с книжным фондом более 7,5 миллионов томов, 5 театров, Государственного академического Северного русского хора, областной филармонии, камерного оркестра, музыкального училища, колледжа культуры и искусства, 60 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 582 организаций клубного типа, 22 кинотеатров,

1 киноустановки.

Развитие даже в нынешних условиях инфраструктуры культуры — реальная основа культурного процесса. Вместе с тем «валовые» показатели лишь опосредованно отражают интенсивность культурной жизни и ее подлинный критерий — включенность каждого человека в социокультурное творчество. Важно отметить, что именно за последние годы центр тяжести по проведению значимых для области культурных акций стал смещаться в сторону муниципалитетов и малых городов, т.е. стал ближе к конкретному человеку. Сохраняются традиции проведения культурных акций, придающих своеобразие и неповторимость облику районов области. Ежегодно проводятся фольклорные фестивали: «Жемчужина Севера» (по районам области), фестиваль Козьмы Пруткова в Сольвычегодске, праздник народных мастеров в Каргополе, Шенкурские музыкальные встречи, литературные встречи в Верколе, посвященные Ф.А. Абрамову, и др.

Таким образом, несмотря на все тяготы последних лет, более всего ощутив на себе финансовый кризис, сфера культуры облас-

ти выстояла, доказала свою жизнеспособность. Однако состояние этой важнейшей сферы творческого потенциала личности требует, на наш взгляд, более детального и конкретного анализа культуры Архангельской области. Всего на государственном учете в области состоит 1883 памятника истории и культуры. В перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения входят памятники музейного комплекса Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», а также Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Создавая некий фон духовного мира северян, памятники придают этому миру особые черты, определяют характер и направленность творческих устремлений личности. Нельзя не отметить особые возможности Севера в осознании связи с культурой прошлого, конкретного восприятия преемственности поколений, глубокого понимания корней нынешней культуры. Именно поэтому недопустимо терпеть те негативные тенденции, которые проявились с начала 1990-х гг. в деле охраны и реставрации памятников. Речь идет о том, что исчезли дополнительные, кроме бюджета, источники финансирования (такие, как средства ВООПИК, привлеченные средства предприятий и организаций); значительно сократились (в относительно сопоставимых ценах) ассигнования, выделяемые по линиям как областного, так и федерального бюджета; резко пошла на убыль общественная активность, в т.ч. почти полностью исчезли отряды безвозмездного труда, студенческие реставрационно-строительные отряды и т.д.

В настоящее время жизнь требует формирования нового типа краеведческого музея, в котором будут отражены история, культура и природа именно этого уголка русской земли, судьбы людей, связанных с ним.

Это требует нового осмысления материала, его изучения и интерпретации. Количество организованных выставок, праздничных мероприятий в условиях музеев увеличилось в 2005 г. в два раза по сравнению с 2004 г. Широко известны «Новогодние встречи при свечах» в Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера», встречи с участниками Северных конвоев в Архангельском областном краеведческом музее, «Масленичная неделя» в Малых Корелах и др.

Трансформация повседневной жизни северян рождает новые формы и виды культурных инициатив. Можно назвать целый список элементов новых управленческих технологий, проникающих в музейную сферу благодаря сети Интернет. Среди этих элементов — средства оперативной коммуникации (электронная почта, списки рассылки, новостные разделы музейных сайтов); распределенные ресурсы и средства доступа к ним (базы данных, порталы, терминалы компьютерных сетей); средства координации деятельности (электронные доски объявлений, форумы, электронные опросы); формы обратной связи и организации сотрудничества (гостевые книги, телеконференции); средства производства (инструментарий поиска ресурсов и партнеров, стандартные и специализированные программные средства); места делового общения, обмена идеями и взаимного консультирования (web-клубы, Интернет-кафе); пространство совместного проектирования и средства продвижения проектов (web-лаборатории, обмен баннерами); наконец, целые виртуальные «поселения» с проблемно ориентированной социальной структурой и специализированными вспомогательными службами (Geocities, Fortunecity и др.).

Среди предлагаемых музеем рыночных услуг можно назвать следующие: доступ к музейному собранию; ориентация в системе

культурных ценностей; условия для самообразования, общения, творчества, развивающего досуга, развлечений; просветительские, информационные, справочные, рекламные, представительские, имиджеформирующие, туристические, экскурсионные и др. Этот далеко не полный перечень показывает, что музей выступает субъектом сразу многих потребительских рынков. Рынок, где покупателем является обычный музейный зритель, является лишь одним из множества. Значительная часть предоставляемых музеем услуг востребована и может быть оплачена иными категориями покупателей, в т.ч. научными организациями, учебными заведениями, органами местного самоуправления, благотворительными фондами, коммерческими компаниями, средствами массовой информации и т.д.

Следует подчеркнуть особое значение информационных технологий для развития музеев на современном этапе, т.к. они выступают в качестве эффективного инструментария для поиска необходимых музеям партнеров и взаимодействия с ними в рамках соответствующих совместных программ и проектов. Так, Северный морской музей стал базой клуба «Братство Северных конвоев». В музее деревянного зодчества «Малые Корелы» создан фольклорно-этнографический театр, который не только готовит программы для выступлений на фольклорных праздниках, но и ведет исследовательскую и собирательскую работу. Конечно, все это способствует привлечению к интересному, увлекательному делу все новых людей, творческому развитию личности. Музей в современных условиях глобализации становится одним из главных факторов развития цивилизации.

Важной частью культурного наследия в Архангельской области является сохранение традиционной народной культуры. Уникальность региона Русского Севера заключа-

ется и в том, что здесь, в отличие от других областей России, традиционная крестьянская культура сохранилась более полно и была передана современному поколению непосредственно от ее носителей. Поэтому реальным механизмом стимулирования социокультурной активности населения является действенная, а значит, практическая, конкретная государственная и общественная поддержка проектов развития традиционных центров бытования художественных промыслов, коллективов, опирающихся на местную фольклорную традицию; проведение фестивалей, конкурсов и т.п.; внедрение традиционных форм народной культуры в современную систему воспитания и образования; содействие межрайонным инициативам по сохранению традиционной культуры. Активная включенность в атмосферу народной культуры оказывает огромное воздействие на северян — об этом может судить любой из приезжающих. Она во многом определяет их внутренний мир, формы самовыражения человека.

В ходе данного исследования у северян выявлен неослабевающий интерес к народному прикладному искусству и фольклорной традиции, который возник в 1970-е гг. и, получив развитие в 1980-е гг., вступил в новый этап. В городах и районах области образуются центры ремесел, дома народного творчества. Эти коллективы отличает повышенный интерес к культуре своего микрорегиона, стремление изучать не только промыслы и ремесла, но и народную культуру во всем ее разнообразии (музыкальный и обрядовый фольклор, народные праздники, обряды). Люди тянутся к традиционной культуре тем больше, чем активнее внедряется в их сознание массовая культура с помощью СМИ.

Традиционную культуру в Архангельской области невозможно представить без сохранения фольклорной традиции. При общем спаде интереса к концертным жанрам на-

блюдается стабильность и даже рост числа коллективов традиционной народной культуры. В области работает 213 народных хоров и фольклорных ансамблей. «Помолодел» состав народных исполнителей, появилось 15 молодежных фольклорных хоров и ансамблей, довольно много детских фольклорных коллективов. Однако приобщение к занятиям в них затрудняется отсутствием хороших репертуарных сборников, методических пособий, квалифицированных кадров руководителей.

Способность к самовыражению в любой сфере общественной жизни закладывается в самом юном возрасте, прежде всего, с помощью системы художественного воспитания. Ситуация, складывающаяся в сфере детского творчества, сегодня в Архангельской области не может быть охарактеризована как удовлетворительная, т.к. отличается ведомственной разобщенностью, отказом предприятий от содержания летних оздоровительных лагерей, свертыванием бесплатных кружков, унификацией и обеднением культурной среды, навязыванием средствами массовой информации новых культурных стандартов. Как известно, одно из приоритетных направлений развития детского творчества — система специального образования, осуществляемая детскими музыкальными художественными школами и школами искусств. Сеть их в области становится стабильной. Согласно проведенному в 1996 г. лицензированию, в области 60 школ системы Министерства культуры РФ: 31 музыкальная, 4 художественных, 25 школ искусств. Альтернативой государственной системе стали частные школы — «Этюд» в Котласе, «Кунсткамера» в Северодвинске и др. Показатель обучения школьников в музыкальных и художественных школах области почти в два раза ниже общероссийских. По причине высокой стоимости обучения идет отсев учащихся. Это обстоятельство говорит о

чрезвычайно серьезной тенденции сужения возможностей самореализации личности, социальной дифференциации, ограничивающей естественное стремление школьников к культурному творчеству. Социально-экономическая дифференциация населения ограничивает возможности становления творческого потенциала все большего числа людей, прежде всего детей и молодежи. Этим самым во многом закладывается ущербное развитие «взрослого», профессионального искусства.

Расширение культурного пространства очень важно для Севера, где возможности приобщения к искусству достаточно ограничены. Общие положения о становлении, самосовершенствовании и самовыражении творческой личности наталкиваются, как правило, на такие «приземленные» ценностные ориентиры, как возможность полноценно провести вечер и т.п. Поэтому анализ социокультурной ситуации с точки зрения возможностей раскрытия всего потенциала личности должен включать и объективные условия ее творческого развития. Переход на новые условия хозяйствования, начавшийся в эти годы, организация деятельности профессиональных коллективов на условиях договора с учредителем, а также другие социальные перемены положительно сказались на деятельности творческих организаций по самостоятельному осуществлению своих творческих, производственных, экономических задач, на социальном развитии коллективов. Значительно изменило культурную жизнь Архангельска открытие Камерного зала с органом и Большого концертного зала. Любители музыкального искусства могут наслаждаться концертами классической, симфонической, хоровой, вокальной, инструментальной музыки, произведениями современных композиторов. Почти каждый месяц здесь проходят творческие отчеты артистов областной филармонии.

В новых условиях библиотека становится главным звеном в культурно-информационной деятельности, выступая как воспитательный, досуговый центр города, села. На реализацию этих функций была направлена и вся деятельность библиотек Архангельской области в последние годы. В целом библиотечную сеть характеризует сокращение сети сельских библиотек в малонаселенных пунктах (всего закрыто более двадцати филиалов библиотек), сокращение числа библиотечных пунктов в начале 1990-х гг., активная передача профсоюзных библиотек в муниципальную собственность в связи с отсутствием у профсоюзов средств на их содержание (всего передано более 60 библиотек).

В последнее время отмечается заметное увеличение посещаемости библиотек, особенно областных, центральных городских и районных, обусловленное стихийностью и неуправляемостью процесса развития издательского дела и книгоснабжения, введением новых учебных программ в образовательных учреждениях, необходимостью повышения квалификации и переквалификации населения, ростом цен на книжную продукцию. Возросла роль библиотек в организации и проведении досуга населения. Библиотеки на сегодняшний день — единственные организации культуры, предоставляющие бесплатные услуги пользования книжными фондами и периодикой самым незащищенным слоям населения — детям, учащимся, пенсионерам. Несмотря на все возрастающую роль библиотек как информационно-библиографических, воспитательных, досуговых центров, в настоящее время наблюдается тревожная тенденция к снижению численности книжных фондов и резкому сокращению поступлений книг как в массовые, так и в областные библиотеки за последние пять лет (2000—2005 гг.). Фактически исчезает тот последний уголок сло-

жившейся в последние десятилетия книжной культуры, уровень развития и значимость которой для России вполне справедливо позволяли называть ее «самой читающей страной». Противоречия и сложности социально-экономического положения области и отрасли культуры с наибольшей полнотой отразились на сфере культурнодосуговой деятельности. Изменяются ценностные ориентации досуговых организаций: налицо демократизация, свобода в выборе форм и методов их деятельности; децентрализовано управление клубными организациями. Появилась возможность стимулирования многообразия досуговых формирований, поощрения инициативы и самостоятельности в этой сфере. Культурнодосуговые организации пытаются обеспечить не только рекреационные условия, но и возможности творческого развития личности. При отсутствии рынка потребителей досуговой сферы, слабости инициативных движений, рассредоточенности сельских районов и малых городов области клубные организации по-прежнему остаются едва ли не единственной формой государственного влияния на сферу социокультурного творчества основной массы населения.

Главные направления деятельности современного клуба — развитие народного творчества, организация досуга молодежи, семейный отдых. Наибольшую эффективность, в т.ч. экономическую, обеспечивает подчинение своей деятельности интересам людей, обеспечение их самых разнообразных духовных и культурных потребностей. Однако следует отметить, что происходит отчуждение значительной части населения от клубной сети, снижение посещаемости, уменьшение числа участников клубных формирований. В любительских объединениях, государственных клубных учреждениях занимается лишь 2,1% населения Архангельской области. Говорить о массовости культур-

но-творческой деятельности при таких показателях, конечно, не приходится. Данные свидетельствуют о необходимости финансовой поддержки социально значимых направлений клубной деятельности, применения рыночных механизмов оптимизации их деятельности, привлечения людей в культурно-досуговые учреждения. Без этого не создать поля самореализации человека в культурно-досуговой сфере. Вместе с тем ориентация на традиционные жанры искусства должна сочетаться с самыми последними, модными формами культурной деятельности. Так, интерес к старейшему пласту народной культуры — хоровому пению — традиционен для Архангельской области. При общем спаде популярности концертных жанров, отсутствии средств на организацию гастролей хоровые коллективы не претерпели больших изменений. В настоящее время в области работает 29 хоров, имеющих звание «народный», в т.ч. 7 коллективам это звание присвоено за последние 5 лет. Звание «народный» имеют 7 академических хоров. Таким образом, более или менее позитивные результаты можно ожидать только в случае совмещения разнонаправленных творческих интересов и эстетических вкусов, использования старых форм при наполнении их новым содержанием, привлечения молодежи к художественному творчеству в рамках той культуры, которая им близка и понятна.

Тяготение людей к искусству требует широкого спектра возможностей, создания стереотипа престижности этой деятельности. Однако в целом следует отметить кризис досуговой сферы. Материальная база сельских организаций клубного типа находится в неудовлетворительном состоянии. Клубные работники продолжают надеяться на государственное финансирование, но в условиях муниципализации они могут рассчитывать только на чрезвычайно ограниченные сред-

ства района, распределение которых часто зависит от отношения главы администрации к культуре. Финансирование практически везде сведено до минимума. Предприятия и организации отказывают клубам в экономической помощи, пытаясь переложить бремя по их содержанию на плечи государства. Платные услуги в сельской местности развивать сложно. Сеть досуговых организаций практически разваливается. Переживает кризис и наиболее популярный способ проведения досуга — посещение кино.

К сожалению, специфика культуры Архангельской области состоит не только в неповторимых памятниках и огромных богатствах уходящего в глубь веков народного искусства, но и в неразвитости, бедности некоторых важнейших участков культурной жизни. Так, область заметно отстает от республиканских показателей: по объему книжного фонда в массовых библиотеках, по числу мест в зрительных залах, стационарных киноустановок занимает позицию в третьем десятке по Российской Федерации, по обеспеченности клубами и домами культуры — даже в конце пятого. Бедность инфраструктуры культуры — спутник духовной бедности. Конечно же, во многом удается компенсировать эти недостатки поддержанием традиций, воспитанием гордости за свой край, его культурную и историческую уникальность, но без соответствующей модернизации материально-технической базы, без становления полноценной современной инфраструктуры культуры говорить о продуктивном развитии всей социокультурной ситуации в регионе очень сложно. К сожалению, и имеющийся потенциал не удается направить на служение развитию культуры. Почти пятая часть (18%) историкокультурных памятников, в т.ч. уникальных, способных стать предметом гордости в любом другом регионе России, используется под жилье и служебные помещения пред-

приятиями и организациями, причем среди находящихся под охраной государства эта доля значительно ниже — всего 4%. Лишь 12% памятников (23% находящихся под охраной государства) используются учреждениями культуры, большая часть из них включена в экспозиционные комплексы Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника и Архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства, меньшая — приспособлена под сельские клубы. Только 1,5% памятников используется религиозными объединениями. Очень много памятников не используется (28% или 32% из состоящих на государственной охране), что, в свою очередь, способствует их разрушению и гибели. В настоящее время в аварийном состоянии находится 26% всех выявленных памятников и 29% состоящих на государственной охране. Статистика свидетельствует о печальном состоянии социокультурной ситуации в регионе, располагающем такими серьезными возможностями и так слабо использующем их.

Вызывает тревогу положение и с интеллектуальным потенциалом культурного наследия: фольклором, обрядностью, песенным и музыкальным искусством, народным опытом хозяйствования и экологических знаний, носители которых практически не находят преемников в условиях усиливающегося отчуждения поколений. Культурные расхождения превзошли естественные масштабы генерационных различий, грозят вылиться в культурный разрыв, способный выявить социальные и даже политические конфликты. В подобной ситуации высочайшей оценки и немедленной материальной поддержки требует деятельность лучших носителей традиционной культуры Севера — Государственного академического Северного русского народного хора, Архангельской любительской хоровой капеллы, фольклорных коллективов, других энтузиастов, кото-

рые пытаются сохранить искры народной культуры. Однако совершенно очевидно, что резкое изменение всего культурного климата под воздействием общедоступной массовой культуры ставит острейшую проблему диалектики традиционного и нового, причем в сугубо практическом плане — как эта проблема решается на телевидении, в книгоиздательской и тому подобной деятельности.

Без сомнения, культуру нельзя измерить ни количеством учреждений сети, ни числом культурных мероприятий и мест в клу-

бах и домах культуры. Однако, будучи сведены воедино, все тревожные показатели состояния культуры служат еще одним свидетельством непрекращающегося процесса разрушения этой важнейшей сферы общественной жизни, в которой развитие личности происходит непосредственно и без которой просто невозможно не только построить демократическое гражданское общество, но и сохранить целостность социального организма регионального или общенационального уровня.

Okunev Yury

REGIONAL CULTURAL INSTITUTIONS AND MARKET MECHANISMS

The article reveals new ideas on transformation of the Russian North culture under the conditions of social changes. Introduction of market relations into the activity of traditional cultural institutions contributes to forming market mechanisms. Transformation of northerners’ everyday life gives rise to new forms and types of cultural initiatives. It is very important for authorities of cultural institutions to introduce innovation projects forming a new regional cultural policy.

Рецензент — Сметанин А.В., доктор экономических наук, профессор Архангельского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.