ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ЦЕНТРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. В. Комиссарова
Сеть культурных институтов в районах, малых городах и сельских поселениях представлена главным образом такими учреждениями культуры, как клуб, библиотека, музей. Именно они выполняют миссию сохранения основ российской культуры, ее самобытности и разнообразия. В документах ЮНЕСКО под «культурным учреждением» подразумевается любое постоянное учреждение, используемое в общих интересах для обеспечения сохранности, изучения, освоения и общедоступности культурных ценностей и существующее с ведома компетентного государственного органа [2].
Муниципальные культурно-досуговые учреждения располагают широким арсеналом социально-культурных технологий, включая культуроориентированные и культуротворческие, социально-защитные, рекреативные, образовательные, исследовательские, проектные, альтернативные (инновационные), коммуникационные, информационно-рекламные, этнонаправлен-ные технологии социокультурного обмена и сотрудничества, управленческие (социокультурный менеджмент). Специфика функционирования муниципальных учреждений культуры обусловлена локальностью социокультурной среды, необходимостью быть актуальными для местного сообщества, удовлетворяя его культурные потребности, что стимулирует постоянное обновление программ, форм и методов деятельности. Рассматривая культуру как непрерывно развивающийся творческий процесс и синтез созданных человеком знаний, духовных ценностей, норм, которые выражены в языке, обычаях и традициях, верованиях и мировоззрении, нельзя не отметить культурное многообразие регионов в рамках единой российской культуры.
Роль муниципальных учреждений культуры в создании условий непрерывного образования населения рассмотрим на примере волгоградского региона. Обратим внимание на образовательно-воспитательный потенциал культуроохранных технологий, широко используемых в системе социальнокультурной деятельности как методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы. Территория Волгоградской области отличается чрезвычайным природно-ландшафтным и культурным разнообразием, что обусловливает необходимость краеведческих исследований на основе технологий организации краеведческой работы. Поисково-исследовательская работа по изучению культурного наследия региона направлена на выявление памятников истории и культуры, организацию историко-этнографических, археологических, фольклорных экспедиций, поисковых отрядов по выявлению незахороненных бойцов, павших в боях под Сталинградом. Результатом применения различных технологий изучения культурного наследия работниками учреждений культуры и образования, краеведами является выявление, постановка на учет, атрибуция памятников истории и культуры, ландшафтных зон и создание особо охраняемых природных территорий и историкокультурных заповедников, реставрация, возрождение и использование памятников в воспитательных целях.
91
Одной из современных тенденций развития региональной культуры является создание новых музеев, главным образом муниципальных краеведческих. Местное сообщество все более осознает значение музея как культурнообразовательного и воспитательного центра. Музеи становятся площадками сохранения и возрождения народных традиций. Ведущей темой музеев Волгоградской области является Сталинградская битва и вклад земляков в Победу в Великой Отечественной войне. Музеи и библиотеки являются центрами экологического просвещения на местах. Музейная сеть растет не только количественно, но и становится более разнообразной по составу. Появляются музеи разных форм собственности, например частные этнографические музеи: казачьих традиций, казахская юрта, музей сказки. Важным ресурсом социально-экономического и культурного развития территории является творческое внедрение в практику культурно-досуговых учреждений технологий развития туристско-экскурсионных маршрутов. Волгоградская область, пока известная миру в основном Сталинградской битвой, обладает богатейшим невостребованным до настоящего времени потенциалом для развития различных видов туризма: культурного, делового, лечебно-оздоровительного, учебного, а также экскурсионной формы организации работы в культурнопознавательном туризме. При участии работников музеев разработаны основные наиболее популярные экскурсионные маршруты, включающие культурно-исторические ландшафты, памятники природы, истории и культуры как по территории своего района, так и по Волгоградской и соседним областям. Экскурсионный метод приобщения к культурному наследию, популярный среди различных групп населения, становится важным элементом непрерывного образовательного процесса учащихся и убедительным средством патриотического воспитания граждан.
Возрождение традиционной культуры этносов и субэтносов, населяющих регион, стимулировало рост интереса к музыкальной, обрядовой, религиозной культуре. Активизировался интерес населения к восстановлению и развитию народных промыслов и ремесел, в воссоздании которых заложен значительный потенциал развития творческих способностей отдельной личности и культурного и социально-экономического развития территории. Новый колорит в культурную жизнь региона внесло создание центров национальных культур. Дома народных ремесел пропагандируют, развивают и внедряют в бытовой обиход традиционные промыслы. Воспитательно-развивающее значение занятий декоративно-прикладным творчеством используется в работе с детьми, которые овладевают секретами народного искусства в кружках при домах культуры или детского творчества. Творчество и мастерство выступают как факторы формирования личности молодого человека.
В деятельности провинциальных учреждений культуры культуроохранные технологии органично связаны с культуротворческими технологиями создания и развития культурных ценностей и творческого развития личности, существующих в различных видах: технологии самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения; организации творческих лабораторий, мастерских, художественнотворческих объединений, центров эстетического воспитания и творчества. В партнерстве с национально-культурными объединениями граждан культурнодосуговые учреждения творчески используют этнокультурные технологии как основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, деко-
92
ративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел, инструмент межнационального культурного обмена и сотрудничества. В Кумылженском районе создан этнокультурный казачий центр «Кошав-гора», который ведет краеведческие, историко-этнографические исследования, выявление и сбор памятников материальной и духовной культуры. В центре работают ансамбли казачьей песни «Старина» и «Сполох», кукольный вертепный театр [3].
Развитие самодеятельного художественного творчества стимулирует организация различных фестивалей, таких как областная олимпиада сельского самодеятельного художественного творчества «Поклон тебе, село родное», проведение на базе сельских районов областных праздников с учетом национальных традиций: «Троица», «Сабантуй», «Наурыз». Культурное обслуживание сельского населения Волгоградской области осуществляют 1862 культурно-просветительных учреждения, в том числе 992 клубного типа, 650 сельских библиотек-филиалов, 32 муниципальных музея, 8 парков культуры и отдыха. Число участников клубных формирований составляет около 78 тыс., из них более 40 тыс. детей [1]. Процесс возрождения традиций казачества нашел яркое проявление в творчестве многочисленных художественных коллективов и культурно-просветительных учреждений.
В обеспечении процесса непрерывного образования на основе сохранения и развития этнокультурного многообразия региона как основы стабильности и межкультурной коммуникации провинциальным очагам культуры принадлежит важная роль. Осуществление этой функции возможно на основе творческого использования культуроохранных, культуротворческих технологий при взаимодействии с различными институтами гражданского общества, средствами массовой информации, национально-культурными объединениями граждан. Государственный музей-заповедник «Старая Сарепта» известен как центр национальных культур пяти народов Поволжья. Национально-культурные центры и клубы, детские центры народных ремесел созданы в районах.
Позитивные тенденции творческого подхода к сохранению и развитию культурного наследия в практике провинциальных учреждений культуры наглядно свидетельствуют об их значительном потенциале как фактора формирования социокультурной среды региона. Приоритетами современной государственной и региональной культурной политики являются создание условий для развития духовно-культурной среды территорий, сохранение и развитие их историкокультурной самобытности, многонационального культурного наследия, обеспечение равного доступа к культурным ценностям всех жителей России. Преемственность художественных культурных традиций - условие успешной интеграции России в мировой культурный процесс и информационное пространство. Однако сельские и поселковые клубы, которых сегодня в стране более 50 тысяч, нуждаются в государственной поддержке в осуществлении своей миссии центров культурной жизни российской провинции.
Список литературы
1. Информационно-аналитические материалы Комитета по культуре Администрации Волгоградской области. 2005-2009 гг.
2. Рекомендация о международном обмене культурными ценностями от 26 ноября 1976 г.
/ Международно-правовые документы по вопросам культуры / сост. и науч. ред.
А.С. Запесоцкий. - СПбГУП, 1996.
3. URL: www.volganet.ru.
93