Научная статья на тему 'Провинциальные учреждения культуры как центры непрерывного образования'

Провинциальные учреждения культуры как центры непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Провинциальные учреждения культуры как центры непрерывного образования»

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ЦЕНТРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Комиссарова

Сеть культурных институтов в районах, малых городах и сельских поселениях представлена главным образом такими учреждениями культуры, как клуб, библиотека, музей. Именно они выполняют миссию сохранения основ российской культуры, ее самобытности и разнообразия. В документах ЮНЕСКО под «культурным учреждением» подразумевается любое постоянное учреждение, используемое в общих интересах для обеспечения сохранности, изучения, освоения и общедоступности культурных ценностей и существующее с ведома компетентного государственного органа [2].

Муниципальные культурно-досуговые учреждения располагают широким арсеналом социально-культурных технологий, включая культуроориентированные и культуротворческие, социально-защитные, рекреативные, образовательные, исследовательские, проектные, альтернативные (инновационные), коммуникационные, информационно-рекламные, этнонаправлен-ные технологии социокультурного обмена и сотрудничества, управленческие (социокультурный менеджмент). Специфика функционирования муниципальных учреждений культуры обусловлена локальностью социокультурной среды, необходимостью быть актуальными для местного сообщества, удовлетворяя его культурные потребности, что стимулирует постоянное обновление программ, форм и методов деятельности. Рассматривая культуру как непрерывно развивающийся творческий процесс и синтез созданных человеком знаний, духовных ценностей, норм, которые выражены в языке, обычаях и традициях, верованиях и мировоззрении, нельзя не отметить культурное многообразие регионов в рамках единой российской культуры.

Роль муниципальных учреждений культуры в создании условий непрерывного образования населения рассмотрим на примере волгоградского региона. Обратим внимание на образовательно-воспитательный потенциал культуроохранных технологий, широко используемых в системе социальнокультурной деятельности как методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы. Территория Волгоградской области отличается чрезвычайным природно-ландшафтным и культурным разнообразием, что обусловливает необходимость краеведческих исследований на основе технологий организации краеведческой работы. Поисково-исследовательская работа по изучению культурного наследия региона направлена на выявление памятников истории и культуры, организацию историко-этнографических, археологических, фольклорных экспедиций, поисковых отрядов по выявлению незахороненных бойцов, павших в боях под Сталинградом. Результатом применения различных технологий изучения культурного наследия работниками учреждений культуры и образования, краеведами является выявление, постановка на учет, атрибуция памятников истории и культуры, ландшафтных зон и создание особо охраняемых природных территорий и историкокультурных заповедников, реставрация, возрождение и использование памятников в воспитательных целях.

91

Одной из современных тенденций развития региональной культуры является создание новых музеев, главным образом муниципальных краеведческих. Местное сообщество все более осознает значение музея как культурнообразовательного и воспитательного центра. Музеи становятся площадками сохранения и возрождения народных традиций. Ведущей темой музеев Волгоградской области является Сталинградская битва и вклад земляков в Победу в Великой Отечественной войне. Музеи и библиотеки являются центрами экологического просвещения на местах. Музейная сеть растет не только количественно, но и становится более разнообразной по составу. Появляются музеи разных форм собственности, например частные этнографические музеи: казачьих традиций, казахская юрта, музей сказки. Важным ресурсом социально-экономического и культурного развития территории является творческое внедрение в практику культурно-досуговых учреждений технологий развития туристско-экскурсионных маршрутов. Волгоградская область, пока известная миру в основном Сталинградской битвой, обладает богатейшим невостребованным до настоящего времени потенциалом для развития различных видов туризма: культурного, делового, лечебно-оздоровительного, учебного, а также экскурсионной формы организации работы в культурнопознавательном туризме. При участии работников музеев разработаны основные наиболее популярные экскурсионные маршруты, включающие культурно-исторические ландшафты, памятники природы, истории и культуры как по территории своего района, так и по Волгоградской и соседним областям. Экскурсионный метод приобщения к культурному наследию, популярный среди различных групп населения, становится важным элементом непрерывного образовательного процесса учащихся и убедительным средством патриотического воспитания граждан.

Возрождение традиционной культуры этносов и субэтносов, населяющих регион, стимулировало рост интереса к музыкальной, обрядовой, религиозной культуре. Активизировался интерес населения к восстановлению и развитию народных промыслов и ремесел, в воссоздании которых заложен значительный потенциал развития творческих способностей отдельной личности и культурного и социально-экономического развития территории. Новый колорит в культурную жизнь региона внесло создание центров национальных культур. Дома народных ремесел пропагандируют, развивают и внедряют в бытовой обиход традиционные промыслы. Воспитательно-развивающее значение занятий декоративно-прикладным творчеством используется в работе с детьми, которые овладевают секретами народного искусства в кружках при домах культуры или детского творчества. Творчество и мастерство выступают как факторы формирования личности молодого человека.

В деятельности провинциальных учреждений культуры культуроохранные технологии органично связаны с культуротворческими технологиями создания и развития культурных ценностей и творческого развития личности, существующих в различных видах: технологии самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения; организации творческих лабораторий, мастерских, художественнотворческих объединений, центров эстетического воспитания и творчества. В партнерстве с национально-культурными объединениями граждан культурнодосуговые учреждения творчески используют этнокультурные технологии как основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, деко-

92

ративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел, инструмент межнационального культурного обмена и сотрудничества. В Кумылженском районе создан этнокультурный казачий центр «Кошав-гора», который ведет краеведческие, историко-этнографические исследования, выявление и сбор памятников материальной и духовной культуры. В центре работают ансамбли казачьей песни «Старина» и «Сполох», кукольный вертепный театр [3].

Развитие самодеятельного художественного творчества стимулирует организация различных фестивалей, таких как областная олимпиада сельского самодеятельного художественного творчества «Поклон тебе, село родное», проведение на базе сельских районов областных праздников с учетом национальных традиций: «Троица», «Сабантуй», «Наурыз». Культурное обслуживание сельского населения Волгоградской области осуществляют 1862 культурно-просветительных учреждения, в том числе 992 клубного типа, 650 сельских библиотек-филиалов, 32 муниципальных музея, 8 парков культуры и отдыха. Число участников клубных формирований составляет около 78 тыс., из них более 40 тыс. детей [1]. Процесс возрождения традиций казачества нашел яркое проявление в творчестве многочисленных художественных коллективов и культурно-просветительных учреждений.

В обеспечении процесса непрерывного образования на основе сохранения и развития этнокультурного многообразия региона как основы стабильности и межкультурной коммуникации провинциальным очагам культуры принадлежит важная роль. Осуществление этой функции возможно на основе творческого использования культуроохранных, культуротворческих технологий при взаимодействии с различными институтами гражданского общества, средствами массовой информации, национально-культурными объединениями граждан. Государственный музей-заповедник «Старая Сарепта» известен как центр национальных культур пяти народов Поволжья. Национально-культурные центры и клубы, детские центры народных ремесел созданы в районах.

Позитивные тенденции творческого подхода к сохранению и развитию культурного наследия в практике провинциальных учреждений культуры наглядно свидетельствуют об их значительном потенциале как фактора формирования социокультурной среды региона. Приоритетами современной государственной и региональной культурной политики являются создание условий для развития духовно-культурной среды территорий, сохранение и развитие их историкокультурной самобытности, многонационального культурного наследия, обеспечение равного доступа к культурным ценностям всех жителей России. Преемственность художественных культурных традиций - условие успешной интеграции России в мировой культурный процесс и информационное пространство. Однако сельские и поселковые клубы, которых сегодня в стране более 50 тысяч, нуждаются в государственной поддержке в осуществлении своей миссии центров культурной жизни российской провинции.

Список литературы

1. Информационно-аналитические материалы Комитета по культуре Администрации Волгоградской области. 2005-2009 гг.

2. Рекомендация о международном обмене культурными ценностями от 26 ноября 1976 г.

/ Международно-правовые документы по вопросам культуры / сост. и науч. ред.

А.С. Запесоцкий. - СПбГУП, 1996.

3. URL: www.volganet.ru.

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.