Научная статья на тему 'Иccледование историко-культурного наследия Алтайского края в первой половине 90-х гг. Хх века'

Иccледование историко-культурного наследия Алтайского края в первой половине 90-х гг. Хх века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / ЦЕНТР ДОСУГА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙ / ТЕАТР / БИБЛИОТЕКА / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / CULTURAL PARTNERSHIP / BUDGET ASSIGNATIONS / LEISURE INSTITUTIONS / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES / MUSEUM / THEATRE / LIBRARY / PEOPLE'S CREATIVE WORK / FINE ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Радонова А.В.

Представлен анализ структуры сети учреждений сферы культуры и искусства Алтайского края (Россия), сложившейся к концу первой половины 1990-х гг. Исследована норма-тивно-правовая основа деятельности учреждений; характеризуются основные проблемы и дости-жения в области материально-технического и кадрового обеспечения региональной системы об-луживания культурных потребностей населения в конце ХХ в.; определяется место Комитета по культуре Алтайского края в системе управления отраслью. Автор называет состав основных на-правлений развития региональной отрасли культуры на ближайшие десятилетия ХХI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE ALTAI KRAI IN THE FIRST HALF OF THE 1990S

The analysis of the structure of culture and art institutions network in Altai Krai (Russia) in the 1990s is outlined. The author considers legal background for such institutions activities, reviews the key problems and achievements in resource and staff issues of supporting the regional system aimed at satisfying people’s cultural requirements at the end of the 20th century. Also, the author clarifies a place the Committee for Culture of the Altai Krai occupies in the general system for culture sphere ad-ministration, and names a set of main trends for regional culture sphere development for the nearest dec-ades.

Текст научной работы на тему «Иccледование историко-культурного наследия Алтайского края в первой половине 90-х гг. Хх века»

Список литературы

1. Владышевская, Т. Ф. Древнерусские колокола и звоны [Электронный ресурс] / Слово : образ. портал. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - Режим доступа : https://www.portal-slovo.ru/art/36100.php? ELEMENT_ID=36100 (дата обращения: 29.03.2018).

2. Разгонов, С. Вечерний звон. За монастырской стеной // Памятники Отечества. - 1994. - № 31. -С. 33-37.

3. Рыцлина, Л. Оперное творчество М. И. Глинки. - Москва : Музыка, 1979. - 358 с.

4. Соколова, О. И. Хоровые и вокально-симфонические произведения Рахманинова. - Москва : Гос. музыкальное изд-во, 1962. - 159 с.

5. Гаврилин, В. А. О музыке и не только...: записи разных лет / сост. Н. Е. Гаврилина, В. Г. Максимов. - Санкт-Петербург : Композитор(?), 2001. - 151 с.

Tatiana А. Nikitina, Assistant-Learner Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

tany.ru88@mail.ru

BELLS IN RUSSIAN ART: FROM A SYMBOL TO AN IMAGE

Abstract. A bell is a "praying in sound"; bell ringing is one of the brightest, the most recognized symbol in Russian people's culture that had grown on the spiritual ground of the Orthodoxy. The author names a set of masterpieces of Russian musical culture, academic and genre painting, theatrical art and cinematography that had been inspired by church bells ringing, or had included episodes with bell ringing as a semantically important artistic detail of narration.

Keywords: Russian art, bells, painting, cinematography, Russian composers, history of bell art.

УДК 338.467.6:353(571. 150)"1990-1995"

А. В. Радонова, кандидат исторических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

radonova@barnaul.muh.ru

И^ЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 90-Х ГГ. ХХ ВЕКА

Аннотация. Представлен анализ структуры сети учреждений сферы культуры и искусства Алтайского края (Россия), сложившейся к концу первой половины 1990-х гг. Исследована нормативно-правовая основа деятельности учреждений; характеризуются основные проблемы и достижения в области материально-технического и кадрового обеспечения региональной системы облуживания культурных потребностей населения в конце ХХ в.; определяется место Комитета по культуре Алтайского края в системе управления отраслью. Автор называет состав основных направлений развития региональной отрасли культуры на ближайшие десятилетия XXI в.

Ключевые слова: культурное сотрудничество, бюджетные ассигнования, центр досуга, художественно-творческая деятельность, музей, театр, библиотека, народное творчество, изобразительное искусство.

Основной целью деятельности учреждений культуры и искусства Алтайского региона в первой половине 90-х гг. ХХ в. было удовлетворение духовных потребностей населения.

Исторический опыт подтверждает, что основные типы учреждений культуры и искусства -театры, концертные организации, музеи, библиотеки, Дома культуры и клубы - не могут быть самоокупаемыми. Это бесспорный факт.

В то же время, вхождение культуры в рынок неизбежно повлекло за собой трудности и проблемы, главная из которых состояла в том, как содержать культуру в условиях нестабильной бюджетной системы. Выход виделся в реорганизации сети учреждений и создании одного

многофункционального - центра культуры или досуга. При этом предполагалось сокращение штатов и более экономное использование бюджетных ассигнований. В ситуации «бюджетного аскетизма» первой половины 90-х гг. ХХ в. реально было сосредоточить финансовые и кадровые возможности на максимально конкретных направлениях культурно-досуговой и художественно -творческой деятельности:

- поддержка молодых дарований в сфере литературы, искусства, народного творчества;

- сохранение особо ценных объектов национального наследия (реставрация или консервация). Таких объектов в крае насчитывалось 428;

- возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел;

- поддержка профессиональных художественных коллективов и коллективов народного творчества;

- развитие национальных культур.

В бюджетной системе первой половины 90-х гг. ХХ в. доля расходов на организацию куль-турно-досуговой и художественно-творческой деятельности не превышала 4-4,5 % или, соответственно, 51,3 млн рублей и 115,3 млн рублей [1, с. 87].

К середине 90-х гг. ХХ в. на существующей материальной базе, если её не обновлять, сфера культуры могла бы продержаться не более двух лет.

Второй блок проблем, который также был порождён финансово-экономическими трудностями и требовал обязательного разрешения - это пополнение музейных и библиотечных фондов, фильмофонда, сохранение историко-культурного наследия и т. д.

В сложившейся ситуации крайне необходимо было реально и результативно использовать направляемые в сферу культуры бюджетные ассигнования. В этой связи комитет по культуре определил следующие приоритеты:

1) государственная поддержка в крае музыкального, изобразительного искусства, литературно-художественного наследия;

2) поддержка сети государственных библиотек;

3) целенаправленное и профильное формирование «культурного генофонда» Алтайского региона. Подготовка кадров;

4) совершенствование методической учебной работы.

Несмотря на сложное время, нехватку финансовых средств, необходимо было объединить усилия и в полной мере использовать мощный потенциал для возрождения, сохранения и развития духовной и материальной культуры Алтая, приобщения к её богатству населения.

В первой половине 90-х гг. ХХ в. в крае удавалось сохранить потенциал культуры и искусства. Работали 7 государственных и муниципальных театров, симфонический оркестр и ансамбль танца Государственной филармонии, Государственный оркестр русских музыкальных инструментов «Сибирь». Ими было показано в 1994 г. 2347 спектаклей и концертных программ, на которых побывало более 700 тыс. зрителей [2].

Вели активную деятельность краевая универсальная научная библиотека им В. Я. Шишкова, юношеская, детская библиотеки, краевой краеведческий музей, Государственный художественный музей и краевой музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Краевой центр народного творчества и досуга, научно-производственный центр «Наследие» и другие государственные организации культуры. Несмотря на сложности, организационно и творчески не ослабли краевой Союз художников Алтая, Алтайская писательская организация, краевая ассоциация Союза театральных деятелей России. Они по-прежнему были крупнейшими в Сибири.

В первой половине 90-х гг. ХХ в. основные показатели работы учреждений культуры в большинстве районов и городов оставались стабильными. Население проявляло повышенный интерес к спектаклям и концертам любительских коллективов, к выставкам и музейным экспозициям, услугам библиотек. В течение 1994 г., например, краевые и местные музеи посетило 520,5 тыс. человек, что на 30,5 тыс. было выше уровня 1993 г.

Не снижалось число стабильно работающих коллективов художественной самодеятельности, 153 клубных формирования носило звание «народный», 9 хорам, оркестрам, хореографическим ансамблям звание присвоено в 1994 г.

Представленная картина, к сожалению, не говорит о благополучии в сфере культуры Алтайского региона. Из 1735 зданий, в которых были размещены учреждения культуры и искусства, каждое четвёртое было практически не пригодно для эксплуатации, 14 объектов находилось в аварийном состоянии, 30 закрыто.

За 1991-1995 гг. не приобретались технические средства, сценические костюмы, музыкальные инструменты. На некачественных инструментах работали симфонический оркестр и русский оркестр «Сибирь» - известные за пределами края коллективы.

Не обновлялись книжные фонды библиотек, резко сокращался фильмофонд. Крайне ограниченные бюджетные возможности толкали органы местного самоуправления на высвобождение кадров. За 1992-1993 гг. число специалистов уменьшилось с 13 812 до 10 774. В течение 1994-1995 гг. было уволено еще 1750 человек, 18 % учреждений культуры были переведены на режим неполного рабочего дня. Сокращение квалифицированных кадров, которых в культуре всегда считали «поштучно», было одним из самых болезненных явлений [3, с. 216].

Не ощущая перспективы, добровольно уходили из сферы культуры и искусства талантливые специалисты. Таким образом, даже эта, далеко не исчерпывающая информация, заставляла серьёзно задуматься. Необходимы были экстренные меры дополнительной государственной поддержки культуры и искусства.

Характерно, что деятельность учреждений искусства края, направленная на удовлетворение духовных потребностей человека, не только не ослабевала, а наоборот, активизировалась к середине 90-х гг. ХХ в.

Ярким примером этому являлась музейная и выставочная деятельность. Ежемесячно, а то и чаще открывались новые интересные экспозиции, проводились тематические и персональные выставки, интересные мероприятия. С каждым годом увеличивалось число посетителей. Рос интерес к культурно-историческому наследию среди детей и молодёжи, постоянно пополнялся музейный фонд; работали: Государственный художественный музей, краевой музей истории, литературы, искусства и культуры Алтая, Алтайский краевой краеведческий музей, Государственный истори-ко-мемориальный музей - заповедник В. М. Шукшина.

В крае работало 6 профессиональных театров, Государственная филармония и Государственный оркестр «Сибирь». Только эти коллективы ежегодно выпускали около 50 новых спектаклей и концертных программ, обслуживали свыше миллиона зрителей.

Несмотря на сложное материальное положение первой половины 90-х гг. ХХ в., в репертуаре театров появился ряд интересных спектаклей. Это «Дульсинея Тобосская» А. Володина, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова в краевом драматическом театре им В. М. Шукшина, «Баядера» И. Кальмана, «В греческом зале» Ф. Зуппе, «Летучая мышь» И. Штрауса в Государственном театре музыкальной комедии, «Ванька, смотри» В. Шукшина, «Вишнёвый сад» А. Чехова в государственном театре для детей и юношества, «Русалочка» в Государственном театре кукол, «Левша» А. Лескова в Бийском муниципальном театре.

К середине 90-х гг. ХХ в. значительный шаг вперёд сделали симфонический оркестр государственной филармонии и Государственный оркестр «Сибирь». Проводились большие концерты, усилилась организационная работа, что позволило заметно повысить художественный уровень и расширить слушательскую аудиторию. Сюда относились концерты популярной музыки для молодёжи и студентов, вовлечение в концертную работу лучших творческих сил города, края. Симфонический оркестр стал звучать в музыкальных центрах России. Так, прошли гастроли в Москве, Новосибирске, осуществлена трансляция записи концерта на Санкт-Петербургском телевидении. Подобные выступления позволяют говорить о значительном уровне музыкального искусства края.

Продолжал свою работу ансамбль танца «Огоньки». К сожалению, коллектив из-за финансовых трудностей не имел возможности выезжать на гастроли, хотя раньше такие поездки всегда проходили с большим успехом.

Культурно-досуговую деятельность населения края проводили 1334 клубных учреждений и 1175 государственных библиотек [4, с. 96].

В деятельность библиотек успешно внедрялись такие новые формы работы с населением, как литературно-музейные гостиные, круглые столы, часы информации, творческие встречи, исторические уроки, различные презентации, книжные калейдоскопы.

Актуальной в первой половине 90-х гг. ХХ в. оставалась работа по краеведению. Велось написание летописей сел (например, Тогульская, Третьяковская ЦРБ), создавались центры краеведческой информации (Заринская и Кулундинская ЦРБ). Большое внимание в работе библиотек уделялось экологической тематике (Локтевский, Поспелихинский, Табунский, Угловский, Первомайский и другие районы).

Новые экономические условия требовали от библиотек расширения категории своих читателей за счет обслуживания предпринимателей и банкиров, менеджеров и психологов, фермеров, юристов, администраторов и т. д.

Совместно с отделами социальной защиты проводились «Дни пожилых людей». Стало доброй традицией обслуживание инвалидов всех категорий и престарелых людей на дому.

Клубные учреждения являлись центрами культуры, где проходило приобщение к самодеятельному творчеству. Они являлись основными хранителями песенного, музыкального и хореографического фольклора.

Приоритетные направления - возрождение народных традиций, обычаев и обрядов, духовное и нравственное возрождение человека, реализация программ «Культура и семья», «Экология и дети».

Клубы работали с самыми различными возрастными категориями населения - детьми и подростками, молодёжью и пожилыми людьми. В первой половине 90-х гг. XX в. большое внимание уделялось социальным группам: одиноким людям и инвалидам, безработным и переселенцам, многодетным семьям и т. д.

Национально-культурные центры в первой половине 90-х гг. XX в. вели большую работу по возрождению и сохранению самобытных культур своих народов, способствовали взаимопроникновению национальных культур, межнациональному и международному культурному сотрудничеству.

Одним из приоритетных направлений культурного развития Алтайского края являлось восстановление и сохранение памятников истории и культуры. Большая работа была проведена в первой половине 90-х гг. XX в. по паспортизации памятников, выявлению новых.

На государственном учете состояло более 1000 памятников истории и архитектуры, 2200 памятников археологии, более 300 мемориальных комплексов, памятных знаков, увековечивающих память погибших защитников Отечества [5, с. 74].

Исходя из максимально сниженного финансирования, кадровая политика комитета по культуре и туризму при Администрации Алтайского края была скорректирована с учётом вхождения в рынок. С этим же связана переориентация многих учреждений культуры на более многофункциональную работу.

Несмотря на нищенскую материально-техническую базу, учреждениям культуры удавалось за счёт энтузиазма своих работников продолжать развивать свою успешную деятельность.

Конечно, негативные последствия переходного периода начала 90-х гг. XX в. не могли не сказаться на сфере: низкий уровень материально-технической базы, задержки с выплатой заработной платы и падение профессионального уровня работников были вызваны недостаточным финансированием. Краю была остро необходима поддержка музыкального, изобразительного искусства, литературно-художественного процесса.

Несмотря на все сложности, в период 1990-1995 гг. показатели работы учреждений культуры в большинстве районов и городов Алтайского края оставались стабильными. Бережно сохранялись установленные традиции.

Представленная картина, к сожалению, не говорит о благополучии в сфере культуры. Скорее, наоборот, всё, что в ней ещё действовало - держалось исключительно на энтузиазме работников и руководства. Поэтому, дальнейшее игнорирование проблем могло стать причиной безвозвратно потерянных культурных традиций региона.

Обобщая вышесказанное, отметим, что по решению проблем в сфере культуры и искусства Алтайский край накопил большой собственный опыт, практическое претворение которого, опять-таки, затормаживалось недостатком финансовых средств. А тем временем социальные проблемы всё более обострялись. Для преодоления катастрофических последствий ситуации «бюджетного аскетизма» комитет по культуре и туризму при Администрации Алтайского края в первой половине 90-х гг. XX в. построил работу сферы по максимально конкретным направлениям и с учётом вхождения в рынок.

Несмотря на нищенскую материально-техническую базу, сокращение штатов учреждениям культуры удавалось поддерживаться «на плаву». Так, основные показатели работы за период с 1990-1995 гг. оставались стабильными, бережно сохранялись установленные традиции.

Однако, всё это было достигнуто благодаря энтузиазму работников и руководства сферы. А по подсчётам специалистов, без финансовых вливаний, на существующей к середине 90-х гг. ХХ в. материально-технической базе сфера культуры смогла бы продержаться ещё не более двух лет.

В сложившейся ситуации, оставалось только надеяться на возобладание здравого смысла и, да, пожалуй, на «чудо» - в виде удовлетворения законного объёма финансирования столь важного направления социальной политики края.

Список литературы

1. Радонова, А. В. Социальная политика Российской Федерации в 1990-е годы (на материалах юга Западной Сибири) : моногр. - Барнаул : Концепт, 2014. - 249 с.

2. Материалы Государственного архива Алтайского края. Ф. 1. Оп. 151. Д. 3128.

3. Мищенко, В. В. Социальное и экономическое развитие региона на примере Алтайского края. -Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 1990. - 384 с.

4. Пушкарёв, В. М. Социальные проблемы развития региона. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1988. - 265 с.

5. Ржаницына, Л. С. Доходы: уровень, дифференциация, гарантии. - Москва : Проспект, 1991. - 188 с.

Anna V. Radonova, Ph. D. in History, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) radonova@barnaul.muh.ru

RESEARCH OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE ALTAI KRAI IN THE FIRST HALF OF THE 1990S

Abstract. The analysis of the structure of culture and art institutions network in Altai Krai (Russia) in the 1990s is outlined. The author considers legal background for such institutions activities, reviews the key problems and achievements in resource and staff issues of supporting the regional system aimed at satisfying people's cultural requirements at the end of the 20th century. Also, the author clarifies a place the Committee for Culture of the Altai Krai occupies in the general system for culture sphere administration, and names a set of main trends for regional culture sphere development for the nearest decades.

Keywords: cultural partnership, budget assignations, leisure institutions, artistic and creative activities, a museum, a theatre, a library, people's creative work, fine art.

УДК 261.7:[783+78](47+51)"19-20 вв."

А. Г. Россинский, кандидат философских наук, доцент Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

cello42@mail.ru

А. А. Галкина, кандидат философских наук Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

galkina-a@mail.ru

ДИАЛОГ СВЕТСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР В РУССКОЙ МУЗЫКЕ XIX-XX ВЕКА

Аннотация. Авторы привлекают информативный искусствоведческий и историографический материал для доказательства тезиса об интенсивных творческих контактах между светской и религиозной культурами. Приводится обзорная характеристика связи религии с музыкальным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.