Научная статья на тему 'Забытые страницы (по материалам персонального фонда профессора АГИК И. Е. Щербакова)'

Забытые страницы (по материалам персонального фонда профессора АГИК И. Е. Щербакова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИВАН ЕВСЕЕВИЧ ЩЕРБАКОВ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ФОНД / СОХРАННОСТЬ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ МУЗЕЙНОГО ФОНДА / ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоглазова Г. Н., Сивоконева Ю. М.

В статье дается описание персонального фонда Ивана Евсеевича Щербакова заслуженного деяте-ля искусств Кабардино-Балкарской ССР, дирижера симфонического оркестра Алтайской краевой филармонии, профессора Алтайского государственного института культуры. Поднимается вопрос сохранности и востребованности музейного фонда, значения изучения персонального фонда И. Е. Щербакова в контексте изучения истории личностей Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Забытые страницы (по материалам персонального фонда профессора АГИК И. Е. Щербакова)»

Раздел 1

МУЗЕИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА

УДК 7.071.2:069.02(571.150)

Г. Н. Белоглазова Томский областной краеведческий музей,

Томск, Россия;

Ю. М. Сивоконева Алтайский государственный медицинский университет,

Барнаул, Россия

ЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРСОНАЛЬНОГО ФОНДА ПРОФЕССОРА АГИК И. Е. ЩЕРБАКОВА)

В статье дается описание персонального фонда Ивана Евсеевича Щербакова - заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарской ССР, дирижера симфонического оркестра Алтайской краевой филармонии, профессора Алтайского государственного института культуры. Поднимается вопрос сохранности и востребованности музейного фонда, значения изучения персонального фонда И. Е. Щербакова в контексте изучения истории личностей Алтайского края.

Ключевые слова: Иван Евсеевич Щербаков, персональный фонд, сохранность и востребованность музейного фонда, личность в истории.

G. N. Beloglazova Tomsk regional museum of local history, Tomsk, Russia;

Yu. M. Sivokoneva Altai State Medical University, Barnaul, Russia

THE FORGOTTEN PAGES («MATERIALS OF PERSONAL MUSEUM FUND OF IVAN SHCHERBAKOV, PROFESSOR OF THE ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE»)

The article deals with the description of Ivan Evseevich Scherbakov's personal fund. He was an Honoured Art Worker of Kabardino-Balkarian Soviet Republic, a conductor of the Symphonic Orchestra in the State Philharmonic of Altai Region, a professor of the Altai State Institute of Art and Culture. The issues of museum fund integrity and demand and the importance of studying IE Scherbakov's personal fund in the context of studying the history of the individuals in the Altai Region are raised.

Keywords: Ivan Evseevich Scherbakov, personal fund, museum fund integrity and demand, an individual in history.

Материалы персональных фондов личного происхождения являются неотъемлемой частью документального наследия музеев различной классификации (государственных, муниципальных, мемориальных, музеев образовательных учреждений и т. д.) и содержат редкие, порой уникальные источники, раскрывающие те стороны существования общества, которые не фиксируются официальной документацией: жизнь частных людей: и великих, и рядовых, через призму восприятия которых отражаются события, происходящие в стране и в мире. Исследователи, изучая в музеях материалы персональных фондов личного происхождения, восстанавливают характерные детали и нюансы эпохи, раскрывают «атмосферу» времени, освещают так называемую «творческую кухню» поэтов, писателей, композиторов, журналистов, учёных. Всё это определяет ценность и значимость документов личного происхождения и неослабевающий интерес к ним.

Музей истории Алтайского государственного института культуры, как структурное подразделение вуза был открыт в апреле 2000 года [1]. Открытие музея истории вуза предполагало решение научно-исследовательских, учебно-образовательных, просветительных, воспитательных задач, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов. Главной целью и направлениями деятельности

на момент открытия музея стали воссоздание истории института, формирование, пополнение и соответствующая научная обработка фондов и создание экспозиции на основе собранных материалов [2].

Началась активная работа по формированию основного, научно-вспомогательного фондов музея. Собранные материалы подвергались научной обработке, предметы описывались, им присваивались фондовые номера, поступившие экспонаты демонстрировались на выставках в аудиториях института, в библиотеке.

Велась работа по созданию персональных фондов личностного происхождения. В данной статье предлагается описание персонального фонда Ивана Евсеевича Щербакова (рис. 1) - заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарской ССР, дирижера симфонического оркестра Алтайской краевой филармонии, профессора Алтайского государственного института культуры. В документах музейного архива дана характеристика личности и описание жизненного пути профессора.

И. Е. Щербаков родился в 1926 году в селе Россоши Алтайского края в семье крестьянина-единоличника. Со слов Ивана Евсеевича, в 1933 году его отца Евсея Андреевича Щербакова арестовали как политически неблагонадёжного и отправили в тюрьму. Дом с хозяйством передали в пользование колхоза, а мать Евдокию Ильиничну с тремя малыми детьми выгнали на улицу. Ивану в то время было 7 лет. Скитались, голодали, а потом его мать сильно заболела и вскоре умерла. Осиротевших детей никто из родственников приютить не захотел, и младший брат матери, взяв грех на душу, посадил детей в телегу и повёз в город Бийск. Высадил возле детприёмника, завёл за калитку и уехал. Детей в детприёмнике приняли и распределили по разным детским домам, Ивана оставили и он прожил в данном заведении два тяжёлых года. «Здесь жили дети-беспризорники, у них была своеобразная жизнь, свой «блатной уклад». Официально имелись и директор, и воспитатели, но руководил и командовал всей жизнью бывший беспризорник «атаман» - из воспоминаний И. Е. Щербакова [3, с. 8].

Был атаман, и были те, кто должен был беспрекословно выполнять приказы атамана - просить милостыню, красть, а затем продавать это на рынке. За не выполнение приказа следовали приговоры, вплоть до смертельной казни. Однажды за непослушание Иван был приговорён к казни, получил тяжелейшую травму головы. Когда его подобрали на пустыре, то признали мёртвым и поместили в морг, но он чудом выжил и вскоре в компании сотоварищей сбежал в город Новосибирск. Они бродяжничали, спали в заброшенных сараях, на чердаках домов. С наступлением холодов пришло решение «сдаться» и опять оказались в ненавистном детском доме. В 1937 году Иван находится снова в городе Бийске, теперь в детском доме № 7. И здесь с Иваном произошло удивительное событие - он познакомился с её величеством «музыкой». Однажды он в одном из помещений детского дома впервые увидел пианино, открыл крышку и стал одним пальцем нажимать клавиши. «Возникли необыкновенные звуки. Меня они заворожили. Я стал чаще подходить к инструменту и подбирать мелодии» - из воспоминаний И. Е. Щербакова [3, с. 15]. Возле фортепьяно его застала старшая воспитательница, и, видимо, вмешался его величество случай - Иван был определён в Дом учителя в единственный на тот момент класс обучения игре на фортепьяно. У Ивана Щербакова начался новый этап жизни.

Шёл 1940 год. Ивану уже 15 лет, детский дом, в котором Иван проживал как воспитанник, переехал в Барнаул. Детдомовских ребят командируют учениками на разные заводские производства. Ивана определили учеником-воспитанником на Барнаульский паровозо-ремонтный завод (в настоящее время АО Барнаульский вагоноремонтный завод БВРЗ) [4]. Он продолжил, начатые в Бийске, занятия в музыкальной школе, хотя воспитатели и учителя ему в то время пророчат бухгалтерскую карьеру (он был учеником-счетоводом в бухгалтерии и прекрасно справлялся со своими обязанностями). Но Ивана влекла музыка. Вскоре он начал играть в духовом оркестре, ему нравилось играть на праздничных демонстрациях, когда оркестр сопровождал заводскую колонну, а в парке и клубе он лихо играл торжественную и танцевальную музыку.

Однажды партийная, профсоюзная и комсомольская организации завода устроили для своих работников гуляние на островах. Отдых был назначен на воскресенье 22 июня 1941 года. Люди веселились и отдыхали в Затоне. В 18 часов отдыхающие возвращались в город, на палубе играл оркестр, парочки танцевали. Было непонятно, почему люди им активно машут с берега. Причалив - оркестр смолк, узнали, что началась война. Как и все подростки в то суровое время Иван уже по-взрослому работал на заводе, но и музыку не бросал. Параллельно с работой он стал воспитанником духового оркестра Барнаульского военно-пехотного училища. В 1943 году он окончил 3-х годичные вечерние курсы музыкальной школы. В 1944 году он задумал невозможное, решив начать подготовку к поступлению в консерваторию имея на руках лишь справку об окончании вечерних курсов.

Весной 1946 года Иван Щербаков отправился в Ленинград осуществлять свою мечту - посвятить себя музыке. Крепко запомнил слова своего наставника Б. Г. Рахлина: «Бейся до конца, добивайся, чтобы допустили до сдачи экзамена, и ты победишь» [3, с. 27]. Его выгоняли в дверь - он влезал в окно, прибегая к хитрости, добился, чтобы его допустили до экзамена. По специальности получил «5». На экзамене по дирижированию «махал» так бурно и темпераментно, что комиссия была в шоке. По окончании экзамена все облегчённо вздохнули - «никто не погиб» (из воспоминаний И. Е. Щербакова) [3, с. 27].

Иван Щербаков был зачислен в консерваторию. Приходилось очень много заниматься, навёрстывать, он был на курсе один, который не имел среднего образования. Упорным трудом он добился того, что на втором курсе консерватории в зачётной книжке имел 4 и 5, на третьем - только 5. В 1950 году ему единственному на тот момент студенту консерватории назначили Сталинскую стипендию. В 1952 году с отличием окончил консерваторию[5], впереди самостоятельные профессиональные шаги.

Вскоре появилась новая мечта и новая цель - освоить симфоническое дирижирование. Проработав 10 лет в должности руководителя духового оркестра Тихоокеанского флота в звании капитана, имея семью и двоих детей, он отказался от должности заместителя начальника по культуре Тихоокеанского флота, отказался от шикарной генеральской квартиры и снова стал студентом отделения симфонического дирижирования в Ленинградской консерватории.

В семье назрел конфликт. Бытовые проблемы, безденежье, отрицательно влияли на взаимоотношения супругов. По окончании консерватории вопреки уговорам жены, отвергнув приглашение в оркестр Мравинского, Иван Щербаков, уступив своё место в Ленинградском театре другу, согласился на должность главного дирижёра симфонического оркестра Государственной филармонии и музыкального театра Кабардино-Балкарии, и уехал из Ленинграда. Эта поездка, которая затянулась на долгие 10 лет, привела к окончательному разрыву с семьёй. Но, несмотря на жизненные перипетии, у Ивана Евсеевича Щербакова наступил творческий подъём. За заслуги в области музыкального искусства Президиум Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР от 20 июня 1970 года по достоинству оценил и присвоил И. Е. Щербакову почётное звание - Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР [6].

В 1978 году по приглашению начальника управления культуры Алтайского крайисполкома И. И. Акишева Иван Евсеевич переехал в город Барнаул и активно включился в музыкальную жизнь города. Он много выступал со своим оркестром по краю, работал с музыкантами, приезжающими на Алтай на гастроли. Его творчество можно проследить по бесчисленному количеству театральных афиш того времени. Музыкант-аккомпаниатор Иван Щербаков и выдающиеся музыканты страны: Л. Власенко, В. Малинин, З. Брон, В. Слоним, М. Лебензон, В. Камышлов, Н. Шаховская, М. Воскресенский, Д. Башкиров и многие другие [7]. Удивительные по своей душевности, как о великом художнике, сохранились отзывы коллег: Е. Г. Третьяков - пианист, заслуженный артист России: «Из множества талантов, которыми обладал Иван Евсеевич Щербаков, мне почему-то вспоминается его замечательный дар слушать, и слышать музыку...» [3, с. 42]. В. М. Бубнович - фаготист, заслуженный артист России: «Иван Евсеевич Щербаков - незаурядное явление в истории музыкальной культуры Алтайского края. Он впитал в себя лучшие черты отечественного исполнительского искусства.» [3, с. 45]. Н. В. Серёгин - д. п. н., профессор АГИК: «.Для Ивана Евсеевича была вся наша система свята. Такое отношение заложено в его крестьянских, православных генах. До конца жизни он не растерял основные качества, заложенные в нём с христианской природой, родителями и жизненными событиями. Он не растерял своей человеческой основы, жадно вобрал в себя характерные приметы того времени, особенно тех пластов культуры, в которых он оказался по обстоятельствам своей судьбы» [3, с. 49].

Велик был и композиторский потенциал Ивана Щербакова. Им написано немало произведений различных жанров как для отдельных инструментов, так и для духового и симфонического оркестров. Дирижёр всегда творит руками. Какие у него были выразительные и пластичные руки! Казалось, что он через руки ведёт беседу с нотами. Руки преображались и рисовали то всплеск волн, то удары колокола, то феерический полёт феи, то тяжёлые шаги Командора. За дирижёрским пультом он был всегда подтянутым, элегантным, стройным и предельно собранным (рис. 2). Он был влюблён в профессию дирижёра, для него это было не способом существования, это было жизнью. Но время неумолимо отсчитывало годы. Трудное сиротское предвоенное детство, сказывается тяжелейшая травма головы, и здоровье подаёт первые звоночки. Нужно было выбирать, и Иван Евсеевич покидает оркестр, полностью погружается в педагогический водоворот в Алтайском государственном институте искусств и культуры (ныне АГИК). Для института приход маститого музыканта был подарком судьбы. Эмоциональный, громогласный, умеющий научить и передать весь свой накопленный опыт подрастающему поколению. Когда он переступал порог института, то по первому возгласу можно было понять - пришёл маэстро Щербаков. Вместе с ним в аудиторию заглядывало солнце. Его добродушная, широкая улыбка покоряла буквально всех.

Сложные, непростые 90-е годы. Иван Евсеевич глубоко переживал развал страны. И больше всего его расстраивало то, что с развалом экономики «разлагались» души человеческие. К 70-и прожитым годам Иван Евсеевич стал остро чувствовать одиночество, приравнивает одиночество к смерти, боится потерять жену, тоскует, когда она в отъезде. Потом радуется признанию своего творчества, как ребёнок. 16 января выходит постановление о внесении имени Ивана Евсеевича в книгу Почёта Музыкального общества Алтайского края [8]. Из воспоминаний И. Е. Щербакова: «70 лет! Обо мне напечатали в трёх газетах. Готовится передача на телевидении "Любимец муз". Юбилей справлял в филармонии. А. Мишин вручил орден "Дружбы". Много цветов. Много конвертов.» [3, с. 77]. Подробно перечисляет расходы на организацию банкетов по случаю своего юбилея и добавляет: «.Все деньги - премиальные

и с книжки истратили. Много поздравлений и телеграмм. Дети и внуки молчат. Наказание! За что?» [3, с. 77]. Юбилей, помимо морального удовлетворения, ослабил и так уже подорванное здоровье. Но он торопиться жить и с нетерпением ждёт давно заслуженного звания. «31 декабря 1997 года. ... Наконец-то получил звание профессора» [3, с. 78].

Особенно тяжёлым для Ивана Евсеевича стал 1999 год, год ухода в мир иной его педагога, учителя и наставника И. А. Мусина. И. Е. Щербаков всегда и во всём ставил в пример своего Учителя, равнялся на него и говорил: «У меня всё впереди. До 95 лет, как И. А. Мусин, я точно доживу» [3, с. 83]. Спустя незначительное время, с наступлением Нового 2000 года, ушёл от нас человек, безмерно любивший жизнь, людей, свою профессию, музыку. Ушла эпоха, исчез целый пласт культуры Алтая XX века.

2000 год - это год создания музея истории в институте культуры. Одним из первых поисковых заданий для студентов (инициатор создания персонального фонда И. Е. Щербакова Г. И. Витовтова) стал поиск различной информации по истории жизненного и творческого пути заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарской ССР, дирижера симфонического оркестра Алтайской краевой филармонии, профессора Алтайского государственного института культуры. Осенью 2000 года началось формирование персонального фонда личности в музее истории института. Была подобрана группа студентов, разработан вопросник для интервьюирования и записи воспоминаний коллег, друзей, соратников Ивана Евсеевича. Большая работа была проведена со вдовой И. Е. Щербакова - Зинаидой Ивановной Шаховой. Благодаря неоднократным встречам, беседам с ней, в фонды музея было передано 24, несомненно, бесценных экспоната, предметов, ранее принадлежавших Ивану Евсеевичу. Около десятка фотодокументов.

Дирижёрская палочка «Маэстро» и концертный фрак в полном комплекте, грамоты заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарской АССР и Памятные адреса к юбилею Ивана Евсеевича, удостоверения к медалям «Ветеран труда» и «За доблестный труд», знаменитый Щербаковский портфель из коричневого дермантина, всегда пухлый, с большой звонкой застёжкой были переданы в музей. Про портфель среди студентов ходили легенды. Иван Евсеевич никогда с ним не расставался, среди нотных партитур там находили место различные сладости, «печеньки» и конфеты, которыми он всегда угощал своих студентов. В фонд музея поступила подарочная шкатулка, лаковая миниатюра в виде пятиконечной звезды. Внутри шкатулка нарядного ярко-красного цвета дарственная надпись, гравировка на металлической пластинке - «От Ю. Б. В человеке всё должно быть прекрасно». Личная шариковая авторучка в металлическом корпусе, набор миниатюрных инструментов в чехольчике, толстая записная книжка для телефонных номеров и адресов, вся испещренная нужными когда-то, короткими записками и мыслями Ивана Евсесевича, аттестаты, дипломы доцента и профессора, программки торжественных вечеров, рисунок Темирканова, выполненный шариковой ручкой, обычно такие зарисовки делают, сидя на конференции либо на каком-либо совещании, кроме этого было передано на хранение в музей более 50 театральных афиш, листая и изучая которые, можно проследить творческий путь дирижёра, заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарской АССР. Личные воспоминания о детских и юношеских годах Ивана Евсеевича, отзывы и воспоминания коллег о нём записал и обработал доцент АГИК Е. В. Галкин, и в 2006 году к 80-летию со дня рождения Ивана Евсеевича Щербакова его книга «Наш Маэстро» вышла в свет.

Персональная коллекция, в которой собраны экспонаты, рассказывающие о жизни и творчестве дирижёра симфонического оркестра, профессора АГИИК И. Е. Щербакова в фондовых книгах музея значатся под номером 1 и коллекции присвоен литер «КО - Щ». Каждый экспонат коллекции описан, сфотографирован, ему присвоен фондовый номер, произведена регистрация в соответствующих фондовых книгах, на каждый экспонат оформлена коллекционная карточка, которая хранится в картотеке музея.

Материал из фондовой коллекции впервые был представлен на организованной в музее выставке в июне 2004 года - «И. Е. Щербаков - дирижёр, педагог, музыкант»; затем в марте 2006 года - «Творил взыскательный художник». В феврале 2010 года разрабатывается новый экспозиционный план, и в марте для посетителей музея открывается выставка, посвящённая И. Е. Щербакову, - «Наш Маэстро». В последующие годы экспонаты персонального фонда Щербакова демонстрируются в музее постоянно в рамках экспозиции музыкального факультета института. По материалам фонда проводятся экскурсии для студентов и гостей вуза, используются в научных изысканиях. В 2012 году аспирант АГАКИ И. Полтева с целью сбора информации для диссертационного исследования работает с материалами личного фонда И. Е. Щербакова, изучает, фотографирует экспонаты, делает копии документов.

К огромному сожалению весной 2014 года оборудование музея демонтируют и вместе с экспонатами перемещают в другое помещение и осенью того же года музей, как одно из структурных подразделений института, ликвидируется. В настоящее время экспонаты музея и в том числе персональный фонд И. Е. Щербакова упакованы в коробки. В ненадлежащем состоянии хранится такой уникальный экспонат, как концертный фрак и другие предметы из фонда. Хранение экспонатов в плотно набитых коробках, без проветривания, просушки и чистки может привести к частичной утрате либо полному уничтожению молью личного архива Щербакова.

Личные архивы персональных фондов частных людей, раскрывающих историю жизни, заслуживают самого внимательного отношения. Документы, рукописи, письма, фотографии, личные вещи, непосредственно рассказывающие о жизненном и творческом пути заслуженного деятеля искусств, должны служить возрождению, сохранению и развитию патриотических традиций, а также должны активно использоваться в публикационной деятельности и демонстрироваться на разнообразных выставках, стать достоянием жителей города Барнаула и края. Работа по пополнению и достойному сохранению персонального фонда И. Е. Щербакова должна продолжаться. Только таким образом можно будет обеспечить спасение каждого ценного в научном отношении документа, государственное хранение всего, что должно храниться вечно.

Рис 1. Иван Евсеевич Щербаков Рис 2. И. Е. Щербаков - дирижёр

симфонического оркестра

Список источников и литературы

1. АлтГАКИ. Приказ № 22 от 20.04.2000 г.

2. Положение о истории музея АГИИК за 2001 год.

3. Наш Маэстро : [моногр.] / авт.-сост. Е. В. Галкин. - Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 92 с.

4. Барнаульский вагоноремонтный завод [Электронный ресурс] // Википедия. - Электрон. дан. - Режим доступа: Ьйр8://т^к1рес11а.о^/№1к1/Барнаульский_вагоноремоншый_завод.

5. Музей истории АлтГАКИ. Коллекционная опись Щ.1.22-1200 (основной фонд). Диплом с отличием. Присвоена квалификация: дирижёр духового оркестра и преподаватель среднего музыкального учебного заведения.

6. Музей истории АлтГАКИ. Коллекционная опись Щ.1.1-1145 (основной фонд). Грамота о присвоении И. Е. Щербакову звания «Заслуженный деятель Кабардино-Балкарской АССР».

7. Музей истории АлтГАКИ. Коллекционная опись А.13.88-558 (основной фонд). Афиши.

8. Музей истории АлтГАКИ. Коллекционная опись Щ.1.21-1199 (основной фонд). Свидетельство о внесении в книгу Почёта Музыкального общества Алтайского края.

УДК 336.563.1:069.02(571.150-25)

В. Е. Браженс «Музей "Город"», Барнаул, Россия

ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ МБУ Г. БАРНАУЛА «МУЗЕЙ "ГОРОД"»

В статье рассматриваются особенности грантовой поддержки музейных проектов в России. Дается описание выставочных проектов муниципального бюджетного учреждения города Барнаула «Музей «Город», которые были реализованы на средства грантов различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.