Научная статья на тему 'Состояние учреждений культуры и искусства Алтайского края в первой половине 90-х годов xx века'

Состояние учреждений культуры и искусства Алтайского края в первой половине 90-х годов xx века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ / КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Радонова А. В.

В статье рассмотрено состояние учреждений культуры и искусства Алтайского края в первой поло-вине 90-х гг. XX века. Обобщены статпоказатели финансирования бюджетной системы края в постсо-ветский период. Приводится анализ возникших затруднений, повлиявших на сферу культуры и искус-ства, их основные причины и последствия. Характеризуются происходящие в регионе реформы конца XX века, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни населения, с целью обеспечить комплексное содействие человеку в решении различных проблем на протяжении всей его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние учреждений культуры и искусства Алтайского края в первой половине 90-х годов xx века»

УДК 351.85(571.150)''1990/1995''

А. В. Радонова

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

СОСТОЯНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 90-Х ГОДОВ XX ВЕКА

В статье рассмотрено состояние учреждений культуры и искусства Алтайского края в первой половине 90-х гг. XX века. Обобщены статпоказатели финансирования бюджетной системы края в постсоветский период. Приводится анализ возникших затруднений, повлиявших на сферу культуры и искусства, их основные причины и последствия. Характеризуются происходящие в регионе реформы конца XX века, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни населения, с целью обеспечить комплексное содействие человеку в решении различных проблем на протяжении всей его жизни.

Ключевые слова: культура, искусство, духовные потребности, социальная политика, бюджетные ассигнования, недофинансирование, кризисные явления.

A. V. Radonova Altai State Institute of Culture,

Barnaul, Russia

THE STATE OF THE CULTURE AND ARTS INSTITUTIONS OF ALTAI TERRITORY IN THE FIRST HALF OF THE 90th OF THE 20th CENTURY

The article examines the condition of institutions of culture and art of the Altai territory in the first half of the 90s of the 20th century. It summarizes the financing of the budget system of the region in the post-Soviet period. The analysis of the difficulties affecting the sphere of culture and art, their main causes and consequences is given. The reforms occurring in the region in the late 20th century, aimed at streamlining all spheres of life of the population, with the aim to provide comprehensive assistance to a person in dealing with various problems throughout his life are characterized.

Keywords: culture, art, spiritual needs, social policy, budget allocations, underfunding crisis.

В условиях распада единого экономического пространства, падения промышленного и сельскохозяйственного производства в первой половине 90-х гг. XX века социальная политика государства была ориентирована, прежде всего, на ликвидацию или уменьшение напряжённости в наиболее крупных болевых точках социальной сферы. Вся деятельность учреждений культуры и искусства края в первой половине 90-х гг. XX века была направлена на удовлетворение духовных потребностей человека.

Тот факт, что основные типы учреждений культуры и искусства не могут быть самоокупаемыми, -доказан как собственной практикой, так и мировым опытом. В период перехода к рыночным отношениям, содержание культуры стало главной сложностью неустойчивой бюджетной системы. В регионах эта задача была возложена на комитеты, курирующие культурную политику. Так, в Алтайском крае финансирование культурно-досуговой и художественно-творческой деятельности в 1995 году не превышало 4-4,5 % от суммы в 1990 году [1, с. 74], что свидетельствует о бедственности положения. Для стабилизации положения комитет по культуре и туризму при Администрации Алтайского в конце XX века осуществил реорганизацию сети учреждений культуры посредством создания многофункциональных центров культуры или досуга, сосредоточением финансовых и кадровых возможностей на строго конкретных направлениях культурно-досуговой и художественно-творческой деятельности.

Кадровая политика комитета по культуре и туризму при Администрации Алтайского края также была скорректирована с учётом вхождения в рынок, свёрнуто было строительство, кроме четырёх объектов; практически не осуществлены планы по капитальному ремонту и реконструкции объектов культуры и многое другое. Так, в этот период был определён перечень специальностей и специализаций с учётом адаптации к рынку в институте культуры и училище искусств, которое организовалось после упразднения Барнаульского музыкального училища и Новоалтайского художественного училища.

В сложившейся ситуации в первой половине 90-х гг. XX века насущной потребностью стала результативность использования имеющихся бюджетных ассигнований. Для этого Комитет по культуре и туризму определил несколько направлений: поддержка музыкального, изобразительного искусства и литературно-художественного процесса; поддержка сети государственных библиотек; сохранение куль-

турного наследия; определение приоритетов в области музейного дела, художественного творчества, кинофикации и кинопроката и в профильном формированием «культурного генофонда» - подготовка кадров [2, с. 15].

Перед Комитетом по культуре и туризму встала необходимость отработать и систему контроля над использованием средств по целевому назначению. Это стало возможно в условиях его прочных контактов с творческими союзами, обществами, фондами. Так, планировались и совместно проводились конференции, фестивали, смотры, конкурсы.

Вместе с тем представленная картина не говорит о благополучии в сфере культуры края. Наоборот, всё, что ещё действовало - держалось на энтузиазме руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, работников учреждений культуры. Так, за 1991-1995 годы не приобретались технические средства, сценические костюмы, музыкальные инструменты; активизировалась ликвидация учреждений культуры как сетевых единиц; не обновлялись книжные фонды библиотек; резко сокращался фильмофонд. Ограниченные бюджетные возможности толкали органы местного самоуправления на высвобождение кадров. Таким образом, даже эта, далеко не исчерпывающая информация, заставляла серьёзно задуматься. Необходимостью стало осознание обязательности экстренных мер дополнительной государственной поддержки культуры и искусства.

Характерно, что деятельность учреждений культуры края, направленная на удовлетворение духовных потребностей человека не только не ослабевала, а наоборот, активизировалась к середине 90-х гг. XX века. Архивные источники свидетельствуют о том, что примером этому являлись музейная и выставочная деятельность; научно-исследовательская и культурно-просветительная работа. Так, несмотря на сложное материальное положение в репертуаре театров появился ряд интересных спектаклей; значительных успехов добились симфонический оркестр государственной филармонии, Государственный оркестр «Сибирь», продолжал свою работу ансамбль танца «Огоньки». Новые формы работы внедрялись и в деятельность региональных библиотек. Актуальной оставалась работа по краеведению. В первой половине 90-х гг. XX века клубные учреждения остались центрами культуры, где происходило приобщение к самостоятельному творчеству, они являлись основными хранителями песенного, музыкального и хореографического фольклоров, становились центрами помощи и социальной реабилитации различных социально-незащищённых групп населения.

Одним из приоритетных направлений культурного развития Алтайского края в первой половине 90-х гг. XX века являлось восстановление и сохранение памятников истории и культуры - за 1990-1995 годы была проведена большая работа по паспортизации известных памятников и выявлению новых.

Критическим было состояние киносети края в связи с потерей опытных киноработников, износу оборудования, закрытию из-за отсутствия финансовых средств контрольно-наладочной лаборатории, киномонтажных и ремонтных мастерских, на пределе истощения находился краевой фильмофонд. Иными словами, без экстренных финансовых вложений в сферу культуры и искусства края к середине 90-х гг. XX века было не обойтись. А сделать их было возможно только за счёт бюджетных вливаний из сфер промышленности и сельского хозяйства.

Эта непростая ситуация, сложившаяся в сфере культуры, была обусловлена общим экономическим состоянием региона. Положение, в котором оказался в первой половине 90-х гг. XX века Алтайский край было тяжёлым. Уместно будет привести данные статистического отчёта. Так, посевная площадь сельскохозяйственных культур на Алтае по сравнению с 1990 годом сократилась на 657 тыс гектаров, валовой сбор зерна уменьшился на 670 тыс тонн, производство мяса упало более чем в два раза, молока - в 1,4 раза. Парк тракторов сократился на 24 %, плугов на 35 %, а при этом уменьшился их выпуск соответственно более чем в 10 раз и 100 раз. А ведь еще в 80-х гг. XX века Алтай именовали житницей Сибири, краем машинной индустрии. Не лучшее положение было и в промышленности. Спад производства здесь составлял 57%.

В этой ситуации не сложно судить о последствиях. Реальные денежные доходы населения составили в 1995 году четверть к уровню 1990 года, численность безработных - 151 тыс. человек [3, с. 49].

Безусловно, руководство края принимало посильные меры по оздоровлению экономической ситуации в сельском хозяйстве и промышленности. Прежде всего, был сделан уклон в сторону планирования, позволяющего работать в перспективе; возрождены были пятилетки; подвергнута ревизии приватизация собственности (а в этом плане было сделано много нарушений); налажена оптовая торговля для приостановки утечки денежных средств; совершенствовалась финансово-кредитная система; претерпела изменения структура управления Агропромышленного комплекса. В частности, в крае была возрождена испытанная форма технического сервиса через машинно-тракторные станции - было создано и действовало 34 таких станций. Однако, не все планы удалось осуществить по причине финансовых затруднений.

Министерство экономики РФ недофинансировало Алтайский край за период 1990-1995 гг. На погашение задолженности в 1996 году было выделено 0,5 млрд. рублей. При недостатке собственных финансовых средств это означало, что не велико было субсидирование жилищного строительства, машиностроения, металлургии, лесного комплекса.

Более всех недофинансирование коснулось бюджетных организаций: образования, здравоохранения и культуры. Особенно тяжелым было положение с выплатой заработной платы их работникам. Хотя задолженность в них в первой половине 90-х гг. XX века была буквально по всем направлениям. Наполняемость краевого бюджета была невелика, хотя и отмечалось повышение собираемости налогов [4, с. 112].

Положение было, в общем-то, типичным для всех российских регионов. Страна находилась в упадке. По валовому внутреннему продукту РФ уступала Испании, Индонезии, Бразилии, Мексике. По уровню доходов на душу населения Российская федерация опустилась на сотое место в мире, пропустив вперед Перу, Колумбию, Тунис, Марокко, Намибию и Ботсвану. С каждым годом планировалось снижение расходов на образование до 0,1 % от ВВП, при установленном законом уровне 10 %, на науку - 2,37 % расходной части федерального бюджета при установленном законом уровне - 4 %. Расходы на инвестиции в 1996 году были снижены вдвое, а в промышленности, энергетике и строительстве - в 1,7 раза [5, с. 34].

Таковы были итоги реформ конца XX века, когда вследствие грабежа собственности, классового расслоения общества, обирания центром российских провинций, который выдавал им лишь «крохи от своего пирога», богатая природными и людскими ресурсами держава оказалась нищей. Так, журнал «Регион» (№ 3 за 1997 г.), анализирующий состояние дел в экономике субъектов Федерации к востоку от Урала, приводит статистику показателей их чистых доходов. Их величина на душу населения, например, в Республике Тува составила 1,4 млн рублей, а в Алтайском крае - всего 0,28 млн рублей, в Республике Алтай и Бурятии соответственно 0,82 и 0,35 млн. При этом на Алтае и в Бурятии в первой половине 90-х гг. XX века отмечено самое высокое падение реальных денежных доходов населения - 20 %, тогда как в большинстве анализируемых субъектов всего 5 %. Отмечено также падение инвестиций из федерального бюджета в экономику Алтая, Томской области, Восточной Сибири. На прежнем уровне они сохранились лишь по Омской и Тюменской областям [6, с. 42]. Зато абсолютные объёмы капитальных вложений в экономику регионов-доноров, каковыми являются Иркутская область и Красноярский край, увеличились. В 1996 году они составили по трём регионам, включая Тюмень, половину всего объёма капвложений из федерального бюджета в экономику Сибири. Однако, воспроизводство основных фондов не получалось, не было также и прибыли. Сибирь, по мнению специалистов, себя проедала, хотя отток инвестиций отсюда был весьма высоким.

Выход из создавшегося положения виделся, прежде всего, в смене политического и экономического курса страны. При бывшем руководстве Алтайского края в регионе развивалась коррупция, о чём красноречиво свидетельствовали нашумевшие дела с «пропавшими» миллионами и миллиардами. Без усиления борьбы с коррупцией нельзя было рассчитывать на успех в сфере экономики.

В политическом плане необходимо было, прежде всего, в действующую конституцию внести изменения, направленные на устранение режима личной власти, восстановление подлинного народовластия, подчинения и подотчётности органов исполнительной власти органам представительной власти, наделение властных структур реальными правами и обязанностями. Отчасти это касалось и мини-конституции края применительно к новым условиям хозяйствования, управления.

Из практических шагов органов власти на всех уровнях первоочередными в первой половине 90-х гг. XX века следовало считать восстановление дисциплины, наведение порядка в финансово-кредитной системе, борьбу с преступностью. Реализация этих важных мер, естественно, являлась очень непростой. Особую сложность представляло восстановление экономики края, которая была отброшена на десятки лет назад по сравнению с достигнутым отечественным уровнем, не говоря уже о мировом. Это было намного труднее, чем восстановление разрушенного хозяйства в годы гражданской и Великой Отечественной войны. Однако, если бы восстановление экономики затягивалось, то в условиях научно-технической революции, с её нарастающими темпами прогресса, наше отставание стало бы просто необратимым. Многие, приведённые выше факты говорят о том, что в первой половине 90-х гг. XX века происходили срывы в цепочке «центр-регион». Алтайскому краю приходилось, добиваясь, если не суверенитета, то особого статуса, заключать партнерские соглашения с самим правительством и тем самым создавать прецедент. А это говорит о разрушении государственности.

Вместе с тем Администрация Алтайского края предпринимала ряд мер, благотворно повлиявших на экономику региона. В первой половине 90-х гг. XX века были сделаны ставки на собственные резервы, на деловые контакты с соседями, партнерами по межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Так, были заключены прямые договоры с Кемеровской и Томской областями, что позволило наладить бартерные сделки без посредников.

Еще одним направлением было совершенствование финансово-кредитной системы, в частности, эффективное использование банковского капитала. По опыту других регионов краевая администрация пошла на создание своей банковской структуры. С тем, чтобы могли кредитоваться крупные промышленные предприятия, что не под силу мелким коммерческим банкам. Выпускались ценные бумаги. Шёл поиск и в других направлениях. Но была необходима поддержка центра. Специалисты считали, что необходимо было создать работоспособные структуры исполнительной власти на межрегиональном уровне. Это в полной мере относилось и к Алтайскому краю в первой половине 90-х гг. XX века. Да, Алтайский край находился в зоне риска и в экономике, и в социальном плане. Но главная, на наш взгляд, трудность состояла в недофинансированности бюджета, что вело к разрушению системы здравоохранения, образования и культуры. Проблема весьма непростая, и то, как она разрешалась, отразилось на дальнейшей социальной политике Алтайского края [7, с. 211].

Несмотря на эти проблемы в первой половине 90-х гг. XX века, в крае сложилась система повышения квалификации работников культуры и искусства, комитет по культуре и туризму при Администрации Алтайского края приступил к реализации программы выхода из кризиса. Однако, для более успешного её воплощения необходимо было, прежде всего, обеспечить хотя бы минимальный стабильный уровень финансирования сферы.

Обобщая вышеизложенное следует отметить, что состояние учреждений культуры и искусства Алтайского края в первой половине 90-х годов XX века нельзя оценить однозначно. При общей кризисной политической и экономической ситуации наблюдались и положительные (отработанная система контроля финансовых средств; высокий профессиональный уровень сотрудников; активизация деятельности по удовлетворению духовных потребностей человека) и отрицательные (сокращение перечня специальностей и специализаций в образовательных учреждениях сферы культуры; недостаточное финансирование организаций культуры; высвобождение кадров) тенденции.

Список литературы

1. Осипов, Г. С. Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты / Г. С. Осипов. - Москва : Норма, 1997. - 316 с.

2. Виссарионов, А. В. Особенности государственного регулирования переходной экономики и социальных отношений / А. В. Виссарионов // Проблемы теории и практики управления. - 1996. - № 6. - С. 12-18.

3. Жуков, В. И. Россия: состояние, перспективы, противоречия / В. И. Жуков. - Москва : АСТ, 1995. -194 с.

4. Социальная политика в России: история, современность, будущность : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 16-21 декабря 1998 года. - Краснодар: КГУ, 1997. - 386 с.

5. Костанов, Ю. В. Казнить нельзя миловать / Ю. В. Костанов // Закон. - 2002. - № 9. - С. 32-35.

6. Назаров, М. М. Социальная справедливость: современный российский контекст / М. М. Назаров // Социологические исследования. - 1999. - № 11. - С. 41-46.

7. Основы социальной защиты населения // под ред. Н. П. Пищулина. - Москва : РГГУ, 1993. - 452 с.

УДК 7.091.4:379.8

Е. В. Сазонова

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ФЕСТИВАЛЬ КАК ПРАЗДНИЧНЫЙ БРЕНД

В статье анализируются аспекты формирования бренда территорий средствами фестивалей. Автор предлагает рассматривать культурное наследие региона как основополагающий элемент формирования праздничного бренда.

Ключевые слова: фестиваль, праздничный бренд, event-маркетинг.

E. V. Sazonova Altai State Institute of Culture,

Barnaul, Russia

THE FESTIVAL AS A HOLIDAY BRAND

The article considers the aspects of the branding of territories by means of festivals. The author proposes to consider the cultural heritage of the region as a fundamental element of the festive brand formation.

Keywords: festival, festive brand, event-marketing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.