Научная статья на тему 'Формы применения арт-терапии в музеях г. Барнаула'

Формы применения арт-терапии в музеях г. Барнаула Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
248
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / МУЗЕЙ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / БАРНАУЛЬСКИЙ МУЗЕЙ "ГОРНАЯ АПТЕКА" / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / ART THERAPY / MUSEUM / PERSONS WITH DISABILITIES / BARNAUL MUSEUMS / "MINING DISTRICT PHARMACY" / STATE ART MUSEUM OF ALTAI KRAI

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Капес В. В.

Представлен краткий обзор результатов реализации ряда арт-терапевтических проектов разных лет силами разнопрофильных музейных учреждений, действующих в г. Барнауле (Алтайский край, Россия): Центра алтайского гостеприимства «Горная аптека» и Государственного художественного музея Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPY IN BARNAUL MUSEUMS

The article briefly reviews some results of art therapy projects of various years executed by efforts of Barnaul (Altai Krai, Russia) museums staff: center for hospitality of Altai Krai “Mining District Pharmacy” and State Art Museum of Altai Krai

Текст научной работы на тему «Формы применения арт-терапии в музеях г. Барнаула»

несколько вариантов ответных действий в виде смены положения в пространстве или несложных движений. Перемещения создавали динамику и предлагали визуальную версию акции - проекцию данной общественной группы» [7, с. 65].

Тело само по себе становится медиумом в повседневном, художественном, политическом контексте. Тело в современном мире не является более объектом, переходит в статус действующего субъекта в повседневных практиках.

Список литературы

1. Hewitt, A. Social Choreography: Ideology as Performance in Dance and Everyday Movement. - London : Duke University Press, 2005. - 344 p.

2. Lepecki, A. Dance. - Cambridge : The MIT Press, 2012. - 240 p.

3. Гройс, Б. Публичное пространство: от пустоты к парадоксу. - Москва : Strelka Press, 2012. - 26 с.

4. Сеннет, Р. Плоть и камень: Тело и город в западной цивилизации. - Москва : Strelka Press, 2016. -504 с.

5. Pro Тело. Молодежный контекст : сб. ст. / под ред. Е. Омельченко, Н. Нартовой. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2015. - 288 с.

6. История тела : [в 3 т.] / под редакцией А. Корбена, Ж.-Ж. Куртина, Ж. Вигарелло. - Т. 3 : Перемена взгляда: XX век / пер. с франц. А. Гордеевой, Ю. Романовой, Д. Николаева, Д. Жукова. - Москва : Новое литературное обозрение, 2016. - 464 с.

7. Гумбрехт, Х. У. Производство присутствия. Чего не может передать значение. - Москва : Новое литературное обозрение, 2006. - 184 с.

8. Гордеева, Т. «Мышечное связывание» в истории современного танца: от режима массовости к режиму коллективности // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2016. - № 6. - С. 59-68.

9. Нанси, Ж.-Л. Corpus / пер. Е. Петровской, Е. Гальцовой. - Москва : Ad Marginem, 1999. - 256 с.

УДК [069.02:7+069.017](571.150):615.85

В. В. Капес, магистрант Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

[email protected]

Научный руководитель - Е.А. Полякова, доктор исторических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

[email protected]

ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В МУЗЕЯХ Г. БАРНАУЛА

Аннотация. Представлен краткий обзор результатов реализации ряда арт-терапевтических проектов разных лет силами разнопрофильных музейных учреждений, действующих в г. Барнауле (Алтайский край, Россия): Центра алтайского гостеприимства «Горная аптека» и Государственного художественного музея Алтайского края.

Ключевые слова: арт-терапия, музей, лица с ограниченными возможностями здоровья, барнаульский музей «Горная аптека», Государственный художественный музей Алтайского края.

Термин «арт-терапия» переводится с латинского как «лечение искусством». Действительно, арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности.

Несмотря на то, что это сравнительно новая область научной и практической деятельности, мы наблюдаем, как сегодня постоянно открываются различные арт-терапевтические студии. Уникальные методики применяются в центрах социальной реабилитации, клиниках, детских учреждениях, детских садах и школах, а также в музеях.

Итогом совместной работы психологов, музейных специалистов и искусствоведов стало появление такого направления как «арт-терапия в музее». Исследователями отмечалось, что именно

Раздел 6. Студенческие исследования

музей способен внести вклад в процесс социализации и адаптации людей с психическими нарушениями, глухотой, слепотой и другими отклонениями [1].

Музейная арт-терапия рассматривается как метод психологической работы, использующий возможности музейной среды для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личном развитии человека. Она показана людям разного возраста и состояния здоровья и подразумевает дифференцированный подход, учитывающий потребности и возможности каждого из участников арт-терапевтических программ [2].

Арт-терапия сегодня является эффективной методикой в музейной практике. Это направление становится все более популярным и востребованным, стремительно развивается в последние годы в разных музеях России.

Исключением не стали и музеи города Барнаула. Одним из числа популярных музеев у горожан и туристов нашего города является музей «Горная аптека». Данный музей обладает целым рядом достоинств, отличающих его от других учреждений культуры, и за которые его ценят посетители.

При организации арт-терапевтической работы музеи используют различные формы арт-терапии. Многие применяют музыкотерапевтические, игровые и другие приемы, а также разнообразные творческие и тренинговые технологии. Не менее популярной формой остается и традиционная экскурсия [3]. Эту форму в своей работе и использует музей «Горная аптека».

Опыт работы в данном направлении в музее «Горная аптека» совсем небольшой. Изначально музей не планировал заниматься арт-терапией. Но, набирая популярность, он вызвал интерес и у «особенных» посетителей.

Посещение данного музея для людей с ограниченными возможностями - это шанс получить эстетическое удовольствие и расширить свой кругозор. Перспектива отправиться в музей, побывать среди его посетителей, ощутить сопереживание с ними в связи с новыми, полученными от знакомства с экспозицией впечатлениями, пополнить свои представления об истории аптечного дела имеет большое значение.

Посещение музея для них - это праздник, выход в люди, редкий случай получить дополнительную информацию, свежие впечатления. Знакомясь с экспозицией музея, слушая экскурсовода, контактируя с другими посетителями, эти люди получают бесценную возможность общения, выражают свои эмоции, преодолевают страхи.

Музейные сотрудники не могли не обратить внимание на данную категорию посетителей. Ими были разработаны специально адаптированные экскурсионные программы.

Для слабовидящих и незрячих посетителей экскурсоводы музея «Горная аптека» проводят адаптированную тактильную экскурсию «Осязаемый музей». В ходе экскурсии экскурсоводами активно используется коллекция музея. Показ экспонатов формируется с учетом психологических, физических и эмоциональных особенностей участников. Посетитель узнает историю аптечного дела на ощупь, прикоснувшись к старинным экспонатам: гладким аптечным пузырькам или тяжелым металлическим инструментам, и даже на запах, вдохнув аромат сбора целебных трав [4].

Данные экскурсии разработаны для разных возрастных групп и становятся все более востребованными. Музей «Горная аптека» сотрудничает со школами, детскими садами, с Алтайской краевой специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих.

Специалисты, работающие с данной категорией посетителей, не имеют специальной подготовки. Экскурсоводы, благодаря своему профессионализму и личностным качествам, интуитивно чувствуют, как лучше организовать и построить арт-терапевтическую работу музейными средствами.

На экскурсиях создается атмосфера доброжелательности, доверия, безопасности. Экскурсовод является равноправным участником и другом. Он активно взаимодействует с аудиторией, заботится о положительном настрое в группе, облегчает процесс коммуникации, поддерживает взаимодействие посетителей между собой. В рамках экскурсионного занятия используются методы диалогического общения, вопросно-ответный метод, игровой метод и др. Данные экскурсии никого не оставляют равнодушными.

Обратимся к опыту еще одного из самых популярных музеев города. В Государственном художественном музее Алтайского края с 2002 года действует музейная программа для людей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу» в рамках государственной программы «Доступная среда». Программа включает такие виды работы, как экскурсии по художественным выставкам в музее, адаптированные для людей с различными заболеваниями; мастер-классы

по художественному творчеству; литературно-художественные и музыкально-художественные встречи.

В 2003 году О.В. Сидоровой был разработан и реализован проект для семейной аудитории «В поисках гармонии: ребенок до рождения» [5]. Данный проект включал в себя два этапа. Первый из них характеризовался сочетанием медицинских и собственно музейных задач, когда мероприятия для будущих родителей в музее проводились совместно со специалистами в области медицины и психологии. Второму этапу было свойственно осознание самоценности общения с подлинными произведениями искусства в сочетании с изобразительной и музыкальной деятельностью.

Целевая аудитория арт-терапевтических мероприятий преимущественно была представлена беременными женщинами. Занятия были нацелены на гармонизацию эмоциональной сферы, формирование и удовлетворение эстетических потребностей будущих родителей. Они оказывали непосредственное влияние на выбор ценностных ориентиров в воспитании ребенка. Подтверждением эффективности данной авторской программы является факт повторного участия в проекте (следующая беременность) и появление в музее новой группы аудитории «родители с новорожденными детьми».

Государственный художественный музей Алтайского края активно использует в своей деятельности различные методы арт-терапии. Арт-терапевтические занятия и мастер-классы проводятся для всех возрастных категорий, как для групп, так и индивидуальных посетителей. Это инновационный метод, который имеет огромные возможности использования изобразительного искусства и музейной среды для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии человека.

Таким образом, можем сделать вывод, что музеи Барнаула активно используют в своей работе арт-терапевтическое направление. Небольшой опыт работы в таком направлении показывает, что подобные экскурсионные программы и занятия весьма востребованы. В связи с этим можем отметить перспективу развития данной работы в музеях.

Список литературы

1. Акоева, Н. Б. Музей как пространство социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Б. Акоева, Н. Г. Денисов // Культурное наследие России. - 2017. - № 2. - С. 64-68.

2. Ашева, С. В. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями // Омский научный вестник. - 2010. - № 4. - С. 219-222.

3. Дробышева, Е. А. Создание в музеях безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями // Научная палитра. - 2017. - № 4. - С. 2.

4. «Горная аптека» - цент алтайского гостеприимства [Электронный ресурс] / «ВКонтакте», социальная сеть. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург, 2006-2018. - Режим доступа : https://vk.com/gornaia.apteka (дата обращения: 28.02.2018).

5. Сидорова, О. В. В поисках гармонии: ребенок до рождения (из опыта работы с семейной аудиторией в Государственном художественном музее Алтайского края) // Культурное наследие и современность : матер. междунар. форума (г. Барнаул, 4-8 апр. 2005 г.). - Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2005. - С. 203-205.

Viktoria V. Kapes, Graduate Student Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) [email protected]

Scientific Chief - Elena A. Polyakova, Dr. of Historical Sciences, Associate Professor

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

[email protected]

ART THERAPY IN BARNAUL MUSEUMS

Abstract. The article briefly reviews some results of art therapy projects of various years executed by efforts of Barnaul (Altai Krai, Russia) museums staff: center for hospitality of Altai Krai "Mining District Pharmacy" and State Art Museum of Altai Krai.

Keywords: art therapy, a museum, persons with disabilities, Barnaul museums, "Mining District Pharmacy", State Art Museum of Altai Krai.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.