повое занятие на тему: «От улыбки станет всем светлей». Цель данного занятия - развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения. Данное занятие помогло родителям увидеть, насколько трудно детям выражать злость и радость, и объяснить, когда бывает, то или иное состояние. По окончании занятия педагог - психолог подготовила для родителей рекомендации как научить ребёнка выражать свои чувства при гневе, и как помочь ему выйти из этого состояния.
На протяжении всего периода реализации мини программы «Сотрудничество» активно осуществлялось информационно -просветительское и консультативное направление в виде наглядной агитации родителей, индивидуальных бесед и консультаций по запросам родителей. Педагог - психолог подготовила памятку для родителей: «Секреты психологического здоровья», воспитателями была подготовлена наглядная информация: «Каждый ребёнок - индивидуальность». Была проведена групповая консультация одним из родителей на тему: «Развитие речи посредством развития мелкой моторики», где родитель поделилась своим опытом взаимодействия с ребёнком в данном направлении. Воспитателями был подготовлен тренинг: «В игры играем - речь развиваем», с разработкой игр для проведения родителями с детьми в домашних условиях.
На заключительном этапе апробации мини программы «Сотрудничество» был проведен вечер по обмену опытом, в котором приняли участие педагоги учреждения и родители. На данном мероприятии была представлена выставка совместных работ родителей и детей, организуемая методистом по изобразительной деятельности. Вечер по обмену опытом позволил родителям поделиться своими впечатлениями о проведенных мероприятиях. Родители выразили благодарность о приобретенных знаниях и умениях по взаимодействию со своими детьми. Некоторые из родителей высказали свое мнение о том, что данные мероприятия улучшили пси-
Библиографический список
хологическое состояние и их детей, удалось наладить тесный дружеский контакт между другими родителями и педагогами учреждения.
Педагоги, в свою очередь, высказали свое мнение о том, не смотря трудности в организации детей на занятии при родителях, им удалось показать тот уровень знаний, которые усвоили дети на протяжении учебного года. Проведенные мероприятия помогли наладить тесный контакт между педагогами и специалистами учреждения и между родителями воспитанников учреждения. Данные мероприятия благоприятно воздействуют на установление доверительного отношение родителей к педагогам, позволяют педагогам работать в тесном контакте между собой и с родителями.
С целью определения динами изменений после апробации мини программы «Сотрудничество», нами повторно были разработаны анкеты для педагогов и родителей. Анализ данных анкетирования показал, что 50% педагогов (в сравнении 16% педагогов до апробации мини программы) считают важным вовлечение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения их детей в условиях дошкольной образовательной организации, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Родители на вопрос «Устраивает ли Вас взаимоотношение с педагогами в группе и специалистами учреждения» ответили, что в полной мере 82% и только 4% ответили, что не устраивает (в сравнении 20% до апробации мини программы).
Таким образом, на основе полученных результатов мы можем сделать вывод об эффективности разработанной и апробированной мини программе «Сотрудничество», направленной на повышение уровня знаний и навыков педагогов и родителей по психолого-педагогическому сопровождению детей в условиях дошкольных образовательных организаций Приднестровской Молдавской Республики.
1. Исакова Е.К., Лазаренко Д.В. К определению понятия педагогическое сопровождение. Rusnauka.com. Available at: http://www. rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm
2. Рожков М.И. Экзистенциональный подход к с социально-педагогическому сопровождению детей. Ярославский педагогический вестник. 2013; Т. 2, № 4: 23 - 27.
3. Бауэр Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2012.
4. Малышев А.В. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве.. Диссертация ... доктора психологических наук. Нижний Новгород, 2013.
5. Столярова С.С., Кисть Е.А., Назметдинова И.С. Психологическая устойчивость педагога как фактор обеспечения безопасной среды в образовательном учреждении. Психологические проблемы безопасности в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Том 1. Под редакцией И.А. Баевой, В.В. Рубцова. Москва: МГППУ, 2011: 12.
References
1. Isakova E.K., Lazarenko D.V. K opredeleniyu ponyatiya pedagogicheskoe soprovozhdenie. Rusnauka.com. Available at: http://www. rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm
2. Rozhkov M.I. 'Ekzistencional'nyj podhod k s social'no-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu detej. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013; T. 2, № 4: 23 - 27.
3. Bau'er E.A. Nauchno-prakticheskie osnovy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya social'no-psihologicheskoj adaptaciipodrostkov-migrantov. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2012.
4. Malyshev A.V. Nauchno-prakticheskie osnovy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya processa razvitiya kul'tury lichnosti podrostka vsovremennom informacionnom prostranstve.. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2013.
5. Stolyarova S.S., Kist' E.A., Nazmetdinova I.S. Psihologicheskaya ustojchivost' pedagoga kak faktor obespecheniya bezopasnoj sredy v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Psihologicheskie problemy bezopasnosti v obrazovanii: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tom 1. Pod redakciej I.A. Baevoj, V.V. Rubcova. Moskva: MGPPU, 2011: 12.
Статья поступила в редакцию 15.08.18
УДК 069:379.822(470-25+571.150-25)
Timofeeva A.L., MA student, senior teacher, Altai State Institute of Cultures (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Odintsova O.V., senior teacher, Altai State Institute of Cultures (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Vakalova N.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Altai State Institute of Cultures (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MUSEUM THEATRE PROGRAMMES WHEN FORMING OF COMMUNICATIVE SKILL OF VISITORS. The authors consider forms of Museum programs from the point of view of their relevance to the educational activities of Russian museums on the example of activities implemented in the framework of the international action "Museum Night - 2017" on the basis of the State Art Museum of Altai Krai and the Altai State Institute of Culture in Barnaul, as well as the educational activities of the Kuzminki Manor, Museum of Russian Farmstead Culture in Kuzminki (Moscow). With reference to the approved theatrical museum programs, the authors define the ways of realization of educational opportunities of these projects, based on the form of the event: quest tour, interactive theatrical performance and museum lesson.
Key words: theatrical museum programs, museum pedagogy, quest-tour, museum lesson.
А.Л. Тимофеева, магистрант, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
О.В. Одинцова, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected] Н.В. Вакалова, канд. ист. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРОГРАММ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОГО НАВЫКА ПОСЕТИТЕЛЕЙ
В данной статье авторы рассматривают формы музейных программ с позиции их актуальности для образовательной деятельности отечественных музеев на примере мероприятий, реализованных в рамках международной акции «Музейная ночь - 2017» на базе Алтайского государственного художественного музея и Алтайского государственного института культуры в г. Барнауле, а также образовательную деятельность Музея русской усадебной культуры «Влахернское-Кузьминки» (г. Москва). На примерах апробированных театрализованных музейных программ, авторы определяют способы реализации образовательных возможностей данных проектов, исходя из формы мероприятия: квест-экскурсия, интерактивное театрализованное представление и музейный урок.
Ключевые слова: театрализованные музейные программы, музейная педагогика, квест-экскурсия, музейный урок.
На современном этапе театрализованные музейные программы заслуженно завоевали популярность среди разновозрастной аудитории музеев, способствуя «погруженности» посетителей в музейное пространство. Следует отметить, что теория музейной коммуникации задала вектор развития не только музееведения в целом, но и её отдельной области - музейной педагогики. Теория музейной коммуникации способствовала переосмыслению среди исследователей некоторых общих ключевых аспектов обеих дисциплин. Как отмечает Л.М. Шляхтина, «опыт музеев России и мировая практика в использовании этого направления показывают эффективность художественного высказывания, демонстрируют её значение в прочтении заложенных в музейных предметах смыслов и расширении чувственной одномерности музея» [1, с. 17]. Специалисты музейной сферы стали по-новому интерпретировать роль посетителей в музее. Аудитория музея, представленная всеми возрастными группами, становится активной участницей коммуникационного процесса со «свидетелями» прошлых эпох - музейными предметами.
Цель данной работы - выявление форм театрализованных мероприятий, способствующих реализации педагогического потенциала музейных программ в формировании коммуникативных навыков посетителей. Достижение цели связано со ступенчатым решением нескольких задач. Первая из задач заключалась в анализе опыта педагогической деятельности отечественных музеев на примере внедрения театрализованных программ. Вторая задача была реализована через разработку и апробацию авторских проектов театрализованных музейных программ.
Отметим, что по данной теме имеются публикации, в которых фрагментарно описаны и исследованы театрализованные музейные программы. Так, в статье Н.В. Лапченко приведена классификация театрализованных музейных программ, но, в один ряд автор поставил массив мероприятий, поделив их на три условных группы, ни в одной из которых, не учитывается их педагогический потенциал. Первая группа характеризуется особенностями сценической площадки, ко второй группе относятся мероприятия с чётко определенной формой (например: историческая реконструкция), в третью группу входят все тематические мероприятия [2].
Исследование педагогического потенциала театрализованных представлений позволит определить наиболее эффективные формы музейных программ, которые в свою очередь позволят музеям добиваться более успешных результатов в образовательной деятельности. Поиск оптимальных форм музейных театрализованных программ подразумевает, прежде всего, теоретическое осмысление эмпирического опыта в образовательной деятельности музеев. Обращение музейных учреждений к таким формам связано с реализацией и развитием образовательной функции музеев в современных условиях. Апробирование новых форм общения с аудиторией и наличие в теории музейной коммуникации терминологического аппарата режиссуры актуализировали внедрение театрализации в структуру музейных мероприятий.
Удачным примером модели театрализованной программы, которая органично соединяет в себе элементы образовательной деятельности и театрализации является музейный урок. Эту форму реализовал в своей деятельности Музей русской усадебной культуры «Влахернское-Кузьминки» (г. Москва) [3]. Специалисты учреждения разработали «Урок в музее» по учебной дисципли-
не «История» для 8-ых классов. Специалисты подчеркивают, что содержание занятия «Культура и быт в русской усадьбе первой половины XIX века» достаточно полно совпадает с соответствующими темами школьного учебного пособия. Структура занятия поделена на две части, первая представляет собой ролевую игру с элементами театрализации, вторая часть отведена для подведения итогов занятия, в ходе которых школьники выполняют письменные задания на рабочих листах. Элемент театрализации содержится в персонифицированных образах экскурсоводов, исполняющих роли «крестьянина» и «дворянки» в исторических интерьерах музея-усадьбы. Для создания аутентичных образов были использованы не только комплекты костюмов соответствующих эпохе (включавшие головные уборы, обувь, различные аксессуары), но также была проведена тщательная работа над текстом, манерой речи и письма самодеятельных актёров.
Участникам урока (школьникам) было предложено «вообразить себя действующими лицами той части истории, которая когда-то была повседневной жизнью», то есть исполнить роль крестьян, некогда населявших деревню около господского дома и роль благородных дворян-хозяев усадьбы [3, с. 17]. Но, в пространстве музея цель подобных «развлечений» несколько расширяется, их участники не только учатся «варить кашу» или «описывать имущество», но прежде вступают в невербальный диалог с материальным и духовным наследием.
На современном этапе музейные специалисты активно осваивают такую форму музейного мероприятия как квест (и квест-экскурсию). Е.В. Рябова в своей работе, даёт следующее определение термина: «квест - это игра, в ходе которой участники решают логические задачи, выполняют поиск необходимой информации, учатся работать с информационными ресурсами, находить полезную информацию и применять её» [4, с. 15]. В Государственном художественном музее Алтайского края, в рамках международной акции «Музейная ночь-2017», автором данной работы совместно с научными сотрудниками учреждения, была организована квест-экскурсия «Таинственная история в доме на Мостовой». В основу сценария квеста была положена городская легенда, связанная со зданием, в котором располагается учреждение музея (это здание является памятником архитектуры XIX в) [5]. Сценарно-режиссерский ход представления заключался в своеобразном детективном расследовании, в финале которого, привидение, появившееся по сюжету в подвале музея, покидало его. На всём протяжении квеста, его участники, посетители мероприятия, вели поиски нескольких ключевых предметов, через которые раскрывался сюжет легенды.
Образовательные возможности программы были реализованы несколькими способами. Во-первых, ведущая квеста, ненавязчиво знакомила собравшуюся публику с историей особняка и особенностями быта купеческой семьи девятнадцатого века. Фактическая информация получила художественную обработку и была включена в сценарий мероприятия. Во-вторых, ярким примером реализации образовательных возможностей программы служит эпизод, в котором «привидение» передавал ведущей некоторые подлинные предметы XIX в. (курительная трубка, карманный часы, запонки и единственную копию старинной фотографии), рассмотрев которые участники игры должны были установить личность «призрака». Попутно, ведущая обращала внимание аудитории на то, что в подвале особняка проживала
прислуга, но никак не хозяева дома - представители купеческого сословия.
Удачным решением стало включение в сценарий элемента теневого театра, благодаря которому была раскрыта легенда о «появлении» привидения в стенах музея. На старой облицовке стены - «заднике сцены», плавно сменяли друг друга картины теневых силуэтов. Одновременно рассказчик, которого музейные специалисты заранее выбрали из числа зрителей, декламировал текст легенды. За представлением теневого театра следили не только посетители мероприятия, но и «призрак», который также наблюдал за ходом истории и соответствующим образом реагировал на возникавшие картины. Теневой театр выполнял не только развлекательную функцию, но и являлся примером бытовавшего сто лет назад развлечения - «теневые картины».
В-третьих, после завершения квеста, к работе с экскурсантами подключалась музейная сотрудница, отвечавшая на вопросы публики об истории особняка. Следует отметить многочисленность вопросов, сформулированных посетителями, поскольку история, изложенная в квесте, имела определенную художественную обработку. Заключительная часть игры являлась, по сути, небольшой классической экскурсией, которая удачно вписалась в совместную программу с квестом.
Следующей формой, которая соединяет в себе образовательную и зрелищную функции является «интерактивное театрализованное представление». Для музейной сферы наиболее характерным является способ вовлечения аудитории через непосредственное взаимодействие участников экскурсии с музейными предметами. Д. Агапова раскрывает работу интерактивно-образовательного элемента музейной программы на примере выставки для детей: «Отсюда следует интерактивная экспозиция, на которой дети могут примерить лапти, попробовать, как работает мельница, ступа, невод и т.п. Эта стратегия «приобще-
Библиографический список
ния» к культуре прошлого пользуется большой популярностью, поскольку соединяет традиции с современностью наиболее очевидным образом - через память» [6, с. 9]. Описанный выше принцип интерактивности был реализован нами при проведении мероприятия на базе Алтайского государственного института культуры в рамках международной акции «Музейная ночь-2017». На территории, перед корпусом института была организована работа интерактивной выставки предметов народного быта «Мифология рядом». По всей площади были расставлены пять подставок, представляющие собой большие деревянные кубы, на каждой из которых выставлялся музейный предмет, относящийся к концу XIX - началу XX века. Образовательные возможности выставки были реализованы через экспозиционные предметы, которые можно (и нужно) было взять в руки, рассмотреть, опробовать в действии, сфотографироваться с ними. К каждому музейному предмету был прикреплен индивидуальный аниматор. Работа выставки была подчинена сценарно-режиссерскому ходу - путешествия во времени. Аниматоры, приставленные к музейным предметам, были облачены в костюмы футуристического стиля и согласно замыслу режиссера, являлись музееведами - путешественниками из будущего. А пространство выставки - это точка пересечения прошлого, настоящего и будущего. Посетители с интересом входили в экспозиционное пространство, для знакомства с предметами прошлого через «общение с людьми из будущего».
Таким образом, формы реализации образовательного потенциала театрализованных программ, прежде всего, связаны с художественной стороной музейных мероприятий. Модели театрализованных программ включают в свою архитектуру элементы поиска, ролевой игры, интерактивности. Набор форм театрализованных программ с ярко выраженным педагогическим уклоном может измениться только в большую сторону.
1. Шляхтина Л.М. Современный музей: идеи и реалии. Вопросы музеологии. 2011; 2: 14 - 19.
2. Лапченко Н.В. Театрализация в музейной сфере как феномен современной культуры. Материалы международной научно-практической конференции, 6-7 апреля, Хабаровск: ФГБОУ ВО «ХГИК», 2016: 36 - 44.
3. Борисова М. История - ролевая игра. Музей. 2016; 7: 16 - 18.
4. Алексеева Н.Д., Рябова Е.Д. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности. Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015; 1 (20): 14 - 17.
5. Официальный сайт Государственного художественного музея Алтайского края. Available at: http://ghmak.ru/index.php/events/ item/1223-noch-muzeev-2017-v-hudozhestvennom-muzee-20-maya-2017-goda
6. Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Москва, 2012: 8 - 20.
References
1. Shlyahtina L.M. Sovremennyj muzej: idei i realii. Voprosy muzeologii. 2011; 2: 14 - 19.
2. Lapchenko N.V. Teatralizaciya v muzejnoj sfere kak fenomen sovremennoj kul'tury. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 6-7 aprelya, Habarovsk: FGBOU VO «HGIK», 2016: 36 - 44.
3. Borisova M. Istoriya - rolevaya igra. Muzej. 2016; 7: 16 - 18.
4. Alekseeva N.D., Ryabova E.D. Kvest-'ekskursiya kak innovacionnaya forma 'ekskursionnoj deyatel'nosti. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2015; 1 (20): 14 - 17.
5. Oficial'nyj sajt Gosudarstvennogo hudozhestvennogo muzeya Altajskogo kraya. Available at: http://ghmak.ru/index.php/events/item/1223-noch-muzeev-2017-v-hudozhestvennom-muzee-20-maya-2017-goda
6. Agapova D. Kul'tura uchastiya: milliony dialogov. Muzej kak prostranstvo obrazovaniya: igra, dialog, kul'tura uchastiya. Moskva, 2012: 8 - 20.
Статья поступила в редакцию 23.08.18
УДК 7.091.3:378.1:008(470+571)
Tumashov M.A., senior lecture, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Tumashova G.A., senior lecture, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
STAGE EVENT AS THE MAIN STRUCTURAL ELEMENT OF A PLAY. The paper presents a study of the structure of the stage event being a work of a director. The work reveals a living mechanism of organization and implementation of an event in a dramatic performance. The article is addressed to the student audience of the theater departments of colleges and institutes of culture, and is dedicated to a problem of theoretical professional equipment of future actors, directors, heads of theater groups, theater teachers in the process of studying the basics of dramatic art. The article examines the main elements of the event on stage and in life: action, assessment, attitude, conflict, extension, adaptation, the proposed circumstances and other elements that organize the stage event. The article can be useful for students, undergraduates, graduate students, theater teachers in the process of studying the basics of dramatic art.
Key words: theatre pedagogy, directing, event, action, fact, assessment.
М.А. Тумашов, доц. каф. театральной режиссуры и актёрского мастерства, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Г.А. Тумашова, доц. каф. филологии и сценической речи, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]