параллельно с программой организационно-педагогической работы по профилактике агрессивного поведения минимизирует риск связанный с осложнением взаимоотношений и общения агрессивной личности.
Агрессивный дошкольник, посещая детское образовательное учреждение, большую часть времени проводит среди сверстников, где потребность в общении и признании постоянно фрустрируется, так как его поведение отталкивает от него группу, что по нашему актуализирует необходимость проведения организационно-педагогической работы в группе, развития коммуникативных способностей. Вместе с тем следует учесть значимость выявления более важных причин возникновения агрессивного поведения, истоки которого в проблемной семейной обстановке, занимающей ведущее место в социальной ситуации развития личности дошкольника.
В связи с вышеизложенным в модели организационно-педагогической работы представлена симптоматическая (работа с группой), так и каузальная (работа с родителями) составляющие профилактического направления, которые реализуется через организацию занятий со всеми группами дошкольного образовательного учреждения. При этом постановка целей организационно-педагогической работы осуществлено руководствуясь пониманием закономерностей психического развития и структуры возраста в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.В. Бурменская, И.В. Дубровина), в связи с чем особое внимание акцентировано на оптимизации социальной ситуации развития дошкольника включением его в различные виды деятельности [4, с. 69].
С этих позиций основное внимание в исследовании направленно, на оптимизацию взаимоотношений и общение дошкольника со взрослыми и сверстниками, формирование у них положительного отношения к роли дошкольника. При этом следует отметить, что предстоящая смена социальной позиции старшим дошкольником связанна с адаптацией к новым условиям, приводит к возникновению трудностей, которые в основном характерны для конфликтного и агрессивного настроенного субъекта, в связи, с чем в целях профилактики нами в модель добавлен цикл занятий, учитывающий школьный контекст [5, с. 112].
Таким образом, целью реализации разработанной модели организационно-педагогической работы выступает профилактика агрессивности у дошкольников, для чего решались задачи:
- по оптимизации взаимоотношений и общения дошкольника со взрослыми и сверстниками;
- формирование внутригрупповой сплоченности и толерантного отношения к окружающим,
- овладения умениями выхода из конфликтных ситуаций;
- создания в группе атмосферы доверия и эмоционального тепла; обеспечение безоценочности в поведении при взаимодействии, путем использования традиций, обрядов из народной педагогики;
- формирование эмоционально - положительного отношения во взаимодействии путем усвоения и отработки успешных моделей поведения;
- обучение основам саморегуляции оптимизация общения агрессивного настроенного дошкольника в семейном окружении.
С учетом изложенного можно руководствоваться следующими основными принципами: системности коррекционных и профилактических действий; единства диагностики и коррекции; деятельностной коррекции; учета возрастно-пси-хологических и индивидуальных особенностей дошкольника; комплексности
Библиографический список
психолого-педагогического воздействия; активного привлечения ближайшего социального окружения дошкольника к участию в организационно-педагогической работе по профилактики агрессивности.
В процессе организационно-педагогической работы для оценки её результативности осуществлялась диагностика показателей агрессивного поведения до и после реализации модели, а также спустя 4-6 месяцев. При этом учитывалось то, что основными видами деятельности дошкольника являются: игровая деятельность, изобразительная деятельность, начальные формы учебной деятельности, а также внеситуативно-личностное общение в связи, с чем в комплекс методов профилактики и коррекции агрессивности у дошкольников определены: игротерапия, рисуночная терапия, музыкотерапия, драматизация сказки, а также способы речевого воздействия.
Диагностика агрессивного поведения дошкольников осуществлялась, основываясь на деятельностном и комплексном подходе психологического воздействия, что обеспечивает учет индивидуальных особенностей в рамках гармонично сочетаемых индивидуальных и групповых занятий.
Эффективность модели, подтверждается её ориентированностью на перенос позитивного опыта, получаемого дошкольником на занятиях, в его реальную жизнь во взаимоотношениях с окружающими [6, с. 64 - 67].
Учитывая это, особое внимание уделялось работе с родителями и педагогами в плане обеспечения условий для переноса позитивного опыта, для чего на родительских собраниях сообщалась информация о ходе профилактических и коррекционных, включая ее результаты. Также в рекомендательной форме давались консультации родителям агрессивных дошкольников по оптимизации взаимоотношения с детьми, где нами было отмечено, что родители конфликтных, агрессивных детей часто избегают общения с психологом и педагогом, вследствие чего часть работы реализуется не полностью.
В случаях, когда причиной агрессивности у дошкольников было, выступает нарушение детско-родительских отношений, с ними проводились беседы, давались конструктивные рекомендации целью ориентированные на оказание помощи родителям в выработке оптимальной тактики взаимодействия и общения в семье [7, с. 187 - 188]. Кроме того, на педсоветах, индивидуальных беседах проводилась работа с педагогами, для чего предлагались упражнения, способы поведения, которые целесообразно использовать в рамах работы в группе детского сада (рисуночные методы, арттерапия, анализ и обсуждение конфликтных ситуаций и др.
С помощью воспитателей дошкольного образовательного учреждения в организационно-педагогической работы использовались статусная психотерапия, направленная на регулирование взаимоотношений в группе дошкольников, в связи, с чем воспитатель, опираясь на рекомендации психолога, добивался снижения агрессивных тенденций в поведении. Потребность агрессивного дошкольника в признании удовлетворялась с помощью дачи ответственных поручений с последующим одобрением и похвалой перед группой в случае выполнения. Отмечаем, что статусная психотерапия была включена в групповые коррекцион-ные занятия, где во взаимоотношениях присутствовал агрессивно настроенные дошкольник, которому в сложившейся ситуации сложно было добиваться своего, используя способы, которые он применял, в связи, с чем его вынудили к поиску других способов налаживания отношений, при необходимости с помощью педагога.
1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн: для учителей и родителей. Москва, Просвещение, 2012.
2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей 6-ти летнего возраста: учебное пособие: 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Университетская, 2015.
3. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми. Москва, 2010.
4. Гаспарова Е.М. Страхи у дошкольников. Дошкольное воспитание 2011; 4: 75 - 80.
5. Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе. Москва, 2012.
6. Кошелева А.Д. Аффективное поведение в дошкольном возрасте и его роль в психическом развитии ребенка: Материалы Межвуз. научно-практической конференции, посвященной памяти К.С. Лебединской. Москва, 2012: 64 - 67.
7. Багатырова М.Н. Возможности игровых методов в обучении студентов. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 187 - 188.
References
1. Buyanov M.I. Rebenok iz neblagopoluchnoj sem'i: Zapiski detskogo psihiatra: Kn: dlya uchitelej i roditelej. Moskva, Prosveschenie, 2012.
2. Kolominskij Ya.L., Pan'ko E.A. Psihologiya detej 6-ti letnego vozrasta: uchebnoe posobie: 2-e izd., pererab. i dop. Minsk: Universitetskaya, 2015.
3. Asanova N.K. Rukovodstvo popreduprezhdeniyu nasiliya nad det'mi. Moskva, 2010.
4. Gasparova E.M. Strahi u doshkol'nikov. Doshkol'noe vospitanie 2011; 4: 75 - 80.
5. Neverovich Ya.Z. Nekotorye psihologicheskie osobennosti ovladeniya doshkol'nikami normami povedeniya v kollektive. Moskva, 2012.
6. Kosheleva A.D. Affektivnoe povedenie v doshkol'nom vozraste i ego rol' v psihicheskom razvitiirebenka: Materialy Mezhvuz. nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj pamyati K.S. Lebedinskoj. Moskva, 2012: 64 - 67.
7. Bagatyrova M.N. Vozmozhnosti igrovyh metodov v obuchenii studentov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 187 - 188.
Статья поступила в редакцию 28.11.18
УДК 371.64/.69:371.233.4
Baumtrog N.N., Cand. of Sciences (Philology), analyst, Department of Research Work Organization, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Baumtrog V.E., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Petrov D.A., Head of"Saving of the Russian People's Traditions" Fund (Zalesovo, Altai Krai, Russia), E-mail: [email protected]
POPULARIZATION OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF OLD-TIMERS AMONG THE ALTAI OLD BELIEVERS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES IN "PRICHUMYSHIE" MUSEUM. The paper considers educational activities of a rural museum from the point of view of social and cultural theory. The author outlines experiences of scientific analysis and running a church by the Altai (Altai Krai, Russia) old-timers among Old Believers, family, and cultural traditions by a rural museum staff. The article describes the popularization of conservative values and meanings, their introduction into social and cultural space through museum and pedagogical programs whose educational function is considered by the author as a mean for pedagogical influence on museum audience. The cycle of museum and pedagogical events organized for school children, who are taught in municipal educational institutions, are agreed with fundamentals of Russian state cultural policy, are elaborated in accordance with local specificity and pupils' age and psychological peculiarities, are focused on saving of younger generations' historical and cultural memory, and aimed at developing the today's museum visitors' spiritual qualities.
Key words: rural museum, Old Belief, leisure in rural territories, social and cultural functions, upbringing, excursion-lesson, historical and cultural heritage, local specifics, museum and pedagogical programs, Prichumyshie.
Н.Н. Баумтрог, канд. филол. наук, аналитик, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
В.Э. Баумтрог, канд. физ.-мат. наук, доц., Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел России, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
Д.А. Петров, директор, Фонд «Сохранение традиций русского народа», с. Залесово, Алтайский край, Е-mail: [email protected]
АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СТАРОЖИЛОВ-СТАРООБРЯДЦЕВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ «ПРИЧУМЫШЬЕ»
В статье рассматривается образовательная деятельность сельского музея с точки зрения социокультурного подхода. Изложен опыт изучения, сохранения сотрудниками музея церковных, семейных, культурных традиций старожилов-старообрядцев Залесовского Причумышья (Алтайский край, Россия). Описаны формы популяризации традиционных ценностей и смыслов, их трансляции в социокультурное пространство посредством музейно-педагогических программ, образовательная функция которых рассматривается как инструмент педагогического воздействия на музейную аудиторию. Показано, что цикл музейно-образовательных мероприятий для обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, соответствует основам государственной культурной политики, разработан с учетом региональной специфики, возрастных и психологических особенностей детей школьного возраста, способствует сохранению исторической, культурной памяти подрастающего поколения, формирует духовные основы личности экскурсантов.
Ключевые слова: сельский музей, старообрядчество, досуг в сельской местности, социокультурные функции, воспитание, экскурсия-урок, историческое и культурное наследие, региональная специфика, музейно-педагогические программы, Причумышье.
Происходящие в последние десятилетия глобальные изменения во всех сферах жизни открывают для современного российского общества новые возможности и перспективы. Вместе с тем, эти изменения порождают негативные явления социокультурного порядка: нивелируются традиционные ценности, исчезают, складывающиеся веками, культурно-исторические пространства, происходит утрата исторической памяти, культурной преемственности. «Переформатирование» социокультурных общественных основ осуществляется посредством культурной экспансии, вестернизации общества [1; 2], проявляется в «пассивном медиапотреблении» как основном показателе досуга значительной части населения [3, с. 20]. В итоге, эти негативные процессы ведут к утрате национальной идентичности.
Как справедливо замечает С.В. Лебедев, «любая страна стоит на определенной национальной идентичности, базирующейся на религии, языке, исторической памяти, исторических традициях... но все же национальная культура в широком смысле слова является основой национальной идентичности. Собственно, уцелеют в современном мире только те нации, которые имеют свою культурную альтернативу» [4, с. 256].
Деформация традиционного уклада жизни привела к практически полной утрате естественного механизма передачи народных традиций между поколениями. Вместе с тем, в современных потребностях общества запрос на актуализацию, ретрадиционализацию национальной культуры все же сформирован. Так, в указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики» подчеркивается актуальность «сохранения исторического и культурного наследия и передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения» [5].
На протяжении веков исконные обычаи русского народа (религиозные, обрядовые, фольклорные), технологии народных ремесел на территории своего традиционного проживания в неизменном виде сохранялись представителями старообрядческой культуры, отличавшихся глубокой исторической памятью. Поэтому является оправданным возрастающее внимание общества к национальной культуре и, в частности, «к наследию старообрядческой цивилизации, которое. остается в практическом отношении совершенно невостребованным» [2, с. 221], а в региональном аспекте - к старообрядческой культуре Алтая, являющейся «феноменом локальной региональной культуры» [6].
Наиболее естественным образом реализовать задачу сохранения национальной культуры возможно благодаря, взаимодействию музея и системы образования (школы) в музейном пространстве, не просто хранящем экспонаты, но воссоздающем порядок, свойственный региональной народной культуре. И здесь на помощь музейным сотрудникам приходит музейная педагогика, так как её возможности позволяют реализовать образовательный потенциал музеев [7, с. 124; 8, с. 66].
В с. Залесово Алтайского края на базе музея-усадьбы реконструкции быта старожилов-старообрядцев Залесовского Причумышья реализуется цикл музейных культурно-образовательных мероприятий. Музей-усадьба «Причумышье»
располагается в доме, который был на протяжении более чем ста лет родовым «гнездом» 6 поколений семьи старожилов-старообрядцев Кадниковых [9, 10]. В усадьбе сохранилась аутентичная коллекция домашней утвари, мебели, орудий труда, обуви. Некоторые предметы переданы в дар музею местными жителями.
Сотрудниками музея практикуются разные формы музейной работы с посетителями, как традиционные - экскурсии, музейные праздники, музейно-пе-дагогические программы для подрастающего поколения, так и инновационные методы работы - мастер-классы, событийные праздники с элементами театрализации музейного пространства, «гастрономические» экскурсии с возможностью продегустировать блюда русской кухни, приготовленные в настоящей русской печи.
Для обучающихся муниципальных образовательных организаций села сотрудники музея разработали образовательные программы в виде экскурсий-уроков, интерактивный формат которых является действенным способом осуществления межпоколенческого взаимодействия, передачи обычаев, опыта, образа жизни, картины мира старожилов-старообрядцев. Образовательный феномен музея сотрудниками музея-усадьбы рассматривается в русле ведущих научных тенденций музейной педагогики, как «живое пространство культуры, которое способно создать неповторимую эмоционально-эстетическую атмосферу, способствующую более глубокому погружению в культурно-исторический контекст и обладающую особым воздействием на личность» [7, с. 122].
Уроки-экскурсии носят общеобразовательный характер, дифференцируются по возрасту: для учащихся старших классов - с историко-краеведческой тематикой («Из истории быта старожилов Залесово», «Матушка - Русская печь»), для учащихся младших классов - уроки-экскурсии («Русский самовар, или русское чаепитие», «В гостях у прабабушки») в рамках школьного предмета «Окружающий мир». В течение 2018 года посетителями музея стали обучащиеся 2-8 классов Залесовских общеобразовательных школ № 1, № 2, Залесовской общей образовательной школы и дети из филиала Комплексного центра социального обслуживания населения Тальменского района.
На музейном уроке «Из истории быта старожилов Залесово», разработанном для учащихся 5-8 классов, экскурсоводы акцентируют внимание детей на вопросах по истории села, особенностях сельской архитектуры, этническом составе населения, проживающего на территории района, жизнедеятельности крестьян в рамках аграрного календаря.
На музейном уроке «Матушка - русская печь», цель которого - знакомство детей с особенностями сельской домовой архитектуры, обучающимся рассказывается о центральном элементе любого крестьянского дома, выполнявшем большую конструктивную нагрузку - глинобитной печи. Экскурсовод иллюстрирует свой рассказ примерами этнографического характера. Например, прикреплённая к печному стояку большая полка, делившая избу на хозяйственную и жилую часть, называлась «полица, поличка», «грядка». Т.К. Щеглова, известный сибирский учёный-историк и этнограф, описывает случай, когда приезжих, не
усвоивших местного названия этой полки, поиски кухонного противня увели на огородные грядки [11, с. 99].
Музейные уроки для обучающихся 2-4 классов отличает высокая степень наглядности, являясь наиболее привлекательной формой усвоения знаний о родном крае, материальной культуре старожилов Причумышья. Во время музейного урока «В гостях у прабабушки» дети перемещаются по пространству музея «по маршруту»: подклет-крыльцо-сени-куть-горница-светлица, получая представление об устройстве избы в зримых образах, с небольшими вербальными комментариями экскурсовода. Поскольку урок проходит в интерактивной форме, дети активно пользуются возможностью залезть на полати и печку, попрясть на прялке, познакомиться с устройством деревянной маслобойки и другой бытовой утвари. Знакомство детей с музейными экспонатами, например, таким, как люлька сопровождается загадками («между небом и землей висит град лубяной, в нем царь нем») и поговорками. Музейный урок сочетается с рекреацией (дети пьют чай из самовара с пирогами, испечёнными в музейном экспонате - русской печи) и развлечением (игровые методы). Большой интерес дети проявляют к богослужебным книгам, подручнику, лестовке. Кроме того, участники музейного урока могут примерить на себя рубаху «с подоплёкой», женский сарафан с «лягушкой», моленный сарафан-горбач, надеть головной убор замужней женщины - «шамшур», и, примеряя на себя музейные экспонаты, узнать от экскурсовода, что ткацкое мастерство настолько ценилось в крестьянском быту, что хорошая ткачиха считалась лучшей невестой.
Таким образом, в музее дети извлекают знания об окружающем мире из первоисточников - музейных экспонатов, делают выводы на основе собственного практического опыта, что соответствует образовательным задачам урока-экскурсии. Благодаря тому, что экскурсии-уроки создавались с учетом особенностей детской психологии, ребенок является не пассивным наблюдателем, а активным участником музейной коммуникации.
Библиографический список
В летний период форма занятий с детьми в музее остается групповой, но постоянный состав групп (учащиеся одного класса) меняется на временный, разновозрастной в связи с тем, что летом музей посещают приехавшие на отдых в село горожане с детьми. Количество детей на интерактивных уроках-экскурсиях меньше, но зато повышается интенсивность посещения музея. Поэтому востребованность образовательных программ летом не снижается. При этом дети часто приходят вместе со своими родителями, формируя, таким образом, семейную аудиторию музея. В этом случае к экскурсионной практике добавляется творческая: дети вместе с родителями осваивают искусство изготовления народной куклы-сувенира, традиционной русской народной вышивки и плетения поясов, принимая участие в мастер-классе по традиционным русским ремеслам и рукоделию «Мастерская Марьи-искусницы».
Рассмотренные выше примеры музейной коммуникации позволяют сделать ряд выводов. Посредством экспозиций, уроков, проводимых в пространстве музея, и праздников, основанных на аграрном и православном календарях, образовательная деятельность музея способствует формированию у обучающихся во многом утраченного предыдущим поколением умения видеть себя в рамках родной культуры, а у детей-горожан - уважения к самобытной культуре и истории села. Несмотря на то, что «кажется, нет ни одного исторического или краеведческого музея, в котором не было бы старообрядческих памятников» [12, с. 34], музей-усадьба «Причумышье» имеет индивидуальные черты, особый стиль работы, отличающийся гостеприимством и семейным радушием. Анализ деятельности музея-усадьбы «Причумышье» по сохранению и актуализации историко-культурного наследия старожилов-старообрядцев отражает современные процессы формирования и трансляции регионально-локальной идентичности в социокультурном пространстве и может служить примером эффективного взаимодействия музея и муниципальных образовательных учреждений села.
1. Федотова В.Г. Вестернизация. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Москва, 2010.
2. Куприянова И.В. Традиционализм старообрядчества против апостасийной вестернизации. Преобразование Сибири: от реформ П.А. Столыпина до современности. Материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2012.
3. Оленина ГВ., Фролова А.С. Актуальные социально-экономические аспекты формирования организованного досугового пространства жителя отечественной сельской территории. Учёные записки, 2018; 1: 17 - 31.
4. Лебедев С.В. Глокализация и «возврат этничности» в век глобализации. Мир науки, культуры, образования. 2018; 2 (69): 255 - 256.
5. Об утверждении основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808. Available at: http://base.garant.ru/70828330/
6. Дементьева Л.С. Старообрядчество Алтая как феномен культуры. Available at: https://altaistarover.ru/articles/history/87-staroobryadchestvo-altaya-kak-fenomen-kultury-l-s-dementeva
7. Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Образовательный феномен музея. Проблемы взаимодействия музея и школы. Музейная педагогика. Экскурсионная работа. Барнаул, 2012.
8. Полякова Е.А. Педагогический потенциал коммуникативной деятельности церковных музеев (на примере Музея истории православия на земле Кузнецкой). Региональные особенности культуры в евразийском пространстве. Учёные записки. 2017; 1 (11): 62 - 67.
9. Щеглова Т.К. Очерки по сельской архитектурно-застроечной среде. Залесовское Причумышье. Очерки истории и культуры. Барнаул, 2004: 130 - 133.
10. Баумтрог Н. В Залесово открывается музей-усадьба Фонда по сохранению традиций русского народа «Причумышье». Available at: https://altaistarover.ru/news/ rpsc/310-zalesovo-muzej-usadba-russkogo-naroda
11. Щеглова Т.К. Внутреннее убранство избы алтайских крестьян в первой половине XX века: по полевым исследованиям 1993-1995 гг. Этнография Алтая. Материалы II научно-практической конференции. Барнаул, 1996.
12. Юхименко Е.М. Старообрядчество - «исконная ветвь русского православия». Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев. Москва: Государственный исторический музей, 2005.
References
1. Fedotova V.G. Vesternizaciya. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. V 4 t. Moskva, 2010.
2. Kupriyanova I.V. Tradicionalizm staroobryadchestva protiv apostasijnoj vesternizacii. Preobrazovanie Sibiri: ot reform P.A. Stolypina do sovremennosti. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, 2012.
3. Olenina G.V., Frolova A.S. Aktual'nye social'no-'ekonomicheskie aspekty formirovaniya organizovannogo dosugovogo prostranstva zhitelya otechestvennoj sel'skoj territorii. Uchenye zapiski, 2018; 1: 17 - 31.
4. Lebedev S.V. Glokalizaciya i «vozvrat 'etnichnosti» v vek globalizacii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 2 (69): 255 - 256.
5. Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoj kul'turnoj politiki: Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 g. № 808. Available at: http://base.garant.ru/70828330/
6. Dement'eva L.S. Staroobryadchestvo Altaya kak fenomen kul'tury. Available at: https://altaistarover.ru/articles/history/87-staroobryadchestvo-altaya-kak-fenomen-kultury-l-s-dementeva
7. Shlyahtina L.M., Fokin S.V. Obrazovatel'nyj fenomen muzeya. Problemy vzaimodejstviya muzeya i shkoly. Muzejnaya pedagogika. 'Ekskursionnaya rabota. Barnaul, 2012.
8. Polyakova E.A. Pedagogicheskij potencial kommunikativnoj deyatel'nosti cerkovnyh muzeev (na primere Muzeya istorii pravoslaviya na zemle Kuzneckoj). Regional'nye osobennosti kul'tury v evrazijskom prostranstve. Uchenye zapiski. 2017; 1 (11): 62 - 67.
9. Scheglova T.K. Ocherki po sel'skoj arhitekturno-zastroechnoj srede. Zalesovskoe Prichumysh'e. Ocherki istorii i kul'tury. Barnaul, 2004: 130 - 133.
10. Baumtrog N. V Zalesovo otkryvaetsya muzej-usad'ba Fonda po sohraneniyu tradicij russkogo naroda «Prichumysh'e». Available at: https://altaistarover.ru/news/rpsc/310-zalesovo-muzej-usadba-russkogo-naroda
11. Scheglova T.K. Vnutrennee ubranstvo izby altajskih krest'yan v pervoj polovine XX veka: po polevym issledovaniyam 1993-1995 gg. 'Etnografiya Altaya. Materialy II nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, 1996.
12. Yuhimenko E.M. Staroobryadchestvo - «iskonnaya vetv' russkogo pravoslaviya». Problemy izucheniya istorii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi i sovremennaya deyatel'nost' muzeev. Moskva: Gosudarstvennyj istoricheskij muzej, 2005.
Статья поступила в редакцию 30.11.18
УДК 378
Biryukova N.V., senior teacher, State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
CROSS-SUBJECT TASKS AS A MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE MATHEMATICS EDUCATION PROCESS FOR STUDENTS OF AN AGRARIAN UNIVERSITY. The article deals with a problem of development of inter-subject relations in the system of higher education. The relevance of the study is due to the modern requirements of the competence approach to professional education, which include the formation of graduates' readiness for life in an interdis-