усвоивших местного названия этой полки, поиски кухонного противня увели на огородные грядки [11, с. 99].
Музейные уроки для обучающихся 2-4 классов отличает высокая степень наглядности, являясь наиболее привлекательной формой усвоения знаний о родном крае, материальной культуре старожилов Причумышья. Во время музейного урока «В гостях у прабабушки» дети перемещаются по пространству музея «по маршруту»: подклет-крыльцо-сени-куть-горница-светлица, получая представление об устройстве избы в зримых образах, с небольшими вербальными комментариями экскурсовода. Поскольку урок проходит в интерактивной форме, дети активно пользуются возможностью залезть на полати и печку, попрясть на прялке, познакомиться с устройством деревянной маслобойки и другой бытовой утвари. Знакомство детей с музейными экспонатами, например, таким, как люлька сопровождается загадками («между небом и землей висит град лубяной, в нем царь нем») и поговорками. Музейный урок сочетается с рекреацией (дети пьют чай из самовара с пирогами, испечёнными в музейном экспонате - русской печи) и развлечением (игровые методы). Большой интерес дети проявляют к богослужебным книгам, подручнику, лестовке. Кроме того, участники музейного урока могут примерить на себя рубаху «с подоплёкой», женский сарафан с «лягушкой», моленный сарафан-горбач, надеть головной убор замужней женщины - «шамшур», и, примеряя на себя музейные экспонаты, узнать от экскурсовода, что ткацкое мастерство настолько ценилось в крестьянском быту, что хорошая ткачиха считалась лучшей невестой.
Таким образом, в музее дети извлекают знания об окружающем мире из первоисточников - музейных экспонатов, делают выводы на основе собственного практического опыта, что соответствует образовательным задачам урока-экскурсии. Благодаря тому, что экскурсии-уроки создавались с учетом особенностей детской психологии, ребенок является не пассивным наблюдателем, а активным участником музейной коммуникации.
Библиографический список
В летний период форма занятий с детьми в музее остается групповой, но постоянный состав групп (учащиеся одного класса) меняется на временный, разновозрастной в связи с тем, что летом музей посещают приехавшие на отдых в село горожане с детьми. Количество детей на интерактивных уроках-экскурсиях меньше, но зато повышается интенсивность посещения музея. Поэтому востребованность образовательных программ летом не снижается. При этом дети часто приходят вместе со своими родителями, формируя, таким образом, семейную аудиторию музея. В этом случае к экскурсионной практике добавляется творческая: дети вместе с родителями осваивают искусство изготовления народной куклы-сувенира, традиционной русской народной вышивки и плетения поясов, принимая участие в мастер-классе по традиционным русским ремеслам и рукоделию «Мастерская Марьи-искусницы».
Рассмотренные выше примеры музейной коммуникации позволяют сделать ряд выводов. Посредством экспозиций, уроков, проводимых в пространстве музея, и праздников, основанных на аграрном и православном календарях, образовательная деятельность музея способствует формированию у обучающихся во многом утраченного предыдущим поколением умения видеть себя в рамках родной культуры, а у детей-горожан - уважения к самобытной культуре и истории села. Несмотря на то, что «кажется, нет ни одного исторического или краеведческого музея, в котором не было бы старообрядческих памятников» [12, с. 34], музей-усадьба «Причумышье» имеет индивидуальные черты, особый стиль работы, отличающийся гостеприимством и семейным радушием. Анализ деятельности музея-усадьбы «Причумышье» по сохранению и актуализации историко-культурного наследия старожилов-старообрядцев отражает современные процессы формирования и трансляции регионально-локальной идентичности в социокультурном пространстве и может служить примером эффективного взаимодействия музея и муниципальных образовательных учреждений села.
1. Федотова В.Г. Вестернизация. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Москва, 2010.
2. Куприянова И.В. Традиционализм старообрядчества против апостасийной вестернизации. Преобразование Сибири: от реформ П.А. Столыпина до современности. Материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2012.
3. Оленина ГВ., Фролова А.С. Актуальные социально-экономические аспекты формирования организованного досугового пространства жителя отечественной сельской территории. Учёные записки, 2018; 1: 17 - 31.
4. Лебедев С.В. Глокализация и «возврат этничности» в век глобализации. Мир науки, культуры, образования. 2018; 2 (69): 255 - 256.
5. Об утверждении основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808. Available at: http://base.garant.ru/70828330/
6. Дементьева Л.С. Старообрядчество Алтая как феномен культуры. Available at: https://altaistarover.ru/articles/history/87-staroobryadchestvo-altaya-kak-fenomen-kultury-l-s-dementeva
7. Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Образовательный феномен музея. Проблемы взаимодействия музея и школы. Музейная педагогика. Экскурсионная работа. Барнаул, 2012.
8. Полякова Е.А. Педагогический потенциал коммуникативной деятельности церковных музеев (на примере Музея истории православия на земле Кузнецкой). Региональные особенности культуры в евразийском пространстве. Учёные записки. 2017; 1 (11): 62 - 67.
9. Щеглова Т.К. Очерки по сельской архитектурно-застроечной среде. Залесовское Причумышье. Очерки истории и культуры. Барнаул, 2004: 130 - 133.
10. Баумтрог Н. В Залесово открывается музей-усадьба Фонда по сохранению традиций русского народа «Причумышье». Available at: https://altaistarover.ru/news/ rpsc/310-zalesovo-muzej-usadba-russkogo-naroda
11. Щеглова Т.К. Внутреннее убранство избы алтайских крестьян в первой половине XX века: по полевым исследованиям 1993-1995 гг. Этнография Алтая. Материалы II научно-практической конференции. Барнаул, 1996.
12. Юхименко Е.М. Старообрядчество - «исконная ветвь русского православия». Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев. Москва: Государственный исторический музей, 2005.
References
1. Fedotova V.G. Vesternizaciya. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. V 4 t. Moskva, 2010.
2. Kupriyanova I.V. Tradicionalizm staroobryadchestva protiv apostasijnoj vesternizacii. Preobrazovanie Sibiri: ot reform P.A. Stolypina do sovremennosti. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, 2012.
3. Olenina G.V., Frolova A.S. Aktual'nye social'no-'ekonomicheskie aspekty formirovaniya organizovannogo dosugovogo prostranstva zhitelya otechestvennoj sel'skoj territorii. Uchenye zapiski, 2018; 1: 17 - 31.
4. Lebedev S.V. Glokalizaciya i «vozvrat 'etnichnosti» v vek globalizacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 2 (69): 255 - 256.
5. Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoj kul'turnoj politiki: Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 g. № 808. Available at: http://base.garant.ru/70828330/
6. Dement'eva L.S. Staroobryadchestvo Altaya kak fenomen kultury. Available at: https://altaistarover.ru/articles/history/87-staroobryadchestvo-altaya-kak-fenomen-kultury-l-s-dementeva
7. Shlyahtina L.M., Fokin S.V. Obrazovatel'nyj fenomen muzeya. Problemy vzaimodejstviya muzeya i shkoly. Muzejnaya pedagogika. 'Ekskursionnaya rabota. Barnaul, 2012.
8. Polyakova E.A. Pedagogicheskij potencial kommunikativnoj deyatel'nosti cerkovnyh muzeev (na primere Muzeya istorii pravoslaviya na zemle Kuzneckoj). Regional'nye osobennosti kul'tury v evrazijskom prostranstve. Uchenye zapiski. 2017; 1 (11): 62 - 67.
9. Scheglova T.K. Ocherki po sel'skoj arhitekturno-zastroechnoj srede. Zalesovskoe Prichumysh'e. Ocherki istorii i kul'tury. Barnaul, 2004: 130 - 133.
10. Baumtrog N. V Zalesovo otkryvaetsya muzej-usad'ba Fonda po sohraneniyu tradicij russkogo naroda «Prichumysh'e». Available at: https://altaistarover.ru/news/rpsc/310-zalesovo-muzej-usadba-russkogo-naroda
11. Scheglova T.K. Vnutrennee ubranstvo izby altajskih krest'yan v pervoj polovine XX veka: po polevym issledovaniyam 1993-1995 gg. 'Etnografiya Altaya. Materialy II nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, 1996.
12. Yuhimenko E.M. Staroobryadchestvo - «iskonnaya vetv' russkogo pravoslaviya». Problemy izucheniya istorii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi i sovremennaya deyatel'nost' muzeev. Moskva: Gosudarstvennyj istoricheskij muzej, 2005.
Статья поступила в редакцию 30.11.18
УДК 378
Biryukova N.V., senior teacher, State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
CROSS-SUBJECT TASKS AS A MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE MATHEMATICS EDUCATION PROCESS FOR STUDENTS OF AN AGRARIAN UNIVERSITY. The article deals with a problem of development of inter-subject relations in the system of higher education. The relevance of the study is due to the modern requirements of the competence approach to professional education, which include the formation of graduates' readiness for life in an interdis-
ciplinary society, the solution of complex socio-ecological and economic problems. The article analyzes the relationship of mathematical education with the provided disciplines of agricultural specialization. The researcher highlights the interdisciplinary connections that are implemented through the development and implementation of applications. The results of the study indicate the effectiveness of inter-subject problems developed for mathematics as a means of developing students' universal inter-subject skills and system thinking.
Key words: inter-subject communication, inter-subject integration, cross-subject task, universal cross-object skills, mathematics.
Н.В. Бирюкова, ст. преп., ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень, Е-mail: [email protected]
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА
В статье раскрывается проблема развития межпредметных связей в системе вузовского образования. Актуальность исследования обусловлена современными требованиями компетентностного подхода к профессиональному образованию, к которым относятся формирование готовности выпускников к жизнедеятельности в междисциплинарном социуме, решению комплексных социально-эколого-экономических задач. В статье анализируется взаимосвязь математического образования с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами аграрной специализации. Установленные межпредметные связи реализуются посредством разработки и внедрения прикладных задач. Полученные результаты исследования свидетельствует об эффективности разработанных для занятий математики межпредметных задач как средства развития у студентов универсальных межпредметных умений и системного мышления.
Ключевые слова: межпредметные связи, межпредметная интеграция, межпредметная задача, универсальные межпредметные умения, математика.
Цели преподавания математики в высших сельскохозяйственных заведениях состоят в том, чтобы: ознакомить студентов с основами математического аппарата линейной и векторной алгебры, аналитической геометрии, математического анализа, дифференциальных уравнений и рядов, теории вероятностей, и математической статистики, необходимого для решения теоретических и практических задач аграрной науки. Развить логическое мышление и навыки математического исследования явлений и процессов, связанных с сельскохозяйственным производством; дать понятие о разработке математических моделей для решения агрономических и агрохимических задач.
Для достижения сформулированных целей требуется решение следующих задач: расширить представление студентов о межпредметных связях, активизировать познавательный интерес к изучению математики путём осознания значимости предметного материала в практической деятельности; обеспечить
взаимосвязь между изучаемым материалом на математике и задачами будущей профессиональной деятельности студентов [1].
Кроме того, создание межпредметных связей способствует лучшей реализации развивающих и воспитательных целей занятия, а также общему развитию личности посредством перестройки логической структуры методов и приемов обучения, обеспечивающих перенос знаний из одной предметной области в другую. Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, стоящих перед человечеством: проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интерактивного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Такой подход в обучении способствует выработке системы знаний, развивает способность к их переносу. Интеграция вопросов из различных учебных предметов и объединение
Таблица 1
Междисциплинарные связи математики с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами специализации
Предмет Направление подготовки Учебная тема Математическое содержание
Генетика Агрономия, Агрохимия и агропочво-веде-ние Биометрический анализ роста растений Линейная алгебра Дифференциальное исчисление функции одной переменной
Количественные оценки прямых экологических факторов (свет, питательные вещества, почва, накопление влаги), влияющих на развитие растения Интегральное исчисление функции
Планирование генетического эксперимента Основные понятия и теоремы теории вероятностей; Элементы математической статистики
Экономика АПК Агрохимия и агро-почво-ведение Расчет затрат на производство сельскохозяйственной продукции, на реализацию биологического метода защиты растений Линейная алгебра
Оценка предельных значений скорости поглощения питательных веществ из почвы Введение в математический анализ; Дифференциальное исчисление функции
Нахождение функции издержек по данной функции предельных издержек. Нахождение дисконтированной стоимости денежного потока. Интегральное исчисление функции
Нахождение функции издержек по данной функции предельных издержек. Нахождение дисконтированной стоимости денежного потока. Интегральное исчисление функции
Основы научных исследований в агрономии Агрономия Определение площадей сельскохозяйственных угодий Интегральное исчисление функции
Исследование однофакторных производственных функций в сельском хозяйстве Введение в математический анализ
Оценка предельных значений скорости поглощения питательных веществ из почвы Дифференциальное исчисление функции одной переменной
Программирование урожайности сельскохозяйственных культур Элементы математической статистики
в одном знании знаний из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении [2].
Поскольку объектом данного исследования является процесс обучения математике студентов аграрного вуза, то примером междисциплинарной связи может служить взаимосвязь математического образования с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами специализации. Анализ рабочих программ направлений подготовки 35.03.04 «Агрономия» и 35.03.03 «Агрохимия и агро-почвоведение» ФГБОУ ВО Государственного аграрного университета Северного Зауралья, позволяет установить межпредметные связи между изучаемыми разделами математики и учебным материалом последующих дисциплин обозначенных направлений. Результаты анализа представлены в таблице 1. Преемственные связи с предметами естественнонаучного цикла раскрывают практическое применение математических умений и навыков. На основе знаний по математике у студентов формируются общепредметные расчетно-измерительные умения, что, в свою очередь, способствует формированию целостного, научного мировоззрения.
Анализ научной литературы (О.Л. Жук, С.Н. Сиренко и др.) позволяет заключить, что эффективным средством межпредметной интеграции в процессе преподавания математики в вузе выступает реализация межпредметных связей посредством решения межпредметных задач. Условия и требования таких задач содержат компоненты смежных предметов, а решение и анализ способствует более полному и глубокому раскрытию терминов и понятий, определяющих связь между предметами [3; 4].
В методической литературе можно встретить задачи с межпредметным, прикладнымирактическим, физическим, п рофессионапьнымидругимсодержа-нием, но с точки зрения межпредметных связей смысл их одинаков.
Прддааткмнашеье ксследоиания явкнеиса рач|каиотиа а внедрение акмнрееметаых сстней к ипоцеси лНунении матлмаыике стидекаовкирекного вуза, поэтому средством их реализации являются задачи из сельскохозяйственной праккики.
Oеевнaиимчинивныетчмбoвaмьякчлдиоaм, пру р ешенчи ыепо ры хдооли зу-юттиим^кеп ре^ етные связи математики с другими дисциплинами.
1.Coдсpжaниeкaаеч долаиобыек реальным, показывать практическую знонимисте кeдTxoдиммт моаeмaпьнйыжиx рссиетои.
2 ЗДече додж™ дммеи^тпьимы^ратl= иссив^с^Е^с^^ па
конкретныхктимеусхвркактическим содержанием.
3. Задачи должны показывать применение математических знаний и мето-дот и и^фусЕ^иа.
4ыaвплeчкнlмдaниыe кетлоеиизадач должны быть реально существующими на практике.
ы.онн^^/лкаоп^га задлн должьв TиггивoутринoИвезазлт^^a иы новдчи^1т длястуде неовмзынке.
6. При решении задач должна быть возможность использовать вычисли-телвеуюедхнвкы[5 ].
Г^^ив^О^ом аииметlвl оафоч, к ввтодых оoзакзyю"гис ка.
ЗеСаиа Сит лоаЛенев зfееo^еаФммmдо/у связей на зедоmдяй лд математике у студентов агрономических направлений
1. Задачи должны иметь реальное, практическое содержание, обеспечива-гавкн пыюа^аз язакеызе^сы^(яй нхыкоызи и знячнмости необходимых латпюаынчесзим юнсу^юык.
¡Зидмча ^из ыаеемла «Лснейаая алгеСнией ХпИоЮнлкчееюпрмдюринчпим ырмизхндчт мздлыпа тмюы«лс)ов РГР2 Р3, хляахоезвдДянн& еетермглиынчам зует сырьё типа Sl и S2. Нормы расхода сырья характеризуются матрицей
( 6 4 ^
2 м , ждс выждыв нюнкумнт ат, г = 1,2,Х; ] = 1,2 показывает, единиц
V1
сы=ьа ¡-тдыс тнпх/уаде^етея нх с^зныдство единицы продукции -того ваMa.Паанмыаузхы юысхДацре ччаСаематыпцей-строкой С = (200 250 300), стоимость единицы каждого типа сырья (ден. ед.) заданы матрицей-столбцом
. Определить затраты сырья, необходимые для планового выпуска продукции, и общую стоимость сырья.
2. Задачи должны обеспечивать показ взаимосвязей дисциплин на конкрет-ныхпримерахспрактическим содержанием.
Задача (экономического содержания из раздела «Дифференцирование функции»). Под строительство гидроэлектростанции задан непрерывный денежный поток со скоростью = -Р +20t +5 (млрд. руб./год) в течение 20 лет с годовой процентной ставкой р = 5%. Найти дисконтированную стоимость этогопотока [4].
Задача (биологического содержания из раздела «Дифференциальные уравнения»). Скорость роста бактерий пропорциональна их количеству В начальный момент времени t=0 имелось 200 бактерий. В течение 5 часов число бактерий удвоилось. Найти зависимость численности бактерий от времени.
В курсе дисциплины «Тракторы и автомобили» изучают тракторы, автомобили, их устройство, проводятся простейшие расчеты на прочность при статических и динамических нагрузках. При изучении в курсе математики темы «Прямые
и плоскости в пространстве» следует рассмотреть задачи, аналогичные следующей.
Задача. Важными эксплуатационными характеристиками работающего на склоне трактора, показывающими его устойчивость, является угол продольного наклона и угол поперечного крена. Для простоты будем рассматривать колесный трактор. Поверхность, на которой работает трактор, можно считать плоскостью (движения). Продольной осью трактора называется проекция прямой, соединяющей середины передней и задней оси, на плоскость движения. Углом поперечного крена называется угол, образованный с горизонтальной плоскостью прямой, перпендикулярной продольной оси и лежащей плоскости движения. Найти угол продольного наклона трактора, движущегося по склону, если известен угол а подъема склона и угол в отклонения траектории трактора от продольного направления.
3. Задачи должны решить ситуацию производства, сельского хозяйства, техники, показывая применение математических знаний в выбранной профессии.
Задача (из раздела «Элементы математической статистики»). В хозяйстве собран урожай пшеницы с трех различных полей. С 1-го поля площадью 100 га получено по 30 ц с гектара, со 2-го поля площадью 50 га - по 25 ц/га, с 3-го поля площадью 500 га - по 35 ц/га. Найти среднее выборочное и среднее квадрати-ческое отклонение значение случайной величины Х - урожайности пшеницы с трёх различных полей.
Задача (из раздела «Случайные события»). Завод сортовых семян выпускает гибридныесемена кукурузы.Изестно, чтрсемена 1-ж сортасостав-ляют 90%. Найти: а) Вероятность того, что из взятых наудачу для проверки 10000 оымзс чинее сомме перыого ао^а Сндет от^О&ШЬ. б)Наывеназт-нейшее чесоисемтспервоз сорт авзсаятвкдлторз&родиаоосдзуян
4. Численные данные в условии задачи должны соответствовать существу-ющиминап р^ктито.
Задача (из р^;^дела «Случайные величины»). Средняя длина листьев садовой земляники на некотором участке составляет 7 см. Отдельные отклонения от этого значенинвлуыааны, оенпреНслезы но/ымавьеи сзсрыСним квадратзвесаимоттлнныниемУ,в вм.Наудму ыят оЧео оисы.ОпуЫЗелвыи вероярезотьтооо, чыо eтoепаив: 1р^ет Ьзоеа 6,м оо; Н ысююечтея от среднем длины не болес,ыом нав,есм.
5. Задачи должны быть сформулированы на доступном и понятном студентам уровно.
Задаче. аеент зв тодестдмocmвзыlmаemоя проочюс нчвстоанзнсепнС застройку. Он полагает, что участок будет продан в течение ближайших шести ммвя^в с еepoтыlонcmыюс,в (m;бе зканoмuчеcиаяасmнPрчоа резн^н^не) будет схуошатнсв). Бизоне эизломечемоои витуацооеодет охудшатьсе, не вероятность продать участок уменьшится до 0,5. Экономист, консультирующий анрнтв, оопчнорн, emтовнеoоmрocmью,снрней0,7вкoнимвчeскрзcнmy-ация в регионе н теченилслтующзошестимтзцев буддтухудшаться. Чему равна вероятноститиго,чтеучасгзок 0уиетзреван втеууниеульжаушиу шест ь ыeеецлвB
6. При решении задач должна быть возможность использовать вычисли-тельнуютехнику
е зыач иа ^р^с^^з^^^'^© вера!). Ыанаcим<юmьинoжaйнocт е зерна пшеницы У от количества азотного удобрения х, выражается уравнением У = 0,23вп2 +0,82= - 45. Постройте соответствующую кривую. По графику проанализируйте изменение урожайности. При каких значениях х уве-личениеколичестваазотныхудобренийстановитсяневыгодным.
Гипотеза исследования заключается в том, что в процессе обучения математике использование межпредметных связей способствует более эффективному усвоению учебного материала и повышению качества обучения, если межпредметная интеграция рассматривается как интеграция содержания не-сколькихпредметныхобластейпосредством решения межпредметныхзадач.
В программу опытно-экспериментальной работы входит анализ педагогической и научно-методической литературы по проблеме создания межпредметных связей на занятиях по математике у студентов аграрных направлений подготовки; разработка и внедрение комплекса межпредметных задач в процесс обучения математике студентов аграрных направлений подготовки; и проведение и обработка опытно-экспериментального этапа исследования, связанного с проверкой эффективности разработанного комплекса межпредметных задач в усвоенииучебного материала и повышения качества обучения.
В педагогическом эксперименте принимали участие две группы 1 курса направлений подготовки «Агрономия» и «Агрохимия и почвоведение» (АГ11 и АЭ11) общей численностью 34 человека (по 18 и 16 человек в каждой группе). Учебный процесс, в группе АГ11, проводился посредством использования традиционного содержания обучения на основе решения шаблонных задач абстрактного характера, а в другой группе-АЭ11- использовалась разработанная система межпред-метныхзадач.
Перед началом эксперимента и по его завершению был проведен анонимный опрос среди студентов контрольной и экспериментальной групп, который позволил выявить динамику развития у них межпредметных умений и навыков.
Экспертная оценка качественных показателей осуществлялась преподавателями кафедры математики, в которой проводилась экспериментальная работа. Эксперты отметили повышение успеваемости и качественный рост
I начало эксперимента
конец эксперимента
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
55%
24% 26%
18%
умение обобщать, систематизировать учебный материал
умение объединять материал из нескольких предметов в один смысловой блок
умение использовать знания из области математики в жизни
способность к пониманию междисциплинарного характера проблем, существующих в профессии
Рис.1.Анапизуровней сформированностимежпредметныхуменийконтрольной группы
I начало эксперимента
конец эксперимента
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
74%
55%
44%
33% 3?%
1ЛЧ. 25%
16%
умение обобщать, систематизировать учебный материал
умение объединять материал из нескольких предметов в один смысловой блок
умение использовать знания из области математики в жизни
способность к пониманию междисциплинарного характера проблем, существующих в профессии
Рис.2. Анализ уровней сформированности межпредметныхуменийэкспериментальной группы
универсальных межпредметных умений и системного мышления студентов экспериментальной группы, по сравнению с участниками контрольной группы. Критериальными оценками послужили универсальные умения (компетенции), которые формируются у студентов на занятаях математики сиспользованием межпредметных связей: 1) умение систематизировать, обобщать, выявлять общее п|си сюриеиаи увнбнмго матюриале; я) умсииенуъмдинятнсзуеаемый материал из двух (или нескольких) вузовских предметов в единый смысловой блок и пюсялсзувамь его при обеесиении соадных увлеиай.дешеоуи мемпряеемидо
ментальной группы демонстрируют более высокий уровень межпредметных умений - находить и интерпретировать информацию, представленную в различных формах (таблицы, диаграммы, графики, схемы и др.); применять знание элементов статистики для характеристики несложных реальных явлений или процессов; вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении практи-ческихзадач.
Проведем сравнительный анализ степени обученности, качества знаний студентовпорезультатам экзаменационнойсессии.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов учебной деятельности контрольнойиэкспериментальнойгрупп
Среднийбапп Общая успеваемость Качественная успеваемость
Контрольная группа 3,2 79% 38%
Экспериментальная группа 3,8 94% 56%
задач; 3) умение использовать полученные в учебном процессе знания, умения, навыки в личной и социальной жизнедеятельности; способность к пониманию междисциплинарного характера проблем, которые существуют в социуме, науке, в профессиях.
Как отмечалось ранее, в ходе исследования система межпредметных задач использовалась в учебном процессе экспериментальной группе, в контрольной группе обучение проходило по традиционным методам посредством решения стандартных задач. Результаты анализа экспертной оценки уровней сформиро-ванности межпредметных умений у студентов экспериментальной и контрольной групп представлены в диаграммах ниже (Рис. 1, Рис. 2).
Итоги сравнительного анализа результатов учебной деятельности студентов экспериментальной и контрольной групп - следующие. Средний показатель приращения межпредметных умений студентов контрольной группы - 3,7%, студентов экспериментальной группы - 16,8%. Таким образом, студенты экспери-
Итоги сравнительного анализа результатов учебной деятельности экспериментальной и контрольной групп показывают, что общая успеваемость студентов экспериментальной группы на 15% выше, чем в контрольной группе. Таким образом, наблюдается снижение числа отстающих студентов в группе (получивших неудовлетворительную оценку на экзамене). Качественная успеваемость (число студентов сдавших экзамен на «хорошо» и «отлично» по отношению к общему количеству экзаменуемых) отличается на 22% в пользу экспериментальной группы, что свидетельствует о повышении качества процесса обучения математике с применением системы прикладных задач.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующий вывод: внедрение системы межпредметных задач в процесс обучения математики является эффективным средством развития у студентов универсальных межпредметных умений и системного мышления.
Библиографический список
1. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. Espacios. Vol. 39(#20) Year 2018 Page4
2. Виноградова М.В. Межпредметные связи при обучении математических дисциплин студентов аграрного университета. Сборник статей международной научно-практической конференции: Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: в 3-х частях 2017: 122 - 125.
3. Жук О.Л. Междисциплинарная интеграция на основе принципов устойчивого развития как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов. Весн. Белар. дзярж. ун-та. Сер.4, Флало^я. Журналстыка. Педагогiка. 2014; 3: 64 - 70.
4. Сиренко С.Н. Развитие общепрофессиональных компетенций студентов на основе междисциплинарной интеграции. Весн. Белар. дзярж. ун-та. Сер.4, Флало^я. Жур-налстыка. Педагогка. 2015; 1: 83 - 88.
5. Пудовкина Ю.В. Межпредметные связи как средство повышения эффективности процесса обучения студентов математике. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2004.
References
1. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. Espacios. Vol. 39(#20) Year 2018 Page4
2. Vinogradova M.V. Mezhpredmetnye svyazi pri obuchenii matematicheskih disciplin studentov agrarnogo universiteta. Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Sintez nauki i obschestva v reshenii global'nyh problem sovremennosti: v 3-h chastyah 2017: 122 - 125.
3. Zhuk O.L. Mezhdisciplinarnaya integraciya na osnove principov ustojchivogo razvitiya kak uslovie povysheniya kachestva professional'noj podgotovki studentov. Vesn. Belar. dzyarzh. un-ta. Ser.4, Filalogiya. Zhurnalistyka. Pedagogika. 2014; 3: 64 - 70.
4. Sirenko S.N. Razvitie obscheprofessional'nyh kompetencij studentov na osnove mezhdisciplinarnoj integracii. Vesn. Belar. dzyarzh. un-ta. Ser.4, Filalogiya. Zhurnalistyka. Pedagogika. 2015; 1: 83 - 88.
5. Pudovkina Yu.V. Mezhpredmetnye svyazi kak sredstvo povysheniya 'effektivnostiprocessa obucheniya studentov matematike. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2004.
Статья поступила в редакцию 29.11.18
УДК 371
Bugoslavskaya A.V., senior teacher, Institute of Pedagogical Education and Management, branch of Crimean Federal V.l. Vernadsky University (Armyansk, Russia), E-mail: [email protected]
MOTIVATION IN THE SYSTEM OF PERSONAL ORIENTATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE PSYCHOLOGISTS. The article is dedicated to a study of the basics of motivation of professional activity as one of the factors providing individual orientation of professional training of future psychologists. The paper analyzes approaches of Russian scientists to the definition of the concepts of "motivation", "motivation for a professional activity". The researcher considers the main characteristics of the process of motivation for a professional activity, identifies its role in the professional development of future psychologists.
Key words: motivation, professional activity, personality, individual orientation, motivation of professional activity, professional training of future psychologists.
А.В. Бугославская, ст. преп. каф. педагогики и психологии, Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Армянск, E-mail: [email protected]
МОТИВАЦИЯ В СИСТЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Статья посвящена изучению сущности мотивации профессиональной деятельности как одного из факторов, обеспечивающих индивидуально-личностную направленность профессиональной подготовки будущих психологов. В работе проанализированы подходы отечественных ученых к определению сущности понятий «мотивация», «мотивация профессиональной деятельности», рассмотрены основные характеристики мотивации профессиональной деятельности, обозначена её роль в профессиональном становлении будущего психолога.
Ключевые слова: мотив, мотивация, профессиональная деятельность, личность, индивидуально-личностная направленность, мотивация профессиональной деятельности, профессиональная подготовка будущих психологов.
Профессиональная деятельность - это сложный многозначный объект, являющийся динамичной, открытой системой. Интегрирующим компонентом, обеспечивающим его жизнедеятельность, является субъект труда, обеспечивающий взаимодействие всех компонентов с учетом многообразия признаков, отражающих её специфику. В контексте реализации подготовки будущих психологов к профессиональной деятельности важнейшее значение отведено индивидуальной направленности личности.
Индивидуально-личностная направленность профессиональной подготовки будущих психологов предусматривает формирование у обучающихся профессионально значимых качеств личности, гуманистической направленности, «диа-логичности» как центрального ее компонента, способности к профессиональной идентификации.
Содержание и сущность профессиональной деятельности начинающего психолога отличается своей спецификой, поскольку он находится на этапе профессионального развития и становления. Профессиональное развитие в данном ключе рассматривается в значении процессов:
- появления в психике человека новых качеств личности;
- овладения человеком новыми профессионально важными качествами;
- изменения ранее сложившегося соотношения профессионально важных качеств личности;
- становления профессиональной позиции студента [1-3].
В этой связи одним из ведущих механизмов активизации индивидуально-личностной направленности профессионального развития будущего психолога выступает мотивация.
На основе анализа психолого-педагогических источников можем заключить, что в отечественной науке на современном этапе нет единого подхода к определению сущности понятия «мотивация».
В.П Асеев мотивацию определяет как совокупность мотивов и побуждений: потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, установок или диспозиций и т. д. [1, с. 76].
В.А. Бодров рассматривает мотивацию профессиональной деятельности как «процесс детерминации деятельности, обусловленный внутренними и внешними факторами» [2, с. 160].
И.В. Доронина понятие «мотивация профессиональной деятельности» определяет в значении системы действий по активизации мотивов профессиональной деятельности личности, для достижения поставленных ею целей [3].
Так, И.А. Зимняя определяет указанное понятие как «процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности» [4, с. 97].
Исследователями А.В. Петровским и М.П Ярошевским мотивация понимается как «побуждение, которое вызывает активность организма и определяет её направленность» [5, с. 190].
По мнению Э.А. Непомнящей, мотивация является системой мотивов, образованной на основе выделения ведущего, более развитого мотива [6].
На основе анализа приведенных подходов ученых к определению сущности мотивации уточним, что в данном исследовании нам наиболее импонирует точка