ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ФИЗИКИ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ Смотрова И.С.1, Косточакова Р.А. Email: Smotrova671 @scientifictext.ru
1 Смотрова Ирина Степановна - преподаватель, кафедра общеобразовательных дисциплин;
2Косточакова Розалия Арнольдовна - преподаватель, кафедра профессиональных дисциплин, Абаканский строительный техникум, г. Абакан
Аннотация: в статье анализируются межпредметные связи между физикой и электротехникой как средство повышения качества знаний, развития творческих способностей студентов. Соотнесение понятий из этих предметов возможно через проведение лабораторных работ и других практических занятий. Формирование знаний и умений по физике и электротехнике неразрывно связано с процессом воспитания, в том числе бережного отношения к электроэнергии. А задача педагога состоит не только в мотивации студентов, но и в создании условий для их дальнейшего самообразования и саморазвития в профессиональной деятельности. Ключевые слова: межпредметные связи, физика, электротехника, лабораторные работы, электричество, мотивация.
INCREASING THE EFFICIENCY OF TEACHING THROUGH INTERDISCIPLIC RELATIONS OF PHYSICS
AND ELECTRICAL ENGINEERING 1 2 Smotrova I.S.1, Kostochakova R.A.2
1Smotrova Irina Stepanovna - Teacher, DEPARTMENT OF GENERAL EDUCATION; 2Kostochakova Rosalia Arnoldovna - Teacher,
DEPARTMENT OF PROFESSIONAL DISCIPLINES, ABAKAN CONSTRUCTION COLLEGE, ABAKAN
Abstract: the article analyzes interdisciplinary connections between physics and electrical engineering as a means of improving the quality of knowledge and developing students' creative abilities. Correlation of concepts from these subjects is possible through laboratory work and other practical exercises. The formation of knowledge and skills in physics and electrical engineering is inextricably linked with the process of education, including the respect for electricity. And the task of the teacher is not only to motivate students, but also to create conditions for their further self-education and self-development in professional activities.
Keywords: intersubject communications, physics, electrical engineering, laboratory work, electricity, motivation.
УДК 377.5
Для стимуляции процесса обучения в среднем профессиональном образовании необходимо создать систему межпредметных связей, которые будут развивать мышление, влиять на повышение качества знаний. Кроме того, межпредметные связи как одно из обязательных дидактических средств обучения повышают интерес к
предмету, формируют умения анализировать дополнительную литературу, искать нужную информацию в разных областях. Межпредметные связи на уроках технических специальностей могут быть реализованы через решение задач, выполнение лабораторно-практических работ, экспериментов [4, с. 36]. Так, можно проследить взаимосвязь между физикой и электротехникой.
Физика рассматривается как научная база социального опыта, основа развития техники и технологии производства. Основными задачами лабораторных занятий по физике являются: освоение техники электротехнического эксперимента, обучение грамотному оформлению результатов измерений, практическая проверка положений, изложенных в теоретической части курса. Лабораторно-практические занятия выступают как средство:
- закрепления, углубления и расширения знаний, полученных на лекциях и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы;
- подтверждения основных теоретических положений дисциплины;
- привитие навыков практической деятельности;
- выявления склонностей и степени готовности студентов к самостоятельным исследованиям по темам выбранной специальности.
Главное назначение лабораторных занятий по физике - приобретение обучающимися необходимых умений и навыков в проведении физического эксперимента. При этом студенты должны проверить основные физические закономерности явлений, познакомиться с методами измерений и правилами обработки результатов измерений, научиться обращению с современной научной аппаратурой. А все это в совокупности поможет освоению профессиональной дисциплины.
В историческом плане формирование электротехники как науки и учебной дисциплины рассматривается как результат развития физических знаний в области практического применения электрических и магнитных явлений. Данную взаимосвязь можно проследить на примерах между разделами и темами:
Раздел «Цепи постоянного тока»: Электрический ток; Напряженность электрического тока и напряжения; Сопротивление и проводимость; Потенциал и электродвижущая сила; Мощность; Законы Кирхгофа и последовательное соединение резисторов; Короткое замыкание и перегрузки; Электролиз.
Раздел «Электромагнетизм и электромагнитная индукция»: Магнитное поле электрического тока; Единицы магнитных величин; Воздействие магнитного поля на проводник с током; Электромагнитная индукция и принцип Ленца; Индуктивность и явление самоиндукции; Энергия магнитного поля.
Раздел «Трансформаторы»: Принцип действия и устройство трансформатора; Напряжения, магнитодвижущая сила и токи в нагруженном трансформаторе.
На занятиях могут даваться практических заданий по смешанным видам соединения проводников, по вычислению резонанса напряжения и токам, по вычислению коэффициента маломощных трансформаторов. Например, определите напряжение в сети, в которую должен быть включен конденсатор емкостью 3,9 мкФ, чтобы при частоте 50 Гц ток в нем составил 210 мА.
Электротехника включает в себя большой объем понятий и терминов, которые недостаточно просто заучить. Чтобы рационально применять знания на практике, необходима их актуализация, то есть для усвоения необходимо закрепление в деятельности.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, вызывают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными и практичными. Растить именно таких людей - вот заказ нашего современного общества. Нам необходимо дать им не только конкретные знания по отдельным предметам, но и комплекс умений и навыков в том числе интеллектуальных [5, с. 24].
Учебная дисциплина «Электротехника и электроника» является общепрофессиональной, полученные знания так или иначе используются профессионалами в различных видах деятельности. В реальной жизни, если рассматривать с точки зрения безопасности работы с электрооборудованием, то ни один вид деятельности не может обойтись без знаний по электрике, так как основная часть инструментов и оборудования, используемая рабочей профессией, электрифицирована.
Как правило, прикладной аспект учебного материала актуализируется на уроках -«новых темах», уроках - «закреплениях» (в виде решения нестандартных задач, организации проблемно-поисковых ситуаций, лабораторно-практических работ), уроках - «обобщениях» (в виде сообщений, комбинированных задач интегративного характера), а также при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ.
Эффективно использовать следующие средства обучения:
- знаковые системы - учебники, справочники, сборники задач, плакаты, карточки -задания, схемы, опорные конспекты, тесты;
- материальные объекты - видеозаписи, компьютер, проектор, натуральные объекты, макеты, модели, действующие планшеты.
В процессе обучения используются в основном два канала восприятия - слуховой и зрительный. Устная информация проще, однако, ее эффективность незначительна и существенно зависит от эмоционального воздействия на учащегося. Так как зрительное восприятие в 100 раз больше звукового, то основным правилом для себя считаю - учебную информацию целесообразно выдавать наглядными средствами -через модели, рисунки, схемы, макеты и т.п.
Зрительная информация дает простор и свободу мыслительной деятельности обучающегося, включает его в активную познавательную и творческую работу, делает любое явление яснее и доступнее для понимания, содействует более легкому усвоению и запоминанию фактов, повышает интерес к предмету.
Хорошо поставленная демонстрация средств наглядности воздействует не только на ум, но и на эмоции студентов, поэтому при их применении необходимо учитывать их учебно-методическое содержание и эстетическую сторону. И, конечно, никак нельзя забывать известное дидактическое правило: «Учит не наглядное пособие, а преподаватель с помощью наглядного пособия».
Одним из основных компонентов в структуре политехнических знаний и умений является знания и умения об электричестве. Это объясняется тем, что отрасли электротехники в настоящее время широко используются как в материальном производстве (техника), так и культуре (радио, телевидение, кино) и повседневном быте (приборы и устройства бытового назначения).
При изучении электротехники складываются особые благоприятные условия для воспитания обучающихся. Речь идет о воспитании бережного отношения к электроэнергии (могут без затруднения определить какую лампу необходимо использовать для сбережения электроэнергии: светодиодная лампу мощностью 8 Вт, либо лампу накаливания мощностью 60 Вт с одинаковыми значениями освещенности). От обучающихся требуют безукоризненного соблюдения правил безопасности труда и электробезопасности.
Например, в дельнейшем при выполнении работ по своей профессии тот же сварщик не приступит к работе пока не убедится в исправности своего оборудования. Чтобы обезопасить себя от удара электрическим током, он должен убедиться в исправности шнура сварочного аппарата или удлинителя, катушку с удлинителем он должен размотать, убедиться, что заземление подключено к аппарату.
Студенты должны знать, что правила и нормы устанавливаются с целью обезопасить работу человека от поражения током, уберечь имущество от пожара, предотвратить выход из строя электротехнических устройств, инструментов.
Систематическое изучение элементов электротехники, осуществляемое с опорой на их жизненный опыт по использованию электрической энергии в быту, позволяет формировать у них материалистическое понимание мира электричества [2, с. 72].
Способность обучающихся к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений для решения реальных жизненных задач является одним из достижения высокого уровня творческого саморазвития личности. Таким образом, главная задача педагога состоит в мотивации обучающихся к самообразованию и саморазвитию. Необходимо заинтересовать детей, научить их мыслить, задавать вопросы самим себе и самим же находить на них ответы.
С точки зрения продуктивного обучения важнейший путь формирования мотивации -это использование познавательных заданий в учебной деятельности. Важно, чтобы деятельность не сводилась к выполнению заданий по образцу, а была интеллектуальной, то есть развивала мыслительные способности учащихся, а как следствие и познавательную самостоятельность, и их творческую активность. Как только подлежащий усвоению материал возбуждает интерес, обучение становится привлекательным.
Таким образом, необходимо постоянно так планировать структуру урока и домашнюю работу, чтобы обеспечивать постоянную познавательную активность и самостоятельность обучающихся. Научить их мыслить, задавать вопросы самим себе и самим же находить на них ответы - вот конечная цель всей работы педагога.
Таким образом, качество освоения содержания образования по электротехнике и физике можно повысить, если:
- познавательная деятельность будет осуществляться в условиях межпредметных связей с физикой, формирующей фундаментальные научные теории и понятия при изучении курса электротехники;
- использовать в курсе электротехники изучение основ современной электро -технологии как ее интегративной составляющей, обеспечивающей повышение качества знаний;
- разработать и использовать в учебном процессе методы развития творческих и исследовательских способностей студентов, основанных на интеграции физических и современных электротехнических знаниях и умений.
В своей совокупности физические и технические явления, полученные студентами в условиях реализации межпредметных связей в процессе их обучения, наиболее эффективно используются при организации проведения лабораторно-практической деятельности для развития их технического творчества.
Список литературы /References
1. Гуринович О.В. Роль межпредметных связей при обучении бакалавров физике и электротехнике // Наука и современность, 2016. № 3 (9). С. 66-77.
2. Касаткин А.С. Электротехника: учебник для вузов / А.С. Касаткин, М.В. Немцов. М.: Академия, 2007. 544 с.
3. Липина Г.А., Фадеев Ю.А. О роли межпредметных связей в повышении эффективности учебного процесса // Проблемы высшей школы, 2012. № 3. С. 180-183.
4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
5. Шундер Н.Н., Шундер Т.С. Практическое занятие как важный элемент закрепления полученных знаний для углубления и детализирования навыков профессиональной // Наука. Мысль: электронный периодический журнал, 2014. С. 23-25.