Научная статья на тему 'Теоретические основы разработки концепции повышения качества знаний студентов при обучении их электротехнике в условиях межпредметных связей с физикой'

Теоретические основы разработки концепции повышения качества знаний студентов при обучении их электротехнике в условиях межпредметных связей с физикой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дондоков Дамба Дондокович

В данной работе рассматриваются вопросы структурных и содержательных связей физики и электротехники, условия и способы реализации этих связей для повышения качества знаний студентов при обучении их электротехнике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дондоков Дамба Дондокович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF INCREASE QUALITIES OF KNOWLEDGE OFSTUDENTSATTRAINING THEIR ELECTRICAL ENGINEER IN CONDITIONS OF INTERSUBJECTCOMMUNICATIONS WITH PHYSICS

In the given work questions of structural and substantial communications of physics and electrical engineers, conditions and ways of realization of these communications for improvement of quality of knowledge of students are considered at training their electrical engineer.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы разработки концепции повышения качества знаний студентов при обучении их электротехнике в условиях межпредметных связей с физикой»

экологически ориентированных учебников, пособий, научной и методической литературы для обеспечения реализации регионального компонента экологического образования; развитие равноправного партнерства системы экологического образования Республики Алтай с системами образования других субъектов Российской Федерации, с системами образования зарубежных стран.

Ожидаемые результаты реализации Концепции: развитие системы непрерывного экологического образования Республики Алтай как части системы образования Российской Федерации в интересах личности, общества и государства; реализация федерального и национально-регионального компонентов государственных образовательных стандартов и образовательных программ на всех уровнях экологического образования; совершенствование содержания национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного и полного (среднего) общего образования; повышение образовательного уровня и профессиональной компетентности педагогических работников в сфере экологического образования; оптимизация сети образовательных учреждений Республики Алтай, способствующая повышению качества образования учащихся общеобразовательных учреждений:

- реализация республиканских, муниципальных (местных) программ экологического образования как составной части Программы;

- создание информационного банка данных о системе непрерывного экологического образования Республики Алтай;

- осуществление мониторинга состояния системы экологического образования Республики Алтай;

- создание единой региональной системы экологического образования, обеспечивающей тесную взаимосвязь и преемственность всех уровней образования: от дошкольного до вузовского и послевузовского.

Особую актуальность данная концепция приобретает после признания Горного Алтая эталоном нетронутой природы планетарного масштаба, когда пять его территорий (Алтайского, Катунского заповедников, Телецкого озера, плато Укок и гора Белуха) вошли в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Это определило необходимость разработки и принятия на республиканском уровне Концепции устойчивого развития Республики Алтай, одним из приоритетов которой является экологическое образование подрастающего поколения. Реальным воплощением данной концепции в системе образования может стать предложенная автором оригинальная концепция развития непрерывного экологического образования в Республике Алтай.

Библиографический список

1 .Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 363 с. — Библиогр.: с. 321-361. — 2000 экз. — !8ВЫ 5-7695-0849-3.

2.Валова (Копылова), В.Д. Основы экологии [Текст]: учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. — 264 с. — Библиогр.: с. 263-264. — 5000 экз. !8ВЫ 5-94798-072-Х.

3.Горбачев, В.В. Концепции современного естествознания [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Горбачев. — М.: ООО Издателский дом «Оникс 21 век» ООО Издательство «Мир и образование», 2003. — 592 с. — Библиогр.: с. 582. — 7000 экз. !8ВЫ 5-329-00647-3; !8ВЫ 5-94666-055-1.

4.Сластенин, В.А. и др. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянова ; под общ. ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с. — 30000 экз. !8ВЫ 5-7695-0878-7.

Статья поступила в редколлегию 05.05.07

УДК 371.302.2

Д.Д. Дондоков

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ В УСЛОВИЯХ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ С ФИЗИКОЙ

В данной работе рассматриваются вопросы структурных и содержательных связей физики и электротехники, условия и способы реализации этих связей для повышения качества знаний студентов при обучении их электротехнике.

Общность понятий, законов, теорий и методов исследования смежных дисциплин создает условия для преемственности в образовательном процессе, способствует углублению и повышению качества знаний на основе реализации межпредметных связей.

Содержательные связи физики и электротехники имеют исторические корни. Такие основополагающие понятия, как «электрический заряд», «электрическое и магнитное поле», «ток», «напряжение», «энергия», «мощность» и «сопротивление», также явления, законы и теории, как «явление электромагнитной индукции», «закон Ома», «теория электромагнетизма» являются общими как для физики, так и для электротехники.

В условиях накопления научных знаний и усложнения содержания учебных предметов ведущее место в процессе обучения отводится совершенствованию дидактических и методических подходов к преподаванию

при осуществлении межпредметных связей. Одним из важных направлений в формировании целостных и системных знаний, в частности, по электротехнике, является осуществление преподавания этого предмета в условиях межпредметной связи с физикой.

Наши исследования по обучению курсу электротехники с совмещением изучения вопросов современной электротехнологии показали возможность значительного повышения эффективности учебного процесса в совершенствовании технологической подготовки студентов.

Электротехнология, содержание которой имеет интегративный характер, способствует развитию профессионального творчества, повышению качества знаний студентов и обеспечивает связь обучения с производственной деятельностью человека.

Методика обучения электротехнике предусматривает способы осуществления межпредметной связи с фи-

зикой на различных видах аудиторных занятий, а также и при организации технического творчества, выполнении НИРС, УИРС и дипломных работ. Вся система методов при этом направлена на развитие познавательных способностей студента: усвоение не только результатов научного познания, но и самого процесса получения этих результатов. Для успешной реализации межпредметных связей в процесс обучения следует знать особенности методики формирования теоретических знаний, познавательных и практических умений, общих для физики и электротехники.

При формировании практических умений и навыков осуществляется организация технического творчества, где выполняются конструирование и изготовление моделей приборов и аппаратов. Развитие у студентов учебно-исследовательских способностей осуществляется при выполнении научных, курсовых и дипломных работ.

Межпредметные связи при обучении студентов общетехническим дисциплинам устанавливаются на основе анализа существующей методики изучения предмета. В данном случае электротехника как учебный предмет рассматривается и изучается как наука, техника и технология в их единстве.

1. Электротехника как наука о практическом использовании электрических и магнитных явлений или (второе определение) как наука о производстве, передаче, распределении, преобразовании и использовании электрической энергии, основана на научных принципах и законах физики.

2. Электротехника как техника, предназначенная для преобразования, передачи и применения электрической энергии, представляет технические объекты, созданные на основе научных знаний из области физики, электроники, математики и др.

3. Электротехника как технология представлена ее электротехнологиями — обширной областью промышленного, сельскохозяйственного производства и также сферы соцкультбыта, где для достижения технологической цели того или иного процесса используется либо преобразование электрической энергии в тепловую, либо «непосредственное» воздействие электрического тока, электрических или магнитных полей на объект технологической обработки. Формирование научных знаний, основополагающих научно-технических и технологических понятий, изучение теоретических и экспериментальных методов исследования в курсе электротехники должно осуществляться при реализации межпредметных связей в методологическом, теоретическом и практическом аспектах.

Установление межпредметных связей на теоретическом и методологическом уровнях предполагает определение их хронологических, информационно-содержательных (они обусловлены общностью изучаемых научных фактов, явлений, теории, законов, методов научных исследований, структуры технологических процессов и т. д.) и деятельностных параметров на каждом из этих уровней.

Одной из основных форм организации учебных занятий в вузе является лекция. Использование межпредметных связей как дидактического условия повышения эффективности лекции зависит от особенностей содержания и методических подходов к изучению отдельных тем.

На лекциях осуществляется сквозная взаимосвязь физики, математики с электротехникой, и это служит фундаментом для формирования научного знания студентов по электротехнике. С этой точки зрения проанализируем образовательное значение лекции и методические особенности изучения отдельных тем курса электротехники.

Чтобы использовать все достоинства лекции как формы обучения и свести к минимуму ее недостатки, нужно правильно определить место этой формы занятий в учебном процессе, рассматривая ее как этап в формировании знаний и умений. Очевидно, следует изменить приоритеты в учебном процессе, перейти от старого предметно-ориентированного обучения, основная цель которого — передача содержания данной предметной области, к обучению, ориентированному на формирование и развитие у студентов умений, с помощью которых учебное познание обучаемых осуществляется на основе широкого межпредметного взаимодействия и обобщения знаний смежных предметов. А этот этап очень важен, так как лекция должна ввести студента в новую тему, вызвать интерес к ней, показать цель изучения данного материала, дать ориентацию для подготовки к лабораторно-практическим занятиям и для самостоятельной работы по литературным источникам. Главной задачей каждой лекции является показ сущности темы, анализ ее основных положений в условиях взаимосвязи знаний, мотивации студентов к самостоятельной работе. Чтобы помочь самостоятельной работе студентов, лектор должен более конкретно по данной теме указать объем, методические особенности изучения материала с учетом межпредметных связей, практическое приложение и т. д.

Вопросам использования демонстрационных опытов на лекциях по электротехнике должно уделяться существенное внимание в педагогических вузах. Демонстрация опытов, действующих моделей электротехнических устройств не только повышает эффективность лекции, но имеет важное значение в методической подготовке студентов в их будущей работе. Преподавание электротехники в школе в большей части основано на демонстрациях и на показах опытов.

До недавнего времени принцип наглядности в отечественной дидактике рассматривался несколько односторонне Наглядность сводилась в основном к натуральной и признавалась всегда исходным началом обучения.

Демонстрация опытов помогает решить в учебном процессе разнообразный круг задач:

- раскрывает физическую природу явлений и закономерностей, положенных в основу работы современных машин, аппаратов и приборов, а также способствует использованию демонстрационного эксперимента в качестве источника знаний;

- показывает качественные различия между явлениями техники и устанавливает количественные соотношения между их основными параметрами;

- дает наглядное представление о различных сторонах устройства, принципе действия, режимах работы и т. д.;

- развивает техническое мышление обучаемых.

Одним из важных требований к эксперименту является убедительность и надежность демонстрации.

Мотивация к осуществлению интегративной познавательной деятельности поддерживается при формировании обобщенных экспериментальных умений. Формирование обобщенных экспериментальных умений начинается на лекционных экспериментах в процессе демонстрации явлений, происходящих в электротехнических устройствах. Преемственность демонстрационного и лабораторного эксперимента достигается подбором содержания и структуры исследуемых тем.

Измерительные, вычислительные и графические умения, характерные для проведения экспериментов в физике и общетехнических дисциплинах, могут быть сформированы до уровня обобщенных при соответствующей методике, основанной на условиях осуществления межпредметных связей. Такие умения успешно могут быть использованы будущими учителями физики и

технологии при организации и проведении лабораторных экспериментов в школе.

Реализация межпредметных связей играет важную роль в совершенствовании методики организации самостоятельной работы студентов. Методика межпредметного обучения позволяет сменить приоритет с усвоения готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом необходимости формировать у студентов интегративный стиль мышления.

Важной целью обучения в условиях межпредметных связей является достижение не только результатов научного познания, но и самого пути получения этих результатов. Она включает также формирование межпредметной структуры знаний и познавательной самостоятельности студента, развитие его творческих способностей.

Вся система методов обучения при осуществлении межпредметных связей направлена на развитие диалектического мышления, всестороннего раз- «вития обучающегося, развития его познавательных потребностей, формирования интеллектуальной активности.

Обучающиеся должны быть подготовлены к самостоятельной работе, а это, прежде всего, связано с формированием у них познавательных умений

Самостоятельная работа, прежде всего, завершает задачи всех других видов учебной работы. Знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека. Помимо практической важности самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение она формирует самостоятельность не только как совокупность определенных

Статья поступила в редколлегию 06.05.07

умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности как специалиста высшей квалификации.

В условиях значительного сокращения аудиторных часов на электротехнику и сохранения прежнего объема программного материала необходимо расширить вопросы самостоятельного изучения. Отбор учебного материала производился на основе следующих принципов:

- доступность для самостоятельного изучения;

- связь учебного материала с тематикой лабораторного практикума;

- готовность студентов к самостоятельному поиску и изучению учебного материала;

- частичная изученность темы, например, в курсе физики;

- наличие у студентов мотивационного настроя изучения темы ввиду ее необходимости, полезности, значимости и т. д.

Таким образом, обучение электротехнике будущих учителей физики и технологии в условиях межпредметных связей с физикой обеспечивает: повышение научного уровня знаний обучаемых; развитие творческих, исследовательских способностей студентов на базе выполнения учебных проектов межпредметного характера; углубление знаний в результате осуществления преемственности в формировании понятий, познавательных умений и навыков; повышение качества знаний в результате всестороннего раскрытия связей между явлениями и законами, изучавшимися в курсах физики и электротехники, и единого подхода к формированию у студентов общих понятий и умений.

УДК 37.013

У.Б. Еслямова

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТРАДИЦИОННЫХ ТСО НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИКЕ

В связи с появлением современных технических средств обучения наблюдается тенденция вытеснения ими традиционных ТСО, и на смену традиционным пришли современные технические средства обучения, одним из которых является компьютер. Однако автор статьи показывает, что оптимальным является организация учебного процесса с комплексным использованием средств новых информационных технологий и традиционных технических средств обучения.

Технические средства обучения — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Существует множество классификаций ТСО: по функциональному назначению, принципу устройства и работы, роду обучения, логике работы, характеру воздействия на органы чувств, характеру предъявления информации. Мы рассмотрим статические и динамические технические средства обучения.

К статическим техническим средствам обучения относятся диапроекционная и эпипроекционная аппаратура, кодоскопы и диапроекторы. Статические средства обучения предназначены для проецирования различных объектов (рисунки, схемы, формулы, текст) направленным световым потоком на экран, что позволяет увели-

чить наглядность в обучении, и обеспечивает более полное отображение информации на экране.

К динамическим техническим средствам обучения относятся видеомагнитофон с телевизором, киноаппаратура, а также мультимедиапроектор с компьютером. Мультимедиапроектор позволяет воспроизводить и статическую, и динамическую информацию.

К тому же современные компьютерные программы позволяют создавать слайды, которые можно демонстрировать не только с помощью мультимедиапроектора, но

и, распечатав фолии на лазерном принтере, демонстрировать с помощью кодоскопа.

Учебное кино обеспечивает динамичный показ изучаемых явлений и процессов, но в связи с тем, что ни киноаппараты, ни кинофильмы в школы не поступают, а имевшиеся пришли в негодность, их успешно заменили видеофильмы и видеодвойки, которые, в свою очередь, уступают место техническим средствам новых информационных технологий (компьютеру и мультимедиапроектору).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.